Педагогика
УДК 376+378
доктор педагогических наук, кандидат медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медико-биологических основ дефектологии и теории логопедии Тихомирова Лариса Федоровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)
ОТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ К ОДНОКЛАССНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Опираясь на федеральные законы и рекомендации ученых, автор раскрывает основные факторы формирования доступной среды в инклюзивных образовательных учреждениях. Автор также отмечает важность такого условия, как отношение учащихся к одноклассникам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в формировании доступной среды образовательного учреждения. С развитием инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья педагоги и психологи столкнулись с неготовностью принятия типично развивающимися детьми школьников с ограниченными возможностями здоровья. Для решения данной проблемы было проведено исследование отношения подростков к одноклассникам с ограниченными возможностями здоровья, была разработана программа по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном учреждении.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, толерантное отношение, терпимость, доступная среда.
Annotation. The article is devoted to topical problems of inclusive education of children with disabilities. Based on the federal laws and recommendations of scientists, the author reveals the main factors for the formation of an affordable environment in inclusive educational institutions. The author also notes the importance of such conditions as the attitude of students to classmates with disabilities and disabilities in the formation of an affordable environment of the educational institution. With the development of inclusive education of children with disabilities, teachers and psychologists have encountered taking care of typical schoolchildren with disabilities with disabilities. To solve this problem, a study was conducted to study the attitude of adolescents to classmates with disabilities, a program was developed for the formation of a tolerant attitude towards children with disabilities in an inclusive educational institution.
Keywords: inclusive education, children with disabilities, tolerant attitude, tolerance, available medium.
Введение. Инклюзивное обучение и воспитание - закономерный процесс развития системы образования в любой стране мира. В этот процесс вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия.
Гарантии равных прав на образование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью обеспечивают Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»и Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ (ред. от 19.12.2016 г.) «О социальной защите инвалидов» в Российской Федерации [10; 11].
Научно-методические основы решения проблемы инклюзивного образования представлены в государственной программе «Доступная среда», направленной на создание в школах и высших учебных заведениях условий для комфортного пребывания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Алехина С.В. отмечает, что особое внимание в данном документе обращается на необходимость формирования толерантности в контексте инклюзивного образования [2].
К сожалению, практика работы инклюзивных образовательных учреждений показывает неприятие типично развивающимися детьми школьников с ОВЗ. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. считают, что нетерпимость связана с резкими социально-экономическими различиями между людьми (социальные статусы, рост безработицы) [3].
Валитова Р.Р. пишет о том, что интолерантность проявляется у детей, обучающихся в общеобразовательном учреждении в виде конфликтного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья [5].
С учетом данного положения, дети с ограниченными возможностями здоровья не могут получить качественного образования, социализироваться и адаптироваться в обществе. Вследствие этого, наблюдается необходимость в формировании толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья [6; 8].
Изложение основного материала статьи. Целью нашего исследования стала необходимость рассмотреть структуру доступной средыинклюзивной школы, выяснить особенности отношения одноклассников к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и разработать программу по формированию толерантного отношения у подростков к одноклассникам с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной школе.
Теоретико-методологической основой исследования стали психолого-педагогические аспекты толерантного отношения (А.Г. Асмолов, С.К. Бондарева, А.М. Байбаков, В.Л. Лекторский, Н.О. Липатова, П. Николсон); проблемы адаптации, социализации и обучения детей с ОВЗ (Н.М. Назарова, В.С. Мухин, Н.С. Морозова); концепции инклюзивного образования (С.В. Алехина, Е.А. Мартынова, О.А. Степанова, Н.Н. Малофеев), основы здоровьесберегающей педагогики с рекомендациями по формированию доступной и здоровьесберегающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных и инклюзивных образовательных учреждениях (Л.Ф. Тихомирова); социально-философское понимание толерантности (И. Кант, Й. Ратцингер, М. Хайдеггер).
Для проведения исследования нами были использованы следующие методы: анализ научно-методической, психолого-педагогической, специальной литературы по проблеме; опрос; тестирование; методы математической обработки данных (расчет показателей, критерий Вилкоксона). В качестве методик исследования мы использовали:
- методику диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко);
- методику диагностики принятия других (по шкале Фея);
- экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой.
