Научная статья на тему 'Создание инновационных кластеров в наукоградах'

Создание инновационных кластеров в наукоградах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
821
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / НАУКОГРАД / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фияксель Э. А., Назаров М. Г.

В статье рассмотрены теоретические подходы к инновационному развитию экономики региона. Вы- явлены теории, в которых наилучшим образом отражены принципы построения инновационной системы региона. Предложена модель инновационного кластера для наукоградов и других регионов с высоким научным потенциалом, которая обеспечивает необходимые механизмы реализации и преумножения существующего инновационного потенциала наукоградов, повышения конкурентоспособности, темпов и качества экономического роста региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание инновационных кластеров в наукоградах»

ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010

Создание инновационных кластеров в наукоградах

Э. А. Фияксель,

д. э. н., зав. кафедрой венчурного менеджмента, зав. ПУЛ «Управление инновационными системами», Нижегородский филиал государственного университета - Высшая школа экономики (НФ ГУ-ВШЭ) e-mail: eduardf@pbox.ru, belohlebova@pbox.ru

М. Г. Назаров,

ст. преподаватель, кафедра венчурного менеджмента, НФ ГУ-ВШЭ

e-mail: nazarov.m.g@gmail.com

В статье рассмотрены теоретические подходы к инновационному развитию экономики региона. Выявлены теории, в которых наилучшим образом отражены принципы построения инновационной системы региона. Предложена модель инновационного кластера для наукоградов и других регионов с высоким научным потенциалом, которая обеспечивает необходимые механизмы реализации и преумножения существующего инновационного потенциала наукоградов, повышения конкурентоспособности, темпов и качества экономического роста региона.

Ключевые слова: инновационный кластер, наукоград, региональная инновационная система.

Необходимость перехода к инновационному развитию признана на всех уровнях государственного управления России. Одним из основных условий успешного развития экономики государства является формирование национальной инновационной системы (НИС), которая должна обеспечивать непрерывный рост экономики. В основе такого роста лежит множество факторов, среди которых можно выделить научно-технический прогресс, совершенствование механизмов управления производством и т. п., т. е. все то, что позволяет качественно усовершенствовать как сами факторы производства, так и процесс их использования. Повышение доли инноваций в структуре факторов экономического роста характеризует переход к иному качеству роста экономики. Таким образом, эффективность функционирования НИС, определяющаяся вкладом в ВВП страны, напрямую зависит от эффективности и результативности образующих ее региональных инновационных систем.

Современной тенденцией во всем мире является переход от национального к региональному уровню управления, следовательно, необходим акцент на поддержке региональных процессов инновационной деятельности, нужен новый взгляд в управлении региональными инновационными системами. Этот переход связан с тем, что региональные образования, в большей степени, чем национальные государства, подходят для целенаправленного создания инфраструктуры экономики, основанной на знаниях. Они больше подходят

для создания общественного капитала как устойчивого конкурентного преимущества.

Исторически и логически во множестве теорий регионального роста и развития выделяются четыре направления: 1) неоклассические теории, основанные на производственной функции; 2) теории кумулятивного роста, являющиеся синтезом институциональных и экономико-географических моделей; 3) новые теории регионального роста, базирующиеся на возрастающей отдаче от масштаба и несовершенной конкуренции; 4) новые формы территориальной организации производства, опирающиеся на промышленные и региональные кластеры, цепочку добавления стоимости, экономику обучения, национальную и региональную системы инноваций.

Однако не все модели регионального развития учитывают необходимость генерации и внедрения инноваций, для обеспечения повышения конкурентоспособности региона. Поэтому наибольший интерес представляют теории кумулятивного роста и теории новых форм территориальной организации производства.

Основную роль в теориях кумулятивного роста играют процессы, которые, раз начавшись, создают условия для последующего развития и обеспечивают конечный результат, превосходящий первоначальный импульс. Основу данных моделей составляют такие базовые положения, как возникновение центров роста и каналы его распространения в пространственной эко-

номике, образование агломераций и центральных мест, диффузия нововведений, развитие периферийных территорий, постоянная отдача от масштаба, неравномерный рост в условиях свободной конкуренции.

