Научная статья на тему 'Инновационное развитие экономики Молдовы: миф или реальность?'

Инновационное развитие экономики Молдовы: миф или реальность? Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
151
80
Поделиться
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ВОЗМОЖНОСТИ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Перчинская Н. П.

Статья посвящена проблемам, с которыми сталкивается Республика Молдова при внедрении идей инновационной экономики в условиях глобального кризиса. В статье проводится анализ реальной ситуации с инновационным развитием Молдовы. Автором анализируются основные пути решения проблем в области инноваций и предлагаются последовательные действия по их преодолению. Даются рекомендации, в каком направлении должно осуществляться инновационное развитие, чтобы республика с минимальными потерями преодолела последствия глобального кризиса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие экономики Молдовы: миф или реальность?»

ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010

Инновационное развитие экономики Молдовы: миф или реальность?

Статья посвящена проблемам, с которыми сталкивается Республика Молдова при внедрении идей инновационной экономики в условиях глобального кризиса. В статье проводится анализ реальной ситуации с инновационным развитием Молдовы. Автором анализируются основные пути решения проблем в области инноваций и предлагаются последовательные действия по их преодолению. Даются рекомендации, в каком направлении должно осуществляться инновационное развитие, чтобы республика с минимальными потерями преодолела последствия глобального кризиса.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, возможности, инновационная экономика, инновационная инфраструктура, венчурное финансирование.

Сегодня в Республике Молдове на всех уровнях много говорят об инновациях, инновационной экономике, и необходимости поддержки инновационных предпринимателей. Термин «инновации» стал весьма популярным, им оперируют, его часто употребляют в различных публикациях в средствах массовой информации, но при этом редко касаясь сущности вопроса.

Это название произошло из латыни и представляет собой синтез двух слов тювзйо (одеваю) и поюайо (обновляю) [10]. Под инновациями следует понимать нововведения в области техники, технологии, организации труда или управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, которое обеспечивает качественное повышение эффективности производственной системы или качества труда. Другими словами, инновации — это не простые новшества или нововведения, а только те, которые серьезно повышают эффективность действующей системы.

В этой связи интересны следующие вопросы. Какова же в настоящий момент реальная ситуация с инновационным развитием Республики Молдова? И возможно ли построение инновационной экономики для выхода из кризисного состояния и дальнейшего процветания республики?

Для ответа на эти вопросы следует проанализировать ситуацию, которая сложилась в республике в исследовательской сфере и на рынке инноваций.

Республика Молдова обладает сравнительно развитой научно-технической базой, которая представлена следующими структурами:

1. Организациями, выполняющих исследования и разработки (41 научно-исследовательское учреждение, 10 конструкторских бюро, 3 проектных и проектно-изыскательских организации, 12 высших учебных заведений, в которых ведется научная работа 1 экспериментальная база и 1 промышленная компания инновационной направленности). По распределению форм собственности, 55 единиц или 80,9% от общего числа организаций являются государственными [4].

Н. П. Перчинская,

к. э. н., ведущий научный сотрудник

Института экономики финансов и статистики Республики Молдова (ИЭФС)

e-mail:natperch@yahoo.com

2. Зонами свободного предпринимательства (ЗСП). Первые из них были созданы в 1995-1998 гг.: «Экспо-Бизнес-Кишинэу», «Нистру-Отачь-бизнес», «Тараклия», «Твардица», «Валканеш», «Унгень-бизнес». Самой молодой является ЗСП «Бэлць», образованная в 2010 г. По состоянию на 1 апреля 2010 г. на территории свободных зон зарегистрировано 150 резидентов, с общей численностью 3116 человек. Наибольшая доля инвестиций продолжает оставаться у ЗСП «Экспо-Бизнес-Кишинэу» — $48,8 млн (38,9%) [5]. Законодательной базой для их деятельности, является Закон о свободных экономических зонах № 440-XV от 27 июля 2001 г. [3].

3. Академией наук Молдовы (АНМ), которая является государственным учреждением, представляющим национальные интересы в сфере науки и инноваций, центром всех научных исследований (80% общего объема всех фундаментальных исследований выполняется в АНМ). АНМ выступает в качестве научного консультанта государственной власти в Республике Молдова, имеет самостоятельный статус и функции самоуправления [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Агентством по инновациям и трансферу технологий АНМ. Почти вся инновационная политика сосредоточена в Агентстве по инновациям и трансферу технологий, которое является одним из ключевых элементов в инновационной инфраструктуре республики. Главная его задача состоит в том, чтобы быть связующим звеном между наукой и бизнесом. Агентство по инновациям и трансферу технологий, созданное в 2007 г. решает все вопросы, связанные с инновационным процессом в республике.

