Научная статья на тему 'Концептуальная модель программы первичной психофизической профилактики сердечно-сосудистых и других неспецифических заболеваний в структуре медико-педагогической помощи студентам'

Концептуальная модель программы первичной психофизической профилактики сердечно-сосудистых и других неспецифических заболеваний в структуре медико-педагогической помощи студентам Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сафонова Жанна Борисовна, Мельникова Оксана Анатольевна, Колтошова Татьяна Владимировна, Шевелева Ирина Николаевна, Яковлев Виктор Максимович

В результате совместной многолетней научно-практической работы по физической реабилитации разработана концептуальная модель формирования физического поведения в системе первичной профилактики лиц с сердечно-сосудистой патологией и другими неспецифическими заболеваниями. Ведущей составляющей ее является управление приспособительными реакциями на основе координации педагогического, медицинского и психофизического аспектов планирования тренировочных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сафонова Жанна Борисовна, Мельникова Оксана Анатольевна, Колтошова Татьяна Владимировна, Шевелева Ирина Николаевна, Яковлев Виктор Максимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель программы первичной психофизической профилактики сердечно-сосудистых и других неспецифических заболеваний в структуре медико-педагогической помощи студентам»

МЕДИЦИНА

Ж. Б. САФОНОВА В. М. ЯКОВЛЕВ И. А. БРАТИШКО O.A. МЕЛЬНИКОВА Т. В. КОЛТОШОВА И. Н. ШЕВЕЛЕВА

Омский государственный технический университет

Омская государственная медицинская академия

Омский городской клинический кардиоревматологический диспансер

УДК 616.1-084

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ ПЕРВИЧНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ И ДРУГИХ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В СТРУКТУРЕ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТУДЕНТАМ_

В РЕЗУЛЬТАТЕ СОВМЕСТНОЙ МНОГОЛЕТНЕЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ РАЗРАБОТАНА КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ЛИЦ С СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ ПАТОЛОГИЕЙ И ДРУГИМИ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ. ВЕДУЩЕЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЕЕ ЯВЛЯЕТСЯ УПРАВЛЕНИЕ ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫМИ РЕАКЦИЯМИ НА ОСНОВЕ КООРДИНАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО, МЕДИЦИНСКОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО АСПЕКТОВ ПЛАНИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПРОГРАММ.

Актуальность физической реабилитации студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе в рамках учебной программы высшего и среднего учебного заведения, сейчас ни у кого не вызывает сомнений [1, 2, 3], так как к моменту окончания учебы заканчивается развитие жизненно необходимых двигательных навыков и умений, окончательно закрепляется потребность в физических упражнениях, способствующих сохранению на долгие годы работоспособности и укреплению здоровья.

В то же время возрастает количество студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской фуппе, достигая, по данным различных авторов и собственных подсчетов, от 37% до 54% поступающих в вуз. Среди них заболевания сердечно-сосудистой системы занимают первое место. Они же держат «пальму первенства» среди всех причин смертности взрослого населения как в развитых, так и развивающихся странах. И, видимо, не случайно, ВОЗ в 1992 году поставлен вопрос о "Профилактике в детском и юношеском возрасте

сердечно-сосудистых заболеваний, проявляющихся в зрелые годы" [4]. Особую тревогу вызывают в последние десять лет врожденные системные заболевания (дисплазии соединительной ткани).

Однако проспективные исследования и опыт профилактической работы в различных странах мира свидетельствуют о недостаточной психофизиологической готовности большинства населения как к участию в осмотрах, так и к выполнению назначенного курса профилактических мероприятий.

Характерно, что часть лиц пожилого и старческого возраста готовы для укрепления своего здоровья приложить определенные усилия, но, как правило, ценой серьезного психологического стресса и ломки жизненного стереотипа [5]. Большинство молодых людей совершенно не озабочены проблемой сердечно-сосудистых заболеваний и активно накапливают именно те поведенческие стереотипы, с которыми им предстоит мучительно расставаться [6].

Вопрос в том, как осуществлять профилактику ИБС и других неспецифических заболеваний среди молодежи наиболее успешно и эффективно? Думается, что здесь особенно важен индивидуальный подход к методологии программ с ориентацией на активизацию физической активности соответственно патологии, интересам и функциональным возможностям занимающихся.

При этом обращает на себя внимание тот факт, что все предложения по вовлечению пациентов в занятия физической культурой направлены к медицинскому персоналу как высшего, так и среднего звена.

Только в последние годы [7,8] появились рекомендации ВОЗ к привлечению внимания педагогов по разработке программ, направленных на повышение эффективности физического воспитания при помощи новых учебных планов, развитию у молодежи и людей второй половины жизни привычек и навыков регулярной физической активности в течение всей жизни, а также пропаганде и созданию условий для занятий оздоровительной лечебно-профилактической физической культурой по месту учебы и в каникулярное время в спортивно-оздоровительном лагере вуза.

