Научная статья на тему 'Кинезиологический подход в улучшении качества жизни субъектов образовательного процесса'

Кинезиологический подход в улучшении качества жизни субъектов образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
106
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / KINESIOLOGICAL APPROACH / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА / FUNCTIONAL DISORDERS OF THE SPINE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колтошова Т.В.

Статье рассматривается эффективность использования кинезиологического подхода с целью профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата субъектов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Колтошова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KINESIOLOGICAL APPROACH IN IMPROVEMENT OF QUALITY OF LIFE OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS

The article examines the effectiveness of the use of kinesiology approach to prevent violations of the musculoskeletal system of educational process.

Текст научной работы на тему «Кинезиологический подход в улучшении качества жизни субъектов образовательного процесса»

УДК 796.012.4:378

Т.В. Колтошова,, T.V. Koltoshova, e-mail: Koltoshova@rambler.ru Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В УЛУЧШЕНИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СУБЪЕКТОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

KINESIOLOGICAL APPROACH IN IMPROVEMENT OF QUALITY OF LIFE OF SUBJECTS

OF EDUCATIONAL PROCESS

В статье рассматривается эффективность использования кинезиологического подхода с целью профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата субъектов образовательного процесса.

The article examines the effectiveness of the use of kinesiology approach to prevent violations of the musculoskeletal system of educational process.

Ключевые слова: кинезиологический подход, качество жизни, субъекты образовательного процесса, функциональные нарушения позвоночника.

Keywords: kinesiological approach, quality of life, the subjects of the educational process, functional disorders of the spine.

Потребность человека в движении - одна из биологических особенностей организма, обеспечивающая его высокую жизнедеятельность. Многочисленные научные исследования подтверждают тот факт, что двигательная активность принадлежит к числу факторов, определяющих уровень обменных процессов организма, а также состояния его костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем [1]. При этом она тесно связана с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным.

Вместе с тем, недостаток движений вызывает в организме целый комплекс неблагоприятных изменений, которые W. Raab (1961) предложил объединить термином «гипокинетическая болезнь». При этом ведущими патогенетическими звеньями являются изменения энергетического и пластического обмена, затрагивающие в первую очередь мышечную систему, а также нарушение взаимодействия как отдельных систем, так и организма в целом со внешней средой.

Пагубное влияние на организм гиподинамического фактора в связи с урбанизацией заключается и в усугублении имеющихся у значительного числа детей, подростков и взрослого населения морфо-функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата, прогрессирующих c годами, что сказывается неблагоприятным образом на трудоспособности, возможности полноценных занятий физической культурой [4].

В последние годы функциональные нарушения и заболевания позвоночника принимают эпидемический характер, уступая по частоте лишь простудным; число больных катастрофически растает, это позволяет говорить о том, что функциональные нарушения и заболевания позвоночника являются болезнью XXI века, то есть болезнью цивилизации [9].

Вместе с тем, если 10 лет назад отмечалось, что остеохондрозом позвоночника страдает каждый второй человек, достигший 40 лет, то в настоящее время средний возраст снизился до 27 лет, т.е. в период, наиболее благоприятный для проявления творческих и профессиональных возможностей человека [5].

При этом следует отметить, что если несколько лет назад основное внимание в реабилитации лиц с различными неинфекционными заболеваниями, в том числе и позвоночника, уделялось медикаментозным средствам, то в настоящее время большинство учёных - специалистов ориентируется на разработку профилактических мероприятий, основную роль среди которых играют оздоровительные формы двигательной активности [8].

Изыскание эффективных, доступных комплексных технологий здровьесбережения субъектов образовательного процесс для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата чрезвычайно важно, поскольку занятия физической культурой два раза в неделю в соответствии с учебной про-

граммой на I - II курсах и один раз на третьем, не могут компенсировать недостаток двигательной активности и выполнять роль профилактического стабилизатора здоровья.