Распространение инклюзивного образования связано с определенными трудностями. Эти трудности носят разный характер, от передвижения по образовательному учреждению, до психолого-педагогических проблем, связанных с отношением детей с нормотипичным развитием к одноклассникам с ограниченными возможностями здоровья.
По нашему мнению, для развития инклюзивного образования сегодня важно не только решить организационно-методические и материально-технические вопросы, но и подготовить педагогов, учащихся и родителей к процессу совместного обучения детей, имеющих разные возможности.
В этой связи актуальным является изучение и формирование позитивного отношения общества к лицам с ОВЗ в направлении принятия этих людей как полноценных членов общества.
С нашей точки зрения доступная образовательная среда каждого образовательного учреждениям должна формироваться через:
1) развитие инфраструктуры образовательного учреждения;
2) новый уровень профессиональной компетентности педагогического коллектива;
3) благоприятный социально-психологический климат.
Для того, чтобы подтвердить эту нашу точку зрения, по специально разработанной анкете вместе с Неждановой Е.А. мы провели опрос 40 педагогов, работающих в инклюзивных школах г. Ярославля [7].
Все опрошенные педагоги - женщины. В инклюзивном классе работают менее года - 5% опрошенных, 1-3 года 50% опрошенных; 4-5 лет 5% опрошенных и более 6 лет - 40% опрошенных. Особое внимание нами было уделено мотивационной готовности педагогов к работе в условиях инклюзии, трудностям, а также условиям, необходимым для того, чтобы преодолеть эти трудности и создать в образовательном учреждении доступную среду.
Нами было установлено, что 30% педагогов имеют желание работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном классе; у 60% не в полной мере присутствует желание работать с детьми с ОВЗ в инклюзивном классе, а 10 % опрошенных не имеют такого желания совсем.
В результате проведенного опроса нами также было установлено, что 90% опрошенных испытывают трудности в работе, которые вызваны отсутствием дефектологического образования.
Все 100% опрошенных нуждаются в системе поддержки в образовательном учреждении: 50% в методической помощи, 70% в психологическом сопровождении, и 30% в наличии тьютора в классе. Результаты представлены в таблице 1.
Полученные нами результаты не расходятся с данными Т.Н. Адеевой которая утверждает, что важной для работы педагогов является возможность научно-методического сопровождения инклюзивной практики в инклюзивном учреждении (42% опрошенных)[1]. Все 100% опрошенных указали, что им необходимо повышение квалификации в области психологии.
Таблица 1
Распределение опрошенных педагогов в разных стажевых группах в зависимости от степени потребности в психологической поддержке в образовательном учреждении (в%)
Стаж работы Нужно психологическое сопровождение в образ. учреждении Нужен тьютор в классе Всего Нужно повышение квалификации в вопросах психологии
До 3-х лет 75 25 100 100
4-6 лет 60 40 100 100
7-10 лет - - - -
Более 11 лет 75 25 100 100
Итого 70 30 100 100
Психологическое сопровождение, по мнению педагогов, необходимо для создания благоприятного психологического климата и формирования толерантного отношения детей с нормотипичным развитием к детям с ограниченными возможностями здоровья.
На вопрос о том, создана ли в инклюзивной школе доступная (безбарьерная) среда, опрошенные ответили следующим образом: в большинстве инклюзивных образовательных учреждений создана соответствующая материально-техническая база, но оснащение кабинетов необходимо пополнять, для того чтобы работать с детьми с нарушением зрения, слуха (этот компонент доступной среды оказался на 1-ом месте с средним рангом 1,5); практически все опрошенные педагоги на 2-ое место поставили профессиональную компетентность педагогов, участие тьюторов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также возможность повышения квалификации (средний ранг - 1,8); на 3-е место педагоги определили формирование особой толерантной культуры образовательного учреждения, включающей в себя толерантное отношение подростков к одноклассникам с ограниченными возможностями здоровья (средний ранг 2,7). Причем ранги менялись в зависимости от стажа работы педагогов. В таблице 2 нами приведены ранги компонентов доступной среды в стажевых группах опрошенных педагогов.
