Научная статья на тему 'Законодательное и организационное регулирование инновационной деятельности в странах СНГ'

Законодательное и организационное регулирование инновационной деятельности в странах СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
381
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кремков Михаил, Умаров Абдулла

В современных условиях хозяйствования инновационная деятельность является основой экономического развития государств, а инновации приобретают стратегическое значение. В поддержку политики развития экономики знаний странами СНГ разработан ряд документов, среди них решение об объявлении 2010 г. Годом науки и инноваций, о создании Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств участников СНГ на период до 2020 г., модельные законы об инновационной деятельности как для стран СНГ, так и для участников Договора ЕврАзЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кремков Михаил, Умаров Абдулла

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative and institutional regulation of innovation activities in CIS countries

In support of the policy of development of the knowledge economy of the CIS has developed several documents, among them the decision to declare 2010 the Year of science and innovation.

Текст научной работы на тему «Законодательное и организационное регулирование инновационной деятельности в странах СНГ»

Законодательное и организационное регулирование инновационной деятельности в странах СНГ

В современных условиях хозяйствования инновационная деятельность является основой экономического развития государств, а инновации приобретают стратегическое значение. В поддержку политики развития экономики знаний странами СНГ разработан ряд документов, среди них решение об объявлении 2010 г. Годом науки и инноваций, о создании Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 г., модельные законы об инновационной деятельности как для стран СНГ, так и для участников Договора ЕврАзЭС.

михаил Кремков,

ученый секретарь Фонда поддержки фундаментальных исследований Академии наук Республики Узбекистан, доктор физико-математических наук, профессор

Абдулла Умаров,

руководитель информационной службы Академии наук Республики Узбекистан, соискатель

Так, в типовом законе «Об инновационной деятельности» были учтены достижения зарубежного права, современные тенденции в области развития инновационной сферы, а также особенности национальных правовых систем [1]. Предметом его регулирования являются отношения между инновационными субъектами, права на объекты интеллектуальной собственности, полученные

при бюджетном финансировании научных исследований и разработок или при выполнении государственных заказов.

Однако следует отметить, что инновационная деятельность в странах СНГ находится в стадии становления, законодательного и организационного формирования. Причем на этот процесс накладывается влияние мирового экономического кризиса, вследствие которого снизилось энергопотребление, уменьшился приток зарубежных заказов и инвестиций в инновационную сферу, сократился объем многих производств - как потенциально готовых к нововведениям, так и уже начавших осуществлять этот процесс. На заседании Экономического совета СНГ 2009 г. было подчеркнуто, что «только через инновационное сотрудничество и науку можно преодолеть мировой кризис, обеспечить глобальную конкурентоспособность и переход к новому технологическому укладу». Как результат, Советом глав правительств СНГ в том же году были утверждены основные направления долгосрочного сотрудничества СНГ в инновационной сфере и принято решение о создании Межгосударственного совета по научно-техническому и инновационному сотрудничеству.

Другим подобным примером являются Рекомендации «Об инновациях и инновационной деятельности», разработанные Межпарламентским комитетом государств - участников Договора ЕврАзЭС с учетом международной правовой практики [2]. Они, наряду с положениями для отдельных стран, устанавливают правовые нормы и механизмы для создания и функционирования единого инновационного пространства стран ЕврАзЭС и требуют решения следующих задач:

• выработки общей и национальной инновационных доктрин в рамках соответствующего национального законодательства;

• формирования общей инновационной политики и ее национальных составляющих;

• принятие кодекса законов, обеспечивающих идентичные условия для организации инновационной деятельности в странах -участницах Договора;

• разработку государственных программ, позволяющих формировать инновационную среду по приоритетам государств - участников Договора.

Целью государственного регулирования является создание в сфере инноваций совокупности правовых, экономических, социальных, организационных и других условий в интересах развития экономики, выхода новой продукции на рынок и повышения уровня жизни населения. Однако образование на основе данных рекомендаций общих для пространства СНГ форм и структур, в том числе инновационной доктрины и кодекса, органов координации и управления инновационными процессами, а также реализация межгосударственных инновационных программ с долевым финансированием, на наш взгляд, представляется преждевременным

ИННОВАЦИИ

и недостаточно обоснованным. Это объясняется существующими национальными особенностями, а также разным уровнем экономического и научно-технического развития, отличающимися нормативно-законодательными базами. Кроме того, рекомендации предлагают использование недостаточно обоснованной узкой формулировки понятия инновационной деятельности (направленной на создание «под ключ» производства новых или недостающих товаров (услуг), которая существенно ограничивает сферу инноваций. В то же время существующие структурные диспропорции и в ряде случаев отсутствие достаточного финансирования негативно сказываются на конкурентоспособности стран СНГ

В постсоветских странах крупномасштабные инновации осуществлялись и продолжают осуществляться в основном за счет государственных ассигнований. Кроме того, законодательная база в большинстве стран СНГ пока не позволяет обеспечить широкомасштабную инновационную деятельность, поскольку она находится в стадии формирования, отсутствуют гибкие механизмы выхода новой продукции на рынок, и включает, как правило, лишь отдельные элементы инновационного процесса, специфические для каждой страны.

