Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНАЯ СРЕДА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ / ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любимов М. Л., Соловьёва И. Л., Захарова М. О., Мокс А. А.

В статье рассматривается проблема создания комфортной образовательной среды для всех обучающихся, в том числе и учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Организация совместного обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся школьников предполагает переоборудование образовательного пространства, трансформацию мотивационной и профессиональной составляющих педагогического сообщества, мировосприятия всех участников образовательного процесса. Последнее является наиболее сложным, особенно среди ученического коллектива, причиной чего являются низкий уровень знаний о категории детей с ОВЗ в целом, об их психологических и физических особенностях, неумение общаться с такими детьми, незнание эффективных способов коммуникации с ними, вследствие чего формируется отрицательное отношение к инклюзии, к детям с ОВЗ. В данном контексте возникает необходимость формирования в образовательных организациях, помимо педагогического коллектива, процессов, которые способствуют изменению поведенческих стереот ипов ученических сообществ по отношению к обучающимся с ОВЗ как средовой базы толерантности для любой образовательной организации, работающей в режиме инклюзии. Для достижения этой цели разработана технология для формирования толерантных коммуникативных установок среди участников образовательного процесса в инклюзивной образовательной среде на основе принципов и методов эдьютейнмента. Целесообразность использования эдьютейнмента (как варианта игрового обучения) для формирования толерантной среды в детском коллективе обусловлена возможностью неформальной, нетрадиционной подачи сложных нравственных знаний, поведенческих ценностей, представленных в ситуациях естественно-житейского характера. Структура технологии имеет четыре блока: научно-теоретический, целевой, процессуальный и дидактический, - отображающих взаимосвязь содержания, методов и приемов обучения. На основе данной технологии разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, которая способствует формированию у учащихся опыта коммуникативного и социального взаимодействия с детьми с ОВЗ, способствуя развитию механизмов самоорганизации ученического коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Любимов М. Л., Соловьёва И. Л., Захарова М. О., Мокс А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING A COMFORTABLE EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR STUDENTS WITH DISABILITIES USING INFORMAL EDUCATION TECHNOLOGIES

The article deals with the problem of creating a comfortable educational environment for all students, including students with disabilities and special needs. The organization of joint education of children with disabilities and normally developing schoolchildren involves the re-equipment of the educational space as well as the transformation of motivational and professional components of the pedagogical community and the worldview of all participants in the educational process. The latter is vital and the most difficult, especially among students, and the reason for it is a low level of knowledge about the category of students with disabilities and special needs, about their psychological and physical characteristics, not being able to communicate with such children, not knowing effective ways to communicate with them, resulting in a negative attitude to inclusion, to children with disabilities. In addition to the teaching staff, there is a need to create in educational organizations processes that contribute to changing behavioral stereotypes of student communities in relation to students with disabilities as an environmental base of tolerance for any educational organization working in the mode of inclusion. To achieve this goal, a technology has been developed for the formation of tolerant communicative attitudes among participants of the educational process in an inclusive educational environment based on the principles and methods of «edutainment». The expediency of using «edutainment» (as a variant of game training) for the formation of a tolerant environment in the children's team is due to the possibility of informal, non-traditional presentation of complex moral knowledge, behavio ral values presented in situations of a natural and everyday nature. The structure of the technology is represented by four blocks: scientific and theoretical, target, procedural and didactic, reflecting the relationship of the content, methods and techniques of training. On the basis of this technology the additional education program was developed that facilitates students forms of communication and social experience of interacting with children having disabilities, and thereby contributing to the development of self-regulation mechanisms in student community.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 371.47.022

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.08

СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М. Л. Любимов,

МГПУ, Москва, [email protected], И. Л. Соловьёва, МГПУ, Москва, [email protected], М. О. Захарова, МГПУ, Москва, [email protected], А. А. Мокс, МГПУ, Москва, MoksA @mgpu.ru

В статье рассматривается проблема создания комфортной образовательной среды для всех обучающихся, в том числе и учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). Организация совместного обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся школьников предполагает переоборудование образовательного пространства, трансформацию мотивационной и профессиональной составляющих педагогического сообщества, мировосприятия всех участников образовательного процесса. Последнее является наиболее сложным, особенно среди ученического коллектива, причиной чего являются низкий уровень знаний о категории детей с ОВЗ в целом, об их психологических и физических особенностях, неумение общаться с такими детьми, незнание эффективных способов коммуникации с ними, вследствие чего формируется отрицательное отношение к инклюзии, к детям с ОВЗ.

В данном контексте возникает необходимость формирования в образовательных организациях, помимо педагогического коллектива, процессов, которые способствуют изменению поведенческих стереотипов ученических сообществ по отношению к обучающимся с ОВЗ как средовой базы толерантности для любой образовательной организации, работающей в режиме инклюзии.

Для достижения этой цели разработана технология для формирования толерантных коммуникативных установок среди участников образовательного процесса в инклюзивной образовательной среде на основе принципов и методов эдьютейнмента. Целесообразность использования эдьютейнмента (как варианта игрового обучения) для формирования толерантной среды в детском коллективе обусловлена возможностью неформальной, нетрадиционной подачи сложных нравственных знаний, поведенческих ценностей, представленных в ситуациях естественно-житейского характера. Структура технологии имеет четыре блока: научно-теоретический, целевой, процессуальный и дидактический, — отображающих взаимосвязь содержания, методов и приемов обучения.

На основе данной технологии разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, которая способствует формированию у учащихся опыта коммуникативного и социального взаимодействия с детьми с ОВЗ, способствуя развитию механизмов самоорганизации ученического коллектива.

Ключевые слова: инклюзивное образование; инклюзивная среда; толерантность; дети с ограниченными возможностями здоровья; социализация; коммуникация; коммуникативные особенности детей с ОВЗ; эдьютейнмент.

