Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ТЬЮТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ТЬЮТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТЬЮТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полуянова Л. А., Колотилова У. В.

Введение. В статье раскрыта актуальность проблемы формирования тьюторской позиции будущих педагогов при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в связи с принятием нового Закона «Об образовании» в Российской Федерации, закрепляющего право на инклюзивное образование в общеобразовательной школе. Цель статьи: рассмотрение формирования тьюторской позиции в современных условиях инклюзивного образования и обоснование комплекса педагогических условий, необходимых для формирования тьюторской позиции будущих педагогов. Материалы и методы. Основными методами исследования являются теоретико-методологический анализ, педагогическое наблюдение, сравнение, анкетирование, анализ собственного и передового педагогического опыта по проблеме исследования. Результаты. Внедрение комплекса педагогических условий формирования тьюторской позиции будущих педагогов в образовательный процесс факультета. Обсуждение. Обоснование целесообразности разработанного комплекса педагогических условий формирования тьюторской позиции будущих педагогов. Заключение. Сформулирован вывод о том, что в современных условиях инклюзивного образования имеет большое значение формирование тьюторской позиции будущих педагогов. Поэтому соблюдение представленного комплекса педагогических условий будет способствовать эффективной организации образовательной среды будущих педагогов для формирования их тьюторской позиции. Основные положения: - определены цели и особенности современного инклюзивного образования; - представлен комплекс педагогических условий формирования тьюторской позиции будущих педагогов; - обозначена необходимость формирования у будущих педагогов тьюторской позиции, позволяющая им успешно реализовывать цели и задачи инклюзивного образования в своей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полуянова Л. А., Колотилова У. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF TUTORIAL POSITION OF FUTURE TEACHERS IN THE MODERN CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

Introduction. The article reveals the relevance of the problem of forming a tutor's position of future teachers when organizing work with children with disabilities (hereinafter referred to as HH) in connection with the adoption of the new Law “On Education” in the Russian Federation, which enshrines the right to inclusive education in secondary schools. The purpose of the article is to consider the formation of a tutor's position in the modern conditions of inclusive education and to substantiate the complex of pedagogical conditions necessary for the formation of a tutor's position of future teachers. Materials and methods. The main research methods are theoretical and methodological analysis, pedagogical observation, comparison, questioning, analysis of one's own and advanced pedagogical experience on the research problem. Results. The introduction of a complex of pedagogical conditions for the formation of the tutor position of future teachers in the educational process of the faculty. Discussion. Substantiation of the expediency of the developed complex of pedagogical conditions for the formation of the tutor position of future teachers. Conclusion. The conclusion is formulated that in the modern conditions of inclusive education, the formation of the tutor position of future teachers is of great importance. Therefore, compliance with the presented set of pedagogical conditions will contribute to the effective organization of the educational environment of future teachers for the formation of their tutor position. Highlights: The goals and features of modern inclusive education have been determined; A complex of pedagogical conditions for the formation of the tutor position of future teachers is presented; The need for the formation of a tutor's position among future teachers is indicated, which allows them to successfully implement the goals and objectives of inclusive education in their professional activities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ТЬЮТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI 10.25588/CSPU.2020.158.5.011

УДК 378.096 ББК 74.489

Л. А. Полуянова1, У. В. Колотилова2

1ORCID № 0000-0002-2669-1570 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и психолого-педагогических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. в

E-mail: lorakold@bk.ru ^

3

2ORCID № 0000-0003-2111-1976 §

Преподаватель кафедры специальной педагогики, g

психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный g

гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. |

E-mail: polulyana87@bk.ru о

3

о §

Й а о

з g

ц

g g

Аннотация у

Beedenge. В статье раскрыта актуальность проблемы форми-

а

е д а г о г о № № о

о 3

е

ФОРМИРОВАНИЕ ТЬЮТОРСКОИ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

рования тьюторской позиции будущих педагогов при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) в связи с принятием нового Закона «Об образовании» в Российской Федерации, закрепляющего право на инклюзивное образование в общеобразовательной школе.

