Научная статья на тему 'Зарубежный опыт органов исполнительной власти стран СНГ, реализующих правоохранительную функцию государства, и перспективы его использования в России'

Зарубежный опыт органов исполнительной власти стран СНГ, реализующих правоохранительную функцию государства, и перспективы его использования в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
530
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАНЫ СНГ / ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / СУДЕБНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИЦИЯ / ВОЕННАЯ ПОЛИЦИЯ / CIS COUNTRIES / EXECUTIVE POWER ORGANS / LAW-ENFORCEMENT FUNCTION / INTERNAL AFFAIRS ORGANS / PENITENTIAL SYSTEM / CUSTOMS SERVICE / BAILIFFS / TAX POLICE / FINANCIAL POLICE / MILITARY POLICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харченко О. В.

Рассматривается зарубежный опыт органов исполнительной власти стран СНГ, реализующих правоохранительную функцию государства. Констатировано, что в странах СНГ при создании и развитии органов исполнительной власти, реализующих правоохранительную функцию государства, в основном учитывается опыт России. Предложено использовать в России опыт некоторых стран СНГ, переименовавших милицию в полицию, а также опыт создания финансовой и военной полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF EXECUTIVE POWER ORGANS OF CIS IMPLEMENTING LAW¤ENFORCEMENT FUNCTION OF STATE AND PERSPECTIVES OF ITS USAGE IN RUSSIA

The article covers the foreign experience of executive power organs in the CIS implementing law-enforcement function. It is stated that it is the experience of Russia that is taken into consideration in the CIS while developing executive power organs implementing law-enforcement function. It is suggested that Russia should take into account the experience of some CIS countries that renamed militia into police as well as the experience of developing financial and military police.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт органов исполнительной власти стран СНГ, реализующих правоохранительную функцию государства, и перспективы его использования в России»

сведении, касающихся лиц, совершающих незаконные рубки леса, особенно при совершении преступлении группоИ лиц по предварительному сговору либо организованными группами. При выявлении незаконных рубок важное значение имеет содействие с лицами, обладающими специальными знаниями в лесной сфере, а при вуалировании хищении лесопродукции и денежных средств в финансовой документации предприятий лесопромышленного комплекса целесообразно привлекать специалистов-ревизоров [5]. Не менее важное значение для эффективной борьбы с незаконными рубками лесных насаждений имеет отраслевой принцип оперативного обслуживания объектов лесного комплекса конкретными сотрудниками БЭП — качественный состав их конфиденциального аппарата и знание оперативной обстановки в обслуживаемой отрасли являются залогом успеха при выявлении и раскрытии подобных преступлений.

Литература

1. О состоянии борьбы с преступлениями в лесопромышленной отрасли Российской Федерации и мерах по повышению ее эффективности: Решение коллегии МВД России № 3 км от 30 октября 2007 г. Утв. приказом МВД России № 1169. - 2007.

2. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» (с изм. от 6 февраля 2007 г.)

3. Незаконные рубки в России — ситуация на начало 2008 года // www.wood.ru/ru/loa651.html

4. Межведомственный план мероприятий по декриминализации лесной отрасли на 2007—2010 гг. от 14.02.2008 г.

5. Пестунова Н.Е. Проведение проверочных мероприятий в организациях, осуществляющих лесозаготовительную деятельность / Н.Е. Пестунова // Вестник МВД России. — 2006. — № 5. — С. 33.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СТРАН СНГ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ ГОСУДАРСТВА, И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ

О.В. ХАРЧЕНКО, кандидат юридических наук, доцент, Проректор по учебной работе Санкт-Петербургского института гуманитарного образования

Аннотация. Рассматривается зарубежный опыт органов исполнительной власти стран СНГ, реализующих правоохранительную функцию государства. Констатировано, что в странах СНГ при создании и развитии органов исполнительной власти, реализующих правоохранительную функцию государства, в основном учитывается опыт России. Предложено использовать в России опыт некоторых стран СНГ, переименовавших милицию в полицию, а также опыт создания финансовой и военной полиции.

Ключевые слова: страны СНГ, органы исполнительной власти, правоохранительная функция государства, органы внутренних дел, пенитенциарная система, таможенные органы, судебные исполнители, налоговая полиция, финансовая полиция, военная полиция.

