Научная статья на тему 'Резестивная гимнастика одно из средств физической культуры для самостоятельного снижения болевых ощущений в позвоночнике'

Резестивная гимнастика одно из средств физической культуры для самостоятельного снижения болевых ощущений в позвоночнике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
341
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕЗИСТИВНАЯ ГИМНАСТИКА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / БОЛИ В ПОЗВОНОЧНИКЕ / ПРОФИЛАКТИКА / RESISTIVE GYMNASTICS / PHYSICAL TRAINING / OF PAIN IN THE SPINE / PROPHYLAXIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колтошова Татьяна Владимировна

Использование резистивной гимнастики позволяет самостоятельно снижать болевые ощущения в позвоночнике, предупреждая обострения, благодаря механизму депрессорного последействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Колтошова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resistive gymnastics as one of the means of physical culture for relief of pain in spine

Using resistive gymnastics allows to reduce the sense of pain in spine independently, preventing the acute condition owing to the mechanism of post depression.

Текст научной работы на тему «Резестивная гимнастика одно из средств физической культуры для самостоятельного снижения болевых ощущений в позвоночнике»

как рефлексивно-образовательная, она позволяет каждому формулировать новые вопросы, творчески подходить к решению профессиональных проблем, т.е. ориентирована на культуру, на «самосовершенствование через Другого» (А. Матюшкин), на поиск ценностей и смыслов будущей педагогической деятельности. Личностный рост студентов прослеживается и в анализе их рефлексивных суждений (Л.М. Ильязова).

В рефлексивно образовательной среде возникает возможность выбора субъектами образовательного процесса целей, содержания и методов самосовершенствования, происходит изменение представлений о себе как о личности и профессионале. Рефлексивно-образовательная среда «наделяет» студента таким набором средств, которые позволяют ему осознать себя субъектом деятельности, личностью. Познание в рефлексии «Я — действующего» (В.И. Зинченко) становится основанием для формирования педагогической культуры будущего выпускника университета.

Библиографический список

1. Аикина С.Т. Преодоление «частичности» гуманитарного знания в подготовке студентов / С.Т. Аикина // Актуальные проблемы психологии и педагогики высшего и среднего образования на современном этапе : материалы третьей Самарской региональной науч. практ. конф. ученых и педагогов-практиков. — Самара : Изд-во Самарск. гос. экон. акад., 2007. — С. 21—25.

2. Волина М.П. Вопросы формирования умений культуры педагогической деятельности / М.П. Волина // Модернизация образования: проблемы, поиски, решения :сб. материалов Всероссийской науч.-практич. конф. / РИК ГОУ ОГУ. — Оренбург, 2004. - Ч. 3. - С. 91-95.

3. Демин М.В. Внеаудиторная образовательная среда как условие формирования педагогической культуры / М.В. Демин // Качество профессионального образования: новые приоритеты, системы оценки : сб. материалов XXVI преподавательской науч.-практич. конф. — Вологда : ВГУ,

2007. - С. 101-105.

4. Ильязова А.М. Формирование умений культуры педагогической деятельности / Л.М. Ильязова // Качество профессионального образования: новые приоритеты, системы оценки : сб. материалов XXVI преподавательской науч.-прак-тич. конф. — Владимир : ВГПУ, 2008. — С. 70-73.

5. Кравцова Е.В. Характеристика процесса формирования педагогической культуры будущего учителя / Е.В. Кравцова // Вестник Оренбургского гос. пед. ун-та. — 2002. — № 4. — С. 190 — 204.

6. Найн А.А. Теория и практика рефлексивного управления учебной деятельностью студентов / А.А. Найн : монография. — Челябинск : ЧелГНОУ УрОРАО, 2003. — 312 с.

7. Репин М.С. Значение студенческого социума в учебновоспитательном процессе / М.С. Репин // Модернизация образования: проблемы и перспективы : материалы региональной науч.-практ. конф. Ч. 2. — Магнитогорск : МаГУ, 2005. — С. 163 — 164.

