Научная статья на тему 'Экономический пояс Шелкового пути и ЕАЭС - конкуренты или партнеры?'

Экономический пояс Шелкового пути и ЕАЭС - конкуренты или партнеры? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
750
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / РОССИЯ / КИТАЙ / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СФЕРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ван Шучунь, Вань Цинсун

Сегодня, как никогда прежде, Евразия приковывает к себе внимание всего мира. Ведущие державы наперебой предлагают различные евразийские интеграционные проекты, среди которых хотелось бы особенно отметить российский Евразийский экономический союз и китайский экономический пояс Шелкового пути. Несмотря на то что эти проекты обладают схожей географией, они не конкурируют друг с другом благодаря достигнутой согласованности между Китаем и Россией: обе страны демонстрируют определенную готовность к сотрудничеству, имеющему положительные перспективы. Китай должен активно предпринимать целенаправленные и поэтапные шаги по превращению своего проекта в реальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономический пояс Шелкового пути и ЕАЭС - конкуренты или партнеры?»



РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

у

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ И ЕАЭС — КОНКУРЕНТЫ ИЛИ ПАРТНЕРЫ?

ВАН Шучунь

доктор юридических наук, профессор, директор Юридического института Гуандунского университета иностранных языков и международной торговли (Гуанчжоу, КНР)

ВАНЬ Цинсун

докторант факультета русского языка Гуандунского университета иностранных языков и международной торговли (Гуанчжоу, КНР)

АННОТАЦИЯ

Сегодня, как никогда прежде, Евразия приковывает к себе внимание всего мира. Ведущие державы наперебой предлагают различные евразийские интеграционные проекты, среди которых хотелось бы особенно отметить российский Евразийский экономический союз и китайский экономический пояс Шелкового пути. Несмотря на то что эти проекты обладают схожей гео-

графией, они не конкурируют друг с другом благодаря достигнутой согласованности между Китаем и Россией: обе страны демонстрируют определенную готовность к сотрудничеству, имеющему положительные перспективы.

Китай должен активно предпринимать целенаправленные и поэтапные шаги по превращению своего проекта в реальность.

КЛЮЧЕВЫЕ экономический пояс Шелкового пути, СЛОВА: Евразийский экономический союз, Россия, Китай,

перспективные сферы сотрудничества.

Введение

Осенью 2011 года в газете «Известия» была опубликована статья В. Путина, в то время премьер-министра РФ, о создании на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Он отмечал, что этот союз, в будущем способный стать одним из полюсов современного мира и играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР), должен быть построен на основе принципов равноправия, суверенитета и добровольности1.

7 мая 2012 года, в день своего вступления в должность президента, В. Путин подписал Указ «О мерах по реализации внешнеполитического курса РФ», в котором говорилось о намерении «рассматривать развитие многостороннего взаимодействия и интеграционных процессов на пространстве СНГ как ключевое направление внешней политики РФ». Указ, помимо всего прочего, предписывал Министерству иностранных дел РФ совместно с другими федеральными органами исполнительной власти «способствовать углублению евразийской интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и созданию к 1 января 2015 года Евразийского экономического союза, исходя из открытости этих процессов для присоединения других государств, прежде всего членов Евразийского экономического сообщества и участников СНГ, содействовать международному позиционированию новых интеграционных структур»2.

В новой Концепции внешней политики РФ, утвержденной Президентом России 12 февраля 2013 года, мы находим следующие слова: «Россия считает приоритетной задачу формирования Евразийского экономического союза, призванного не только максимально задействовать взаимовыгодные хозяйственные связи на пространстве СНГ, но и стать определяющей будущее стран Содружества моделью объединения, открытого для других государств. Строящийся на универсальных интеграционных принципах новый союз призван стать эффективным связующим звеном между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом»3.

