Научная статья на тему 'Показатели соматической патологии, физической подготовленности и функционального состояния студентов юношей специальной медицинской группы'

Показатели соматической патологии, физической подготовленности и функционального состояния студентов юношей специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
725
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПАТОЛОГИЯ / PHYSICAL CULTURE / SPECIAL MEDICAL GROUP / HEALTH / PHYSICAL PREPAREDNESS / FUNCTIONAL STATE / PATHOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Щербак Дмитрий Александрович

В статье рассматриваются различные патологии студентов специальной медицинской группы. Приводится динамика показателей физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы, а также результаты анкетирования студентов первого курса по определению места и роли физической культуры в их жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Щербак Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Showing somatic pathology, physical preparedness and functional state students-boys of special medical group

In the article there is discussed various pathologies of students of special medical group. There is given dynamics indicators physical preparedness and functional state cardiovascular systems, also findings interview first-year students on definition place and role physical culture their life.

Текст научной работы на тему «Показатели соматической патологии, физической подготовленности и функционального состояния студентов юношей специальной медицинской группы»

УДК 796:378

Д. А. ЩЕРБАК

Омский государственный технический университет

ПОКАЗАТЕЛИ

СОМАТИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ, ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ-ЮНОШЕЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

В статье рассматриваются различные патологии студентов специальной медицинской группы. Приводится динамика показателей физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы, а также результаты анкетирования студентов первого курса по определению места и роли физической культуры в их жизнедеятельности.

Ключевые слова: физическая культура, специальные медицинские группы, здоровье, физическая подготовленность, функциональное состояние, патология.

Успешное выполнение студентами учебных требований зависит от здоровья. Однако прогрессирующее увеличение числа студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, свидетельствует об ухудшении состояния здоровья современной молодежи [1 — 3].

Так, значительное место среди сердечно-сосудистых заболеваний студентов специальной медицинской группы занимают кардиопатии, инфекционно-аллергические миокардиты, ревматические поражения сердца, а также нарушения регуляции сосудистого тонуса, протекающие в форме синдрома вегетативно-сосудистой дистонии, гипертонической болезни. Каждое из вышеперечисленных заболеваний, несмотря на общее название, имеет свою клинику, особенности течения и ответную реакцию организма на физическую, умственную работу и психоэмоциональное напряжение [4].

В настоящее время появились данные, что на состояние здоровья молодого поколения существенное влияние оказывают различные морфофункциональные проявления дисплазии соединительной ткани. Они могут быть обусловлены неблагоприятной экологической обстановкой, неадекватным питанием, стрессами, влияющими на организм в процессе онтогенеза, и создают условия для генетической гетерогенности аномалий, протекающих с ее нарушением [5].

Распространенность дисплазии соединительной ткани сердца среди молодежи достигает значительного риска. Предотвращение отрицательных последствий ее проявлений у студентов возможно при организации рационального двигательного режима с использованием плавания [6].

В последние годы функциональные нарушения и заболевания позвоночника принимают эпидемический характер, уступая по частоте лишь простудным, число больных катастрофически возрастает. Это позволяет говорить о том, что они являются болезнью XXI века, то есть болезнью цивилизации [7].

Выявление распространенности вышеназванных отклонений в состоянии здоровья студентов,

проведенное Т. В. Колтошовой [8], свидетельствует об увеличении их числа на 14 % за 10 лет.

Повышение числа заболеваний, функциональных нарушений и соматической патологии обусловливает актуальность проблемы улучшения либо сохранения здоровья студентов и поиска оптимальных вариантов использования средств повышения морфофункциональных показателей организма в физическом воспитании.

Известно, что от состояния здоровья зависит полнота и интенсивность выполнения заложенных генетически и развиваемых умственных и физических способностей, реализуемых в процессе учебы и дальнейшей трудовой деятельности.

Вот почему одним из показателей общей культуры общества в целом является осознание ценностей здоровья и ориентации на сохранение и укрепление его, что явилось целью нашего исследования.

В то же время учебной программой по физическому воспитанию в специальной медицинской группе предусматривается, так же как и для практически здоровых студентов, развитие основных физических качеств: выносливости, силы, гибкости, скоростно-силовой подготовленности.

В связи с этим встает вопрос о границах функциональных возможностей и методах контроля за занимающимися с целью дифференцирования нагрузки и определения эффективности проводимых занятий со студентами, имеющими различные заболевания.

