Комплексные исследования детства, 2020, т. 2, № 4 Comprehensive Child Studies, 2020, vol. 2, no. 4 _www.kid-journal.ru
УДК 159.99
Статьи
DOI: 10.33910/2687-0223-2020-2-4-263-270
Отношение младших школьников к детям с ОВЗ в инклюзивном образовании
Л. М. Костина01, Э. Б. Дунаевская1, В. И. Богомягкова1
1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48
Сведения об авторах
Любовь Михайловна Костина, SPIN-код: 7362-2483, ResearcherID: S-3779-2019, Scopus AuthorID: 7005814805, ORCID: 0000-0002-0472-7640, e-mail: [email protected]
Эльвира Брониславовна Дунаевская, SPIN-код: 8760-5331, ORCID: 0000-0001-9794-8284, e-mail: [email protected]
Валентина Ивановна Богомягкова,
e-mail: valentina [email protected] Для цитирования:
Костина, Л. М., Дунаевская, Э. Б., Богомягкова, В. И. (2020) Отношение младших школьников к детям с ОВЗ в инклюзивном образовании. Комплексные исследования детства, т. 2, № 4, с. 263-270. DOI: 10.33910/2687-0223-2020-24-263-270
Получена 11 июля 2020; прошла рецензирование 26 августа 2020; принята 17 сентября 2020. Права: © Авторы (2020). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Аннотация. В современных научных исследованиях в последние годы довольно большое внимание уделяется проблеме инклюзивного образования. В статье представлен материал, посвященный проблеме отношения младших школьников к детям с ограниченными возможностями здоровья.
В работе были использованы методы научного исследования: теоретический анализ данных, контент-анализ интернет-источников, методы эмпирического исследования.
В ходе теоретического анализа научных источников были выделены различные аспекты рассмотрения проблемы отношения детей к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья. Проблемами взаимоотношений младших школьников интересовались многие авторы. Основные исследования характеризуют аспекты взаимопонимания и эмоционального окраса. Дети в младшем школьном возрасте обращают много внимания на внешние факторы, поэтому в детском коллективе очень часты буллинг, драки, недопонимание и тому подобное. Проблема организации образования детей с ОВЗ является крайне актуальной для современного мира. Дети, обучающиеся в условиях школы, постоянно сталкиваются с различными преградами, предрассудками окружающих и ограничениями в собственных возможностях. Несмотря на установление данной системы образования, разработку различных адаптированных программ, создание безбарьерной среды, обучение детей с ОВЗ в обычной школе остается проблематичным. В ходе эмпирического исследования были определены специфические особенности проявления отношения младших школьников к детям с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании. Результаты исследования позволили определить ряд актуальных проблем в отношениях младших школьников к детям с ОВЗ в инклюзивном образовании. Во взаимодействии со сверстниками у младших школьников диагностирован достаточно высокий уровень сплоченности, учащиеся демонстрировали принятие и дружелюбие. Однако дети с ограниченными возможностями не входят в круг предпочитаемых сверстниками. Младшие школьники относятся к детям с ОВЗ с настороженностью, отказываются взаимодействовать в повседневной жизни.
Выделенные проблемы поставили авторов перед необходимостью разработки программы психолого-педагогического формирования у младших школьников положительного отношения к детям с ОВЗ в инклюзивном образовании.
Ключевые слова: отношения, детский коллектив, детская психология, младшие школьники, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Attitude of primary school children to children with disabilities
in inclusive education
L. M. Kostina™, E. B. Dunaevskaya1, V. I. Bogomyagkova1
1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia
Abstract. In recent scientific studies, quite a lot of attention is paid to inclusive education. This article presents material devoted to the attitude of primary school children to children with disabilities.
In this work, we used the following methods: theoretical data analysis, content analysis of Internet sources, empirical research.