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF EXECUTIVE POWER ORGANS OF CIS IMPLEMENTING LAW-ENFORCEMENT FUNCTION OF STATE AND PERSPECTIVES OF ITS USAGE IN RUSSIA

O.V. KHARCHENKO,

Vice-Rector for Academic Affairs, St.Petersburg Institute of Education in the Sphere of Humanities and Social Sciences, PhD in Law, associate professor (docent)

Annotation. The article covers the foreign experience of executive power organs in the CIS implementing law-enforcement function. It is stated that it is the experience of Russia that is taken into consideration in the CIS while developing executive power organs implementing law-enforcement function. It is suggested that Russia should take into account the experience of some CIS countries that renamed militia into police as well as the experience of developing financial and military police.

Key words: CIS countries, executive power organs, law-enforcement function, Internal affairs organs, penitential system, customs service, bailiffs, tax police, financial police, military police.

В странах НСГ по-разному строится система органов исполнительной власти, реализующих правоохранительную функцию государства, по-разному определяются организационно-правовые основы их деятельности. И тем не менее здесь можно выделить некоторые общие тенденции реализации указанной функции.

Так, практически во всех новых независимых государствах, в том числе и в России, произошло расформирование органов бывшего КГБ, а вновь созданные соответствующие органы, за исключением Республики Беларусь, получили новое название. В Республике Беларусь соответствующее ведомство сохранило прежнее название — КГБ. И в соответствии со ст. 1 Закона «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» от 3 декабря 1997 г. органы государственной безопасности являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и обеспечивают в пределах предоставленных им полномочий безопасность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Руководство деятельностью органов государственной безопасности осуществляют Президент Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь в пределах полномочий, делегированных ему Президентом Республики Беларусь. К основным направлениям деятельности органов государственной безопасности Республики Беларусь относятся контрразведывательная деятельность, внешняя разведка, борьба с преступностью, организация правительственной и оперативной связи.

В Украине, на базе КГБ Украинской ССР, была создана Служба безопасности Украины (СБУ), подчиненная Президенту Украины и подконтрольная парламенту — Верховной Раде Украины (ст. 1 Закона Украины «О Службе безопасности Украины» от 25 марта 1992 г.). В 2000 г. Главное управление разведки СБУ было преобразовано в Службу внешней разведки. Пограничную охрану осуществляет Государственная пограничная служба Украины, а государственную охрану — Управление государственной охраны Украины. Организация правительственной связи входит в компетенцию СБУ.

В Республике Молдова, на базе КГБ Молдавской ССР, создана Служба безопасности и информации Республики Молдова. Общие вопросы деятельности указанной службы регулируются Законом Республики Молдова «О Службе безопасности и информации Республики Молдова» от 23 декабря 1999 г. Служба информации и безопасности Республики Молдова — государственный орган, специализирующийся в области обеспечения государственной безопасности. Деятельность Службы координируется Президентом Республики Молдова в пределах его полномочий и подконтрольна парламенту. На Службу возлагаются функции по выработке и реализации в пределах ее полномочий системы мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечение действий, кото-

рые в соответствии с законодательством представляют угрозу для безопасности государства, общества и личности.

В Азербайджане правопреемником КГБ Азербайджанской ССР выступает Министерство безопасности Республики Азербайджан. Самостоятельным органом исполнительной власти с 2002 г. является Государственная пограничная служба Республики Азербайджан, сформированная на базе Главного управления пограничных войск Министерства национальной безопасности. Министерству национальной безопасности также передана Служба военной контрразведки.

В Армении 4 декабря 1991 г. КГБ был переименован в Государственное управление национальной безопасности Республики Армения, а в 1995 г. оно было переименовано в Министерство национальной безопасности. 8 ноября 1996 г. это министерство было объединено с МВД, в результате возникло Министерство внутренних дел и национальной безопасности. 17 декабря 2002 г. была создана Служба национальной безопасности при Правительстве Республики Армения, возглавляющая систему органов национальной безопасности. В ведении Службы безопасности находятся внешняя разведка, правительственная связь, пограничные войска. В систему органов национальной безопасности входит Служба государственной охраны. Таким образом, Министерство национальной безопасности выполняет все функции бывшего КГБ.

В Грузии на базе советских КГБ и МВД сначала было создано Министерство государственной безопасности и внутренних дел, в 2004 г. оно было преобразовано в Министерство полиции и общественной безопасности, а позднее — в Министерство внутренних дел. В МВД Грузии сконцентрированы все основные подразделения государственной безопасности, полиции, пограничной охраны, чрезвычайных ситуаций (гражданской обороны). Самостоятельными органами исполнительной власти в Грузии являются Специальная служба внешней разведки, Специальная служба государственной охраны. Правоохранительные функции в Грузии выполняет также Министерство обороны в лице входящих в его состав департаментов разведки, военной контрразведки и военной полиции.