Для цитаты: Любимов М. Л., Соловьёва И. Л., Захарова М. О., Мокс А. А. Создание комфортной среды обучения для детей с ОВЗ посредством использования технологии неформального образования // Системная психология. 2020. № 2 (34). С. 94-107. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.08

© Любимов М. Л., Соловьёва И. Л., Захарова М. О., Мокс А. А., 2020

Любимов Михаил Львович, кандидат психологических наук, директор центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: [email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8692-3943 Соловьева Ирина Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: [email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1266-9727 Захарова Марина Олеговна, заместитель директора центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: [email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0533-6200 Мокс Анна Александровна, методист центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: [email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6702-4475

UDC 371.47.022

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.08

CREATING A COMFORTABLE EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR STUDENTS WITH DISABILITIES USING INFORMAL EDUCATION TECHNOLOGIES

М. L. Lyubimov,

MCU, Moscow, [email protected], I. L. Solovyova, MCU, Moscow, [email protected], M. O. Zakharova, MCU, Moscow, [email protected], А. А. Moks, MCU, Moscow, [email protected]

The article deals with the problem of creating a comfortable educational environment for all students, including students with disabilities and special needs. The organization of joint education of children with disabilities and normally developing schoolchildren involves the re-equipment of the educational space as well as the transformation of motivational and professional components of the pedagogical community and the world-view of all participants in the educational process. The latter is vital and the most difficult, especially among students, and the reason for it is a low level of knowledge about the category of students with disabilities and special needs, about their psychological and physical characteristics, not being able to communicate with such children, not knowing effective ways to communicate with them, resulting in a negative attitude to inclusion, to children with disabilities.

In addition to the teaching staff, there is a need to create in educational organizations processes that contribute to changing behavioral stereotypes of student communities in relation to students with disabilities as an environmental base of tolerance for any educational organization working in the mode of inclusion.

To achieve this goal, a technology has been developed for the formation of tolerant communicative attitudes among participants of the educational process in an inclusive educational environment based on the principles and methods of «edutainment». The expediency of using «edutainment» (as a variant of game training) for the formation of a tolerant environment in the children's team is due to the possibility of informal, non-traditional presentation of complex moral knowledge, behavioral values presented in situations of a natural and everyday nature. The structure of the technology is represented by four blocks: scientific

and theoretical, target, procedural and didactic, reflecting the relationship of the content, methods and techniques of training.

On the basis of this technology the additional education program was developed that facilitates students forms of communication and social experience of interacting with children having disabilities, and thereby contributing to the development of self-regulation mechanisms in student community.

Keywords: inclusive education; inclusive environment; tolerance; children with disabilities; socialization; communication; communication features of children with disabilities; edutainment.

For citation: Lyubimov M. L., Solovyova I. L., Zakharova M. O., Moks A. A. Creating a comfortable educational environment for students with disabilities using informal education technologies // Systems Psychology and Sociology. 2020. № 2 (34). P. 94-107. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.08

Lyubimov Mikhail Lvovich, PhD in Psychological Sciences, Director of the «Blago» Diagnostic and Counseling Center of the Institute of Lifelong Learning of the Moscow City University, Moscow, Russia.

E-mail: [email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8692-3943

Solovyova Irina Leonidovna, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Speech Therapy at the Institute of Special Education and Complex Rehabilitation of the Moscow City University, Moscow, Russia.

E-mail: [email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1266-9727

Zakharova Marina Olegovna, Deputy director at the «Blago» Diagnostic and Counseling Center of the Institute of Lifelong Learning of the Moscow City University, Moscow, Russia.

E-mail: [email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0533-6200

Moks Anna Aleksandrovna, Education Counselor at the «Blago» Diagnostic and Counseling Center of the Institute of Lifelong Learning of the Moscow City University, Moscow, Russia.

E-mail: [email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6702-4475

Введение

Деятельность общеобразовательной организации как сложного социального механизма создает условия, способствующие самоопределению и личностному росту обучающегося. Эти условия позволяют и обучающимся с особыми образовательными потребностями (далее — ООП) реализовать свой потенциал как в образовательной, так и в творческой сферах. Воспитательная функция образовательных организаций выражается в персонализа-ции образовательного процесса, в ориентации на личность обучающегося, учете его индивидуальных возможностей и способностей. Деятельность педагогов, обучающихся, их родителей создает единое полимодальное пространство, обеспечивающее благоприятный психологический климат в образовательной организации. Показателями комфортности для каждого из обучающихся является сформированный уровень педагогического оптимизма, сотрудничества, открытого диалога между всеми участниками образовательного процесса [14]. Однако не все образовательные организации готовы создавать равнопартнер-скую творческую атмосферу. Наблюдается

тенденция, когда незрелость и неготовность некоторых школ не приводит к созданию комфортной среды для всех обучающихся. В этой связи, исходя из гуманистических устремлений, обязанность гражданского общества — выработать механизмы поддержки каждого ребенка в образовательной среде (как говорится, каково образование, таково и будущее нации).

Целью работы стало теоретическое изучение мирового опыта создания комфортной образовательной среды для всех обучающихся, в том числе и учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогические технологии неформального образования

Актуально создание такой педагогической технологии в системе образования, которая служила бы основой формирования фундамента деятельности образовательных организаций для продвижения интегрированных и кооперативных процессов, социального взаимодействия [7]. В то же время, несмотря на достаточную консервативность