In the course of a theoretical analysis of prior research, certain aspects of addressing the problems of children's attitudes towards peers with disabilities were highlighted. Relationship challenges of primary school students have been the focus of research by many authors. The main ones characterize aspects of mutual understanding and emotional patterns. Children in primary school age pay a lot of attention to external factors. Therefore, a group of children is often prone to bullying, fights, misunderstanding, etc. The challenge of organizing the education of children with disabilities is extremely relevant in the modern world. Children studying in school conditions constantly face various barriers, prejudices of others and limitations in their own abilities. Despite the promotion of inclusive education, the development of various adapted programs, the creation of a barrier-free environment, the education of children with disabilities in a regular school remains problematic.
In the course of an empirical study, specific features of primary school children's attitude to children with disabilities in inclusive education were identified. The results of the study allowed us to identify a number of urgent challenges in the relationship of primary school children to children with disabilities in inclusive education. In interaction with peers, primary school students were assessed to have a fairly high level of cohesion, students showed acceptance and friendliness. However, children with disabilities are not among the preferred peers. Other students are wary of them and refuse to interact with them in everyday life. Such challenges require dedicated psychological and educational interventions to promote better acceptance of children with disabilities by other primary school students.
Authors
Liubov M. Kostina, SPIN: 7362-2483, ResearcherID: S-3779-2019, Scopus AuthorID: 7005814805, ORCID: 0000-0002-0472-7640, e-mail: [email protected]
Elvira B. Dunaevskaya, SPIN: 8760-5331, ORCID: 0000-0001-9794-8284, e-mail: [email protected]
Valentina I. Bogomyagkova, e-mail: valentina [email protected]
For citation:
Kostina, L. M., Dunaevskaya, E. B., Bogomyagkova, V. I. (2020) Attitude of primary school children to children with disabilities in inclusive education. Comprehensive Child Studies, vol. 2, no. 4, pp. 263-270. DOI: 10.33910/2687-0223-2020-24-263-270
Received 11 July 2020; reviewed 26 August 2020; accepted 17 September 2020. Copyright: © The Authors (2020). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.
Keywords: relationships, group of children, child psychology, young schoolchildren, children with disabilities.
Статья написана по материалам магистерской выпускной квалификационной работы В. И. Богомягковой «Формирование у младших школьников положительного отношения к детям с ОВЗ при инклюзивном образовании» (2020).
Введение
На современном этапе развития образования наблюдаются положительные изменения в области отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. В декабре 2012 года был принят «Закон об образовании Российской Федерации», в котором инклюзивное образование определено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Федеральный закон... 2012, ст. 2, п. 27). Однако
окончательно перейти на инклюзивную систему образования и создать необходимые условия для каждого ребенка вне зависимости от его индивидуальных потребностей не удается до сих пор.
В ряде научных исследований рассматриваются особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в теории определены основные направления исследований в данной области. Развитие практики инклюзивного образования связано с созданием условий для обучения умственно отсталых детей и детей с различными ограниченными возможностями здоровья.
Одной из самых важных и распространенных проблем является неприятие детей с ОВЗ и инвалидностью окружающими. Развитие детей с ОВЗ во многом связано с их потребностью становления в обществе, их желанием
самоутвердиться. Поэтому проявления негативного отношения к ним, такие как жалость, отвержение, травля, неприятие, повышенное внимание к их особенностям, создают для них различные неудобства и крайне отрицательно влияют на формирование их личности. Поэтому выбор друзей и товарищей для ребенка с ОВЗ становится узок и затруднителен. В связи с этим проблема социального статуса детей с ОВЗ в группе сверстников остается значимой, что объясняет актуальность нашего исследования.
Младший школьный возраст представляет собой период активного формирования межличностных дружеских взаимоотношений в группе сверстников, что является, по мнению исследователей, одной из важнейших задач развития на данном возрастном этапе (Мукина 2016).
Изучению проблемы взаимоотношений детей со сверстниками уделяется большое внимание в научных исследованиях. Проблема межличностных отношений детей крайне интересует современных педагогов и психологов. Исследование данной проблемы часто связано с более глубоким психолого-педагогическим изучением области разнообразных контактов ребенка и со сверстниками, и со взрослыми. Потребность в общении со сверстниками возникает у детей очень рано и по мере их развития постоянно увеличивается. Кроме общения в пределах урока, дети вступают в достаточно сложные межличностные взаимоотношения друг с другом, и психологические особенности этих взаимоотношений остаются неисследованными. Межличностные отношения строятся на привлекательности и предпочтительности, симпатиях и антипатиях, на критериях личностного выбора. Дружный коллектив не образуется сразу, процесс его становления характеризуется поэтапностью (Гребенникова 2015).