5. Государственным агентством по интеллектуальной собственности — специализированным правительственным органом, осуществляющим охрану объектов интеллектуальной собственности. AGEPI является независимым в принятии решений по правовой защите объектов интеллектуальной собственности, выдает от имени государства охранные документы.

На сегодняшний день основными инновационными структурами в республике являются научнотехнологические парки и инновационные инкубаторы, которые созданы в соответствии с Законом о научнотехнологических парках и инновационных инкубаторов (2007 г.) и находятся в подчинении Академии наук Молдовы и АИТТ: научно-технологический парк «Академика» общей специализации (27 резидентов), научно-технологический парк «Инагро» в области экологии и интенсивного сельского хозяйства (8 резидентов), научно-технологический парк «Микро-нанотех», специализированный в области микроэлектроники и нанотехнологий (объявлен конкурс для отбора резидентов), инновационный инкубатор «Иноватор», общей специализации (4 резидентов). Главная их цель — содействовать развитию малых инновационных компаний, создавать благоприятную, поддерживающую среду их функционирования. Они предоставляют своим резидентам (инновационным фирмам) целый комплекс услуг: материальные (помещения, сооружения и оснастку), финансовые, и экспертно-консалтинговые и др. [6].

Научно технологические парки и инновационный инкубатор находятся в косвенном подчинении Академии наук РМ и финансируются в основном из государственного бюджета.

Построить инновационную экономику в Молдове — это миф или реальность? Наглядный опыт создания инновационной экономики в некоторых развитых странах, которые находились в подобных, как Молдова ситуации (например, Финляндии1) позволяет надеяться, что все-таки реальность (пусть не сейчас, а через 1015 лет). Финляндия, как и Молдова небольшая страна, имеет схожие с Молдовой условия развития (большая зависимость от сырьевого сектора, отсутствие сырьевых источников, энергетических и других ресурсов. В 1990 гг., пережив сильнейший шок от распада бывшего СССР, который был основным экспортером ее продукции, Финляндия была поставлена перед выбором дальнейшего развития экономики. Страна выбрала инновационный путь, сделавший ее в течение несколько десятилетий высокоразвитой страной.

Такой инновационный прорыв Финляндии стал возможен благодаря серьезной поддержке правительства при формировании целостной системы инновационного развития страны.

Что касается Молдовы, то в республике существуют как благоприятные, так и неблагоприятные возможности для инновационного развития экономики.

Благоприятные возможности для инновационного развития экономики:

• позитивное мышление, понимание правительства необходимости инновационного развития республики;

• научный потенциал (человеческий и интеллектуальный капитал) республики, который играет важнейшую роль в процветании государств;

1 Финляндия является одним из общепризнанных лидеров в инновационной деятельности, а национальная инновационная модель признана наиболее эффективной в мире. В последние нескольких лет Финляндия находится в первой десятке стран с наилучшим уровнем конкурентоспособности экономики. По данным рейтинга «Global Competitiveness Report» за 2008-2009 гг. Финляндия занимает 6-е место из 134 стран. При рейтинге учитывалось общее состояние экономики, концентрация наукоемких производств, а также объем инвестиций в образование.

• географическая близость к ЕС и крупным рынкам сбыта;

• широкомасштабный доступ к Интернету; население Молдовы активно воспринимает технологические новинки;

• наличие иностранных банковских учреждений на внутреннем рынке капитала.

Неблагоприятные возможности для инновационного развития экономики:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• не востребованность инноваций со стороны органов власти и значительной части населения;

• низкий уровень связи между научно исследовательской и бизнес-средой (слабая связь инноваций с традиционной предпринимательской практикой) и привязанности к международным стандартам управления;

• большой отток за границу достижений отечественной науки и их носителей — ученых, конструкторов, особенно из числа талантливой молодежи;

• неразвитый рынок интеллектуальной собственности, которого не хватает для осуществления модернизации экономики республике. В каждом молдавском вузе, научном институте работают иностранные грандовые фонды, которые «скупают, вывозят идеи» и капитализируют их в зарубежной юрисдикции;

