Наумов Е.А.
к.т.н., профессор, академик РАЕН, ученый секретарь Научного совета РАН по комплексным проблемам
евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивому развитию
ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ ИННОВАЦИЙ XXI ВЕКА - ОСНОВА ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЕАЭС И КИТАЯ
В РАМКАХ ШЕЛКОВОГО ПОЯСА
Ключевые слова: евразийская интеграция, ЕАЭС, инновационное развитие и сотрудничество, Шелковый путь.
Решение задач широкой евразийской интеграции - повышение эффективности функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС), других региональных организаций и институтов развития с участием государств -участников экономического союза, а также стран ЩОС, БРИКС и АТЭС в рамках Большой Евразии является приоритетным направлением российской внешнеэкономической политики. Инструментом достижения указанной цели должна стать разработка и реализация Межгосударственной целевой комплексной Программы создания Евразийской инновационной системы, в основе которой лежит разработка и реализация проекта Шелкового пути инноваций XXI века как эффективного механизма евразийской экономической интеграции (ЕАЭС) и сопряжения Экономического пояса шелкового пути (ЭПШП), разрабатываемого Китаем. Разработка и реализация проекта Шелковый путь инноваций XXI века направлена на:
• разработку на реализацию приоритетных направлений развития науки и технологий, реализуемых в рамках комплексных совместных инновационных мегапроектов, формируемых с учетом национальных приоритетов инновационной политики государств Евразийского союза, направленной на обеспечение повышения конкурентоспособности и устойчивое развитие экономики, национальной безопасности и социально-экономического развития государств-участников в рамках единого инновационного пространства;
• создание организационной основы координации научно-технологического развития государств Евразийского экономического союза, ориентированного на развитие и применение шестого технологического, уклада, опирающегося на возможности интеграции национальных инновационных систем и создание интегрированной инфраструктуры Евразийской инновационной системы.
Шелковый путь инноваций XXI века, лежащий в основе создания Евразийской инновационной системы предполагает развитие институтов и институциональных отношений, обеспечивающих полный цикл инновационной деятельности от проведения совместных исследований и разработок в области высоких технологий, создание условий для их внедрения в сфере конкурентоспособного производства, обеспечивающего высокую добавленную стоимость. В этой связи возникает необходимость интеграции национальных инновационных систем государств-членов Евразийского союза, ориентированной на создание единого инновационного пространства, обеспечивающего концентрацию интеллектуального потенциала и имеющихся ресурсов, их максимально эффективное использование.
Базовыми структурными элементами создаваемой Евразийской инновационной системы должны стать Центры науки и высоких технологий - «жемчужины» Шелкового пути, создаваемые в крупных промышленных и научных центрах евразийских государств на базе национальных научных центров, исследовательских университетов, индустриальных инновационных парков и других элементов инновационной инфраструктуры, ориентированные на продвижение инноваций в крупных индустриальных городах и столицах на пространстве Евразийского экономического союза и Большой Евразии, с участием государств ЕАЭС, ШОС и БРИКС. С целью разработки и реализации евразийской экономической интеграции на основе проекта Шелковый путь инноваций XXI века Научным советом РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивого развития предлагается разработка Концепции создания в форме государственно-частного партнерства Консорциума инновационного развития ЕАЭС, обеспечивающего необходимые институциональные и экономические условия интеграции и кооперации заинтересованных организаций в разработке и реализации совместных инновационных проектов в области трансфера технологий на базе шестого технологического уклада. В настоящее время Научным Советом разрабатываются научные и методические рекомендации в области организации инновационной деятельности, создания индустриальных парков для обеспечения развития и трансфера технологий. Специалисты Совета принимают активное участие в разработке и гармонизации законодательных и нормативно-правовых актов регулирующих отношения в сфере инновационной деятельности. Завершающим этапом организации этой деятельности явилась разработка под эгидой Научного совета и Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию модельного закона о инновационной деятельности и Модельного Инновационного Кодекса СНГ, который прошел обсуждение в Парламентах государств и был принят Советом МПА. В настоящее время ведется разработка и обсуждение концепции модельного закона «О совместных исследованиях и кооперации при разработке и производстве инновационной продукции и услуг», который станет основой для развития международных институтов, развития государственно-частных партнерств, тех-
нологических кластеров и консорциумов, способствующих реализации совместных инновационных проектов в рамках создания необходимых условий для разработки и реализации совместного проекта Шелковый путь инноваций XXI века.
Реализация проекта Шелкового пути инноваций XXI века будет направлена на развитие шестого технологического уклада, обеспечения трансфера технологий, создание на протяженности Шелкового пути научно-образовательных центров, индустриальных парков и бизнес структур в форме инновационно-технологических кластеров, осваивающих современные производства и разработку инновационной продукции. Идея Шелкового пути инноваций XXI века близка исторической идее создания Шелкового пути, который служил основой передачи из Китая в Европу новых материалов и технологий (ремесел): шелк, компас, порох, бумага, а также развития новых знаний, культуры и мировоззрения.
