ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ СЕМЕЙ
УДК 37.015.3:376.1 ББК Ч450
О. Г. Приходько, О. В. Югова, М. О. Захарова
Москва, Россия
DOI 10.26170/1999-6993_2021_02_10 ГСНТИ 14.29.01; 14.85.29 Код ВАК 13.00.03
М. Л. Любимов, M. L. Lyubimov,
O. G. Prikhod'ko, O. V. Yugova, M. O. Zakharova Moscow, Russia
СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
DESIGN OF A MODEL OF INTEGRATED SUPPORT FOR THE PARENTS OF CHILDREN WITH DISABILITIES VIA
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важных факторов полноценного обучения ребенка является включение его родителей в коррекционно-развиваю-щий процесс. В исследовании освещены трудности, с которыми сталкиваются семьи особого ребенка: психологический компонент, отсутствие знаний и готовности к обучению и воспитанию ребенка с учетом его особенностей, социальная дезадаптация. Такая семья нуждается в комплексном психолого-педагогическом сопровождении различных специалистов.
Abstract. The article deals with the psycho-pedagogical support for the family of a child with a disability. Involvement of the parents in the rehabilitation-educational process of a child is one of the significant factors of the child's successful education. The study highlights the difficulties which the families of special children encounter: the psychological component, the absence of knowledge and preparation for education and upbringing of the child taking into account their specific features, and their social adaptation. Such a family needs comprehensive psycho-pedagogical support of various specialists.
The article presents methods that allow revealing the needs (educational, information, psychological and legal), as
В статье представлена методика, позволяющая выявить потребности (образовательные, информационные, психологические и правовые), а также проблемные области родителей, что в дальнейшем поможет специалистам сопровождения верно расставить акценты при консультировании и обучении семьи конкретного ребенка с целью формирования компетентного родителя с помощью информационно-коммуникативных технологий, где обучение не затрагивает профессиональную деятельность специалиста, а дополняет ее с учетом тех или иных особенностей. На базе основных групп потребностей родителей проводится анализ их компонентов с целью создания вариативных блочных модулей внутри модели сопровождения.
Описано краткое содержание каждого блока, входящего в указанную модель: блок преодоления негативных состояний, связанных с рождением/наличием «особого» ребенка; блок сопровождения семейно центрированной системы; блок преодоления психологических установок на изоляцию от социума; блок преодоления эмоционального выгорания; блок информирования об особенностях развития ребенка; блок информирования об оценках возможностей обучения, коррекции и коммуникации ребенка; блок информирования о способах и методах обучения ребенка с нарушениями развития; блок информирования о правовых вопросах, направленных на социальную поддержку лиц с ОВЗ и инвалидностью, а также их семей; блок обучения взрослых членов семьи жизненному прогнозированию. Форма коммуникации специалистов и семей может быть онлайновой, офлайновой или смешанной.
well as problem areas of the parents, which may help the support specialists in the future to orient in consulting and training the family of a concrete child with the purpose of formation of a well-qualified parent with the help of information and communication technologies, where training does not touch upon the specialist's professional activity but supplements it in accordance with certain specific features. The authors analyze the components of the main groups of the parents' needs in order to create variable block modules inside the integrated support model.
The article provides a brief description of each block constituting this model: the block of overcoming negative states associated with the birth/presence of a "special" child; the block of support for the family-centered system; the block of overcoming psychological trends to social isolation; the block of overcoming emotional burnout; the block of providing information about the peculiarities of the child's development; the block of providing information about the assessments of the child's learning, rehabilitation and communication opportunities; the block of providing information about the ways and methods of teaching a child with developmental disabilities; a block of providing information about the legal issues aimed at social support for persons with disabilities and their families; a block of training adult family members to predict life outcomes. The form of communication between specialists and families can be online, offline, or mixed.
Ключевые слова: онлайн-обу-чение; информационно-коммуникационные технологии; ограниченные возможности здоровья; ОВЗ; дети с ограниченными возможностями здоровья; семейно центрированный подход; консультирование семьи; кор-рекционно-развивающая среда; комплексное сопровождение; родители; психолого-педагогическое сопровождение.
Сведения об авторе: Любимов Михаил Львович, кандидат психологических наук.
Место работы: директор Центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета.
Сведения об авторе: Приходько Оксана Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор.
Место работы: заведующий кафедрой логопедии, директор Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета.
Сведения об авторе: Югова Олеся Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент.
Место работы: доцент кафедры логопедии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета.