образования как сферы социальной деятельности, школы уже отходят от многих традиционных методов, ставших в современных условиях неэффективными. Педагогические трансляционные технологии все чаще вытесняются технологиями научения и самообучения, пересматриваются и изменяются системы ценностных ориентаций и установок в содержании школьного обучения и воспитания с позиций социализации личности ребенка. В соответствии с актуальными задачами образования в школе появляются новые тенденции и перспективы, влияющие на обновление целевых установок. Например, развитие неспецифических, универсальных навыков (soft skills), формирование функциональной грамотности, особенно коммуникативной, социальной и информационной. Функциональная грамотность позволяет включить в академическую компетентность школьника навыки работы в команде, умение кооперироваться и взаимодействовать на равных не только с детьми одного уровня, но и с детьми с особыми образовательными потребностями [16]. В условиях инклюзивной практики школы важно способствовать развитию у всего контингента обучающихся толерантных установок, желания и умения выстраивать эффективную коммуникацию с обучающимися разного уровня физического и психического развития [17]. Эти установки будут направлены на создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса — педагогического, родительского, ученического коллективов, — т. е. толерантной коммуникативной среды. Согласно цели образования, необходимо стремиться к тому, чтобы выпускник, оканчивая школу, владел сформированной системой ценностных установок и ориентаций, позитивно сочетающей личное осознание включенности в социальные процессы и владение подлинными российскими социально-культурными традиционными ценностями. В этой связи реализация технологий по формированию установок и норм толерантного поведения потребует организации комплексной длительной, специальной работы.

Механизм отбора универсальных технологий для организации толерантной среды

должен быть выстроен с позиций межличностного общения на основе доброжелательного педагогического руководства и сотрудничества. Этот процесс базируется на принципах А. С. Макаренко, его технологии, законах формирования детского коллектива с позиции педагогического оптимизма. Следование этим принципам формирует совокупную технологию педагогически целесообразной организации жизни детей во всей школе, позволяет организовать территорию воспитания коммуникативных, социально развитых и честных в межличностных отношениях людей: «...Наш путь единственный — упражнение в поведении, и наш коллектив — гимнастический зал для такой гимнастики» [8: с. 178]. Исследование ряда отечественных авторов — И. И. Данюшевского, С. А. Зыкова, Н. М. Назаровой, — а также зарубежных научно-практических разработок показало целесообразность применения педагогической системы А. С. Макаренко в специальной школе, наличие в ней потенциальных технологий адаптации детей с ОВЗ в детском коллективе и других технологий, способствующих формированию комфортной инклюзивной среды. Учитывая этот адаптивный ресурс, центр диагностики и консультации «Благо» выбрал и предложил технологию формирования коммуникативной инклюзивной среды на основе эдьютейнмента (см. рис. 1).

В современном образовании остро стоит проблема поддержания комфортной психологической и социальной атмосферы. Нестабильность отмечается и в социально-образовательной среде из-за недостаточных возможностей организации диалога между педагогами и учащимися, обусловленной возрастным барьером, опытом, культурой. Таким образом, для формирования толерантной среды становится актуальным использование в детских группах и сообществах неформальных вариантов обучения, основанных на развитии понимания, принятия поведенческих нравственных ценностей и направленных на познание себя и индивидуальности других людей. Технология эдьютейнмента близка к варианту игрового обучения, тем более учащиеся сами нередко в быту оказываются в ситуации бытового эдьютейнмента.

Рис. 1. Технология формирования толерантных коммуникативных установок среди участников образовательного процесса в инклюзивной образовательной среде на основе эдьютейнмента

Например, многие дети увлекаются изучением видеоматериалов с игровым сюжетом на иностранном языке и извлекают из него образовательную информацию, то есть образовательные элементы могут быть представлены в игровой манере, которую дети принимают естественно.

Эдьютейнмент как педагогическая технология: описание и структура

Эдьютейнмент (от англ. edutainment: education — обучение и entertainment — развлечение) как педагогическая технология является одним из вариантов вовлечения учащихся в образовательный процесс на игровой, образовательной основе, ориентированный

на саморегулируемые образовательные стратегии взаимодействия и уважения к индивидуальности каждого [15; 12]. Данная технология является востребованной в современных образовательных условиях: она используется в образовании детей и взрослых для решения как предметных, так и профессиональных задач [3; 6; 11], так как за счет своей гибкости и неформального характера позволяет выбирать наиболее адекватные формы обучения и воспитания.

Среди преимуществ технологии эдьютейн-мента по сравнению с традиционными технологиями и методами обучения выделяются следующие:

- неформальная образовательная обстановка, способствующая одновременному формированию как академических знаний обучающихся, естественному накоплению опыта

и развитию новых навыков, так и удовлетворению их интересов, любопытства [15];

- использование интеллектуальных форм работы, мультимедийных средств как основных форм обучения, облегчающих процесс усвоения информации [13];

- возможность использования технологии не только в условиях образовательной организации [2];

- обеспечение усвоения знаний и нового опыта на основе эмоционально-личностных установок, а также возможности осознавать пользу самостоятельно получаемых знаний [18];

- обеспечение обучающемуся возможности применения междисциплинарных знаний;

- возможность проведения совместных мероприятий с детьми с ОВЗ различных нозологических групп, обеспечивающих благоприятный психологический климат для всех участников [4].

Для повышения эффективности образовательного процесса в технологии эдьютейнмента также используются компьютерные игры. Игра считается инструментом обучения, включающим образовательные элементы. В процессе игры развивается индуктивное мышление: единичный опыт, полученный во время игры, может стать поведенческой нормой и правилом. Использование игры как способа подачи информации и формирования у обучающихся толерантных установок способствует естественному включению и вовлечению обучающегося в образовательный процесс, так как предполагает участие в игре по собственному желанию [19].

Кроме того, эдьютейнмент рассматривается как дополнительная технология в образовании, которая не должна полностью вытеснять традиционные методы обучения [20].