Поиск доступных средств физической культуры для данного контингента требует анализа выявленной заболеваемости студентов. Результаты медицинского осмотра показали динамику распространенности патологии, с которой поступали студенты в Омский государственный технический университет на протяжении 2008 — 2011 гг. В табл. 1 представлены наиболее часто встречающиеся отклонения у студентов-юношей первого курса, направленных врачебной комиссией после прохождения медицинского осмотра на занятия физической культурой в специальные медицинские группы.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

*

Таблица 1

Динамика заболеваемости студентов-юношей специальной медицинской группы

Таблица 2

Динамика показателей физической подготовленности у студентов-юношей специальной медицинской группы (X+m)

Показатели 1 курс (п = 50) 2 курс (п = 50) 3 курс (п = 50) 4 курс (п = 50) Достоверность различий

12-мин. тест ходьбы и бега по Куперу, м (выносливость) 1516+12,6 1857+ 14,6 1624+ 11,8 1737+ 15,4 1-2, 1-3, 1-4, 3-4

Прыжок в длину с места, см (скоростно-силовые возможности) 218 + 0,8 225 + 0,6 213 + 0,4 214 + 0,5 1-2, 2-3, 2-4

Подтягивание на перекладине, кол-во раз (сила) 5 + 0,3 5,6 + 0,2 7 + 0,4 8,5 + 0,5 1-3, 1-4, 2-4, 2-3

Примечание: различия достоверны между группами при P<0,05

Лидирующей патологией в течение этих лет явились нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА). Заболевания сердечно-сосудистой системы (ССС), также достаточно распространены и занимают второе место, хотя по данным научной литературы «пальма первенства» во всем мире принадлежит именно этой патологии. В то же время дисплазия соединительной ткани сердца достаточно часто сопровождается нарушением опорно-двигательного аппарата [5], и потому у одного и того же студента в медицинском заключении обозначены два диагноза.

Значительное количество выявленной миопии (14—15 %) стабильно удерживается на протяжении всех лет и согласуется с мнением других исследователей [2]. Менее значимыми оказались заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и органов дыхания (примерно одинаковое количество случаев). Затем следуют прочие заболевания, в число которых входит патология: эндокринной системы, почечно-урологическая, тонзиллиты, отиты и т.д. К неврологии чаще всего относят: сотрясение мозга (неоднократные у отдельных студентов) и часть специфических заболеваний.

Состояние физической подготовленности имеет немаловажное значение в жизнедеятельности каждого человека, в связи с этим нами было проведено исследование показателей физической подготовленности студентов специальной медицинской группы (табл. 2).

Было выявлено достоверное повышение общей выносливости студентов на втором курсе с последующим снижением этого физического качества по тесту Купера и некоторого повышения к четвертому курсу. Та же тенденция отмечена в проявлении скоростно-силовых возможностей студентов. Силовой

показатель (подтягивание на перекладине) постепенно возрастает к третьему-четвертому курсу.

Данное исследование свидетельствует о необходимости повышения мотивации у студентов к самостоятельным занятиям физической культурой по рекомендуемой преподавателем индивидуальной программе соответственно отстающим показателям. Подобные сведения представлены в работах других авторов [9—11].

Определение функционального состояния сердечно-сосудистой системы проводилось по степ-тесту, разработанному М. Ф. Сауткиным [12]. Результаты данного исследования представлены в табл. 3. Было выявлено, что частота сердечных сокращений превышала нормативные требования, что свидетельствовало о детренированности студентов всех четырех курсов как в покое, так и после нагрузки.

Работоспоспособность достоверно повысилась ко второму курсу, составляя крайнюю границу нормы для лиц, не занимающихся спортом, с дальнейшим снижением на третьем и четвертом курсах. При этом уровень относительного и абсолютного МПК остается без динамики и соответствует нижней границе нормы. Восстановление частоты сердечных сокращении на пятой минуте отстает от исходных данных.

Перечисленные показатели, в том числе и замедленное восстановление частоты сердечных сокращений после нагрузки, свидетельствуют о снижении аэробных возможностей организма студентов специальной медицинской группы и соответствуют аналогичным данным других исследований [1, 13].

Положительная динамика физических качеств свидетельствует о запасах резервных возможностей

Таблица 3

Динамика показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы у студентов-юношей специальной медицинской группы (X+m)

Показатели 1 курс (п = 50) 2 курс (п = 50) 3 курс (п = 50) 4 курс (п = 50) Достоверность различий

ЧСС в покое, уд/мин 86 + 0,7 82 + 0,4 84 + 0,5 87 + 0,7 1-2, 2-4, 3-4

ЧСС максимальное, уд/мин 164 + 0,9 157 + 0,6 156 + 0,5 160 + 0,8 1-2, 1-3

PWC150 кгм/мин 888+ 13 1083+ 18 973+ 12 1024+ 15 1-2, 1-4

МПК(абс), л/мин 2,17 + 0,02 2,3 + 0,01 2,17 + 0,02 2,15 + 0,01 1-2

МПК(отн),мл/кг мин 40,8 + 0,8 42,6 + 0,7 40,8 + 0,8 40,2 + 0,7 Р>0,05

Восстановление (5-я мин), уд/мин 104 + 0,8 86 + 0,7 101 + 0,8 102 + 0,6 1-2, 2-3, 2-4

Примечание: различия достоверны между группами при P<0,05

организма студентов с отклонениями в состоянии здоровья, а исследования физической работоспособности позволяют дифференцированно подойти к методике проведения занятий с целью повышения функциональных возможностей занимающихся.

