зарубежный опыт
УДК 332.122:346.1 (478.9)
правовая база
как основное условие расширения зоны
экономического комфорта инновационного предпринимательства в республике молдова
Е. А. ЖУРАВЛЕВА, доктор экономических наук, доцент кафедры антикризисного управления, налогов и налогообложения E-mail: [email protected]
н. Ю. ПРОЦЮК, аспирантка кафедры антикризисного управления, налогов и налогообложения E-mail: [email protected] Кубанский государственный университет
В статье отмечается, что стимулирование развития инновационного предпринимательства является стратегическим приоритетом социально-экономического развития Республики Молдова. Процесс управления инновационным развитием страны должен основываться на оптимальном сочетании административных и рыночных рычагов воздействия. Именно поэтому в настоящей работе проведен анализ правовой базы в области инноваций в Республике Молдова, исследован уровень ее влияния на расширение границ ¡ппо-зоны - зоны экономического комфорта инновационного предпринимательства в Республике Молдова. Сделан вывод о том, что чем совершеннее элементы и механизмы правовой базы в области инноваций, тем шире зона экономического комфорта инновационного предпринимательства. В заключение сформулированы несколько основных положений разработки инновационного вектора развития экономики Республики Молдова.
Ключевые слова: правовая база в сфере инноваций, ¡ппо-зона, зона экономического комфорта, инно-
вационное предпринимательство, государственная инновационная политика.
В настоящее время большинство ученных и исследователей в области инноваций и инновационной среды большое внимание уделяют вопросу нормативно-правовой базы данной сферы, проводится глубокий анализ ее недостатков, разрабатываются механизмы ее совершенствования. Правовая база является не только юридической основой формирования инновационной среды, но (в первую очередь) и условием функционирования инновационной экономики. Следует понимать, что наличие правой базы в сфере инноваций должно создавать и расширять возможности развития инновационного предпринимательства, формировать такие условия, где отсутствует разлад в самой инновационной системе c окружающим миром.
Абстрагируясь от точных наук и экономических определений, инновационное предпринимательство можно представить как определенную тпо-зону, где функционируют отличные от других сфер механизмы и элементы инновационной инфраструктуры:
- производственно-технологические элементы (технопарки, научно-технологические институты);
- механизмы консультационных услуг (центры трансфера технологий, инновационные инкубаторы, научные институты и экспертные бюро и т. п.);
- финансовые механизмы (венчурное финансирование, финансирование из фондов поддержки инновационного предпринимательства, банковское финансирование в виде кредитов на льготных условиях, государственные ассигнования и т. п.);
- кадровые механизмы (механизм подготовки специалистов в области технологического и научного менеджмента; система повышения квалификации персонала в области инноваций и т. п.);
- информационные элементы (специализированные печатные издания, интернет-ресурсы и т. п.);
- элементы коммерциализации инноваций (специализированные выставки, внешнеторговые объединения и т. п.).
Одновременное функционирование всех перечисленных факторов свидетельствует о развитой инновационной инфраструктуре в стране. Однако инновационной экономике этого недостаточно. Параллельно с этим следует формировать эффективную нормативно-правовую базу в области инноваций, иначе и элементы инновационной инфраструктуры будут функционировать хаотично и с низкой степенью экономической отдачи самой инновации.
Авторы считают, что именно уровень развития правовой базы в области инновации определяет диаметр тпо-зоны: чем совершеннее элементы и механизмы правовой базы в области инноваций, тем шире зона экономического комфорта инновационного предпринимательства. За пределами зоны экономического комфорта находится зона предпринимательского риска, зона испытаний, зона напряжения и возможной опасности инновационной деятельности.
Когда в инновационной экономике правовая среда отсутствует или развита на низком уровне,
то границы тпо-зоны определяются как ^. В данном случае инновационное предпринимательство находится в зоне риска У1.
когда в инновационной экономике правовая среда функционирует только как нормативный документ, без учета эффективного влияния на развитие инновационного предпринимательства - умеренная правовая база, то границы тпо-зоны немного расширяются и определяются как £ В данном случае инновационное предпринимательство «выведено» за границы зоны риска У но приближено к зоне риска У2.
Если же инновационная экономика обеспечена эффективной правовой базой, которая направлена на полноценное развитие инновационного предпринимательства в стране, то границы тпо-зоны максимально расширяются, отдаляя зону риска У3 от зоны экономического комфорта, и границы тпо-зоны определяются как £3.