Залогом успешного сотрудничества в рамках Шелкового пути инноваций XXI века должны стать потенциалы России и Китая в стратегическом отношении взаимно дополняющие друг друга. Поэтому необходима выработка совместного глобального видения современных проблем развития экономики, науки и техники, ориентированных на устойчивое развитие природы, человека и общества на основах новых принципов морали и этики во имя добра и справедливости.
В настоящее время идет интенсивная работа по подготовке соответствующих соглашений между нашими странами. В этой связи идея создания экономического пояса Великого шелкового пути в качестве новой «площадки» двустороннего и многостороннего взаимодействия, представленная в Совместном заявлении Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве 8 мая 2015 года является плодотворной и актуальной. Указанная стратегия способна резко нарастить объем не только китайско-российской торговли, но также создать принципиально новые научно-технические и индустриально производственные комплексы, вовлечь в мирное созидание миллионы граждан КНР и России, государств Центральной Азии и Европы. Важная роль в интеллектуальном и информационном сопровождении стратегии развития Шелкового пояса XXI века отводится научным и образовательным учреждениям, профессиональным общественным организациям и бизнес-сообществам стран Большой Евразии.
Концепция проекта Шелковый путь инноваций XXI века была предложена и обсуждена на заседании Научного совета РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивого развития 24 июня 2015 г.
Суть проекта «Шелкового пути инноваций XXI века» состоит в следующем:
1. В столицах и индустриально развитых центрах России, Казахстана, Республики Беларусь, Армении и Кыргызстана, Китая, и других заинтересованных государств, входящих в состав Большой Евразии, на базе исследовательских университетов создаются инновационные центры - площадки для проведения совместных исследований и разработок, с необходимыми условиями для деятельности индустриальных парков, бизнес-инкубаторов в составе опытных производств с участием малого и среднего бизнеса, ориентированных на разработку и выпуск инновационной продукции.
При создании инновационных центров может быть использован опыт создаваемого в настоящее время инновационного парка МГУ, который будет действовать на основе специального закона Российской Федерации, а также Китайско-белорусского индустриального парка, который создается в настоящее время Китаем и Республикой Беларусь в рамках достигнутых договоренностей и подписанных документов. Основу «Шелкового пути инноваций XXI века», как отмечалось выше, будут составлять центры инновационного развития - «жемчужины шелкового пути», создаваемые на базе ведущих исследовательских университетов с участием научных центров Национальных академий наук и представителей бизнеса.
Инновационные центры будут выполнять роль своеобразных «караван-сараев» шелкового пути инноваций. Предполагается, что они будут выполнять роль евразийских научно-образовательных центров для трансфера технологий и кооперации совместных инновационных производств на базе шестого уклада: нано-био^Т технологий, оснащенных необходимым оборудованием, производственными и офисными помещениями, выставочными комплексами. Предполагается строительство кампусов для поселения и проживания обучающегося и работающего персонала, включая объекты культурного, медицинско-оздоровительного и спортивного назначения.
Идея проекта Шелкового пути инноваций XXI века прошла широкое обсуждение и была поддержана участниками Астанинского экономического форума, проходившего в г. Алма-Ате в 2015 г, а также участниками конференции по проблемам инновационного развития Республики Крым, проходившей в Алуште в сентябре 2015 г и участниками Московского экономического форума, проходившего в МГУ в мае 2016 г.
2. Для координации совместной инновационной деятельности университетов, обучения персонала предлагается создать ассоциацию университетов, ориентированных на реализацию проекта Шелковый путь инноваций, которая будет носить название: Евразийский сетевой открытый университет устойчивого развития природы человека и общества «Шелковый путь инноваций XXI века». Инициаторами создания такого университета являются Международный институт природы, общества и человека (г. Дубна), МГУ, Санкт-Петербургский технический университет, Государственный университет управления, Саратовский государственный технический университет, Симферопольский федеральный университет им. В.И. Вернадского, В состав ассоциации входят Казанский университет, Новосибирский госуниверситет, Омский, Томский и Дальневосточный федеральные университеты. А также университеты Республик Беларусь, Армении, Казахстана и университеты Китая, Индии, Ирана и др.
3. С целью координации фундаментальных и теоретико-прикладных исследований в рамках проекта «Шелковый путь инноваций XXI века» предлагается создать в форме научно-образовательного консорциума Открытый Евразийский университет высоких технологий «Шелковый путь инноваций XXI века» (далее Консорциум). Консорциум
создается для реализации проектов в области высоких технологий сопряжения Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса шелкового пути (ЭПШП) в соответствии с Совместным заявлением РФ и КНР от 08.05.2015 г. (в рамках научно-технического коридора ЭПШП).
