Научная статья на тему 'Инновационная политика Молдовы и стран СНГ - варианты сотрудничества'

Инновационная политика Молдовы и стран СНГ - варианты сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СТРАНЫ СНГ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА МОЛДОВЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перчинская Н. П.

В статье рассматриваются вопросы научно- технического и инновационного сотрудничества Молдовы и cтран - участников СНГ. Показываются основные стратегические направления резервы этого сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная политика Молдовы и стран СНГ - варианты сотрудничества»

Инновационная политика Молдовы и стран СНГ — варианты сотрудничества

В статье рассматриваются вопросы научнотехнического и инновационного сотрудничества Молдовы и стран - участников СНГ. Показываются основные стратегические направления резервы этого сотрудничества.

Ключевые слова: инновационная политика, инновационное сотрудничество, страны СНГ, инновационная структура Молдовы, перспективы сотрудничества.

Н. П. Перчинская,

к. э. н., ведущий научный сотрудник Института экономики финансов и статистики Республики Молдовы (ИЭФС)

e-mail: natperch@yahoo.com

Сегодня во всем мире понимают, что прорыв в области экономики реален только инновационным путем. И это возможно осуществить при наличии таких факторов, как консолидация интеллектуальных ресурсов; обобщение передовых достижений сектора инноваций в странах ближнего и дальнего зарубежья; снятии административных барьеров на пути инновационного бизнеса; привлечении капитала в сферу высокотехнологичных производств; создание взаимовыгодных условий для сотрудничества [3]. Устойчивое развитие стран СНГ требует особого внимания к сфере инноваций: следует опираться на национальные преимущества, объединить усилия в направлениях, которые определяют инновационную специализацию стран СНГ в мировой экономике.

В XXI веке главным вектором социальноэкономического развития Молдовы является инновационный путь развития. В республике планируется становление полноценной инновационной экономики, в которой нововведения будут проходить красной линией через весь процесс воспроизводства: от стадии создания необходимых обществу и рынку товаров и услуг до стадии внедрения и эффективного функционирования в повседневной жизни.

Думается, что сейчас при сотрудничестве Молдовы со странами СНГ главной задачей должна стать задача создания эффективного механизма взаимодействия для определения взаимовыгодных инновационных проектов, имеющих высокую степенью готовности для возможной коммерциализации. Если рассматривать состояние и развитие высокотехнологичного комплекса государств - участников СНГ, то оно сейчас не идет в сравнение с общемировыми тенденциями. Такое явление объясняется тем, что воспроизводственный цикл создания и внедрения инноваций, эффективно действовавший в 1990-е гг. стал разорванным. Следствием данного процесса явился обрыв связей между разработчиками ноу-хау и потребителями.

Что же может дать Молдове инновационное сотрудничество со странами - участниками СНГ (в первую очередь с Россией) в рыночных условиях и условиях конкуренции?

Полагаю, что, во-первых, это доступ к высокотехнологичным компаниям и технологиям, во-вторых, опыт по созданию и функционированию инновационных структур (технопарков, инкубаторов), созданию венчурных фондов, в-третьих, помощь в подготовке кадров по вопросам создания и функционирования инновационных структур (технопарков, инкубаторов), создания и управления венчурными фондами.

Каким образом (по каким направлениям) на современном этапе осуществляется сотрудничество в научно-технической, инновационной и образовательной сферах Молдовы со странами СНГ?

Сотрудничество в научно-технической, инновационной и образовательной сферах можно проследить на основании выполнения плана мероприятий по реализации первого этапа (2009-2011 гг.) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г. В нем имеется раздел «Научно-техническая, инновационная и образовательная сферы», анализ выполнения которого показал, что Молдова имеет точки соприкосновения со странами СНГ по ряду мероприятий, и что существуют большие резервы для развития этих отношений.

Какие же это основные направления сотрудничества?

1. Реализация Стратегии сотрудничества государств - участников СНГ в сфере информатизации на период до 2010 г. (выполнено 2009-2010 гг). Реализация Стратегии сотрудничества государств - участников СНГ в сфере информатизации и Плана действий по ее реализации на период до 2010 г. осуществлялась в рамках Регионального содружества в области связи и Координационного совета государств - участников СНГ по информатизации. Глав-

ИННОВАЦИИ № 10 (156), 2011

ИННОВАЦИИ № 10 (156), 2011

ным результатом явилось Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в создании совместимых национальных телемедицинских систем и дальнейшем их развитии и использовании, которое было подписано на заседании СГП СНГ 19 ноября 2010 г.