В своем Послании Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2013 года В. Путин, в частности, отметил: «К 1 мая 2014 года согласование текста Договора будет завершено, и он поступит в парламенты России, Белоруссии и Казахстана... Уже сейчас действуют рабочие группы, которые готовят «дорожные карты» по присоединению к Таможенному союзу Киргизии и Армении. Уверен, реальные достижения евразийской интеграции только повысят интерес к ней со стороны других наших соседей, в том числе и со стороны украинских партнеров»4.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что В. Путин во время своего президентства будет прилагать все усилия для продвижения евразийской интеграции и возрождения русской нации с целью превращения России в независимый центр силы и влияния, а также обеспечения

1 См.: Путин В. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня // Известия, 3 октября 2011 [http://izvestia.ru/news/502761], 1 июля 2014.

2 Владимир Путин подписал Указ «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» // Президент России, 7 мая 2012 [http://kremlin.ru/acts/15256], 1 июля 2014.

3 Концепция внешней политики Российской Федерации [http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea6209 7©с325787а0034с255/с32577са0017434944257Ъ160051ЬЩ, 1 июля 2014.

4 Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2013 года [http://www.rg. ru/2013/12/12/poslanie.htm], 1 июля 2014.

ей достойного, а возможно, и лидирующего места в будущем новом мироустройстве и международных отношениях.

29 мая 2014 года президенты Беларуси, Казахстана и России подписали Договор о ЕАЭС. С 1 января 2015 года после ратификации документа парламентами этих стран на территории ЕАЭС начнется поэтапное формирование режима свободного передвижения товаров, капиталов, рабочей силы и услуг, вступят в действие общие правила таможенно-тарифного регулирования и будет обеспечен равный доступ к транспортной и энергетической инфраструктуре. Ожидается, что вскоре к новому интеграционному объединению присоединятся Армения и Кыргызстан.

Следует отметить, что этот исторический документ выведет страны — участницы ЕАЭС на более высокий уровень интеграции.

В то же время ЕАЭС является не единственным проектом такого рода. Так, 7 сентября 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин выступил с речью в казахстанском Назарбаев университете, в которой предложил Китаю и странам Центральной Азии (ЦА) объединить усилия и создать экономический пояс Шелкового пути. При этом он призвал все страны Евразии укреплять и углублять экономические взаимосвязи, расширять пространство для развития и придерживаться новаторских моделей сотрудничества. Можно сказать, что это важное заявление прозвучало как «яркий сигнал» к активизации всестороннего экономического сотрудничества между Китаем и странами Евразии, адресованный странам ЦА и регионам, расположенным вдоль Шелкового пути.

Две вышеупомянутые инициативы достаточно широко обсуждаются в политических и экспертных кругах многих стран, и, конечно же, в Китае и России. Среди российских экспертов пока нет единого мнения по вопросам, касающимся создания экономического пояса Шелкового пути. Одни считают, что, несмотря на «стратегическое партнерство» между РФ и КНР, они являются конкурентами в Евразии. По их мнению, Китай посредством проекта создания экономического пояса Шелкового пути намерен усилить собственные позиции в ЦА и замкнуть на себе грузопотоки из Юго-Восточной Азии в Европу. Поэтому он рассматривает создание ЕАЭС как угрозу своим экономическим и геополитическим интересам.

Другие эксперты воспринимают идею Китая в некотором роде положительно. По их мнению, реализация экономического пояса Шелкового пути сулит России экономические выгоды, но для этого должен быть запущен диалог с КНР. В перспективе между двумя странами может быть налажено активное экономическое сотрудничество, которое будет затрагивать не только российские районы Дальнего Востока и Сибири, но и европейскую часть РФ.

Ожесточенные споры, возникшие между экспертами вокруг двух упомянутых проектов, все еще продолжаются. Предметом дискуссий чаще всего становятся следующие вопросы: Почему Китай выдвинул проект экономического пояса Шелкового пути именно после того, как В. Путиным была озвучена идея создания ЕАЭС? В чем заключается суть данного проекта? Как КНР превратит свою инициативу в реальность? Являются ли Россия и Китай конкурентами? Могут ли новые масштабные проекты привести к столкновению их интересов в Евразии? Если ответ отрицательный, то каковы перспективы сотрудничества между этими странами?

Ответить на эти вопросы мы постараемся в настоящей статье.

