DOI 10.25588/CSPU.2020.157.4.009
УДК 371.9
Е. В. Резникова1, В. В. Меренкова2
to
о*
I
ББК 74.55 |
к
№
,2 к
V л
:ORCID № 0000-0002-4785-3559 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики, I
психологии и предметных методик, Южно-Уральский ч
государственный гуманитарно-педагогический университет, о
Ц
E-mail: [email protected] я
о
2ORCID № 0000-0002-1486-0912 ^
о
о
г. Челябинск, Российская Федерация.
г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
У детей с овз при организации тьюторского
СОПРОВОЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
с задержкой психического развития (далее — ЗПР). Цель статьи: обосновать авторское видение необходимости учета индивидуальных
адаптированных программ дополнительного образования.
л
Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение §
«Средняя общеобразовательная школа № 73 г. Челябинск», ^
е
I
ВЫЯВЛЕНИЕ И УЧЁТ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ |
к ^
г а ж
Аннотация
Введение. В статье обоснована актуальность развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), получающими образование в условиях инклюзивной образовательной организации; описаны элементы тьюторского сопровождения учеников с ОВЗ при реализации сопровождения в условиях дополнительного образования, представлены результаты е
и
исследования по выявлению творческих способностей обучающихся I
о
в и
возможностей и природных задатков при составлении индивидуаль- о ного коррекционно-образовательного маршрута ученика и разработке
о н
а §
р 3 е
в ь
Материалы и методы. Основными методами исследования § н
ко и й
являются анализ научной литературы по теме исследования, изуче-
ние состояния проблемы, изучение истории развития детей, изучение их личных дел и медицинских карт. В исследовании использовали диагностические методики, направленные на изучение индивидуальных особенностей обучающихся. Это наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, констатирующий, контрольный, обучающий эксперименты, анализ и обобщение полученных результатов.
Результаты. В результате экспериментальной работы были отобраны и адаптированы экспериментальные методики для выявления творческих способностей детей с ОВЗ, даны рекомендации родителям по направлениям развития творческих способностей, учитывающие индивидуальные особенности учащихся, разработаны адаптированные программы для обучающихся с ОВЗ, реализуемые во внеурочной деятельности.
Обсуждение. Подчеркивается, что результаты экспериментальной работы доказывают необходимость организации тьютор-ского сопровождения при выявлении и учёте творческих способностей детей с ЗПР, при реализации адаптированных программ внеурочной деятельности в системе дополнительного образования.
Заключение. Делается вывод о том, что реализация тьютор-ского сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) в условиях реализации инклюзивного образования будет способствовать решению вопросов успешного обучения детей с ОВЗ, их социализации в будущем, развитию в целом их творческих способностей.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья; задержка психического развития; инклюзивное образование; творческие способности; педагог-тьютор; адаптированная
а
«о §
ж
^ программа внеурочной деятельности; тьюторское сопровождение.
Основные положения:
сц
а^ - описаны методические подходы к реализации тьюторского
сопровождения детей школьного возраста с ОВЗ в условиях обще-| образовательной организации;
- описаны условия развития творческих способностей детей ^ с ОВЗ (ЗПР), созданные на базе учреждения, реализующего инклю
зивное обучение; В
- разработана адаптированная программа внеурочной дея- |
л
тельности для детей с ОВЗ. ни
е
и у ч
Л:
средством национального престижа [1].
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение [2].
В соответствии с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого продуктивного
наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы.
№
1 Введение (Introduction)
В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой Ч личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением. Это обусловлено непрерывно увеличивающейся потребностью современного общества в предприимчивых кадрах, способных ставить новые задачи, нахо-
е с
I с
п
о с о о с
те
дить качественные решения в условиях неопределенности и много- § < образия выбора, постоянного совершенствования накопленных де обществом знаний. В современной действительности творческая к<
креативность становятся залогом экономического процветания и 3
п
р и
орг
г
а н
а -к к к
о *
о
г о о
о 3
о
№ о
мышления у школьников, так как прежние ориентиры не отвечают ор образовательной парадигме нового тысячелетия.