Были подготовлены следующие документы:

• Проекты Соглашения о сотрудничестве государств - участников СНГ в области обеспечения информационной безопасности.

• Положения о базовой организации государств -участников СНГ, осуществляющей методологическое и организационно-техническое обеспечение работ в области информационной безопасности и подготовку специалистов в этой сфере.

• Соглашение о сотрудничестве в создании государственных информационных систем паспортновизовых документов нового поколения и дальнейшем их развитии и использовании в государствах - участниках СНГ.

В Республике Молдове концептуальной и стратегической основой для построения информационного общества стали Политика и Национальная стратегия создания информационного общества — «Электронная Молдова», в рамках которой сейчас решаются основные задачи по созданию автоматизированных информационных систем, применению информационнокоммуникационных технологий в государственном управлении, экономике, социальной сфере. С 1 января 2011 г. гражданам Молдовы выдаются паспорта, которые содержат только биометрические данные. 28 сентября 2010 г. в Кишиневе состоялось очередное, 16-е заседание Координационного совета государств при РСС, на котором были рассмотрены вопросы о выполнении Стратегии и Плана действий по ее реализации до 2010 г., о роли Стратегии в использовании потенциала ИКТ в решении стратегических задач в государствах - участниках СНГ.

2. Развитие нормативно-правовой базы государств -участников СНГ в инновационной сфере (находится в процессе выполнения).

Для формирования системы научно-информационного обеспечения программ и проектов государств - участников СНГ в инновационной сфере в 2009 г. была одобрена Концепция научноинформационного обеспечения программ и проектов государств - участников СНГ в инновационной сфере, которая была подготовлена Межгосударственным координационным советом по научно-технической информации

Было подписано Соглашение о создании информационной инфраструктуры инновационной деятельности государств - участников СНГ в форме распределенной информационной системы и портала СНГ «Информация для инновационной деятельности государств - участников СНГ». Оно призвано обеспечить необходимые условия для дальнейшего развития межгосударственного инновационного сотрудничества и расширения взаимной информационной поддержки инновационной деятельности государств - участников СНГ.

Для координации совместной деятельности государств - участников СНГ по совершенствованию

межгосударственной системы охраны и защиты интеллектуальной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности было подписано Соглашение о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности.

В Молдове в рамках данного раздела были проведены следующие мероприятия:

• внесены предложения об изменениях и дополнениях к закону «О научно-технологических парках и инновационных инкубаторах» и представлены Правительству на утверждение;

• разработана Концепция развития инновационного предпринимательства в Республике Молдове с участием Министерства экономики и Института экономики финансов и статистики;

• выполнен (в 2010 г.) первый этап проекта «Исследование состояния и разработка механизма межгосударственного обмена научно-техническими достижениями в области охраны окружающей среды, энергосбережения, био- и нанотехнологий между Украиной и Молдовой» (2010-2011 гг.);

• подписан Договор (7 декабря 2010 г.) о научнотехническом сотрудничестве между Институтом экономики, финансов и статистики Академии наук Молдовы и Министерством экономики Республики Молдовы с украинским Институтом научнотехнической и экономической информации;

• разработана законодательная основа для создания венчурных фондов в Молдове. Был подготовлен Закон о венчурном финансировании инновационной деятельности. В 2011 г. разработанный Закон будет представлен на согласование в Правительство Республики Молдовы с последующим утверждением Парламентом Республики Молдовы.

3. Формирование инновационной инфраструктуры и поддержка инновационной деятельности предприятий, использующих новейшие ресурсо-, энер-го- и трудосберегающие наукоемкие производства и технологии (выполняется 2009-2011 гг.).

В странах СНГ функционируют разнообразные элементы инновационной структуры: парк высоких технологий, научно-технологические парки, инновационные фонды, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инновационные центры, научнопроизводственные (научно-практические) центры, информационные и маркетинговые центры.

В Республике Молдове активно развивается инновационная инфраструктура. После принятия Парламентом Республики Молдовы Закона о научно-технологических парках и инновационных инкубаторах, который предусматривает налоговые и таможенные льготы, решением Высшего совета по науке и технологическому развитию Академии наук Молдовы от 30 августа 2007 г. были учреждены первые в стране научно-технологический парк «Academ^» и инновационный инкубатор «Inovatorui».