В рамках данной школы можно выделить две модели, рассматривающие инновации и каналы их распространения в качестве основных факторов развития региона.

Концепция «полюсов роста» Ф. Перру, П. Потье.

Впервые концепция «полюсов роста» была выдвинута французским экономистом Ф. Перру. Согласно ей, рост экономики страны во всех регионах происходит неравномерно. Он начинается в некоторых пунктах — «полюсах роста», — и с изменяющейся интенсивностью распространяется по различным каналам по всей экономической системе [1].

«Полюс роста» Ф. Перру включает три основных компонента: 1) ведущую отрасль, отрасль-мотор, обладающую мощным потенциалом роста и высокой способностью к нововведениям; 2) группу отраслей местного значения, связанную с ней. Через эти взаимосвязи и передается эффект ведущей отрасли на всю экономику; 3) пространственную агломерацию производства, обеспечивающую предприятиям получение «внешней экономии». Возникает серия взаимосвязанных эффектов, которая при благоприятных условиях способствует стремительному развитию регионов.

«Полюс роста» — это своеобразный генератор нововведений, но только их диффузия обеспечивает весомый эффект. Причем важно не только само нововведение, сколько его диффузия в сопутствующие, пусть даже и небольшие инновации [1].

Модель «вулкан» Х. Гирша [5]. Суть этой модели в следующем — крупная городская агломерация с ее развитой промышленностью и мощной научной базой обладает наиболее высоким уровнем доходов на душу населения, что обеспечивается периодическими импульсами инновационной деятельности. Извержение лавы нововведений в таком «полюсе роста» постепенно «растекается» на периферию и сопровождается постепенным повышением уровня благосостояния отсталых районов. При этом Х. Гирш указывает на периодичность импульсов нововведений, которые рано или поздно в любом центре затухают. Изживание инновационного климата происходит под воздействием присущих городским агломерациям негативных факторов и приводит к «затуханию вулкана» и превращению когда-то передового центра в депрессивный старопромышленный район. В то же время могут возникать новые центры инноваций.

Среди теорий новых форм территориальной организации производства можно выделить две наиболее яркие большие группы или научные школы: американскую и скандинавскую.

Американская школа теорий новых форм организации производства представлена теоретическими и прикладными исследованиями М. Портера, М. Энрайта, М. Сторпера, С. Резенфельда, П. Маскелла и М. Лоренцена.

Теория промышленных кластеров М. Портера основывается на следующем принципе [2]: условия для создания конкурентного преимущества регионов

лучше тогда, когда фирмы, работающие в одной определенной отрасли, географически сконцентрированы. Кластер, по М. Портеру, «это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [9]. Причем размеры кластеров могут варьироваться от одного города до целого ряда соответствующих стран.

Портер предлагает не искусственное создание кластеров сверху, а обнаружение их в реальной жизни и поддержание со стороны государственных структур и исследовательских институтов.

При этом М. Портер утверждает, что необходимо поддерживать развитие всех без исключения кластеров, потому что невозможно предугадать, какой кластер будет развиваться быстрее, а какой медленнее. По его мнению, ошибочна политика правительства, при которой помощь оказывается только тем кластерам, которые имеют в настоящее время высокие темпы развития [9].

Теория региональных кластеров М. Энрайта. М. Энрайтом было сделано допущение, что конкурентные преимущества создаются не на наднациональном или национальном уровнях, а на региональном, где главную роль играют исторические предпосылки развития регионов, разнообразие культур ведения бизнеса, организация производства и получение образования [9].