Развитие творческих способностей начинается еще в дошкольном возрасте, но осознанно ребенок начинает творить в
младшем школьном возрасте. В это время у детей развивается вое
ображение, фантазия, творческое мышление, формируются умения ни
в
усло о
в |
В научных источниках, посвященных проблеме развития твор- *
о
ческих способностей детей младшего школьного возраста (Г. С. Альт- §
ол
шуллер, В. И. Андреев, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Мах- а мутов, Е. И. Машбиц, А. И. Уман, А. В. Хуторский, и др.), заостряется внимание на описании средств повышения эффективности по-
3 §
р s
£ ^
05 СУ-
а ж
ж о
к Й
6 о
знавательной деятельности учащихся, организации их коллективной творческой деятельности [1; 3].
В современной школе тактика образования отражается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся реализовать свои таланты и раскрыть весь свой творческий потенциал, предполагающий возможность реализации своих личных целей» [4]. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.
Такие условия можно создать ребенку в учреждениях, реализующих инклюзивное обучение. Процесс организации и осуществления инклюзивного обучения теоретически обоснован (М. С. Артемьева, А. А. Дмитриев, Е. А. Екжанова, Л. М. Кобрина, А. Н. Коноп-лева, Э. И. Леонгард, Т. Л. Лещинская, М. Л. Любимов, Н. Н. Ма-лофеев, Е. В. Резникова, Е. А. Стребелева, Л. Е. Шевчук, Л. М. Ши-пицына, Е. А. Шкатова, Н. Д. Шматко и др.) [5].
Педагогическая работа в условиях инклюзии предполагает, наряду с коррекцией психических функций, познавательного развития, содействие детям в накоплении и обогащении социального опыта, а также умении выстраивать межличностные отношения в классном коллективе и в социуме в целом [6].
Актуальность поднятой проблемы вызвана повышенным спросом учителей, родителей и педагогов дополнительного образования в разработке программ внеурочной деятельности детей, в которых усовершенствованы методы специально-педагогического воздействия и ориентированы на развивающуюся личность ребенка с целью формирования психических, коммуникативных и творческих способностей.
Таким образом, система дополнительного образования в шко-ов ле может и должна рассматриваться не только как социальная мик-
а ж
Сг, йн
а
в
§
н
е
е
росистема, но и как социокультурная, педагогическая система взаимодействия юного человека с окружающим миром. Именно здесь ^ может быть организована интегрированная деятельность, включаю-
сц
щая в себя познание и труд, общение и игру, творчество и досуг, ^ восполняющая психофизические силы ребенка, нацеленная на ис- | пользование свободного времени детей с созидательной целью [7]. К
2 Материалы и методы (Materials and methods) Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья открывает новые возможности для обучения, развития и творческой реализации учащихся. |
Согласно ФГОС количество часов внеурочной деятельности со- о
с
о
ж
о
с
к
е
и у ч
Л:
№
о3ч ч
е с к
ставляет 10 часов в неделю. Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями: спортивно-оздоровительным, социальным, общекультурным и духовно-нравственным [4].
Содержание образования обогащается акцентом на индивидуализацию образовательных программ, что позволяет перейти на более высокий уровень образования и обеспечить его непрерывность как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям обу- рг чающихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая необходимый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка) [8].
С целью организации непрерывного образования на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 73 г. Челябинск (МАОУ р «СОШ № 73 г. Челябинск) соединены возможности общего и дополнительного образования. Уже более 25-ти лет школа реализует техно- е
л у
д е
S е
Й
и
логию интегрированного обучения, которая включает в себя 4 блока: §
в
о ов
ном классе; и
2. Блок — обучение в «гибких» классах (классах коррекци- о
п
б н
а §
3 3 е
л
Ой СУ-
ан
но иг
о
1. Блок — интегрированное обучение в общеобразователь-
онно-педагогической поддержки);
3. Блок — воздействие в системе коррекционных кабинетов;
4. Блок — коррекция в условиях дополнительного образования [5]. §
Единство общего и дополнительного образования отражено в 4-ом блоке, который отражает реализацию внеурочной деятельности через систему дополнительного образования, созданную в школе для обучающихся, в том числе и для обучающихся с ОВЗ.