Цель статьи: рассмотрение формирования тьюторской пози- § ции в современных условиях инклюзивного образования и обоснование комплекса педагогических условий, необходимых для формирования тьюторской позиции будущих педагогов.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются теоретико-методологический анализ, педагогическое и наблюдение, сравнение, анкетирование, анализ собственного и пе- 0

о

редового педагогического опыта по проблеме исследования. °

р

Результаты. Внедрение комплекса педагогических условий 3

о

формирования тьюторской позиции будущих педагогов в образова- §

§

тельный процесс факультета. ^

л

I

Обсуждение. Обоснование целесообразности разработанного комплекса педагогических условий формирования тьюторской позиции будущих педагогов.

Заключение. Сформулирован вывод о том, что в современных условиях инклюзивного образования имеет большое значение формирование тьюторской позиции будущих педагогов. Поэтому соблюдение представленного комплекса педагогических условий будет способствовать эффективной организации образовательной среды будущих педагогов для формирования их тьюторской позиции.

Ключевые слова: тьюторское сопровождение; тьюторская позиция, инклюзивное образование; профессиональная подготовка; будущие педагоги; дети с ограниченными возможностями здоровья.

Основные положения:

- определены цели и особенности современного инклюзивного образования;

- представлен комплекс педагогических условий формирования тьюторской позиции будущих педагогов;

- обозначена необходимость формирования у будущих педагогов тьюторской позиции, позволяющая им успешно реализовы-вать цели и задачи инклюзивного образования в своей профессиональной деятельности.

1 Ведение (Introduction)

Актуальность заявленной проблемы исследования определяется отсутствием образовательных ресурсов для реализации задач в области формирования тьюторской позиции будущих педагогов; недостаточной разработанностью теоретико-методологической базы по данной проблеме.

Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе вместе

о

5

с нормотипичными детьми является одним из ключевых направле

и;

ний инклюзивного образования. q- На сегодняшний период времени инклюзивное образование

«о

§ (лат. include — заключаю, включаю) авторитетные ученые рассмат-

ривают как направление развития образования в целом, которое подразумевает возможность получения образования всем детям с Ч учетом их особых потребностей, что обеспечивает доступ к обра-

Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического 154__университета, № 5, 2020_

зованию для детей с ОВЗ. Согласно научным исследованиям, понимание целей инклюзивного образования выражается в идеях, которые в условиях инклюзивной школы определяют профессиональную компетентность педагога:

- осознание ценности человеческой жизни независимо от возможностей человека;

- понимание, что каждый ребенок может быть включен в общение и может быть услышанным; ^

- осуществление учебно воспитательного процесса только в ^

условиях реальных взаимоотношений; §

- обязательная организация взаимной поддержки и дружбы | в группе учащихся и т. д. [1]. §

На наш взгляд, данный подход является номинативным, в § результате чего инклюзивное образование теряет свою специфику. Практика показывает, что многие педагоги не способны оказывать профессиональные образовательные услуги в условиях инклюзии, а особые образовательные потребности обучающихся удовлетворяются родителями или специалистами коррекционного профиля.

Отметим, что инклюзивное образование будет обеспечивать | всем детям, независимо от их психофизических, интеллектуальных и иных особенностей, включение в систему общего образования путем создания специальных условий. Дети с ОВЗ часто нуждаются в сопровождении взрослого наставника: выбора профессии, принятия решения, выбора цели, а также сопровождение в трудных

жизненных ситуациях и др. Н

х

о

№ |

О

О §

Й а

о

§

|

|

|

х а л

а г о г о № №

О о

3 е

В настоящий момент различного рода сопровождение ребенка с ОВЗ осуществляют специалисты в области инклюзивного образования: специальные психологи, логопеды, дефектологи, социальные педагоги и т. д. Особое место в этом ряду принадлежит тьютору С 2008 года профессия тьютора официально введена в | список должностей педагогических работников общего, дополни- §

о

тельного и высшего профессионального образования. °

Научные исследования ученых сущности понятия «тьютор- § ская позиция» педагога подтверждают, что профессиональная по- §

