Научная статья на тему 'Развитие педагогической культуры студентов в рефлексивно-образовательной среде физкультурного вуза'

Развитие педагогической культуры студентов в рефлексивно-образовательной среде физкультурного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РЕФЛЕКСИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СТУДЕНТЫ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / PEDAGOGICAL CULTURE / REFLEXIVE-EDUCATIONAL ENVIRONMENT / STUDENTS OF HIGHER PHYSICAL EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Померанцева Юлия Константиновна

В работе показаны различные подходы к развитию педагогической культуры студентов. Приведены содержательные характеристики данной дефиниции. Представлены внешние и внутренние признаки рефлексивно-образовательной среды, в которой оптимально развивается педагогическая культура. Показаны задачи, решаемые преподавателями и студентами по развитию педагогической культуры, в рефлексивно-образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Померанцева Юлия Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of pedagogical culture of students in reflexive-educational environment of higher physical educational institution

Different approaches are shown in the work to develop of pedagogical culture of students. The explicit characteristics of this definition are given. The inner and outer signs of a reflexive-educational environment are presented in which pedagogical culture is developed correctly. The tasks are shown solved by teachers and students in the development of pedagogical culture in the reflexive-educational environment.

Текст научной работы на тему «Развитие педагогической культуры студентов в рефлексивно-образовательной среде физкультурного вуза»

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009

М. : Мысль, 1981. — 268 с.

9. Мамардашвили М. Картезианские размышления / М. Мамардашвили. — М. : Изд-во МГУ, 1991. — 214 с.

10. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука / Э.С. Маркарян. — М. : Мысль, 1983. — 284 с.

11. Найн А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы: Монография / А.Я. Найн. — Шадринск : Изд-во ПО «Исеть», 1999. — 328 с.

12. Найн А.Я. Профессиональная жизненная деятельность педагога: выбор стратегии : метод. пособие / А.Я. Найн,

З.М. Уметбаев. — Магнитогорск : МаГУ, 2000. — 235 с.

13. Питерс Т. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний) / Т. Питерс, Р.В. Уотермен ; пер. с англ. / под общ. ред. Л.И. Евенко. — М. : Прогресс, 1986. — 418 с.

14. Поташник М.М. Управление современной школой / М.М. Поташник, А.М. Моисеев. — М. : Новая школа, 1997. — 352 с.

15. Русинов Ф.М. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений / Ф.М. Русинов, Л.Ф.Никулин, Л.В. Фаткин. - М. : ИНФРА-М, 1996. - 351 с.

16. Симонов В.П. Педагогический менеджмент /

В.П.Симонов. — М. і Новая школа, 1997. — 264 с.

17. Третьякова Т.Н. Теоретические основы управления профессиональной подготовкой специалистов / Т.Н.Третьякова. — Челябинск і Изд-во ЮУрГУ, 2000. — 284 с.

18. Хан И.А. Корпоративная культура. Межкультурные аспекты профессиональной коммуникации / И.А.Хан // ELT News&Views. - 2000. - № 4 (16). - С. 17-23.

19. Ethigue, communication / Coordonne par M. Abdallah-Pretceille et L.Porche FDM // Numero special. Juillet, 1999. -273 p.

20. Kerr C. The Uses of the University. V. III. - NY Harper and Row, 1963. - 140 p.

21. Thompson J., Yerdermann A. The Мodern Ldea of the University. - N.-Y. і Land, 1984. - 96 p.

АНИСИМОВА Вера Александровна, докторант кафедры педагогики, кандидат педагогических наук.

Дата поступления статьи в редакцию: 13.10.2008 г.

© Анисимова В.А.

УДК: 378 : 796 Ю. К. ПОМЕРАНЦЕВА

Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В РЕФЛЕКСИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

В работе показаны различные подходы к развитию педагогической культуры студентов. Приведены содержательные характеристики данной дефиниции. Представлены внешние и внутренние признаки рефлексивно-образовательной среды, в которой оптимально развивается педагогическая культура. Показаны задачи, решаемые преподавателями и студентами по развитию педагогической культуры, в рефлексивно-образовательной среде.

Ключевые слова: педагогическая культура, рефлексивно-образовательная среда, студенты вуза физической культуры.

