VI Международная научно-практическая конференция
УДК 37.042
Шарипова Маргарита Ринатовна Sharipova Margarita Rinatovna Чернова Елизавета Викторовна Chernova Elizaveta Viktorovna
Студенты Students
Ефремова-Шершукова Надежда Александровна Efremova-Shershukova Nadezhda Aleksandrovna
кандидат исторических наук, доцент кафедры педагогики и
психологии образования
candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and
Psychology of Education Коллегов Артем Константинович Collegov Artem Konstantinovich
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой
педагогики и психологии образования candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology of Education Томский государственный педагогический университет
Tomsk State Pedagogical University
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ И ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS AND THE CONCEPT OF PSYCHOLOGICAL READINESS IN WORKING WITH CHILDREN WITH DISABILITIES IN INCLUSIVE PRACTICE
Аннотация. В статье представляются особенности подготовки педагогических кадров для осуществления педагогической деятельности в рамках инклюзивного образования. Профессиональный уровень квалифицированных педагогов включает владение психолого -педагогическими и методическими знаниями, умениями и навыками во взаимоотношениях с
VI Международная научно-практическая конференция детьми имеющие ОВЗ. Определяются понятие и основные характеристики стремления педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из существенных условий формирования инклюзивного обучения детей с ОВЗ признается организация тьюторского сопровождения образовательного процесса. Работа тьютора направлена на обеспечение ребенка с ОВЗ максимальных комфортных условий и легкодоступного включения в образовательное пространство.
Abstract. The article presents the features of the training of teachers for the implementation of pedagogical activities in the framework of inclusive education. The professional level of qualified teachers includes the possession of psychological, pedagogical and methodological knowledge, skills and abilities in relations with children with disabilities. The concept and main characteristics of teachers ' desire to teach children with disabilities are defined. One of the essential conditions for the formation of inclusive education for children with disabilities is the organization of tutor support of the educational process. The work of the tutor is aimed at providing a child with disabilities with the maximum comfortable conditions and easily accessible inclusion in the educational space.
Ключевые слова. Квалифицированный педагог, профессиональная компетентность, тьюторское сопровождение, федеральный государственный образовательный стандарт, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование.
Keywords. Qualified teacher, professional competence, tutor support, federal state educational standard, children with disabilities, inclusive education.
В современных реалиях, в условиях непрерывной модернизации системы образования, возникло крайне важное требование к профессиональным компетенциям педагога - умение реализовывать программы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. В основу инклюзивного образования заложены принципы, которые исключают абсолютно разноплановую дискриминацию детей с ОВЗ, обеспечивая равное отношение ко всем школьникам, но, при этом, создавая особые условия для детей, имеющих индивидуальные образовательные потребности. Данная идеология современного образования закреплена федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273 «Об образовании в Российской Федерации», который является гарантом, что учащийся, имеющий ОВЗ, является полноправным субъектом образовательного пространства России. В связи с этим, был модернизирован Федеральный государственный образовательный стандарт, обеспечивающий, возможность
VI Международная научно-практическая конференция получения образования для детей с ОВЗ в полном объеме в условиях компетентно организованного учебно-воспитательного процесса, учитывающего особенности и потребности каждого ученика [1].
Обновленные образовательные стандарты способствовали решению вопроса о социальном взаимодействии детей, с учетом их индивидуальных особенностей, и педагогов. Необходимо также учитывать уникальность каждого учащегося при разработке индивидуального плана развития и реализации образовательной программы. Важным аспектом и гарантом качественного и профессионального получения образования детей с ОВЗ (учениками), является образцово-показательный профессиональный уровень педагогов.
Первостепенной характеристикой в подготовке профессиональных кадров для реализации адаптированных основных образовательных программ в условиях инклюзивного образования, является сбалансированное, эмоционально-психическое состояние педагога, его готовность к восприятию детей с ОВЗ. Именно поэтому, для достижения высоких результатов в ходе осуществления образовательной программы в условиях инклюзивного образования, ведущую роль, выполняет высококвалифицированный педагог, владеющий достаточным количеством знаний, указанных в квалифицированных справочниках и профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей учащихся [2].