Все вышеизложенное, является одним из критериев снижения качества жизни, то есть уровня здоровья, личностных наклонностей, поведенческих особенностей [7].

Таким образом, актуальность проблемы жизнедеятельности данного контингента в поиске средств и методов физического воспитания, предусматривающего компенсирование двигательной активности, используя различные подходы, в том числе, и кинезиологический, заключается в формировании спортивно-оздоровительной культуры, для сохранения функций и систем организма субъектов образовательного процесса (студенты-бакалавры, студенты факультета элитного образования, студенты-магистратуры).

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность повышения качества жизни субъектов образовательного процесса использованием кинезиологиче-ского подхода.

Методы исследования: анализ медицинских карт, морфофункциональных показателей, анкетирование, интервьюирование, количественная оценка боли позвоночника.

Обсуждение и результаты исследования: В настоящее время кинезиология, представляет одно из самых интересных и современных направлений в науке, поскольку охватывает полный спектр помощи здоровья человеку, способствуя снятию напряжения, не только мышечного, но и психического.

В основе кинезиологической теории лежат труды И.М. Сеченова о взаимосвязи физиологических процессов и психических явлений. Основные положения теории функциональных систем П.К. Анохина, позволяют раскрыть содержание механизмов взаимосвязи умственной и двигательной деятельности в процессе выполнения движения. В 30-40 гг Н.А. Бернштейн и Erich von Holst опубликовали несколько статей, способствующих формированию современной теории управления движениями. Анализ проведенных исследований позволил Н.А. Бернштейну, создать модель управления движениями человека, в основе, которой лежит выделение ведущей роли афферентных систем. Вышеизложенные труды позволили в дальнейшем определить три направления, которые изучает кинезиоло-гия: прикладное, спортивное и образовательное [2,3].

Что же касается прикладной кинезиологии, то это новый мультидисциплинарый подход к здоровью человека, где исследуется анализ позы, ходьбы, объема движений, а также статическая и динамическая пальпация с целью определения тонуса мышц. Предметом изучения прикладной кине-зиологии, является возникновение дисбаланса в любой системе организма, проявляющейся в мышечной слабости.

Одним из перспективных, интегрированных технологий кинезиологического подхода в профилактической и реабилитационной помощи считается обучение пациентов [9]. В последнее время получили развитие такие формы обучения, как различные школы, основой которых является совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия, направленного на повышение уровня знаний, информированности и практических навыков коррекции выявленных отклонений в состоянии здоровья, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Таким образом, основными положениями прикладной кинезиологии, является - целостный подход к здоровью человека и его составляющим.

Как следует из доклада экспертов комитета Всемирной организации здравоохранения (1994), качество жизни лиц, имеющих какую-либо патологию, определяется, прежде всего, оценкой самим человеком степени удовлетворённости различными аспектами своей жизни, обусловленными болезнью и её последствиями, степени функциональных возможностей и зависит в первую очередь от физической работоспособности, а также способности тренироваться.

В то же время профессиональная нагрузка (вынужденное пребывание за рабочим столом) в современном обществе у большинства популяции способствует развитию факторов риска различных функциональных нарушений и заболеваний позвоночника. Для студентов такие факторы являются наиболее значимыми, так как их «трудовая» деятельность сопряжена с огромной психоэмоциональной нагрузкой и хроническим «недостатком» времени в силу возрастной особенности образа жизни.

Успешность коррекции здоровья через кинезиологический подход использования средств физической культуры может быть только в случае правильной последовательности включения мышц в выполняемое движение. При нарушении этой последовательности возникает перегрузка мест при-

крепления мышц к суставам позвоночника и конечностей со смещением и травматизацией межпозвоночного диска, сопровождающегося усилением болевого синдрома. Вот почему особенно важно для преподавателя физической культуры, владеть основами прикладной кинезиологии, что позволит ему произвести первичную диагностику функционального состояния мышц и осуществить подбор соответствующих кинезиотерапевтических упражнения для снятия болевых ощущений и последующего предупреждения их.