Актуальность исследования развития педагогической культуры студентов в рефлексивно-образовательной среде физкультурного вуза определяется рядом факторов: процессами, происходящими в образовательном сообществе, обусловленными изменениями его социально экономических ориентаций и обострением внимания к воспитательной специфике молодежи; регионализацией образования как средства жизнеустройства региона, призванного выстроить систему взаимосвязей образования с другими социальными институтами, учитывающими национальный компонент [7, с. 163].

Динамичные социокультурные и экономические процессы, смена ценностных ориентиров в современном российском обществе обострили проблему несформированности педагогической культуры вы-

пускника физкультурного вуза. Вступление России в Болонский процесс инициирует подготовку педагога, культуросообразно действующего, работающего не только на уровне действий и операций (когда цель задана и рефлексии не подлежит), но и на уровне деятельности (когда цель освещается смыслом и у педагога возникает возможность выбора). В Программе развития образования до 2010 года подчеркивается роль педагогической культуры обучающихся как условия его модернизации, указывается на подготовку студента как соискателя, автора предположений, гипотез; исследователя, сталкивающегося в своих пробах с ошибками, вынужденного постоянно корректировать, проверять самого себя.

Однако результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уровень педагогической

культуры выпускников вуза физической культуры не в полной мере соответствует современным требованиям. Значительная часть молодых специалистов испытывает сложности в педагогической деятельности. Наше изыскание, проведенное на репрезентативной выборке (п = 216 респондентов) показывает, что 69,3% педагогов и студентов затрудняются в определении целей педагогической деятельности; ценность рефлексии понимают 29,6% респондентов; взаимодействуют со студентом с опорой на современные теории диалога культур лишь 26,8%; осуществляют рефлексию — 3,4% опрошенных. Подготовка учителя (тренера, методиста) физической культуры в большинстве случаев традиционно протекает в информирующей образовательной среде, затрудняющей творчество, толерантность, диалог. В то же время потребности будущих педагогов физической культуры в культуросообразной деятельности возросли: более 83,7% опрошенных студентов хотят стать «культурными деятелями», говорят о «самосознании», «самосовершенствовании».

Педагогическая наука нуждается в знаниях, современных подходах, поиске новых средств формирования культуры педагогической деятельности. В последние года в научных публикациях [1; 2; 3; 5; 6; 8]:

а) изучены разнообразные аспекты культуры как пространства становления человека: А.И. Арнольдов, Э.А. Баллер, К. Беннет (содержание и способы развития культуры), М. Вебер, В.М. Межуев, Д. Садкер, (нравственные проблемы культуры) и др.;

б) разработан культурологический подход, основанный на понимании педагогической культуры как результата рефлексии человеческого опыта (Л.А. Вербицкая, Л.А. Волович, Н.Б. Крылова, А.А. Найн);

в) осуществлен философский (А.О. Зоткин, Г. Жиру, В.Н. Сагатовский, М. Эпала и др.) и психо-лого-педагогический (А.А. Бодалев, Дж. Дженкинс, В.Л. Зинченко, А.Н. Леонтьев и др.) анализ феномена педагогической культуры;

г) созданы основы концепции педагогической культуры как рефлексивного профессионализма (В.И. Кондрух, Д. Луизбет, О.Л. Назарова; А.Я. Найн).

Несмотря на это, сегодня не сложилось единых представлений в трактовке понятия «педагогическая культура»: она рассматривается как часть общечеловеческой культуры (М.В. Богуславский, М.М. Кольцова, Р.Г. Натадзе, Ф.А. Сохин, Е.Н. Шиянов); как характеристика особенностей межпоколенного и педагогического взаимодействия (В.А. Беликов, А.Г. Гостев, С.М. Матрос); как сущностная характеристика среды (М.Н. Волин, Е.Ю. Захарченко, С. Ньето); как направление сущностных свойств личности, профессиональной деятельности и общения учителя (Д. Голник, В.Н. Удотова, Е.В. Шорохова).

Проведенное исследование позволяет утверждать, что педагогическая культура объединяет две общественные системы — трансляцию социального опыта и общечеловеческую культуру, а потому педагогическая культура занимает «пограничное положение» как в системе культур, так и в системе педагогики, представляя собой часть общей культуры человека (В.Л. Бенин, А.В. Петровский).