Причины выдвижения проекта экономического пояса Шелкового пути

К восстановлению древнего Шелкового пути руководители Китая неустанно призывали в течение многих лет. Ныне председатель КНР Си Цзиньпин впервые выдвинул эту инициативу на официальный уровень, что, по нашему мнению, объясняется целым рядом причин.

■ Во-первых, с точки зрения хозяйственного роста, развитие регионального экономического сотрудничества является первейшим лейтмотивом политики Китая по отношению ко всем странам, и в первую очередь соседним.

Разразившийся в 2008 году глобальный кризис нанес тяжелый ущерб развитию мировой экономики. Правительство Китая своевременно предприняло соответствующие меры, позволившие быстро вывести страну из кризиса. И все же экономика КНР, которая до кризиса динамично росла на протяжении 30 лет, начала проявлять признаки усталости. В связи с этим Китай стал уделять больше внимания раскрытию потенциала внутреннего спроса своих менее развитых районов; речь идет в первую очередь о центральной и западной частях страны (в частности, о СУАР, который граничит со странами ЦА). Тем самым КНР пытается изыскать возможности для развития отраслей, ориентированных на потребителя, и ликвидации зависимости своей экономики от экспорта.

С другой стороны, сегодня в Китае, активно ищущем новые внешние стимулы для своего хозяйственного роста, происходит структурная перестройка экономики. Без всякого сомнения, наиболее важными партнерами КНР выступают страны — участницы СНГ, обладающие весьма значительным природным и экономическим потенциалом. По оценкам экспертов, на них приходится 16,3% мировой территории, почти 5% населения, 25% разведанных запасов природных ресурсов (в том числе 7% мировых запасов нефти и 40% природного газа) и 10% мирового промышленного потенциала5.

Создание экономического пояса Шелкового пути значительно увеличит потенциал китайского рынка и будет играть огромную роль в устойчивом экономическом развитии страны.

■ Во-вторых, одним из факторов, заставивших Китай обратить свои взоры на Евразию, стала некоторая дестабилизация его отношений с Вьетнамом, Филиппинами и другими странами Юго-Восточной Азии, связанная с территориальными спорами в Южно-Китайском море.

Ключевую роль в расшатывании отношений Китая с соседями сыграли США, которые после окончания холодной войны стремятся предотвратить любые вызовы своему сверхдержавному могуществу. Америка рассматривает Китай в качестве потенциального противника и постоянно создает и укрепляет так называемые кольца окружения вокруг этой крупнейшей социалистической страны мира, создавая прямую угрозу ее безопасности.

В ноябре 2011 года администрация Б. Обамы выдвинула концепцию «тихоокеанского разворота» (Pacific Pivot) и объявила о возвращении США в Юго-Восточную Азию, а также о вмешательстве в проблемы Южно-Китайского моря. Появление этой концепции было связано с инициативами США в торгово-экономической и военно-политической сферах.

Одним из важнейших приоритетов экономической политики США в Азиатско-Тихоокеанском регионе стало развитие Транстихоокеанского партнерства (ТТП) — зоны свободной торговли и инвестирования. Кроме того, Белый дом предпринял существенные усилия для активизации диалога со странами АСЕАН в области экономики и безопасности в рамках программы «Расширенного экономического взаимодействия США — АСЕАН» (U.S. — ASEAN Expanded Economic Engagement-E3).

5 См.: Доклад Национального экономического совета «Экономическое сотрудничество — фактор интеграции стран СНГ». Екатеринбург, 2004. С. 9.

В военно-политической сфере «тихоокеанский разворот» связан с дальнейшим и более активным переоснащением американских сил ВМС и ВВС, развертыванием в регионе системы ПРО и развитием различных форматов сотрудничества с новыми и старыми региональными союзниками (Японией, Республикой Корея) и партнерами (Филиппинами, Вьетнамом) в сфере безопасности.

Рост противоречий между Вашингтоном, его союзниками и партнерами, с одной стороны, и Пекином, с другой, происходящий на фоне эскалации напряженности вокруг спорных районов Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, а также других территориальных проблем в регионе, привел к усилению политического и силового давления США на Китай.