• отсутствие единой скоординированной линии развития науки и инноваций со стороны правительства. Не разработан главный концептуальный документ инновационного развития республики: «Стратегия инновационного развития республики». Страна не может эффективно развивать инновационный процесс, не имея целостную программу инновационного развития на долгосрочную перспективу;

• отсутствие единой организационной основы, которая бы обеспечивала целостное управление инновационной стратегией и развитием. Такая структура должна функционировать при правительстве, координировать всю работу в области инноваций в республике;

• отсутствие статистической информации о деятельности инновационно-активных предприятий (их доли в общем количестве предприятий малого и среднего бизнеса). Не проведено ни одного крупномасштабного социологического исследования на предмет выявления такого типа предприятий; не определены статистические показатели, характеризующие выпускаемую инновационную продукцию, нет методики их расчета [8].

Для успешного развития инновационного сектора необходимо создание нового органа, ответственного за инновационный путь развития республики — единого центра, который бы координировал работу всех министерств и ведомств по соответствующим программам.

Для подготовки страны к переходу в новое качество (экономики инновационного типа) необходимо не только стимулировать инновации, но и внедрять инструменты и механизмы развития рынка интеллектуальной собственности и потребления инноваций и технологий. В ближайшем будущем Молдове надо создать новый рынок, центральным звеном которого должен стать рынок промышленной интеллектуальной собственности, прежде всего, прав на технологии.

В настоящее время в республике наблюдается низкая инновационная активность, слабая заинтересованность и стремление внедрения инноваций со

ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010

ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010

стороны предприятий, организаций и компаний. Это происходит по следующим причинам:

• Отсутствие необходимых финансовых ресурсов (реализация крупного инновационного проекта предполагает наличие инвестиций, организацию его финансирования). В мировой практике используют для этого проектное финансирование, венчурные и другие фонды, средства от « бизнес-ангелов».

• Отсутствие механизмов инновационной мотивации (очень слабое стимулирование внедрения инноваций для инновационно-активных подразделений).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Отсутствие адаптированных механизмов реализации инноваций.

Существует вероятность, что в условиях финансового кризиса Молдова либо станет еще более зависимой от мировой энергетической конъюнктуры, либо будет современной и экономически устойчивой. Для получения второго варианта (как показывает опыт развитых стран) необходимо развивать сектор высоких технологий и четко придерживаться курса инновационного развития экономики. Современная мировая практика внедрение в жизнь достижений науки, освоение передовых технологий, знаний, информации обеспечивает 80-90% роста ВВП в развитых странах.

Новому правительству Молдовы надо будет выбирать один из двух возможных путей развития страны. Первый предполагает погоню за получением ежеминутной прибыли от крупных сделок, получение как можно больше кредитов от зарубежных стран. Это может привести к полному экономическому провалу в недалеком будущем.

Второй — реальное поддержание «инновационных ростков», которые сейчас появились в Молдове в виде технопарков, инкубаторов, инновационных фирм, которые только в будущем принесут определенные плоды.

Республика Молдова должна стремиться не к простому (физическому) производству продукции, а к концентрации у себя интеллектуальных прав на нее, финансовых ресурсов, квалифицированных кадров.

У молодых инновационных компаний, только-только завершивших период стартапов практически отсутствует перспектива дальнейшего развития: Крупному бизнесу они не нужны, а выживать самостоятельно, самим формировать рынок не под силу. В нежелании крупного бизнеса покупать инновации — одна из ключевых проблем нашей страны. Молодые инноваторы, столкнувших с бюрократическими барьерами в министерствах, продают идею-технологию-компанию за границу, или сами уезжают за пределы страны. Поэтому дополнительными и мощными стимулами к освоению новых технологий, созданию современной продукции, энерго- и ресурсосбережению должны стать их востребованность, реальное потребление экономикой и социальной сферой. А главное, активная поддержка их со стороны государства.

Сегодня все большую роль играют нано-, биотехнологии, 1Т поэтому Молдове необходимо выйти на определенные передовые позиции. Условия для этого есть: необходимый потенциал, уникальная научная школа, позволяющая проводить как фундаментальные, так и прикладные исследования.