В Узбекистане преемниками КГБ Узбекской ССР выступают Служба национальной безопасности Республики Узбекистан, Служба внешней разведки Республики Узбекистан, Служба безопасности Президента Республики Узбекистан, Служба правительственной связи Кабинета Министров Республики Узбекистан. Основной орган государственной безопасности здесь — Служба национальной безопасности, в которую в 1996 г. из ведения Министерства обороны передана внешняя военная разведка, в 2004 г. — пограничные войска. В ведении Службы национальной безопасности находится внешняя разведка. Служба национальной безопасности имеет собственные войска.

В Таджикистане наследие КГБ Таджикской ССР составили Министерство безопасности Республики Таджикистан и Комитет по охране государственной границы при Правительстве Республики Таджикистан с подчиненными ему пограничными войсками. Все функции бывшего КГБ, за исключением охраны государственной границы, находились в компетенции Министерства безопасности Республики Таджикистан. Однако в 2006 г. оба указанных ведомства были упразднены и одновременно был образован Комитет по национальной безопасности республики, которому были переданы функции обоих упраздненных ведомств.

В Кыргызстане на базе КГБ Киргизской ССР сначала было образовано Министерство национальной безопасности, а в 2001 г. оно было преобразовано в Службу национальной безопасности с выведением ведомства из системы центральных органов государственного управления и непосредственным подчинением Президенту. Самостоятельным органом является Служба государственной охраны. В 2006 г. из подчинения Службы национальной безопасности выведены пограничные войска и образована Пограничная служба Кыргызской Республики.

В Туркменистане функции бывшего КГБ Туркменской ССР осуществляют Министерство национальной безопасности (до 2002 г. Комитет национальной безопасности), Государственная пограничная служба, Служба охраны Президента Туркменистана.

В Казахстане создан Комитет национальной безопасности (КНБ). Внешней разведкой в составе КНБ занималось сначала Управление разведки, затем Главное управление разведки, Департамент разведки, а с 1998 г. — Служба «Барлау» КНБ. Государственная охрана находится в ведении Службы охраны Президента Республики Казахстан.

Так же как и в России, в бывших советских республиках происходили процессы расформирования советской системы органов внутренних дел. Название «милиция» сохранилось, кроме России, только в Белоруссии, Кыргызстане, Таджикистане, Украине и Узбекистане, т.е. в шести из пятнадцати бывших советских республик.

В Белоруссии, Узбекистане и Туркменистане управление пенитенциарной системой полностью входит в полномочия МВД. Данная модель была унаследована от Советского Союза. Однако после распада Советского Союза правительства большинства этих стран отказались от нее в пользу модели, при которой управление пенитенциарной системой осуществляется Министерством юстиции. В Украине уголовно-исполнительная система выведена из ведения МВД, но и в ведение Министерства юстиции не передана. В 1998 г. на базе Главного управления исполнения наказаний МВД Украины создана самостоятельная структура — Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний как самостоятельное ведомство, начальника которого назначает Президент Украины.

Таможенные органы на постсоветском пространстве либо самостоятельны, либо подчинены другим органам исполнительной власти. Самостоятельными они остаются в Белоруссии, Украине, Молдове, Узбекистане, Таджикистане. В Грузии таможенный департамент, финансовая полиция и налоговая служба с 2007 г. объединены в Службу доходов Министерства финансов Грузии. В Кыргызстане таможенные органы подчинены Комитету по доходам Министерства финансов Кыргызской Республики. В Казахстане Комитет таможенного контроля входит в структуру Министерства финансов Республики Казахстан.

Органов исполнительной власти, аналогичных российской Федеральной службе судебных приставов (ФССП), в бывших советских республиках нет. Наиболее близкой по своему статусу к ФССП была в свое время Государственная исполнительная служба Украины, действовавшая в качестве правительственного органа при Министерстве юстиции Украины. Но в 2006 г. она была преобразована в структурное подразделение Министерства юстиции, т.е. ее статус был понижен.

В большинстве государств-участников СНГ остались прежние судебные исполнители, руководство которыми осуществляют соответствующие структурные подразделения министерств юстиции. Если в России Федеральная служба судебных приставов является правоохранительным федеральным органом исполнительной власти, в других государствах-участниках СНГ службы судебных исполнителей действуют в качестве структурных подразделений министерств юстиции или судов. Судебный исполнитель при такой модели наделяется полномочиями от имени государства. Его деятельность находится под контролем суда (судьи по исполнению), прокуратуры; важную роль при этом играют различные профессиональные организации судебных исполнителей.