Качественная индивидуализация обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья выполняется в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками. Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ОВЗ зависят от того, какова структура и содержание программ, по которым они обучаются [7].
На базе МАОУ «СОШ № 73 г. Челябинск» была организована практическая часть исследования. Организация исследования осуществлялась педагогом-тьютором, так как данный специалист обладает необходимым уровнем компетентности в области изучения индивидуальных особенностей и запросов учащихся с ОВЗ [9; 10].
В исследовании приняли участие 9 учащихся 1 -х классов, которым рекомендовано обучение по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития), вариант 7.1 районной ПМПК.
Для обследования творческой деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития нами использовались следующие методики: «Тест дивергентного (творческого) мышления (Вильямса)», Опросник для родителей и учителей по оценке креативности (творческого начала) ребенка, Опросник креативности Джонсона.
Качественный анализ результатов психодиагностического а^ изучения ребёнка включает следующие параметры: отношение к | ситуации обследования и заданиям; способы ориентации в услови-| ях заданий и способы выполнения заданий; соответствие действий ^ ребёнка условиям задания, характеру экспериментального матери-^ ала и инструкции; продуктивное использование помощи взрослого;
а в
ков
н
е р
е
умение выполнять задание по аналогии; отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.
о* £
ее
Качественный анализ результатов психодиагностики не ис- к
е
и у ч
л
ключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий. 3 Результаты (Results)
Педагог-тьютор, проанализировав результаты диагностики креативности обучающихся с ОВЗ, составляет на каждого ученика рекомендации для родителей, в которых отражены варианты о направлений дополнительного образования, видов творческой деятельности, подходящих ребенку.
Опишем результаты диагностики креативности обучающихся с ОВЗ.
Данные по тесту дивергентного (творческого) мышления
^ о
Вильямса говорят нам о том, что трое учащихся из девяти (Амир р А., Иван К., Лиза К.) набрали максимальное количество баллов, ра- и
ботают быстро с большой продуктивностью, способны выдвигать 3г
ан
различные идеи, менять свою позицию. Детей не сдерживает замк- к
№
о3ч ч
е с
I
О
с
о
ж о
с § е
Й у
д е § е
Й
а
нутый контур, они перемещаются внутри и снаружи контура, чтобы Ж
к
сделать стимульную фигуру частью целой картины. Учащиеся добавляли детали к замкнутому контуру, предпочитая ассиметрию и сложность при изображении, при этом использовали различные языковые средства.
Среднее количество баллов набрали Влад Д., Лиза Д., Поли- р на Т. По полученным нами данным в ходе эксперимента мы делаем вывод о том, что учащиеся работают с меньшей продуктивностью &
ж
(смогли проработать не все фигуры), выдвигают меньшее количе- § ство идей, реже меняют свою позицию, детей сдерживает замкну- § тый контур, чаще рисуют внутри стимульной линии, добавляют не- § значительные элементы в изменение стимульной линии. Учащиеся о
смогли дать названия не всем изображениям, что говорит нам о |
бн
скромном словарном запасе. ра т
о §
Ниже среднего балла набрали ученики: Андрей Л., Григорий а н
ж о
Ш. У Мальчиков низкий темп работы, они часто отвлекаются от вы- § о
полнения задания. Выполнение задания носит выборочный характер. Рисунки не отличаются особой оригинальностью. В изображении придерживаются определенной идеи, чаще всего рисунки относятся к одной теме. Подписывали рисунки односложно, не прибегая к фантазированию, минимально использовали словарный запас.
Наименьшее количество баллов получила Влада Р. Девочка нуждается в организующей помощи педагога, работает только с использованием помощи педагога, дает ответы по наводящим вопросам. В рисунках девочки отражается тревожность, неуверенность. Ученица не может четко объяснить, что она хотела изобразить. В индивидуальном режиме работает более продуктивно.
Результаты опроса родителей и педагогов натолкнули нас на следующие выводы. Многие родители адекватно оценивают своих детей, и этому свидетельствует незначительное расхождение итогов опроса родителей с результатами опроса учителей. Полученные данные по тесту дивергентного мышления подтверждаются данными, полученными при опросе родителей и учителей. Мы можем говорить о ярком проявлении творческого начала у таких учеников, как Амир. А., Лиза К. На среднем уровне проявления креативности находятся Влад Д., Лиза Д., Иван К., Полина Т. Уровень ниже среднего у Андрея Л., Григория Ш.
