Научная статья на тему 'Государственная поддержка инновационных технологий в экономике обучения (на примере совершенствования технологии глубокой переработки нефти в республике Татарстан)'

Государственная поддержка инновационных технологий в экономике обучения (на примере совершенствования технологии глубокой переработки нефти в республике Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ОБУЧЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ТЕХНОЛОГИЯ ГЛУБОКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ / LEARNING ECONOMY / STATE SUPPORT / THE TECHNOLOGY OF DEEP PROCESSING OF OIL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарафиев И. З.

В условиях экономики обучения большое значение имеет регионализация экономики, основной доминантой которого является государственная поддержка внедрение инноваций, новых технологий. В статье рассмотрены принципы государственной поддержки инновационных технологий, применяемых в экономики обучения. На основе анализа рассмотренного инструментария стратегического управления инновационной деятельностью в рамках настоящей статьи предложены меры государственной поддержки технологии глубокой переработки нефти в республике Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the learning economy is of great importance to the regionalization of the economy, which is dominated by the main government support innovation and new technologies. The article deals with the principles of state support of innovative technologies used in the Learning economy. Based on analysis of the considered tools of strategic management of innovation within the framework of this article suggested measures of state support technologies for deep oil refining in the Tatarstan.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка инновационных технологий в экономике обучения (на примере совершенствования технологии глубокой переработки нефти в республике Татарстан)»

УДК 351.82

И. З. Гарафиев

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ЭКОНОМИКЕ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ГЛУБОКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН)

Ключевые слова: экономика обучения, государственная поддержка инновационных технологий, технология

глубокой переработки нефти.

В условиях экономики обучения большое значение имеет регионализация экономики, основной доминантой которого является государственная поддержка внедрение инноваций, новых технологий. В статье рассмотрены принципы государственной поддержки инновационных технологий, применяемых в экономики обучения. На основе анализа рассмотренного инструментария стратегического управления инновационной деятельностью в рамках настоящей статьи предложены меры государственной поддержки технологии глубокой переработки нефти в республике Татарстан.

Keywords: learning economy, state support, the technology of deep processing of oil.

In the learning economy is of great importance to the regionalization of the economy, which is dominated by the main government support innovation and new technologies. The article deals with the principles of state support of innovative technologies used in the Learning economy. Based on analysis of the considered tools of strategic management of innovation within the framework of this article suggested measures of state support technologies for deep oil refining in the Tatarstan.

В XXI веке наряду с процессом глобализации происходит процесс регионализации, отражающий все больше усиление влияние регионов как на внутренние дела государства, так и на общемировые процессы. Причем регионализация становится характерной не только для государств с федеративной формой устройства, но и для унитарных государств, для целых континентов и частей света. Усиления влияния регионов, по мнению Э. Куклински, привело к возникновению новых векторов регионального развития. Все мене актуальным становится материальный подход «когда строительство новых физических объектов... признавалось самым важным вкладом в развитие данного региона». Сейчас, концепция регионального развития, ориентированная на знания и инновации, доминирует не только в научной, но также и в практической сферах во все возрастающем числе стран. В рамках второго похода, регионы можно в принципе рассматривать как острова инноваций и духа предпринимательства в более широком контексте пространственной сети»[1; с.3].

Важнейший вклад в изучение регионализации экономики внесли скандинавские ученые (Б. О. Лундваль, Б. Йонсон, Б.Т. Асхайм, А. Изаксен, А. Андерсон и Д. Манцинен), предложившие накопление знаний и инноваций в регионе рассматривать как основу его инновационного развития. Данная статья, должна показать возможность применения методологии экономики обучения при формировании системы государственной поддержки, направленной на развитие технологии глубокой переработки нефти.