Сведения об авторе: Захарова Марина Олеговна.
Место работы: заместитель директора Центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета.
Keywords: online learning; information and communication technologies; disabilities; SEND; children with disabilities; family-centered approach; family counseling; rehabilitation-educational environment; complex support; parents; psycho-pedagogical support.
About the author: Lyubimov Mikhail L'vovich, Candidate of Psychology.
Place of employment: Director of the Center for Diagnostics and Consultation "Blago" of the Institute of Continuing Education, Moscow City Pedagogical University.
About the author: Prikhod'ko Oksa-na Georgievna, Doctor of Pedagogy, Professor.
Place of employment: Head of Department of Speech Therapy, Director of the Institute of Special Education and Psychology of Moscow City Pedagogical University.
About the author: Yugova Olesya Vyacheslavovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.
Place of employment: Department of Speech Therapy of the Institute of Special Education and Psychology of Moscow City Pedagogical University.
About the author: Zakharova Marina Olegovna.
Place of employment: Deputy Director of the Center for Diagnostics and Consultation "Blago" of the Institute of Continuing Education, Moscow City Pedagogical University.
Контактная информация: 119991, Россия, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1.
E-mail: [email protected], [email protected], [email protected], [email protected].
Современные исследователи выделяют различные факторы семейного воспитания детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), оказывающие влияние на становление личности ребенка: индивидуальные особенности родителей, характер детско-родительских отношений, родительские позиции, педагогическая компетентность родителей (Л. Н. Галигузо-ва, Т. А. Егорова, С. Д. Забрам-ная, А. И. Захаров, И. Ю. Левченко, С. Ю. Мещерякова, Р. Ж. Му-хамедрахимов, Е. А. Стребелева,
B. В. Ткачева, Э. Г. Эйдемиллер и др.).
Эффективность профилактики риска возникновения вторичных отклонений в развитии детей с ОВЗ и их коррекции зависит от раннего начала и содержания целенаправленного психолого-педагогического воздействия, а также от характера взаимодействия родителей со своим ребенком (Е. Ф. Архипова, Е. Р. Баенская, Е. А. Екжанова, А. В. Закрепина,
C. Б. Лазуренко, Г. А. Мишина, Р. Ж. Мухамедрахимов, О. Б. Поло-винкина, О. Г. Приходько, Ю. А. Ра-зенкова, Е. А. Стребелева, Л. И. Филь-чикова, Н. Д. Шматко и др.).
Актуализация задач личностного, социального развития каж-© Любимов М. Л., Приходько О. Г., Югова О.
дого ребенка, расширения временных границ образования от первых месяцев до конца жизни, его целенаправленности и непрерывности в образовательной организации и за ее пределами предполагает обязательное включение родителей в процессы воспитания и обучения ребенка, их психолого-педагогическую подготовку силами специалистов [8].
Семья представляет собой подсистему более крупных систем — расширенной семьи, группы, общества в целом и испытывает на себе их воздействие, и наоборот. Взаимодействие с этими более крупными системами определяет самооценку, правила семьи, образ жизни семьи [12]. В семейно центрированной модели основная ценность — семья как наилучшая среда для развития ребенка. В семье наиболее полно могут реализовываться потребности ребенка на развитие, в семье ребенку предоставляется больше возможностей для доступа к социальным правам. Семья рассматривается как сложная система, члены которой взаимодействуют друг с другом и с окружающим миром. Специалистами признается самоценность семьи и многообразие семейных форм [7]. В., Захарова М. О., 2021
Отклонения в развитии ребенка оказывают влияние на всех членов семьи, возникает риск ее разрушения. Сообщение диагноза ребенка вызывает у родителей шок, личностную дезинтеграцию и другие переживания, характерные для посттравматического стрессового расстройства. У многих взрослых происходит эмоциональное выгорание (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений) [11].
В свете вышесказанного крайне важно изменение системы ценностных ориентаций каждого из родителей особого ребенка для преодоления их социальной дезадаптации. Поэтому клиентом комплексной помощи становится вся семья, а целью — ее сохранение. В фокусе внимания оказываются потребности всех членов семьи, обеспечение их доступом к социальным правам [15].
Для определения всех составляющих реабилитационной среды важно провести исследование потребностей родителей как участников образовательных отношений, которые несут ответственность за обучение, воспитание и реабилитацию своих детей [1].