а

зиция выступает в качестве ключевой категории, которая отражает ^

суть процесса профессионализации педагога, изменяющего условия окружающейся действительности и способного влиять на ситуацию для реализации своих профессионально значимых личностных качеств, творческих способностей. К примеру, А. Ю. Тупицын, подчёркивает, что позиция тьютора принципиально отличается от других педагогических позиций. Ученый считает, что «тьютор выражает интересы воспитанника, а не государства, школы, семьи и т. д., его задачей является помощь и поддержка ребенка в сложных ситуациях его жизни» [2]. По мнению Н. В. Рыбалкиной, «тьютор отвечает за конфликт, относящийся к самообразованию подопечного, и, разрешая конфликт между культурным и индивидуальным позволяет ему осознать культурное, знаниевое как личное, глубоко свое — прожить его и стать ответственным за него» [3]. Разделяя мнения ученых, мы делаем вывод, что профессиональная позиция является способом реализации ценностей в заданной топике (месте, пространстве) и центральное условие эффективной реализации человеком любой практической деятельности.

В педагогическом вузе необходимо говорить о формировании у будущих педагогов тьюторской позиции, которая позволит им успешно реализовывать цели и задачи инклюзивного образования в своей профессиональной деятельности. Поэтому с нашей точки зрения при таком подходе тьюторская позиция будущего педагога несомненно будет направлена на включение детей с ОВЗ в социальную среду общеобразовательного учреждения и реализацию индивидуальных образовательных программ.

2 Материалы и методы (Materials and methods) В современных условиях введение инклюзивного образования выдвигает новые требования к подготовке будущих педагогов. Анализируя теорию и практику инклюзивного образования, мы отмечаем, что эффективной формой работы с особым ребенком является тью-

q торское сопровождение [4]. Итак, в условиях реализации инклюзивно

но ного образования для студентов вуза становится необходимым приня-

3 тие тьюторской позиции, позволяющей педагогу рационально

структурировать инклюзивную группу, обеспечить удовлетворение образовательных потребностей каждого, персонально сопровождать

Вестшк Южно-Уральского государственного гуманиmаpно-neдагогичeского унивepсиmemа, № 5, 2020_

ученика в образовательном пространстве основной школы, предпро-фильной подготовки и профильного обучения.

Мы разделяем точку зрения современных ученых: тьюторское сопровождение заключается в организации такого образовательного движения, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего). При таком рассмотрении тьюторская позиция должна обеспечить более гибкий подход для удовлетворения потребностей в обучении и реализации индивидуальной образова- ^ тельной программы детьми с особыми потребностями, а особые по- 3о

требности есть практически у всех детей. ан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве общей методологической основы мы рассматрива- § ем философские положения о единстве сознания и деятельности; ра- I циональном сочетании общественного и субъективного факторов в 3

к

развитии личности; формировании личности в конкретной социо- |

культурной среде и жизнедеятельности. Теоретические основы наше- §

|

го исследования представлены: концептуальными идеями личностно- 5

|

ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, Л. Г. Вяткин и у

ду

др.); основными положениями теории педагогической диагностики (Н. К. Голубев, А. И. Кочетов и др.); теориями тьюторской деятельности (Т. М. Ковалева, Е. А. Суханова и др.) [5; 6; 7]. §

Экспериментальная работа осуществлялась нами на базе кафедры технологии и психолого-педагогических дисциплин естественно-технологического факультета ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет». Мы разработали и теоретически обосновали комплекс педагогических условий формирования тьюторской позиции будущих педагогов как залога эффективного осуществления инклюзивного образования.

Для изучения сформированности тьюторской позиции будущих педагогов анонимно было проведено анкетирование студентов 4-5 курсов (приняло участие 39 студентов). Для оценки тьюторской позиции нами была разработана анкета. Вопросы анкеты основаны на обобщенном описании выполняемых трудовых функций тьютора, обозначенных в профессиональном стандарте «Специалист в

дующих значимых компонентов:

В У.

£

луо П

1) замотивированности на осуществление профессиональной деятельности;

2) умения выстраивать дружеские взаимоотношения с детьми;

3) качеств толерантности, сдержанности и терпения.