Аналоги налоговой полиции, существовавшей в России с 1993 по 2003 г., были созданы в 90-х годах ХХ в. в составе налоговых или финансовых ведомств: в Республике Армения — оперативно-розыскное управление Министерства по налоговым доходам; в Кыргызской Республике — Управление налоговой полиции в составе Министерства финансов; в Республике Таджикистан — налоговая полиция в составе Министерства по государственным налогам и сборам. В Министерстве финансов Грузии был создан Чрезвычайный легион, в компетенцию которого вошла защита налогового и таможенного законодательства. Налоговая милиция Украины входит в состав Государственной налоговой администрации Украины.

В настоящее время в Армении функции налоговой полиции наряду с другими функциями выполняет Государственная налоговая служба при Правительстве Республики Армения. Основным нормативным актом, регулирующим ее деятельность, служит Устав, утвержденный постановлением Правительства Республики Армения от 21 ноября 2002 г. № 1926-Н.

В Таджикистане в настоящее время в состав Министерства по государственным налогам и сборам входит подразделение по предупреждению и пресечению налоговых и таможенных правонарушений.

В Грузии таможенный департамент, финансовая полиция и налоговая служба с 2007 г. объединены в Службу доходов Министерства финансов Грузии.

Налоговая милиция Украины до сих пор находится в составе Государственной налоговой администрации Украины. Украинская налоговая милиция входит в состав органов Государственной налоговой службы и осуществляет правоохранительные функции. В соответствии с действующим законодательством, налоговая милиция контролирует соблюдение норм налогового законодательства, выполняет оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и охранную функции.

В Казахстане до 2001 г. налоговая полиция была подчинена Министерству государственных доходов Республики Казахстан, в составе которого был образован Комитет налоговой полиции. Указом Президента Республики Казахстан от 22 января 2001 г. № 536 «О мерах по совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан» Комитет налоговой полиции, а также Академия налоговой полиции Министерства государственных доходов Республики Казахстан были упразднены с передачей их имущества и дел вновь образованному Агентству финансовой полиции в качестве центрального исполнительного органа. Впоследствии указанное агентство было преобразовано в государственный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан, — Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовую полицию). Указом Президента Республики Казахстан от 21 апреля 2005 г. № 1557 утверждено положение об этом агентстве.

Практически одновременно с Казахстаном налоговая полиция была преобразована в финансовую полицию в Кыргызстане.

В России в 2003 г., одновременно с упразднением федеральных органов налоговой полиции, были образованы органы наркоконтроля. До этого в 1999 г. среди бывших советских республик аналогичная структура была образована в Таджикистане — Агентство по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан, а в 2005 г. было создано Агентство Кыргызской Республики по контролю за наркотиками.

В ряде стран СНГ (Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан) создана также военная полиция. В Казахстане кроме военной полиции действуют военно-следственные органы МВД, которые выполняют те же функции, которые в России выполняют органы военной прокуратуры, т.е. дела о преступлениях военнослужащих в Казахстане расследуют независимые от руководства Вооруженных Сил следователи МВД.

Таким образом, в странах СНГ при создании и развитии органов исполнительной власти, реализующих правоохранительную функцию государства, в основном учитывается опыт России. России также следовало бы учесть опыт стран СНГ. Это касается вопросов переименования милиции в полицию, образования финансовой и военной полиции, тем более что все эти вопросы в среде научной общественности и практических работников уже неоднократно обсуждались.

Слово «милиция» появилось в нашей стране в рамках ниспровержения старого политического строя и служило прямым противопоставлением наименованию «полиция», которое имело место в дореволюционной России и используется во всех современных странах, которые было принято называть буржуазными с непременным отрицательным оттенком. Поэтому наименование «милиция» носит лишь идеологический характер. Кроме того, российскую милицию нельзя называть таковой и с этимологической точки зрения. Слово «милиция» происходит от латинского «militia», что означает просто «война». От этого корня в конечном счете произошли такие слова, как «милитаризм», «милитаризация», связанные с наступательной военной доктриной, с производством вооружений. Позже слово «милиция» приобрело значение народного ополчения либо войска, формируемого на время войны в отличие от регулярной армии. Понятно, что ничего общего с задачами милиции такое ополчение или войско не имеет, поэтому нет никаких веских причин против переименования милиции в современной России в полицию.