Региональный кластер, по М. Энрайту, это промышленный кластер, в котором фирмы — члены кластера — находятся в географической близости друг к другу. Или, региональный кластер — это географическая агломерация фирм, работающих в одной или нескольких родственных отраслях хозяйства [4]. Региональный кластер может включать в себя: 1) промышленный район малых и средних предприятий; 2) концентрацию высокотехнологичных фирм, связанных через развитие и использование общих методов производства (технологий); 3) производственную систему с бывшими предприятиями крупных ТНК и фирмами, «отпочковавшимися» от материнских компаний в результате процесса спин-офф (spin-off) [2].

Исходя из результатов проведенного исследования, М. Энрайт сделал заключение о том, что региональные кластеры — это конкретные объекты проведения кластерной политики. Именно они нуждаются во внимании со стороны государственных структур и поддержке исследовательских организаций. Главными же детерминантами улучшения развития региональных кластеров являются четыре стороны ромба конкурентных преимуществ, определенные М. Портером.

С. Розенфельд, П. Маскелл в своих исследованиях указали на то, что региональный кластер является не только географически очерченной концентрацией взаимозависимых фирм. Внутри кластера должны еще существовать каналы для производственных транзакций, диалога и коммуникации между малыми и средними предприятиями, поскольку без каналов коммуникации даже критическая масса родственных фирм не является локальной производственной или социальной системой, и поэтому не функционирует как кластер [10]. Позже, П. Маскелл и М. Лоренцен,

ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010

ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010

развивая эту мысль подчеркнули, что организация сетевого взаимодействия между фирмами на основе доверия к партнеру является главным условием формирования конкурентоспособного регионального кластера и повышения конкурентоспособности каждой из его компании [8].

Таким образом, главным достижением американской школы теории новых форм территориальной организации производства является признание в качестве основной пространственной формы развития экономики промышленных и региональных кластеров. По существу в них теории территориальной концентрации производства и пространственных эффектов, разрабатываемые географами и экономистами в XX столетии, получили дальнейшее развитие и стали более приспособленными для практического применения.

Скандинавская школа теорий новых форм организации производства. Ее образуют теории экономики обучения и национальной системы инноваций датских ученых, Б-О. Лундваля и Б. Йонсона и теория региональной системы инноваций норвежских исследователей Б. Асхайма и А. Изаксена.

Теория экономики обучения Б-О. Лундваля и Б. Йон-сона. В ней утверждается, что изобретение инноваций и генерирование новых знаний является единственным вариантом повышения конкурентоспособности страны, и особенно малой страны.

Изучая происхождение инноваций в пределах экономики такой малой страны, как Дания, Б-О. Лундваль пришел к выводу, что инновация является не дискретным, а кумулятивным процессом. Иными словами, каждый день создается что-то новое, новые идеи накапливаются в более значительные изобретения. Здесь он выступает в заочный научный спор с концепцией «созидательного разрушения» Й. Шумпетера, который утверждал, что главной движущей силой прогресса является предприниматель, который периодически потрясает мир новым изобретением, разрушающим старую и создающим новую систему, экономически более прогрессивную. Б-О. Лундваль же утверждает, что инновация является не только кумулятивным, но и повсеместным (убиквитетным) процессом, что в условиях малой страны все люди создают инновации, и что невозможно отделить одну инновацию от другой, так как они построены друг на друге. Он ввел понятие добавочной инновации (incremental innovation) и выделил четыре типа технологического прогресса [6]: 1) стационарная технология, которую можно использовать только в одном месте; 2) добавочная инновация — характерна для малых открытых экономик стран, такой как, например, Дания; 3) радикальная инновация — больше характерна для крупных государств, например, США, где расстояние и большая численность населения, несмотря на развитие средств коммуникации, является препятствием для быстрой адаптации инновации; 4) технологическая революция, которая сопровождается сменой технико-экономической парадигмы во всем мировом хозяйстве, по К. Фримэну.

Второй постулат Б-О. Лундваля основывался на более высокой степени развития связей «потребитель - производитель» в условиях малой страны, на основе которых возникало чувство доверия к противо-

положной стороне, что, в свою очередь, облегчало распространение инноваций в обществе малого государства. Постоянный обмен мнениями между продавцом и покупателем способствовал генерированию добавочных инноваций.

