ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шкатова Е. А. Теоретико-методологический аспект инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V.5. - 0,4 п. л.-иН1: http://e-koncept.ru/2018/186041.htm.
ART 186041 УДК 376.3
Шкатова Евгения Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии и детской речи ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск [email protected]
Теоретико-методологический аспект инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация. В статье рассматриваются основные концептуальные научно-методологические положения инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обращается внимание на идеи интегрированного обучения детей с ОВЗ, условия интеграции, подходы к образованию детей с ОВЗ. Рассматриваются методологические основы содержания и обучения детей с ОВЗ, главные задачи деятельности педагога и специалистов, компетенции. Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, идеи, тьютор, принципы инклюзии ребенка с ОВЗ, современные подходы к обучению детей с ОВЗ, задачи, направления деятельности педагога. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
В настоящее время наблюдаются позитивные изменения в отношении внимания к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), у которых особые образовательные возможности и степень нарушений, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией.
Описаны различные модели интеграции детей с ОВЗ (Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко, Н. М. Шипицина, А. В. Ястребова и др.), дано обоснование необходимости внедрения инклюзивного образования, выработаны нормативно-правовые основы инклюзивного образования, идет поиск решений проблем здоровья, адаптации, социализации детей с ОВЗ в условиях образовательных организаций (школьных, дошкольных, дополнительного образования), проводятся исследования в выборе форм, методов, технологий, которые могут обеспечить доступность и успешность инклюзии/интеграции детей [1].
Образование детей в условиях инклюзии направлено на признание всех детей индивидуумами с различными потребностями и, исходя из идеи принятия индивидуальности каждого обучающегося, должно обеспечить удовлетворение особых потребностей интегрированного ребенка с ОПП. Следовательно, каждый ребенок должен быть обеспечен психологической поддержкой, вниманием, необходимыми условиями, которые будут способствовать достижению лучших результатов в его развитии, обучении [2].
Одним из первых авторов, обосновавшим идеи интегрированного обучения, был Л. С. Выготский. Он указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием, отмечая при всех достоинствах специальной школы ее недостатки: замыкает своего воспитанника в узкий круг школьного коллектива; создает отрезанный и замкнутый мирок, в котором все приноровлено и приспособлено к дефекту ребенка; фиксирует его внимание на телесном недостатке и не вводит его в настоящую жизнь; развивает в этом ребенке навыки, которые ведут его к еще большей изолированности и усиливают его сепаратизм. Считал, что задачей воспитания ребенка с проблемами в развитии является его интеграция в общество и компенсация его недостатка прежде всего в социальном аспекте.
ББГ»! 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный >курнал
Шкатова Е. А. Теоретико-методологический аспект инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V.5. - 0,4 п. л.-иН1: http://e-koncept.ru/2018/186041.htm.
Н. М. Назарова выделяет ряд условий, при которых интеграция идет успешно: гарантированное соблюдение прав личности, личностно ориентированной концепции; материальная обеспеченность интеграционных процессов (проблемным детям нужно больше, чтобы быть равными), ненасильственный характер протекания интеграционных процессов; возможность выбора, альтернативы при наличии гарантированного перечня образовательных и коррекционных услуг; готовность общества к сосуществованию и взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями и ограниченной трудоспособностью.
Н. Н. Малофеев считает наиболее оправданным рассматривать интеграцию как лишь один из возможных и необходимых подходов к образованию детей с отклонениями в развитии [3].
В. В. Коркунов подчеркивал, что интеграция - это не цель, а инструмент для реабилитации и нормализации многих и многих детей [4].
К образованию детей с ОВЗ существует три подхода:
- дифференцированное обучение - обучение детей по адаптированным основным образовательным программам;
- интегрированное обучение (обучение в отдельных классах на базе общеобразовательных учреждений при выборе различной доли интеграции: комбинированная, частичная, временная, эпизодическая);
- инклюзивное обучение (обучение в одном классе детей с ОВЗ совместно с обычными детьми).
Современные подходы направлены на формирование и развитие социально адаптированной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения.
Модель инклюзии в России определяется исходя из целостности личности и среды (позиции Л. С. Выготского), при первостепенном значении для развития ребенка социальной среды.
Особую значимость приобретает создание охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды для ребенка, адекватной его возможностям, условий, позволяющих полноценно развиваться всем видам деятельности, корригировать отклонения высших психических функций, становления личности ребенка.