Похоже, ситуация вокруг указанных морей будет накаляться и дальше. Одним из путей сокращения зависимости Китая от Южно-Китайского моря и Малаккского пролива может стать открытие торгового маршрута через Евразию.

■ В-третьих, при наличии сбалансированности внешнеторговых связей и сотруднических отношений экономический пояс Шелкового пути позволит Китаю еще больше открыться в сторону запада. Однако это не означает его отхода от традиционного восточного и юго-восточного направлений или умаления значения какого-либо из них.

Кроме того, экономический пояс Шелкового пути придаст новый импульс развитию экономического сотрудничества Китая с Россией и странами ЦА и его интеграции в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Эта организация была основана в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. Она является первой региональной международной организацией с момента образования Нового Китая и носит имя китайского города; ее секретариат находится в Китае.

Сегодня Китай и другие государства — члены ШОС добились значительных успехов в борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, транснациональной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и некоторыми другими нетрадиционными угрозами в ЦА.

В то же время результаты региональной экономической интеграции пока далеки от желаемых. Еще в 2003 году КНР предложила программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств — членов ШОС, которая была утверждена на второй встрече их премьер-министров. В ней, в частности, указывалось, что «до 2020 года государства — члены ШОС будут стремиться к максимально эффективному использованию региональных ресурсов на взаимовыгодной основе, содействию созданию благоприятных условий для торговли и инвестиций в целях постепенного осуществления свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий»6.

Однако пока не совсем ясно, как будет развиваться ШОС в дальнейшем: произойдет ли реальная многосторонняя экономическая интеграция стран-участниц или Организация останется международным институтом двустороннего сотрудничества.

Возвращаясь к вышесказанному, хотелось бы еще раз отметить, что создание экономического пояса Шелкового пути придаст новый импульс реализации стратегии развития КНР и ускорит ее экономическую интеграцию в рамках ШОС. Китай сможет получить более широ-

6 О Программе многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств — членов Шанхайской организации сотрудничества // Региональное экономическое сотрудничество Шанхайской организации сотрудничества [http://www.sco-ec.gov.cn/crweb/scor/info/Article.jsp?a_no=721&col_no=67], 1 июля 2014.

кий доступ на рынки стран СНГ, что будет содействовать его устойчивому экономическому развитию и создаст условия для формирования зоны свободной торговли в границах стран — членов ШОС. Именно в этом контексте и был выдвинут проект по созданию экономического пояса Шелкового пути.

Шелковый путь и ЕАЭС: Как гармонизировать интересы?

Евразия никогда еще не привлекала к себе столь широкого внимания практически всего мира, как сегодня. Как отмечает Ф. Лукьянов, «в XXI столетии Евразия все больше и больше попадает в центр международного внимания, будь то политические перемены, экономические перспективы, ресурсный потенциал, риски и угрозы или дискуссии о наличии моделей национально-государственного строительства, альтернативных западной. потенциально Евразия является единым регионом, где могут быть созданы региональные институты и действовать общие правила, и в этом случае она претендует на лидирующую роль в мире, на определение того, какую форму примет глобализация»7.

Не случайно ведущие мировые державы одна за другой начали выдвигать различные евразийские концепции, среди которых можно назвать американский «Новый шелковый путь», путинский ЕАЭС, китайский экономический пояс Шелкового пути, южнокорейскую Евроазиатскую инициативу и т. д.

В этой связи вполне естественно задаться некоторыми вопросами: «Как эти проекты связаны друг с другом?», «Конкурируют ли они между собой или партнерствуют?», «Не приведет ли реализация проектов России и Китая к столкновению интересов этих стран в Евразии?» и др.

Далее хотелось бы обратиться к сути российского и китайского проектов.

Китайский проект, вне всякого сомнения, носит в основном экономический характер. Он направлен на ускоренное развитие западных провинций Китая и формирование тесных связей между государствами региона в экономической, политической и гуманитарной областях. Дизайн строительства экономического пояса Шелкового пути, который должен охватить ЦА, Южную Азию, Западную Азию и Евразию, полностью соответствует естественной географии и экономическим реалиям региона, а также отражает устремления живущих там народов.