В последние годы возрос интерес к врожденным системным заболеваниям соединительной ткани, объединенным в литературе термином "дисппазия соединительной ткани" (ДСТ) [9], представляющим собой разнообразные синдромы и состояния. К числу наиболее частых ее проявлений относятся различные деформации грудной клетки и позвоночника, нередко сочетающиеся с поражением сердца, крупных сосудов, органов дыхания, глаз, кожи, подкожной клетчатки.

Серьезная социальная и медицинская значимость ДСТ определяется не только ограничением профессионального выбора, непригодности к военной службе, но и, как правило, подобные заболевания имеют прогрессирующий характер и лежат в основе формирования значительной соматической патологии, которая нередко выходит на первый план и определяет прогноз основного заболевания. В связи с этим актуальной становится проблема ранней диагностики заболевания, своевременного оказания медицинской помощи, но и формирования "здоровых жизненных привычек".

Врачебно-педагогические и психологические исследования выявили у лиц с сердечно-сосудистыми и другими неспецифическими заболеваниями сниженный уровень психомоторных реакций, самооценки, повышенный уровень тревоги и депрессии, в связи с чем назрела необходимость поиска и разработки индивидуально-дифференцированных программ психофизической тренировки.

Целью нашего исследования является формирование физического поведения в системе первичной профилактики и реабилитации больных сердечно-сосудистой патологией и других неспецифических заболеваний. При этом, на наш взгляд, ведущая составляющая этого процесса -

это управление приспособительными и адаптационными реакциями и параллельно осуществляемая координация педагогического, методического, психофизического и медицинского аспектов создания нового жизненного стиля.

Задачи исследования:

- обеспечить реализацию базисных потребностей личности на этапе первичной профилактики и физической реабилитации выявленной патологии;

- сформировать "принцип самости" - научить занимающихся самодиагностике, самооценке, психофизической самокоррекции, самоконтролю и саморазвитию индивидуальных резервных возможностей организма;

- сформировать ценностные установки и жизненные приоритеты на здоровье и болезнь, рациональное поведение и самореализацию личности;

Накопленный нами более чем 15-летний опыт научных исследований, практических работ по физической реабилитации позволили создать концептуальную модель системы управления адаптационными и приспособительными реакциями при формировании тренирующих режимов с использованием длительного дозированного бега на улице в условиях Сибири, силовой подготовки и двигательного поведения для лиц, страдающих сердечнососудистой патологией.

Первое условие управления основывалось на положениях поведенческой медицины. Психофизическая переориентация пациента по отношению к своему здоровью: медицинская оценка психосоматического состояния здоровья пациента; формирование осознанного понятия "психологии отношения к здоровью"; обучение самокоррекции психофизиологических реакций (эмоций, аффектов и чувств).

Второе условие управления опиралось на положения педагогики:

- познание структурных и функциональных основ физических действий тренирующих режимов;

- системное освоение малых физических нагрузок с последующим переходом на средние и стрессовые упражнения;

- пооперационный контроль освоения физических программ малых, средних и стрессовых нагрузок;

Третье условие (завершающий этап управления, медико-педагогический) - конечный эффект:

-оценка психосоматического и физического статуса пациента;

-оценка физического и социально-бытового поведения;

- наличие психосоматических и физических резервов;

- оценка адекватности ответа приспособительных и адаптационных реакций на различные психофизиологические и физические нагрузки;

- оценка сформированного стиля жизни и качества жизни.

Конечной и эффективной точкой отсчета образовательной программы физической реадаптации и профилактики является: оптимальный индивидуально сориентированный рациональный стиль жизни, который выходит за рамки "стесненной болезнью жизни" и несет социально-бытовое благополучие.

Наша программа психофизической переориентации лиц, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями и наличием факторов риска ИБС, в процессе физической реабилитации предполагала воспитание у них способности предвидеть и подчинить сознанию и воле психосоматические последствия своей жизнедеятельности. Решающее влияние, как оказалось, имело ближайшее социально-групповое окружение. При этом главным звеном в цепочке мотивированного отношения к изменению стиля жизни явились «общие интересы» или «одна беда» -какое-либо сердечно-сосудистое заболевание. В организованных группах физических тренировок наблюдался особый психологический климат взаимопонимания и под-

держки, а также стремление перейти грань от патологии к "здоровью" в том смысле, насколько это возможно, к полной трудоспособности без тяжелых обострений.

Литература

1. Сафонова Ж. Б. Элементы силовой подготовки на уроке по физвоспитанию с юношами специальной медицинской группы // Итоги научной и научно-методической работы вузов Министерства по физическому воспитанию студентов в 6-пятилетке и перспективы ее дальнейшего совершенствования. / Тез. докл. науч. -метод, конф - Тула 1985. - С. 98.

2. Кондратьева Н. Л. Нормирование нагрузок в оздоровительном беге у студенток вузов: Автореф: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1990. - 20 с.