Выход из кризиса и переход к инновационной экономике возможен лишь тогда, когда малые и средние промышленные предприятия республики начнут использовать как собственные разработки, так и за-

купать иностранные инновации. Приоритет должен отдаваться отечественным разработкам. Активно использовать опыт развитых стран (Япония, Китай, Сингапур, Финляндия), которые осуществляли свои инновационные рывки, создавая условия (бытовые и для проведения научных экспериментов) изобретателям, чтобы они не мигрировали в другие государства, а имели самый благоприятный инновационный климат в своей стране.

Финансирование. Структуры по финансированию инновационной деятельности в республике очень слабые: они занимаются в основном поддержкой малого предпринимательства, оказанием ему незначительной финансовой и консалтинговой помощи.

Государство, начиная с 2004-2008 гг. существенно увеличивало ассигнования на нужды науки и инноваций. В 2001-2004 гг. оно составляло 0,18-0,22% от ВВП, 2005 г. — 0,37%; 2006 г. — 0,46%; 2007 г. — 0,65%, 2008 г. — 0,7%. Однако с 2009 г. финансирование на науку сократилось: 2009 г. — 0,5%, 2010 г. — 0,53% от ВВП [2]. Если расходы на науку и поддержку внедрения инноваций в реальный сектор будут оставаться на таком низком уровне, то к 2012 г. по прогнозам планируемый 1% от ВВП не будет достигнут. С таким финансированием построение инновационной экономики откладывается на длительный период и может остаться лишь мифом. Сейчас Молдове необходимо хотя бы сохранить запланированный объем финансирования на науку.

В республике уже функционируют важные инновационные объекты: два технопарка при АН РМ, один инновационный инкубатор, промышленные парки, бизнес-инкубаторы. Однако отсутствует объединяющий (информационно-аналитический) центр стратегического развития, который проводил бы анализ сильных и слабых сторон региона, способствовал согласованию стратегий участников инновационной деятельности. На региональном уровне в области инноваций также проводится определенная работа, однако она продвигается медленными темпами и не имеет финансовой поддержки. Инновационная активность предприятий не имеет положительную динамику. Не ведется учет доли предприятий, которые занимаются технологическими инновациями в Молдове.

С чего надо начинать, чтобы инновационное развитие в Молдове стало реальностью? Во-первых, с позитивного настроя со стороны самого правительства и разных слоев населения, т. е. с желания внедрять инновации во все сферы жизни. Для этого необходимо ликвидировать отсутствие знаний в области инноваций путем распространения информации о положительном влиянии инноваций на развитие экономики республики и в целом на благосостоянии народа страны. Массовому внедрению инноваций в республике мешает менталитет людей, привыкших всегда полагаться на государство.

Во-вторых, с реального аналитического инновационного обеспечения (оно формируется независимыми экспертами). Их мнение должны учитывать политики и чиновники. Эксперты (научного и производственного секторов) должны проанализировать то, что сделано в нашей республике, и какой зарубежный опыт в области инноваций может быть адаптирован к нашим условиям. Далее аккумулировать всю информацию в единое целое, и показать, как это будет работать на практике.

В-третьих, с государственной поддержки инновационной экономики. Инновационная сфера в республике реально может существовать только при участии государства, поскольку оно формирует институты: законы, нормы, правила. На сегодняшний день в Молдове нельзя найти поддержку в инновационном развитии ни в венчурных фондах (отсутствует даже закон об их функционировании), ни со стороны «бизнес-ангелов».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для обеспечения инновационного прорыва в Молдове в условиях кризиса необходимо осуществить, прежде всего, следующие шаги:

• утверждение и внедрение недавно разработанной Институтом экономики финансов и статистики и активном участии АИТТ «Стратегии развития инновационного предпринимательства на период 2011-2020 гг»;

• разработка и контроль за реализацией Комплексной программы развития инновационного предпринимательства 2011-2020 гг.;

• разработка новой Стратегии и Программы инновационного развития Молдовы на долгосрочный период;

• проведение оценки технологического уровня производства в республике, мониторинг технологий и технологическое прогнозирование на макро- и микроуровнях;

• развитие современных технологических направлений в приоритетных 11 отраслях республики: информационные технологии, продовольствие, сельское хозяйство, туризм, телекоммуникации, виноделие, производство строительных материалов, нанотехнологии и новые материалы, дизайн и индустрия красоты, биотехнология, медицина;

• создание системы венчурного финансирования для становления инновационного бизнеса (от стадии разработки проекта и доведения до коммерческого продукта) при активном участии правительства и местных органов власти;