Таблица 2
Ранги компонентов доступной среды в стажевых группах опрошенных педагогов
Стаж работы Компоненты структуры доступной среды
Инфраструктура образовательного учреждения Новый уровень профессиональной компетентности коллектива Социально-психологический климат (отношение одноклассников к детям с ОВЗ)
До 3-х лет 1,5 2 2,5
4-6 лет 2 1,5 2,5
7-10 лет - - -
Более 11 лет 1 2 3
Итого 1,5 1,8 2,7
В результате проведенного опроса педагогов, работающих в инклюзивных классах, нами было установлено, что благоприятный социально-психологический климат, основой которого является толерантное отношение одноклассников к учащимся с ОВЗ, является структурным компонентом доступной среды образовательного учреждения.
В связи с тем, что термин «толерантность» подразумевает не только терпимость к другим людям и их индивидуальным особенностям, а также уважение к ним, желание и умение им помочь, наша работа становится еще более актуальной.
На базе школы № 11 г. Ярославля совместно с Вяткиной Г.Д. нами было проведено исследование уровня толерантности у типично развивающихся подростков. В исследовании принимали участие подростки 8х -9х классов (всего 95 человек).
По результатам проведенной нами диагностики были получены следующие данные:
- по тесту Фея высоким уровнем толерантности обладают 28% учащихся, средним с тенденцией к высокому - 41%, средним с тенденцией к низкому уровню - 22%. Низкий уровень толерантности был выявлен у 9% обследованных подростков;
- по результатам теста Бойко высоким уровнем толерантности обладает 41% учащихся, средним уровнем - 50%, и низким уровнем - 9% подростков.
Низкий уровень толерантности характеризуется наличием у подростков выраженных интолерантных установок по отношению к окружающим людям. Для подростков со средним уровнем толерантности характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявить интолерантность.
И хотя мы установили, что большинство подростков имеет средний уровень толерантности, с учетом того, что 9% подростков не готовы к принятию нетипичности сверстников с ограниченными возможностями здоровья, необходимо формирование у них толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
В таблицах 3 и 4 представлено распределение подростков по уровню толерантности в зависимости от класса, в котором они учатся.
У учащихся 8 класса несколько выше показатель детей, имеющих низкий уровень толерантности, а также выше показатели детей, имеющих средний уровень толерантности с тенденцией к низкому.
Таблица 3
Уровень толерантности у подростков (в %). Тест Фея
Класс Высокий уровень толерантности Средний с тенденцией к высокому Средний с тенденцией к низкому Низкий уровень Всего
8 класс 26 39 24 11 100
9 класс 30 43 20 7 100
Всего 28 41 22 9 100
Таблица 4
Уровень толерантности у подростков (в %). Тест Бойко
Класс Высокий уровень толерантности Средний уровень толерантности Низкий уровень толерантности Всего
8 класс 36 54 10 100
9 класс 46 46 8 100
Всего 41 50 9 100
По тесту Бойко у учащихся 8-ых классов несколько меньший показатель подростков, имеющих высокий уровень толерантности (значимые различия отсутствуют) и несколько выше показатель подростков с низким уровнем толерантности.
И хотя значимых различий по критерию Стъюдента нами не было получено, группу для практических занятий, мы сформировали из учащихся 8-ых классов.
Одной из современных психолого-педагогических технологий, направленных на формирование толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья у детей с нормотипичным развитием являются «Уроки доброты». «Уроки доброты» были использованы нами в работе с подростками.
Занятия проводились с группой из 15 подростков, учащихся 8 класса, (в эту группу мы включили всех опрошенных подростков, у которых были зарегистрированы показатели с низким уровнем толерантности по предыдущему исследованию (по шкале Фейя и тесту Бойко), а также включили подростков со средним уровнем толерантности.Для контроля эффективности работы нами использовался опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой [9], обследование подростков проводилось до и после проведенного курса занятий. До занятий в группе из 15 человек у 5 человек был низкий уровень толерантности, 33,3% опрошенных, у 10 - средний уровень толерантности - 66,7% опрошенных.
Нами были предложены учащимся следующие занятия:
1) теоретические занятия, направленные на получение информации о характеристиках и особенностях людей с ограниченными возможностями здоровья;
2) занятия в группах, в том числе и групповая дискуссия, содержащие разбор различных ситуаций, решение ситуационных задач, направленные на формирование потребности помочь людям с ограниченными возможностями здоровья;
3) подвижные игры в команде, направленные на сплочение коллектива и развитие такого личностного качества, как самоконтроль поведения, (формирование способности сотрудничать с людьми с ограниченными возможностями здоровья).