Б-О. Лундваль и Б. Йонсон выдвинули тезис о существовании экономики обучения, в которой создание инноваций и генерирование новых знаний способствуют повышению конкурентоспособности региона или малой страны. Б-О. Лундваль исследовал процесс возникновения инноваций в датской экономике, где инновации являются не дискретным, а кумулятивным процессом, т.е. постоянно изобретается что-то новое, новые идеи аккумулируются в более значительные изобретения. Автор идет еще дальше, утверждая, что в малой стране инновации повсеместны, все люди создают инновации и невозможно отделить одну инновацию от другой, так как они сплетены друг с другом. Б-О. Лундваль полагает, что в

условиях малой страны более высокая степень развития связей потребитель-производитель, на основе которых возникало взаимное чувство доверия, что облегчает распространение инноваций в обществе. Постоянный обмен мнениями между продавцом и покупателем способствует генерированию новых добавочных инноваций. Главным процессом, необходимым для улучшения конкурентоспособности малого государства он считает «обучение», отсюда он вводит термин экономика обучения (Learning economy). «Обучение» следует рассматривать как непрерывный процесс совершенствования навыков и знаний, необходимых для производства более совершенного продукта. Новые знания могут приобретаться как в процессе работы, так и в процессе учебы или профессионального обучения [2; p.37-38].

Б-О. Лундваль и Б. Йонсон полагали, что для усовершенствования экономики кроме аккумуляции знаний в процессе обучения необходим также процесс забывания, который понимается как освобождение от привычек и привязанностей населения, способных тормозить процесс повышения конкурентоспособности государства [3; p.25-26].Фактически забывание -это способность быстро воспринимать новое, т. е. модернизоваться.

Б-О. Лундваль и Б. Йонсон построили институциональную схему национальной системы инноваций, главными факторами ее технологического изменения и улучшения он считал процессы поиска и обучения. В этой схеме, в процессе обучения взаимодействуют между собой как сотрудники различных компаний, так и сами компании, обменивающиеся информацией. Процесс поиска новых знаний определяется сектором НИОКР, исследовательских лабораторий частных компаний, государственных НИИ и научных подразделениях образовательных учреждений. В рамках взаимодействия процессов обучения и поиска происходит генерирование новых инноваций [3; p.34].

Теория региональной инновационной системы Б. Асхайма и А. Изаксена, в которой промышленные районы рассматриваются как источник инноваций и нововведений. Анализируя промышленные районы Норвегии, они пришли к выводу о наличии значительного инновационного потенциала для постоянного изобретения инноваций, при практически полном отсутствии радикальных инноваций в них и преобладание добавочных инноваций. Последние могут поддерживать конкурентоспособность района на высоком уровне, но в случае резкой смены мировой конъюнктуры внутренних ресурсов может и не хватить для генерирования радикальных инноваций и конкурентоспособность экономики региона может снизиться, что бы она оставалась на должном уровне необходимо реализовать интерактивную инновационную модель. В интерактивной инновационной модели «знание является главным ресурсом, а обучение - главным процессом» следовательно, нужно конкурентные преимущества регионов развивать с опорой на процесс обучения, такие регионы получили название регионы обучения.

В региональной инновационной системе ключевыми становится ряд параметров: региональная структура управления, включающую административную систему, систему государственных и частных институтов; региональная специализация производства; разница между развитием центра и периферии в промышленной и инновационной структуре региона.

Главной особенностью региональных инновационных систем, Б.Т. Асхайм и А. Изаксен считали сочетание использования как местных региональных, так и экзогенных знаний, что позволяет генерировать не только добавочные, но и радикальные инновации. Они выделили три типа региональных инновационных систем по соотношению внутренних и внешних знаний: территориально «врезанная» региональная инновационная сеть;

региональная сетевая инновационная система и модель экзогенного развития. Первый тип -территориально «врезанная» региональная инновационная сеть, характеризуется преобладанием местных знаний над внешними. В таком типе района инновационная сеть координируется деятельностью местных фирм на основе местных процессов обучения и характеризуется слабым взаимодействием с внешними организациями, генерирующими знания. Внутрирайонный информационный обмен стимулируется географической, социальной

и культурной близостью персонала компаний. В региональных инновационных системах такого типа добавочные инновации преобладают над другими типами инноваций.

Второй тип это региональная сетевая инновационная система, в которой фирмы тесно связаны с региональными особенностями развития, но в то же время они ориентированы в значительной степени на экспорт производимой продукции за рубеж. Внешние знания привносятся сюда через филиалы ТНК, в составе кластера. Региональная сетевая инновационная система, по Б. Т. Асхайму и А. Изаксену, это более или менее идеальная региональная инновационная система. В ней присутствуют местные фирмы, иностранные филиалы, а также поддерживающие институты, генерирующие знания.

