Научная статья на тему 'Тенденции, инициативы, направления в развитии инновационной политики Молдовы в контексте с развитыми странами ЕС'

Тенденции, инициативы, направления в развитии инновационной политики Молдовы в контексте с развитыми странами ЕС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
401
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ТЕНДЕНЦИИ / TENDENCIES / ИНИЦИАТИВЫ / INITIATIVES / НАПРАВЛЕНИЯ / DIRECTIONS / РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / DEVELOPMENT OF INNOVATION POLICY / РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА (РМ) / MOLDOVA / СТРАНЫ ЕС / EU COUNTRIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перчинская Н. П.

В статье дается краткая история инновационного развития Молдовы, раскрывается современное состояние, тенденции, инициативы, направления и механизмы в становлении инновационной системы в республике в контексте с развитыми странами ЕС, а также проблемы, связанные с разработкой и внедрением инноваций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies, initiatives, directions in the development of the innovation policy of the Republic of Moldova in the context of the developed EU countries

The paper gives a brief history of the innovative development of Moldova, reveals the current state and trends, initiatives, directions and mechanisms in the formation of the innovation system in the republic in the context of the developed EU countries as well as the problems associated with the development and implementation of innovations

Текст научной работы на тему «Тенденции, инициативы, направления в развитии инновационной политики Молдовы в контексте с развитыми странами ЕС»

N.

О ^

N СО

<

00 О X X

Тенденции, инициативы, направления в развитии инновационной политики Молдовы в контексте с развитыми странами ЕС

В статье дается краткая история инновационного развития Молдовы, раскрывается современное состояние, тенденции, инициативы, направления и механизмы в становлении инновационной системы в республике в контексте с развитыми странами ЕС, а также проблемы, связанные с разработкой и внедрением инноваций.

Ключевые слова: инновации, тенденции, инициативы, направления, развитие инновационной политики, Республика Молдова (РМ), страны ЕС.

Инновационное развитие Молдовы имеет свою историю. Необходимо выделить основные вехи инновационного развития страны. В конце 1980-х гг., Молдова имела значительный научно-технический потенциал, который должен был трансформироваться в условиях рыночной экономики и новой «европейской» внешней политики и экономической ориентации страны. Однако вместо реформирования началось массовое закрытие как секторных научно-исследовательских институтов, так и блоков развития крупных компаний. Были свернуты практически все программы развития научно-технического прогресса.

Что кается финансирования развития науки, то согласно ежегодным отчетам Академии наук Молдовы, на протяжении последних лет устойчиво закрепилась продолжающаяся тенденция снижения финансирования в сферу науки и инноваций. Если: в конце 1980-х гг. оно составляло 0,7% ВВП (0,73% от ВВП в 1990 г.), то в начале ХХ! века — меньше чем 0,4% (2008 г. — 0,7%, 2009 г. — 0,5%, 2010 г. — 0,53%, 2011 и 2012 гг. — 0,4% , 2013 г. — 0,33%; 2014 г. —0,3% от ВВП, 2015 г. — 0,3%, 2016 г. — 0,27%).

С таким слабым финансированием в сфере науки и инноваций построение инновационной экономики в стране будет очень проблематично и может не стать реальностью. Молдове необходимо остановить резкое падение государственного финансирования и срочно изыскивать новые альтернативные источники финансирования.

Позднее республика исчерпала возможности накопленного национального научного потенциала, который был в рамках индустриального развития в условиях командно-административной системы, отсутствия конкуренции и низкой экономической свободы.

Н. П. Перчинская,

к. э. н, ведущий научный сотрудник, Национальный институт экономических исследований Молдовы

[email protected]

В течение последних 12 лет в рамках исследовательской и инновационной политики правительство республики предприняло ряд мер и инициатив, которые предполагают положительное развитие ситуации в сфере инновационной политики.

Так, в 2004 г. была пересмотрена правовая база ИИ: принят Закон о науке и инновациях (Кодекс РМ о науке и инновациях). После этого разработано и принято Соглашение о партнерстве между Правительством Молдовы и Академии наук Молдовы. Это привело к концентрации прерогатив в области разработки и реализации научно-технической политики в рамках Академии наук Молдовы и значительному увеличению финансирования ИИ.