Уроки по физвоспитанию приобретают определенный смысл, посещаемость их и активность на занятиях и в самостоятельной подготовке значительно повышается.

Сознательное участие в формировании своего здоровья и стремление к физическому совершенствованию у студентов с отклонением в состоянии здоровья требует кропотливой целенаправленной педагогической деятельности. Это связано с тем, что часть из них «напуганы» врачами, не в обиду им будет сказано, после выявления основного заболевания и перехода в специальную медицинскую группу для занятий физической культурой. Другая часть, наоборот, игнорируют рекомендации врачей.

В связи с этим было проведено анкетирование пятидесяти студентов первого курса по определению места и роли физической культуры в их жизнедеятельности после первого учебного года.

Результаты показали, что удовлетворенность проведением учебных занятий по физической культуре отмечает 55 % опрошенных и близкий результат — «скорее да, чем нет», также 29 %. Противоположное мнение, т.е. «скорее нет, чем да» — 13 %. Полную неудовлетворенность выражает 3 %. В целом 84 % студентов довольны проведением занятий в рамках учебного процесса.

При этом 56 % интервьюированных считает, что от состояния их физической подготовленности зависят и показатели здоровья. В то же время 26 % скорее соглашаются с этим, но 18 % склонны к противоположному мнению. В итоге также 82 % понимает значимость физической подготовки для сохранения здоровья.

К этому следует добавить, что 43 % студентов понимают необходимость физического развития в улучшении состояния здоровья и примкнувших к ним 34 % респондентов: «скорее да, чем нет», в противоположность к 24 %, считающим «скорее нет, чем да и нет», т.е. независимости состояния здоровья от уровня физического развития.

В то же время по вопросу зависимости психоэмоционального состояния на здоровье студентов, мнения разделились. Так, 77 % анкетируемых согласились с этим предположением (69 % — да и 8 % — «скорее да, чем нет») и 23 % не видят связи между этими показателями.

Значительный интерес представляло выявление вопроса о занятиях физической культурой в сво-

бодное время. Было выявлено, что лишь 37,5 % занимаются, 25 % — изредка и не желает заниматься — 37,5 % опрошенных.

При этом на вопрос о выборе свободного посещения обязательных занятий по физической культуре 45 % студентов все равно посещали бы их; скорее не посещали бы 39 % и точно нет — 16 %, что указывает на тревожный сигнал. На наш взгляд, данные результаты согласуются с тем, что лишь у 31 % студентов вызывают интерес вопросы, относящиеся к правильной организации занятий физическими упражнениями, и 21 % склонны к этому мнению, но ровно половина студентов (24 % — «скорее нет, чем да» и 24 % — «нет») не приемлют поставленных вопросов. На наш взгляд, это связано с тем, что только 58 % респондентов смотрят спортивные передачи, читают газеты и журналы, а 42 % из них («скорее нет, чем да» — 16 % и «нет» — 26 %) — выражают полное отсутствие интереса к этому жанру средств массовой информации.

Нам хотелось выяснить личную (большую) значимость занятий физическими упражнениями для студентов. Полученные результаты неутешительны. Так, положительно ответили 34 % респондентов, склонны так думать 37 % («скорее да, чем нет») и 29 % — считают их незначимыми. При этом дополнительно хотели бы заниматься 40 %, примыкают к этому мнению — 31 %. Не желают тратить свободное время на занятия физической культурой 29 % респондентов. Видимо, поэтому только 21 % студентов считают возможным дать консультацию своим товарищам по поводу построения занятий физической культурой для укрепления здоровья и его сохранения. Остальные 79 % сомневаются в этом.

Однако на вопрос полученного удовлетворения после занятий физической культурой, ответили положительно 42 % студентов и 37 % склонны к этому. Не считают так — 16 % и 5 % отрицательного мнения. Волнует вопрос по количеству проведения занятий физической культурой в неделю, на что были получены следующие ответы: 2 занятия достаточно считает 47 % респондентов, 16 % — склонны к одному занятию, 11 % категорически против этих занятий, что наталкивает на определенные размышления. Однако 26 % хотели бы заниматься более трех раз в неделю. В связи с этим нас интересовало мнение студентов о том, чем же в целом является для них дисциплина «Физическая культура»? Из полученных ответов следует, что это единственный способ быть в форме (50 %). Для 8 % респондентов — это занятия по принуждению, 29 % считают возможностью самореализации, а 13 % студентов ничего не видят для себя в занятиях физической культурой.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

*

Анализ результатов анкетирования показал, что у студентов не сформированы мотивационные установки к занятиям физической культурой.