Психолого-педагогическое сопровождение семьи включает ряд направлений в соответствии с потребностями, которые имеют родители детей с ограниченными возможностями здоровья. Зада-
чами психолого-педагогического сопровождения семьи являются изучение особенностей семьи и ребенка, оценка потребностей родителей в психологической помощи, информировании и методической поддержке, социальном адвокатировании и нормативно-правовой помощи, жизненной навигации и планировании перспектив, а также реализация выбранной модели сопровождения семьи особого ребенка и удовлетворение его особых потребностей.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи, в которой воспитывается ребенок с ОВЗ, по мнению Е. М. Мастюковой, А. Г. Мос-ковкиной [6], В. В. Ткачевой [10] и других исследователей, предполагает реализацию личностно ориентированного и гуманистического подхода к детям и родителям.
Для максимально возможной компенсации психофизических нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы следующие условия:
• применение высокотехничных достижений современной медицины и вспомогательных технических средств;
• комплексная диагностика и коррекционно-развивающая работа специалистов, сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья до полной социальной устойчивости в
школьной среде, постоянный мониторинг;
• организованное (психологами и педагогами) участие мотивированных родителей в воспитании и обучении своего ребенка;
• позитивное отношение учащихся и педагогов образовательного учреждения к «особому» ребенку [5].
Использование инструментов методического, психологического и социального моделирования позволяет создать модель социально-психологического процесса с целью изучения потребностей родителей ребенка с ОВЗ и оказания им посильной поддержки. Моделирование психолого-педагогического сопровождения родителей особых детей предполагает рассмотрение этапов, фаз и других аналогичных показателей (в рамках динамического моделирования). Характеристика процессуальности в моделировании предполагает наличие следующих основных этапов процесса: постановка задачи, построение, проверка на достоверность, применение и обновление (корректировка) модели.
Под сопровождением, в том числе психолого-педагогическим, понимается помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся
система. Ситуации жизненного выбора — множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития [13].
В процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и консультирования его родителей важно адекватно использовать те или иные формы современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). При этом при организации сопровождения «особого» ребенка должны учитываться такие принципы, как комплексность, конфиденциальность, сотрудничество, деятельностный подход, равная ответственность всех участников сопровождения и т. д.
Посредством различных форм общения (офлайн, онлайн, смешанное общение) создаются вариативные модели комплексного сопровождения родителей детей с ОВЗ в соответствии с диагностированными у них потребностями и возможностями. Для этого необходимо не только четкое выделение групп потребностей родителей, но и анализ их компонентов с целью создания вариативных блочных модулей внутри модели. Чем лучше модель отражает реальный мир, тем выше ее потенциал как средства управления моделируемым процессом. Установление степени эффективности модели происходит при
сопоставлении получаемой (текущей и конечной) информации. Все компоненты моделирования (построение, проверка на достоверность, апробация и коррекция)
присутствуют в процессе создания модели комплексного сопровождения родителей детей с ОВЗ, которая включает системообразующие компоненты (таблица 1).
Таблица 1. Структура и базовые компоненты модели психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ОВЗ
Потребности родителей
детей с нарушениям и развития
Проблемы
Форма коммуникации родителя со специальным педагогом
Комплексы и блоки
Примерное обобщенное содержание конструирования вариативных модулей
1. Комплекс психологического сопровождения
Потребность в психологической помощи
А. Негативные
состояния,
связанные
с появлением
«особого»
ребенка.
Б. Необходимо сть
в сопровождении семейной системы.
А. Онлайн
Б.
Офлайн/
олайн/
смешанное
А. Блок
преодоления негативных состояний, связанных с рождением/ наличием «особого» ребенка.
Б.
Блок
сопровождения семейно центрированной системы.
А.
Знакомство со стадиями переживания стрессовой ситуации, которую провоцирует рождение больного ребенка.
Информирование о различных типах реагирования членов семьи на такую ситуацию. Знакомство с причинами, вызывающими чувство вины, и путями преодоления этого состояния. Информирование родителей о психологических портретах родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Б.
Психокоррекционный процесс строится с учетом дифференцированного подхода к личностным особенностям родителей детей с отклонениями в развитии и включает ряд направлений. Обучение родителей создавать комфортную среду в семье, организовывать вокруг себя и ребенка с ОВЗ позитивную атмосферу. Подготовка взрослых членов семьи к эффективному использованию методов и приемов коррекции взаимоотношений в диадах «взрослый — ребенок», «ребенок — ребенок» и «взрослый — взрослый».
