УДК 339.924 (574+470+476)
Н.Т. Сарсембеков
ЕДИНОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО СНГ КАК ФАКТОР УСИЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Рассмотрены вопросы инновационного сотрудничества стран СНГ в связи с функционированием Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Беларуси и Казахстана. Отмечается, что в модернизации экономик постсоветских государств важную роль играют страны ТС и ЕЭП (Россия, Беларусь и Казахстан), занимающие передовые позиции в области науки и технологии и способные передавать новые знания участникам интеграционных объединений. Объединение научно-технического потенциала «Сколково» (СНГ) и Центра высоких технологий (ЕврАзЭС) создает условия для научно-технического взаимодействия и инновационного развития не только для стран ТС и ЕЭП, но и СНГ в целом.
Ключевые слова: Единое экономическое и таможенное пространство, Евразийский экономический союз, ЕврАзЭС, СНГ, интеграция, инновационное пространство, индекс человеческого развития, человеческий капитал, инновационная модель развития, модернизация экономики.
Расширение мировых рынков новейших технологий и одновременно международной интеграции в научно-производственной сфере является характерным для формирующейся глобальной экономики и доминирует в стратегии экономического роста индустриально развитых стран. В этих странах на долю новых или усовершенствованных технологий, оборудования и других продуктов, содержащих новые знания или решения, приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта. Они концентрируют у себя более 90% мирового научного потенциала и контролируют 80% глобального рынка высоких технологий, объем которого оценивается в 2,5 - 3 трлн. долл., что превосходит рынок сырьевых и энергетических ресурсов. Предполагается, что через 15 лет он достигнет 4 трлн. долл.
Ежегодно объемы экспорта наукоемкой продукции приносят США - около 700 млрд. долл., Германии - 530, Японии - 400 млрд. долл. прибыли. Быстрыми темпами развивается обмен технологиями и услугами: в начале 90-х гг. прошлого столетия годовой объем мировой торговли патентами, лицензиями, ноу-хау и промышленными образцами оценивался в диапазоне 20-50 млрд. долл., к настоящему времени он достиг примерно 500 млрд. долл., а экспорт услуг удвоился за счет услуг интеллектуального содержания [1. С. 1, 2]. Высокие достижения этих стран в научно-техническом и инновационном развитии во многом определяются созданным человеческим капиталом в этой и смежной с ней сферах экономики.
Единое экономическое и таможенное пространство России, Беларуси и Казахстана как новая, более глубокая форма торгово-экономической интеграции предусматривает с 1 января 2012 г. свободное передвижение на единой таможенной территории данных государств не только товаров, но и услуг, капиталов, трудовых ресурсов.
Потенциал человеческого капитала оценивается так называемым индексом человеческого развития (ИЧР), расчет которого ведется ежегодно для всех стран мира по методике Программы развития ООН (ПРООН). ИЧР - это совокупный показатель уровня развития человека в стране, который измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан в диапазоне от 0 до 1. На основе этого показателя государства ранжируются и классифицируются четырьмя категориями: страны с очень высоким уровнем ИЧР (1,0 - 0,79); страны с высоким уровнем ИЧР (0,79 - 0,69); страны со средним уровнем ИЧР (0,69 - 0,51) и страны с низким уровнем ИЧР (0,51 - 0,3). В докладе ПРООН за 2011 г. рейтинг ИЧР возглавляет Норвегия с ИЧР 0,943. В число стран с очень высоким уровнем развития вошли: Австралия (0,929), Нидерланды (0,91), США (0,91), Новая Зеландия (0,908), Канада (0,908), Ирландия (0,908), Лихтенштейн (0,905), Германия (0,905) и Швеция (0,904). Государства ТС в рейтинге стран с высоким уровнем ИЧР занимают следующие места: Беларусь - 65-е место, ИЧР - 0,756, Россия - 66-е место с ИЧР 0,719, Казахстан - 68-е место с ИЧР 0.745 [2. С. 126].