8. Уфимцев В.Н. Сущность педагогической культуры студентов / В.Н. Уфимцев // Наука XXI века: проблемы и перспективы : материалы XXIV преподавательской и XXLII студенческой науч.-практ. конф. — Барнаул : БГПУ,

2008. — С. 67—73.

ПОМЕРАНЦЕВА Юлия Константиновна, преподаватель кафедры связей с общественностью.

Дата поступления статьи в редакцию: 13.10.2008 г.

© Померанцева Ю.К.

УДК 79641 Т. В. КОЛТОШОВА

Омский государственный технический университет

РЕЗЕСТИВНАЯ ГИМНАСТИКА - ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СНИЖЕНИЯ БОЛЕВЫХ ОЩУЩЕНИЙ В ПОЗВОНОЧНИКЕ

Использование резистивной гимнастики позволяет самостоятельно снижать болевые ощущения в позвоночнике, предупреждая обострения, благодаря механизму депрессорного последействия.

Ключевые слова: резистивная гимнастика, физическая культура, боли в позвоночнике, профилактика.

По данным научно-методической литературы, бо- ний функции позвоночника [1,2]. По нашим данным, левые ощущения в позвоночнике достигают в разных они составляют 72%. В связи с этим при составлении выборках взрослого населения 30-80% и являются реабилитационных программ купирования болевого чаще всего неврологическим проявлением наруше- синдрома или его профилактики возникает настоя-

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009

Таблица 1

Показатели болевых ощущений по шкале рангового индекса боли (РИБ)

X ± т

Показатель ЭГ-1 ЭГ-П Контрольная группа

до после до после до после

РИБс 9±0,7 7±0,6 8,5±0,7 7±0,7 9±0,8 8,5±0,7

РИБа 6±0,5 4±0,4 5,5±0,5 4,5±0,5 5±0,6 4,5±0,5

РИБэ 2±0,2 1±0,1 2,5±0,2 1,5±0,1 2±0,3 2±0,3

Суммарный РИБ 17±1,4 12±1,2 16,5±1,3 13±1,1 16±1,4 15±1,4

Примечание. РИБс— сенсорный ранговый индекс; РИБа — аффективный ранговый индекс; РИБэ — эвалюативный ранговый индекс.

тельная необходимость использования не только медицинских назначений (обезболивающие инъекции, физиотерапевтические процедуры, массаж), но и средств физической культуры, направленных на предотвращение либо уменьшение болевых ощущений, что явилось одной из задач нашего исследования.

Функциональная лабильность связочного аппарата позвоночника и высокая подвижность его являются факторами, затрудняющими не только формирование, но и сохранение осанки в течение рабочего дня. Функциональная несостоятельность мышц, выпрямляющих позвоночник при различных нарушениях, не обеспечивает достаточной компенсации, в связи с чем наблюдается обширное тоническое напряжение постуральных мышц туловища и конечностей — генерализованная миофиксация [3]. В то же время исследованиями К.Б. Петрова (1997) выявлено, что при длительно протекающей вертеброгенной патологии наблюдается тенденция к развитию выраженных дистрофических изменений в мышцах как околопоз-воночных, так и собственных позвоночно-двигательных сегментов. При этом отмечаются жалобы на затруднение при удержании вертикального положения туловища, при наклоне вперёд, долгое пребывание в вертикальной позе, что приводит к поясничным болям. Снижение тонического напряжения мышц, их усталости и нарушений осанки будет зависеть от сознательного контроля привычных поз, положений тела, обучения (правильно ходить, сидеть, лежать, работать), освоения мышечной релаксации [4].