Начиная с 2007 г. система в области продвижения инноваций приобрела положительную динамику развития, о чем свидетельствуют и международные оценки и принятие нового Закона о научно-технологических парках и инновационных инкубаторах (2007 г.).

В 2004 г. было создано Агентство по инновациям и трансферу технологий (А1ТТ). После принятия Закона о научно-технологических парках и инновационных инкубаторах № 138-ХУ1 от 21.06.2007 г. были сформированы научно-технологический парк и инновационный инкубатор.

В последние пятилетие в Молдове четко прослеживается тенденция взаимосвязи науки и бизнеса. Намечается и слабая тенденция взаимосвязи инноваций и бизнеса в секторе ИКТ.

Молдавский бизнес сейчас нуждается в науке по следующим причинам:

• наука генерирует новые знания и задает вектор и ритм развития общества;

• отбирает новые результаты и доводит до законченного вида;

• открывает новые виды энергии и ресурсы;

• предлагает целые классы новых потребностей, видов деятельности и творчества;

• привлечение научных методик и высокообразованных кадров значительно расширяет возможности предпринимателя.

В целом бизнес нуждается в науке, поскольку более 80% прироста ВВП обеспечивается именно за счет выпуска и реализации наукоемкой и инновационной продукции и услуг. Бизнесу недостаточно компетентности в своей узкой области. И его развитие не может произойти без такой мощной силы, как наука, основу которой составляют квалифицированные кадры. Сейчас страна обладает хорошим научным потенциалом: в организациях из сферы науки и инноваций. По данным Национального бюро статистики в 2016 г. научными исследованиями и разработками были заняты 63 организации, в том числе 40 научно-исследовательских институтов или центров, 16 высших учебных заведений и 7 — прочих типов организаций. Из общего числа организаций, 51 единиц (или 81%) относятся к государственной форме собственности. Научную деятельность осуществляли 3210 научных исследователей, в том числе 368 докторов хабилитат и 1344 докторов наук [6].

Для внедрения инноваций всегда необходим мощный законодательный и теоретический базис. Таким базисом являются следующие основные документы:

• Кодекс РМ о науке и инновациях (2004 г.);

• Закон о научно-технологических парках и инновационных инкубаторах (2007 г.);

• Стратегия развития науки на период до 2020 г. (2013 г.). Данная &ратегия основана на видении развития системы научных исследований и инноваций на период до 2020 г., разработанной в рамках проекта «Foresight — FOR MOLDOVA», реализованного в 2011-2012 гг., с участием национальных и международных экспертов.;

• Стратегия инновационного развития «Инновации для конкурентоспособности» Молдовы на период 2013-2020 гг. (2013 г.).

В республике активно функционирует Стратегия исследования-развития РМ до 2020 г. [1] и Инновационная стратегия на период 2013-2020 гг. [2].

Основной целью разработки и реализации данных Стратегий является создание и развитие благоприятной среды для деятельности в сфере исследования развития и инноваций, создания необходимых условий для внедрения инновационных продуктов в реальный сектор экономики.

В качестве основных стратегических направлений развития страны на 2014-2020 гг. приняты следующие:

• здравоохранение, демографические изменения и благосостояние;

• продовольственная безопасность, устойчивое развитие сельского хозяйства, биоэкономика;

• безопасные, экологически чистые и эффективные источники энергии;

• «умные», экологичные и интегрированные транспортные средства;

• противодействие изменению климата, эффективное использование ресурсов и сырья;

• инновационные, безопасные и сплоченные

общества.

В республике разработан Закон о венчурном финансировании (который еще не внедрен), созданы и успешно работают на национальном и региональных уровнях инновационные структуры (технопарки и инкубаторы). В трех научно-технологических парках «Academica» «Inagro», «Micronanoteh», и восьми инновационных инкубаторах. «Inovatorul», «Politehnica», «Inno-Center», «Inventica-USM», инновационный инкубатор «Nord», «Antreprenorul Inovativ», «Media Garage», IT4BA (IT Incubator for Business Applications) — открытых инновационных структурах — новаторы ведут собственные разработки. Каждый резидент данных структур работает над разработкой инновационного продукта, которого еще нет в Молдове.