Точкой отсчета для формирования нормативной правовой базы в области инноваций в Республике Молдова можно обоснованно считать принятие в 2004 г. закона от 15.07.2004 № 259-ХУ, являющегося и до настоящего времени основополагающим в сфере инновации (кодекс о науке и инновациях). Данный закон регламентирует правовые отношения, связанные с разработкой и осуществлением государственной политики в области науки и инноваций. В целях координации, стимулирования и внедрения механизмов деятельности в области инноваций и трансфера технологий в том же 2004 г. в составе Академии наук было создано Агентство по инновациям и технологическому трансферу (АИТТ).
На основании ст. 163 Кодекса о науке и инновациях, постановления Правительства Республики Молдова от 13.09.2004 № 1016 «О создании Государственного предприятия «Государственное агентство по интеллектуальной собственности» путем слияния Государственного предприятия «Государственное агентство по охране промышленной собственности» и Государственного агентства по авторским правам» было создано Государственное агентство по интеллектуальной собственности Республики Молдова (AGEPI) [1]. Основными функциями AGEPI, направленными на эффективное регулирование инновационного предпринимательства в стране, являются:
- разработка предложения по государственной
политике и нормативно-законодательной базе в
сфере охраны интеллектуальной собственности;
- разработка, согласование и реализация программы развития и соглашения о сотрудничестве с другими странами или международными организациями в сфере своей деятельности;
- разработка, издательство и распространение Официального бюллетеня промышленной собственности, журнала интеллектуальной собственности ШеПеЛш, других изданий в данной области и т. п. [4].
После принятия Парламентом Республики Молдова закона «О научно-технологических парках и инновационных инкубаторах», который предусматривает либеральный режим деятельности, а также налоговые и таможенные льготы, решением Высшего совета по науке и технологическому развитию Академии наук Республики Молдова от 30.08.2007 были учреждены первые в стране научно-технологический парк Academica и инновационный инкубатор Inovatorul.
Государственная инновационная политика Республики Молдова направлена на выявление за-
кономерностей в применении мер стимулирования инновационной активности. В основном особенности связаны с использованием конкретных мер, направленных на ускорение инновационного развития (различного рода льготы, финансовая поддержка, меры по улучшению взаимодействия науки и бизнеса), а также с распределением роли государства и частного сектора в данных процессах.
В настоящее время Республика Молдова принимает участие в реализации Седьмой рамочной программы по научным исследованиям и технологическому развитию Евросоюза (FP7), рассчитанной на 2007-2017 гг. и располагающей бюджетом более 50 млрд евро. Национальные контактные пункты, созданные в ряде стран для поддержки потенциальных кандидатов на участие своими проектами в FP7, действуют в Республике Молдова под эгидой АНМ и АИТТ [5].
механизм функционирования государственной политики Республики Молдова в области науки и инноваций представлен на рисунке.
Правительство Республики Молдова
4
Договоры о партнерстве с различными зарубежными институтами
<
Парламент Республики Молдова
Агентство по интеллектуаль ной
собственности
Академия наук Республики Молдова
Высший руководящий орган - Ассамблея Академии наук
Научные отделения (отделения естественных наук, науки о жизни, точных и экономических наук, общественных и гуманитарных наук)
Кодекс о науке и инновациях
Исполнительный орган - Высший совет по науке и технологическому развитию
Агентство по инновациям и трансферу технологий
Источник: авторская разработка на основе исследования «Проблемы и тенденции инновационного развития малых и средних предприятий АТО Гагаузия» [2, с. 16].
Механизм функционирования государственной политики в области науки и инноваций в Республике Молдова
По уровню «глобального индекса инноваций», ежегодно устанавливаемому международной бизнес-школой INSEAD, Республика Молдова в июле 2011 г. заняла 39-е место в ряду самых инновационных стран мира, опередив Румынию, Россию и Украину, которые заняли 50, 56 и 60-е места соответственно. Согласно официальной презентации Ю1-2013 Республика Молдова заняла 45-е место из 142 стран в рейтинге «Глобального индекса инноваций 2013». Республика набрала 40,90 баллов из 100 возможных. Таким образом, страна поднялась на 5 позиций по сравнению с 2012 г. (50-е место). Румыния заняла в рейтинге 48-е место, Россия - 62-е и Украина - 71-е. Позиция, занимаемая Республикой Молдовой, показывает, что национальное ведомство по интеллектуальной
собственности - AGEPI является эффективным, а законодательство гармонизировано с принципами и стандартами Европейского Союза [4].
Как утверждается в исследовании Г^ЕАО, столь высокое место Республика Молдова заняла благодаря «динамичной системе защиты интеллектуальной собственности, а также экспорту креативных ценностей».
Именно поэтому в 2012 г. Правительством Республики Молдова было принято постановление от 13.09.2012 № 685 «Об утверждении Стратегии развития сектора малых и средних предприятий на 2012-2020 гг.», согласно которой разработан план по ее реализации. Основные мероприятия в области инноваций согласно разработанной стратегии представлены в таблице [3].