Финансовая полиция в некоторых странах СНГ (Казахстан, Кыргызстан) была образована на базе налоговой полиции. Аналогичный проект имел место и в России. В средствах массовой информации в 2000 г. был даже опубликован проект закона об органах финансовой полиции. Однако вместо упраздненной налоговой полиции были созданы правоохранительные органы совсем другой направленности — органы наркоконтроля. Сегодня, в условиях роста экономической преступности и особенно усиления борьбы с коррупцией, следовало бы возвратиться к идее о создании финансовой полиции.

Дискуссия о создании военной полиции в России ведется еще с начала 1990-х годов, периодически возобновляясь по мере обнародования фактов ненадлежащего состояния правопорядка в Вооруженных Силах и других войсках. Так, после избиения старослужащими в Челябинском танковом училище в новогоднюю ночь 2006 г. военнослужащего младшего призыва Андрея Сычева Президентом Российской Федерации министру обороны было дано поручение о подготовке предложений по созданию военной полиции. Однако до сих пор этот вопрос не решен. Рано или поздно создавать военную полицию придется, поэтому весьма полезно уже сейчас изучать опыт создания и функционирования военной полиции в странах СНГ.

Литература

1. Об органах государственной безопасности. Закон Республики Беларусь. — Минск, 2006.

2. Ведомости Верховной Рады. — 1992. — № 7. — Ст. 382.

3. Официальный монитор Республики Молдова. — 1999. — № 56.

4. Елков И.Мертвый сезон—2006. Что сегодня собой представляют спецслужбы бывших советских республик // Российская газета. — 2006. — 20—26 января.

5. Указ Президента Республики Таджикистан от 30 ноября 2006 г. № 9 «О совершенствовании структуры центральных органов исполнительной власти» // http://www.asiaplus.tj

6. Юридическая практика. — 2007. — № 5.

7. Улетова Г.Д. Перспективы института судебных при-

ставов-исполнителей в России // ЭЖ-Юрист. — 2006. — № 7.

8. Кваша Л.Ф. Органы налоговых расследований в структурной организации Российского государства // Безопасность. — 2006. — № 1.

9. Дунаев С.П. Становление и современное состояние налоговых служб стран ЕврАзЭС // Проблемы современной экономики. — 2004. — № 3.

10. Правоохранительные органы / Сборник законодательных актов. — Алматы, 2006. — С. 6—7.

11. Коммерсантъ. — 2000. — 17 ноября.

12. Дроздов Г.В. Военное право: состояние и перспективы развития: Круглый стол, выступление // Государство и право. — 1994. — № 8—9. — С. 36.

13. Российская газета. — 2006. — 1 февраля.

О СУЩНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

М.В. ХОДЖИЧ, кандидат психологических наук, докторант Академии управления МВД России,

подполковник милиции

Аннотация. Рассмотрены различные понятия стратегии и стратегического планирования. В работе говорится об основном назначении стратегического планирования в органах внутренних дел и его преимуществах.

Ключевые слова. стратегия, стратегическое планирование, стратегическое планирование в органах внутренних дел.

ABOUT THE POINT OF THE STRATEGIC PLANNING IN MI

MARINA HODGICH,

Doctoral Student of the Academy of Management of MI of Russia, Candidate of psychological Science, lieutenant-colonel of militia

Annotation. The article considers the different definitions of the term 'strategy' and 'strategic planning'. The article talk about the main function of the strategic planning in MI and its advantages.

Key words. strategy, strategic planning, strategic planning in MI.

Определение стратегии развития системы МВД в настоящее время является наиболее важным направлением.

В последнее время повысился интерес к выработке стратегических решений в целом, что предполагает знание основ стратегического управления и планирования.

Термин «стратегия» взят из военного лексикона, где он обозначает планирование и проведение в жизнь политики страны или военно-политического союза государств с использованием всех доступных средств1. Сегодня «стратегия» является одним из основных понятий современной науки об управлении. Однако единого, общепризнанного определения этого термина не существует.

Стратегия, согласно М.Х. Мескону, — общий, всесторонний план достижения целей2.

По У. Брэддику, стратегия — это продуманные долговременные задачи, поставленная перед собой цель и составление плана, чтобы ее достичь3.

У Э.М. Короткова стратегия управления определяется как направление развития организации в соответствии с поставленной целью, а также как совокупность ориентиров и ограничений, которые определяют направление развития фирмы в соответствии с поставленной целью4.

О.С. Виханский рассматривает стратегию как долгосрочное, качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы деятельности организации, средств и форм не деятельности, системы взаимоотношений внутри ее, а также позиции организации во внешней среде, приводящее организацию к ее целям5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.