Научная статья на тему 'Национальная инновационная система Республики Молдова: характеристика и направления развития'

Национальная инновационная система Республики Молдова: характеристика и направления развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
816
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИИ / РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / INNOVATION INFRASTRUCTURE / INNOVATION / REPUBLIC OF MOLDOVA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левитская А. П.

Данная статья отражает анализ существующей национальной инновационной системы Республики Молдова, основных субъектов инновационной среды. Выявленные автором недостатки определи круг задач, которые необходимо решить в целях координации, стимулирования и внедрения механизмов деятельности в области инноваций и трансфера технологий. Из-за ограниченности средств на реализацию мероприятий по инновационному развитию в РМ необходимо сконцентрировать ресурсы на том, что позволяет задействовать “механизм саморазвития”это, прежде всего формирование региональной инновационной инфраструктуры с привлечением ресурсов частного бизнеса, соблюдая при этом баланс интересов государственных и частных. Необходимо направить технологическую политику в направлении преодоления ресурсных ограничений регионов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article reflects an analysis of existing national innovation system of the Republic of Moldova, the main subjects of innovation environment. Disadvantages identified by the author defines the circle of tasks that is necessary to solve in order to coordinate, promote and implement the mechanisms of activities in the field of innovation and technology transfer. The limited of resources for the implementation of innovation development activities in the RM is necessary to concentrate resources on fact involving "self-development mechanism" above all the formation of the regional innovation infrastructure with the involvement of private sector resources, maintaining a balance the balance of interests public and private. Technology policy should be directed at overcoming the resource limitations of the regions.

Текст научной работы на тему «Национальная инновационная система Республики Молдова: характеристика и направления развития»

Литература

1. Монастырский, А.П. Информационно-образовательное пространство инновационного учреждения образования / А.П.Монастырский, И.А.Дзюба // Организационно-методическое обеспечение инновационной деятельности в учреждениях образования. - Минск: Академия последипломного образования. - С. 150 - 162.

2. Сюнтюренко, О. В. Социальные и экономические риски развития информационных технологий / О. В. Сюнтеренко // Научно-техническая информация. - Сер. 1. - 2012. - С. 1-5.

3. Абламейко, С. В. Перспективы применения «облачных технологий» в системе образования Республики Беларусь / С.В. Абламейко, Ю.И. Воротницкий, Н.И. Листопад // Суперкомпьютерные системы и их применение SSA-2012: доклады Четвертой Междунар. науч. конф., Минск, 23-25 окт. 2012 г. - Минск: ОИПИ НАН Беларуси, 2012. - С. 29-36.

References

1. Monastyrsky A.P., Dzuba I.A. Information-and-Educational Space of Innovation Educational Institution // Organizational-and Methodical Support of Innovation Activity in Educational Institutions. Minsk, Academy of Post-Graduate Education. pp. 150-162.

2. Sunturenko O.V., Social and Economic Risks of Information Technologies Development // Scientific-and-Technical Information. Ser. 1. 2012. P.1-5.

3. Ablameiko S. V., Vorotnitzky Y.I., Listopad N.I. Prospects of Using of "Cloud Technologies" in Education System of Republic of Belarus // Super-Computer Systems and Their Application SSA-2012: Proceedings of the Fourth International Scientific Conference, Minsk, 23-25 October of 2012. Minsk: OIPINAS of Belarus, 2012. P. 29-36.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Корсак Марина Михайловна, доцент кафедры «Экономики и организации предприятий АПК», кандидат экономических наук, доцент

Белорусский государственный аграрный технический университет, 220012 г. Минск, проспект Независимости, 99 e-mail: [email protected]

Сурдо Андрей Павлович, магистрант Экономического факультета Белорусский государственный университет, 220030, г. Минск, проспект Независимости 4. e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHORS

Korsak Marina Mikhaylovna, senior lecturer of the chair "Economy and Organization of AIC Enterprises", Candidate in Economics, senior lecturer,

Belarusian State Agrarian Technical University, 220012, 99, Nezavisimosti Avenue, Minsk. e-mail: [email protected]

Surdo Andrey Pavlovich, magistrant of the Faculty of Economics,

Belarusian State University,

220030, 4, Nezavisimosti Avenue, Minsk.

e-mail: [email protected]

УДК 330.341.1(478)

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА: ХАРАКТЕРИСТИКА И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Левитская А.П.