Для стран с очень высоким уровнем человеческого развития характерным является большой вклад научно-технической сферы в ВВП, что обусловлено хорошо налаженной системой образования,
высоким уровнем подготовки квалифицированных специалистов, оптимальным сочетанием научнотехнической деятельности в университетах, научно-исследовательских организациях различных форм собственности и финансируемых как государством, так и частными компаниями. Определение инноваций в условиях глобализации стало более широким, и понятие инновации не ограничивается рамками научно-исследовательских лабораторий и научных публикаций. В настоящее время новые знания добываются, главным образом, в компаниях, ведущих исследования в определенном контексте для решения конкретных задач. Оценку глобального инновационного индекса стран мира с 2007 г. ежегодно проводит международная бизнес-школа INSEAD1.
В Докладе о глобальном инновационном индексе (GII), подготовленном в 2011 г. международной бизнес-школой INSEAD совместно с Alcatel-Lucent, Booz and Company, Конфедерацией индийской промышленности и специализированным агентством ООН - WIPO (World Intellectual Property Organization - Всемирная организация интеллектуальной собственности), отмечено, что страны с высокими показателями человеческого развития занимают лидирующие позиции в рейтинге инновационного индекса. В первой десятке - шесть европейских стран, две азиатские страны и две страны из Северной Америки: Швейцария - 1-е место, Швеция - 2-е, Сингапур - 3-е, Гонконг (особый административный район Китая) - 4-е, Финляндия - 5-е, Дания - 6-е, США - 7-е, Канада - 8-е, Нидерланды
- 9-е и Великобритания - 10-е. Израиль занимает 14-е место, Япония - 20-е, Франция - 22-е. Китай занял 29-е место и стал единственной развивающейся страной, вошедшей в первые тридцать стран по показателю инновационного индекса. Бразилия заняла 47-е, Россия - 56-е, Казахстан - 84-е, Украина
- 60-е место. (Беларусь в Global Innovation Index 2011 не указана). Из постсоветских стран наиболее высокий рейтинг инновационного развития присвоен Молдове - 39-е место, Кыргызстан занимает в этом рейтинге 85-е место, а Таджикистан - 116-е место [8. С. 18, 19].
Опыт индустриально развитых стран показывает, что основными факторами достигнутых результатов являются продуманная государственная инновационная политика, высокая степень развития человеческого капитала и его интеграция в международный научно-технический рынок. Отличительной особенностью развитых стран является то, что научно-инновационный сектор интегрирован во все отрасли экономики, способствуя быстрому продвижению инновационных технологий на мировые рынки. При этом в развитых странах вложения в науку в развитых странах отличаются более высокими темпами роста по сравнению с производством. Инновационное развитие государств ТС и ЕЭП базируется на человеческом капитале (высококвалифицированных исполнителях, обладающих накопленным опытом и знаниями). Можно сказать, что реализация такого крупнейшего регионального проекта, которым является ТС и ЕЭП, зависит от уровня развития человеческого капитала: чем он будет выше, тем будет больше возможностей для экономического роста государств ЕЭП в условиях их инновационного развития и международной конкуренции на мировых рынках.
В странах СНГ в 2010 г. насчитывалось более 6 тыс. организаций, осуществлявших научные исследования и разработки. На рис. 1 показаны количество организаций, выполнявших исследования и разработки, и процентное их распределение по видам деятельности (государственный, предпринимательский, высшего образования, некоммерческий). Выполнением научных исследований и разработок в странах Содружества в 2010 г. занималось свыше 960 тыс. чел. (рис. 2). Доля персонала, непосредственно проводящего исследования и разработки (исследователи и техники), как правило, превышает 60-70% от общей численности работающих в научных организациях. Численность специали-стов-исследователей, занимающихся научными исследованиями и разработками в некоторых странах мира (по секторам деятельности в 2010 г.), представлена в работе [4. С. 3, 4].
Средняя численность персонала организаций в 2010 г. составила в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане 35-51 человек, Армении, Беларуси и Молдове - 68-83, Украине и Азербайджане - соответственно 108 и 124, России - 211 человек.
По показателю численности персонала, занятого исследованиями и разработками, в расчете на 10 000 занятых в экономике, страны СНГ уступают многим странам ЕС и другим странам мира (например, в Финляндии она составляет 239 человек, в Дании - 161, Японии - 146, Франции - 141 человек).
1 INSEAD - аббревиатура французского названия международной бизнес-школы «Institut Europeen». Она имеет отделения в Европе (Франция), Азии (Сингапур), Ближнем Востоке (Абу-Даби), а также научно-исследовательский центр в Израиле. INSED располагает, кроме этого, 17 научно-исследовательскими центрами в различных районах мира, в которых проводятся экономические, социальные и другие прикладные исследования по различным отраслям науки) [5. С. 1].