В связи с признанием возможности достижения высокой конкурентоспособности в условиях малой страны с помощью добавочных инноваций, Б-О. Лундваль отдает должное «обучению» (Learning), считая его главным процессом, необходимым для улучшения конкурентоспособности малого государства. Он вводит особый термин экономика обучения (Learning economy) [7], который в начале 1990-х гг. ассоциировался только с малой скандинавской страной, а в настоящее время стал признанным и в крупных европейских государствах. «Обучение» подразумевает под собой непрерывный процесс совершенствования навыков и знаний, необходимых для производства более совершенного продукта. Новые знания могут приобретаться как в процессе работы, так и в процессе учебы или профессионального обучения.

Б. Йонсон отметил другое, что кроме аккумуляции знаний в процессе обучения для усовершенствования экономики страны важным является также процесс забывания. Его следует понимать как освобождение от привычек и привязанностей населения, которые могут тормозить процесс повышения конкурентоспособности государства, то есть иногда «созидательное разрушение знаний — бесполезно» [6]. Другими словами — это способность быстро воспринимать новое, т. е. модернизоваться.

Рассмотрев современные процессы, протекающие в малых скандинавских странах, Б-О. Лундваль дает два определения «национальной системы инноваций» (НСИ) — узкое и широкое. НСИ в узком смысле — это вся «система организаций и институтов, включенных в процесс поиска и изобретений, то есть НИИ, проводящие НИОКР, технологические институты, университеты и подразделения частных предприятий». НСИ в широком смысле включает в себя «все аспекты экономической структуры и институциональной системы, которые влияют на процесс поиска и исследования — производственные системы, система маркетинга, финансовая система, а также все подсистемы, которые функционируют в рамках перечисленных выше систем» [6].

Национальная система инноваций, по Б-О. Лунд-валю, включает: внутреннюю организацию фирм; межфирменные взаимоотношения; государственный сектор; институциональные условия создания финансового сектора; интенсивность проведения НИОКР и их организацию; национальную систему образования и систему профессионального обучения.

Теория региональной инновационной системы Б. Асхайма и А. Изаксена. В ней ее авторы рассматривают промышленные районы в качестве источника инноваций и нововведений. Анализируя работы А. Маршалла и Ф. Перру, они пришли к выводу о наличии значительного инновационного потенциала промышленных районов для постоянного изобретения инноваций. Но главной проблемой для развития промышленных районов Норвегии, по Б. Асхайму и

А. Изаксену, является практически полное отсутствие радикальных инноваций в них и преобладание добавочных инноваций. Последние могут поддерживать конкурентоспособность района на высоком уровне, но в случае резкой смены технико-экономической парадигмы внутренних ресурсов может и не хватить для генерирования радикальных инноваций. В результате может оказаться под вопросом конкурентоспособность экономики региона. Для того, чтобы поддержать конкурентоспособность экономик промышленных районов в эпоху новой технико-экономической парадигмы, они предлагают реализовать интерактивную инновационную модель [3].

Б. Асхайм и А. Изаксен пришли к выводу, что современная модель инноваций может быть представлена как интерактивная инновационная модель, в которой «знание является главным ресурсом, а обучение — главным процессом» [3]. Таким образом, Б. Асхайм и А. Изаксен сделали вывод о необходимости развивать конкурентные преимущества регионов с опорой на процесс обучения в располагающихся в них промышленных районах (сильную конкуренцию по М. Сторперу). Поэтому такие регионы получили название регионы обучения. А региональная инновационная система в них рассматривалась как основа для повышения конкурентоспособности региона.

Главной особенностью региональных инновационных систем Б. Асхайм и А. Изаксен считали сочетание использования как местных региональных, так и экзогенных знаний. При комбинировании внешних и внутренних знаний у промышленных районов появляется возможность генерировать не только добавочные, но и радикальные инновации, необходимые для поддержания высокой конкурентоспособности. Итак, сочетание локальных и глобальных знаний является главной характеристикой регионов обучения и их инновационных систем.