Данная статья отражает анализ существующей национальной инновационной системы Республики Молдова, основных субъектов инновационной среды. Выявленные автором недостатки определи круг задач, которые необходимо решить в целях координации, стимулирования и внедрения механизмов деятельности в области инноваций и трансфера технологий. Из-за ограниченности средств на реализацию мероприятий по инновационному развитию в РМ необходимо сконцентрировать ресурсы на том, что позволяет задействовать "механизм саморазвития"- это, прежде всего -формирование региональной инновационной инфраструктуры с привлечением ресурсов частного бизнеса, соблюдая при этом баланс интересов - государственных и частных. Необходимо направить технологическую политику в направлении преодоления ресурсных ограничений регионов страны.

Ключевые слова: национальная инновационная система, инновационная инфраструктура, инновации, Республика Молдова.

NATIONAL INNOVATION SYSTEM OF THE REPUBLIC OF MOLDOVA: CHARACTERISTICS AND DEVELOPMENT TRENDS

Levitskaya A.P.

This article reflects an analysis of existing national innovation system of the Republic of Moldova, the main subjects of innovation environment. Disadvantages identified by the author defines the circle of tasks that is necessary to solve in order to coordinate, promote and implement the mechanisms of activities in the field of innovation and technology transfer.

The limited of resources for the implementation of innovation development activities in the RM is necessary to concentrate resources on fact involving "self-development mechanism" - above all - the formation of the regional innovation infrastructure with the involvement of private sector resources, maintaining a balance the balance of interests - public and private. Technology policy should be directed at overcoming the resource limitations of the regions.

Key words: national innovation system, innovation infrastructure, innovation, Republic of Moldova.

Актуальность. Современные условия диктуют инновационный характер технологического развития и превращение его в решающий фактор повышения конкурентоспособности предприятий, регионов и экономики страны в целом. С 2004 года поддержка научных исследований и разработок, а также стимулирование устойчивого инновационного климата являются

© Левитская А.П., 2014

Економiчний вюник уыверситету | Випуск № 22/1

35

стратегическим приоритетом социально-экономического развития Республики Молдова. Однако, без ускорения процессов оптимизация институтов инновационной инфраструктуры, развития инструментария регулирования национальной инновационной системы, совершенствование прежде всего нормативно-правовой базы, законодательства в области научно-технической политики, развития механизмов частно - государственного партнерства развитие национальной инновационной системы не представляется возможным.

Степень исследования проблемы. При исследовании системы, в условиях которой создаются инновации, важно рассматривать её также в качестве экономики, основанной на знаниях. В 1980-е годы большой группой учёных была рассмотрена концепция национальных инновационных систем. Лидерами этого направления стали Б. Лундвалл [11], К. Фримен [3], Р. Нельсон. Они использовали общие методологические принципы и были приверженцами взглядов Й. Шумпетера [15] на конкуренцию как на главный фактор экономической динамики, основанный на нововведениях и научных разработках. Также как и он, эти учёные отводили знаниям особую роль в экономическом развитии. Концепция национальных инновационных систем, предполагающая институциональный контекст, наиболее полно исследовалась в трудах Д. Норта[10].

Отличительная черта его анализа - особое внимание к взаимодействию институциональных структур и технологий, их совместной роли в экономическом и социальном развитии[18]. В теории региональной инновационной системы Б. Асхайма и А. Изаксена для поддержания конкурентоспособности экономик регионов предлагают реализовать интерактивную инновационную модель[1]. Таким образом, недостатки линейной инновационной модели К. Смита и положительные моменты теории «экономики обучения» Лундваля легли в основу интерактивной модели Асхайм и Изаксена.

Они пришли к выводу, что современная модель инноваций может быть представлена как интерактивная инновационная модель, в которой «знание является главным ресурсом, а обучение - главным процессом». Таким образом, Асхайм и Изаксен сделали вывод о необходимости развивать конкурентные преимущества регионов с опорой на процесс обучения. Поэтому такие регионы получили название «регионы знаний». А региональная инновационная система в них рассматривалась как основа для повышения конкурентоспособности региона в целом.