Потребности родителей
детей с нарушениям и развития
Проблемы
Форма коммуникации родителя со специальным педагогом
Комплексы и блоки
Примерное обобщенное содержание конструирования вариативных модулей
В. Проблемы психологических установок на изоляцию от социума.
Онлайн
Блок
преодоления психологических установок на изоляцию от социума.
Проблема эмоционального выгорания
Офлайн/
олайн/
смешанное
Г.
Блок
преодоления
эмоционального
выгорания
Изучение родителями методов и приемов эффективной коммуникации с «особыми» детьми и другими взрослыми, стратегиями поведения в конфликтных ситуациях. Знакомство с приемами и методами расширения социальных связей: уточнение роли общественных организаций в восстановлении социальных связей, освоение технологии поиска различных общественных организаций и сотрудничество с ними. Знакомство родителей с определенными направлениями деятельности существующих групп взаимопомощи и самопомощи родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также с различными технологиями организации таких групп.
Г.
Учет и преодоление психологических трудностей членов семьи (сам ребенок с ОВЗ, его родители, сиб-линги, бабушки/дедушки), профилактика и коррекция эмоционального выгорания, улучшение взаимоотношений всех членов семьи. Оценка родительской эффективности и личностных качеств родителей, их совершенствование. Создание комфортной психологической среды в семье, воспитывающей «особого» ребенка. Изменение неадекватных моделей семейного воспитания такого ребенка на гармоничную. Обучение умению строить взаимоотношения с ним с учетом удовлетворения его базовых психологических потребностей: в безопасности, любви, уважении и принятии._
Потребности родителей... Проблемы Форма коммуникации родителя. Комплексы и блоки Примерное обобщенное содержание конструирования вариативных модулей
2. Комплекс информирования и обучения
Потребность в информировании об особенностях детей с нарушениями в развитии и их возможностях
А. Ограниченн ые знания об особенностях развития детей с ОВЗ и их возможностях
Б. Ограниченн
ые знания о
возможностях
обучения,
коррекции и
коммуникации
ребенка.
А. Офлайн/
онлайн/
смешанное
Б.
Офлайн-/ онлайн-/ смешанное диагностирование
А.
Блок
информирования
об особенностях развития ребенка
Б.
Блок
информирования
об оценках возможностей обучения, коррекции и коммуникации
ребенка.
А.
Формирование у родителей знаний о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка с ОВЗ. Формирование компетентности понимания и заботы о физическом (соматическом) здоровье ребенка (проведение необходимых профилактических мероприятий, медицинское обследование ребенка, направленное на выявление проблем в здоровье ребенка и своевременное их лечение). Б.
Определение оптимального вида обучения и системы образования для ребенка. Обучение наблюдению за развитием ребенка с нарушениями развития, умению контролировать и правильно интерпретировать его изменения. Постоянное обновление информации на основе таких наблюдений позволяет оценить возможности и перспективы развития ребенка, организовать целенаправленные коррекционные занятия, способствовать адекватному планированию коррекционного и образовательного маршрута. Работа строится по следующим направлениям: организация наблюдения за развитием своего ребенка; знакомство родителей с приемами и методами диагностики развития ребенка в домашних условиях с учетом основных линий развития; информирование родителей о специалистах, которые профессионально обучают психолого-педагогическому сопровождению ребенка или осуществляют его; знакомство с образовательными организациями различного типа, в которых может обучаться «особый» ребенок, а также с организациями, которые могут оказать помощь ему с учетом нозологии его нарушения._
Потребности родителей... Проблемы Форма коммуникации родителя. Комплексы и блоки Примерное обобщенное содержание конструирования вариативных модулей
В. Недостаточ ные знания о способах и методах обучения ребенка с нарушениями развития. В. Офлайн-/ онлайн-/ смешанное диагностирование В. Блок информирования о способах и методах обучения ребенка с нарушениями развития. В. Обучение родителей эффективным педагогическим методам и приемам взаимодействия со своим ребенком. Привитие необходимости информирования и обучения адекватным и доступным методам и приемам работы с особым ребенком для преодоления незнания и неумения родителей заботиться о правильном взаимодействии и обучении ребенка. Актуальность овладения родителями особых детей инструментарием взаимодействия с ребенком в зависимости от конкретного нарушения/отклонения, возраста, индивидуальных особенностей; освоение технических средств реабилитации и ассистивных технологий обучения и воспитания; изучение и использование специальных методов и приемов обучения дошкольника/школьника с ОВЗ; умение отбирать адекватный наглядный, дидактический и др. материал.