В своей статье Л. В. Годовникова определяет специфику взаимопонимания между участниками образовательного процесса в инклюзивном образовании на основе экспериментального исследования некоторых особенностей понимания младшими школьниками своих сверстников. Было выявлено, что от этого зависит их общение, а в конечном счете — психическое развитие в целом (Годовникова 2017).
Особенностью младшего школьного возраста является огромное стремление быть объектом оценивания своих товарищей; в желании утвердиться возникает потребность быть признанным и добиться уважения одноклассников. Дети стараются поделиться друг с другом своими знаниями, открытиями и интересами, оценива-
ют действия, качества и поступки своих сверстников, постоянно сравнивая.
Мнения многих исследователей сходятся в том, что отношения с друзьями у младших школьников характеризуются повышенной эмоциональностью. Основным стимулом к установлению дружеских отношений становится игра и прежде всего внешние факторы (Костина 2005). Еще одной особенностью межличностных отношений детей младшего школьного возраста является их неустойчивость и обобщенность. Друзья присутствуют только в школе или дополнительном образовании и ограничиваются этими сферами.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблемы взаимоотношений младших школьников всегда будут оставаться актуальными. Общество развивается, а вместе с ним и меняются поколения. Интересы, способности и возможности детей становятся обширнее, соответственно, и круг общения постоянно меняется. Многие исследователи делали акцент на том, что данному вопросу уделяется мало внимания. Младший школьный возраст отличается импульсивностью, и дети данного возраста реагируют прежде всего на внешние отличия. Их взаимоотношения только начинают приобретать значимость, соответственно задача взрослых — помогать им учиться устанавливать дружеские контакты.
Понятие инклюзивного образования заключается в совместном обучении нормотипично развивающихся школьников с детьми с ОВЗ. Интеграция способствует формированию толерантного отношения и терпимости к психофизиологическим особенностям одноклассников, желания помогать и взаимодействовать. Интегрированное образование способствует развитию у детей с ОВЗ коммуникативных способностей, адаптации в обществе и полноценной реализации обучения.
Ввиду своих особенностей дети с ОВЗ ограничены в общении с окружающими, что препятствует полноценному развитию социальных навыков. Соответственно, в момент выхода в общество они испытывают различные трудности, к которым не были готовы, опять же без возможности скорого приспособления к резко сменившейся обстановке, постоянно натыкаются на недоброжелательность и настороженность окружающих, что воспринимают очень негативно и болезненно. Процесс социализации оказывается совершенно не завершен (Котова, Дунаевская 2013; Годовникова 2017).
Проблемы образования детей с ОВЗ и инвалидностью очень актуальны в современной
России. В связи с введением системы инклюзивного образования стала необходима организация доступной среды для их успешной интеграции в общество нормотипично развивающихся сверстников. Создание данной среды требует комплексного подхода и огромных усилий. Основная задача — адаптировать среду, в которой обучаются дети с ОВЗ, а не принуждать их адаптироваться под имеющиеся условия, разработать иные формы организации всего образовательного процесса. Уже имеющийся опыт инклюзивного образования доказывает эффективность совместного обучения детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья и нормотипично развивающихся детей.
Проблемы познавательного интереса у учащихся с ОВЗ связаны с незрелостью высших психических функций, а также с функциональной недостаточностью слухового и зрительного восприятия, памяти, моторики.
Низкая познавательная активность проявляется в скудности общих знаний и естественных навыков, соответствующих возрастным нормам, которые являются главными для начала обучения в школе.
