УДК 796.012.4:378
Т.В. Колтошова,, T.V. Koltoshova, e-mail: [email protected] Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В УЛУЧШЕНИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СУБЪЕКТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
KINESIOLOGICAL APPROACH IN IMPROVEMENT OF QUALITY OF LIFE OF SUBJECTS
OF EDUCATIONAL PROCESS
В статье рассматривается эффективность использования кинезиологического подхода с целью профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата субъектов образовательного процесса.
The article examines the effectiveness of the use of kinesiology approach to prevent violations of the musculoskeletal system of educational process.
Ключевые слова: кинезиологический подход, качество жизни, субъекты образовательного процесса, функциональные нарушения позвоночника.
Keywords: kinesiological approach, quality of life, the subjects of the educational process, functional disorders of the spine.
Потребность человека в движении - одна из биологических особенностей организма, обеспечивающая его высокую жизнедеятельность. Многочисленные научные исследования подтверждают тот факт, что двигательная активность принадлежит к числу факторов, определяющих уровень обменных процессов организма, а также состояния его костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем [1]. При этом она тесно связана с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным.
Вместе с тем, недостаток движений вызывает в организме целый комплекс неблагоприятных изменений, которые W. Raab (1961) предложил объединить термином «гипокинетическая болезнь». При этом ведущими патогенетическими звеньями являются изменения энергетического и пластического обмена, затрагивающие в первую очередь мышечную систему, а также нарушение взаимодействия как отдельных систем, так и организма в целом со внешней средой.
Пагубное влияние на организм гиподинамического фактора в связи с урбанизацией заключается и в усугублении имеющихся у значительного числа детей, подростков и взрослого населения морфо-функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата, прогрессирующих c годами, что сказывается неблагоприятным образом на трудоспособности, возможности полноценных занятий физической культурой [4].
В последние годы функциональные нарушения и заболевания позвоночника принимают эпидемический характер, уступая по частоте лишь простудным; число больных катастрофически растает, это позволяет говорить о том, что функциональные нарушения и заболевания позвоночника являются болезнью XXI века, то есть болезнью цивилизации [9].
Вместе с тем, если 10 лет назад отмечалось, что остеохондрозом позвоночника страдает каждый второй человек, достигший 40 лет, то в настоящее время средний возраст снизился до 27 лет, т.е. в период, наиболее благоприятный для проявления творческих и профессиональных возможностей человека [5].
При этом следует отметить, что если несколько лет назад основное внимание в реабилитации лиц с различными неинфекционными заболеваниями, в том числе и позвоночника, уделялось медикаментозным средствам, то в настоящее время большинство учёных - специалистов ориентируется на разработку профилактических мероприятий, основную роль среди которых играют оздоровительные формы двигательной активности [8].
Изыскание эффективных, доступных комплексных технологий здровьесбережения субъектов образовательного процесс для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата чрезвычайно важно, поскольку занятия физической культурой два раза в неделю в соответствии с учебной про-
граммой на I - II курсах и один раз на третьем, не могут компенсировать недостаток двигательной активности и выполнять роль профилактического стабилизатора здоровья.
Все вышеизложенное, является одним из критериев снижения качества жизни, то есть уровня здоровья, личностных наклонностей, поведенческих особенностей [7].
Таким образом, актуальность проблемы жизнедеятельности данного контингента в поиске средств и методов физического воспитания, предусматривающего компенсирование двигательной активности, используя различные подходы, в том числе, и кинезиологический, заключается в формировании спортивно-оздоровительной культуры, для сохранения функций и систем организма субъектов образовательного процесса (студенты-бакалавры, студенты факультета элитного образования, студенты-магистратуры).
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность повышения качества жизни субъектов образовательного процесса использованием кинезиологиче-ского подхода.
Методы исследования: анализ медицинских карт, морфофункциональных показателей, анкетирование, интервьюирование, количественная оценка боли позвоночника.
Обсуждение и результаты исследования: В настоящее время кинезиология, представляет одно из самых интересных и современных направлений в науке, поскольку охватывает полный спектр помощи здоровья человеку, способствуя снятию напряжения, не только мышечного, но и психического.
В основе кинезиологической теории лежат труды И.М. Сеченова о взаимосвязи физиологических процессов и психических явлений. Основные положения теории функциональных систем П.К. Анохина, позволяют раскрыть содержание механизмов взаимосвязи умственной и двигательной деятельности в процессе выполнения движения. В 30-40 гг Н.А. Бернштейн и Erich von Holst опубликовали несколько статей, способствующих формированию современной теории управления движениями. Анализ проведенных исследований позволил Н.А. Бернштейну, создать модель управления движениями человека, в основе, которой лежит выделение ведущей роли афферентных систем. Вышеизложенные труды позволили в дальнейшем определить три направления, которые изучает кинезиоло-гия: прикладное, спортивное и образовательное [2,3].
Что же касается прикладной кинезиологии, то это новый мультидисциплинарый подход к здоровью человека, где исследуется анализ позы, ходьбы, объема движений, а также статическая и динамическая пальпация с целью определения тонуса мышц. Предметом изучения прикладной кине-зиологии, является возникновение дисбаланса в любой системе организма, проявляющейся в мышечной слабости.