3. Комплекс социального адвокатирования и жизненной навигации
Потребность в социальном адвока-тировании и жизненной навигации А. Ограниченн ое владение информацией в правовых вопросах, направленных на социальную поддержку лиц с ОВЗ и инвалидностью, а также их семей А. Офлайн-/ онлайн-/ смешанное диагностирование А. Блок информирования о правовых вопросах, направленных на социальную поддержку лиц с ОВЗ и инвалидностью, а также их семей А. Формирование понимания важности социально-правовой помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. Такая помощь является составным элементом государственной системы социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения. Изучение основных законов и нормативных документов для обеспечения жизни и деятельности «особого» ребенка и его родителей, а также правовых основ реабилитации. Вопросы организации правовой навигации родителей особого ребенка; формирование и развитие навыков толерантного взаимодействия; соблюдение необходимых требований при подготовке документов и организации переписки; знание правовых и организационных вопросов по созданию доступной и безбарьерной среды в зоне жизнедеятельности ребенка.
Потребности родителей. Проблемы Форма коммуникации родителя. Комплексы и блоки Примерное обобщенное содержание конструирования вариативных модулей
В. Слабые навыки жизненного прогнозирования В. Онлайн В. Блок обучения взрослых членов семьи жизненному прогнозированию В. Понимание необходимости получения помощи от специалистов, обучение рассмотрению проблемы как задачи, решение которой ориентировано не только на достижение практического результата, но и на выработку у самих родителей новой позиции, понимания того, что собственная воля становится основой их активности в жизненном пространстве, позволяет ставить адекватные цели, двигаться к ним и решать сложные задачи и противоречия. Рассмотрение психолого-педагогической помощи как ориентированной на развитие потенциала личности и нахождение внутреннего ресурса родителей для самостоятельного решения проблем и преодоления сложных жизненных обстоятельств. Расстановка целевых ориентиров, определение имеющихся ресурсов и ограничений семьи. Разработка индивидуальных планов достижения значимых целей родителей особого ребенка, а также сценарно-ролевая и социальная навигация семьи ребенка с ОВЗ.
ний, проводимых в режиме онлайн.
Анкета-скрининг направлена: - на выявление потребностей родителей особых детей в поддержке (анализ степени выраженности негативных психологических состояний/переживаний; продолжительности этих переживаний; изучение особенностей социального функционирования родителей и других членов семьи; выявление специфики взаи-
С целью определения образовательных, информационных, психологических и правовых потребностей родителей, которые воспитывают детей с ОВЗ, предлагается применять определенные диагностические комплексы, реализуемые посредством ИКТ. Например, в сфере психологических потребностей это может быть комплексная диагностика на основе анкеты-скрининга, опросника, социометрии — обследова-
модействия членов семейной системы);
- необходимость повышения информированности родителей и обучения адекватному взаимодействию с ребенком на различных возрастных этапах и по различным линиям его развития (изучение уровня знаний о нормативном и нарушенном развитии ребенка; исследование возможности оценки родителями особенностей обучения ребенка с ОВЗ; оценка владения родителями методами обучения и воспитания их ребенка);
- потребность в социальном сопровождении родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ (изучение активности родителей особых детей в нормативно-правовом поле при взаимодействии с различными социальными институтами; выявление особенностей организации родителями процесса психолого-педагогического и реабилитационного сопровождения особого ребенка и их включенность в этот процесс; анализ возможностей родителей при планировании и организации образовательного маршрута ребенка с ОВЗ; изучение возможностей родителей при прогнозирования профессионального и жизненного маршрута ребенка) [4].
Опросник, являясь частью данного комплекса, имеет перечень вопросов, которые направлены на исследование ряда ас-
пектов детско-родительских отношений:
1) принятие — отвержение ребенка, что демонстрирует собой общее эмоционально положительное (как свойство процесса принятия) или эмоционально отрицательное (как свойство процесса отвержения) отношение к ребенку, имеющему проблемы в развитии;
2) наличие и состояние командного единения, которое демонстрирует готовность и интерес взрослых к сотрудничеству как кооперации при работе с «особым» ребенком, обнаружение и выражение со стороны взрослых небезразличия, внимания и участия в детских делах;
3) взаимно доверительное сосуществование — особенная конформная восприимчивость друг к другу родителей, взрослых членов семьи и ребенка, позволяющая выявить степень активности в стремлении взрослых быть ближе с ним или психологическое дистанцирование в отношениях «взрослый — ребенок»;
4) управление и наблюдение, которые обеспечивают выявление уровня контроля родителями поведения своих детей, состояние родительского отношения к своему ребенку по критерию лояльность/властность;
5) состояние родительского внимания к проблемам ребенка, демонстрирующее, как взрослые
оценивают, понимают и насколько принимают детские успехи, неудачи, несовершенство, преимущество, заслуги.