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
81 468 424 89 62 3492 56 1303
Армения Казахстан Молдова Таджикиста н
ан Беларусь Кыргызстан Россия Украина
□ Государственный □ Предпринимательский □ Высшего □ Некоммерческих
образования °рганизаций
Рис. 1. Организации, выполнявшие исследования и разработки по секторам деятельности [4]
100%г
90%-—
80%-—
70%-—
60%-—
50%-—
40%-—
30%-—
20%-—
10%-—
0%—
17.9
Азербайджан
6.6 31.7 17 3.1 5.1 736.5 2.8 141.1
Беларусь К ыргызстан Россия Украина
Армения К азахстан Молдова Таджикистан
Исследователи
ТеХнИки 1:1 Вспомогательный п Прочий
Рис. 2. Численность работников организаций, выполнявших научные исследования
и разработки, тыс чел. [4]
На государственный сектор большинства стран СНГ приходится наибольшая доля в общем объеме внутренних текущих затрат на исследования и разработки (73-88% в Азербайджане, Армении, Молдове и Таджикистане). За ним следует предпринимательский сектор (61% затрат на НИР - в Беларуси и России, 55% - Украине). В Казахстане и Таджикистане организациями сектора высшего образования было освоено 17% внутренних текущих затрат на НИР, в остальных странах - 7-14%. Сектор некоммерческих организаций составил в 2010 г. 9% затрат на НИР в Казахстане, 0,2% - в России (рис. 1).
Основным источником финансирования научно-исследовательских работ в большинстве стран, как и прежде, остаются бюджетные средства. Следует отметить, что за последние годы в ряде стран СНГ наметилась тенденция увеличения доли специалистов, имеющих ученую степень доктора и кандидата наук. В настоящее время в большинстве стран Содружества исследователи в возрасте 40-60
лет составляют самую многочисленную группу. Значительно увеличилась доля старших возрастных групп: специалисты старше 60 лет составляли в 2010 г. в Молдове 40% (в 2001 г. - 18%), в Армении -34% (23%), Украине - 25% (17%).
Вместе с тем как положительное явление в возрастной структуре специалистов можно отметить некоторое увеличение в большинстве стран удельного веса исследователей в возрасте до 30 лет. Так, в 2010 г. в Казахстане он составил 24% (в 2001 г. - 16%), России - 19% (11%), в Таджикистане - 18% (12%). В большинстве стран СНГ уровень средней оплаты труда научных работников выше среднего уровня этого показателя по экономике в целом и во многих ее отраслях. Среднемесячная заработная плата занятых в области научных исследований и разработок в 2010 г. в Беларуси, Молдове, России и Украине на 28-53% превышала ее средний уровень в экономике.
Внутренние затраты на научные исследования и разработки (НИР) по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) в большинстве стран СНГ остаются на одном уровне и по-прежнему составляют менее 1%. Программой научно-технологического развития стран Европейского союза определено, что для поддержания и развития научных исследований и технологических разработок объемы внутренних затрат должны составлять 2-3% от ВВП. Например, в Швеции этот показатель равен 3,6%, Финляндии - 3,5%, Германии - 2,5% [4. С. 1].
К сожалению, в постсоветских странах инновационное развитие экономики было свернуто, практически не осуществлялось финансирование научных исследований. При этом значительно выросла доля топливно-энергетических отраслей в структуре национальных экономик стран СНГ, при резком снижении машиностроения, наукоемких отраслей экономики, объем которых в промышленном секторе отдельных государств-членов Содружества сократился в 1,5-2 раза и более. Все это сопровождалось оттоком ученых и высококвалифицированных специалистов за рубеж, главным образом, в страны Европы, США и Канаду. Убытки по этой причине составляют огромную величину, только в российской экономике, например, они оцениваются в 1 трлн. долл. [7. С. 168]. Поэтому переход к инновационной модели развития является фактором экономической безопасности и представляется объективным процессом постсоветского экономического развития, и он возможен при условии кооперации в рамках ЕврАзЭС и СНГ.