Инновационные структуры были созданы с целью определения, раскрытия и развития инновационного потенциала региона, обеспечения потребности экономики региона в инновационных продуктах. Однако в настоящее время молдавские технопарки имеют еще низкую эффективность. Причинами следует считать, во-первых, отсутствие необходимого уровня финансирования, во-вторых, небольшое количество серьезных инновационных разработок, в-третьих, наличие административных барьеров.

Данные структуры сейчас в Молдове являются платформой открытых инноваций в Молдове. И для эффективного их функционирования нужна развитая научно-производственная база и квалифицированная рабочая сила

В марте 2017 г. был открыт первый центр инноваций в области IT «Tekwill», который станет образовательной платформой для подготовки и продвижения IT специалистов. Центр инноваций в области ИКТ Tekwill, построен на территории Технического университета Молдовы: на площади 3,4 тыс. м2 размещены 12 конференц-залов, лаборатории, учебные комнаты, офисы и коворкинг-зона для фрилансеров и IT-компаний, зал, оборудованный 18 iMac, принт-рум с 3D-принтером, робоклуб. Месячный абонемент для фрилансеров будет стоить $50-100, а для компаний плата составит €10 за 1 м2.

Учредителем Центра Tekwill является Национальная ассоциация компаний в области информационно-коммуникационных технологий (ATIC). Проект был реализован в рамках частно-государственного партнерства при участии правительства РМ, Технического университета РМ, а также правительств США и Швеции. Общий бюджет проекта составил $8 млн. Частичное финансирование осуществляют внешние партнеры. Через три года Центр Tekwill станет функционировать на самоокупаемости и будет образцовым центром подготовки кадров для IT-парков. Цель проекта — развитие конкурентоспособности IT-сектора за счет образовательных программ, поддержки предпринимательства и создания инноваций в IT-сфере.

В настоящее время запущен проект — платное IT-обучение в форме игры жителей Молдовы и зарубежных стран инфраструктура для онлайн-обучения,

h-о

CN

ír

CN N

CD

J <

CQ О

г--о

CN

ír

CN

cn со

< со

проведение курсов по 3D-принтингу. Компания -спонсор проекта предоставляет Центру услуги связи, интернета и телевидения.

Положительная динамика в республике наблюдается и в отношении финансирования проектов по трансферу технологий. Были введены многие механизмы конкурсного финансирования (государственные программы, институциональные проекты, проекты по трансферу технологий, проекты для молодых ученых, проекты закупок научного оборудования, проекты по организации научных мероприятий).

На выполнение проекта из государственного бюджета финансируется до 50% от общей стоимости проекта, остальные средства вносит экономический агент — координатор проекта или третье лицо — спонсор проекта. Финансирование из фондов государственного бюджета для развития инфраструктуры, осуществляется в ограниченных объемах. Чаще всего, оно предназначено для расширения технологических возможностей, оплаты услуг, предоставленные администраторами резидентам, а также для содержания зданий научно-технологического парка, или инновационного инкубатора.

Динамика финансирования проектов по трансферу технологий за период 2005-2016 гг. представлена на рис. 1.

С 2010 г. наблюдается тенденция уменьшения финансирования, которая продолжается и по сей день. В 2014 г., как и в 2010 г., было достигнуто рекордное количество (48 маленьких и средних) предприятий, которые получили статус резидента НТП или ИИ. Данные свидетельствуют о том, что для востребованности на рынке, необходимо внедрять инновации в свою сферу деятельности, что всегда будет приносить дополнительную прибыль и гарантированный успех. Полагаем, что спад в бюджетном финансировании на НТП и ИИ объясняется недопониманием нового правительства выхода республики из кризиса за счет поддержки развития инновационного процесса в республике и внедрения инноваций во все сферы деятельности.

В 2016 г. для развития инновационной инфраструктуры из государственного бюджета было выделено финансирование на сумму 1,79 млн лей, которые направлены на финансирование 5 проектов по развитию инфраструктуры: отчет АИТТ за 2016 г.

За все время функционирования АИТТ из 700 заявок было финансировано 291 проектов по трансферу технологий в различных областях экономической

9,789-83 9,37 9,59

деятельности, в том числе: 2005 г. — 6, 2006 г. — 27, 2007 г. — 43, 2008 г. — 37, 2009 г. — 30, 2010 г. — 36, 2011 г. — 25, 2012 г. — 24, 2013 г. — 22, 2014 г. — 19, 2015 г. — 13, 2016 г. — 7.