Б. Асхайм и А. Изаксен выделяют три типа региональных инновационных систем по соотношению внутренних и внешних знаний [3]: территориально «врезанная» региональная инновационная сеть; региональная сетевая инновационная система и модель экзогенного развития.

Первый тип — территориально «врезанная» региональная инновационная сеть — характеризуется преобладанием местных знаний над внешними. В таком типе района инновационная сеть координируется деятельностью местных фирм на основе местных процессов обучения и характеризуется слабым взаимодействием с внешними организациями, генерирующими знания. Внутрирайонный информационный обмен стимулируется географической, социальной и культурной близостью персонала компаний. В региональных инновационных системах такого типа добавочные инновации преобладают над другими типами.

Второй тип — это региональная сетевая инновационная система, в которой фирмы тесно связаны с региональными особенностями развития, но в то же время они ориентированы в значительной степени на экспорт производимой продукции за рубеж. Внешние знания привносятся сюда через филиалы ТНК в составе кластера. В ней присутствуют местные фирмы,

иностранные филиалы, а также поддерживающие институты, генерирующие знания.

Третий тип региональной инновационной системы значительно отличается от первых двух и может быть назван «моделью экзогенного развития». Во-первых, потому что часть фирм и институтов включена в интернациональную инновационную систему. Во-вторых, совместная работа основана на линейной инновационной модели, направленной на изобретение радикальных инноваций. Другими словами, компании промышленного района являются поставщиками комплектующих или контрактными поставщиками для конечных потребителей и ориентированы на экспорт.

Таким образом, для скандинавской школы теории новых форм пространственной организации производства характерно особое внимание к процессам обучения и внедрению инноваций в производстве, а также государственной поддержке деятельности компаний по обеспечению непрерывного процесса обучения для улучшения их конкурентоспособности. Скандинавским ученым принадлежит признание важной роли регионов обучения в рамках промышленных районов и региональных кластеров в качестве главных факторов поляризации и развития экономики страны и регионов.

Эти две школы не противоречат друг другу. Напротив, концепция экономики обучения Б-О. Лундваля и Б. Йонсона и концепция региональной инновационной системы Б. Асхайма и А. Изаксена привносят в теории американской школы важную идею о необходимости и значимости непрерывного процесса обучения, совершенствования навыков и получении знаний. Другими словами, подтверждают большую роль, которую играет система производства знаний как один из элементов кластера.

В настоящее время используется общее понятие «кластерный подход», которое объединяет все теории новых форм территориальной организации производства. Вобрав в себя все преимущества вышеупомянутых концепций, кластерный подход стал наиболее популярной и востребованной теорией регионального инновационного развития, применяемой во всем современном мире.

Инновационный кластер представляет собой группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и других агентов, действующих в сфере инноваций, производящих и использующих новые знания, взаимодополняющих друг друга и способствующих развитию, как каждого элемента кластера, так и инновационного региона в целом.

Интерес к кластерам возник от осознания того, что конкурентные преимущества зависят не только от ресурсов и способностей отдельных компаний, но также от ресурсов и способностей компаний, составляющих географически близкое бизнес-окружение.

Кластер образуется, когда группы предприятий и организаций начинают взаимодействовать друг с другом и, в результате кооперации, устанавливать связи и взаимозависимости, которые позволяют им функционировать с большей эффективностью. Кластер не может быть создан политическим предписанием или только за счет географически близкой расположен-

ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010

ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010

ности. Кластеры формируются в результате «само-избирательного» процесса со стороны организаций, которые видят преимущества в использовании их взаимозависимости для общей выгоды. Данный процесс может быть поддержан, но не может быть создан лишь по предписанию органов государственной власти.

Выгоды для организаций и бизнеса от развития кластера обобщенно состоят в повышении эффективности и снижении издержек в текущей деятельности и освоении новых рынков, повышении гибкости и инновационного потенциала при создании новых продуктов, технологий.