Третий тип - «модель экзогенного развития». Во-первых, потому что часть фирм и институтов включена в интернациональную инновационную систему. Во-вторых, совместная работа основано на линейной инновационной модели, направленной на изобретение радикальных инноваций. Другими словами компании промышленного района ориентированы на экспорт, являясь поставщиками комплектующих или контрактными поставщиками для конечных потребителей, так называемые производители оригинальной продукции (OEM -original equipment manufacturer) [4; p.25-26].

Итак, для конкурентоспособного развития практически любой отрасли специализации региона и устойчивого повышения жизненных стандартов населения необходимо найти оптимальное соотношение необходимых локальных и убиквитетных знаний в рамках развивающегося в регионе промышленного района или регионально-локального кластера.

А. Андерсон и Д. Манцинен при создании своей модели регионального инновационного развития использовали теорию создания и диффузии знаний. Параметрами для региональной модели выступают как производственные факторы величина капитала, сбережения, объем накопленный знаний, так и пространственные - доступность знаний в регионе и протяженность между регионами. Модель реализуется в том случае, если пропорционально росту капитала и знаний происходит рост сбережений, при этом распределение инвестиции в физический капитал и НИОКР зависит от доли НИОКР в общем накоплении капитала [5; p.15-16].

Таким образом, заслугой скандинавской школы можно считать, что в ней было удалено особое внимание роли государственной поддержки и научно-образовательных учреждений в развитии процесса обучения в стране и внедрению инноваций в производства, деятельности компаний по обеспечению непрерывного процесса обучения для улучшения их конкурентоспособности.

Возможности применения методологии экономики обучения при формировании системы государственной поддержки, направленной на развитие технологии глубокой переработки нефти рассмотрим на примере Республики Татарстан. Современное состояние топливной промышленности России с точки зрения обеспечения страны моторным топливом и сырьем для нефтехимической промышленности существенно не сбалансировано. Нагрузка в данной сфере лежит практически полностью на нефтеперерабатывающей промышленности. Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) России, построенные 30-50 лет назад, имеют набор безнадежно морально и физически устаревших технологических процессов и установок (на отдельных предприятиях - 70-75%). Средняя глубина переработки нефти достигает только 65% масс, (в США - 93, в Западной Европе - 87% масс) [6; с. 180]

Переработка в несколько раз более энергозатратна, чем в развитых странах. Ее рентабельность на крупных предприятиях объясняется заниженной по сравнению с мировым уровнем внутренней стоимостью основных производственных ресурсов (без учета производства суррогатного топлива на мини-НПЗ). Качество получаемых моторных топлив, смазочных масел и других продуктов уступает мировым стандартам по многим показателям. Более эффективно экономически и стратегически было бы вести опережающее строительство новых современных НПЗ параллельно с гораздо более дорогостоящей и длительной комплексной реконструкцией имеющихся. Республика Татарстан одной из первых пошла по

этому пути в октябре 2010 г. в присутствии Президента РФ Д. А. Медведева состоялся ввод в эксплуатацию первой очереди Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов «ТАНЕКО» - дочерней компании ОАО «Татнефть». Выступая, 16 марта 2011 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ в рамках Гайдаровского форума на Международной научно-практическая конференция «Россия и мир: в поисках инновационной стратегии» президент республики Татарстан Р. Н. Минниханов остановился на основных «точках роста» экономики республики. Он отметил, что «республика имеет подтвержденные запасы нефти в объеме более 1 млрд. тонн и, по оценке специалистов, более 7 млрд. тонн битумной нефти. Прогрессивные методы увеличения нефтеотдачи пластов, разработка битумных месторождений на основе инновационных технологий позволяет сохранить объем добычи на уровне не менее 30 млн. тонн на протяжении ближайших 20-ти лет. Наличие запасов углеводородного сырья позволяет нам наращивать объемы переработки нефти» [7]. Заработавший в 2011 году комплекс ОАО «ТАНЕКО» позволит, по словам главы республики, в два раза увеличить объем переработки нефти в Татарстане. Объем инвестиций в «ТАНЕКО» превысил 180 млрд. рублей. «Наша стратегическая задача - довести объемы переработки до 21 млн. тонн республиканской нефти", - отметил Р.Н. Минниханов [7].