Купированию обострения (благодаря механизму депрессорного последействия) способствуют целенаправленные и строго дозированные синергические упражнения в преодолевающем и уступающем режиме работы с противодействием (сопротивлением) тренируемых мышц [5, 6, 7]. В ортопедии и травматологии — это изометрические упражнения с мышечным сокращением без сближения мест фиксации мышц и движений в суставах. При этом упражняются частные динамические группы в положениях, обеспечивающих изолированное действие. Продолжительность мышечного напряжения может быть различна в зависимости от физического состояния, но не должна превышать 8 секунд. В результате систематического выполнения изометрических упражнений улучшается кровоснабжение, регулируется мышечный тонус [8].

Другое важное направление, для скорейшего купирования боли разработано специалистами мануальной терапии [9], для снижения общего потока проприо-цептивной импульсации назначаются упражнения, способствующие целенаправленной релаксации сегментарных мышц в ключевых зонах позвоночника

соответственно локализации функциональных блоков. Используется с этой целью эффект расслабления мышц после их предварительной активизации [10].

Названа эта методика постизометрической релаксацией, и сущность её заключается в максимальном растяжении предварительно релаксируемой мышцы с дальнейшим оказанием сопротивления адекватному усилию, прилагаемому инструктором в течение 10 секунд (на вдохе) с последующим расслаблением на выдохе. Через 1 секунду мышцу растягивают без сопротивления. Такой приём повторяют 3-5 раз. Результативность этой методики основана на исследованиях И.П. Павлова, доказывающих что ведущая роль в формировании чувства боли принадлежит коре головного мозга, и реакция на болевое раздражение может быть подавлена условным раздражителем.

Обоснованием разработанной нами резистивной гимнастики явились научные труды [11, 12, 13]. по комплексному влиянию различных видов рецепции на кинестетическое восприятие движений.

Основной сутью её является индивидуальная тренировка, сочетающая строго дозированное сокращение мышц в местах расположения биологически активных точек с одновременным давлением на опору, условно оказывающую «пассивное сопротивление», которое дозируется ощущением по мысленному произнесению счёта, и затем — дальнейшее расслабление мышц.

Комплекс резистивной гимнастики состоит из восьми упражнений, выполняемых в исходном положении сидя на стуле или стоя у края стола. Опорной поверхностью для «сопротивления» являются собственные руки, спинка, сиденье, ножки стула или стола, а также край столешницы. Произнесение счёта «вслух — про себя» оказывает определённое психологическое воздействие, являясь контролирующим фактором выполнения комплекса упражнений резистивной гимнастики.

Анальгезирующий эффект происходит благодаря механизму депрессорного последействия упражнения в изометрическом режиме (И.Б. Тёмкин, 1971), но отличается импульсивным давлением на опору с последовательным увеличивающимся строго дозированным напряжением и расслаблением.

Для уточнения результатов психокоррекции студентов с болевыми синдромами было проведено изучение особенностей по ранговому индексу боли (РИБ) в баллах на основе суммирования субшкал: сенсорной, аффективной и эвалюативной (таблица 1)[14].

При этом распределение болевых ощущений в зависимости от выбранных дескрипторов описания боли оказалось следующим: первое место занима-

ет сенсорное, то есть чувствующее её, второе — аффективное, то есть эмоциональное восприятие (воздействующее на психику) и на третьем месте — эвалюативное (обобщённая субъективная оценка). Полученные результаты исследования доказывают анальгезирующий эффект резистивной гимнастики и правомерность использования этой формы для оказания самопомощи и предупреждения болевых ощущений по действию подобно точечному массажу.

Следует отметить, что уменьшение интенсивности болевых ощущений с помощью резистивной гимнастики сопровождается как улучшением осанки, так и возможностью выполнения физических нагрузок тренирующего характера.

Таким образом, использование резистивной гимнастики является одним из средств физической культуры для самостоятельного снижения болевых ощущений в позвоночнике не только в бытовой деятельности, но и в применении нагрузок тренирующего характера.