Интеграция названных фундаментальных предпосылок в концепции инновационных систем даёт новый ключ к пониманию современного толкования системы экономики, основанной на знаниях или инновационной системы. Инновационная система -это совокупность институциональных образований, деятельность которых направлена на осуществление воспроизводства знания, научной информации и нововведений посредством консолидации науки и образования, бизнеса и государства на взаимовыгодной основе с целью усиления экономического потенциала страны или региона.

Итогом функционирования эффективной инновационной системы - получение результатов в виде нововведений, запуск в массовое производство и выпуск новой конкурентоспособной продукции, насыщение ею рынка и, как следствие, достижение высокого уровня социально- экономического развития региона и страны.

Цель исследования. Проанализировать состояние национальной инновационной системы РМ и определить основные направления ее развития.

Анализ инновационной системы РМ. Для этого в июле 2004 года Парламентом Республики был принят Закон - Кодекс о науке и инновациях[2], который регламентирует правовые отношения, связанные с разработкой и осуществлением государственной политики в области науки и инноваций. В целях координации, стимулирования и внедрения механизмов деятельности в области инноваций и трансфера технологий в том же 2004 г. в составе Академии Наук было создано Агентство по инновациям и технологическому трансферу, которое подготовило проект «Стратегии инновационного развития Молдовы на 2012-2020гг»[16]. В ней сформулирована точка зрения относительно долгосрочного устойчивого экономического развития, основанного на исследовании ограничений для экономического развития. Таким образом, были определены 7 важнейших направлений развития страны, на первом месте - приведение системы образования в соответствие с требованиями рынка труда в целях повышения производительности рабочей силы и увеличения уровня занятости в экономике[9].

Согласно данным НБС, в 2010 году лишь 22% молодых людей нашли работу сразу после завершения обучения. Четверть из них покинули первое место работы из-за низкой заработной платы, а 17,7% уехали работать за границу. Городская молодежь чаще находит себе постоянное место работы, чем молодые люди из сельской местности (75% в сравнении с 54%). Представители деловых кругов Республики Молдова жалуются на недостаток квалификационных навыков кандидатов на рабочие места, 85% компаний отмечают, что сталкиваются с проблемой отсутствия квалифицированной рабочей силы. По словам работодателей, молодые работники не обладают теми знаниями и навыками, которые необходимы для рынка труда, так как учебные планы и содержание дисциплин не обеспечивают актуальность знаний[15].

После принятия Парламентом РМ «Закона о научно-технологических парках и инновационных инкубаторах»[8], который предусматривает либеральный режим деятельности, а также налоговые и таможенные льготы, решением Высшего совета по науке и технологическому развитию АН Молдовы от 30 августа 2007 г. были учреждены первые в стране научно-технологический парк "Academica" и инновационный инкубатор "Inovatorul". В настоящее время в Республике Молдова существуют 3 научно-технологических парка: «ACADEMICA»; «INAGRO»; «MICRONANOTEH» и 5 инновационных инкубатора: «INOVATORUL», «POLITEHNICA; «UNIVERSIENCE», «NORD» «INNOCENTER».

На рисунке 1 представлена схема взаимодействия данных структур. Правительство, в частности Министерство Экономики, предопределяет стратегические направления развития и выделение финансирования. Благодаря Соглашениям о партнёрстве, которое определяет приоритеты, АН РМ внедряет делегируемые мероприятия по стимулированию инновационной активности и развитию инновационной инфраструктуры. Высший Совет по науке и технологическому развитию АН РМ (три подчиненных ему научных отделения) играет ключевую роль по развитию институциональной среды продвижения исследований и разработок.

Агентство инноваций и трансфера технологий (АИТТ) контролирует проекты, направленные на развитие сотрудничества и кооперации между бизнесом и наукой. Независимые государственные органы играют важную роль в развитии инновационной системы: AGEPI - Государственное агентство по интеллектуальной собственности Республики Молдова отвечает за выдачу патентов и товарных знаков и Национальный совет по аккредитации и аттестации (CNAA) отвечает за аттестации аккредитация научных кадров и научно-исследовательских организаций.