Предприятия получают выгоды от принадлежности к кластеру посредством:

• доступности и качества специализированного сервиса;

• доступа к различным финансовым ресурсам (источники венчурного финансирования);

• построение совместной инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, технопарков);

• доступности и качества возможностей для проведения НИОКР;

• доступности специализированных и производительных человеческих ресурсов;

• построения сети формальных и неформальных отношений, для передачи рыночной и технологической информации, знаний и опыта;

• создания системы для выявления коллективных выгод и опасностей, формирования общего видения и продуктивной стратегии развития кластера;

• создание совместных программ обучения и подготовки кадров;

• создания системы взаимоотношений бизнес -власть;

• совместные закупки и использование исследовательского оборудования и аппаратуры;

• построение совместной системы консалтинга в области стратегического управления, маркетинга, продаж;

• создание и совместное использование Центра трансфера технологий.

Для России характерно разнообразие социальных и экономических условий, чем обусловливается множество моделей развития ее регионов. Рассмотрим возможную модель развития региона с высоким инновационным и научным потенциалом на примере Нижегородской области.

В декабре 2009 г. журнал «Эксперт» оценил инвестиционный потенциал российских регионов за 2008-2009 гг. Нижегородская область заняла в этом рейтинге, как и год назад, 9-е место, но что характерно, самого высокого роста составляющего инвестиционный потенциал Нижегородская область достигла именно в инновационном ранге, где она заняла 4-е место вслед за Москвой, Московской областью и Санкт-Петербургом. Кроме этого, Нижегородская область — важный экономический, транспортный и культурный центр России. Основными отраслями промышленности Нижегородской области являются машиностроение, химия, черная металлургия, целлюлозно-бумажная, легкая, пищевая промышленность.

Нижегородский регион является крупным научным центром. В Нижнем Новгороде и области располагаются семь институтов РАН, тридцать два НИИ, тридцать шесть проектных и технологических организаций, двенадцать конструкторских бюро, шестнадцать вузов. В Нижегородской области существуют сложившиеся профессиональные сообщества. Научными разработками и исследованиями занимаются более 40 тыс.человек, в основном в области естественных и технических наук. От качества подготовки специалистов в значительной мере зависит развитие научной и инновационной деятельности, поэтому создание эффективной системы подготовки высококвалифицированных кадров занимает приоритетное место в научно- технической политике области, на территории области работают два Национальных исследовательских университета (ННГУ им. Н. И. Лобачевского, НФ ГУ-ВШЭ).

В регионе активно формируется организационнопроизводственная инфраструктура. В Нижнем Новгороде действует ГУ «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор» (признан лучшим бизнес-инкубатором 2009 г. в России). Ведется строительство технопарков «Система-Саров» и «Анкудиновка». В Нижегородском регионе действует центр трансфера технологий (ННГУ им. Н. И. Лобачевского). Особенностью Нижегородской области является создание частных технопарков: «Орбита» (Н. Новгород), «Би-нар» (Саров), «Бинар Ко» (Саров).

Финансовая поддержка малых инновационных предприятий осуществляется различными государственными программами и частными инвесторами (Ассоциацией бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции», частно-государственным региональным венчурным фондом Нижегородской области, Посевным фондом РВК).

Однако, координация деятельности между всеми указанными структурами слабая, связи не устойчивые.

Еще одним фактором, сдерживающим развитие региона является то, что на сегодняшний момент вопросами инноваций занимаются несколько министерств Нижегородской области: Промышленности и инноваций, Поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг, Экономики, Инвестиционной политики, Образования и т. д. Каждое министерство имеет свою программу поддержки инноваций, свой реестр малых, средних и крупных инновационно активных предприятий. В связи с этим деньги на развитие инновационной деятельности распыляются, отсутствует преемственность в системе коммерциализации инноваций, инновационные проекты разрабатывают без учета тех задачи, решение которых необходимо развитию промышленности и т. д.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что в Нижегородской области необходимо стимулировать развитие нескольких инновационных кластеров. Основные «видимые» элементы кластеров уже существуют, но еще требуется установление интенсивных связей между ними, создание поддерживающего социального климата, установление

необходимых норм и ценностей. Данный процесс сложно поддается управлению и требует значительных временных затрат.

