УДК 37.018.11:376.1
ББК Ч490.264+ Ч450.026.843 ГСНТИ1 М. Л. Любимов, О. Г. Приходько Москва, Россия И. А. Филатова Екатеринбург, Россия О. В. Югова Москва, Россия
DOI 10.26170/1999-6993_2021_03_10 1.29.01; 14.85.39 Код ВАК 13.00.03
M. L. Lyubimov, O. G. Prikhod'ko Moscow, Russia I. A. Filatova Ekaterinburg, Russia O. V. Yugova Moscow, Russia
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Аннотация. Статья посвящена проблеме консультирования родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дистанционного обучения. Подчеркнута актуальность развития современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) обучения и консультирования всех участников образовательного процесса (родителей, детей с ОВЗ и специалистов сопровождения), приобретающая особую значимость в связи с пандемией СОЖЭ-19.
Практика показывает, что члены семьи ребенка с ОВЗ не владеют в достаточной мере информацией о специфике развития и воспитания такого ребенка, поэтому изучение и поиск возможностей повышения результативности консультативной работы с родителями, в том числе с применением ИКТ, поможет проведению коррекци-онно-развивающей работы в домашних условиях при отсутствии офлайн-занятий со специалистом. Отмечено,
USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES FOR COUNSELING PARENTS OF CHILDREN WITH DISABILITIES
Abstract. The article is devoted to the problem of counseling parents of children with disabilities in the situation of distance learning. It stresses the urgency of the development of modern information and communication technologies (ICT) for teaching and counseling all participants of the education process (parents, children with disabilities and support specialists), which is becoming particularly important in connection with the COVID-19 pandemic.
Practice shows that the family members of a child with disabilities do not have sufficient information about the specificity of the development and upbringing of such a child; therefore, studying and searching for opportunities to improve the effectiveness of parent counseling, including usage of ICT, will help to conduct rehabilitation-educational work at home in the absence of offline classes with a specialist. It is noted that the use of the potential of parental participation in rehabilitation-
что использование потенциала родительского участия в коррекционно-развивающей работе с ребенком не означает дублирования педагогической и психологической работы специалистов. Коррекционно-развивающая деятельность родителей связана с дополнением и расширением разработанных специалистами направлений и содержания работы с ребенком с ОВЗ, в которой продуктивно задействованы ресурсы семьи.
В статье обозначены и раскрыты варианты форматов обучения детей с ОВЗ и их семей (онлайн-обучение, офлайн-обучение, смешанный формат обучения), показаны преимущества и некоторые ограничения этих форматов. Определены возможности родителей в выборе наиболее подходящего для них и ребенка формата консультативной работы и взаимодействия со специалистами.
Ключевые слова: ОВЗ; дети с ограниченными возможностями здоровья; ограниченные возможности здоровья; семейное воспитание; дет-ско-родительские отношения; родители; консультирование семьи; дистанционное обучение; информационно-коммуникативные технологии; дистанционные технологии обучения; коррекционно-развивающая среда.
Сведения об авторе: Любимов Михаил Львович, кандидат психологических наук.
Место работы: директор центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования, Московский городской педагогический университет.
Контактная информация: 121151,
E-mail: [email protected].
educational work with a child does not mean duplication of pedagogical and psychological work of specialists. Rehabilitation-educational activities of parents are associated with the addition and expansion of the directions and content of work with a child with disabilities developed by specialists, in which the resources of the family are productively involved.
The article identifies and reveals the options for teaching formats for children with disabilities and their families (online learning, offline learning, mixed learning format) and shows the advantages and some limitations of these formats. The role of the parents in choosing the most suitable format of counseling and interaction with specialists for them and the child are characterized.
Keywords: SEN; children with disabilities; disabilities; family education; child-parent relations; parents; family counseling; distance learning; information and communication technologies; distance learning technologies; rehabilitation-educational environment.
About the author: Lyubimov Mikhail L'vovich, Candidate of Psychology.
Place of employment: Director of the Center for Diagnostics and Consultation "Blago" of the Institute of Continuing Education, Moscow City Pedagogical University.