Очень разнятся показатели по результатам опроса родителей Влады Р. и педагогов. Родители предвзято относятся к собственному ребенку, завышая его способности, это проявляется как в выборе программы обучения для ребенка, так и в организации ее занятости во внеурочное время.
Классными руководителями оценивался уровень креативности и творчества, проявляемый учениками с ЗПР в учебной деятельности. По результатам опроса классных руководителей, высо-^ кий уровень креативности в учебной деятельности выделяют у Амира А., Лизы К. Это проявляется в способности учеников пред-| лагать большое количество идей, ребята находчивы в решении учебных задач, уверены в своих решениях, берут на себя ответ-ьЗ ственность в работе в парах.
Средний уровень креативности классные руководители от- В метили у Влада Д., Лизы Д., Ивана К., Андрея Л., Полины Т. Ребята в
мене активны в выдвижении своих идей, реже демонстрируют ори- ни
е
гинальное поведение, берут на себя ответственность за принятие у решений лишь в паре с более слабым учеником, либо по просьбе
т
учителя. о
р
Низкий уровень отмечается у Григория Ш. Мальчик предпо- е
ск
читает решать учебные проблемы проверенным способом, редко §
сп
редко прибегает к новым нестандартным способам решения учеб- ос ной задачи. В парной работе принимает пассивную позицию. н
ос
Лишь у Влады Р. отмечается низкий уровень креативности. |
Девочка старается быть незаметной на уроке, не проявляет инициа- у
д
е
тивы в ответе на уроке, часто замыкается и уходит в себя.
Таким образом, в ходе эксперимента мы выяснили, что у учеников младшего школьного возраста с ЗПР преимущественно средний уровень креативности. Следовательно, необходимо вести целенаправленную работу по развитию творческой деятельности. С этой целью нами даны рекомендации родителям по выбору направлений и видов творческой деятельности, учитывающих индивидуальные особенности учащихся. Специалистами системы дополнительного образования были разработаны адаптированные программы рс внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ, принимавших
Опираясь на данные диагностики и индивидуальные запросы учащихся, все участники эксперимента были включены в систему дополнительного образования в школе и во внеурочную деятель-
направление (мужская ритмическая гимнастика), Григорию Ш. — легкая атлетика; общекультурное направление: Амиру А. — театральная студия, Лизе Д и Лизе К.— танцы, Владе Р. и Полине Т. —
ление: Ивану К. — оркестр народных инструментов, Андрею Л. —
о к
о
г о
участие в эксперименте. П
р
о в о
е н и
¡о
ность. Владу Д. было рекомендовано спортивно-оздоровительное с
л
о в и
¡о
д
о п
ол
б и
декоративно-прикладное искусство; духовно-нравственное нпарв- а |
з е
л
Ой СУ-
ан
ни ог
оркестр трубачей. I °
Цель реализации адаптированных программ внеурочной деятельности: создать психолого-педагогические, социально-личностные благоприятные условия для повышения уровня потребности в саморазвитии у обучающихся с ОВЗ, позволяющего овладеть компетенциями для дальнейшей адаптации и социализации в социально новых условиях, а также достичь ученикам успешности в овладении образовательной программы начального общего образования. В ходе реализации программ решались задачи, направленные на выравнивание стартовых возможностей развития личности ребенка, оказание помощи в выборе индивидуального образовательного пути, обеспечение каждому ребенку «ситуацию успеха», содействие самореализации личности ребенка [6].
4 Обсуждение (Discussion)
Дополнительное образование детей с ОВЗ предполагает создание условий для вариативного вхождения в те или иные детско-взрослые сообщества, позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора (социальные пробы) при определении своего жизненного пути.
Адаптированные программы внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ созданы для конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом метапредметных и внутрипред-метных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.