Основным показателем результатов и эффективности реализации финансирования проектов является и объем продаж инновационных результатов. Так за последние годы объем реализации инновационной продукции существенно увеличился (рис. 2). Эти результаты были достигнуты, во-первых, благодаря коммерческим компаниям, которые проявили большой интерес и желание участвовать в финансировании проектов по трансферу технологий. Во-вторых, за счет широкого продвижения на национальных и международных выставках.

Молдова в качестве основной экономической политики приняла европейский вектор развития, страна активно использует Стратегию «Европа 2020» (заменившая Лиссабонскую стратегию), которая предусматривает пять основных направлений деятельности: занятость, исследования и инновации, изменение климата и энергетика, образование, борьба с бедностью. «Европа 2020» устанавливает три основных фактора укрепления экономики, которые Молдова уже использует в своей экономической политике:

• разумный рост — экономика, основанная на знаниях и инновациях;

• устойчивый рост, основанный на целесообразном использовании ресурсов, экологии и конкуренции;

• всеобъемлющий рост: способствование повышения уровня занятости населения, достижения социального и территориального согласия.

Теперь главным условием перехода Молдовы к экономике нового типа, основанной на знаниях, считаем следующие условия: во-первых, развитие экономики по инновационной модели: превращение инноваций и инновационной деятельности в ключевой фактор социально-экономического развития Республики Молдова. Во-вторых, практическая реализация комплексного подхода к созданию инновационных структур. В-третьих, взаимодействие науки, образования, малого инновационного бизнеса, крупных промышленных корпораций, финансовых институтов.

С 1 января 2012 г. Молдова стала первой страной в рамках Восточного Партнерства, ассоциированной к FP7 ЕС в области науки и технологического развития. В последние годы подобные двусторонние программы были запущены с соответствующими институтами в Беларуси, Германии, России, Румынии, Италии и Украине.

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 ■ финансирования от АИТТ ■ финансирования с других средств

Рис. 1. Государственное финансирование для развития НТП и ИИ, млн лей Источник: составлено на основании данных отчетов АИТТ за 2007-2016 гг.

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рис. 2. Объем реализованной инновационной продукции, млн лей Источник: разработано на основе данных отчетов АИТТ 2005-2016 гг.

Интернационализация молдавской науки, определение ее тенденций т. е. интеграция в европейское исследовательское пространство и повышение международной значимости предусматривает следующие специфические задачи:

1) интеграция в международное исследовательское пространство и присоединение к Седьмой рамочной ЕС «Горизонт 2020»;

2) участие в рамках региональных и международных исследовательских проектов;

3) международная значимость;

4) конкурентоспособные научные результаты.

По конкурсам, финансированным оперативными программами ЕС разработаны региональные инновационные стратегии в регионах планирования, реализовались и многие другие инновационные проекты и инициативы.

Также, была принята «Национальная стратегия развития научных исследований» в период до 2020 г. в рамках ЕС, Молдова участвует в программе «Горизонт 2020» [7].

В целом, акцент делается на информационные и инновационные технологии, уделяется особенное внимание на программное обеспечение, нано- и биотехнологии, на культурные и творческие индустрии. поддержку цифрового роста и электронного правительства. Стратегия ориентирована на формирование программно-целевого государственного подхода к областям, которые имеют потенциал превратиться в «локомотивы роста» для национальной экономики и достижения значительного экономического влияния инноваций на региональном и национальном уровне.

Состояние и тенденции в развитии инновационной системы в Молдове

Инновационная система является одним из эффективных инструментов для динамичного развития национальной экономики стран. И значимую роль в этом принадлежит предприятиям, которые должны внедрять проекты инноваций реально в жизнь в Молдове. Однако предприятия очень ограничены в своих возможностях для создания и приобретения новых технологических знаний. Молдова имеет низкую долю инвестиций в инновации по сравнению со странами ЕС, о чем свидетельствуют данные табл. 1. Большая проблема молдавских предприятий, которые преимущественно являются малыми и средними, в том, что не хватает сотрудников для разработки инноваций. Научно-исследовательская и образовательная инфраструктура в стране по-прежнему остаются фраг-ментированными. Бизнес недостаточно представлен в инновационном процессе, а взаимодействия между субъектами в рамках инновационной системы являются неэффективными.