Нами были выделены три уровня сформированности тью-торской позиции (высокий, средний, низкий), определение которых будет способствовать профессиональному росту будущего педагога. В анкете представлены 38 вопросов закрытого типа, предполагаются ответы «да» (1 балл) или «нет» (0 баллов). Максимальное количество баллов — 38.

3 Результаты (Results)

После итогового подсчета общего количества баллов нами было произведено разделение на уровни сформированности тьюторской позиции (высокий — более 29 баллов, средний — от 23 до 28 баллов и низкий уровень — до 22 баллов). Высокий уровень сформирован-ности тьюторской позиции имеют всего 2 % респондентов. Для них характерно наличие сдержанности, высокой профессиональной подготовки, целостного подхода к детям. У 74 % студентов — средний уровень сформированности тьюторской позиции. Для этой категории опрошенных характерна неуверенность в профессии и поэтому рекомендовано совершенствование профессиональных умений для повышения уровня готовности к осуществлению тьюторской деятельности. Тьюторская позиция не сформирована у 24 % будущих педагогов. Им рекомендовано устранять такие качества, как негативизм, низкое самообладание, заниженная самооценка личности, профессиональная ригидность, низкая коммуникабельность и поведенческая стереотипность. В итоге будущие педагоги проявили заинтересованность тьюторской деятельностью и указали на необхо-

о

л

димость укрепления своей тьюторской позиции. Подводя итог, мы

считаем, что для успешного формирования тьюторской позиции а необходимо создать педагогические условия.

| Для обоснования педагогических условий, которые будут

способствовать формированию тьюторской позиции, необходимо уточнить, что нами понимается под таковыми. В настоящее время в научной литературе существует несколько подходов к определению

Beсmник Южно-Уральского государственного гуманиmаpно-neдагогичeского унивepсиmemа, № 5, 2020_

понятия «педагогические условия». В диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Е. Ю. Никитиной педагогические условия рассматриваются как «совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности» [9]. Н. М. Борытко под педагогическим условием понимает «внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего ^ достижение определенного результата» [10]. В. И. Андреев считает, ^

что педагогические условия представляют собой результат «целе- 3о

направленного отбора, конструирования и применения элементов | содержания, методов (приемов), а также организационных форм | обучения для достижения... целей» [11].

Проанализировав точки зрения авторитетных ученых, будет целесообразным определить следующий комплекс педагогических условий, способствующих эффективному формированию тьютор-ской позиции будущих педагогов:

с

ко |

а

о

§ |

|

|

- процесс обучения направлен на понимание перспективы у осуществления будущей профессиональной деятельности с опорой

на тьюторскую позицию; ед

а

г о г о

- образование базируется на личностном росте студента в процессе обучения и воспитания через построение индивидуальной траектории развития; №

- совершенствование организации образовательного про- ^

л

цесса через включение будущих педагогов в тьюторскую деятель- |

ность в стенах вуза. у

о

№ | |

ж

Раскроем содержание каждого педагогического условия. Первое условие — процесс обучения направлен на понимание перспективы осуществления будущей профессиональной деятельности с опорой на тьюторскую позицию — указывает на значимость оказания тьюторской помощи детям с ОВЗ в общеобразовательной школе,

что определяет особенности подготовки будущих педагогов. Реали- ^

зация этого условия в образовательном процессе означает такую 3а§

о№

подготовку будущего педагога, которая предусматривает усвоение |

определенного объема теоретических и практикоориентированных ^

§| | № | о г о

знаний и умений, создание необходимых предпосылок для их успешной адаптации в качественно новых или изменяющихся условиях профессиональной деятельности. Названное условие определяет требования к проектированию целей и задач образовательного процесса, что означает предвосхищение ожидаемых результатов, к которым должны стремиться преподаватели со студентами при организации совместной деятельности. Результаты могут быть оптимальными в том случае, если имеется ориентация на конкретный результат, взаимное принятие путей его достижения. Отметим, что преподавателями кафедры технологии и психолого-педагогических дисциплин на протяжении многих лет продуктивно ведется учебная дисциплина «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения», что, на наш взгляд, способствует формированию тьюторской позиции будущих педагогов.