5 Заключение (Conclusion)
Дополнительное образование способствует проведению кор-рекционной работы над коммуникативной сферой ученика, он получает элементарно-необходимые навыки общения, происходит кор-¡е рекция его эмоционально-волевой сферы, развивается и совер-^ шенствуется мелкая моторика, координация движений, пространственная ориентация, творческая деятельность. Наличие всех этих качеств результативно сказывается на развитии интеллекта ребенка, | помогает компенсировать те или иные отклонения психофизического развития и приводит к решению вопросов социализации и адапта-hq ции детей, способствует усвоению образовательной программы.
Библиографический список
1. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб, 2004. -
272 с.
2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб. : Прайм-Еврознак. 2009. - 811 с.
3. Влияние инноваций на организованные изменения в образовательных учреждениях : коллективная монография / Е. А. Суханова [и др.]. Томск : Томский государственный университет. 2009. С. 372-397.
4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 с приложением : зарег. в Минюсте Рос. Федерации 03 февраля 2015 г. №. 35847. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». ^
5. Шевчук Л. Е. Теория и практика интегрированного обучения учащих- §
£
ся с особенностями развития в общеобразовательной школе : монография. Челя- о
бинск : Образование, 2005. - 257 с. £
о'
6. Borodina V.A. (2017), "Methodological Support of the Innovative ^ Training of Special Education Teachers to the Education of Disabled Chil- d
dren", Journal of Pharmaceutical Sciences and Research, no. 12, pp. 2486- о
2492. §
a
7. Журавлева Ж. И., Павлова А. С. Разработка и адаптация дополнитель- £
§
ной общеобразовательной программы для обучающихся с ограниченными воз- g
а
a
ской деятельности как педагогическая проблема // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017. № 9. С. 101-104.
Associate Professor at the Department of Special Pedagogy,
Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
'Secondary school No. 73 of Chelyabinsk", Chelyabinsk, Russia.
можностями здоровья : учебно-методическое пособие. М. : МГПУ, 2017. - 44 с.
8. Vasilyeva V.S. (2018), "Tutoring in a family raising an infant with special health needs", Espacios Education, vol. 39 (2), 32 p.
л
9. Цилицкий В. С. Подготовка будущих педагогов-дефектологов к тьютор- X
о»
10. Дудик С. В., Ковалева Т. М. Технологическая подготовка тьютора: s
содержание, технология и методики освоения технологией // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 3 (44). С. 369-375. |
3 £
к
Л
л
Ye. V. Reznikova1, V. V. Merenkova2 e
§
3
а-
!ORCID No. 0000-0002-4785-3559 § s
§ а
Candidate of Pedagogic Sciences, a l
о §
Psychology and Subject Techniques, South -Ural state ^
а Г §
a о
£ 3 § a
2ORCID No. 0000-0002-1486-0912 ~ £
§
Teacher-defectologist, Municipal Autonomous educational institution § g
a a
£ О О ^
E-mail: [email protected] a s
IDENTIFICATION AND ACCOUNTING OF CREATIVE
ABILITIES IN CHILDREN WITH DISABILITIES WHEN ORGANIZING TUTOR'S SUPPORT UNDER THE CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION
Abstract
Introduction. The article substantiates the relevance of the development of creative abilities in children with disabilities (hereinafter - HIA), receiving education in an inclusive educational organization; the elements of tutoring support for students with disabilities are described in the implementation of support in the conditions of additional education, the results of a study on identifying the creative abilities of students with mental retardation (hereinafter referred to as MAD) are presented.
Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature on the research topic, the study of the state of the problem, the study of the history of the development of children, the study of their personal files and medical records. The study used diagnostic techniques aimed at studying the individual characteristics of students. These are observation, conversation, questioning, testing, ascertaining, control, teaching experiments, analysis and generalization of the results.
Results. As a result of the experimental work, experimental methods were selected and adapted to identify the creative abilities of children with disabilities, recommendations were given to parents on the development of creative abilities, taking into account the individual characteristics of students, adapted
a £
R
| programs for students with disabilities were developed, imple
mented in extracurricular activities.
Discussion. It is emphasized that the results of the experimental work prove the need for organizing tutor support in identifying and taking into account the creative abilities of children .V with mental retardation, while implementing adapted programs of extracurricular activities in the system of additional education.