В настоящее время на территории Республики Молдовы функционируют 3 научно-технологических парка и один инновационный инкубатор: научнотехнологический парк «Académica» (2007) — универсальная специализация, 21 резидентов; научно-

технологический парк «Inagro» (2008) — специализируется в интенсивном и экологическом сельском хозяйстве, 14 резидентов; научно-технологический парк «Мшгопапо1еЬ»(2010) — специализируется в микроэлектронике и нанотехнологиях — проводится конкурс на отбор резидентов (официально пока не имеет финансирования), инновационный инкубатор «1поуа1оги1» (2007) — универсальная специализация, 4 резидента [1].

Научно-технологический парк «Академика» и инновационный инкубатор «Инноватор» были созданы Агентством по инновациям и трансферу технологий при содействии Высшего совета по науке и технологическому развитию Академии наук Молдовы. Они являются структурами комбинированного типа, «виртуальными технопарками где часть резидентов размещается в пределах территории парка (инкубатора), а часть в других местах, имеющих подходящие условия для размещения производственных мощностей. Такая форма эффективна при широком распространении Интернета и других средств коммуникации, поскольку отпадает необходимость обязательного размещения инновационных фирм (резидентов) на одной компактной территории. Главной функцией научно-технологического парка (инкубатора) является оказание комплекса разнообразных услуг своим резидентам в процессе реализации инновационных проектов.

Согласно законодательству, услуги оказываются на льготных условиях по тарифам, которые значительно ниже рыночных. Услуги, представляемые научно-технологическим парком (инновационным инкубатором) резидентам (инновационным фирмам), включают:

• найм офисных и производственных помещений, коммунальные услуги, ремонт помещений, охранные услуги;

• офисное обслуживание, в том числе оснащение офисной мебелью, офисной техникой;

• информационное обслуживание, в том числе подбор необходимой информации, доступ к базам данных, представление нормативной документации;

• организацию конференций, семинаров, тренингов;

• бухгалтерское консультирование и связанные с ним услуги;

• юридическое, финансовое и бизнес-консультирование, в том числе юридические услуги, поиск инвестиций, оценку предпринимательских идей, разработку инновационных бизнес-планов, патентное обслуживание и оценку интеллектуальной собственности, налогообложение и т. д.;

• консультативное обслуживание в том числе продвижение инновационных производственных проектов, поиск и подбор производственных площадей, поиск партнеров, инвесторов и кредиторов;

• кадровое обслуживание, в том числе. подбор квалифицированных специалистов, технологического персонала — организацию производственной практики студентов, док торов и постдокторантов. Научно-технологические парки и инновационный

инкубатор находятся в косвенном подчинении Академии наук Молдовы и финансируются в основном из государственного бюджета.

В Республике Молдове функционируют также и другие инновационные структуры — бизнес-инкубаторы. Первый инновационный бизнес-инкубатор «ELIRI-ING S.A.» был создан в Кишиневе (декабрь 2000 г.). Он является многофункциональным, реализующий широкий перечень инновационных услуг. Основные его виды деятельности: инновационная, научная, технологическая, техническая деятельность, инжиниринговая, консалтинговая и другая деятельность в области инновационного предпринимательства; реклама, маркетинг на рынке инноваций; подготовка и переподготовка кадров в области научного и производственного бизнеса; коммерциализация объектов интеллектуальной собственности; консультирование и обучение по вопросам создания и развития малого бизнеса в научно-технической и производственной сферах.

Агентство по инновациям и трансферу технологий способствует повышению эффективности внедрения результатов научных исследований в производстве, доведения до потребителя конкурентоспособной промышленной продукции, работ и услуг, основанных на инновациях. Агентство курирует службы управления интеллектуальной собственностью и передачи технологий предприятий, учреждений, Оно осуществляет следующие виды деятельности [2]:

• разработка политики инновационной деятельности предприятия, учреждения;

• развитие и использование интеллектуального потенциала предприятия, учреждения;

• координация и внедрение механизмов стимулирования инновационного бизнеса и передачи технологий;

• развитие технического прогресса и передовых технологий на предприятии, в учреждении;

• создание, эксплуатация, оценка и аккредитация организаций в области инфраструктуры и передачи инновационных технологий;

• осуществление консалтинговых услуг и маркетинга в сфере инноваций и передачи технологий;

• правовая охрана объектов интеллектуальной собственности, созданных или приобретенных и поддержание их в силе;

• оказание материальной и финансовой помощи инновационной деятельности и распределение ресурсов, в соответствии с направлениями научных исследований;

• подготовка кадров и модернизация предприятий, учреждений для ускорения инновационного процесса;

• консалтинговые услуги и маркетинга в сфере инноваций и передачи технологий;