>ссия, г. Москва, Кутузовский пр-т, 24.
Сведения об авторе: Приходько Оксана Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор.
Место работы: заведующий кафедрой логопедии, директор Института специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет.
About the author: Prikhod'ko Oksa-na Georgievna, Doctor of Pedagogy, Professor.
Place of employment: Head of Department of Speech Therapy, Director of the Institute of Special Education and Psychology, Moscow City Pedagogical University.
Контактная информация: 119621, Россия, г. Москва, ул. Панфёрова, 8, корп. 2. E-mail: [email protected].
Сведения об авторе: Филатова Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент.
Место работы: директор Института специального образования, заведующий кафедрой логопедии и клиники дизонтогенеза, Уральский государственный педагогический университет.
Контактная информация: 620017, навтов, д. 26, каб. 134.
E-mail: [email protected].
Сведения об авторе: Югова Олеся Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент.
Место работы: доцент кафедры логопедии, Институт специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет.
About the author: Filatova Irina Aleksandrovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.
Place of employment: Director of the Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космо-
About the author: Yugova Olesya Vyacheslavovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.
Place of employment: Department of Speech Therapy of the Institute of Special Education and Psychology, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia.
Контактная информация: 119621, Россия, г. Москва, ул. Панфёрова, 8, корп. 2. E-mail: [email protected] .
В последние десятилетия во всем мире наблюдается переход от «бумажной» к «цифровой» информационной образовательной среде. Вслед за компьютеризацией и информатизацией образования пришло время его цифровой трансформации. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс создает
© Любимов М. Л., Приходько О. Г., Филат
широкое проблемное поле для различных исследований в области специального и инклюзивного образования (Е. И. Булин-Соколова, Е. Е. Китик,
В. А. Красильникова, О. И. Кукушкина, Т. В. Николаева, В. В. Рубцов и др.).
Пандемия СОУ[Э-19 выявила хрупкость некоторых организа-И. А., Югова О. В., 2021
ционных и социальных систем образования, усиливающую социальные, психологические и педагогические проблемы людей. Пока человеческая жизнедеятельность была приостановлена во многих аспектах, семейная микросистема стала новым пространством для реорганизации, поддерживаемой современными технологиями и цифровизацией. Семья для каждого стала безопасным местом, где можно оставаться самим собой во всех сферах жизни. Новые условия дали возможность переосмыслить не только новые цифровые технологии и педагогические возможности, но и основные цели образования детей с ОВЗ и их родителей [9].
Содержание психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их семей в формате инклюзивного образования опирается на совокупность различных значимых направлений, в том числе на комплексную диагностику, коррекционно-развиваю-щую работу, регулярное систематическое консультирование и просвещение родителей проблемных детей [3]. Становится более прочным взаимодействие профильных специалистов по коррекции нарушенных функций у детей с ОВЗ (логопедов, дефек-тологов, специальных психологов) с воспитателями, учителями, тьюторами, музыкальными ра-
ботниками, педагогами дополнительного образования, тренерами спортивных секций, администрацией образовательных организаций. Организованное на основе комплексного подхода взаимодействие всех участников образовательного процесса ведет «особого» ребенка, испытывающего серьезные затруднения в общении с окружающими в силу своих нарушений, к определенному уровню развития и социализации в детском образовательном сообществе. В то же время, как показывает практика, ряд категорий детей с психофизическими нарушениями при наличии сохранного интеллекта имеет значительный потенциал для компенсации нарушений и достижения того уровня развития, который позволит им комфортно и устойчиво взаимодействовать со сверстниками, имеющими нормативное развитие, в образовательной среде. Такая возможность практически реализуется, если с детьми с ОВЗ наряду с их воспитанием и обучением проводят своевременную интенсивную коррекционную работу. При этом важно применять современные технологии и практики (медико-социальные и психолого-педагогические), наработанные в профессиональном сообществе в системе комплексной реабилитации.