Особая роль в указанном проекте, несомненно, отводится граничащей с КНР Центральной Азии, однако это вовсе не означает, что Пекин будет проводить в отношении ее особый политический курс, хотя политика Пекина в других регионах иногда свидетельствует об обратном.

В данном случае речь идет конкретно о следующих пяти субрегионах.

1. Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. Эти страны, населенные многими народами, соприкасаются с западной границей Китая и связаны между собой сухопутными путями сообщения. Они поддерживают тесные экономические связи с Китаем и являются для него важными поставщиками природных и энергетических ресурсов. Кроме того, регион ЦА выступает главным рынком для китайских инвестиций и товаров.

В свою очередь, страны ЦА высоко ценят сотрудничество с Китаем, которое позволяет им надеяться на успешное развитие собственной экономики. Китай имеет достаточный потенциал развития двухстороннего и многостороннего сотрудниче-

7 Лукьянов Ф. Евразийская интеграция не по-нашему // Российская газета, 20 ноября 2013, № 6237.

ства, и соединение дополняющих друг друга экономических преимуществ КНР и пяти упомянутых стран позволило бы полнее раскрыть этот потенциал и еще больше укрепить его.

Именно поэтому регион ЦА играет такую важную роль в строительстве экономического пояса Шелкового пути.

2. Часть стран Западной Азии. Эти страны специализируются главным образом на производстве и экспорте нефтегазовых ресурсов и обладают относительно развитым энергетическим сектором экономики. Перед каждой из них стоит задача перехода от моноотраслевой структуры экономики к многопрофильной; возможность для этого они усматривают в развитии сотрудничества с Китаем. Этот регион является потенциальным рынком сбыта китайских товаров и идеальным местом для перемещения промышленного производства.

3. Страны Южного Кавказа (Азербайджан, Грузия и Армения) и Восточной Европы (Украина, Беларусь и Молдова) имеют развитую, но несколько «однобокую» экономику. Они склоняются к экономической интеграции с ЕС, а сотрудничеству с Восточной и Западной Азией придают пока куда меньшее значение. Возможно, в будущем им удастся усовершенствовать свою экономическую дипломатию и обеспечить себе получение выгод от сотрудничества как с Западом, так и Востоком.

4. Россия. Частично расположенная на Шелковом пути, она сама является самостоятельным региональным центром и к тому же имеет сильное влияние на ЦА, Кавказ и Западную Азию, с которыми поддерживает тесные связи. Поэтому при строительстве экономического пояса Шелкового пути необходимо учитывать российскую стратегию евразийской интеграции.

5. Афганистан, Пакистан и Индия. Уровень отношений этих стран с центральной зоной экономического пояса Шелкового пути (имеется в виду Центрально-Азиатский регион) и их будущее развитие зависят главным образом от разрешения афганской проблемы. Чем успешнее будет продвигаться мирный процесс в Афганистане, тем выше вероятность укрепления экономического сотрудничества указанных стран с ЦА. В противном случае им будет достаточно трудно присоединиться к строительству экономического пояса Шелкового пути.

В целом эта концепция, имеющая грандиозный размах, отражает идею Китая о развертывании взаимовыгодного сотрудничества и стратегического партнерства со странами Евразии для совместного социально-экономического развития. Китай намерен укреплять политические контакты, развивать транспортные коммуникации, обеспечивать бесперебойную торговлю, укреплять сферу денежного обращения и способствовать сближению населяющих регион народов. Основная цель проекта заключается в укреплении экономических связей, углублении взаимодействия и расширении сотрудничества со странами Евразии. В результате это сотрудничество приобретет комплексный характер, что позволит народам стран региона получить значительные выгоды.

В основу нового российского проекта создания ЕАЭС также легли объективные цели, одной из которых являлась реинтеграция бывшего СССР. Следует отметить, что стремление разных стран и регионов мира к развитию обусловлено процессом глобализации, происходящим в масштабах всей планеты. Укрепление экономических связей между странами невозможно без их вступления в региональные интеграционные институты.

В этом смысле выдвижение проекта ЕАЭС, который должен стать новой формой экономической интеграции, соответствует мировой тенденции.