При Министерстве экономики создано Управление технологического развития и конкурентоспособности, которое осуществляет надзор за выполнением мероприятий по ускорению экономического роста и повышения конкурентоспособности. Ему подчиняются такие структуры как: Национальный институт стандартизации и метрологии (INSM), Организация по развитию сектора МСП Республики Молдова (ODIMM), Организация по привлечению инвестиций и продвижению молдавского экспорта (MIEPO). Координация между данными структурами и АН РМ не прослеживается: научный мир не представлен в департаментах Министерства и подведомственных ему организациях, в АН в свою очередь, нет представителей указанных выше структур.

Данное централизованное управление обеспечивает стабильность инвестирования долгосрочных проектов, однако малоэффективно в случае возникновения новых, краткосрочных программ, что влияет на актуальность и востребованность исследований для потенциальных клиентов из предпринимательской среды[12].

Правигельави РМ

Парламент РМ

Договора о партнерстве Управление технологического развития и конкурентоспособности

Государственная полипж^^^ в области науки и инноваций Академия Наук ^

Ассамблея Академии Наук

Высший Сонет по науке и технологическому развитию

Научные отделения;

СЫДА

Высший руководящий орган

Исполнительный орган

Естественных наук и науки о жизни Точных и экономических наук Общее таенных и гуманитар ных наук

Рисунок 1. Государственная политика в области науки и инноваций

Источник: составлено автором.

Исследователи Ганя В. и Илиади Г. определяют Национальную инновационную систему как «совокупность организаций и учреждений, непосредственно участвующих в научно-технических исследованиях[4].

В широком смысле понятие НИС включает в себя все экономические, политические, социальные и другие институты, которые влияют на процессы образования, проведения научных исследований». Правительство Молдовы также подчеркнуло в пункте 5 инновационной стратегии, что «Инновационный потенциал страны зависит от возможностей инновационных фирм, уровня взаимодействия правительства, университетов и других субъектов исследования через образование благоприятной экосистемы, и диффузия инноваций»[14]. Сферы ответственности за развитие инноваций в РМ разделены между Правительством и Академией наук[13].

В целях координации, стимулирования и внедрения механизмов деятельности в области инноваций и трансфера технологий еще в 2004 г. в составе Академии Наук РМ было создано «Агентство по инновациям и технологическому трансферу», которое было ответственно за участие в согласовании «Межгосударственной программы инновационного сотрудничества СНГ» и подготовило проект «Стратегии развития исследований и инноваций 2020»[6].

Основные задачи данной Стратегии:

1. Эффективное управление процессами исследования - инновации (ИИ), повышение качества человеческого капитала и принципы профессиональной этики;

2. Внедрение инновационных технологий, которые являются основополагающими для повышения конкурентоспособности Молдовы;

3. Синергия между наукой и образованием;

4. Создание, продвижение и стимулирование инновационной деятельности в бизнес - среде;

5. Совершенствование и регулирование правовой основы ИИ;

6. Создание синергии между бизнесом и ИИ;

7. Укрепление существующих исследовательской инфраструктуры;

8. Интернационализация исследований, интеграция в европейское исследовательское пространство и повышение международной кооперации.

Специфические цели данной стратегии обозначены следующим образом: развитие человеческого капитала; обеспечение качества исследований и инноваций; создание, продвижение и стимулирование инновационной бизнес- среды; интернационализации научных исследований, интеграции в европейское исследовательское пространство; разработка и внедрение эффективной модели управления инновационным развитием, ориентированных производительность и высокое качество.

Каждая специфическая цель подтверждена конкретными показателями, к примеру, по 1 цели - развитию человеческого капитала планируется увеличение числа молодых людей в возрасте 20-24 лет, которые окончили 1 цикл 78% (в настоящее время - 60%). Увеличение доли населения в возрасте 30-34 лет, которые окончили мастерат на уровне не менее 32% (в настоящее время - около 20%)

Развитие ИИ рассматривается как приоритетное направление стратегий стран- членов ЕС, что подтверждает соглашение о распределении 80 млрд. евро на эти цели, подписанное в июле этого года. Государственное финансирование ИИ в РМ в 2011 г составило около 31 млн.евро, Республики Беларусь - 300млн.евро, Румынии -1711 млн.евро, Чехии - более 3 млрд.евро. В целом финансирование значительно снизилось с 0,73% ВВП в 1990 году до 0,22% в 2004 году. В 2008г. вернулось к уровню в 0,7%, однако в 2011 году снова произошло снижение до 0,4% от уровня ВВП. В Стратегии ИИ заложен оптимистичный прогноз - достижение 1,5% к 2020 году (средний уровень в развитых странах 3%).