Можно определить основные проблемы для детей с ОВЗ:
• негативное отношение родителей других детей к тому, что в классе обучается ребенок с ОВЗ или инвалид (Адеева 2016);
• отношение одноклассников к ребенку с ОВЗ (Никитина 2015);
• неготовность педагогов к социальному принятию и обучению ребенка с ОВЗ вместе с нормотипично развивающимися детьми (Дунаевская 2008; Богданова 2016).
Можно сделать вывод, что введение инклюзивной системы образования дало возможность и права иметь равный доступ к полноценному обучению всех, вне зависимости от психофизиологических особенностей. Несмотря на огромную проделанную работу по разработке мер, позволяющих детям с ОВЗ посещать школу, все еще имеют место психолого-педагогические проблемы, препятствующие полноценному обучению детей с ОВЗ.
Изучением проблемы формирования положительного отношения обучающихся общеобразовательной школы к детям с ОВЗ занимаются различные авторы. Каждый ребенок, как и ребенок с ОВЗ, в равной степени имеет право на получение образования, что ставит школу перед необходимостью организации совместного обучения со сверстниками, которые раз-
виваются в пределах нормы. Следовательно, важной задачей образовательного учреждения является формирование у младших школьников положительного отношения к детям с ОВЗ.
Создание условий для эффективного взаимодействия младших школьников с детьми с ОВЗ и формирования положительного отношения нормально развивающихся детей к детям с психофизиологическими нарушениями должно опираться на технологическую модель.
В системе современного образования существенно пересмотрен вопрос включения детей с ОВЗ в общество. В современных школах постоянно создаются необходимые условия для достижения полноценной и эффективной адаптации обучения всех детей, исходя из их индивидуальных особенностей, а также для обеспечения равного доступа к получению образования. Инклюзивное образование рассматривается как изменение самого понимания того, что проблемой является не ребенок и что в изменениях нуждается сама система. Основная цель инклюзивного образования направлена на полноценную и полноправную социализацию детей с ОВЗ в обществе. Достижение этой цели во многом зависит от создания благоприятных условий формирования взаимоотношений детей с ОВЗ с их сверстниками и взрослыми (Адеева 2016).
Эффективное формирование у младших школьников положительного отношения к детям с ОВЗ строится на всестороннем развитии компонентов толерантности.
Методы формирования положительного отношения можно разделить на три группы:
1) когнитивные методы, когда формирование происходит на уровне сознания (например, внушение, беседа, диспут, разъяснение);
2) поведенческие методы, связанные с формированием конкретных действий и социально приемлемого поведения (например, приучение, упражнения, поручения и т. д.);
3) стимулирующие методы (поддержка, поощрение, позитивное подкрепление).
Использование каждого из методов формирования положительного отношения предполагает набор приемов, которые должны соответствовать определенным условиям их использования. При этом применение различных методов может осуществляться при помощи одних и тех же приемов (Четверикова 2015).
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что эффективное формирование у младших школьников положительного отношения
к учащимся с ОВЗ в инклюзивном образовании возможно только при совокупном и организованном использовании всех методов и приемов. Каждый из этих методов направлен на развитие толерантности у младших школьников и научение их положительному взаимодействию с детьми с ОВЗ.
Материалы и методы
Цель исследования — выявить особенности отношения младших школьников к детям с ОВЗ в инклюзивном образовании.
Характеристика выборки: в исследовании приняло участие 132 ученика третьих классов в возрасте 9-10 лет. Дети с ОВЗ (5 человек, по одному ребенку в классе) с интеллектуальными нарушениями посещают отдельные предметы вместе с учащимися.
База исследования: работа проводилась в государственных бюджетных общеобразовательных учреждениях Северо-Западного региона РФ.
Для решения поставленных задач были использованы методики, представленные в таблице 1.
Остановимся подробнее на результатах диагностического исследования.
Результаты и их обсуждение
После изучения межличностных отношений в группе младших школьников были получены следующие данные: 24 % обучающихся относятся к категории «звезды». Из числа опрошенных 62 % выбрали их при ответе на вопрос «С кем бы тебе хотелось сидеть за одной партой?» и 55 % при ответе на вопрос «Кого бы ты позвал на день рождения?». Дети данной категории характеризуются ярко выраженными лидерскими качествами и являются наиболее эмоцио-
нально привлекательными, большинство детей хотят дружить с ними.