В России в 1996 г. был принят базовый Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», регулирующий отношения в данной сфере [3]. В дополнение к этому закону в 2011 г. был принят Федеральный закон №254-ФЗ, который направлен в основном на правовое регулирование инновационной активности как части научной деятельности [4]. Государственная поддержка осуществляется на базе следующих принципов:

• программного подхода и измеримости целей при планировании и реализации мер господдержки;

• доступности на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства;

• опережающего развития инновационной инфраструктуры;

• приоритетности дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;

• публичности;

• защиты и поощрения частных интересов и инициативы;

• ориентация на использование ры-

ночных инструментов и возможностей государственно-частного партнерства;

• обеспечения и целевого использования бюджетных средств господдержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития.

При этом учитывается существование высоких рисков, неопределенность рыночных и технологических перспектив инновационных проектов, которые могут привести к потере вложенных финансовых или иных ресурсов.

На Украине приняты законы «Об инновационной деятельности» и «О приоритетных направлениях инновационной деятельности Украины» [5]. Принципами государственной инновационной политики Украины являются:

• ориентация на инновационный путь развития экономики;

• определение государственных приоритетов инновационного развития;

• формирование нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности;

• создание условий для развития и использования отечественного научно-технического и инновационного потенциала;

• обеспечение взаимодействия науки, образования, производства, финансово-кредитной сферы;

• эффективное использование рыночных механизмов для содействия инноваторам, поддержка предпринимательства в научно-производственной сфере;

• осуществление мер господдержки в области трансфера технологий, защиты отечественной продукции и ее продвижения на рынок;

• финансовое обеспечение, осуществление благоприятной кредитной, налоговой и таможенной политики;

• содействие развитию инновационной инфраструктуры;

• кадровое и информационное обеспечение инновационной деятельности.

В Молдове в 2004 г. вступил в силу закон «Кодекс Республики Молдова о науке и инновациях» [6]. В целях стимулирования развития науки было принято решение ежегодно увеличивать инвестиции в научные исследования. В соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития определены и стратегические направления деятельности в сфере науки и инноваций. В 2007 г. был также принят

Закон Республики Молдова «О научно-технологических парках и инновационных инкубаторах», целью которого является стимулирование деятельности в области инноваций и трансфера технологий.

В Азербайджане в связи с реализацией Государственной программы социально-экономического развития регионов на 2009-2013 гг. появились предпосылки ускоренного развития инновационной среды, региональных центров, технопарков, зон активной экономической деятельности и т.д. В ее рамках ожидается создание законодательной базы и принятие соответствующего закона и нормативных актов, эффективное использование государственных рычагов регулирования в сфере инноваций [7].

В Армении в 2006 г. был принят закон «О государственной поддержке инновационной деятельности» [8]. Он регулирует правовые отношения между государством, частным предпринимательством и наукой в сфере инноваций, при этом придается важное значение вопросу создания в стране инновационных комплексов и инфраструктуры.

В Казахстане закон об инновациях принимался дважды: в первоначальной формулировке «Об инновационной деятельности» (2002 г.) и в ныне действующей - «О государственной поддержке инновационной деятельности» (2006 г.) [9]. Целями реализации государственной поддержки являются:

• повышение инновационного потенциала;

• увеличение доли высокотехнологичной продукции в структуре ВВП;

• содействие переходу экономики на путь инновационного развития, основанного на внедрении и использовании наукоемких технологий.

Принципами государственной поддержки в этой сфере являются:

• соблюдение национальных интересов;

• равенство при получении государственной поддержки;

• обеспечение постоянного взаимодействия субъектов инновационной деятельности;

• прозрачность процедур инновационной поддержки.

В Кыргызстане началом формирования законодательно-правовой основы национальной инновационной системы явилось принятие соответствующего закона «Об инновационной деятельности» (1999 г.) [10]. Далее было утверждено Положение

40 НАУКА И ИННОВАЦИИ №1(107) Январь 2012

Таблица 1. Принятые и разрабатываемые законы в сфере инноваций для ряда стран СНГ

Страны Названия законов Состояние принятых и разрабатываемых законов

Российская Федерация «О науке и государственной научно-технической политике» «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» Закон принят 23.08.1996 г., №127-ФЗ [3] Закон принят 21.07.2011 г., №254-ФЗ [4]

Украина «Об инновационной деятельности» «О приоритетных направлениях инновационной деятельности Украины» Закон принят 4.07.2002 г., №40-!У [5] Закон принят в 2003 г. [5]

Молдова «Кодекс Республики Молдова о науке и инновациях» Закон принят 15.07.2004 г. [6].