Не самая лучшая картина складывается для Молдовы и в соответствии с индексом глобальной конкурентоспособности 2016-2017 — это 100-е место из 138 стран (табл. 2). Страна опустилась на 16 позиций по сравнению с 2016-2015 гг. Молдова сильно пострадала от экономического спада в Российской Федерации и Украине, что привело к снижению ее экономической

Таблица 1

Инвестиции в секторе ИИ, % ВВП, по сравнению с ЕС

Показатели ЕС Республика Молдова

2008 2020 2008 2020

Инвестиции в сектор ИИ, % от ВВП 1,9 3,0 0,6 1,5

Источник: [3]

активности, росту инфляции и значительному ухудшению состояния государственных финансов.

Молдова занимает слабые позиции, касающиеся развития и внедрения новых технологий. В рейтинге стран по глобальному технологическому индексу 2016 г. республика занимала только 71-ю позицию, значительно уступив место как бывшим странам СССР (Эстония — 22, Литва — 29, Латвия — 32) так и многим странам СНГ (Россия — 41, Азербайджан — 53) и своим соседям: Румыния — 66,Украина — 64 (табл. 3) [4].

В общем рейтинге Глобального индекса инноваций 2016 г. Молдова оказалась, фактически, в середине

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Общий индекс конкурентоспособности 2016-2017 гг. в сравнении с 2016-2015 гг.

Страны Позиция Зна- Позиция Зна-

страны 2016- чение индекса страны 2015- чение индекса

2017 гг. 2016- 2016 гг. 2015-

(138 стран) 2017 гг. (140стран) 2016 гг.

Швейцария 1 5,8 1 5,76

Сингапур 2 5,7 2 5,68

США 3 5,7 3 5,615

Нидерланды 4 5,6 5 5,50

Германия 5 5,6 4 5,53

Швеция 6 5,5 9 5,43

Великобритания 7 5,5 10 5,43

Япония 8 5,5 6 5,47

Гонконг 9 5,5 7 5,46

Финляндия 10 5,4 8 5,45

Норвегия 11 5,4 11 5,418

Дания 12 5,3 12 5,33

Новая Зеландия 13 5,3 16 5,25

Тайвань (Китай) 14 5,3 15 5,28

Канада 15 5,3 13 5,31

Другие страны

Эстония 30 4,8 30 4,74

Литва 35 4,6 36 4,5

Польша 36 4,6 41 4,49

Азербайджан 37 4,6 40 4,50

Россия 43 4,5 45 4,44

Латвия 49 4,4 44 4,45

Казахстан 53 4,4 51 4,48

Турция 55 4,4 51 4,37

Грузия 59 4,3 66 4,22

Румыния 62 4,3 53 4,32

Таджикистан 77 4,1 80 4,03

Армения 79 4,1 82 4,01

Украина 85 4,0 79 4,03

Молдова 100 3,9 84 4,00

Кыргызстан 111 3,7 102 3,83

ь-о

N

со

<

СО

Источник: [5]

Классификация стран по глобальному технологическому индексу

Таблица 3

о со

<

СО

Страны Позиция Зна- Позиция Зна-

страны 2016 г. (142 страны) чение индекса 2016 г. страны 2015 г. (143 страны) чение индекса 2015 г.

Сингапур 1 6,0 1 6,0

Финляндия 2 6,0 2 6,0

Швеция 3 5,8 3 5,8

Норвегия 4 5,8 5 5,8

США 5 5,8 7 5,6

Нидерланды 6 5,8 4 5,8

Швейцария 7 5,8 6 5,7

Великобритания 8 5,7 8 5,6

Люксембург 9 5,7 9 5,6

Япония 10 5,6 10 5,6

Дания 11 5,6 15 5,5

Гонконг 12 5,6 14 5,5

Республика Корея 13 5,6 12 5,5

Канада 14 5,6 11 5,5

Германия 15 5,6 13 5,5

Другие страны

Эстония 22 5,4 22 5,3

Литва 29 4,9 31 4,9

Латвия 32 4,8 33 4,7

Казахстан 39 4,6 40 4,5

Россия 41 4,5 41 4,5

Польша 42 4,5 50 4,4

Венгрия 50 4,4 46 4,5

Азербайджан 53 4,3 57 4,3

Армения 56 4,3 58 4,2

Грузия 58 4,3 60 4,2

Украина 64 4,2 71 4,0

Румыния 66 4,1 63 4,2

Молдова 71 4,0 68 4,0

Таджикистан 114 3,3 117 3,2

Источник: [5]