Важным компонентом качественного осуществления инклюзивного образования на практике является толерантное отношение к детям, имеющих ОВЗ, к их особым образовательным и социальным потребностям. Такое отношение проявляется в психологической готовности педагога к осуществлению обучения, реализующее сплав личностных компонентов, обеспечивающих мотивационно-смысловую готовность и способность к осуществлению профессиональной деятельности. Профессиональная готовность педагога в инклюзивной образовательной среде понимается как достаточный уровень профессионализма, позволяющий осуществить эмоциональное принятие, которое сопровождается отсутствием эмоционального «барьера». В
VI Международная научно-практическая конференция свою очередь, данная характеристика обозначается как факт, что педагог психологически отвергает и не может принять ребенка, в успешности обучения которого он не уверен, ставя под сомнения высокий результат учебной деятельности и результативность узконаправленной образовательной программы.
Эмоциональное принятие состоит из совокупности таких характеристик как психологическая готовность педагога инклюзивного образования и мотивационно-ценностные характеристиками личности. Под мотивационно-ценностной характеристикой обычно понимается личная заинтересованность педагога, сопровождающаяся положительным отношением к детям с ОВЗ, заинтересованность в реализации инклюзивного образования. Эта характеристика ориентирована на открытость и сотрудничество в процессе взаимодействия субъектов инклюзивного образования, стремление к преобразованию собственного педагогического опыта с учетом ценностных характеристик инклюзивного образования. Личная заинтересованность может быть подкреплена мотивационным компонентом, который указывает на формирование качества личности, выражающее в интересе деятельности и в стремление достижение успеха развития системы инклюзивного образования.
Важным компонентом в осуществление педагогической деятельности в условиях инклюзии является также эмоционально-волевая саморегуляция. Она понимается как способность педагога социально-ответственно подходить к выполнению профессиональной деятельности, с умением творчески сосредотачиваться на поставленных задачах, эффективно преодолевать свои страхи и сомнения [3].
Профессиональная готовность определяется не только совокупностью качеств личности и организацией педагогической деятельности в условиях сотрудничества с детьми ОВЗ, но и умением свободно ориентироваться в системе приемов и способах осуществления педагогической деятельности.
Поэтому характеризуя профессиональную подготовку педагогов к реализации практик инклюзивного образования, можно определить, как
VI Международная научно-практическая конференция существенные такие компоненты педагогической готовности как информационный и деятельности.
Первый компонент включает в себя владение педагогом знаниями и компетенциями в области специальной педагогики и психологии, ориентированными на качественную информированность об инновационных процессах в специальном образовании, включая осведомленность об инклюзивном обучении учащихся с ОВЗ. Второй компонент педагогической готовности определяется через возможность выявлять особые образовательные потребности и потенциальные способности детей с ОВЗ.
Владение педагогическими методиками, позволяющими осуществить процесс совместного обучения детей с нормотипичным и нарушенным развитием, с возможностью проектировать коррекционно -развивающую сферу в инклюзивном образовании и реализовывать психолого-педагогическое сопровождение образования обучающихся с проблемами в развитии [4].
Важным компонентом в этой связке является формирование умения анализировать индивидуальные особенности и трудности детей с ОВЗ. Это подразумевает, что необходимо компетентно оценивать эффективность коррекционно-развивающей педагогической деятельности и инклюзивного образования, а также соответствующе оценивать собственную профессиональную деятельность, предполагая дальнейшее самообразование в области инклюзивного образования [5].
Для качественного осуществления инклюзивного образования в педагогической деятельности должно уделяться значительное внимание процессу профессиональной переподготовки и повышению квалификации педагогов. Одной из стратегий по выполнению вышеуказанной задачи является формирование информационной готовности педагогов. Речь идет о достаточном объеме знаний в области коррекционной педагогики и психологии, которые учитель получает в рамках программы профессионального обучения или повышения квалификации. В этих условиях важным фактором является наличие
VI Международная научно-практическая конференция высокого уровня мотивации и обеспечения всех условий для применения на практике полученных умений и навыков в педагогической деятельности.