Второе условие — образование базируется на личностном росте студента в процессе обучения и воспитания через построение индивидуальной траектории развития — предполагает подчинение всего учебно-воспитательного процесса в вузе закономерностям личностного становления студента. Целью реализации названного условия является формирование личности, способной к саморазвитию. При организации процесса обучения для достижения поставленной цели требуется отказ от такой учебной деятельности, которая сводится к процессу усвоения знаний, а не к производству этих знаний. В ходе обучения будущий педагог сам создает новые знания, а не только осваивает знания и способы их построения. На первый план выходит личность, ее самоценность и самобытность, что позволяет говорить о возможности формирования тьюторской позиции будущих педагогов через осознание ее важности на собственном опыте, построение индивидуального образовательного маршрута студента с учетом его способностей и интересов [12]. Так, на кафедре

сц

а технологии и психолого-педагогических дисциплин существует по-

| ложительный опыт реализации образовательной программы магист-

I

ратуры «Тьюторство в социальной сфере (наставник)».

Третье условие — совершенствование организации образовательного процесса через включение будущих педагогов в тьюторскую

Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, № 5, 2020_

деятельность в стенах вуза, что способствует формированию тью-торской позиции. В современных условиях совершенствование организации процесса обучения должно осуществляться в соответствии с предъявляемыми требованиями к профессиональной подготовки будущих педагогов [13]. К примеру, на естественно-технологическом факультете важным является включение студентов-старшекурсников в осуществление тьюторской деятельности в процессе сопровождения студентов младших курсов, привлечение будущих ^ педагогов к участию во Всероссийской научно-практической конфе- ^

ренции с международным участием «Тьюторское сопровождение в §

системе общего, дополнительного и профессионального образова- к

л

ния», проводимой на базе вуза и других образовательных организа- | ций. Одной из важных задач научно-практической конференции является формирование у будущих педагогов представлений об особенностях тьюторской деятельности, в том числе и формирования тьюторской позиции. Резюмируя вышеизложенное, отметим, что сформировать тьюторскую позицию будущих педагогов целесообразно

3

о §

Kl а о

з и

Ц

и

и у

путем создания оптимального комплекса педагогических условии. у

S

а

л д а г о г о № № о

о g

g Л

4 Обсуждение (Discussion)

Осуществление педагогической деятельности требует не только соответствующей квалификации и готовности будущих педагогов выполнять учебные и воспитательные функции, но и тьюторские. Поэтому мы считаем, что разработанный комплекс педагогических условий целесообразен в организации образовательного процесса для формирования тьюторской позиции будущих педагогов. |

5 Заключение (Conclusion)

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что при работе с детьми с ОВЗ является необходимым формирование тьюторской позиции будущих педагогов. Представленный комплекс педагогических условий позволит усилить возможности образовательной среды при подготовке будущих педагогов к тьюторской деятельности.

Библиографический список

1. Грачева Н. Ю., Дудчик С. В. Формирование тьюторской компетентности пе-

§

к

№ а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

^

о о

8 о

дагогов как залог успешной реализации инклюзивного образования // Бизнес. Образо- а вание. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. № 4 (33). С. 333-336. ^

о §

£

а >

о

к |

о

йн

2. Тупицын А. Ю. Тьюторство в контексте «Педагогики самоопределения» // Индивидуально-ориентированная педагогика. М. Томск, 1997. С. 39-44.

3. Рыбалкина Н. В. К истории тьюторства // Тьюторство: концепции, технологии, опыт : юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций 1996-2005. Томск : Принт, 2005. - 205 с.

4. Резникова Е. В., Колотилова У В. Формирование коммуникативной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством тью-торского сопровождения // Вестник ЮУрГГПУ 2019. № 3. С. 16-174.