В структуре предлагаемой авторами технологии четыре блока, отображающих взаимосвязь единства и непрерывности взаимодействия содержания, методов и приемов обучения. Концептуальная основа, представленная в научно-теоретическом блоке, опирается на педагогические идеи А. С. Макаренко, А. С. Калабалина, В. А. Караковского [5],

В. А. Сухомлинского, рассматривающих значимость школьного, ученического коллектива как средства формирования системы нравственных отношений, как средства морально-нравственного воздействия на коллектив и распространения социальных и нравственных ценностей в образовательной среде. Общественная деятельность в образовательной организации, возможность взаимодействия разных возрастных групп и детей разного уровня интеллектуального и психофизического развития, по А. С. Макаренко [9], является воспитательным средством, которое формирует у учащихся опыт коммуникативного и социального взаимодействия, способность к эмпатии, наполняет полезным и ценностнообразующим содержанием образовательный процесс, способствует развитию механизмов самоорганизации ученического коллектива т. д. Для такого коллектива характерно «тесное взаимодействие возрастов и является естественным условием постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений, младшие получают разнообразные сведения, усваивают привычки поведения, рабочую ухватку, приучаются уважать старших. У старших забота о младших и ответственность за них воспитывает качества, необходимые. гражданину: внимание к человеку, великодушие, требовательность» [Там же: с. 11]. Естественно, в коллективе формируется система самоуправления, через которую сами обучающиеся создают воспитательно-развивающую, образовательную атмосферу, где организаторская деятельность учащихся подчинена целям воспитания определенных добродетелей, развития готовности к проявлению великодушия, сочувствия, взаимопомощи, доверительных отношений, взаимодействия, взаимоуважения.

Для того чтобы превратить коллектив учащихся в эффективную группу, нужен компетентный лидер, способный повести коллектив за собой в повседневной деятельности — в целях и задачах, алгоритме действий и принятии решений. Необходимо вырастить и воспитать такого неформального лидера [7]. Традиции и совместные ритуалы формируют своеобразие коллективной (корпоративной)

этики. Коллективная этика может быть создана и сохранена путем реализации технологии эдьютейнмента.

Коллективная этика и мудрость коллективной деятельности поддерживается законами дисциплины, уважением к личности каждого, умением вести партнерские отношения в коллективе с позиции доброжелательного диалога. При этом жизнь коллектива как части детского сообщества невозможна без педагогического руководства, направляемого взрослыми — педагогами, тьюторами — в рамках общеобразовательной организации, принятых ею традиций и ритуалов.

Причина интолерантного отношения к разным детям, включая учащихся с особыми образовательными потребностями, а также слабых учеников, кроется в том, что ученические коллективы, сама школа в целом часто не осведомлены, как общаться со всеми, как выстраивать отношения, как правильно помогать. Технология эдьютейнмента позволяет формировать толерантные коммуникативные установки школьников как участников образовательного процесса в инклюзивной образовательной среде. Следуя им, обучающийся становится сознательным и активным участником социальных мероприятий, продолжая формировать собственные нравственные ценности, толерантное и уважительное отношение к педагогам и своим товарищам — обучающимся, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, что способствует поддержанию благоприятного психологического климата в комфортной среде общеобразовательной организации.

В целевом блоке отражена основная цель технологии — формирование толерантных коммуникативных установок среди всех участников образовательного процесса в инклюзивной образовательной среде посредством использования технологии эдьютейнмента, а также задачи, определяющие основные направления реализации технологии:

1) формирование коммуникативно-по-требностной сферы обучающихся, связанной с принятием детей с ОВЗ;

2) формирование знаний о психолого-педагогических особенностях обучающихся с ОВЗ;

3) формирование навыков коммуникации с детьми с ОВЗ;

4) создание благоприятного психологического климата для всех участников образовательного процесса.

Формирование коммуникативных навыков с детьми с ОВЗ является наиболее важной задачей, так как ей предшествует умение использовать обучающимися диалог как базовый способ общения и средство коммуникации.

В детской среде диалог как речевая форма используется не столько при обмене высказываниями-репликами в разговоре, сколько при оречевлении своих действий при предметно-практической, игровой с образовательными элементами деятельности. Развитие диалогической формы общения в ходе эдьютейнмента способствует развитию интегративной среды как при формировании взаимоотношений обучающихся на коммуникативно-деятельност-ной основе, так и при овладении речевыми навыками общения, в том числе учащимися с ОВЗ. Опыт диалога необходим детям с ОВЗ для взаимодействия и приобретения адаптационных навыков, социальных компетенций, связанных с поведением в общей и инклюзивной среде школы, а также создания атмосферы, благоприятной для обучения. Школа (организация дополнительного образования) может стать таким субъектом и создавать искусственно проблемные ситуации для практики коммуникативного общения.

Отметим, что речевые возможности детей с ООП неодинаковы и у большинства из них речевой и коммуникативный потенциал значительно отличается от нормы, невелик по словарному объему (язык и языковые способности формируются и развиваются специфически и долго), т. е. существенно отличается от языковых возможностей обычных обучающихся (формирование родного языка укладывается во временные нормы развития). Для детей с выраженными психофизическими нарушениями (сенсорными; опорно-двигательного аппарата; речи; интеллекта; сочетанными или имеющими множественную структуру) характерна глубокая речевая депривация. В свою очередь, речевая депривация — это вопросы общения, коммуникации со взрослыми

и людьми вокруг и в конечном итоге процессы развития предметно-практической и познавательной детской деятельности, как в образовании, так и жизнедеятельности в целом. Структура и содержание речевой деятельности каждого человека принципиально и практически связаны с каждым ситуативным действием, контактом с окружающим миром, так как включают в себя различные элементы фазового характера, связанные с ориентировкой (во времени, пространстве, сенсорных ощущениях), анализом и планированием, решением, осуществлением действий для получения результата, контролем. Для ребенка с психофизическим нарушением усвоение языка, его фактический речевой уровень, стратегия овладения родной речью и коммуникативными приемами напрямую связаны с развитием способа и условиями общения [1].

Если особые дети и даже учащиеся, испытывающие трудности в обучении (из-за стойких затруднений в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии) и социализации (из-за психологических и коммуникативных нарушений) в коммуникативно-социальных средах, имеют как коммуникативные проблемы, так и затруднения в развитии символической функции, то эти нарушения могут указывать на трудности становления языковой способности и предпосылок развития мышления и речи.