В результате нами было установлено, что подростки изменили свои взгляды и мнение, касающиеся людей с ограниченными возможностями здоровья, а также отношение к ним.
После проведенных занятий из 15 человек - низкий уровень толерантности остался у 20% подростков, у остальных был зарегистрирован средний уровень толерантности. Мы провели оценку эффективности проделанной работы, используя критерий Вилкоксона. Данные приведены в таблице 5.
Таблица 5
Эффективность разработанной программы с использованием «Уроков доброты» (по критерию Вилкоксона)
Уровень толерантности до уроков доброты Уровень толерантности после уроков доброты D (после - до) Абс. числа Ранг
52 63 11 11 11
43 59 16 16 13
58 70 12 12 12
41 58 17 17 14
37 56 19 19 15
64 70 6 6 8
66 72 6 6 8
69 75 6 6 8
80 80 0 0 2.5
69 74 5 5 6
75 85 10 10 10
72 76 4 4 5
66 66 0 0 2.5
78 78 0 0 2.5
80 80 0 0 2.5
Сумма рангов нетипичных сдвигов составила 10. Т эмп. =10
По таблице находим Т крит. = 13 при вероятности ошибки 0.01.
Тэмп.<Т крит. Соответственно мы отвергаем нулевую гипотезу и можем говорить об эффективности проделанной работы.
На основании полученных результатов исследований, мы разработали программу по формированию у подростков толерантного отношения к одноклассникам с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной школе.
Выводы:
1. Толерантное отношение подростков к одноклассникам с ограниченными возможностями здоровья, которое является основой социально-психологического климата в коллективе, неотъемлемая составная часть доступной образовательной среды в инклюзивной школе.
2. По результатам проведенного нами исследования преобладающее большинство детей имеют средний уровень толерантности, а также присутствует категория детей с низким уровнем толерантности - 9%.
3. С учетом такого положения для более эффективного обучения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном учреждении возникает необходимость в повышении уровня толерантности у типично развивающихся подростков.
4. С этой целью необходимо использование комплекса методов и приемов формирования толерантного отношения у школьников к детям с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных школах, которое должно носить этапный характер и охватывать всех субъектов образовательного процесса, учащихся родителей и педагогов.
Литература:
1. Адеева Т.Н. Некоторые аспекты социальной ситуации развития детей с ограниченными возможностями здоровья / Т.Н. Адеева: Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2016. - Т. 20. - №2. - С. 100-105
2. Алехина С.В. Основной вопрос инклюзивного образования на современном этапе / Доступная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы инклюзивного образования. Материалы межрегиональной конференции. - Ярославль: Изд-во ИРО ЯО, 2015. - С. 7-14
3. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность в педагогике. - Москва: АПО, 2002.
4. Бурыкина Н.М., Тихомирова Л.Ф., Организационно-методические условия инклюзивного обучения // Ярославский педагогический Вестник. - 2014. - № 4. - С. 141-145
5. Валитова P.P. Толерантность как этическая проблема / Дис. канд. филос. наук. - Москва, 1997.
6. Макарова Е.Р., Волченкова А.А. Исследование когнитивных основ формирования толерантности школьников в контексте инклюзивного образования/ Доступная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы инклюзивного образования. - Ярославль: Изд-во ИРО, 2015. - С. 87-97
7. Нежданова Е.А., Тихомирова Л.Ф. Анализ готовности воспитателей и педагогов к профессиональной деятельности в инклюзивных образовательных учреждениях / В сборнике: Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст. Сборник статей 1 Международной научно-практической конференции. Кострома, 2021. - С. 313-317.
8. Писаревская, М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования / М.А. Писаревская. - Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013. - 132 с.
9. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Психодиагностика толерантности личности / Под редакцией Солдатовой Г.У. -Москва: Смысл, 2008. - 172 с.
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ [действующая редакция 2016] [Электронный ресурс, официальный текст]
11. Федеральный Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ] [Электронный ресурс, официальный текст]