К категории «предпочитаемые» относятся 67 % обучающихся. При ответе на вопрос «С кем бы тебе хотелось сидеть за одной партой?» их выбрали 46 % и 40 % при ответе на вопрос «Кого бы ты позвал на день рождения?». Дети данной категории тоже популярны и востребованы, однако обладают менее выраженными привлекательными качествами, поэтому получают больше оценок отвержения.
И, наконец, 9 % обучающихся относятся к категории «пренебрегаемые». Их выбрали 2 % детей при ответе на вопрос «С кем бы тебе хотелось сидеть за одной партой?» и 5 % при ответе на вопрос «Кого бы ты позвал на день рождения?». Дети данной категории либо приобретают нейтралитет, чем не вызывают отклика от одноклассников, либо имеют качества и мировоззрение, которые вызывают резко негативный отклик у других.
Дети с ОВЗ находятся в числе пренебрегае-мых. Отношение младших школьников к таким детям в основном недоброжелательное, чаще всего одноклассники игнорируют присутствие ребенка с ОВЗ в классе.
Таким образом, можно сказать, что учащиеся младшего школьного возраста принимают друг друга. Есть ярко выраженные лидеры и те, кто менее одобряем и принимаем. Дети с ОВЗ находятся в числе пренебрегаемых. По результатам наблюдения во время проведения исследования можно было видеть, что одноклассники настороженно реагируют на детей с ОВЗ, но проявляют активный интерес к взаимодействию с ними.
Для выявления степени удовлетворенности школьной жизнью и степени конфликтности и сплоченности в классе проводилось дальнейшее исследование. Результаты представлены в таблице 2.
Табл. 1. Соотнесение методик констатирующего эксперимента с целями исследования
Методика Цель
«Социометрия» Дж. Морено • Выявить степень сплоченности — разобщенности в группе детей с разными образовательными возможностями; • определить уровень конфликтности в классе; • выявить социометрический статус детей в классе; • определить место ребенка с ОВЗ в классе.
Методика «Наши отношения» Л. М. Фридман • Определить уровень конфликтности в классе; • изучить степень взаимопонимания в классе; • изучить уровень взаимоприемлемости и взаимопомощи друг другу.
Опросник «Мой класс» Ю. З. Гильбух • Определить уровень чувства защищенности каждого члена коллектива; • выявить степень удовлетворенности жизнью классного коллектива.
Табл. 2. Результаты изучения степени удовлетворенности школьной жизнью и степени конфликтности и сплоченности в классе
Параметры Уровень, %
Высокий Средний Низкий
Удовлетворенность школьной жизнью 70 18 12
Конфликтность 15 33 52
Сплоченность 76 15 9
По данным, представленным в таблице 2, видно, что по показателю удовлетворенности школьной жизнью 7 баллов получили 70 % учащихся (высокий уровень удовлетворенности), 5 баллов — 18 % (средний уровень удовлетворенности), 3 балла и 1 балл — 12 % (низкий уровень удовлетворенности). Исходя из полученных данных, можно сказать о том, что большинство детей удовлетворены своей школьной жизнью и коллективом, в котором они находятся.
По показателю конфликтности в классе
8 баллов получили 15 % обучающихся (высокий уровень конфликтности), 5 баллов — 33 % (средний уровень конфликтности) и от 1 до 3 баллов — 52 % (низкий уровень конфликтности). Уровень конфликтности в классах низкий, коллективы дружные, за исключением нескольких отверженных детей, не идущих на контакт с другими. Дети с ОВЗ относятся к числу отверженных.
По показателю сплоченности от 7 до 9 баллов получили 15 % обучающихся (высокий уровень сплоченности), от 5 до 6 баллов — 33 % (средний уровень сплоченности), 3 балла и 1 балл —
9 % (низкий уровень сплоченности). Уровень сплоченности младших школьников средний, дети могут и умеют взаимодействовать друг с другом, однако не исключены конфликты.