Дети с особыми образовательными потребностями, неза-
висимо от имеющихся условий обучения (специальная или инклюзивная система образования), для успешного развития всегда нуждаются в гораздо большем объеме индивидуального обучения, чем обучающийся с нормативным развитием [14]. В этой связи очень важно постоянно осуществлять коррекционно-раз-вивающую работу с детьми с ОВЗ для компенсации нарушений их развития. Особую значимость приобретает систематическая комплексная психолого-педагогическая помощь семье, в которой живет ребенок с ОВЗ и которая является тем микросоциумом, где закладываются и развиваются основные социальные, познавательные и речевые навыки.
Исходя из культурно-исторической теории Л. С. Выготского, при проведении психолого-педагогической работы с детьми, имеющими психофизические нарушения, в том числе недостатки слуховой и/или речевой функции, важна опора на идею «зоны ближайшего развития». Как показывает практика, детям необходимы первоначальные схемы одностороннего активного взаимодействия [15] в связи с нарушениями восприятия и передачи информации, которые должны координировать взрослые. Специальный педагог, работая с детьми с ОВЗ, не только преодолевает проблемы психоло-
го-педагогического характера, но и совершенствует комплекс различных средств для улучшения приема, усвоения и переработки информации. Такая система обучения является традиционной триадой обучающего диалога:
• инициация (в форме вопроса, задания специального педагога),
• инициированное действие (ответ ребенка на вопрос или выполнение заданий педагога),
• заключение (педагогическая оценка, дополнительная работа с коррекцией достижения требуемого результата).
При этом специальный педагог нередко является единственным человеком, который правильно общается и взаимодействует с ребенком с ОВЗ, что недостаточно для формирования постоянной речевой среды.
Согласно теории И. П. Павлова о сигнальных системах, первой сигнальной системой является система «сигналов действительности» [8], которая влияет на наши совокупно функционирующие органы чувств. Второй сигнальной системой является слово, которым человек обозначает все, что действует на органы чувств, используя слова как средство общения между людьми и как форму человеческого мышления. Для каждого ребенка, который потенциально может говорить, важно использовать обе сигнальные системы для того, чтобы
научиться пользоваться словом (речью) как сигналом, который несет определенную смысловую информацию [13].
Формирование и использование импрессивной и экспрессивной речи происходит под влиянием окружающих людей, являющихся носителями языка. В то же время нарушения импрессивной речи часто появляются при условии невозможности декодировать саму речь, когда из речевых сообщений человек не может выявить фонемы, из которых состоят слова. В свою очередь, такие нарушения делают невозможными те формы мышления, в которых используются словесные формулировки (речемышление). Практика показывает, что не всегда триада обучающего диалога бывает успешной из-за ограниченного по разным причинам времени работы специального педагога и ограниченности возможностей большинства проблемных детей.
Для развития детской инициативы, рождаемой спонтанно, требуется больше времени обучения и получения необходимой информации, чем располагает педагог. Процесс усвоения и переработки информации, влияющий на формирование и нормальное развитие импрессивной стороны речи, во многом связан с регуля-торной функцией речи [1].
Концепция единства связи
направлений жизнедеятельности — информационного и регулирующего характера — у детей с ОВЗ неразрывно связана с формированием комплекса системной совокупности познания, ориентированной на совместное использование первой и второй сигнальных систем. Введение в жизнедеятельность ребенка с ОВЗ принципа коррекционно-компенсирующей направленности, которую стремится обеспечить инклюзивное и специальное образование, способствует общему развитию такого обучающегося [14]. При этом такое вмешательство в жизнь «особых» детей не должно ограничиваться коррекцией недостатков их речи, познавательных процессов, произвольных движений, пространственной ориентировки только со стороны специальных педагогов и учителей, у которых обучаются дети с нарушениями развития. В этой связи чрезвычайно важно включение родителей в коррек-ционно-образовательный процесс. Специальные педагоги ограничены во времени в процессе коррекционной работы, направленной на исправление или ослабление нарушений психофизического развития. Недостаток необходимого времени ограничивает психолого-
педагогическую работу педагогов, часто делая ее инструктивно-демонстративной.