Для использования формы устного общения важно, чтобы у носителей языка, по мнению Л. С. Выготского, мышление становилось речевым, а сама речь — интеллектуальной, что позволяет вести осмысленное общение. Для детей с нарушениями (особенно с ООП) процесс такого языкового формирования пролонгирован, порой включая все школьные ступени образования. Одним из вариантов преодоления языковых проблем детей с ООП является создание коммуникативного толерантного пространства для формирования тесных межличностных социально-коммуникативных связей между учащимися. Каждый ребенок, обучаясь в системе образования и участвуя в межличностном общении, не только социально обуславливает свою речевую деятельность, но и приобщается к условиям

успешности разных аспектов (сторон) воспитания: умственного, нравственного, ценностного, физического, трудового, экологического, эстетического, правового, социального, общественного и т. д. Инклюзия учащихся с ОВЗ и иных детей носит формальный характер, если не ведется работа по формированию поведения, чувств, сознания с позиции позитивного принятия таких учащихся в детское (ученическое) и взрослое (педагогическое и родительское) сообщества в школе. На всех ступенях социализации и коммуникации развитие личности взаимно социально детерминировано с помощью системы значений и воззрений, принятых в обществе, поведенческих правил, структурой различных действий и поступков, этическими нормами и т. д. [7]. Если в образовательной среде нет полноценного диалога, обмена между разными обучающимися в знаниях, умениях, культуре общества, языке, коммуникации, социально-культурном поведенческом развитии, то в таком случае можно говорить о скрытой форме дискриминации [10].

Детей (как нормотипичных, так и с психофизическими нарушениями) важно обучить диалогу между собой как принципиальному способу интегративной системы коммуни-кативно-деятельностных взаимоотношений, которые проявляются в процессе объединения усилий для выстраивания коммуникативных отношений и достижения результата. При этом параллельно идет обучение нормотипичных участников с учетом ими возможностей и особенностей детей с психофизическими нарушениями и проблемами обучения на коммуникативно-речевой основе. Отметим, что нормотипичные сверстники по-разному могут относиться к такому учащемуся, при этом причина кроется в самих детях: они могут недостаточно владеть устной речью и коммуникативными навыками еще с дошкольных лет в связи со значительным обеднением/упрощением окружающей домашней среды, способствующей формированию устной речи (дошкольникам меньше читают вслух дома, они мало смотрят текстовые мультфильмы и пр.) [14].

Таким образом, овладение коммуникативными умениями является не только важным

средством совместной деятельности, но и детским инструментом обеспечения той безопасной и комфортной среды, которая не зависит от оценки личных учебных и поведенческих результатов, но благодаря взаимодействию со старшими неформальными лидерами школьного (детского) сообщества запускается процесс самодеятельности учащихся, способствующий их саморазвитию, самовоспитанию, самоопределению и самосовершенствованию как в социальной, так и в нравственной деятельности.

Процессуальный блок раскрывает основные организационные формы реализации технологии, в основе которой лежат общепедагогические и коррекционные методы, а также способы реализации технологии: это может быть цикл внеурочных занятий или система специально разработанных упражнений, заданий, включенных в ход занятия.

Основные формы, приемы и условия применения технологии представлены в дидактическом блоке. Технология эдьютейнмента может применяться как во время школьных уроков (эпизодически), на внеклассных занятиях (как система занятий), так и во время мероприятий социально-культурного характера.

При реализации данной технологии активно используются практически-действенные и интерактивные приемы (дискуссионные, игровые, мультимедийные). Получаемые в ходе обучения с применением таких приемов опыт и знания обучающихся становятся более качественными (по сравнению со знаниями, полученными с помощью традиционных технологий), служат источником их взаимообучения и взаимообогащения.

Среди наиболее значимых приемов реализации технологии также отметим традиционные приемы, например словесные: формирование ценностно-тематического глоссария и внедрение его в образовательную практику, что способствует формированию эмпатии, уважительных отношений, коммуникативной инклюзивной культуры обучающихся, так как именно слова оказывают влияние на становление мировоззренческой культуры личности. Подобные приемы позволяют влиять на содержательную сторону реализуемой технологии. Например, в результате постоянного

обращения к понятиям тематического блока «Нравственные и толерантные качества личности» (толерантность, терпимость, взаимоуважение и пр.) у обучающихся формируется уважение друг к другу, к детям с ОВЗ.

Соблюдение норм этикета в общении с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ также является основой в формировании коммуникативной среды. К таким нормам, помимо соблюдения приоритетного способа общения с ребенком с ОВЗ, относятся и некоторые поведенческие нюансы. Так, например, обучающиеся должны знать, что для того чтобы что-то сказать ребенку с нарушениями развития, обращаться нужно непосредственно к нему, а не к его сопровождающему (тьютору, ассистенту). Необходимым условием реализации технологии является этап рефлексии, во время которого происходит оценка обучающимся себя, своего понимания или непонимания изученной темы, что способствует или препятствует переносу приобретенных знаний, умозаключений в реальную жизнь.

Надо также учесть, что социальный опыт, знания и представления об окружающем мире многих детей с различными нарушениями в психофизическом развитии изначально скудные, поэтому они нуждаются в дополнительном времени (кратно большем объеме времени индивидуального контакта с людьми, понимающими таких учащихся и помогающих им) для социального, познавательного и речевого развития. Следовательно, важно определить процедуру дружеского дуального наставничества со стороны детей-партнеров, нормотипичных учащихся, взявших обучающихся с ООП (ОВЗ) под свое шефство, так как большую часть времени такой ребенок проводит в стенах своей общеобразовательной организации с одними и теми же сверстниками-школьниками. Таким подходом дети-партнеры интериоризируют культурно-социальную идею Л. С. Выготского (социокультурное начало в его теории развития ребенка).

Таким образом, ребенок нуждается в адаптации и формировании коммуникативных отношений извне. Соответственно, надо организовать совместную деятельность в данной образовательной организации в виде

интегративной системы, имеющей коммуника-тивно-деятельностное содержание.