В исследовании используется социограмма «Моя семья», представляющая собой облегченный тестовый вариант «Семейной социограммы» (Э. Г. Эйдемиллер [14]). Данный тест адаптирован В. В. Ткачевой [10] и способствует определению исследуемого субъекта в системе отношений межличностного характера, определению коммуникативного состояния и направленности в семейных отношениях. Данная методика рассматривает три этапа семейной жизни: период до рождения ребенка с ОВЗ, период с момента его рождения, период в реальном (настоящем) времени. Благодаря этапному изучению становится возможным выявить направленность и динамику развития изучаемой семьи (благоприятные или проблемные). В ходе исследования испытуемые участвуют в заполнении трех соответствующих бланков («Моя семья до рождения проблемного ребенка», «Моя семья после рождения проблемного ребенка», «Моя семья в настоящее время»).
Применение данных методик позволяет выявить проблемные области родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, которые можно представить следующими тремя основными компонентами:
- потребность в психологической поддержке;
- потребность в получении необходимой информации и готовность к обучению адекватному взаимодействию с особым ребенком с учетом его особенностей и возможностей на разных этапах его развития и образования;
- потребность в социальном ад-вокатировании и жизненной навигации.
В целом предлагаемая и используемая посредством ИКТ в различных режимах (онлайн/оф-лайн/смешанный) модель психолого-педагогического сопровождения семьи особого ребенка направлена на формирование компетентного родителя — человека, объективно воспринимающего ситуацию, в которой живет и развивается его ребенок. Такой родитель прилагает максимальные усилия с целью изменить жизнь своего ребенка в лучшую сторону, адаптировать и социализировать его, реализовав потенциальные возможности ребенка. Для повышения собственной компетентности взрослому нужно меняться самому, активно пробовать и искать эффективные пути воспитания ребенка, учиться у специалистов [9]. При таком постепенном развитии и преобразовании родитель становится знающим и опытным, использует полученные умения и навыки при реализации различных функций в
семье, при воспитании своего ребенка с проблемами в развитии, оптимизирует свою деятельность по выполнению родительских обязанностей.
Работа по донесению посредством ИКТ до родителей информации, связанной с последовательным процессом психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ, должна не только учитывать принцип доступности информации для родителей, но и включать доступный для усвоения перечень приемов и действий для оптимизации процесса родительского общения со своим ребенком, регуляции детского поведения и жизнедеятельности. Данный перечень не затрагивает профессиональную деятельность специального педагога, но дополняет ее. Отметим, что концепция единства направлений жизнедеятельности информационного и регулирующего характера у детей с ОВЗ неразрывно связана с формированием комплекса системной совокупности познания, ориентированной на совместное использование первой и второй сигнальных систем.
Специальный педагог на практике нередко оказывается единственным человеком, правильно общающимся с ребенком с ОВЗ, что недостаточно для формирования речевой среды, благоприятной для его развития.
Использование модели комплексного сопровождения родителей, имеющих детей с нарушениями развития, посредством ИКТ должно обеспечить следующие результаты:
- смещение акцента с коррек-ционно-развивающей деятельности специалиста с ребенком на комплексное решение проблем семьи как социального пространства развития «особого» ребенка;
- создание пакета инструментов для диагностического изучения потребностей родителей ребенка с ОВЗ;
- создание модели психолого-педагогического сопровождения родителей детей с проблемами в развитии;
- апробацию программ вариативных модулей комплексного сопровождения родителей детей с ОВЗ;
- повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по сопровождению родителей детей с ОВЗ [3].
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми решает проблему особых образовательных потребностей самого ребенка лишь частично, так как одной из важнейших составляющих является полноценное включение родителей в эту работу. Поэтому в процессе реабилитации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями не менее важно понимать и
учитывать потребности самих родителей с учетом современных возможностей, которые предоставляет им ИКТ. Таким образом, в настоящее время происходит перенос акцентов с коррекцион-но-развивающего воздействия на ребенка и методического консультирования родителей на комплексное сопровождение семьи особого ребенка, которое предполагает создание благоприятных условий для его развития, воспитания и обучения дома как основного стабилизирующего фактора социальной адаптации ребенка.