рейтинга INSEAD: она заняла 46-е место в списке из 128 стран, что на 2 позиции ниже, чем в предыдущем году (44-е место в мире). Включение Молдовы в качестве ассоциированного члена ЕС в 7-ю рамочную конвенцию значительно продвинуло республику в указанном рейтинге. В стране многие ученые работают в двух- и многосторонних трансграничных проектах, производящих новое знание, и это, по косвенным признакам, также идет в инновационный зачет страны. В классификаторе республика сегодня отстает не только от развитых стран, но и от большинства стран прежнего СССР, однако по сравнению со станами СНГ, она лидирует: Украина — 56, Армения — 60, Грузия — 64, Казахстан — 75, Азербайджан — 85, Таджикистан — 85, Киргизстан — 103.

В современных условиях конкурентоспособность определяется в значительной степени развитием сферой инновации и инновационным продуктом. Как показывает анализ позиций Молдовы в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума, наша республика очень слабо выглядит по уровню внедрения инноваций, сложности

и диверсификации бизнеса, а также технологической готовности к внедрению инноваций.

Ключевыми проблемами для экономического развития в республике представители бизнеса называют коррупцию, неэффективность государственного аппарата, политическую нестабильность и др. Все эти факторы способствуют неэффективному распределению ресурсов страны и препятствуют росту конкурентоспособности, а также серьезно задуматься над реальными возможностями ускорения технического развития производства и повышения его эффективности.

Самые слабые ее позиции наблюдаются по главным показателям инновационной экономики:

• внедрение инноваций в области предпринимательства;

• использование 1Т в создании бизнес и организационных моделей;

• сотрудничество между университетами и промышленностью по исследованиям и внедрению (R$D);

• торговая и транспортная инфраструктура;

• доступ к кредитам, венчурному финансированию, грантам и международным проектам.

По данным Еврокомиссии, сегодня практически по всем показателям инновационного развития Молдова сильно отстает от ЕС. Исключение составляет выпуск специалистов с высшим образованием. Однако это «достижение» является спорным. Наиболее сильно республика отстает от ЕС по количеству наиболее цитируемых научных публикаций, зарегистрированных международных патентов, по размерам доходов, получаемых от продажи патентов и лицензий за рубеж, а также по объемам экспорта продукции средней и высокой технической сложности.

Молдавская экономика в ЕС занимает незавидное положение по технологической и инновационной составляющим:

• находится на последних местах по глобальному индексу конкурентоспособности (среди стран ЕС), находится на последних местах среди стран Центральной и Восточной Европы и на 71-й позиции (2016 г.) в рейтинге индекса Всемирного экономического форума по индексу технологического развития;

• имеет самые низкие показатели по количеству патентов и за рубежом (относительно низкая внутренняя патентная деятельность отражает слабое технологическое развитие, что в свою очередь является одной из главных причин слабой патентной деятельности за рубежом);

• имеет низкие возможности для творчества и инноваций, ограниченное финансирование и спрос на научные решения, молдавская экономика является одной из наименее возрождающихся экономик в ЕС;

• располагает невыгодной структурой исследовательских расходов среди стран ЕС. Расходы на научные исследования — 0,3% от ВВП при среднем уровне ЕС — 1,83% от ВВП (на 2016 г.);

• обладает несбалансированной структурой расходов на НИОКР — доля государственных расходов на НИОКР (в два раза больше, чем в частном сек-

торе), что является полной противоположностью того, что рекомендовано Европейской комиссией (эти данные показывают, что одна из наиболее характерных особенностей инновационного развития в стране — это низкий уровень финансирования научных исследований и инноваций бизнесом);

• неблагоприятные результаты обучения на протяжении всей жизни незначительное количество населения в возрасте от 25 до 64 лет принимают участие в этом процессе, в то время как данные по ЕС показывают — 9,7%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• имеет низкую долю высокотехнологичного экспорта (в настоящее время в Молдове промышленность в основном ориентирована на сектор природных ресурсов и дешевой рабочей силы);

• государственная политика в области науки и инноваций еще не соответствует современным вызовам, необходимости и требованиям преобразования науки и превращения инноваций в ключевой фактор экономического роста и конкурентоспособности экономики;

• для финансирования деятельности в области ИИ широко привлекаются в основном международные фонды.