Библиографический список

1. Walsh K., Cruddes M., Coggon D. Low beck pain in eight areas of Britain // J. Epidemiol. Comm. Health. — 1992.

2. Резвани М.Х. Физическая реабилитация больных с вертеброгенными рефлекторными деформациями на стационарном этапе восстановительного лечения. : автореф. дис. канд. пед. наук / М.Х. Резвани. — Москва, 2004. — 24 с.

3. Веселовский В.П. О роли триггеров опорно-двигательного аппарата //Третий Международный конгресс вертеб-рологов. — Казань, 1993. — С. 9—10.

4. Ненашева Т.В. Физические методы лечения дисплас-тического сколиоза у детей / Т.В.Ненашева, Л.А.Комарова // Вопр. курорт., физиотерап. и ЛФК. — 1995. — № 5. — С. 44-45.

5. Тёмкин И.Б. Упражнения в изометрическом режиме при болезнях органов кровообращения / И.Б. Тёмкин, Москва. — Медицина, 1977. — С. 28-32.

6. Касвандэ З.В. Лечебная гимнастика при шейном остеохондрозе. / З.В. Касвандэ. — Рига.: Изд-во «Знание», 1976. - 98 с.

7. Palmer K. T., Waish K., Bendall H., Cooper C., Coggon D. Back pain in Britain: comparison of two prevalence s an interval of 10 years // B.M.J. - 2000. - 320. - P. 1577-1578.

8. Криворотов В.А. Сочетание лечебной физической культуры с самомассажем в комплексном лечении больных с неврологическими появлениями поясничного остеохондроза / В.А. Криворотов, М.П. Эвиададзе // Вопр. курорт. физиотер. и ЛФК. - 1990. - № 4. - С. 50-51.

9. Левит К., Мануальная медицина / К. Левит, Й. Захсе,

B. Янда. - Москва : Медицина, 1993. - 510 с.

10. Иванычев Г.А. Постреципрокная релаксация - новый метод мягкой техники мануальной терапии в лечении миофасциального болевого синдрома // Тезисы Первого съезда мануальных терапевтов России (25-26 ноября). - М., 1999. - С. 60-61.

11. Сеченов И.М. К вопросу о влиянии раздражений чествующих нервов на мышечную работу человека // И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский. Физиология нервной системы. - М.,1952. - С. 35-38.

12. Могендович М. Р. К физиологическому обоснованию лечебной физкультуры при заболеваниях внутренних органов // Вопросы курорт., физиотерап. и ЛФК. - 1957. -№ 2. - С. 25-28.

13. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. - М. : Медицина, 1975. - 402 с.

14. Кузьменко В.В. / В.В. Кузьменко, В.А. Фокин,

Э.Р. Маттис. // Советская медицина. - 1986. - № 10. -

C. 44-46.

КОЛТОШОВА Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физвоспитания и спорта.

Дата поступления статьи в редакцию: 21.12.2008 г.

© Колтошова Т.В.

Книжная полка

ББК 75/З-46

Здоровьесберегающие технологии в системе физического воспитания студентов с отклонением в состоянии здоровья (профилактика и реабилитация) [Текст] : учеб. пособие / Ж. Б. Сафонова [и др.] ; ОмГТУ. -Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. - 58 с. : табл., формы. - Библиогр.: с. 57-58.

В учебном пособии рассматриваются теоретические, методические и практические подходы здоровьесберегающей технологии в физическом воспитании студентов с наиболее частыми (сердечно-сосудистые, опорно-двигательный аппарат) отклонениями в здоровье, а также профилактические мероприятия для нормализации родовой деятельности и нарушений репродуктивного здоровья студенток.

Представленный материал базируется на более чем 20-летнем опыте изучения и разработки физической реабилитации студентов специальной медицинской группы с сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями на кафедре физического воспитания и спорта Омского государственного технического университета. Пособие адресовано преподавателям вузов, аспирантам и студентам.

По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.