Литература
1. Вечканова, И. Г. Потребности родителей во взаимодействии с педагогами при создании реабилитационной среды в образовательной организации для дошкольников с ОВЗ / И. Г. Вечканова. — Текст : непосредственный // Научное мнение (психолого-педагогические и юридические науки). — Санкт-Петербург, 2016. — № 6. — С. 120—124.
2. Гордиенко, Т. П. ИКТ в образовании: эволюция к новому качеству образования / Т. П. Гордиенко, О. Ю. Смирнова. — Текст : непосредственный // Дистанционные образовательные технологии. Материалы I Всероссийской научно-практической интернет-конференции / отв. ред. В. Н. Таран. — Ялта, 2016. — С. 55—58.
3. Евдокимова, А. С. Возможности использования ИКТ в инклюзивном образовании / А. С. Евдокимова. — Текст : непосредственный // Развитие детско-взрос-лых сообществ в условиях многообразия : сб. статей по материалам Междунар. на-уч.-практ. конф. / сост. Е. В. Иванов. — Великий Новгород, 2017. — С. 244—247.
4. Корытова, Е. А. Роль реабилитационной активности семьи в воспитании ре-
бенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Корытова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 88—91.
5. Любимов, М. Л. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья / М. Л. Любимов. — Текст : непосредственный // Народное образование. — Москва, 2012. — № 4 (1417). — С. 186—189.
6. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Е. М. Мастюкова,
A. Г. Московкина. — Москва : Владос, 2003. — 408 с. — Текст : непосредственный.
7. Приходько, О. Г. Современные подходы к психолого-педагогической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии / О. Г. Приходько, О. В. Югова. — Текст : непосредственный // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. — Москва, 2013. — № 3 (25). — С. 107—119.
8. Психолого-педагогическое консультирование родителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста, детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Свердловской области : метод. пособие / авторы-составители И. А. Филатова, Е. В. Каракулова ; под ред. Н. Н. Сергеевой ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2019. — 162 с. — Текст : непосредственный.
9. Стребелева, Е. А. Актуальные проблемы консультирования родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Стребелева, Е. А. Ки-наш. — Текст : непосредственный // Педагогический ИМИДЖ. — Иркутск, 2019. — Т. 13. — № 2 (43). — С. 16—26.
10. Ткачева, В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: психокоррекция /
B. В. Ткачева. — Москва : Книголюб, 2007. — 144 с. — Текст : непосредственный.
11. Ткачева, В. В. Технологии психологического изучения семьи, воспитываю-
щей ребенка с отклонениями развития / В. В. Ткачева. — Москва : УМК «Психология», 2006. — 320 с. — Текст : непосредственный.
12. Шаграева, О. А. Семейный уклад и психическое развитие ребенка / О. А. Шаграева, Л. Ф. Обухова. — Текст : непосредственный // Школа здоровья. — 1997. — Т. 4. — № 4. — С. 72—85.
13. Шипицына, Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка : пособие для учителя-дефектолога / Л. М. Шипицина, Е. И. Казакова, М. А. Жданова. — Москва : Владос, 2003. — 528 с. — Текст : непосредственный.
14. Эйдемиллер, Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии : метод. пособие / Э. Г. Эйдемиллер. — Москва : Фолиум, 1996. — 45 с. — Текст : непосредственный.
15. Югова, О. В. Взаимодействие специального педагога с родителями детей с отклонениями в развитии как залог успешного раннего педагогического сопровождения ребенка / О. В. Югова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — Екатеринбург, 2011. — N° 1 (21). — С. 93—101.
References
1. Vechkanova, I. G. Potrebnosti roditeley vo vzaimodeystvii s pedagogami pri sozdanii reabilitatsionnoy sredy v obrazovatel'noy organi-zatsii dlya doshkol'nikov s OVZ / I. G. Vechkanova. — Tekst : neposredstvennyy // Nauch-noe mnenie (psikhologo-pedagogicheskie i yuridicheskie nauki). — Sankt-Peterburg, 2016. — № 6. — S. 120—124.
2. Gordienko, T. P. IKT v obrazovanii: evolyutsiya k novomu kachestvu obra-zovaniya / T. P. Gordienko, O. Yu. Smir-nova. — Tekst : neposredstvennyy // Distan-tsionnye obrazovatel'nye tekhnologii. Mate-rialy I Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy internet-konferentsii / otv. red. V. N. Taran. — Yalta, 2016. — S. 55—58.