Одним из возможных кластеров инноваций, является кластер, на базе наукограда. Наукограды, обладающие высоким научно-техническим потенциалом, способны стать основой инновационного развития регионов при условии необходимых механизмов трансфера знаний и коммерциализации инноваций. Необходимым условием превращения наукоградов в точки экономического роста является создание на их базе инновационных кластеров.

Наукограды, а также академгородки и некоторые ЗАТО имеют огромный научно-технический потенциал и призваны играть роль точек роста российской экономики на локальном, региональном и федеральном уровнях. Появившиеся в течение 30-80-х гг. ХХ века эти города, встроенные в систему регионального разделения труда, в последнее десятилетие оказались в нелегкой ситуации, связанной с общим экономическим кризисом в стране и разрывом производственных связей. Инновационная система обеспечивает необходимые механизмы реализации и преумножения существующего инновационного потенциала наукоградов, повышения конкурентоспособности, темпов и качества экономического роста регионов.

В Нижегородской области находится один из наукоградов, имеющий огромный научно-технический потенциал — ЗАТО г. Сарова. Специализация этого города научно-образовательная и инновационная деятельность.

В ближайшие годы на жизнь города будет оказывать существенное влияние реструктуризация градообразующего предприятия ФГУП «РФЯЦ -ВНИИЭФ», направленная на оптимизацию и диверсификацию научно-технического потенциала, создание новых высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью, развитие деятельности уже существующих предприятий. Модернизация также затронет и Саровский государственный физикотехнический институт, инновационные предприятия города.

В ЗАТО Саров сегодня действует несколько десятков инновационных предприятий с количеством работников более 1500 человек, которые уже сейчас могут участвовать в производстве и поставке достаточно широкой номенклатуры изделий:

• малосерийное производство электронных приборов и создание информационных систем для атомной, газовой, нефтяной и химической промышленностей и водного транспорта;

• разработка и производство технических и программных средств комплексных автоматизированных систем контроля и автоматического управления промышленными объектами и технологическими процессами;

• научно-техническая разработка, производство, реализация и техническое обслуживание приборов и систем неразрушающего контроля и диагностики;

• разработка и внедрение систем виброзащиты и диагностики промышленного оборудования, раз-

работка и внедрение микропроцессорных систем;

• разработка и производство виброизмерительной аппаратуры для систем контроля и технической диагностики, первичных вибропреобразователей ускорения, скорости, перемещения;

• разработка оборудования для очистки воздуха от промышленных выбросов, проектирование, изготовление и монтаж систем аспирации, вентиляции и пневмотранспорта на различных производствах;

• проектирование, монтаж, наладка и эксплуатация охранно-пожарных систем, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, электрооборудования и систем автоматики и т. д.

С нашей точки зрения, инновационно активные предприятия могут и должны играть важную роль в содействии коммерциализации отраслевых результатов научно-технической деятельности, доведении инноваций до стадии промышленного освоения. Эти предприятия малого и среднего бизнеса действуют на рынке давно и зарекомендовали себя как финансово устойчивые организации, обладающие значительным научно-техническим заделом и наличием высококвалифицированного персонала с большим опытом работы, а также успешной командой менеджеров.