Для эффективной реализации технологии выделен ряд условий, среди которых, например, ресурсное обеспечение (педагогическое, материальное, в том числе и специальные условия обучения); комплексное взаимодействие участников образовательной организации и другие. Детям без нарушений развития необходимо наставничество и контроль со стороны взрослых. Познавательные и наставнические запросы учащегося по созданию толерантной среды и развитию социального взаимодействия должны удовлетворяться взрослыми. Взрослые (учителя, воспитатели) также должны помочь сформировать обучающемуся определенную концепцию открытого единого общества, имеющего признаки комфортности для каждого участника. Педагог, будучи основной фигурой в формировании и трансляции толерантных установок, после обучения школьников основам коммуникации с детьми с нарушениями развития, формирования в школьной среде ценностных ориентиров толерантного отношения, постепенно переходит от внешнего стимула воздействия к внутреннему. Но до этого необходимо обучить и самого педагога. В то же время для создания комфортной среды и социализации детей с ОВЗ будет недостаточной работа по формированию нравственных установок и коммуникативных навыков у всех участников образовательного процесса. Необходимо постоянное и непрерывное психолого-педагогическое сопровождение процессов, продолжающихся после завершения применения технологии эдьютейнмента.

Таким образом, применение технологии для формирования толерантных коммуникативных установок среди участников образовательного процесса на основе эдьютейнмента в школе, реализующей инклюзивную практику, со временем делает личностный круг общения ребенка предпочтительным объектом общения по причине того, что входящие в этот круг сверстники являются мотивом самого общения и условием личностного комфорта.

Учитывая специфику отклонения в развитии детей с ОВЗ, необходимо отметить, что по отношению к особым обучающимся

приходится не только налаживать коммуникативный контакт и решать задачи толерантного характера, но и помогать, с одной стороны, в решении образовательных и социальных задач. С другой стороны, таким обучающимся надо помогать в формировании отсутствующих (по причине первичного дефекта и последующих отклонений) самостоятельных действий, например на основе подражания по принципу «Делай как я», для получения представлений о социальных, коммуникативных, общепринятых поведенческих навыках в детском (ученическом) коллективе (группе). Формирование общепринятых навыков и социальных качеств у особых обучающихся целесообразно проводить индивидуально и направленно при сотрудничестве с нормо-типичными детьми в группе или коллективной деятельности. Нормотипичные учащиеся, настроенные поддерживать обучающихся с ОВЗ, должны понимать, что милосердие и помощь являются социально-педагогическим непрерывным процессом воспитания и сопровождения с учетом специфики развития личности человека с особыми образовательными и социальными потребностями. Если такие обучающиеся будут формально сопровождаться или их сопровождение будет прекращено, то, по Л. С. Выготскому, их отклонения в развитии и отстранение от процесса взаимодействия и деятельности в социально и культурно обусловленном пространстве приведут к выпадению из коллектива. В результате их связь с социумом и культурной и социальной средой как важным условием формирования образовательного пространства, речевых и познавательных возможностей и других аспектов развития нарушится. Таким образом, для совместной с учащимися и учителями организации деятельности социально-воспитательного характера, направленной на поддержку учащихся, испытывающих трудности в своем развитии, обучении, социальной адаптации, в том числе и особых обучающихся, необходимо построение коммуникативного инклюзивного образовательного пространства, в котором все взаимодействуют, поддерживают друг друга. Создание такой комфортной толерантной среды для всех осуществляется усилиями педагогов

(тьюторов, дефектологов, психологов и других специалистов), но ведущая и интегрирующая роль в этом процессе принадлежит активным подготовленным к этому нормотипичным учащимся.

При реализации технологии по созданию толерантной среды на основе эдьютейнмента учащиеся осознают свою значимость в реализации общей комфортной среды взаимодействия для всех, не только для детей с ОВЗ, формируют и поддерживают толерантную среду в коллективе, основанную на уважительном отношении друг к другу, согласии, партнерстве или адаптации при спорных вопросах, имеющих ценностные смыслы, развивают речевую культуру, знакомясь с ценностно-тематическим глоссарием и распространяя его в школьной среде.

Тематические блоки заданий технологии позволяют иллюстрировать и обыгрывать поведенческие, социальные ситуации, направленные на изменение и развитие определенных качеств личности, на понимание необходимости идеи комфортной среды для всех. С одной стороны, участвующий в мероприятии ребенок должен исследовать ситуацию, погрузиться в нее, уметь составлять алгоритм своих действий для выстраивания комфортных коммуникативных отношений и для себя, и для собеседника. С другой стороны, должна поощряться внутренняя мотивация учащегося: интерес, любопытство, стремление понять и переосмыслить заданную ситуацию.

Заключение

Комфортная толерантная среда способствует формированию в школе организованным ученическим обществом площадки для передачи, сохранения и обновления культуры. Это достигается через позитивный диалог, через деятельность, способствующую взаимодействию, взаимоуважению, через определенные культурные ценности, предпочтения и установки, которые воздействуют на развитие

положительных самобытных сторон каждого из учащихся, влияют на их ценностное и культурное развитие. Но при этом наставничество для нормотипичных детей и учащихся с особыми образовательными потребностями и контроль, осуществляемый взрослыми, педагогами (носителями соответствующих культурных ценностей) в рамках использования технологии эдьютейнмента, носит уважительный и ненавязчивый характер. Технология эдьютейнмента проводится сначала взрослыми при обучении детей, а затем некоторые приемы технологии начинают использовать сами учащиеся, что можно рассматривать как процесс образовательной социализации, средство влияния одних учащихся на других. Важно отметить, что формирование и поддержка с позиции равнопартнерского дуального наставничества культуры индивидуальности и толерантных установок в детском коллективе требует психолого-педагогической помощи со стороны взрослых (педагогов, тьюторов, ассистентов, родителей), которые, в свою очередь, должны обеспечивать психолого-педагогическую поддержку всем обучающимся, в том числе с ОВЗ, создавать для них ситуации успеха.