План действий по реализации Стратегии развития сектора малых и средних предприятий Республики Молдова на 2012-2014 гг.
(выдержки) [3]
№ пункта Приоритеты/ задачи/действия Источники финансирования и стоимость действия, тыс. евро Срок реализации, годы Ответственный орган Показатели деятельности
Государственный бюджет Помощь партнеров по развитию Непокрытые источники
Приоритет 1. Адаптация нормативно-регламентирующей базы к потребностям развития сектора МСП
1.1 Задача: совершенствование регламентирующей базы деятельности МСП
1.1.2 Разработка проекта закона о венчурном (рисковом) финансировании инновационной деятельности В пределах утвержденного бюджета 2013-2014 Академия наук Молдовы, Агентство по инновациям и трансферу технологий Представленный в Парламент проект закона
1.1.3 Разработка и внесение поправок в закон от 21.07.2007 № 138 «О научно-технологических парках и инновационных инкубаторах» В пределах утвержденного бюджета 2013-2014 Академия наук Молдовы, Агентство по инновациям и трансферу технологий Представленный в Парламент проект закона
Приоритет 2. Улучшение доступа МСП к финансированию
2.1 Задача: разработка инновационных схем финансирования МСП
2.1.3 Реализация механизмов инновационных ваучеров 616,71 2012-2014 Министерство экономики, Агентство инноваций и передачи технологий Количество МСП-бе-нефициаров. Созданный эффективный и работоспособный механизм отправки/ получения денежных переводов
Окончание таблицы
№ пункта Приоритеты/ задачи/действия Источники финансирования и стоимость действия, тыс. евро Срок реализации, годы Ответственный орган Показатели деятельности
Государственный бюджет Помощь партнеров по развитию Непокрытые источники
2.3 Задача: привлечение линий долгосрочного кредитования международных финансовых институтов
2.3.4 Создание и развитие схем инновационных инвестиций (венчурный капитал и бизнес-ангелы) 61,67 2012-2014 Министерство экономики, Национальный банк Молдовы, Организация по развитию сектора малых и средних предприятий Разработанная законодательная / нормативная база. Количество созданных институтов типа equity capita (с собственным капиталом) и бизнес-ангелов
Приоритет 3. Развитие человеческого капитала путем продвижения компетенций и культуры в сфере предпринимательства
3.1 Задача: развитие и продвижение предпринимательского образования и культуры
3.1.4 Создание инновационных бизнес-инкубаторов в рамках университетов. Увеличение количества стажировок в МСП для студентов 61,67 2013-2014 Академия наук Молдовы, Агентство по инновациям и трансферту технологий Количество созданных бизнес-инкубаторов. количество заявок студентов, желающих начать дело. Количество стажировок, пройденных молодежью в МСП. Количество инкубированных предприятий
Приоритет 4. Повышение конкурентоспособности МСП и стимулирование духа новаторства
4.1 Задача: улучшение и развитие технического и инновационного потенциала МСП
4.1.1 Разработка исследования ИМЫОМех в Республике Молдова по определению инновационного уровня МСП (примером является Румыния)* В пределах утвержденного бюджета 2012-2014 Академия наук Молдовы, Агентство по инновациям и трансферу технологий Разработанное исследование МЫ01псСех
4.1.2 Оценка эффективности существующей инновационной инфраструктуры и ее постоянное развитие В пределах утвержденного бюджета 2012-2013 Академия наук Молдовы, Агентство по инновациям и трансферу технологий Эффективность инновационной инфраструктуры, оцененная на основе разработанного исследования
*URL: http://innoindex. ro.
Общая стоимость Плана действий составляет 22 388,44 тыс. евро, включая 9 030,21 тыс. евро, предусмотренные в государственном бюджете (12 %), 2 772,80 тыс. евро, покрытые при помощи партнеров по развитию и 10 585,37 тыс. евро, не покрытые финансовыми средствами [3].
Разработанная стратегия направлена на повышение уровня инновационной деятельности в стране. Согласно данной стратегии Академией наук Молдовы и Агентством по инновациям и трансферу технологий будет создана и внедрена система применения инновационных программ в режиме on-line. В данном контексте Правительством Республики молдова будет проведена работа по созданию законодательной базы, стимулирующей развитие инновационных кластеров. Будут определены сферы предпринимательства из приоритетных секторов, которые, объединившись, смогут создать кластеры как инструмент местного развития.
В порядке применения зарубежного опыта в Республике молдова начали создаваться инновационные инкубаторы и научно-технологические парки, которые призваны повышать эффективность внедрения результатов научных исследований и ускорять доведение конкурентоспособной промышленной продукции до потребителя.