Армения «О государственной поддержке инновационной деятельности» (2006 г.) Закон принят 14.06.2006 г. [8]

Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности» (2006 г.) Закон принят 23.03.2006 г., № 135-!!! ЗРК [9]

Кыргызстан «Об инновационной деятельности» (1999 г.) Закон принят 26.11.1999 г., №128 [10]

Узбекистан Законопроект Республики Узбекистан «Об инновациях и инновационной деятельности», находится в стадии разработки Распоряжение Президента РУз от 14.01.2011 г., № Р-3557 (приложение №3) [16]

о бизнес-инкубаторах, осуществлено финансирование проведения выставок достижений науки и техники, составлена информационная база интеллектуальных ресурсов Кыргызстана и выпущены каталоги инновационных проектов [11].

В Узбекистане инновационная деятельность регулируется соответствующими указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики и постановлениями правительства страны [12-16]. Так, уже в 1992 г. был принят Указ Президента «О государственной поддержке науки и развитии инновационной деятельности» и постановление Кабинета Министров «О мерах по государственной поддержке развития науки и инновационной деятельности» [12, 13]. Большое значение было придано формам укрепления научно-технического потенциала, переориентации научных исследований на решение крупных проблем социально-экономического развития в стране, для чего выделены значительные валютные средства.

Одним из определяющих сегодня политику страны в области науки и инноваций стало постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию координации и управления развитием науки и технологий» (2006 г.) [14]. На его основе были продолжены реформы в сфере науки, сосредоточение ее усилий на приоритетных направлениях исследований. Согласно постановлению Президента «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство» (2008 г.) с целью создания действенных механизмов по стимулированию инновационного развития производства, обеспечения внедрения результатов НИР

стали проводиться ежегодные республиканские ярмарки инновационных идей, технологий и проектов [15]. В ходе четырех прошедших ярмарок (2008-2011 гг.) были заключены крупные контракты, договоры-намерения о внедрении созданной учеными продукции.

В настоящее время, согласно Распоряжению Президента Узбекистана № Р-3557 от 14.01.2011 г. (приложение №3), парламентом республики совместно с Министерством экономики, Комитетом по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров, Академией наук РУз и другими министерствами и ведомствами республики разрабатывается проект закона «Об инновациях и инновационной деятельности». Он должен открыть широкие перспективы для дальнейшего развития механизмов и структур инновационной деятельности, а также регулирования отношений между всеми ее участниками [16].

Таким образом, законодательство стран СНГ в области инновационной деятельности, координируемой государством, имеет свои специфические особенности, которые зависят от состояния экономики. Кроме того, оно является важнейшим регулирующим правовым инструментом для обеспечения устойчивого экономического развития стран СНГ.

Использование этих правовых и организационных основ, установленных государством, позволяет осуществить выход инновационной продукции стран СНГ на внешний и внутренний рынки, стимулировать всех участников инновационной деятельности -разработчиков инноваций, представителей инфраструктуры, производителей новшеств и пользователей новых технологий и другой наукоемкой инновационной продукции.

Литература

1. «Модельный закон об инновационной деятельности государств - участников СНГ», Межпарламентская ассамблея СНГ от 16.11.2006 г., Санкт-Петербург.

2. «Рекомендации по гармонизации законодательства государств - членов ЕврАзЭС об инновациях и инновационной деятельности», Межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС от 15.11.2006 г., №10 (проект).

3. Федеральный закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г., №127-ФЗ.

4. «О внесении изменений в Федеральный закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике»» от 21.07.2011 г., № 254-ФЗ.

5. Законы Украины: «Об инновационной деятельности» от 4.07.2002 г., №40-М; «О приоритетных направлениях инновационной деятельности Украины», 2003 г.

6. Закон «Кодекс Республики Молдова о науке и инновациях» от 15.08.2004 г.

7. Ш.Т. Алиев «Проблемы конкурентоспособности реальных секторов экономики Азербайджана в условиях глобализации» // Доклады НАН Азербайджана, №6, 2008 г.

8. Закон Армении «О государственной поддержке инновационной деятельности» от 14.06.2006 г.

9. Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности» от 23.03.2006 г., №135-Ш ЗРК.

10. Закон Кыргызской Республики «Об инновационной деятельности» от 26.11.1999 г., №128.

11. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 2.07.2000 г., №325.

12. Указ Президента Республики Узбекистан «О государственной поддержке науки и развитии инновационной деятельности» от 8.07.1992 г.

13. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по государственной поддержке развития науки и инновационной деятельности» от 21.07.1992 г., №337.

14. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию координации и управления развитием науки и технологий» от 7.08.2006 г., №ПП-436.

15. Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство» от 15.07.2008 г., №ПП-916.

16. Распоряжение Президента Республики Узбекистан от 14.01.2011 г., № Р-3557 (приложение №3 - законопроект Республики Узбекистан «Об инновациях и инновационной деятельности»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.