Как механизм проведения обучающей социализации, технология эдьютейнмента позволяет заинтересовать и воодушевить обучающихся, создавать искусственно проблемные ситуации — тренинги для самостоятельного решения реальных социальных задач в условиях детского коллектива для практики коммуникативного общения и его развития. В то же время надо учесть, что социализация в рамках определенного сообщества является долгим процессом, который необходимо поддерживать постоянно: технология по формированию коммуникативной инклюзивной среды на основе эдьютейнмента является в данном процессе пусковым механизмом изменения и трансформации поведенческих стереотипов ученического и педагогического коллективов по отношению к обучающимся с ОВЗ, основой для любой инклюзивной организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Белобородова Е. В., Захарова М. О., Любимов М. Л. Интерактивные технологии речевого развития для детей с ОВЗ // Непрерывное образование: эффективные практики и перспективы развития: материалы I Международной научно-практической конференции (Москва, 6-7 апр. 2018 г.) / Ин-т непрерывного образования Моск. город. пед. ун-та. М.: А-Приор, 2018. С. 223-237.

2. Горбачева Е. В. Эдьютейнмент — он повсюду, или Современное подрастающее поколение нужно учить по-другому // Молодой ученый. 2020. № 1. С. 130-132.

3. Гузнаева Н. Ю. Эдьютейнмент и современные методы обучения в преподавании русского языка как иностранного // Теория и практика обучения иностранным языкам: Традиции и перспективы развития: материалы IV Международной студенческой научно-методической онлайн-конференции (Москва - Гомель - Санкт-Петербург - Минск - Тамбов - Речица - Ханствилл, 27 марта 2019 г.) / отв. ред. А. П. Василевич. М.: МГОУ, 2019. С. 93-96.

4. Кармалова Е. Ю., Ханкеева А. А. Эдьютейнмент: понятие, специфика, исследование потребности в нем целевой аудитории // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 7 (389). С. 64-71.

5. Караковский В. А. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. 1993. № 3. С. 2.

6. Козловцева Н. А. Эдьютейнмент-технология как средство повышения мотивации учащихся подготовительных факультетов российских вузов // Русский язык: история, диалекты, современность: сборник научных статей по материалам докладов и сообщений конференции / сост. Л. Ф. Ко-посов (отв. ред.), Ю. В. Коренева, О. В. Ряховская (зам. отв. ред.). Вып. XVII. М.: ИИУ МГОУ, 2018. С. 145-149.

7. Любимов М. Л., Теров А. А. Ресурсы и возможности тьюторского сопровождения в работе педагога для успешной социализации лиц с ОВЗ // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. Т. 11. № 4. С. 6-20.

8. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. / сост.: М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. 512 с.

9. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. / АПН; [сост. Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов]. Т. 5. М.: Педагогика, 1985. 333 с.

10. Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 6. С. 3-9.

11. Савочкина И. В. Опыт применения технологии эдьютейнмента в образовательном процессе школы и вуза // Преподавание общеобразовательных предметов на русском языке в иноязычной аудитории: сб. материалов II Международного научно-практического семинара (ИРЯиК МГУ имени М. В. Ломоносова, 3 марта 2016 г.) / сост. Ю. В. Жебелева, Е. С. Конюхова; под ред. Е. Г. Кольовской, М. В. Кульгавчук. М.: Перо, 2016. С. 118-122.

12. Самосенкова Т. В., Савочкина И. В. Технология «Эдьютейнмент»: к истории вопроса // Научные ведомости БелГУ Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 28 (277). Вып. 36. С. 142-149.

13. Сапух Т. В. Применение технологии «Эдьютейнмент» в образовательной среде университета // Вестник ТГПУ 2016. № 8 (173). С. 30-34.

14. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения детства и актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. СПБ.: СПБГУП, 2011. 36 с. (Избранные лекции Университета. Вып. 119) [Электронный ресурс]. URL: https://www.gup.ru/events/news/smi/feld.pdf

15. Addis М. New technologies and cultural consumption — edutainment is born! // European Journal of Marketing. 2002. № 7/8 (39). 13 p.

16. Aksakal N. Theoretical view to the approach of the edutainment // Procedía — Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 186. P. 1232-1239.

17. Catarci M., Fiorucci M. (ed.) Intercultural education in the European context: theories, experiences, challenges. London; New York: Routledge, 2015. 288 p.

18. Esta De Fossard. Writing and producing radio dramas: communication for behavior change. New Delhi: SAGE Publications Pvt. Ltd., 2005. 325 p.

19. Van Eck Richard. Digital game-based learning: It's not just the digital natives who are restless // EDUCAUSE Review. 2006. Vol. 41. № 2. P. 16-30. URL: http://www.educause.edu/ero/article/digital-game-based-learning-its-not-just-digital-natives-who-are-restless

20. Yan Wang, XiangYong Li, MingZhang Zuo. Edutainment technology — a new starting point for education development of China // 37th Annual Frontiers In Education Conference — Global Engineering: Knowledge Without Borders, Opportunities Without Passports (WI, Milwaukee, USA, 10-13 Oct. 2007). Milwaukee: IEEE, 2008. P. 10-13.

References

1. Beloborodova Е. V., Zakharova М. О., Lyubimov М. L. Interaktivny'e texnologii rechevogo razvi-tiya dlya detej s OVZ [Interactive speech development technologies for children with disabilities] // Neprery'v-noe obrazovanie: e'ffektivny'e praktiki i perspektivy' razvitiya: materialy' I Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii (Moskva, 6-7 apr. 2018 g.) / In-t neprery'vnogo obrazovaniya Mosk. gorod. ped. un-ta. Moscow: A-Prior, 2018. P. 223-237.

2. Gorbacheva E. V. E'd'yutejnment — on povsyudu, ili Sovremennoe podrastayushhee pokolenie nuzhno uchit' po-drugomu [Edutainment is everywhere, or the Modern younger generation needs to be taught differently] // Young Researcher. 2020. № 1. P. 130-132.