Заключение

1. Анализ распространенности заболеваний студентов специальной медицинской группы выявил устойчивую тенденцию их соотношения в течение пяти лет, а именно: увеличение числа нарушений опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой патологии. Данный факт подтверждает необходимость оптимизации двигательного режима и физических нагрузок в рамках учебной деятельности.

2. Разнонаправленность динамики физической подготовленности студентов от первого к четвертому курсу должна нацеливать на совершенствование методики занятий по дисциплине «Физическая культура» для этого контингента.

3. Изучение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы по данным работоспособности подтверждает взаимосвязь уровня здоровья и физической подготовленности студентов специальной медицинской группы и определяет необходимость комплексного контроля при занятиях физической культурой с целью коррекции двигательной активности и психофизических воздействий на протяжении всего обучения.

Библиографический список

1. Сафонова, Ж. Б. Опыт организации физической реабилитации студентов специальной медицинской группы / Ж. Б. Сафонова // Современные процессы развития физической культуры, спорта и туризма. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни : материалы Между-нар. симпз. 17-18 октября 2008 года. - Красноярск, 2008. -С. 327-329.

2. Загревская, А. И. Уровень тревожности у студентов специальной медицинской группы педагогического вуза / А. И. Загревская // Актуальные вопросы безопасности здоровья при занятиях спортом и физической культурой : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (25-26 марта 2004 г.). Т. 2. - Томск, 2004. - С. 112-116.

3. Цеева, Н. А. Формирование базовой личностной физической культуры студенток на занятиях в специальных медицинских группах : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Н. А. Цеева. - Майкоп, 2009. - 28 с.

4. Пономарёва, В. В. Физическая реабилитация студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной системы : дис. ... д-ра мед. наук : 14.00.12 / В. В. Пономарева. - М., 1990. - 343 с.

5. Яковлев, В. М. Восстановительное лечение при дисплазии соединительной ткани / В. М. Яковлев, Г. С. Дубилей. -Омск, 1996. - 120 с.

6. Мельникова, О. А. Методика дифференцированного обучения плаванию студентов специальной медицинской группы с учетом фенотипа : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / О. А. Мельникова. - Тюмень, 2007. - 25 с.

7. Епифанов, В. А. Остеохондроз позвоночника / В. А. Епифанов, И. С. Ролик. - М. : Академический печатный дом, 2000. - 344 с.

8. Колтошова, Т. В. Вторичная профилактика функциональных нарушений и заболеваний позвоночника у студентов специальных медицинских групп : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Т. В. Колтошова. - Омск, 2006. - 24 с.

9. Апанасюк, Н. И. Физическая подготовленность и коррекция двигательных качеств у студентов 1-2 курсов педагогического института / Н. И. Апанасюк // Физическое воспитание учащейся молодежи : материалы Респ. научн.-практ. конф. - Анжеро-Судженск, 1996. - С. 31.

10. Егоров, Д. Е. Технология поэтапного повышения уровня физической подготовленности студенток вузов гуманитарного профиля : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Д. Е. Егоров. - Хабаровск, 2000. - 27 с.

11. Соловьёв, Г. М. О проблемах оценки уровня физической подготовленности студентов в государственных программах вузов / Г. М. Соловьёв // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздаровительной и спортивной работы : материалы VIII Междунар. науч.-метод. конф. Ч. 1. -М. : Изд-во УРАО, 2004. - С. 7-10.

12. Сауткин, М. Ф. Медико-биологические аспекты физического развития школьников и студентов. / М. Ф. Сауткин. -М., 1991. - 102 с.

13. Организационно-методические подходы к управлению процессом физического воспитания в вузе / Н. Ф. Арина [и др.] // Актуальные вопросы безопасности здоровья при занятиях спортом и физической культурой : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. - Томск, 2004. - С. 5-7.

ЩЕРБАК Дмитрий Александрович, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта.

Адрес для переписки: dimarik-85@list.ru

Статья поступила в редакцию 27.05.2013 г.

© Д. А. Щербак

Книжная полка

Кузнецов, В. С. Теория и методика физической культуры. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Василий Степанович Кузнецов. - М. : Academia, 2012. - 416 с. - ISBN 978-5-7695-8434-3.

Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Физическая культура» (квалификация «бакалавр»). В учебнике раскрывается сущность физической культуры, описываются средства и методы формирования физической культуры личности, рассматриваются вопросы обучения двигательным действиям и развития физических способностей, раскрываются организационно-технологические основы занятий физическими упражнениями, подробно характеризуются теоретические положения и методика занятий физической культурой в разные возрастные периоды жизни человека. Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть полезен преподавателям и учителям физической культуры учреждений высшего и среднего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.