Проблемы перехода к инновационной модели развития экономики страны ЕврАзЭС и СНГ могут быть решены при условии, если государства Единого экономического и таможенного пространства (Россия, Беларусь и Казахстан) возьмут на себя роль лидера для всех стран ЕврАзЭС и СНГ в расширении инновационного пространства в пределах компетенции ЕврАзЭС и СНГ. Правовые условия для такой кооперации и механизм ее осуществления имеются. В СНГ и ЕврАзЭС создана определенная правовая и институциональная база для развития инновационной экономики, подготовлен ряд межгосударственных проектов и межгосударственных программ. Так, в рамках СНГ разработана законодательная база научно-технического сотрудничества и инновационной деятельности: «Соглашение о создании общего научно-технического пространства государств-участников СНГ (1995 г.)», модельный закон «Об инновационно-инвестиционной структуре» (1997 г.), конвенции «О формировании и статусе международных научно-технических программ», «О создании и статусе международных научно-исследовательских центров» (1998 г.), «Концепция Межгосударственной инновационной политики государств - участников Содружества на период до 2005 года (2001 г.)», «Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года» (2008 г.), «Основные направления долгосрочного сотрудничества государств-участников СНГ в инновационной сфере» (2009 г.), «Концепция Международного инновационного центра нанотехнологий СНГ» (2009 г.) и наиболее значимый документ - «Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств-участников СНГ» (2011 г.) [3. С. 1]. Оператор этой Программы - некоммерческая организация «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий» (Фонд «Сколково»). Фонд может предоставить партнерам из СНГ льготные условия налогообложения и таможенных пошлин. «Сколково» может создавать собственные венчурные фонды, а также привлекать средства таких институтов развития, как Российская венчурная компания и Внешэкономбанк. В свою очередь, в рамках ЕврАзЭС также принят ряд соглашений в области инновационного развития, разработана межгосударственная программа «Создание системы развития инновационного предпринимательства государств-членов Евразийского экономического сообщества (Евразийской инновационной системы)». Межгосударственный совет Евразийского экономического сообщества (на уровне глав государств) 4 февраля 2009 г. принял решение о создании Центра высоких технологий. Главы правительств стран Сообщества 9 июня 2009 г. подписали учредительные документы [6].
Качественно новый этап интеграции в рамках ЕврАзЭС с функционированием ТС и ЕЭП ЕврАзЭС (Россия, Беларусь и Казахстан) позволяет проводить согласованную инновационную научно-техническую политику, к которой могут присоединиться и страны СНГ. Ее осуществление во многом будет связано с накопленным и реализованным человеческим капиталом, роль которого возрастает в условиях формирования нового технологического уклада, основанного на знаниях и индустриализации экономики государств - участников ЕЭП.
На постсоветском пространстве впервые в интеграционных объединениях создан институт наднациональных органов, полномочия которых позволяют обеспечить обязательность выполнения принимаемых решений. Это обстоятельство касается инновационного взаимодействия и, прежде всего, сферы научно-технического сотрудничества, требующего в своем большинстве наднационального уровня принятия и исполнения достигнутых договоренностей. В этой связи, по нашему мнению, странам ТС и ЕЭП целесообразно задействовать научно-технический потенциал «Сколково» (СНГ) и Центра высоких технологий (ЕврАзЭС), на базе которых можно реализовывать пилотные проекты, предусмотренные инновационными программами СНГ и ЕврАзЭС. Единое таможенное и экономическое пространство, на котором устранены все препятствия для свободного передвижения товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов, создает все условия для научно-технического взаимодействия инновационного развития не только для стран ТС и ЕЭП, но и СНГ в целом. По существу к странам ТС и ЕЭП переходят лидирующие функции в области новых технологий, которые могут затем передаваться на взаимовыгодных условиях другим странам СНГ. При этом существенно возрастет роль человеческого капитала как фактора инновационного развития и интеграционного взаимодействия в научно-технической сфере и определяющего конкурентоспособность экономической системы. Надо полагать, что это будет способствовать восстановлению инновационной инфраструктуры, формированию соответствующих институтов и национальной инновационной системы стран СНГ. Важно отметить, что тем самым на постсоветском пространстве