Сравнение и анализ понятий «профессиональная культура» (совокупность специальных знаний и опыта, их реализация в деятельности), «педагогическое мастерство» (синтез качеств и свойств личности, определяющий эффективность педагогического процесса) и «педагогическая культура» позволили нам сформулировать содержание изучаемой дефиниции. Педагогическая культура студентов в рефлексивнообразовательной среде физкультурного вуза — это

интегративное качество личности, представленное в мотивах, ценностных ориентациях, содержании, технологиях и продуктах труда субъекта, базирующееся на способности индивида определять границы значимого и незначимого в процессе жизнедеятельности. Её культуроформирующим фактором служит способность субъекта понять новое в педагогической культуре и умение вписать это новое в свою деятельность.

Сущность изучаемого явления, особенности его формирования, его многофункциональный характер послужили основанием для выделения критериев сформированности педагогической культуры студентов:

а) мотивационно-ценностного (отношение к педагогической культуре как ценности);

б) когнитивного (наличие знаний о педагогической культуре, принципах и закономерностях ее формирования);

в) деятельностного (умение транслировать знания, вступать в диалог о жизненных смыслах, осмысливать ценностную систему бытия, соотбнося с собственными ценностями; интеллектуальная личностная, деятельная рефлексия);

г) эмоционально-оценочного (понимание внутреннего мира другой личности, толерантность, эмпатия).

Опираясь на исследования О.С. Анисимова, А.М. Анохина, Т.В. Менч, А.А. Найна, В.И. Слободчикова, Л.Б. Соколовой можно дать трактовку рефлексивнообразовательной среде как совокупности внешних и внутренних педагогических условий, в которых возникает возможность выбора субъектами образовательного процесса цели, содержания и методов саморазвития, происходит изменение представлений о себе как личности и профессионале, что обеспечивает формирование педагогической культуры субъекта.

Рефлексивно-образовательная среда обладает, как отмечает Л.М. Ильязова, обязательными признаками системности [4, с. 72].: целостностью, подчиненностью всей организации определенной цели — «ввести» студента в культуру, в которой он сможет осмысливать культурные нормы и образцы, создавать на основе их переработки новые; структурированностью (наличием содержания, методов, форм, средств); взаимосвязанностью и взаимодействием элементов (самоорганизацией, управляемостью в процессе развития).

Как показали материалы исследования, развитие педагогической культуры обучающихся в рефлексивно-образовательной среде происходит за счет сущностных характеристик последней:

• внешних (образовательный процесс носит социально-личностный характер; предполагает выбор таких обучающих методик, в которых упор делается не на содержание, а на способы деятельности педагога и студента);

• внутренних (рефлексивно-образовательная среда: вариативна, соразмерна развивающейся в ней личности; в ней необходимо присутствует внутреннее противоречие или субъективное затруднение, связное с педагогической или учебной деятельностью самого субъекта; направлена на формирование у ее субъектов всех видов рефлексии и развитие всех ее уровней; в ней возможно переосмысление старых и создание новых культурных норм в процессе образования; любая деятельность ее субъектов, в том числе и педагогическая, является креативной и исследовательской; в ней педагог и студент выступают в роли субъектов, ориентированных на социально и личностно значимые ценности).

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009

Между тем создаваемая рефлексивно-образовательная среда не может обеспечить достижение поставленной цели, если параллельно не вводятся специальные организационно-методические механизмы, посредством которых становится возможен переход системы высшего педагогического физкультурного образования из ее исходного «типового» сочетания в требуемое, соответствующее цели инновационного развития. Применительно к изучаемой теме, такие механизмы вполне корректно могут быть представлены в системе научных технологий рефлексивного управления учебной деятельностью студентов.

В рефлексивно-образовательной среде в качестве базовой дефиниции принято понятие «структурнофункционального инварианта» педагогической технологии (СФИ ПТ). Семантическая формула структурно-функционального инварианта педагогической технологии такова:

ПТ = (П + Пц + Р) + (С + М)+У + Н, где:

П — предмет преобразования («исходное состояние»);

Пц — процесс преобразования — целерациональное движение парамеров «предмета» к параметрам «продукта-результата»;

Р — результат преобразования («требуемое состояние»); образ результата понимается как рациональная цель;

(П + Пц + Р) — педагогическая задача: «предмет» (исх.), «процесс», «продукт» (треб.);

С — средство преобразования «предмета» в «продукт-результат»;

М — методы как правила применения «средства» в процессе преобразования «предмета» в «продукт-результат»;

(С + М) — способ как совокупность «средств» и «методов»;

У — условия как организационные, вещественные, информационные, квалификационные «внешние средства» обеспечения «процесса»;

Н — нормы как правила выбора средств по отношению к цели; как стандарты-эталоны качества процесса, продукта-результата.