Большое значение придается организации и содержанию психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи.
Основными принципами психолого-педагогического сопровождения являются непрерывность, систематичность, мультидисциплинированность сопровождения, индивидуальный подход, опора на наличные силы и потенциальные возможности ребенка [5].
При выборе вариантов и форм необходимо учитывать:
- особенности развития и возможности каждого отдельно взятого ребенка;
- готовность образовательного учреждения к обучению ребенка с ОВЗ.
Образовательная инклюзия рассматривается прежде всего как средство социальной реабилитации ребенка и его семьи, обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора образовательного маршрута для ребенка в зависимости от его физических и других возможностей [6].
В соответствии с принципом «нормализации» инклюзивное образование ориентируется на индивидуальные интересы, склонности, потребности каждого интегрированного ребенка, предоставляя ему равные права, адекватные условия для его личностного развития.
Удовлетворение особых потребностей интегрированного ребенка с особыми образовательными потребностями (далее - ООП), достижение лучших результатов в развитии, обучении возможно при принятии индивидуальности отдельного обуча-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шкатова Е. А. Теоретико-методологический аспект инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V.5. - 0,4 п. л.-иН1: http://e-koncept.ru/2018/186041.htm.
ющегося и обеспечении каждому ребенку психологической поддержки, внимания, необходимых условий. Включение интегрированного ребенка в совместную деятельность должно способствовать повышению его активности в познании предмета деятельности, формированию мотивации на успешную деятельность.
Только специально подготовленный педагог может обеспечить возможность решения таких задач, как принятие индивидуальности каждого ребенка, удовлетворение особых потребностей каждого ребенка [7]. Исходя из стратегических задач определяются основные задачи деятельности педагога и специалистов:
- изучение индивидуальных особенностей развития ребенка;
- оказание квалифицированной помощи по предупреждению вторичных нарушений;
- координация действий педагогической, психологической, дефектологической и медицинских служб;
- вовлечение родителей в процесс сопровождения развития ребенка.
Взаимодействие специалистов на основе интеграции должно быть направлено
на решение проблемы социальной адаптации каждого включенного ребенка в педагогический процесс.
У педагога, осуществляющего коррекционно-образовательный процесс, должны быть сформированы не только профессиональные компетенции, но и профессиональные качества. Педагог должен:
- уметь принять новую систему ценностей, творчески реализовывать новые технологии обучения, стабильно добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности, эффективно взаимодействовать в том числе с окружающим социумом;
- обладать способностью решать проблему социализации детей с ООП, обладать знаниями специфики образовательных программ;
- владеть методами психолого-педагогической диагностики, методами и технологиями обучения детей с ООП.
У педагога должны быть сформированы следующие качества:
- принятие и понимание проблем ребенка с психолого-педагогической позиции;
- компетентностное выполнение функциональных обязанностей;
- готовность к творческой деятельности при построении индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ с учетом структуры дефекта, уровня актуального развития ребенка, уровня сформированности знаний, умений, навыков, представлений и состояния здоровья, обучающегося;
- готовность к осуществлению дифференцированного подхода с учетом индивидуальных особенностей детей.
Педагог инклюзивного образования призван осуществлять свою профессиональную деятельность интегративно, осмысливать сопряженность с деятельностью других специалистов - участников образовательного процесса.
Методологическую основу содержания обучения детей с ОВЗ составляют общетеоретические положения Л. С. Выготского:
- развитие аномального ребенка подчиняется тем же основным закономерностям, которые характеризуют развитие здорового ребенка;
- обучение ведет за собой развитие, обучение и воспитание, занимает ведущую роль в психическом развитии;
- специальное педагогическое воздействие на вторичные изменения психики может быть эффективным при условии мобилизации всех компенсаторных возмож-
ББГ»! 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шкатова Е. А. Теоретико-методологический аспект инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V.5. - 0,4 п. л.-иН1: http://e-koncept.ru/2018/186041.htm.
ностей ребенка; то, что лежит в зоне ближайшего развития в одной стадии, реализуется и переходит на уровень актуального развития во второй стадии.
Положительное влияние на развитие детей, имеющих отклонения в развитии, на устранение психологического барьера при взаимодействии с другими детьми в системе интегрированного обучения, могут оказать «золотые правила» дидактики: постепенность, системность, индивидуальный подход.