Страны бывшего Советского Союза имели общую инфраструктуру и составляли неразрывное экономическое и культурное пространство. Именно эти факторы способствуют инте-

грации и обеспечивают прочную основу для их долгосрочного устойчивого сотрудничества во всех сферах (экономической, культурной, гуманитарной, сфере безопасности и др.), что помогает им избежать угрозы маргинализации и укрепить свои международные и региональные позиции. Усилению региональной интеграции способствует также общее стремление стран противостоять всевозможным рискам (в первую очередь тем, которые возникают в условиях финансово-экономических кризисов), преодолевать трудности, добиться экономического подъема и устойчивого развития.

ЕАЭС является одним из тех проектов, которые направлены на содействие региональной экономической интеграции. Как отмечал В. Путин, «Евразийский экономический союз — это открытый проект. Мы приветствуем присоединение к нему других партнеров, и прежде всего стран Содружества. При этом мы не собираемся кого-либо торопить или подталкивать. Это должно быть суверенное решение государства, продиктованное собственными долгосрочными национальными интересами»8.

Из этих слов следует, что ЕАЭС будет создан на основе принципов равноправия, суверенитета и добровольности. Возможно, поэтому новый интеграционный проект В. Путина обладает немалой привлекательностью для стран СНГ; более того, он представляет собой уникальное «окно возможностей» для Евразии.

Осуществление реинтеграции на постсоветском пространстве является одной из стратегических целей России. Что касается членов СНГ, особенно стран ЦА, то участие в интеграционных процессах отвечает их национальным стратегическим интересам (например, за евразийскую интеграцию активно выступает Казахстан).

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что процессы интеграционного сотрудничества в Евразии играют важную роль в обеспечении устойчивого развития, укрепления безопасности и стабильности региона, а также способствуют формированию общего экономического и гуманитарного пространства без разделительных линий входящих в него стран.

На первый взгляд, географическое совпадение зон действия китайского и российского проектов, а также частичное дублирование их могли бы привести к конкуренции между ними. Тем не менее мы считаем, что многое зависит от того, смогут ли Россия и Китай договориться друг с другом. Иными словами, во избежание конкуренции между двумя этими проектами необходимо укрепить играющие решающую роль китайско-российские отношения, которые всегда строились на принципах добрососедства, дружбы и сотрудничества.

Китайское видение роли РФ в ЦА абсолютно прозрачно. Объявляя об открытии «экономического пояса», президент Си Цзиньпин заверил, что Китай не стремится к господству в регионе или к созданию там зоны своего влияния; призывая к сотрудничеству с Москвой, он недвусмысленно дал ей понять, что Пекин имеет самые благие намерения.

Выдвигая свой проект, КНР отнюдь не преследует цель нанести какой-либо ущерб интересам РФ, двусторонние отношения с которой она высоко ценит. Главная движущая сила этого проекта — естественное стремление к экономическому сотрудничеству.

В силу неизменности географических параметров двусторонний диалог между Китаем и Россией должен выстраиваться на долгосрочную стратегическую перспективу. Сотрудничество — это наилучший формат, отвечающий интересам обеих стран; конкуренция с прицелом на вытеснение соперника нанесет ущерб каждой из них. Пекин и Москва должны видеть друг в друге дружественных, доброжелательных и надежных соседей; только в этом случае они смогут объединить свои усилия и обеспечить стабильность, безопасность и процветание в регионе.

Не может не радовать и то, что благодаря согласованному решению Китая и России эти два проекта не конкурируют друг с другом (по крайней мере, в обозримом будущем этого не

8 Путин В. Указ. соч.

ожидается). Напротив, и РФ, и КНР показывают определенную готовность к сотрудничеству, результатом которого должно стать достижение высокой степени экономической интеграции в Евразии.