5. Дудчик С. В., Ковалева Т. М. Технологическая подготовка тьютора: содержание, технологии и методики освоения технологий // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 3 (44). С. 369-375. DOI: 10.25683/V0LBI.2018.44.354

6. Суханова Е. А. Влияние инноваций на организационные изменения в образовательных учреждениях. Томск : Томский государственный университет. 2009. С. 372-397.

7. Становление тьюторской модели современного университета в России : коллективная монография / науч. ред. Т. М. Ковалева, А. О. Зоткин, Е. А. Суханова; отв. ред. А. О. Зоткин, Н. С. Гулиус. Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. - 256 с.

8. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» : приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н : зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 № 45406. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Никитина Е. Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования : дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2001. - 428 с.

10. Борытко Н. М. Антропологическое понимание педагогической ситуации в структуре образовательного процесса // Известия ВГПУ 2015. № 2 (97). С. 11-15.

11. Андреев В. И. Законы творческого саморазвития как основания концепции субъектно-ориентированного образования // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 16. С. 13-16.

12. Дмитриева Е. Ю., Полуянова Л. А. Возможности открытого пространства воспитательной системы вуза в формировании профессионального самоопределения студентов // БГЖ. 2017. № 4 (21). С. 305-308.

13. Похольченко Л. С., Осипова О. П. Тьюторская позиция учителя образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 32. С. 387-389.

L. A. Poluyanova1, U. V. Kolotilova2

!ORCro No. 0000-0002-2669-1570 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Technology and Psychological and

Pedagogical Disciplines, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: lorakold@bk.ru

2ORCID No. 0000-0003-2111 -1976 Lecturer at the Department of Special Pedagogy, Psychology and Subject Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: polulyana87@bk.ru

THE FORMATION OF TUTORIAL POSITION OF FUTURE TEACHERS IN THE MODERN CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

Abstract S

ft

Introduction. The article reveals the relevance of the prob- ^

lem of forming a tutor's position of future teachers when organiz- |

S"

ing work with children with disabilities (hereinafter referred to as S

Discussion. Substantiation of the expediency of the developed complex of pedagogical conditions for the formation of the tutor position of future teachers.

Conclusion. The conclusion is formulated that in the mod-

HH) in connection with the adoption of the new Law "On Educa- s

tion" in the Russian Federation, which enshrines the right to in- 3

a

clusive education in secondary schools. 3

The purpose of the article is to consider the formation of a tutor's position in the modern conditions of inclusive education and to substantiate the complex of pedagogical conditions necessary for the formation of a tutor's position of future teachers.

Materials and methods. The main research methods are I

o

s ?

s

theoretical and methodological analysis, pedagogical observation, comparison, questioning, analysis of one's own and advanced pedagogical experience on the research problem.

Results. The introduction of a complex of pedagogical ^ conditions for the formation of the tutor position of future teach-

ta

I

s

I

o

ers in the educational process of the faculty. 3

s s

a

0

1 s

3

I

ern conditions of inclusive education, the formation of the tutor 1

i a

position of future teachers is of great importance. Therefore, compliance with the presented set of pedagogical conditions will contri- n

o

3

£ >

O

R

|

O

bute to the effective organization of the educational environment of future teachers for the formation of their tutor position.

Keywords: Tutor support; Tutor position; Inclusive education; Professional training; Future teachers; Children with disabilities.

Highlights:

The goals and features of modern inclusive education have been determined;

A complex of pedagogical conditions for the formation of the tutor position of future teachers is presented;

The need for the formation of a tutor's position among future teachers is indicated, which allows them to successfully implement the goals and objectives of inclusive education in their professional activities.

References

1. Gracheva N.Yu. & Dudchik S.V. (2015), Formirovaniye t'yu-torskoy kompetentnosti pedagogov kak zalog uspeshnoy realizatsii inklyuzi-vnogo obrazovaniya [Formation of tutor competence of teachers as a guarantee of successful implementation of inclusive education]. Biznes. Obrazovaniye. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa, 4 (33), 333 — 336. (In Russian).

2. Tupitsyn A.Yu. (1997), T'yutorstvo v kontekste "Pedagogiki samoop-redeleniya" [Tutoring in the context of "Pedagogy of Self-Determination"]. In-dividual'no-oriyentirovannaya pedagogika, Moscow; Tomsk, 39-44. (In Russian).