В рамках организованных и самостоятельных занятий снижения болевых ощущений либо устранение дискомфорта была научно обоснована и внедрена «школа оздоровления позвоночника» В основе ее содержания явились разработанная нами методика унифицированного плавания в ластах, резистивной и разгрузочной гимнастики.

Для уточнения результатов использования кинезиологического подхода в психокоррекции здоровья субъектов образовательного пространства с болевыми синдромами было проведено изучение особенностей по ранговому индексу боли (РИБ) в баллах на основе суммирования субшкал: сенсорной, аффективной и эвалюативной [7].

В начале исследований у испытуемых отмечались жалобы на периодические боли и дискомфорт в спине во всех наблюдаемых группах табл. 1.

Таблица 1

Показатели болевых ощущений по шкале рангового индекса боли (РИБ) X ± т

Показатель ЭГ-1 ЭГ-11

до после до после

РИБс 9±0,7 7±0,6 8,5±0,7 7±0,7

РИБа 6±0,5 4±0,4 5,5±0,5 4,5±0,5

РИБэ 2±0,2 1±0,1 2,5±0,2 1,5±0,1

Суммарный РИБ 17±1,4 12±1,2 16,5±1,3 13±1,1

Примечание: РИБс- сенсорный ранговый индекс; РИБа - аффективный ранговый индекс; РИБэ - эва-люативный ранговый индекс

При этом распределение болевых ощущений, в зависимости от выбранных дескрипторов описания боли, оказалось следующим: первое место занимает сенсорное, то есть чувствующее её, второе - аффективное, то есть эмоциональное восприятие (воздействующее на психику) и на третьем месте - эвалюативное (обобщённая субъективная оценка).

Полученные результаты исследования по использованию резистивной и разгрузочной гимнастики, доказывают анальгезирующий эффект и правомерность применения этих форм для оказания самопомощи и предупреждения болевых ощущений по действию подобных точечному массажу.

Таким образом, результатом внедрения проведенного курса «школы оздоровления позвоночника»: чтение лекций, частных бесед, а также тренировок на основе кинезиологического подхода, явилось повышение уровня качества жизни (физической активности и личностной мотивации) у большинства исследуемых, что согласуется с опубликованными ранее и представленными в научной литературе данными.

Библиографический список

1. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. - М. : Физкультура и спорт, 1996. - 234 с.

2. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. - М. : Медицина, 1975. - 402 с.

3. Бернштейн, Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн. - М. : Медгиз, 1947.

4. Веселовский, В. П. Профилактика остеохондроза позвоночника / В. П. Веселовский, А. Ш. Билалова. - Казань : Татар. кн. изд-во, 1989. - 152 с.

5. Войтаник, С. А. Мануальная терапия дистрофических заболеваний позвоночника / С. А. Войтаник, В. Б. Гавота. - Киев : Из-во Здоровья, 1989. - 143 с.

6. Воробьёва, Е. Н. Организация первичной и вторичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний на базе специализированного центра / Е. Н. Воробьёва, Г. И. Симонова, Б. Я. Воршав-ский // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2002. - № 4. - С. 20-23.

7. Кузьменко, В. В. / В. В. Кузьменко, В. А. Фокин, Э. Р. Маттис // Советская медицина. -1986. - № 10. - С. 44-46.

8. Челноков, В. А. Остеохондроз позвоночника : перспективы применения физических упражнений / В. А. Челноков // Теор. и практ. физич. культ. - 2005. - №1. - С. 11-16.

9. Ячменёв, Н. П. Комплекс оздоровительных воздействий по профилактике сколиозов и остеохондрозов, для умственного труда / Н. П. Ячменев // Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в высшей школе» / Куб. ГТУ. - Краснодар, 2003. - С. 189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.