будет создан также механизм преемственности научных и технических знаний. Правовая основа для взаимодействия «Сколково» (СНГ) и Центра высоких технологий (ЕврАзЭС) в рамках ТС и ЕЭП имеется: Россия, Беларусь и Казахстан являются участниками всех соглашений и программ по научно-техническому и инновационному сотрудничеству СНГ и ЕврАзЭС, в данном случае они берут на себя более ответственную задачу по реализации достигнутых договоренностей в этой сфере интеграции. Несомненным преимуществом объединения усилий «Сколково» (СНГ) и Центра высоких технологий (ЕврАзЭС) под эгидой ТС и ЕЭП следует считать устранение параллелизма и дублирования при реализации принятых инновационных программ СНГ и ЕврАзЭС, более рациональное использование интеллектуального капитала, эффективный обмен знаниями и новыми технологиями, ускоренную подготовку научно-технических кадров, включая менеджеров в области инноваций. Кроме того, это даст возможность сосредоточить интеллектуальный потенциал стран ТС и ЕЭП на перспективных направлениях инновационных программ СНГ и ЕврАзЭС, избежать распыления средств, предназначенных для реализации научнотехнических и инновационных проектов и апробировать новые механизмы управления инновационной деятельностью и ее финансирования. Такой подход не означает, что инновационные программы СНГ и ЕврАзЭС могут быть ограничены рамками стран ТС и ЕЭП, наоборот, возможности нового экономического объединения позволяют быстрее реализовывать проекты с передачей накопленного опыта другим странам СНГ. В научно-техническом и инновационном сотрудничестве последовательное осуществление договоренностей имеет важное значение, поскольку оно ведет в конечном итоге к созданию единого инновационного пространства СНГ. Поэтому научно-технический потенциал «Сколково» (СНГ) и Центра высоких технологий (ЕврАзЭС) должен быть направлен на подготовку высококвалифицированных специалистов, необходимых для модернизации научно-индустриальной базы отраслей экономики, разработку эффективного механизма инновационной деятельности; создание единого правового поля инновационной деятельности с расширением сферы применения единых технических регламентов в странах ТС и ЕЭП и СНГ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бойко А.Н., Власкин Г.А., Ленчук Е.Б., Овчинников В.В., Цукерман В.А. Опыт инновационного сотрудничества стран СНГ и ЕС. ЦКЬ: http://www.cis.minsk.by
2. Доклад о человеческом развитии 2011.Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех. ПРООН. 2011. 176 с.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
3. Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 года. 164 с. URL: http://www.cis.minsk.by
4. О научно-исследовательской деятельности и кадрах науки в странах Содружества. Аналитические материалы. СНГ. «Статистика СНГ». 2011. URL: http://www.sicstat.com
5. Официальный сайт INSEAD. URL: http://www. insead.com
6. Официальный сайт ЕврАзЭС. http://www.evrazes.com.
7. Романова Е.В. Потенциал и риски мобильности рабочей силы в ЕС и в России // Россия в мировой экономике и международных отношениях (мировое развитие) / ИМЭМО РАН. М., 2009. Вып.5. С. 160-169.
8. Global Innovation Index 2011. URL: http://www.globalinnovationindex.org
Поступила в редакцию 20.01.13
N.T. Sarsembekov
United innovation space of CIS as a factor of strengthening of economic integration
The paper considers some aspects of the innovation cooperation of CIS countries in connection with the formation of Customs Union (CU) and United Economic Space (UES) of Russia, Belarus and Kazakhstan. In the modernization of the economies of post-Soviet states the countries of CU and UES play the important role due to their leading position in science and technology, and due to the possibility to transfer new knowledge to the other countries of CIS. The unification of scientific and technical potential of "Skolkovo" (CIS) and High Technology Center (EEC) allows to provide the scientific and technical cooperation and innovative development not only for the countries of Customs Union and United Economic Space but for all CIS countries as well.
Keywords: United Economic Space and Customs Union, Eurasian Economic Union. the EurAsEC, CIS, integration, innovation space, human development index, human capital, innovative model of development, modernization of the economy.
Сарсембеков Нажен Тулегенович, аспирант Sarsembekov N.T., postgraduate student
ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет Omsk State University
им. Ф.М. Достоевского» 644077, Russia, Omsk, Mira av., 55A
644077, Россия, г. Омск, просп. Мира, 55А E-mail: [email protected]
E-mail: [email protected]