Также стоит отметить, что одним из главных ресурсов развития Сарова следует считать его человеческий капитал. Здесь сохранилось большое количество высококвалифицированных кадров. Еще один фактор, способствующий развитию инновационного кластера в Сарове — заинтересованность в этом администрации города, представителей бизнес-сообщества, особый социальный климат.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ядром инновационного кластера будет являться ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ. Способствовать развитию кластера должен ряд мероприятий: создание координирующего центра (Центра кластерного развития), который должен руководить процессом взаимодействия между элементами кластера, выполнять функции мониторинга инновационного кластера, готовить и контролировать выполнение грантовых и других инвестиционных программ, связанных с инновационной деятельностью. Также необходимо восполнить недостающие элементы кластера: финансовые структуры, бизнес-инкубатор для инновационных проектов, находящихся на ранних стадиях развития, систему специализированного консалтинга, подготовки и переподготовки управленческих кадров. В общем виде схема кластера представлена на рисунке.

Кроме этого, на развитие ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ будут влиять общие положительные эффекты кластерной организации экономики. Предприятия и организации, составляющие кластер, в подавляющем большинстве являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, и конкуренция внутри кластера — не менее важная движущая сила развития кластера в целом, чем кооперация. В ходе внутренней конкуренции система в целом оптимизируется и повышает свои возможности для участия в глобальной конкуренции. Одновременно происходит распространение передовых технологий (включая организационные) по всей системе взаимосвязей в кластере. Инновации

ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010

ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010

Схема инновационного кластера наукограда 5.

быстро становятся фактором деятельности многих фирм, перерабатываются применительно к рыночной стратегии конкретных компаний и, в свою очередь, приводят к новому витку инновационного развития. Постоянное взаимодействие и обмен информацией внутри кластера приводят к принятию и распространению внутренних систем ограничений, выражающихся в стандартах и типовых процедурах. Распространение технологий и типовых процедур приводит к развитию системы профессиональной подготовки специалистов и упрощает перемещение персонала между хозяйствующими субъектами, что, в свою очередь, ведет к дальнейшему распространению знаний и повышению конкурентоспособности всех субъектов инновационного кластера в целом и ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ в частности.

Подобная схема развития инновационных кластеров может быть реализована в других наукоградах с мощным научно-производственным центром.

Список использованных источников

1. В. Я. Гугняк. Институциональная парадигма в политической экономии: на примере Франции. М.: Наука, 1999.

2. И. В. Пилипенко. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. М.-Смоленск: Ойкумена, 2005.

3. B. Asheim, A. Isaksen. Location, agglomeration and innovation: towards regional innovation systems in Norway//STEP-reoport. Oslo: STEP-group, 1996.

4. M.J. Enright. Why Clusters are the Way to Win the Game?//Word Link, No 5, July/August, 1992.

H. Giesch. Aspects of Growth Structural Change and Employment — A. Schumpeterian Perspective//Weltwirtschinafitiches Archiv. 1979.

6. B.-A. Lundvall. National Systems of Innovation. Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. London: Pinter, 1992.

7. B.-A. Lundvall, B. Johnson. The Learning Economy//Journal of Industry Studies, Vol. 1, 1994.

8. P. Maskell, M. Larenzen. The Claster as Market Organizantion. DRUID Working Paper 03-14, 2003.

9. M. E. Porter. Clusters and the New Economics of Competihion// Harward Business Revies, November-Deembe, 1988.

10. S. A. Rosenfeld. Bringing Business Clusters into the Mainstream of Economic Development//European Planning Studies, Nr. 5, 1997.

Creation of innovation clusters in the science cities E. A. Fiyaksel, doctor in economics, Head of Venture management department, Head of Innovation Systems Management Project Laboratory, University - Higher School of Economics, Nizhny Novgorod branch.

M. G. Nazarov, Senior lecturer, Venture Management Department, University - Higher School of Economics, Nizhny Novgorod branch.

The article considers theoretical approaches to innovation development of a region economy. Theories that best reflect the principles of regional innovation system building up are distinguished. The authors offer a model of innovation cluster for science cities and other regions with high scientific potential. That model provides the necessary mechanisms for implementation and multiplying the existing innovation potential of science cities, enhances competitiveness and economic growth in the region.

Keywords: innovation cluster, science city, regional innovationsystem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.