Родители, напротив, обладают этим ресурсом и имеют возможность гораздо более продолжительного времени контактного общения с ребенком (от 45 до 70 часов в неделю). Использование этого ресурса создает дополнительные возможности для процесса успешной и максимальной компенсации нарушенных функций ребенка с ОВЗ. Поэтому важно научить родителей различным педагогическим и кор-рекционно-развивающим технологиям, которые из-за временных ограничений стоят за пределами возможностей образовательной системы [7]. Для этого родителей надо целенаправленно обучать, для них нужны особые программы и учебные планы, нормативно-правовая база взаимодействия образовательной организации и семьи. Педагогическая практика и различные исследования показывают, что именно семья из-за своих особых возможностей может обеспечить ребенку с ОВЗ ту среду, которая создаст необходимые условия и позитивный начальный потенциал для его общего развития. Не случайно все больше специалистов придерживается уже не детоцентри-рованного подхода (направление помощи сфокусировано на ребенке для преодоления нарушений его развития), а семейно-центрированного (направление помощи сфокусировано на всей
семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, для обеспечения ему «среды как пространства развития»). Работа с родителями в данном случае не ограничивается «инструктивными консультациями» по поводу развития и обучения ребенка с ОВЗ. Должны учитываться уровень эмпатии, эмоциональное состояние самих родителей, а также их возможность обучиться доступным для них технологиям, методам и приемам кор-рекционной работы [10; 11].
Современная информационно-образовательная среда позволяет использовать систему инструментальных средств и ресурсов для реализации новых подходов к развитию речемыслительной деятельности с позиции доступности, мотивации, эффективности обучения и коррекции. Также это надо учитывать при педагогической работе по формированию и развитию внутренней речи, расширению словарного запаса, разных вспомогательных форм получения информации. Главное, эта среда дает возможность специалистам дистанционно сопровождать семьи проблемных детей, не утруждая их ежедневной/еженедельной затратой драгоценного времени и сил на дорогу в образовательные организации.
Современные технологии могут быть связаны с техническими средствами обеспечения коррек-ционного и образовательного
процесса, учебной техникой демонстрационного характера, развивающими игровыми средствами, различным вспомогательным оборудованием и т. д. [15].
Использование потенциала родительского участия в коррек-ционно-развивающей работе с ребенком не означает дублирование педагогической и психологической работы специалистов. В данном случае деятельность семьи связана с эффективным дополнением разработанных направлений и содержания кор-рекционно-развивающей работы, которые родители могут продуктивно использовать в индивидуальном общении со своими проблемными детьми.
Обучение взрослых, в том числе родителей, часто сопряжено с нехваткой у них времени. В современных условиях учебно-линейные способы изложения информации (учебных материалов) и традиционные способы консультирования родителей детей с нарушениями развития являются несколько устаревшими и недостаточно удовлетворяющими запросы родительского сообщества. Одной из причин этого является затрудненность регулярного посещения образовательной организации для консультирования педагогом членов семьи. Однако наличие современных информационно-коммуникативных технологий позволяет успешно
решить данный вопрос. Стремительно развивающаяся цифровиза-ция системы образования все больше удовлетворяет образовательные потребности всех участников образовательного процесса и соответствует требованиям к качеству, скорости обмена информацией, мотивированно вовлекая детей и их родителей в коррекционный и информационно-образовательный процессы.
Практический опыт различных образовательных организаций, оказывающих услуги специализированной помощи детям с ОВЗ, традиционно имел несколько вариантов обучения с привлечением к нему родителей:
• очное посещение (личное присутствие ребенка с активным и/или пассивным участием родителей на занятиях специального педагога),
• очно-заочный способ обучения (посещение ребенком занятий специального педагога в присутствии родителей, а также курс домашнего обучения близких ребенка по методическим рекомендациям специального педагога),
• заочный способ обучения (домашнее обучение ребенка с ОВЗ родителями по рекомендациям виртуального педагога по его печатным методикам).