3. Rybalkina N.V. (2005), K istorii t'yutorstva [To the history of tutoring]. Yubileynyy sbornik, posvyashchennyy 10-letiyu t'yutorskikh konferentsiy "T'yutorstvo: kontseptsii, tekhnologii, opyt" 1996-2005 [An anniversary collection dedicated to the 10th anniversary of tutoring conferences "Tutoring: concepts, technologies, experience"]. Izdatel'stvo Print, Tomsk, 205 p. (In Russian).

4. Reznikova E.V. & Kolotilova U.V. (2019), Formirovaniye kommu-nikativnoy uspeshnosti detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya posredstvom t'yutorskogo soprovozhdeniya [Formation of communicative success of children with disabilities through tutoring]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 3, 160-174. (In Russian).

5. Dudnik S.V. & Kovaleva T.M. (2018), Tehnologicheskaya podgotov-ka tyutora: soderzhanie, tehnologii i metodiki osvoeniya tehnologiy [Technological training of the tutor: content, technologies and methods of technology

development]. Biznes. Obrazovanije. Pravo, 3, 369-375. (In Russian).

6. Sukhanova Ye.A. (2009), Vliyaniye innovatsiy na organi-zatsionnyye izmeneniya v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [Influence of innovations on organizational changes in educational institutions]. Tomskiy gosudarstvennyy universitet, Tomsk, 372-397. (In Russian).

7. Scientific Edr. Kovaleva T.M., Zotkin A.O. & Sukhanova Ye.A. (2019), Stanovleniye t'yutorskoy modeli sovremennogo universiteta v Rossii [Formation of a tutor model of a modern university in Russia]. Kollektivnaya monografiya, Izdatel'skiy Dom Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, Tomsk, 256 p. (In Russian).

8. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Spetsialist v oblasti vospitaniya" (Prikaz Ministerstva truda Rossii ot 10.01.2017 № 10n) [Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Spetsialist v oblasti vospitaniya" ^ (Prikaz Ministerstva truda Rossii ot 10.01.2017 No. 10n)]. Zaregistrirovano f v Ministerstve yustitsii Rossii 26.01.2017 № 45406) [Registered in the Minis- 3 try of Justice of Russia on 26.01.2017 No. 45406)]. Spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus". (In Russian).

9. Nikitina E.yu. (2001), Teoriya i praktika podgotovki budushchego S uchitelya k upravleniyu differentsiatsiyey obrazovaniya (Dissertatsiya na S soiskaniye uchenoy stepeni doktora pedagogicheskikh nauk) [Theory and prac- ^ tice of preparing a future teacher for managing educational differentiation (A o dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences)]. 428 p. (In Russian).

understanding of the pedagogical situation in the structure of the educational

an educational institution]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept», 32, 387-389. (In Russian).

o n

o n

10. Borytko N.M. (2015), Antropologicheskoye ponimaniye pedagog- t

?

icheskoy situatsii v strukture obrazovatel'nogo protsessa [Anthropological S

e

ac

process]. Izvestia VGPU, 2 (97), 11-15. (In Russian). S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s

a-

e

11. Andreyev V.I. (2013), Zakony tvorcheskogo samorazvitiya kak osnovaniya kontseptsii sub"yektno-oriyentirovannogo obrazovaniya [The laws of creative self-development as the basis of the concept of subject -oriented education]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, ^ 16, 13-16. (In Russian). 1

12. Dmitriyeva Ye.YU. & Poluyanova L.A. (2017), Vozmozhnosti ot- 1 krytogo prostranstva vospitatel'noy sistemy vuza v formirovanii profession- ^ al'nogo samoopredeleniya studentov [Opportunities of the open space of the | educational system of the university in the formation of professional self - ^ determination of students]. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal, 4 (21), 305-308. o (In Russian).

13. Pokhol'chenko L.S. & Osipova O.P. (2017), T'yutorskaya pozitsi- ^

ya uchitelya obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Tutor position of a teacher of ^

a

o n

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.