Национальная инновационная система немыслима без рынка прав интеллектуальной собственности. Потенциал данного рынка в Республике Молдова достаточно высок, если принять во внимание, что за 19 лет деятельности Государственного агентства по интеллектуальной собственности (ДОБР!) было подано 108 394 заявки на охрану объектов интеллектуальной собственности.

AITT - Агентство по инновациям и трансферу технологии

АСЕР1 - Государственное агентство по интеллектуальной собственности

НТП - Научно-технологические парки

ИИ - Иновационные инкубаторы

НИУ - Научно-исследовательские учреждения, Университеты

Министерства - Экономики, Сельского хозяйства, Информационных технологии, Строительства,.....

001ММ - Организация по развитию малых и средних предприятий

—п)

Рисунок 2. Основные субъекты инновационной среды РМ.

Большинство заявлений в 2011г., представленных национальными заявителями - 1248 (82%) - исходит от физических или юридических лиц, проживающее или находится в Кишиневе, 51 (3%) - из АТО Гагаузия, 29 (2%) - в Бельцах, 1% заявок от заявителей Анений Ной, Кэушень, Дрокии, Дубэсарь, Резины, Оргеева, Фэлешть, а остальные около 6% заявок - заявители из других административно - территориальных единиц страны[19].

Все эти действия привели к следующим результатам глобального индекса инноваций (Global Innovation Index), которое провела французская бизнес-школа INSEAD. По результатам ее последнего исследования, Молдова занимала 39-е место в мире в ряду самых инновационных стран (два года назад-116 место) и является 25-ой в Европе. Румыния и Украина заняли, соответственно, 50-е и 60-е места. В июле 2012 г. РМ опустилась на 11 позиций, заняв 50 место. «Хотя у РМ самый низкий ВВП на душу населения в Европе, ее экономика переходного периода, не имея выхода к морю, опережает Украину (63), -отмечается в исследовании в 2012г. Россия заняла 51 место, Румыния - 52»[7].

Главными козырями РМ являются динамичная система защиты интеллектуальной собственности, рост производительности, а также экспорт интеллектуальной собственности. В силу этого РМ и заняла пятое место в мире по индексу эффективности инноваций. Низкие показатели по таким позициям, как: доступ к кредитам, сотрудничеству между университетами и промышленностью по исследованиям и внедрению, венчурному финансированию, грантам и международным проектам, хотя включение Молдовы в 7-ю рамочную конвенцию, несомненно, продвинуло страну в указанном рейтинге. В качестве оценки научного потенциала измеряется индекс цитирования молдавских исследователей, который имеет тенденцию к росту (рис. 3).

Рисунок 3. Индекс цитирования научных публикаций исследователей РМ

Проблема повышения качества человеческого капитала нашла свое отражение и в «Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года»[6]. В одобренном Экономическим советом СНГ проекте дана подробная характеристика проблемы и определены перспективы сотрудничества РМ в инновационной сфере:

- создание межгосударственного пространства, объединяющего возможности национальных инновационных систем;

- развитие межгосударственной кооперации в инновационной сфере;

- мобилизация и развитие научно-технологического потенциала;

- формирование системы кадрового обеспечения межгосударственного инновационного сотрудничества;

- совместное эффективное использование и развитие инновационной инфраструктуры;

- развитие системы межгосударственного регулирования инновационной деятельности.

Выводы. Множество вариантов определений Национальных инновационных систем позволяет свети их к следующему: НИС - представляет собой совокупность институтов, которые в совокупности и каждый в отдельности, участвуют в процессе создания, адаптации и трансфера инноваций. Базовыми элементами инновационной системы являются институты двух типов: институты-нормы и институты-субъекты.