Успешность педагогической работы с детьми с ОВЗ зависит:
- от учета особых образовательных потребностей, определяющихся специфическими закономерностями развития детей;
- характера и степени выраженности дефекта;
- времени и характера их проявления;
- выбора эффективных учебных программ, технологий обучения с учетом нарушений;
- системы отношений к таким детям со стороны окружения;
- создания условий для их воспитания;
- организации и содержания психолого-педагогического сопровождения детей в инклюзивном образовании.
Сопровождение ребенка с ОВЗ представляется как комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ, движение вместе с ребенком, рядом с ним.
Основополагающим, приоритетным принципом является принцип соблюдения интересов ребенка [8].
Главная задача всех субъектов сопровождения заключается в получении информации о ребенке и ее обработке:
- для организации индивидуального направленного обучения и воспитания;
- слежения за ходом формирования новообразований личностного развития динамикой имеющегося потенциала;
- оценки нормативности развития (индивидуальной формы функционирования личности относительно ее индивидуальных особенностей и частично предметных прогнозов педагогов и специалистов);
- выбора основных направлений (учебно-воспитательный процесс, система дополнительного образования), подразумевающих коррекцию, психологическое сопровождение, социальную поддержку, индивидуальную помощь в обучении [9].
В настоящее время весьма актуальным является тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Тьюторство как особый тип педагогического сопровождения таких детей в условиях инклюзивного образовательного пространства для успешного обучения и социальной адаптации призвано:
- создать благоприятную среду для ребенка при активном сотрудничестве со специалистами и тесном контакте с родителями;
- поддерживать познавательный интерес обучающегося, анализировать перспективы и возможности расширения его диапазона [10].
Таким образом, анализ научных исследований и опыта практической деятельности показывает, что решение проблем развития детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования зависит от создания модели образовательного пространства, представляющего образовательный комплекс.
Для включения ребенка с ОВЗ в инклюзивное образование требуется:
- определение статуса интегрированного ребенка;
- создание педагогической (коррекционной) среды для развития ребенка;
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шкатова Е. А. Теоретико-методологический аспект инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V.5. - 0,4 п. л.-иН1: http://e-koncept.ru/2018/186041.htm.
- оказание в необходимом объеме психологической помощи ребенку, которая позволит осуществить процесс полноценного развития ребенка;
- осуществление реабилитационной преемственности в коррекционном обучении.
В пределах прогнозируемой модели для каждого интегрированного ребенка
должно быть определено создание таких условий, которые позволят обеспечить нормативный уровень развития процессов познания, саморегуляции, самоконтроля, потребностей.
Конкретно это должно выразиться в умениях организовать свою деятельность, приобретать необходимые общеинтеллектуальные, предметные умения и навыки, придерживаться нормативного поведения в условиях социальных ролей [11].
Эффективность интеграции детей с ОВЗ зависит от общепедагогических факторов:
- корректирования коррекционного психолого-педагогического процесса с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка, его внутренних потребностей в овладении знаниями, умениями, навыками, в совершенствовании личностного развития;
- профессиональной готовности специалистов;
- выбора средств и методов взаимодействия в группе, направленных на формирование умений взаимодействия в учебной деятельности, на включение каждого ребенка в продуктивно-творческие виды деятельности и общения [12].
В рамках инклюзивного образовательного пространства акцент определяется персонализацией процесса обучения, разработки коррекционно-развивающих программ с учетом специфики проблем ребенка и его резервов.
Ссылки на источники
1. Малофеев Н. Н., Гончарова Е. Л., Никольская О. С. Специальный Федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции: Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. // Дефектология: научно-методический журнал. - 2009. - № 1. - С. 5-19.
2. Грибукова О. Г., Шкатова Е. А. Тьюторство как технология сопровождения детей с речевыми нарушениями в процессе педагогической практики вуза // Prospects for development of education and science: Collection of scientific articles / Science editor: S. I. Drobyazko. - Academic Publishing House of the Agricultural University, 2016. - Р. 294-299.
3. Малофеев Н. Н., Гончарова Е. Л., Никольская О. С. Указ. соч.
4. Алексеев О. Л., Коркунов В. В. Системный подход как методологическая основа научного познания // Специальное образование. - 2002. - № 1. - С. 5-9.
5. Шкатова Е. А. Педагогический аспект абилитации детей раннего возраста с отклонениями в развитии // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы научно-практического семинара / под ред. Г. С. Чесноковой, И. А. Федорченко; Министерство образования и науки РФ, Новосибирский государственный педагогический университет. - Новосибирск, 2015. - С. 171-174.