• расширение связей с международными организациями в области инноваций и передачи технологий. Безусловно, без решения основных организационноэкономических проблем инновационного развития экономики стран СНГ экономический рост Молдовы не станет достаточно устойчивым, конкурентоспособным, потому что существующие условия хозяйствования обеспечивают лишь выпуск устаревшей продукции, неконкурентоспособной не только на мировом, но и на внутреннем рынке

ИННОВАЦИИ № 10 (156), 2011

ИННОВАЦИИ № 10 (156), 2011

Одним из основных критериев успешной инновационной деятельности для страны является развитый научный потенциал, сосредоточенный в национальных исследовательских университетах и технопарках. Анализ 15 высших учебных заведений и других организаций Молдовы, в которых ведется подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области информации и инновационной деятельности показал, что только в 5 организациях готовят специалистов в области инновации. Это недостаточно для республики Молдова, которая планирует сделать экономический прорыв через инновации

Молдавский государственный университет готовит выпускников для инновационной деятельности по специальностям: информационное обеспечение, библиотековедение, информационные технологии, кибернетика и экономическая информатика.

В Техническом университете Республики Молдовы значительное внимание уделяется проблеме подготовки кадров для инновационной экономики. Так, на факультете «Инженерия и менеджмент в машиностроении» готовят специалистов по специальности «Инновационная инженерия и трансфер технологий». Ежегодно студенты выполняют дипломные проекты по инновационной тематике. В Техническом университете действуют семь исследовательских центров по различной тематике.

Институт непрерывного образования осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в соответствии с требованиями рынка труда по специальностям: информационные технологии, экономика, психология.

В университете Академии наук Молдовы (создан в 2007 г. как центр интеграции высшего образования, науки) среди услуг по непрерывному образованию имеются инновационные программы управления. Студенты имеют доступ к бизнес-курсам на магистерских и докторских программах, которые развивают предпринимательские навыки и обучают разработке бизнес-планов. Также проводятся конференции, конкурс инновационных бизнес-планов среди студентов.

Агентство по инновациям и трансферу технологий и Государственное агентство по интеллектуальной собственности Республики Молдова осуществляют проведение конференций, заседаний, дискуссий, обучающих семинаров, тренингов, стажировок по инновационной тематике совместно с государствами -участниками СНГ.

В настоящее время в республике одной из актуальных задач является информационное обеспечение инновационной деятельности и сопровождения инновационных программ и проектов, а также повышение уровня инновационной активности ученых и предпринимателей. И в этом значительная роль принадлежит Агентству по инновациям и трансферу технологий. С 2009 г. АИТТ получило новый статус, который позволяет этой структуре оказывать услуги по разработке и внедрению проектов в производство, а также использовать часть полученной прибыли от коммерчески удачных проектов на финансирование новых, т. е. вкладывать заработанные наукой деньги в

науку. В своей деятельности за период 2005-2010 гг., AITT способствовало реализации 173 проекта инноваций и передачи технологий, в том числе: 2005 г. — 6, 2006 г. — 27, 2007 г. — 43, 2008 г. — 37; 2009 г. — 30; 2010 г. — 30. AITT осуществляет совместное с государством финансирование (50х50) на этапах, зафиксированных в контракте [3].

С каждым годом в республике возрастают требования как к работе специалистов в инновационной сфере, сфере НТИ, так и к образовательному процессу. Это приводит к появлению новых направлений и проблем профессиональной подготовки специалистов в инновационной сфере. Для этого в столице и крупных районных центрах ежегодно проводятся международная инновационная конференция, выставки, ярмарки, предоставление достижений в области инноваций и передачи технологий.

Инновационные подразделения Республики Молдовы участвует в разных международных инновационных программах, разрабатывая международные проекты в различных областях научных знаний. Прежде всего, это сотрудничество в сфере разработки информационно-аналитических и научноорганизационных инструментов управления инновационным развитием на основе зарубежного опыта, поддержка инновационного бизнеса в Молдове и т. д.

Ежегодно Агентство по инновациям и трансферу технологий совместно с Академией наук Молдовы организует два национальных конкурсах: «Лучший бизнес-план в сфере инноваций» и « Топ-инновации». В целях развития в республике сети продвижения инноваций с декабря 2008 г. и по сегодняшний день АИТТ выпускает ежемесячный бюллетень «Inno Views», который предназначен для обсуждений различных новаторских тем, а также создания базы данных по науке, технике, бизнеса.