Модель НИС будет отличаться от страны к стране от региона к региону в зависимости от роли государства, бизнеса, выполнения ими тех или иных функций, общей динамике «инновационного водоворота». Однако инструменты измерения НИС будут стандартными - это результаты инновационной деятельности в виде количества патентов, научных публикаций, количество и степень взаимодействия участников инновационного процесса, объемы финансовых, кадровых и материальных ресурсов, составляющих подсистемы НИС.

Из-за ограниченности средств на реализацию мероприятий по инновационному развитию в РМ необходимо сконцентрировать ресурсы на том, что позволяет задействовать "механизм саморазвития"- это, прежде всего - формирование региональной инновационной инфраструктуры с привлечением ресурсов частного бизнеса, соблюдая при этом баланс интересов - государственных и частных. Таким образом, развитие национальной инновационной системы должно фокусироваться на основных направлениях, отображенных на рис. 4.

Рисунок 4. Институциональная платформа развития НИС.

Необходимо направить технологическую политику в направлении преодоления ресурсных ограничений регионов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обучить на региональном уровне заинтересованные стороны тому, что представляет собой региональная инновационная экономика как система;

- подготовить регионы знаниями о том, как начать ее формирование и на основе обратной связи осуществлять постоянную корректировку тактики в направлении достижения стратегических целей;

- сформировать национальную политику не препятствующую, а создающую благоприятные условия для региональной инициативы в области перехода к инновационному развитию на базе расширения международного сотрудничества, развития собственных инновационных технологий, а также трансплантации и импорта зарубежных.

Библиография

1. Asheim B.T., Isaksen A. Location agglomeration and innovation: Towards regional innovation systems in Norway? STEP GROUP, Report 13-96, Oslo, 1996. - 64p.

2. Codul cu privire la inovare al Republicii Moldova nr. 259-XV din 15.07.2004. Monitorul Oficial al R.Moldova nr.125-129/663 din 30.07.2004

3. Freeman C. Technology Policy and Economic Performance. London, Printer Publishers, 1987.

4. Ganea, V., Iliadi, G. Finantarea alternative a activitafiiinovaponale. Chisinau: IEFS, 2011. 144 p

5. Hotarirea Guvernului nr. 952 din 27.11.2013Lundvall B.-A. (ed). National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. - L.: Pinter Publishers, 1992

6. Interstate target program of innovation cooperation of CIS member states for the period until 2020. URL: http://rs.gov.ru/taxonomy/term/185

7. INSEAD Business School, World Economic Forum URL: http://www.insead.edu

8. Lege Nr. 138 din 21.07.2007. Cu privire la parcurile §tiintifico-tehnologice §i incubatoarele de inovare.

9. National Development Strategy "Moldova 2020" URL: www.particip.gov.md

10. North D. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. M.: Economic Foundation book "Elements", 1997.

11. Lundvall B.-A. (ed). National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. - L.: Pinter Publishers, 1992

12. Mini Country Report. Thematic Report 2011 under Specific Contract for the Integration of INNO Policy TrendChart with ERAWATCH (2011-2012)

13. Stratan, A. Economia inovatoare: impedimente §i cai de depa§ire. Intellectus, Chisinau, v. 2, p. 62-65, 2010.

14. Strategiei inovationale a RM pentru perioada 2013-2020 "Inovatii pentru competitivitate". Hotarirea Guvernului nr. 952 din 27.11.2013

15. Schumpeter J. History of Economic Analysis (in three volumes), Volume 3. Institute of "The School of Economics," Higher School of Economics, 2001.

16. Sinteza consiliului consultativ din 26.07.2011, tema „Noi competente pentru o noua cre§tere economics: probleme §i solutii". Ministerul Economiei

17. Strategia Inovationala a Republicii Moldova pentru perioada 2013-2020 „Inovatii pentru Competitivitate". Chisinau. 2013.

18. Sveyls Dzh. Kim. Determination of the export base multipliers region in the presence of resource limitations: North approach.//Spatial Economics, 2006. - № 1. - P.109-137

19. www.agepi.md

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Левитская Алла Петровна, доктор экономических наук, доцент кафедры «Экономика» Комратский государственный университет ул. Галацана, 17, г. Комрат, Молдова, 3800 e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR

Levitskaya Alla Petrovna, PhD, associate professor of "Economics"

Comrat State University,

Galatsana str. 17, Comrat, Moldova, 3800

e-mail: [email protected]

УДК 330.341.1(4+476)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ И БЕЛОРУССКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Слонимский А.А., Слонимская М.А.