Понятие о структурно-функциональном инварианте педагогической технологии в нашей работе использовалось как единица теоретического анализа и проектирования конкретных моделей технологической деятельности преподавателя по развитию педагогической культуры студентов [6, с. 291- 292]. При этом в перечень основных, решаемых преподавателем инновационных профессиональных задач рефлексивного управления входили.

1. Задачи на личностно-гуманную ориентацию в образовательном процессе, решаемые на базе комплекса знаний: о человеке и его месте в современном мире, почерпнутого из культурологии, валеологии, философской герменевтики, методологии мыследе-ятельности, когнитивной психологии; о способах перевода данных понятий в практическую плоскость.

2. Задачи на системное видение педагогической реальности, решаемые на базе комплекса знаний: по основам системологии, по основам моделирования педагогических систем и собственной профессиональной деятельности, по основам педагогической прогностики и формированию умений прогнозирования результатов собственной деятельности и ее последствий.

3. Задачи на формирование предметной области, решаемые на базе комплекса знаний: о специальной деятельности по организации информационных погружений в предметную область; о приобретении навыков отбора, обработки, хранении и интерпрета-

ции учебной информации; о формировании умений конструирования нового содержания предмета на вариативной основе; о критериях отбора вариативного содержания предмета.

4. Задачи на владение педагогическими технологиями, решаемые на базе знаний: о структурно-функциональном инварианте педагогической технологии; о способах структуризации трех типов педагогических технологий:

а) педагогической коммуникации;

б) взаимодействия с учебной информацией;

в) трансляции учебной информации — обучения.

5. Задачи на развитие способности к интеграции с педагогическим опытом других, решаемые на базе знаний: приемов анализа образцов отечественного и зарубежного опыта (концепций, подходов, технологий, форм организации); приемов практического освоения опыта в ходе совместной работы всех субъектов педагогического процесса (при изучении спортивно-педагогических дисциплин).

6. Задачи на формирование креативных качеств личности педагога, решаемые на базе организации практической деятельности по формированию и (или) развитию:

а) способности к самоизменению (самодиагностике);

б) способности к созданию (проектированию) принципиально новых систем в сфере профессиональной педагогической деятельности;

в) способности к профессиональному самоопределению, принятию полной ответственности за результаты своей деятельности по развитию педагогической культуры.

7. Задачи на развитие педагогической культуры студентов, решаемые на базе знаний: основ теории рефлексивного мышления; о способах саморефлек-сии; о ценности и необходимости рефлексивной деятельности педагога; о способах организации совместных рефлексивных процессов в рамках профессиональной педагогической деятельности.

Оценка результатов педагогического эксперимента проводилось методом соотношения (процентного) студентов, находящихся на том или ином уровне сфор-мированности культуры педагогической деятельности в начале и конце эксперимента. Для отслеживания динамики уровня сформированности изучаемого качества в ходе опытно-экспериментальной работы использовались следующие показатели динамических рядов: средний показатель (Ср), показатель абсолютного прироста ^), коэффициент эффективности (Кэфф) экспериментальной методики.

В конце опытной работы средние показатели по каждому критерию возросли как в экспериментальных, так и в контрольной группах. Однако в экспериментальных группах рост оказался существенно больше. Так, средний показатель (Ср) по сформиро-ванности педагогической культуры в ЭГ1 и ЭГ2 вырос соответственно в 1,34 и в 1,30 раза, а в контрольной лишь в 1,02 раза. Абсолютный прирост ^) по высокому уровню сформированности исследуемого качества в ЭГ1 и ЭГ2 составил соответственно 21,6% и 24,1%, а в КГ — 0,1%; число студентов, находящихся на низком уровне в ЭГ1 уменьшилось на 28,2%, в ЭГ2 — на 27,9%, в КГ только — на 4,7%.