Conclusion. It is concluded that the implementation of tutor support for children with disabilities (MAD) in the context of the implementation of inclusive education will contribute to solving the issues of successful education of children with disabilities, their socialization in the future, and the development of their creative abilities in general.
Keywords: Children with disabilities; Mental retardation; Inclusive education; Creativity; Teacher-tutor; Adapted extracurricular activities program; Tutoring. Highlights:
Describes methodological approaches to the implementa- e
nt
tion of tutor support for school-age children with disabilities in a C
general educational organization; tio
n
Describes the conditions for the development of creative n
d
abilities of children with disabilities (MAD), created on the basis ac
c
of an institution that implements inclusive education; un
t-
Developed an adapted program of extracurricular activities ing for children with disabilities. of
a a
i
1. Golovanova N.F. (2004), Sotsializatsiya i vospitaniye rebenka [So- ^ cialization and education of the child]. St. Petersburg, 272 p. (In Russian). ^
2. Meshcheryakov B.G. & Zinchenko V.P. (2009), Bol'shoy psikho-logicheskiy slovar' [Big psychological dictionary]. Praym-Yevroznak, St. Pe- ^
tersburg, 811 p. (In Russian). r i
t l
3. Sukhanova E.A. (2009), Vliyaniye innovatsiy na organizovannyye n e izmeneniya v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [Influence of innovations on r s organized changes in educational institutions]. Kollektivnaya monografiya.
References
-s
h
e
Tomskiy gosudarstvennyy universitet, Tomsk, 2009. pp. 372-397. (In Russian). o SS 4. Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo d i standarta nachalnogo obshchego obrazovaniya obuchayushchihsya s ograni- ° chennymi vozmozhnostyami zdorovya (Prikaz Ministerstva obrazovaniya i
nauki Rossijskoj Federacii ot 19 dekabrya 2014 g.№ 1598) [Order of the a e
n
Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December t
19, 2014 No. 1598 On Approval of the Federal State Educational Standard of § &§
al n
S C6
s s
h
C6
s
Primary General Education for Students with Disabilities]. Zaregistrirovano v Ministerstve yustitsii Rossiyskoy Federatsii 03 fevrlya 2015 g. No. 35847) U t [Registered with the Ministry of Justice February 03, 2015 of the Russian
at t
ti o
o ^
Federation No. 35847)]. Spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus". s s-
5. Shevchuk L.E. (2005), Teoriya i praktika integrirovannogo obucheniya uchashchikhsya s osobennostyami razvitiya v obshcheobra-zovatel'noy shkole [Theory and practice of integrated teaching of students with special needs in general education school] Monografiya, Obrazovaniye, Chelyabinsk: 257 p. (In Russian).
6. Borodina V.A. (2017), "Methodological Support of the Innovative Training of Special Education Teachers to the Education of Disabled Children", Journal of Pharmaceutical Sciences and Research, no. 12, pp. 24862492.
7. Zhuravleva Zh.I. & Pavlova A.S. (2017), Razrabotka i adaptatsiya dopolnitel'noy obshcheobrazovatel'noy programmy dlya obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya (uchebno -metodicheskoye posobiye) [Development and adaptation of an additional general educational program for students with disabilities (a teaching aid)]. Moskovskiy go-rodskoy pedagogicheskiy universitet, Moscow, 44 p. (In Russian).
8. Vasilyeva V.S. (2018), "Tutoring in a family raising an infant with special health needs", Espacios Education, vol. 39 (2), 32 p.
9. Tsilitsky V.S. (2017), Podgotovka budushchikh pedagogov -defektologov k t'yutorskoy deyatel'nosti kak pedagogicheskaya problema [Training of future teachers-defectologists for tutoring as a pedagogical problem]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno -pedagogicheskogo universiteta, 9, 101-104. (In Russian).
10. Dudik S.V. & Kovaleva T.M. (2018), Tekhnologicheskaya podgotovka t'yutora: soderzhaniye, tekhnologiya i metodiki osvoyeniya tekhnologiyey [Technological training of a tutor: content, technology and methods of mastering technology]. Biznes. Obrazovaniye. Pravo, 3 (44), 369-375. (In Russian).
a £
R
a £
P £