В настоящее время в Республике Молдова существуют 3 научно-технологических парка: Académica, Inagro, Micronanoteh и 5 инновационных инкубаторов: Inovatorul, Politehnica, Universience, Nord, Innocenter.
Однако, несмотря на достигнутые успехи в области инновационной среды в сравнении с другими постсоветскими странами, в Республике Молдова политика в области инноваций реализуется минимально. Это объясняется слабым взаимодействием ответственных за инновационную политику публичных ведомств с частным сектором, университетами, а также другими факторами. Субъекты бизнеса требуют покрывать на 50 % расходы, связанные с разработкой и реализацией инновации. Государственных структур для поддержки инновационного предпринимательства в Республике Молдова недостаточно.
Ориентирование Правительства Республики Молдова на новую парадигму экономического развития страны на основе развития инвестиций и инноваций, как и вызовы глобальной окружающей среды, определяют необходимость совершенствования механизмов поддержки инновационного
предпринимательства для повышения их конкурентоспособности на основе использования инновационного и экспортного потенциалов.
Таким образом, авторы могут утверждать, что в современных условиях правовая база является основным условием расширения зоны экономического комфорта инновационного предпринимательства Республики Молдова. Если до 2004 г. субъекты инновационной экономики находились в зоне риска У то в настоящее время зона экономического комфорта расширилась до £2. Тем не менее у молдавских предпринимателей в сфере инноваций при полной поддержке государства в виде эффективной правовой базы существуют перспективы расширения тпо-зоны до границы £
Конкретные успешные реализации программ в рамках правовой базы инновационной среды Республики Молдова могут существенно варьироваться в зависимости от историко-экономического контекста. Тем не менее авторами сформулированы несколько основных положений, которые обеспечат расширение зоны экономического комфорта инновационного предпринимательства Республики Молдова:
1) последовательная и долгосрочная инновационная политика государства с четко сформулированными целями и задачами;
2) рациональное использование имеющегося инновационного потенциала в качестве фундамента для строительства инновационной экономики и реализации инновационной политики;
3) систематические усилия по налаживанию и укреплению сотрудничества между частным, исследовательским и образовательным секторами;
4) выявление и целевая поддержка важных для инновационно-технологического потенциала направлений, недостаточно быстро развивающихся либо не развивающихся самостоятельно;
5) охват как можно большего объема потенциально инновационных фирм посредством предоставления им государственной поддержки;
6) развитие программ коммерциализации инноваций, создаваемых и заимствуемых технологий;
7) разумное привлечение иностранных инвестиций (от транснациональных корпораций);
8) наличие развитого законодательства в области интеллектуальной собственности;
9) систематическое изучение и внедрение передового международного опыта. Например, российского в области организации малых инно-
вационных предприятий согласно Федеральному закону от 02.08.2009 N° 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»;
10) гармоничное и пропорциональное развитие инновационной инфраструктуры бюджетных научных и образовательных учреждений, к которым прикреплены хозяйственные общества в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, рационального распределения функций между ее элементами;
11) ежегодное резервирование собственных средств бюджетными научными и образовательными учреждениями на субсидирование покупки необходимого оборудования для разработчиков по шкале приоритетов, создание целевых резервных фондов на существующие потребности в целях ускорения окупаемости инновационных проектов;
12) создание специализированной службы по коммерционализации инновационных разработок ученых, отдела сбыта инновационных продуктов и технологий на базе инновационной инфраструктуры бюджетных научных и образовательных учреждений с концентрацией усилий на прямых и косвенных каналах реализации готовой продукции.
Необходимо отметить, что указанные положения не решат всего комплекса рыночных и внерыночных проблем инноваторов, но внимание к ним позволит качественно развивать инновационный бизнес в Республике Молдова и России.
на основе анализа нормативно-правовой базы Республики молдова можно также сделать вывод о том, что малое количество законодательных актов в области инноваций не всегда снижает степень развития инновационной экономики. Ключевое значение в данном случае имеет выбор эффективной стратегии проведения государственной политики в области инноваций.
Список литературы
1. Кодекс о науке и инновациях Республики Молдова: закон Республики Молдова от 15.07.2004 № 259-XV // Мониторул Офичиал № 125-129/663 от 30.07.2004.
2. Левитская А. П. Проблемы и тенденции инновационного развития малых и средних предприятий АТО Гагаузия. Комрат, 2013.
3. Об утверждении Стратегии развития сектора малых и средних предприятий на 2012-2020 годы: постановление Правительства Республики Молдова от 13.09.2012 № 685. Мониторул Офичиал № 198-204/740 от 21.09.2012.
4. URL: http://www. agepi.gov.md.
5. URL: http://www.aitt.md.