Результаты позволили выявить позитивную динамику показателей педагогической культуры по каждому из критериев. Студенты уяснили, что внеаудиторная образовательная среда — это пространство не только досуга и развлечений: организованная

как рефлексивно-образовательная, она позволяет каждому формулировать новые вопросы, творчески подходить к решению профессиональных проблем, т.е. ориентирована на культуру, на «самосовершенствование через Другого» (А. Матюшкин), на поиск ценностей и смыслов будущей педагогической деятельности. Личностный рост студентов прослеживается и в анализе их рефлексивных суждений (Л.М. Ильязова).

В рефлексивно образовательной среде возникает возможность выбора субъектами образовательного процесса целей, содержания и методов самосовершенствования, происходит изменение представлений о себе как о личности и профессионале. Рефлексивно-образовательная среда «наделяет» студента таким набором средств, которые позволяют ему осознать себя субъектом деятельности, личностью. Познание в рефлексии «Я — действующего» (В.И. Зинченко) становится основанием для формирования педагогической культуры будущего выпускника университета.

Библиографический список

1. Аикина С.Т. Преодоление «частичности» гуманитарного знания в подготовке студентов / С.Т. Аикина // Актуальные проблемы психологии и педагогики высшего и среднего образования на современном этапе : материалы третьей Самарской региональной науч. практ. конф. ученых и педагогов-практиков. — Самара : Изд-во Самарск. гос. экон. акад., 2007. — С. 21—25.

2. Волина М.П. Вопросы формирования умений культуры педагогической деятельности / М.П. Волина // Модернизация образования: проблемы, поиски, решения :сб. материалов Всероссийской науч.-практич. конф. / РИК ГОУ ОГУ. — Оренбург, 2004. — Ч. 3. — С. 91—95.

3. Демин М.В. Внеаудиторная образовательная среда как условие формирования педагогической культуры / М.В. Демин // Качество профессионального образования: новые приоритеты, системы оценки : сб. материалов XXVI преподавательской науч.-практич. конф. — Вологда : ВГУ,

2007. — С. 101 — 105.

4. Ильязова А.М. Формирование умений культуры педагогической деятельности / Л.М. Ильязова // Качество профессионального образования: новые приоритеты, системы оценки : сб. материалов XXVI преподавательской науч.-прак-тич. конф. — Владимир : ВГПУ, 2008. — С. 70 — 73.

5. Кравцова Е.В. Характеристика процесса формирования педагогической культуры будущего учителя / Е.В. Кравцова // Вестник Оренбургского гос. пед. ун-та. — 2002. — № 4. — С. 190 — 204.

6. Найн А.А. Теория и практика рефлексивного управления учебной деятельностью студентов / А.А. Найн : монография. — Челябинск : ЧелГНОУ УрОРАО, 2003. — 312 с.

7. Репин М.С. Значение студенческого социума в учебновоспитательном процессе / М.С. Репин // Модернизация образования: проблемы и перспективы : материалы региональной науч.-практ. конф. Ч. 2. — Магнитогорск : МаГУ, 2005. — С. 163 — 164.

8. Уфимцев В.Н. Сущность педагогической культуры студентов / В.Н. Уфимцев // Наука XXI века: проблемы и перспективы : материалы XXIV преподавательской и XXLII студенческой науч.-практ. конф. — Барнаул : БГПУ,

2008. — С. 67—73.

ПОМЕРАНЦЕВА Юлия Константиновна, преподаватель кафедры связей с общественностью.

Дата поступления статьи в редакцию: 13.10.2008 г.

© Померанцева Ю.К.

УДК 79641 Т. В. КОЛТОШОВА

Омский государственный технический университет

РЕЗЕСТИВНАЯ ГИМНАСТИКА - ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СНИЖЕНИЯ БОЛЕВЫХ ОЩУЩЕНИЙ В ПОЗВОНОЧНИКЕ

Использование резистивной гимнастики позволяет самостоятельно снижать болевые ощущения в позвоночнике, предупреждая обострения, благодаря механизму депрессорного последействия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: резистивная гимнастика, физическая культура, боли в позвоночнике, профилактика.

По данным научно-методической литературы, бо- ний функции позвоночника [1,2]. По нашим данным, левые ощущения в позвоночнике достигают в разных они составляют 72%. В связи с этим при составлении выборках взрослого населения 30 — 80% и являются реабилитационных программ купирования болевого чаще всего неврологическим проявлением наруше- синдрома или его профилактики возникает настоя-

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.