Одним из перспективных, интегрированных технологий кинезиологического подхода в профилактической и реабилитационной помощи считается обучение пациентов [9]. В последнее время получили развитие такие формы обучения, как различные школы, основой которых является совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия, направленного на повышение уровня знаний, информированности и практических навыков коррекции выявленных отклонений в состоянии здоровья, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Таким образом, основными положениями прикладной кинезиологии, является - целостный подход к здоровью человека и его составляющим.
Как следует из доклада экспертов комитета Всемирной организации здравоохранения (1994), качество жизни лиц, имеющих какую-либо патологию, определяется, прежде всего, оценкой самим человеком степени удовлетворённости различными аспектами своей жизни, обусловленными болезнью и её последствиями, степени функциональных возможностей и зависит в первую очередь от физической работоспособности, а также способности тренироваться.
В то же время профессиональная нагрузка (вынужденное пребывание за рабочим столом) в современном обществе у большинства популяции способствует развитию факторов риска различных функциональных нарушений и заболеваний позвоночника. Для студентов такие факторы являются наиболее значимыми, так как их «трудовая» деятельность сопряжена с огромной психоэмоциональной нагрузкой и хроническим «недостатком» времени в силу возрастной особенности образа жизни.
Успешность коррекции здоровья через кинезиологический подход использования средств физической культуры может быть только в случае правильной последовательности включения мышц в выполняемое движение. При нарушении этой последовательности возникает перегрузка мест при-
крепления мышц к суставам позвоночника и конечностей со смещением и травматизацией межпозвоночного диска, сопровождающегося усилением болевого синдрома. Вот почему особенно важно для преподавателя физической культуры, владеть основами прикладной кинезиологии, что позволит ему произвести первичную диагностику функционального состояния мышц и осуществить подбор соответствующих кинезиотерапевтических упражнения для снятия болевых ощущений и последующего предупреждения их.
В рамках организованных и самостоятельных занятий снижения болевых ощущений либо устранение дискомфорта была научно обоснована и внедрена «школа оздоровления позвоночника» В основе ее содержания явились разработанная нами методика унифицированного плавания в ластах, резистивной и разгрузочной гимнастики.
Для уточнения результатов использования кинезиологического подхода в психокоррекции здоровья субъектов образовательного пространства с болевыми синдромами было проведено изучение особенностей по ранговому индексу боли (РИБ) в баллах на основе суммирования субшкал: сенсорной, аффективной и эвалюативной [7].
В начале исследований у испытуемых отмечались жалобы на периодические боли и дискомфорт в спине во всех наблюдаемых группах табл. 1.
Таблица 1
Показатели болевых ощущений по шкале рангового индекса боли (РИБ) X ± т
Показатель ЭГ-1 ЭГ-11
до после до после
РИБс 9±0,7 7±0,6 8,5±0,7 7±0,7
РИБа 6±0,5 4±0,4 5,5±0,5 4,5±0,5
РИБэ 2±0,2 1±0,1 2,5±0,2 1,5±0,1
Суммарный РИБ 17±1,4 12±1,2 16,5±1,3 13±1,1
Примечание: РИБс- сенсорный ранговый индекс; РИБа - аффективный ранговый индекс; РИБэ - эва-люативный ранговый индекс
При этом распределение болевых ощущений, в зависимости от выбранных дескрипторов описания боли, оказалось следующим: первое место занимает сенсорное, то есть чувствующее её, второе - аффективное, то есть эмоциональное восприятие (воздействующее на психику) и на третьем месте - эвалюативное (обобщённая субъективная оценка).
Полученные результаты исследования по использованию резистивной и разгрузочной гимнастики, доказывают анальгезирующий эффект и правомерность применения этих форм для оказания самопомощи и предупреждения болевых ощущений по действию подобных точечному массажу.
Таким образом, результатом внедрения проведенного курса «школы оздоровления позвоночника»: чтение лекций, частных бесед, а также тренировок на основе кинезиологического подхода, явилось повышение уровня качества жизни (физической активности и личностной мотивации) у большинства исследуемых, что согласуется с опубликованными ранее и представленными в научной литературе данными.
Библиографический список
1. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. - М. : Физкультура и спорт, 1996. - 234 с.
2. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. - М. : Медицина, 1975. - 402 с.
3. Бернштейн, Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн. - М. : Медгиз, 1947.
4. Веселовский, В. П. Профилактика остеохондроза позвоночника / В. П. Веселовский, А. Ш. Билалова. - Казань : Татар. кн. изд-во, 1989. - 152 с.
5. Войтаник, С. А. Мануальная терапия дистрофических заболеваний позвоночника / С. А. Войтаник, В. Б. Гавота. - Киев : Из-во Здоровья, 1989. - 143 с.
6. Воробьёва, Е. Н. Организация первичной и вторичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний на базе специализированного центра / Е. Н. Воробьёва, Г. И. Симонова, Б. Я. Воршав-ский // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2002. - № 4. - С. 20-23.
7. Кузьменко, В. В. / В. В. Кузьменко, В. А. Фокин, Э. Р. Маттис // Советская медицина. -1986. - № 10. - С. 44-46.
8. Челноков, В. А. Остеохондроз позвоночника : перспективы применения физических упражнений / В. А. Челноков // Теор. и практ. физич. культ. - 2005. - №1. - С. 11-16.
9. Ячменёв, Н. П. Комплекс оздоровительных воздействий по профилактике сколиозов и остеохондрозов, для умственного труда / Н. П. Ячменев // Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в высшей школе» / Куб. ГТУ. - Краснодар, 2003. - С. 189.