3. Ильницкая Т. А. Дифференцированная методика физического воспитания для студентов специальных медицинских групп, как средство профилактики: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1993. - 19 с.

4. Профилактика в детском и юношеском возрасте сердечно-сосудистых заболеваний, проявляющихся в зрелые годы: время действовать. Докл. ком. эксп. ВОЗ: [пер. с англ.] - М.: Медицина, 1992. - 111 с.

5. Яковлев В. М., Сафонова Ж. Б. Физическая реабилитация больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. / Методич. реком.: ОГКРД. -1992. -16 с.

6. Бритов А.Н. Современные проблемы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний // Кардиология. - 1996. - № 3. - С. 21.

В. В. МИШКИН

Омская городская детская клиническая больница № 3

УДК 616.832 - 001 ..35 - 02: 616. 711 -007.55

Деформация позвоночника, характеризующаяся боковым его искривлением, известна человечеству с древнейших времен. Более 17 столетий тому назад она была названа Галеном сколиозом. Истинный сколиоз, т.е. чисто боковое искривление позвоночника - искривление во фронтальной плоскости, встречается только на ранних стадиях его развития. По мере увеличения степени сколиоза неизбежно возникает и второй вид деформации грудного отдела позвоночника - кифоз, т.е. искривление его кзади [6, 8]. И, как правило, у детей старшего возраста и подростков в случаях выраженной деформации имеет место сочетание этих двух видов искривлений - кифосколиоз.

Кифосколиоз приводит к изменению формы грудной клетки, нарушению нормального расположения внутренних органов, а также к тяжелым функциональным нарушениям со стороны внутренних органов и систем человеческого организма. В первую очередь нарушается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что почти всегда при выраженных формах кифосколиоза приводит к хронической гипоксии. Длительно существующая гипоксия неизбежно сказывается на развитии всего организма, Функциях его основных органов и систем [8]. Следовательно, сколиоз и кифосколиоз являются не просто местной Деформацией позвоночника, обезображивающей фигуру больного. Это общее тяжелое заболевание всего организ-

7. Новые направления в изучении факторов риска развития сердечно-сосудистых болезней: Докл. науч. группы ВОЗ. - Женева: Всемирная Организация Здравоохранения, 1994. - 72 с.

8. Реабилитация больных с сердечно-сосудистыми нарушениями (спец. реком. для развивающихся стран: Докл. ком эксп. ВОЗ).- Женева: Всемирная Организация здравоохранения, 1995. - 166 с.

9. Яковлев В. М , Дубилей Г С. Восстановительное лечение при дисплазии соединительной ткани. - Омск, 1996. -120 с.

САФОНОВА Жанна Борисовна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физвоспитания и спорта Омского государственного технического университета. МЕЛЬНИКОВА Оксана Анатольевна, преподаватель кафедры физвоспитания и спорта Омского государственного технического университета. КОЛТОШОВА Татьяна Владимировна, преподаватель кафедры физвоспитания и спорта Омского государственного технического университета. ШЕВЕЛЕВА Ирина Николаевна, преподаватель кафедры физвоспитания и спорта Омского государственного технического университета.

ЯКОВЛЕВ Виктор Максимович, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор Омской государственной медицинской академии. БРАТИШКО Ирина Александровна, врач-кардиолог Омского городского клинического кардиоревматологич-еского диспансера.

ма. Поэтому следует говорить не о сколиозе, отражающем только характер деформации позвоночника, а об общем тяжелом заболевании - сколиотической болезни.

Сколиотическая болезнь - генетически обусловленное заболевание опорно-двигательной системы человека, характеризующееся многоплоскостной деформацией позвоночного столба и грудной клетки, приводящее к ранней инвалидизации больных и значительному сокращению продолжительности их жизни.

Распространенность этого тяжелого заболевания среди детей и подростков, по данным различных авторов, колеблется от 3-5% до 33,3 %. Одним из сложных, еще недостаточно изученных, а иногда и наиболее тяжелых проявлений этого страдания являются неврологические расстройства.

Проблема неврологических нарушений при сколиозе в настоящее время весьма актуальна в связи с тем, что патологическим изменениям нервной системы придается определенное значение в этиологии и патогенезе сколиоза [1], а также и потому, что в крупных специализированных ортопедических стационарах концентрируется большое количество больных с тяжелыми формами сколиозов, у которых выявляются различные по степени выраженности спинномозговые осложнения[4]. В практическом отношении особенно важно выявление и изучение спин-

НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СКОЛИОТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ У ДЕТЕЙ_

СКОЛИОЗ - ЭТО ОБЩЕЕ ТЯЖЕЛОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ ВСЕГО ОРГАНИЗМА. ОДНИМ ИЗ СЛОЖНЫХ, ЕЩЕ НЕДОСТАТОЧНО ИЗУЧЕННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭТОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА. В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ СИМПТОМОКОМППЕКСЫ НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ПРИ СКОЛИОТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.