Некоторые элементы методологии экономики обучения были уже реализованы органами государственной власти Республики Татарстан, так в республике существует программа развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2010-2014 годы, в которой ключевое значение уделяется развитию технологии глубокой переработки нефти. Государственные органы РТ, в русле методологии экономики обучения, отдают должное в необходимости государственной поддержки развитию технологии глубокой переработки нефти ввиду «низкой по сравнению с другими странами инвестиционная привлекательность проектов глубокой переработки углеводородных ресурсов ввиду большей капиталоемкости, применения норм проектирования и строительства объектов, не соответствующих международным и национальным стандартам развитых стран» [8; с.27]. Решение этой проблемы предполагается через «разработку региональными органами власти мер по стимулированию кредитно-банковских учреждений на территории Республики Татарстан к внедрению в практику специальных кредитно-инвестиционных мер, направленных на развитие глубокой переработки углеводородного сырья, в том числе предприятиями малого и среднего бизнеса» [8; с.116].

Одним из ключевых предприятий нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан является НПЗ ОАО «ТАИФ-НК» программа развития, которого предполагает строительство комплекса глубокой переработки тяжелых остатков НПЗ [8; с.55]. Правительство республики активно участвует в выборе верной технологической базы для нового комплекса. Впервые эта тема была затронута в еще в 11 августа 2009 года, когда Кабинете Министров РТ первый заместитель Премьер-министра Республики Татарстан Борис Павлов провел совещание по инновационным проектам Российского фонда развития высоких технологий в сфере глубокой переработки нефти с участием директора фонда Павла Провинцева и председателя Совета директоров ООО «Углеродтопхим технология» Алексей Озеренко. Проект «Инновационный бизнес на основе применения нанокатализаторов для глубокой переработки углеводородного сырья» представил председатель совета директоров ООО «Углеродтопхим-технология» Алексей Озеренко. Для предприятий Республики Татарстан представляет интерес технологическая часть проекта. Авторы проекта представили новую технологию с применением нанокатализаторов. В применении для нефтепереработки технология предполагает первичную гидрогенизацию нефти (до дистилляции) и обеспечивает ее наиболее эффективную глубокую переработку. Работоспособность этой каталитической системы пока доказана только в лабораторных условиях и на примере работы одного промышленного предприятия, сырьем для которого являлся мазут и гудрон. Разработчики предлагают для окончательной отработки технологии построить опытный завод на 0,5—1,0

млн. тонн нефти на территории Республики Татарстан. Участники совещания обсудили особенности технологического процесса, вопросы оценки стоимости разработки, а также готовность разработчиков осуществить строительство опытной установки, но, к сожалению, опытного промышленного образца установки так до сих пор и нет [9]. В ноябре 2010 года татарстанская делегация во главе с президентом Татарстана Р.Н. Миннихановым посетила нефтеперерабатывающий завод «GS Caltex Corporation» в корейском городе Ёсу (Yeosu). Производственная мощность этого гиганта (обеспечивает около четверти потребностей Южной Кореи в моторных топливах) составляет 35 млн тонн сырой нефти в год при глубине переработки 96% и наименьших выбросах. Такого результата удалось достичь благодаря недавно внедренной здесь установке гидрокрекинга гудрона по технологии компании «Chevron and ABB Lummus Global Joint Ventur» (Chevron является совладельцем корейского завода). До этого глубина переработки сырья составляла около 75%. Для татарстанской делегации была организована подробная презентация завода, в которой участвовал вицепрезидент Chevron Дэвид Вадсварт (David M. Wadswarth) [10].

Действительно, мы можно говорить, что государственная поддержка внедрению технологи глубокой переработки нефти оказывается, пока в основном на стратегическом уровне в вопросах определения адекватной технологической базы. Однако вопрос научного сопровождения о отражен довольно слабо, так в рамках программы развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2010-2014 годы констатируется, что решена «сстается нерешенной проблема глубокой переработки нефти. В среднем глубина нефтепереработки в России составляет около 72%, тогда как, например, в США - 93%». Там же отмечается, что «тяжелая часть нефти - это существенный ресурс для производства моторных топлив и продуктов нефтехимии». В качестве мер, позволяющих организовать «переработку нефтяных остатков и шламов в Республике Татарстан необходимо: обеспечить выбор технологии переработки, в том числе рассмотреть глубокую, комплексную и безотходную конверсию тяжелых нефтяных остатков с применением наноразмерных катализаторов (Институт нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН, Институт проблем химической физики РАН, Институт металлургии и материаловедения им.А.А.Байкова РАН, Институткатализа им.Г.К.Борескова СО РАН, Институт проблем переработки углеводородов РАН); инициировать установление нулевой ставки ввозной пошлины на технологическое оборудование, материалы, предназначенные для переработки нефтеотходов» [8; с.122].