3. Guznayeva N. Yu. E'd'yuteinment i sovremenny'e metody' obucheniya v prepodavanii russkogo yazy'ka kak inostrannogo [Edutainment and modern teaching methods in teaching Russian as a foreign language] // Teoriya i praktika obucheniya inostranny'm yazy'kam: Tradicii i perspektivy' razvitiya: sbornik statei po materialam IV Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-metodicheskoj onlajn konferencii (Moscow -Gomel - St. Petersburg - Minsk - Tambov - Rechitsa - Khanstvill, 27 March 2019) [Electronic resource] / ed. by A. P. Vasilevich. Moscow: MGOU, 2019. P. 93-96.

4. Karmalova Е. Yu., Khankeeva А. А. E'd'yutejnment: ponyatie, specifika, issledovanie potrebnosti v nem celevoj auditorii [Edutainment: concept, specifics, research of demand for edutainment among the target audience] // Bulletin of Chelyabinsk State University. 2016. № 7 (389) P. 64-71.

5. Karakovskiy V. А. Obshhechelovecheskie cennosti — osnova tselostnogo uchebno-vospitatel'nogo processa [Universal values as the basis for a holistic educational process] // Education of School Children. 1993. № 3. P. 2.

6. Kozlovtseva N. А. E'd'yutejnment-texnologiya kak sredstvo povy'sheniya motivacii uchashixsya podgotovitel'ny'x fakul'tetov rossijskix vuzov [Edutainment-technology as a tool for increasing the motivation of students of preparatory faculties of Russian universities] // Russkij yazy'k: istoriya, dialekty', sovre-mennost': sbornik nauchny'x statej po materialam dokladov i soobshhenij konferencii / ed. by L. F. Koposov, Yu. V Korneva, O. V Ryakhovskaya. Issue XVII. Moscow: IIU MGOU. 2018. P. 145-149.

7. Lyubimov М. L., Terov А. А. Resursy' i vozmozhnosti t'yutorskogo soprovozhdeniya v rabote pedagoga dlya uspeshnoj socializacii licz s OVZ [Resources and opportunities of tutor support in an educator professional activities to successfully socialize people with disabilities] // South Ural State Pedagogical University Bulletin. Seies: Education. Pedagogics. 2019. v. 11. № 4. P. 6-20.

8. Makarenko А. S. Pedagogicheskie sochineniya: v 8 t. [Pedagogical essay in 8 v.] / sost. [M. D. Vinog-radova, A. A. Frolov]. Vol. 2. Moscow: Pedagogika, 1983. 512 s.

9. Makarenko А. S. Pedagogicheskie sochineniya: v 8 t. [Pedagogical essay in 8 v.] / APN; [sost. L. Yu. Gordin, A. A. Frolov]. Vol. 5. Moscow: Pedagogika, 1985. 333 s.

10. Malofeev N. N. Inklyuzivnoe obrazovanie v kontekste sovremennoj social'noj politiki [Inclusive education in the context of modern social policy] // Education and training of children with developmental disabilities. № 6. 2009. P. 3-9.

11. Savochkina I. V. Opy't primeneniya texnologii e'd'yutejnment v obrazovatel'nom processe shkoly' i vuza // Prepodavanie obshheobrazovatel'ny'x predmetov na russkom yazy'ke v inoyazy'chnoj auditorii: sbornik materialov II Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo seminara (MSU named after M. V. Lo-monosov, 3 March 2016) / comp. by Yu. V Zhebeleva, E. S. Konyukhova; ed. by Kol'ovska E. G., Kul'gavchuk M. V. Moscow: Pero, 2016. P. 118-122.

12. Samosenkova T. V., Savochkina I. V. Tepnologiya «E'd'yutejnment»: k istorii voprosa [Edutainment technology: history of development] // Belgorod State University Scientific Bulletin. Series: Humanities. 2017. № 28 (277). Issue.36. P. 142-149.

13. Sapukh X V. Primenenie texnologii «E'd'yuteinment» v obrazovatel'noj srede universiteta [Edutainment technology in the educational environment of the university] // Bulletin of TGPU. 2016. № 8 (173). P. 30-34.

14. Feldshtein D. I. Glubinnye izmeneniya detstva i aktualizaciya psixologo-pedagogicheskix problem razvitiya obrazovaniya [Deep changes in childhood and actualization of psychological and pedagogical problems of education development]. [E'lektronnyJ resurs]. St. Petersburg: SPBGUP, 2011. 36 s. (Izbranny'e lekcii Universiteta. Vy^p. 119). URL: https://www.gup.ru/events/news/smi/feld.pdf

15. Addis М. New technologies and cultural consumption — edutainment is born! // European Journal of Marketing. 2002. № 7/8 (39). 13 p.

16. Aksakal N. Theoretical view to the approach of the edutainment // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 186. P. 1232-1239.

17. Catarci M., Fiorucci M. (ed.) Intercultural education in the European context: theories, experiences, challenges. London; New York: Routledge, 2015. 288 p.

18. Esta De Fossard. Writing and producing radio dramas: communication for behavior change. New Delhi: SAGE Publications Pvt. Ltd., 2005. 325 p.

19. Van Eck Richard. Digital game-based learning: It's not just the digital natives who are restless // EDUCAUSE Review. 2006. Vol. 41. № 2. P. 16-30. URL: http://www.educause.edu/ero/article/digital-game-based-learning-its-not-just-digital-natives-who-are-restless

20. Yan Wang, Xiang Yong Li, Ming Zhang Zuo. Edutainment technology — a new starting point for education development of China // 37th Annual Frontiers In Education Conference — Global Engineering: Knowledge Without Borders, Opportunities Without Passports (WI, Milwaukee, USA, 10-13 Oct. 2007). Milwaukee: IEEE, 2008. P. 10-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.