Выводы

1. Республика Молдова находится на стадии теоретического обоснования главных вопросов инновационного развития и начала практических шагов в области инновационной деятельности. Имеется определенная теоретическая разработанность отдельных аспектов инновационного развития и сотрудничества с зарубежными странами. Однако на практике часто возникает неосуществление теории.

2. В стране отсутствует климат доверия в нашем обществе, который не позволяет поддерживать нелинейные формы современного научно-технического прогресса, на которых основано формирование современного инновационного уклада. Функционирует неразвитая национальная инновационная система.

3. Проблемы, связанные с разработкой и внедрением инноваций в нашей республике достаточно аналогичны с проблемами, возникающими в странах Восточной Европы, которые вошли уже в состав ЕС:

недоверие общества к инновациям; слабая вовлеченность бизнеса в инновационную деятельность; слабое финансирование;

несовершенный механизм реализации инновационной деятельности; разрыв между наукой и производством; отсутствие системности и комплексного подхода в инновационной деятельности; низкий инновационный потенциал предприятий; отсутствие кадров, большая ориентация на сырьевую экономику, чем на инновационное развитие и др.

4. Развиваться Молдове целесообразно только в инновационном направлении. Главное необходимо сейчас в республике создать инновационный климат. Это предполагает:

• наличие государственной научно-технической и инновационной политики, определяющей приоритеты научно-технического развития страны, регионов, крупных хозяйствующих субъектов;

• развитую систему нормативно-правового регулирования инновационной деятельности, открывающей возможности для инициатив в области инноваций;

• устойчивое функционирование механизмов прямого государственного финансирования и иных видов поддержки инновационной деятельности;

• наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей всестороннюю поддержку инновационной деятельности;

• кадровое обеспечение инновационной деятельности, включая подготовку кадров высшей школой и специальными учебными центрами для научно-технической сферы.

5. Для соответствия тенденциям инновационного развития странам ЕС и реального вхождения инноваций в жизнь республики в условиях кризиса необходимо осуществить, прежде всего, активную реализацию Плана действий в рамках Инновационной стратегии РМ на период 2013-2020 гг. «Инновации для конкурентоспособности», принятой в декабре 2013 г.

Список использованных источников

1. Национальная Стратегия развития «Молдова-2020» http:// particip.gov.md/public/files/strategia/Strateg_Moldova_2020_ rusa.pdf.

2. Инновационная стратегия на период 2013-2020 гг. «Инновации для конкурентоспособности: Monitorul oficial №284-289, 6 decembrie 2013.

3. N. M. Antyushina Arctic: a New Framework of the International Cooperation//Reports of the IE RAS, № 307. М., 2014.

4. The Global Information Technology Report 2016, 2015, 2010-2011. http://www3.weforum.org/docs/WEF_GITR_Report_2016.pdf. World Economic Forum.

5. The Global Competitiveness Report 2016-2017, 2015-2016 World Economic Forum http://www.weforum.org. Отчет о глобальной конкурентоспособности 2016-2017. Всемирный экономический форум 2016 http://reports.weforum.org/global-competitiveness-index/competitiveness-rankings.

6. http: / / www.statistica.md/newsview. php?l=ru&idc=168&id=5604.

Tendencies, initiatives, directions in the development of the innovation policy of the Republic of Moldova in the context of the developed EU countries N. Perchinskaya, PhD, Senior Research Fellow of the National Institute for Economic Research of Moldova.

The paper gives a brief history of the innovative development of Moldova, reveals the current state and trends, initiatives, directions and mechanisms in the formation of the innovation system in the republic in the context of the developed EU countries as well as the problems associated with the development and implementation of innovations.

Keywords: innovations, tendencies, initiatives, directions, development of innovation policy, Moldova, EU countries.

ho

CN

ir

CN N

CD

J <

CQ О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.