В рамках программы по повышению квалификации и профессиональной переподготовке, педагоги, обладающие обновленной и высокоуровневой информацией, являются специалистами, которые могут реализовать инклюзивные процессы на практике в образовательном пространстве для учеников с ОВЗ, при этом, такие педагоги способны на создание все возможных психолог-педагогических условий для интеграции ребенка с ОВЗ с педагогическим составом. По итогам обучения педагогов у них формируются следующие навыки и компетенции: адаптация детей с ОВЗ в соответствии с их особенностями под программно-методические материалы, необходимые для осуществления инклюзивного обучения; овладение приемами моделирования содержания, форм и технологий корекционно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС, обеспечивающее качественное обучение детей с ОВЗ [6].
Для реализации этой программы на практике, с целью предоставления ученикам с ОВЗ всех благоприятных условий обучения, необходимо качественное и квалифицированное сопровождение специалистом. Этим специалистом может являться тьютор. В его обязанности входит организация образовательной среды, создание комфортных условий, в которых ребенок с ОВЗ максимально эффективно будет проходить обучение, вольется в коллектив образовательной организации. Обеспечивая открытую образовательную среду, тьютор помогает в решении насущных проблем и вопросов. Такое сопровождение зафиксировано и регламентировано в законе «Об образовании Российской Федерации». В части 3 статьи 79 в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) обучающихся с ОВЗ говорится: «В процессе реализации всех вариантов Программы детям с ограниченными возможностями здоровья может потребоваться временное или постоянное подключение тьютора (ассистента, помощника)» [7].
VI Международная научно-практическая конференция Подводя итог, можно сказать, что педагог, взаимодействующий с детьми имеющих ограниченные возможности здоровья, должен обладать определенными компетенциями, соответствующие поставленным требованиям. Педагог, обладающий высоким уровнем профессионализма, способен владеть достаточным уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя и окружающую обстановку в условиях стрессовых ситуаций. Самоконтроль педагога, его эмоциональная устойчивость, высокий уровень знаний о компетентных взаимоотношениях с особенными детьми - всё это, гарантирует отсутствие конфликтных ситуаций в отношениях между детьми, между детьми и педагогом, что имеет особую значимость для правильной организации учебно -воспитательного процесса, в котором важное место занимает создание эмоционально-устойчивой среды обитания, в которой ребенок будет застрахован от перевозбуждения и переутомления.
Важным требованием к педагогу, осуществляющему педагогическую деятельность в рамках инклюзивного образования, является проявление им толерантности и тактичности. Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми ОВЗ предполагает совокупность целого комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ОВЗ - это получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Инклюзивное образование - это образование детей с ОВЗ в условиях обычной общеобразовательной школы. Стоит всегда помнить, что инклюзия - это не ущемление прав здоровых детей в пользу детей с ОВЗ, а модернизированная и современная ступень в развитии образования, где оно становится равным правом для всех.
Библиографический список:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации». - URL:
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_
VI Международная научно-практическая конференция 140174/2dab52187d25ea5c8876c521c60fdc64697be804/ (дата обращения: 30.04.2021).
2. Назарова, Н. М. Проблемы и перспективы подготовки психолого -педагогических кадров для работы в системе специального образования лиц с ограниченными возможностями / Н.М. Назарова // Инновации в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. - Москва, 1999. - С. 128 - 138.
3. Ильясов, Д. Ф. Развитие представлений о педагогических теориях и подходах к их проектированию / Д. Ф. Ильясов, О. А. Ильясова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 1. - С. 39 - 49.
4. Бесова, И. Ю. Программа индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной образовательной программы / И. Ю. Бесова // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. - 2016. - № 2. - С. 19-36.
5. Малофеев, Н. Н. Инклюзивное образование в контексте социальной политики / Н. Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 1 - 5.
6. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_ 140174/2dab52187d25ea5c8876c521c60fdc64697be804/ (дата обращения: 30.04. 2021).
7. Мельник, Ю. В. Инклюзивное образование в России и за рубежом: теория и практика / Ю. В. Мельник, Н. А. Одинцова, А. А. Смирнова // Центр содействия развитию научных исследований. - Новосибирск, 2013. - С. 112-119.