Данный план целом соответствует принципам экономики обучения, но в рамках программы государственной поддержки технологии глубокой подработки нефти следовало также уделить большое внимание процесса обучения и поиска знании в самом регионе. Необходимо создать инновационную, среду обучения, в которой взаимодействуют между собой как сотрудники различных компаний, так и сами компании, обменивающиеся информацией, во многом это может происходить на базе ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», как центрального звена инновационной системы Нефтегазохимического комплекса РТ, выполняющего роль координационно-экспертного центра.

Процесс поиска новых знаний по технологии глубокой переработки нефти должен определяется сектором НИОКР, исследовательских лабораторий частных компаний, например таких ОАО «ТАИФ-НК, государственных НИИ, но не только федеральных, как это подчеркнуто в Программе развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2010-2014 годы, но местных региональных таких как Академией наук Республики Татарстан, Казанским научным центром Российской академии наук, отраслевыми научноисследовательскими институтами (ИОФХ им. Арбузова, ТатНИПИнефть, ВНИИУС, ФНПЦ НИИХП, ЦНИИ Геолнеруд, НИИ спецкаучуков) и научных подразделениях отраслевых образовательных учреждений Казанский государственный технологический университет, Нижнекамский филиал КГТУ (КХТИ), Альметьевский нефтяной институт.

Подводя итог, следует отметить, что региональная инновационная система Республики Татарстан развивается в русле, ведущих современных теоретических разработок, в частности

методологии экономики обучения. Меры государственной поддержки совершенствования технологий глубокой переработки нефти носят стратегический характер, их следует

дополнить созданием регионального центра обучения, который позволить создать

благоприятную инновационную среду обмена знаниями.

Литература

1. Куклински, Э. Региональное развитие - начало поворотного этапа / Э. Куклинский // Региональное развитие и сотрудничество. - 1997. - № 10. - С.3-7

2. Lundvall, B.A. The Learning Economy - Challenges to Economic Perspectives on Markets, Firms and

Technology / B.A Lundvall. - I.: Edward Elgar, 1998. - 54 p.

3. Lundvall, B.A. The Learning Economy / B.A Lundvall, B. Johnson // Journal of Industry Studies. - Vol. 1. -1994. - P. 23-42.

4. Asheim B.T. Location agglomeration and innovation: Towards regional innovation systems in Norway? /

B.T. Asheim ., A. Isaksen. - STEP GROUP, Report 13-96, Oslo, 1996. - 64p.

5. Andersson A.E. Mobility of Resources, accessibility of Knowledge, and Economic Growth / A.E. Andersson , J Mantsinen // Behavioral Science. - 1981. - P. 5-25.

6. Ганиев Э.Р. Модернизация нефтегазо переработки и социальное партнерство бизнеса и вузов в зеркале мнений. / Э.Р. Ганиев, А.Р. Тузиков // Вестник Казан. технол. ун-та.- 2011. - Т.14, №2. -

C.177-188.

7. Выступление Президент РТ Минниханова Р.Н. в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ в рамках Гайдаровского форума на Международной научно-практическая конференция «Россия и мир: в поисках инновационной стратегии» 16 марта 2011. (http://business.tatar-inform.ru/news/2011/03/16/23369/).

8. Программа развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2010-2014 годы. Казань, 2010. - 393 с.

9. В Кабинете министров РТ обсудили технологию глубокой переработки нефти с применением нанокатализаторов. 11 августа 2009 года. (http://www.tatar-inform.ru/news/2009/08/12/179836/).

10.«Татнефть» заинтересовалась технологией Chevron по глубокой переработке нефти. 15 ноября 2010 года. (http://www.rosinvest.com/news/753793/).

© И. З. Гарафиев — канд. ист. наук, доц. каф. государственного муниципального управления и социологии КНИТУ, giz05@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.