В совместном заявлении РФ и КНР о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия от 20 мая 2014 года говорится: «Россия считает важной инициативу Китая по формированию экономического пояса Шелкового пути и высоко оценивает готовность Китайской стороны учитывать российские интересы в ходе ее разработки и реализации. Стороны продолжат поиск путей возможного сопряжения проекта экономического пояса Шелкового пути и создаваемого Евразийского экономического союза. В этих целях они намерены и дальше углублять сотрудничество между компетентными ведомствами двух стран, в том числе для осуществления совместных проектов по развитию транспортного сообщения и инфраструктуры в регионе»9. Подобный подход не может не радовать.

Это заявление лишний раз свидетельствует о готовности Китая и России к сотрудничеству. Оба проекта создают новую платформу для углубления двустороннего стратегического партнерства и взаимодействия между двумя странами. С нашей точки зрения, это полностью соответствует так называемым двум логикам развития китайско-российских отношений.

Внутренняя логика гласит: две большие соседние страны должны дружить, а не враждовать; они нуждаются друг в друге, и потому стратегическое сотрудничество между ними неизбежно.

Согласно внешней логике, и поднимающийся Китай, и возрождающаяся Россия подвергаются давлению внешних сил, которые по-прежнему рассматривают их как вызовы западному миру. Поэтому КНР и РФ должны прилагать совместные усилия, для того чтобы уменьшить расходы, необходимые для их дальнейшего процветания.

Россия надеется, что ЕАЭС станет важным игроком на международной арене, и поэтому ее новые идеи и инициативы не могут обойтись без поддержки Китая. В то же время Россия уже выдвинувшая новую стратегию подъема, рассчитывает на более тесное стратегическое взаимодействие с Китаем.

Объединив свои усилия, Китай и Россия будут способствовать формированию нового международного политического и экономического порядка. XXI век станет веком Азиатско-Тихоокеанского региона; можно сказать, что он уже превратился в центр мировой политики и экономики.

В. Путин намерен направить свою страну в русло современных реалий глобального социально-экономического развития; одной из важнейших задач на этом пути является наращивание участия в региональных интеграционных процессах. В данной связи следует отметить, что предметом особой заботы правительства РФ выступают регионы российского Дальнего Востока и Восточной Сибири.

Сегодня Китай вполне может способствовать оживлению российской экономики; кроме того, он готов к масштабной интеграции в рамках ЕАЭС. КНР сумела накопить богатый опыт взаимодействия с ЕС, АСЕАН и другими региональными структурами, который будет весьма полезен для всех заинтересованных сторон. Авторы настоящей статьи убеждены, что только взаимовыгодное сотрудничество и совместные усилия всех стран позволят Китаю занять достойное место в сложном мире XXI века, одной из характерных черт которого являются глубокие преобразования международного ландшафта, сопровождающиеся коренными изменениями в глобальной экономике и политике.

9 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, 20 мая 2014 года [http://news.kremlin.ru/ref_ м^/1642], 1 июля 2014.

Перспективные сферы сотрудничества и китайская политика ближайшего будущего

В обозримой перспективе сотрудничество между экономическим поясом Шелкового пути и ЕАЭС будет происходить в основном на государственном (в энергетической, транспортной, экономической, торговой, научно-технической, культурной, инфраструктурной и коммуникативной сферах) и региональном (в экономической, торговой, сельскохозяйственной, научно-технической и гидроэнергетической сферах) уровнях. Кроме того, к сотрудничеству в рамках экономического пояса Шелкового пути будет привлечен и СУАР, который близок странам региона в этническом, культурном, религиозном отношении. Следует также добавить, что СУАР обладает большим преимуществом в сфере гуманитарного взаимодействия.

Для того чтобы воплотить свою инициативу в реальность, Китай должен разработать целенаправленные поэтапные меры.

■ Во-первых, следует и дальше поддерживать прочные дипломатические связи с Россией, а также изживать существующие в отношениях с ней настроения настороженности. Среди всех стран Евразии наиболее важной для Китая, несомненно, является Россия.

Отношения между РФ и КНР развиваются на принципах дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества, которое открывает путь к всеобъемлющему партнерству и стратегическому взаимодействию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

От результативности дальнейшего развития китайско-российских отношений, являющих собой яркий пример сотрудничества между крупными государствами на двустороннем, региональном и глобальном уровнях, во многом зависит ситуация как в регионе, так и во всем мире.