В настоящее время массово используется дистанционное обучение, применяются электронные носители информации с практи-
ческим привлечением информационно-телекоммуникационных сетей, преимущественно Интернета [2]. Внедрение дистанционного обучения в систему общеразви-вающих и коррекционных занятий позволяет проводить коррек-ционно-развивающее обучение на расстоянии, без личного посещения образовательного учреждения, где находится специальный педагог. Дистанционное обучение обычно проходит в режиме онлайн или офлайн. Онлайн-обучение посредством персонального компьютера, гаджета обычно доступно для пользователя в плане получения знаний и навыков, способствует тому, чтобы позволить обучающемуся (как ребенку, так и его родителям) в полной мере находиться в имеющейся атмосфере образовательной среды по режимному принципу «здесь и сейчас» через электронное обучение («е-1еагт^»). При офлайн-обучении возможен доступ к информации (методическим рекомендациям педагога для родителей) через электронные носители. Дистанционное использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и доступности консультационной помощи родителям [4].
Компенсаторный фактор у «особых» детей является важной частью их активной коммуникации при получении информации
для своей жизнедеятельности. Например, ребенок с нарушениями слуха, воспринимая живую речь собеседника на слухозри-тельной основе, компенсаторно ищет всевозможные источники и элементы для полноценного восприятия речи, обращая внимание на артикуляцию, мимику, сопровождающие жесты, обстановку, утрированную подсказку взрослых, часто прибегая именно к зрительному восприятию (по причине ослабленной слуховой функции), несмотря на свой протезированный слух. Восприятие речи собеседника в режиме онлайн обучающимся с нарушениями слуха на слухозрительной основе по экрану монитора ограничено, не дает испытывать ребенку с нарушенным слухом насыщенность использования компенсаторных свойств по разным причинам. Этими причинами могут быть недостаточно четкое изображение лица говорящего на плоском экране, неудобный для зрительного восприятия артикуляции наклон говорящего, недостаточное восприятие (его непривычность) громкости из динамиков, несинхронность артикуляции и звукового ее сопровождения при восприятии речевого общения, а также отставание от нормы по словарному запасу, по синтаксическому и стилистическому выстраиванию речи при общении, недостаточному рече-
вому опыту. При дистанционном общении имеется серьезный набор затруднений и отличий от восприятия речи ребенком с ОВЗ вживую. В свою очередь, данная ситуация отрицательно влияет на его уровень интереса, осознанное усвоение предлагаемого материала, на состояние психических процессов (мышления, речи, внимания, памяти).
При коррекционно-развиваю-щей работе с детьми с ОВЗ специальные педагоги часто используют схему смешанного обучения. Такое обучение предполагает в образовательной организации сначала очное обучающее (коррекционное) занятие (оно проходит в присутствии родителей) с новым материалом на практической основе. Когда базовые элементы задания усвоены и ребенком сделаны попытки выполнения задания, последующие занятия проводятся в режиме онлайн. Специалист закрепляет материал дистанционно, прибегая к помощи и участию родителей, сопровождающих ребенка в домашних условиях.
Ниже представлены положительные моменты разных видов обучения (в режимах офлайн, онлайн, смешанного) как детей с ОВЗ, так и их близких в процессе консультационной деятельности специального педагога.
При офлайн-обучении: • Наличие очного коррекцион-
но-развивающего занятия со специальным педагогом позволяет быстро установить эмоциональный и речевой контакт с ребенком.
• Очное общение педагога с ребенком и его родителями позволяет лучше усвоить информацию от педагога.
• Дополнительные возможности, которые создает более широкий спектр восприятия невербальной информации и тактильный контакт, позволяют педагогу более эффективно направлять действия ребенка, помогают ему удерживать внимание, а также сохранять произвольность его деятельности на достаточном уровне.
• Для родителей есть возможность реально увидеть образцы психолого-педагогической работы, контакта и правильного общения с ребенком с ОВЗ для создания подлинной речевой среды (на занятиях и в режимных моментах).
• В ходе офлайн-обучения у родителей есть возможность оперативно задать уточняющие вопросы специальному педагогу по организации занятия.
• Коррекционно-развивающие занятия в очном формате проходят обычно более качественно, эмоционально, динамично и продуктивно.
• Только при офлайн-обучении возможен подгрупповой и групповой формат проведения занятий с детьми.
• Несмотря на активное развитие компьютерных технологий, многие люди не владеют в достаточной мере навыками обращения с цифровыми ресурсами. Также нельзя не принимать во внимание необходимость наличия технического оборудования у всех субъектов образовательного процесса.