Выбор кластерного направления для региональных исследований был обусловлен тем, что в настоящее время инновационная экономика представляет собой хозяйственную систему, функционирующую на базе предпринимательских сетей, поскольку именно эта модель обеспечивает инновационное сотрудничество между специалистами различных научно-технических областей, а также между разного размера организациями (крупными, средними и малыми) и между группами компаний различных видов экономической деятельности. Европейский опыт показывает, что активизация инновационных процессов в экономике и, следовательно, формирование конкурентных преимуществ экономических регионов может обеспечивать посредством формирования и функционирования образований кластерного типа.

Ключевые слова: региональные кластеры, кластерные иннициативы, инновационное развитие, инструменты поддержки, предпринимательские сети.

REGIONAL CLUSTERS: EUROPEAN EXPERIENCE AND POSSIBILITIES OF ITS USE IN EES COUNTRIES

Slonimski A.A., Slonimska M.A.

The choice of the cluster's direction for regional studies is conditioned by the fact that at present the innovation economy is the economic system, functioning on the basis of enterprise's networks, because just this model provides the innovation cooperation between specialists of different scientific and technical branches, organizations of different size (big, medium and small ones) as well as between groups of companies of different kinds of economic activities. European experiences prove that the innovation processes' activization in the economy and, consequently, the formation of competitive advantages of economic regions can be supported with the formation and functioning of cluster type forms.

Key words: regional clusters, innovative development, innovative economy, business networks.

Кластерная стратегия в современной мировой практике считается одним из важнейших инструментов государственной политики повышения конкурентоспособности национальных экономик. Автором кластерного подхода к повышению конкурентоспособности считается профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер [1]. По его мнению, наиболее конкурентоспособные отрасли развиваются по кластерному принципу, а поддержка создания кластеров способствует увеличению конкурентоспособности экономик стран в целом.

Результаты обследования 200 кластерных инициатив в различных странах мира, проведенного авторами монографии «Claster Initiative GreenBook», показали, что инновационная деятельность и распространение технологий являются одной из важнейших целей деятельности кластеров. Ее преследует 75% обследованных кластерных инициатив [2]. Развитие кластеров способствует повышению инновационной активности хозяйствующих субъектов. При этом значительная часть реализуемых кластерных инициатив применяется для повышения конкурентоспособности регионов. Кластеризация относится к числу инструментов, обеспечивающих условия хозяйствования, при которых деятельность региональных предприятий - участников кластера переносится в сетевую среду.

Таким образом, в большинстве стран кластеры создаются для активизации инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности регионов. В экономически развитых странах главным инструментом активизации развития кластеров, как правило, являются комплексные кластерные программы. Такие программы включают как инфраструктурные (что в основном характерно для реализации промышленной политики), так и инновационно ориентированные проекты. В постсоветских государствах пока что отсутствуют такие комплексные программы, однако определенные кластерные инновационные инициативы в странах бывшего СССР - России, Украине, Беларуси и др. уже оформляются [3-6]. Правительства определяют приоритетные научные направления для так называемых кластеров инновационного развития (как пример - инновационный центр «Сколково» в Подмосковье), выделяют финансовые ресурсы под исследования и разработки (российский вариант) или инвестируют в них, а исследователи решают поставленные перед ними задачи [7].

Современные модели кластеров в отдельных странах были проанализированы российским авторским коллективом Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» под руководством С. В. Головановой [8]. По критерию институциональных особенностей организации кластеров в разных странах мира было выделено пять моделей: итальянская, японская, финская, североамериканская и индийско-китайская. Каждая модель представляет собой определенное сочетание шести ключевых характеристик кластера: степень рыночных связей и конкуренции; наличие фирм-лидеров; развитие малого бизнеса; инновации; интернационализация; присутствие прямых иностранных инвестиций.

40

Економiчний вюник уыверситету | Випуск № 22/1

© Слонимский А.А., Слонимская М.А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.