6. Шкатова Е. А. Современные подходы к определению направленности образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы науч.-практ. конф. - Новосибирск, 2017. - С. 223-225.
7. Шкатова Е. А. Педагогическая среда как фактор инклюзии и интеграции детей с ОВЗ в условиях массового детского сада // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика: сб. ст. по материалам II Междунар. науч.-практ. конф. - Чита, 2013. - С. 106-109.
8. Шкатова Е. А. Педагогический аспект абилитации детей раннего возраста с отклонениями в развитии.
9. Там же.
10. Шкатова Е. А. Современные подходы к определению направленности образовательного процесса ...
11. Там же.
12. Малофеев Н. Н., Гончарова Е. Л., Никольская О. С. Указ. соч.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шкатова Е. А. Теоретико-методологический аспект инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V.5. - 0,4 п. л.-иН1: http://e-koncept.ru/2018/186041.htm.
Evgeniya Shkatova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Speech Therapy and Children's Speech Chair,
Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk
Theoretical and methodological aspect of inclusive education of children with disabilities Abstract. The article deals with the main conceptual scientific and methodological aspects of inclusive education for children with disabilities. Attention is drawn to the idea of integrated education of children with disabilities, the conditions for integration, approaches to the education of children with disabilities. The author considers methodological bases of treating and educating children with disabilities, the main tasks of the teacher and specialists, competences.
Key words: children with disabilities, ideas, tutor, principles of a child with disability inclusion, modern approaches to teaching children with disabilities, tasks, trends of teacher's activity. References
1. Malofeev, N. N., Goncharova, E. L. & Nikol'skaja, O. S. (2009). "Special'nyj Federal'nyj gosudarstvennyj standart obshhego obrazovanija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorovja: osnovnye polozhenija koncepcii: Federal'naja celevaja programma razvitija obrazovanija na 2006-2010 gg.", Defektologija: nauchno-metodicheskij zhurnal, № 1, pp. 5-19 (in Russian).
Gribukova, O. G. & Shkatova, E. A. (2016). "T'jutorstvo kak tehnologija soprovozhdenija detej s re-chevymi narushenijami v processe pedagogicheskoj praktiki vuza", Prospects for development of education and science: Collection of scientific articles, Science editor: S. I. Drobyazko, Academic Publishing House of the Agricultural University, pp. 294-299 (in English). Malofeev, N. N., Goncharova, E. L. & Nikol'skaja, O. S. (2009). Op. cit.
Alekseev, O. L. & Korkunov, V. V. (2002). "Sistemnyj podhod kak metodologicheskaja osnova nauch-nogo poznanija", Special'noe obrazovanie, № 1, pp. 5-9 (in Russian).
Shkatova, E. A. (2015). "Pedagogicheskij aspekt abilitacii detej rannego vozrasta s otklonenijami v razvitii", in Chesnokova, G. S. & Fedorchenko, I. A. (eds.). Sovremennye napravlenija psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija detstva: materialy nauchno-prakticheskogo seminara, Ministerstvo obrazovanija i nauki RF, Novosibirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, Novosibirsk, pp. 171-174 (in Russian).
Shkatova, E. A. (2017). "Sovremennye podhody k opredeleniju napravlennosti obrazovatel'nogo processa detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorovja", Sovremennye napravlenija psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija detstva: materialy nauch.-prakt. konf., Novosibirsk, pp. 223-225 (in Russian).
Shkatova, E. A. (2013). "Pedagogicheskaja sreda kak faktor inkljuzii i integracii detej s OVZ v uslovijah massovogo detskogo sada", Doshkol'noe obrazovanie v sovremennom izmenjajushhemsja mire: teorija i praktika: sb. st. po materialam II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf, Chita, pp. 106-109 (in Russian). Shkatova, E. A. (2015). Op. cit. Ibid.
Shkatova, E. A. (2017). Op. cit. Ibid.
Malofeev, N. N., Goncharova, E. L. & Nikol'skaja, O. S. (2009). Op. cit.
2.
6.
7.
8.
9.
10. 11. 12.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 01.03.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.03.18
Принята к публикации Accepted for publication 15.03.18 Опубликована Published 31.05.18
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Шкатова Е. А., 2018
9772304120180