При онлайн-обучении:
• При дистанционном обучении детей с ОВЗ и их родителей занятия со специальным педагогом можно проводить без выезда в образовательную организацию, экономя ресурсы семьи (время, силы, материальные средства). При этом освободившееся время может быть потрачено взрослыми на продуктивное общение и взаимодействие с их ребенком.
• Данный формат работы подразумевает более активное включение родителей в занятие и тесное общение со своим ребенком.
• У родителей есть возможность проконсультироваться и получить информацию по проблемам обучения и развития ребенка с ОВЗ из различных источников (из размещенных в Сети теоретических и методических материалов), а также участвовать в сетевом общении с другими родителями и специалистами.
• Специальный педагог может оперативно корректировать ход выполнения домашних заданий в консультационном режиме.
При смешанном обучении:
• Разумное сочетание офлайн- и онлайн-обучения позволяет семье ребенка с ОВЗ не только получить качественную информацию, организацию и контроль опытного специалиста, но и использовать ресурс времени на индивидуальный контакт родителей с ребенком в процессе общения. Это происходит за счет экономии времени и физических сил на выезд семьи к специальному педагогу.
• Смешанный формат имеет значительно больший потенциал эффективного обучения и коррекции, чем каждый по отдельности. Родители могут получить необходимые знания об основных этапах и содержании занятий офлайн и отработать практические навыки и приемы самостоятельно, получая подсказки или корректные советы от специалиста онлайн. При этом в процессе живого взаимодействия со специальным педагогом ребенок с ОВЗ получает базовые компоненты по изучаемому материалу, а закрепляет и расширяет их с помощью родителей дома под контролем специалиста.
Использование разнообразных современных информационных технологий и расширение инструментальных возможностей для системы специального и инклюзивного образования позволяет расширить спектр средств профессиональной деятельности
дефектологов как с детьми с ОВЗ, так и с их родителями [9].
Функционирование семьи «особого» ребенка характеризуется рядом специфических проблем, которые могут проявляться в различных сферах ее жизни. Это касается и внутрисемейных межличностных отношений, и взаимодействия семьи (как единого целого) с внешней социальной средой. Развитие отношения профессионального педагогического общества к таким семьям привело к значительным изменениям — от формального консультирования и диктата («где и как учить проблемного ребенка») до осознания значимости родителей в успешности детей с ОВЗ, взаимодействия с семьей и оказания психолого-педагогической помощи семьям со стороны системы образования.
Для ребенка с ОВЗ семья является тем социальным пространством, где окружение ребенка определяет его образ жизни, формы взаимодействия и пути психического развития. У семьи имеется, как правило, значительный потенциал для создания внутри нее среды с благоприятными условиями для успешного развития ребенка с различными нарушениями. Поэтому именно родители должны создавать для него коррекционно-развивающую среду, обеспечивающую ему компенсацию нарушений, полно-
ценное жизнеобеспечение и гармоничное развитие.
Информатизация образования (общего, специального и инклюзивного) — неизбежный и совершенно закономерный процесс. Российские образовательные организации все больше интегрируют информационные технологии в процесс обучения. Однако этот процесс сложный, связанный с многочисленными трудностями и противоречиями, которые предстоит еще разрешить.
Литература
1. Долотина, К. В. Особенности вербального коммуникативного поведения и навыков общения у младших школьников с патологией речи / К. В. Долотина. — Текст : электронный // Концепт : научно-методический электронный журнал. — 2018. — № 11 (ноябрь). — URL: http:// e-koncept.ru/2018/182035.htm.
2. Костина, Л. М. Дистанционное сопровождение родителей обучающихся / Л. М. Костина, И. А. Писаренко. — Текст : электронный // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2020. — Т. 9. — № 4 (33). — С. 163—167.
3. Косарева, А. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве / А. А. Косарева, Е. С. Фоминых. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы теории и практики инклюзивного образования : материалы Междунар. науч.-практ. конф. — 2016. — С. 217—220.