• предусмотреть для субъектов малого инновационного предпринимательства комплекс мер по созданию льготного режима деятельности в «стартовый» период. Разработать и внедрить систему гарантий и льгот, которые будут предоставлены отечественным и зарубежным инвесторам, вкладывающим свои финансовые средства в перспективные инновационные проекты и программы;

• развитие новых инфраструктуры для инновационной деятельности: форсайт-центров; центров коммерциализации технологий и разработок; экспертных сообществ; специализированных образовательных центров, которые будут готовить ученых, инженеров, предпринимателей по продвижению инновационных проектов;

• повышение инновационной активности частного бизнеса путем действенного стимулирования государством различными методами: через налоговое, таможенное, тарифное регулирование;

• развитие финансовых институтов инновационной деятельности и рынка интеллектуальной собственности;

• дальнейшая эффективная интеграция науки и образования;

• разработка гражданского законодательства о защите интеллектуальной собственности в инновационной сфере;

• расширение инфраструктуры инновационного бизнеса путем создания сети:

а) центров стратегического развития отрасли в области инноваций в Молдове, которые должны быть ориентированы на развитие конкретной отрасли либо на развитие межотраслевых кластеров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) районных бизнес-инкубаторов во всех отраслях научных знаний для наиболее талантливой, активной молодежи для реализации инновационных проектов студенческой бизнес-среды.

Республике Молдова необходимо выбрать инновационный путь развития на основе модернизации экономики и технологического развития, поскольку сегодня он является единственным путем ее выживания и выведения из кризиса. Ускоренный перевод отечественной экономики на инновационный путь развития очевиден. Если республика стремится к процветанию, то это должно стать для нее безальтернативным сценарием в XXI веке. Наука и инновации в Молдове должны оставаться зоной традиционно большого бюджетного внимания со стороны государства. Безусловно, все изложенные в статье проблемы инновационного характера, могут быть решены при условии изменения менталитета у правительства и значительной части населения. Инновации должны стать востребованными к потреблению экономикой и социальной сферой. А главное, иметь реальную поддержку со стороны государства.

Список использованных источников

1. Hotarire cu privire la aprobarea Acordului de parteneriat intre Guvern ?i Academia de §tiinte a Moldovei pentru anii 2009-2012 Nr. 27 din 22.01.2009, Monitorul Oficial Nr. 19-21 art Nr : 79.

2. Кодекс Республики Молдова о науке и инновациях № 259-XV от 15.07.2004 г. «Мониторул Офичиал РМ» № 125-129/663 от 30.07.2004 г.

3. Закон о зонах свободного предпринимательства № 440-XV от 27 июля 2001 г. (Официальный монитор Республики Молдова, 2001 г., № 108-109, ст. 834).

4. Научно-исследовательская деятельность за 2009 г. http://www.statisticamd/newsview.php?l=ru&idc=168&id=2957.

5. Industrial policy realities and perspectives (доклад министра экономики РМ В. Лазэра: Workshop on Cross-Border Clusters- a way towards SMEs Europeanization). Chisinau, Moldova 24 September 2010.

6. N. Percinschi. Развитие новых инновационных структур в Молдове. Fourth Edition of International scientific Conference «Economic growth in conditions of internationalization», 3-4 sept., 2009, Ch.:IEFS, 2009.

7. В. В. Иванов. Национальные инновационные системы: опыт формирования и перспективы развития. http://www.inti.kz.

8. Н. П. Перчинская. Некоторые проблемы статистического отражения научно-технической и инновационной информации в странах ближнего зарубежья и Республике Молдова//^^^^ editura «^tiinta», revista «Economie ?i sociologie», № 3, 2008.

9. http://www.asm.md/administrator/fisiere/cadru/f57.pdf.

10. http://ru.wikipedia.org/wiki/Инновации.

Innovative development of Moldavian economy: myth or reality?

N. P. Perchinskaya, Ph. D., Senior Research Fellow Institute of Economics, Finance and Statistics of the Republic of Moldova.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

This article is devoted to problems faced by Moldova in the construction of building an innovation economy in the country in the context of global crisis. The article analyzes the actual situation with the innovation development of Moldova. The basic ways of solving problems in the field of innovation and sustained are show. There are given recommendations about the innovative development directions, so that the republic to come out with minimal losses from the global crisis

Keywords: innovation, innovative development capabilities, innovative economy, innovation infrastructure, venture capital financing.

ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010