В 2009 г. в Молдове была официально открыта постоянно действующая выставка «Придумай, создай и внедри новшество», которая активно функционирует и в настоящее время и отражает актуальные достижения в области отечественного и зарубежного инновационного развития, различные нормативные документы. Каждый месяц меняется тема для творчества и инноваций. Главное направление в организации — это выставки на тему: «Инновационное развитие Молдовы и стран - членов СНГ». Большой интерес для жителей республики представляют такие тематические выставки как: «Защита авторских прав — часть системы безопасности и национальной обороны»; «Интеллектуальная собственность», к Международному дню интеллектуальной собственности; «Наука во имя будущего, наука для общества», ко Дню науки; «День изобретателя и рационализатора»; «Изобретения в пищевой промышленности»; «Изобретения в области сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности».

Перспектива сотрудничества Молдовы со странами СНГ

Существуют значительные резервы для развития научно-технического и инновационное сотрудничества со странами — участниками СНГ. Прежде всего

это — активное участие Молдовы в следующих мероприятиях:

• разработка и реализация Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 г.;

• разработка межгосударственных научно-технических программ и инновационных проектов;

• осуществление совместных проектов по разработке и внедрению инновационных технологий в отраслях экономики;

• совершенствование механизма межгосударственного регулирования инновационных процессов стран, который был бы ориентирован на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, являющихся основой современного технологического уклада;

• помощь развитию международного трансфера технологий и инвестиционному сотрудничеству и защите интересов инновационного предпринимательства;

• сочетания государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного механизма;

• создание и обеспечение функционирования межгосударственной сети информационномаркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на рынки государств - участников СНГ и третьих стран.

Важным элементом инновационного развития Молдовы и стран - участников СНГ должны стать инновационные программы, включающие мероприятия, взаимосвязанные по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий. Программы должны обеспечивать самое эффективное решение глобальных научнотехнических проблем на приоритетных направлениях развития экономики государств.

На сегодняшний день основными стратегическими направлениями сотрудничества со странами СНГ и партнерства Молдовы могут стать:

• создание современных концепций организации и управления в сфере производства, услуг, исследований и разработок, инновационной деятельности и их интеграции в рыночную экономику;

• укрепление национального потенциала в области исследований и разработок продукции и услуг и повышение эффективности использования научно-технологического потенциала и применения полученных результатов;

• продвижение сотрудничества между предприятиями и организациями в рамках партнерства на международном уровне в целях достижения существенных выгод для участников;

• получение научного и технологического превосходства на национальном уровне в контексте глобализации;

• накопление и распространение опыта в соответствии с действующими нормами в области прав интеллектуальной собственности;

• облегчение доступа к престижным исследовательским центрам и престижным исследовательским центрам предприятий с научными и технологическими достижениями, с целью получения научных и технологических знаний на мировом и европейском уровне и их использование в проектах, представляющих национальный интерес;

• стабилизация и укрепление национального потенциала на международном уровне;

• развитие программ сотрудничества с международными организациями в области инноваций и трансфера технологий путем становления и развития отношений с аналогичными учреждениями;

• стимулирование участия специалистов в области трансфера технологий и инноваций.

Заключение

Хочется надеяться, что правительство Молдовы приложит все усилия к тому, чтобы наша республика оставалась открытой страной для сотрудничества в инновационной сфере, использования инновационных инструментов интеграции, которые будут направлены на укрепление и модернизацию экономического потенциала всех стран.

Участие Молдовы в межгосударственном инновационном сотрудничестве, в основе которого будет заложена идея единого межгосударственного инновационного пространства государств - участников СНГ, позволило бы перевести экономику Молдовы в русло высокотехнологичного производства. Интеграция нашей республики с государствами - участниками СНГ обладающими значительным инновационным потенциалом, в будущем позволит стране еще более активнее использовать свой инновационный потенциал, который сейчас не используется со всей полнотой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список использованных источников

1. N. Percinschi. Развитие новых инновационных структур в Молдове/^ош!Ь Edition of International scientific Conference «Economic growth in conditions of internationalization», 3-4 sept., 2009, Ch.: IEFS, 2009.

2. Н. П. Перчинская. Инновационное предпринимательство в Молдове: проблемы и перспективы//Инновации, № 5, 2011.

3. Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ. http://www.cis.minsk.by/page.php?id=13594.

Innovation Policy in Moldova and other CIS countries — options for cooperation N. P. Perchinskaya, Ph.D, Senior Research Fellow Institute of Economics, Finance and Statistics of the Republic of Moldova.

In the paper there are reviewed the questions of scientific-technical and innovation cooperation between Moldova and the CIS. There are shown the main strategic directions of this cooperation reserves.

Keywords: innovation policy, innovation cooperation, the CIS countries, Moldova’s innovative structure, the prospects for cooperation.

ИННОВАЦИИ № 10 (156), 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.