4. Куликова, Е. А. Особенности использования ИКТ в дошкольном образовании/ Е. А. Куликова, Н. В. Белинова. — Текст : непосредственный // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — Москва : Мозаика-Синтез, 2015. — С. 128—131.
5. Любимов, М. Л. Создание модели комплексного сопровождения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством информационно-коммуникационных технологий / М. Л. Любимов, О. Г. Приходько, О. В. Югова, М. О. Захарова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2021. — № 2 (62). — С. 125—141.
6. Мелко, А. А. Современные ИКТ и их роль в образовании / А. А. Мелко. — Текст : непосредственный // Информационное общество: состояние, проблемы, перспективы. — 2017. — С. 233—239.
7. Михайлова-Свирская, Л. В. Работа с родителями : пособие для педагогов ДОО / Л. В. Михайлова-Свирская. — Москва : Просвещение, 2014. — 120 с. — Текст : непосредственный.
8. Павлов, И. П. Полное собрание сочинений / И. П. Павлов. — 2-е изд. — 1951. — Т. 3, кн. 2. — С. 335—336.
9. Приходько, О. Г. Подготовка учите-лей-дефектологов с использованием дистанционных образовательных технологий: опыт российских педагогических вузов / О. Г. Приходько, И. А. Филатова, А. С. Павлова. — Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — Москва : Школьная пресса, 2021. — № 4. — С. 59—66.
10. Приходько, О. Г. Современные подходы к психолого-педагогической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии / О. Г. Приходько, О. В. Югова. — Текст : непосредственный // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. — 2013. — № 3 (25). — С. 107—119.
11. Стребелева, Е. А. Актуальные проблемы консультирования родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Стребелева, Е. А. Кинаш. — Текст : непосредственный // Педагогический ИМИДЖ. — 2019. — Т. 13. — № 2 (43). — С. 16—26. — DOI 10.32343/24095052-2019-13-2-16-26.
12. Репина, З. А. Новые информационные технологии: специализированная компь-
ютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» / З. А. Репина, Л. Р. Лизу-нова. — Текст : непосредственный // Вопросы гуманитарных наук. — 2004. — № 5 (14). — С. 285—287.
13. Титова, Т. А. Речевое и психическое развитие детей раннего возраста : учеб.-метод. пособие. Гриф МО РФ / Т. А. Титова, О. В. Елецкая, М. В. Матвеева, Н. С. Куликова. — Москва : Инфра-М : Форум, 2017. — 192 с.
14. Филатова, И. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития : учеб.-метод. пособие / И. А. Филатова, Е. В. Каракулова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2018. — 160 с.
15. Цукерман, Г. А. Развитие учебной самостоятельности / Г. А. Цукерман, А. Л. Вен-гер. — 2-е изд. — Москва : Авторский клуб, 2015. — С. 26. — Текст : непосредственный.
References
1. Dolotina, K. V. Osobennosti verbal'nogo kommunikativnogo povedeniya i navykov obshcheniya u mladshikh shkol'nikov s patologiey rechi / K V. Dolotina. — Tekst : elektronnyy // Kontsept : nauchno-metodi-cheskiy elektronnyy zhurnal. — 2018. — № 11 (noyabr'). — URL: http://e-koncept. ru/2018/182035 .htm.
2. Kostina, L. M. Distantsionnoe sopro-vozhdenie roditeley obuchayushchikhsya / L. M. Kostina, I. A. Pisarenko. — Tekst : elektronnyy // Azimut nauchnykh issle-dovaniy: pedagogika i psikhologiya. — 2020. — T. 9. — № 4 (33). — S. 163—167.
3. Kosareva, A. A. Psikhologo-pedagogi-cheskoe soprovozhdenie detey s OVZ v inklyuzivnom obrazovatel'nom prostranstve / A. A. Kosareva, E. S. Fominykh. — Tekst : neposredstvennyy // Aktual'nye problemy teorii i praktiki inklyuzivnogo obrazovaniya : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. — 2016. — S. 217—220.