3. Evdokimova, A. S. Vozmozhnosti ispol'-zovaniya IKT v inklyuzivnom obrazovanii / A. S. Evdokimova. — Tekst : neposredstven-nyy // Razvitie detsko-vzroslykh soob-
shchestv v usloviyakh mnogoobraziya : sb. statey po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / sost. E. V. Ivanov. — Velikiy Novgorod, 2017. — S. 244—247.
4. Korytova, E. A. Rol' reabilitatsionnoy ak-tivnosti sem'i v vospitanii rebenka s ograni-chennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / E. A. Korytova. — Tekst : neposredstvennyy // Problemy i perspektivy razvitiya obrazo-vaniya : materialy VIII Mezhdunar. nauch. konf. (g. Krasnodar, fevral' 2016 g.). — Krasnodar : Novatsiya, 2016. — S. 88—91.
5. Lyubimov, M. L. Pomoshch' detyam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / M. L. Lyubimov. — Tekst : neposredstven-nyy // Narodnoe obrazovanie. — Moskva, 2012. — № 4 (1417). — S. 186—189.
6. Mastyukova, E. M. Semeynoe vospitanie detey s otkloneniyami v razvitii : ucheb. posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy / E. M. Mastyukova, A. G. Mos-kovkina. — Moskva : Vlados, 2003. — 408 s. — Tekst : neposredstvennyy.
7. Prikhod'ko, O. G. Sovremennye pod-khody k psikhologo-pedagogicheskoy pomo-shchi sem'e rebenka s otkloneniyami v razvitii / O. G. Prikhod'ko, O. V. Yugova. — Tekst : neposredstvennyy // Vestnik Mos-kovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikho-logiya. — Moskva, 2013. — № 3 (25). — S. 107—119.
8. Psikhologo-pedagogicheskoe konsul'ti-rovanie roditeley i spetsialistov psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detey rannego vozrasta, detey-invalidov i detey s OVZ v Sverdlovskoy oblasti : metod. posobie / avtory-sostaviteli I. A. Filatova, E. V. Karakulova ; pod red. N. N. Sergeevoy ; Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg : [b. i.], 2019. — 162 s. — Tekst : neposredstvennyy.
9. Strebeleva, E. A. Aktual'nye problemy kon-sul'tirovaniya roditeley i detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / E. A. Strebeleva, E. A. Kinash. — Tekst : neposred-stvennyy // Pedagogicheskiy IMIDZh. — Irkutsk, 2019. — T. 13. — № 2 (43). — S. 16—26.
10. Tkacheva, V. V. Sem'ya rebenka s otkloneniyami v razvitii: psikhokorrektsiya /
V. V. Tkacheva. — Moskva : Knigolyub, 2007. — 144 s. — Tekst : neposredstvennyy.
11. Tkacheva, V. V. Tekhnologii psikholo-gicheskogo izucheniya sem'i, vospityvayu-shchey rebenka s otkloneniyami razvitiya / V. V. Tkacheva. — Moskva : UMK «Psikho-logiya», 2006. — 320 s. — Tekst : neposred-stvennyy.
12. Shagraeva, O. A. Semeynyy uklad i psi-khicheskoe razvitie rebenka / O. A. Shagraeva, L. F. Obukhova. — Tekst : neposredstvennyy // Shkola zdorov'ya. — 1997. — T. 4. — № 4. — S. 72—85.
13. Shipitsyna, L. M. Psikhologo-pedagogi-cheskoe konsul'tirovanie i soprovozhdenie razvitiya rebenka : posobie dlya uchitelya-
defektologa / L. M. Shipitsina, E. I. Ka-zakova, M. A. Zhdanova. — Moskva : Vlados, 2003. — 528 s. — Tekst : neposredstvennyy.
14. Eydemiller, E. G. Metody semeynoy diagnostiki i psikhoterapii : metod. posobie / E. G. Eydemiller. — Moskva : Folium, 1996. — 45 s. — Tekst : neposredstvennyy.
15. Yugova, O. V. Vzaimodeystvie spetsi-al'nogo pedagoga s roditelyami detey s otkloneniyami v razvitii kak zalog uspesh-nogo rannego pedagogicheskogo soprovozh-deniya rebenka / O. V. Yugova. — Tekst : neposredstvennyy // Spetsial'noe obrazova-nie. — Ekaterinburg, 2011. — № 1 (21). — S. 93—101.