Результаты диагностики показали, что детей с ОВЗ принимают не все учащиеся классов.
Таким образом, несмотря на общую сплоченность младших школьников, низкий уровень конфликтности, дети с ОВЗ не принимаются и остаются в стороне от других.
Далее у учащихся выявлялась степень взаимопонимания в каждом классе и уровень взаимоприемлемости и взаимопомощи друг другу. Результаты исследования представлены в таблице 3.
По данным результатам можно сделать вывод, что у младших школьников средняя степень взаимопонимания. Уровень взаимоприемлемости и взаимопомощи тоже средний, принято помогать только своим друзьям.
Выводы
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что классы достаточно дружные и сплоченные, однако дети с ограниченными возможностями не входят в круг предпочитаемых. Было выявлено, что отношение младших школьников к детям с ОВЗ носит преимущественно негативный характер. При общей сплоченности классов дети с ОВЗ остаются в стороне, преобладает пренебрежительное отношение со стороны одноклассников.
Полученные результаты ставят перед необходимостью разработки программы формирования у младших школьников положительного отношения к детям с ОВЗ в инклюзивном образовании.
Табл. 3. Сводный оценочный лист по методике «Наши отношения»
Изучение конфликтности в классе Изучение взаимопомощи в классе
Сплоченность 36 Помощь всем без напоминания 4
Дружный класс 20 Помощь только друзьям 76
Разобщенность 52 Помощь только по просьбе 28
Бесконфликтность 12 Помощь только по требованию учителя 20
Наличие ссор 4 Помогать не принято 4
Недружный класс 8 В помощи отказывают 0
Литература
Адеева, Т. Н. (2016) Проблема психологической готовности родителей различных категорий детей к инклюзивному образованию. Сибирский педагогический журнал, № 4, с. 112-118.
Богданова, А. А. (2016) Формирование профессиональной компетентности педагогов, реализующих инклюзивное обучение. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, № 3 (28), с. 89-95.
Годовникова, Л. В. (ред.). (2017) Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации. Белгород: Эпицентр, 144 с.
Гребенникова, Г. С. (2015) Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам с нарушениями интеллектуального развития в инклюзивной образовательной среде. В кн.: И. Г. Ахметов (ред.). Психологические науки: теория и практика: материалы IV Международной научной конференции. М.: Буки-Веди, с. 6-8.
Дунаевская, Э. Б. (2008) Мотивация профессионально-личностного развития и саморазвития педагога как психолого-педагогическая проблема. Психология образования в поликультурном пространстве, т. 1, № 1-2, с. 80-84.
Костина, Л. М. (2005) Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: Речь, 160 с.
Котова, С. А., Дунаевская, Э. Б. (2013) Условия подготовки перехода общеобразовательных школ на инклюзивное образование. В кн.: Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства. Материалы XX Международной конференции. Т. 48. Инклюзия и особый ребенок: система ценностей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 50-54.
Мукина, Е. Ю. (2016) Условия социального развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус», т. 15, № 1, с. 42-49.
Никитина, М. И. (2015) Среда и ее роль в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. Серия: Педагогика, т. 3, № 1, с. 23-26.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/77687681/ (дата обращения 08.07.2020).