Предполагается, что создание Консорциума будет включено в Договор о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и Правительством КНР. Такой центр создается по инициативе Российско-Китайской палаты по содействию развития торговли машино-технической и инновационной продукцией под эгидой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Учредителями Центра являются заинтересованные научно-исследовательские организации, университеты, технопарки и финансовые организации государств-членов ЕАЭС (Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской республики и Российской Федерации) и Китайской Народной Республики, принимающие участие в выполнении совместных инновационных проектов под эгидой Центра. Целью создания Консорциума является объединение научно-технического, экономического и кадрового потенциала участников Консорциума для реализации крупных высокотехнологичных проектов (преимущественно шестого технологического уклада), отличающихся высокой конкурентоспособностью, сравнительно быстрой окупаемостью, патентной защитой, приносящих инновационную сверхприбыль, а также для разработки и реализации образовательных программ в области менеджмента инноваций.
4. Предлагается рассмотреть предложение национальной технологической палаты (Российская Федерация) и Общественного объединения Союз ученых республики Казахстан о создании в форме ассоциации неправительственной организации: Евразийская инновационно-технологическая палата, возложив на указанную структуру функции защиты прав разработчиков инновационных технологии и техническое регулирование разработки и применения технологий в рамках проекта Шелковый путь инноваций, ориентированных на экологически чистые производства.
5. С целью формирования соответствующей финансово-банковской основы, обеспечивающей взаимодействие институтов развития - инвестиционных фондов, инвестиционных банков с участием Азиатского банка инфраструктурных проектов, Евразийского банка развития, Банка развития БРИКС, Фонда Шелкового пути и др. предлагается рассмотреть возможность участия в создании в г. Астана на базе Евразийского международного финансового центра Евразийской ассоциации банков и инвестиционных фондов, возложив на указанную ассоциацию координацию деятельности финансовых институтов при финансировании межгосударственных инновационных проектов.
С учетом указанных предложений дорожная карта Шелкового пути инноваций приобретает реальные очертания.
Сосредоточение усилий российского правительства и наднационального органа управления евразийской экономической интеграции на приоритетных направлениях сотрудничества и взаимодействия требует серьезной научной проработки и анализа. Обоснование подходов России к выстраиванию прагматичных и взаимовыгодных отношений с контрагентами в Евразии требует проведения междисциплинарных фундаментальных и прикладных исследований в области экономических, технических, политических наук с использованием современных методов математического и компьютерного моделирования. Научный совет РАН по комплексной проблеме евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивому развитию, совместно с заинтересованными организациями готов принять непосредственное участие в разработке стратегии развития Шелкового пути инноваций XXI века как составной части экономического пояса Шелкового пути евразийской интеграции и выступать в качестве экспертного союза ученых Евразии при разработке стратегий инновационного развития Евразийского экономического союза.
Преодоление текущего положения дел в Евразийском союзе и выработка действенного перспективного плана для России и ее партнеров по интеграции требует применения нетривиальных идей и подходов, способных расширить возможности евразийской интеграции исходя из соображений получения экономических преимуществ государствами-членами ЕАЭС.
Основные направления исследований:
- вопросы углубления и расширения ЕАЭС;
- оценка и выбор приоритетных направлений развития единого экономического пространства ЕАЭС;
- формирование межгосударственных институтов развития и обоснование направлений их работы;
- создание преференциальных режимов торгово-экономического сотрудничества между государствами Евразии;
- формирование широкой международной коалиции за мирное устойчивое развитие на основе взаимовыгодного гармоничного сотрудничества;
- вопросы практической реализации инициативы сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути;
- разработка форм международного научно-технического сотрудничества и передачи технологий в масштабах Большой Евразии.
- гармонизации законодательства стран ЕАЭС с целью создания институциональных условий для проведения совместных исследований и кооперации в сфере разработки и трансфера технологий, включая права на использование объектов интеллектуальной собственности, а также технического регулирования условий передачи технологий.
Список литературы
1. Интеллектуальная экономика - технологические вызовы XXI века (соавторы Арменский А.А., Глазьев С.Ю. Сабден О.С.). -Алматы, 2009.
2. Устойчивое развитие национальных экономик и мировые финансы в XXI веке (авторы Арменский А.А., Сабден О., Кочубей А.И., Наумов Е.А.). - Алматы, 2011.
3. Интеллектуальная экономика - институциональные парадигмы социально-экономического развития России / Конференция Львовские чтения, ГУУ, М., 2011 // Вестник ГУУ. - М., 2011.
4. Интеллектуальная экономика - инновационное сотрудничество основа конкурентоспособности государств-участников СНГ // Международный Форум бизнеса СНГ «20 лет - опыт сотрудничества и перспективы» 18 марта 2011.
5. Совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности государств-участников СНГ // Международный Форум бизнеса СНГ «20 лет - опыт сотрудничества и перспективы». 18 марта 2011.
6. Инновационная интеграция - основа экономической политики ЕврАзЭС // IV Международный Астанинский форум. Астана, июнь 2010.
7. О стратегиях модернизации России (соавторы: акад. Глазьев С.Ю., профессор Понукалин А.А.) // Россия: тенденции и перспективы, Ежегодник ИНИОН РАН, Вып. 6 - М., 2010.