Следует также отметить, что развитие отношений с РФ будет крайне полезным для КНР; как показала практика, оно сыграло весьма конструктивную роль в определении государственной границы на северо-западе Китая, в создании ШОС и некоторых других вопросах.

ЦА выступает традиционной сферой влияния и «задним двором» России, которая всегда расценивала этот регион в качестве стратегического плацдарма для укрепления своего статуса великой державы. Евразия является приоритетным объектом внешней политики РФ; в силу этого Россия не позволяет внешним силам вторгаться в этот столь значимый для нее регион.

В последние годы Китай усилил торгово-экономическое сотрудничество со странами СНГ, что вызвало настороженность российской стороны. Поэтому проводимая Китаем политика должна быть направлена на создание международного механизма координации и достижение консенсуса между странами, которые охватит экономический пояс Шелкового пути, а также на преодоление различных проблем, устранение их неблагоприятных последствий и продолжение совершенствования механизма взаимного доверия.

Успех данного проекта может быть обеспечен лишь посредством формирования инновационного мышления и отхода от старых концепций.

■ Во-вторых, необходимо усиливать экономическое сотрудничество со странами ЦА.

В своем выступлении на состоявшемся в Кыргызстане заседании Совета глав государств — членов ШОС председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что для создания прочной общенародной и социальной основы для развития сотрудничества в

экономическом поясе Шелкового пути необходимо усиливать гуманитарные обмены и народные связи. Иными словами, его совместное создание должно основываться на экономическом сотрудничестве и иметь стимул в виде народного понимания, способного поднять строительство экономического пояса на более высокий уровень. Благодаря этому взаимопонимание и традиционная дружба лишь усилятся, а это, в свою очередь, приведет к процветанию заинтересованных в проекте стран.

На данный момент страны региона относятся к китайской инициативе вполне благосклонно, поскольку препятствовать ей нет никаких причин. Уровень поддержки проекта странами ЦА зависит от того, насколько выгодными с экономической точки зрения будут для них его отдельные компоненты.

Следует отметить, что в настоящее время Китай становится одним из наиболее значимых торговых партнеров, инвесторов и финансовых спонсоров стран ЦА. Согласно официальной статистике, в 1992 году, когда были установлены дипломатические отношения между Китаем и пятью странами ЦА, совокупный товарооборот Китая с этим регионом составлял лишь 460 млн долл.; спустя 20 лет этот показатель достиг уже почти 46 млрд долл., то есть увеличился в 100 раз10.

Судя по всему, в дальнейшем Китай займет еще более важное место в экономическом развитии этого региона, а потому ему необходимо уделять особое внимание развитию двусторонних отношений со странами ЦА.

■ В-третьих, для создания экономического пояса Шелкового пути необходимо использовать ШОС, которая постепенно трансформируется в мощную региональную организацию и чье международное влияние и статус постоянно растут. Имея такую возможность, Китай должен максимально использовать и продолжать совершенствовать многосторонние механизмы консультаций. При этом следует выработать разумные «правила игры», которые позволят включить и Китай, и Россию в рамки многосторонних механизмов, а также будут способствовать укреплению взаимного доверия между странами-участницами.

Широкое использование площадок ШОС для развития сотрудничества со странами, заинтересованными в строительстве экономического пояса Шелкового пути, обеспечит всем сторонам получение взаимных выгод и ослабит их психологическую настороженность по отношению друг к другу.

Таким образом, на данном этапе темпы создания экономического пояса Шелкового пути не должны быть слишком быстрыми; в противном случае инициатива Китая будет обречена на провал. Для начала следует взяться за преодоление существующих экономических проблем, научиться более эффективно управлять общенародным и социальным факторами, шире использовать многосторонние механизмы, укреплять роль ШОС, устранить возможную недоброжелательность со стороны России и, самое главное, попытаться добиться максимального успеха при минимальных издержках.

10 См.: Эксперты: Концепция создания «экономического коридора вдоль Великого шелкового пути» послужит движущей силой для комплексного сотрудничества в Евразии. По материалам Агентства Синьхуа, 24 октября 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.