Четверикова, Т. Ю. (2015) Феномены практики инклюзивного образования младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Современные исследования социальных проблем, № 8, с. 226-242. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-8-18
References
Adeeva, T. N. (2016) Problema psikhologicheskoj gotovnosti roditelej razlichnykh kategorij detey k inklyuzivnomu obrazovaniyu [The problem of psychological readiness of parents of different categories of children to inclusive education]. Sibirskij pedagogicheskiy zhurnal — Siberian Pedagogical Journal, no. 4, pp. 112-118. (In Russian)
Bogdanova, A. A. (2016) Formirovaniye professional'noj kompetentnosti pedagogov, realizuyushchikh inklyuzivnoye obucheniye [Forming of teachers' professional competence implementing inclusive education]. Nauchnoye obespecheniye sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov — Scientific Support of a System of Advanced Training, no. 3 (28), pp. 89-95. (In Russian)
Chetverikova, T. Yu. (2015) Fenomeny praktiki inklyuzivnogo obrazovaniya mladshikh shkol'nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Phenomena of the practice of inclusive education of primary schoolchildren with disabilities.]. Sovremennyye issledovaniya sotsial'nykh problem — Contemporary Studies of Social Problems, no. 8, pp. 226-242. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-8-18
Chetverikova, T. Yu. (2015) Fenomeny praktiki inklyuzivnogo obrazovaniya mladshikh shkol'nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [The phenomena of the practice of inclusive education for younger pupils with disabilities]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem — Modern Research of Social Problems, no. 8, pp. 226-242. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-8-18 (In Russian)
Dunaevskaya, E. B. (2008) Motivatsiya professional'no-lichnostnogo razvitiya i samorazvitiya pedagoga kak psikhologo-pedagogicheskaya problema [Motivation of the professional-personality development and self-development of the teachers as a psychological and pedagogical problem]. Psikhologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve — Psychology of Education in a Multicultural Space, vol. 1, no. 1-2, pp. 80-84. (In Russian)
Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii" [Federal law 29 December 2012 no. 273-FZ "On education in the Russian Federation"]. [Online]. Available at: https://base.garant.ru/77687681/ (accessed 08.07.2020). (In Russian)
Fetalieva, L. P., Yusupov, N. A. (2015) Formirovanie tolerantnogo otnosheniya k mladshim shkol'nikam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v inklyuzivnom obrazovanii [Formation of a tolerant attitude to primary school students with disabilities in inclusive education]. Vestnik Chelyabinskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta — Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, no. 8, pp. 91-96. (In Russian)
Godovnikova, L. V. (ed.). (2017) Inklyuzivnoye obrazovaniye detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v obshcheobrazovatel'noj organizatsii [Inclusive education of children with disabilities in a general educational organization]. Belgorod: Epitsentr Publ., 144 p. (In Russian) Grebennikova, G. S. (2015) Otnosheniye detej mladshego shkol'nogo vozrasta k sverstnikam s narusheniyami intelektual'nogo razvitiya v inklyuzivnoj obrazovatel'noy srede [Attitude of primary school children to peers with intellectual disabilities in an inclusive educational environment]. In: I. G. Akhmetov (ed.). Psikhologicheskiye nauki: teoriya i praktika: materialy IVMezhdunarodnoj nauchnoy konferentsii [Psychological sciences: Theory and practice: Proceedings of the 4th International scientific conference]. Moscow: Buki-Vedi Publ., pp. 6-8. (In Russian)
Kostina, L. M. (2005) Igrovaya terapiya s trevozhnymi det'mi [Game therapy with anxious children]. Saint Petersburg:
Rech' Publ., 160 p. (In Russian) Kotova, S. A., Dunaevskaya, E. B. (2013) Usloviya podgotovki perekhoda obshcheobrazovatel'nykh shkol na inklyuzivnoye obrazovaniye [Conditions for preparing the transition of comprehensive schools to inclusive education]. In: Rebenokvsovremennom mire. Tsennostnyjmir detstva. Materialy XXMezhdunarodnoy konferentsii. T. 48. Inklyuziya i osobyj rebenok: sistema tsennostej [A child in the modern world. The valuable world of childhood. Proceedings of the XX International conference. Vol. 48. Inclusion and the special child: The value system]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 50-54. (In Russian) Mukina, E. Yu. (2016) Usloviya sotsial'nogo razvitiya mladshikh shkol'nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Conditions of social development of younger school students with limited opportunities of health]. Psikhologo-pedagogicheskij zhurnal "Gaudeamus" — Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", vol. 15, no. 1, pp. 42-49. (In Russian) Nikitina, M. I. (2015) Sreda i ee rol' v razvitii detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [The environment and its role in the development of children with disabilities]. Vestnik LGU im. A. S. Pushkina. Seriya: Pedagogika — The Bulletin of Leningrad State University named after A. S. Pushkin. Series: Pedagogy, vol. 3, no. 1, pp. 23-26. (In Russian)