4. Kulikova, E. A. Osobennosti ispol'zo-vaniya IKT v doshkol'nom obrazovanii/ E. A. Kulikova, N. V. Belinova. — Tekst : neposredstvennyy // Sbornik materialov Ezhegodnoy mezhdunarodnoy nauchno-
prakticheskoy konferentsii «Vospitanie i obu-chenie detey mladshego vozrasta». — Moskva : Mozaika-Sintez, 2015. — S. 128—131.
5. Lyubimov, M. L. Sozdanie modeli kom-pleksnogo soprovozhdeniya roditeley detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya posredstvom informatsionno-kommunika-tsionnykh tekhnologiy / M. L. Lyubimov, O. G. Prikhod'ko, O. V. Yugova, M. O. Za-kharova. — Tekst : neposredstvennyy // Spetsial'noe obrazovanie. — 2021. — № 2 (62). — S. 125—141.
6. Melko, A. A. Sovremennye IKT i ikh rol' v obrazovanii / A. A. Melko. — Tekst : neposredstvennyy // Informatsionnoe ob-shchestvo: sostoyanie, problemy, perspek-tivy. — 2017. — S. 233—239.
7. Mikhaylova-Svirskaya, L. V. Rabota s roditelyami : posobie dlya pedagogov DOO / L. V. Mikhaylova-Svirskaya. — Moskva : Prosveshchenie, 2014. — 120 s. — Tekst : neposredstvennyy.
8. Pavlov, I. P. Polnoe sobranie sochine-niy / I. P. Pavlov. — 2-e izd. — 1951. — T. 3, kn. 2. — S. 335—336.
9. Prikhod'ko, O. G. Podgotovka uchiteley-defektologov s ispol'zovaniem distantsion-nykh obrazovatel'nykh tekhnologiy: opyt ros-siyskikh pedagogicheskikh vuzov / O. G. Pri-khod'ko, I. A. Filatova, A. S. Pavlova. — Tekst : neposredstvennyy // Vospitanie i obu-chenie detey s narusheniyami razvitiya. — Moskva : Shkol'naya pressa, 2021. — № 4. — S. 59—66.
10. Prikhod'ko, O. G. Sovremennye pod-khody k psikhologo-pedagogicheskoy pomo-shchi sem'e rebenka s otkloneniyami v
razvitii / O. G. Prikhod'ko, O. V. Yugova. — Tekst : neposredstvennyy // Vestnik Moskov-skogo gorodskogo pedagogicheskogo univer-siteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. — 2013. — № 3 (25). — S. 107—119.
11. Strebeleva, E. A. Aktual'nye problemy konsul'tirovaniya roditeley i detey s ogra-nichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / E. A. Strebeleva, E. A. Kinash. — Tekst : neposredstvennyy // Pedagogicheskiy IMIDZh. — 2019. — T. 13. — № 2 (43). — S. 16— 26. — DOI 10.32343/2409-5052-2019-13-216-26.
12. Repina, Z. A. Novye informatsionnye tekhnologii: spetsializirovannaya komp'y-uternaya logopedicheskaya programma «Igry dlya Tigry» / Z. A. Repina, L. R. Lizuno-va. — Tekst : neposredstvennyy // Voprosy gumanitarnykh nauk. — 2004. — № 5 (14). — S. 285—287.
13. Titova, T. A. Rechevoe i psikhicheskoe razvitie detey rannego vozrasta : ucheb.-metod. posobie. Grif MO RF / T. A. Titova, O. V. Eletskaya, M. V. Matveeva, N. S. Ku-likova. — Moskva : Infra-M : Forum, 2017. — 192 s.
14. Filatova, I. A. Psikhologo-pedagogiche-skoe soprovozhdenie detey s tyazhelymi mnozhestvennymi narusheniyami razvitiya : ucheb.-metod. posobie / I. A. Filatova, E. V. Ka-rakulova ; Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg : [b. i.], 2018. — 160 s.
15. Tsukerman, G. A. Razvitie uchebnoy sa-mostoyatel'nosti / G. A. Tsukerman, A. L. Venger. — 2-e izd. — Moskva : Avtorskiy klub, 2015. — S. 26. — Tekst : neposredstvennyy.
СпецнапLное 06pa30BaHHe. 2021. № 3
153