Научная статья на тему 'Перспективы сотрудничества стран Шанхайской организации сотрудничества* в рамках проекта «Экономический пояс на Великом шелковом пути»'

Перспективы сотрудничества стран Шанхайской организации сотрудничества* в рамках проекта «Экономический пояс на Великом шелковом пути» Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2238
574
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / ШОС / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РОССИЯ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОНАЛЬНАЯ КООПЕРАЦИЯ / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / ИНВЕСТИЦИИ / КИТАЙ / GREAT SILK ROAD / SCO / TRADE AND ECONOMIC COOPERATION / RUSSIA / CENTRAL ASIA / EURASIAN ECONOMIC UNION / TRANSIT POTENTIAL / REGIONAL COOPERATION / FREE TRADE ZONE / INVESTMENT / CHINA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чеклина Татьяна Николаевна

Идею создать «Экономический пояс Великого шелкового пути» (ЭПВШП) предложил председатель КНР Си Цзиньпин в сентябре 2013 г. В настоящее время китайская сторон аактивно работает над конкретизацией «шелковой» концепции, выделены солидные финансовые ресурсы, что свидетельствует о серьезности намерений реализовать идею возрождения Великого шелкового пути. Появление инициативы ЭПВШП требует ответа наряд вопросов - об экономических эффектах ее реализации для России и партнеров по ШОС, о сочетании с международной организацией Евразийский Экономический Союз, которая создается с января 2015 г. В статье раскрывается содержание концепции построения «экономического пояса на Великом шелковом пути», анализируются причины появления «шелковой» инициативы, последствия ее реализации для России, имеющей стратегические интересы в Евразии. Акцентировано внимание на выгодах и рисках реализации проекта для стран ШОС. Сделан вывод о необходимости искать точки соприкосновения китайских «шелковых» планов с проектом создания Евразийского экономического союза, делить ответственность и сферы влияния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of cooperation between the Shanghai cooperation organization countries in the framework of the project « Silk Road Economic Belt »

In September 2013 the President of China Si Jinping put forward the idea of building a«Silk Road Economic Belt» (SREB). At present, the Chinese side is working intensively on the concretization of «Silk Road» concept, with the assigned substantial financial resources showing the seriousness of the intent to implement the idea of reviving the Great Silk Road. Emergence of the initiative (SREB) requires answering the following questions: What economic effects does its implementation imply for Russia and for the SCO partners? How it will combine with the Eurasian Economic Union an international organization coming into force in January 2015.The article reveals the content of “Silk Road Economic Belt” concept, analyzes the reasons of the emergence of «Silk Road» initiative, the consequences of its implementation for Russia, which has strategic interests in Eurasia. It focuses also on the benefits and risks of the project for the SCO countries. The conclusion suggests that it is essential to seek common ground of Chinese «Silk Road» plans with the project of creating Eurasian Economic Union, to share responsibility and spheres of influence.

Текст научной работы на тему «Перспективы сотрудничества стран Шанхайской организации сотрудничества* в рамках проекта «Экономический пояс на Великом шелковом пути»»

Перспективы сотрудничества стран Шанхайской организации сотрудничества* в рамках проекта «Экономический пояс на Великом шелковом пути»

Т. Н.Чеклина Идею объединить усилия и на основе инновационных

методов взаимодействия создать «Экономический пояс Великого шелкового пути» 1 (ЭПВШП) предложил пред-УДК [339 9+339 5] (5) седатель КНР Си Цзиньпин в сентябре 2013 г. во время ББК [65.5+65.428] (5) визита в Казахстан. Как было заявлено, целью представ-Ч-372 ленной инициативы является «укрепить экономические

связи и сотрудничество для расширения пространства развития стран Евразии».2 В октябре 2013 года в Индонезии была озвучена аналогичная инициатива для развития сотрудничества со странами Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии под названием «Морской шелковый путь XXI века». 3

ЭПВШП - это не первый проект возрождения сухопутного Великого шелкового пути, предложенный за последние годы. Попыткой активизации древнего торгового пути, соединяющего Восток и Запад, является программа международного транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия «ТРАСЕКА». Летом 1998 года двенадцать стран

* Странами-участницами Шанхайской организации сотрудничества являются Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

1 Великий шелковый путь как торговая магистраль представлял собой систему караванных дорог, соединявших Восток с Западом на протяжении почти 18 столетий (начиная со II века до н.э.). Полностью прекратил свое существование к XVI веку в связи с развитием мореплавания вдоль побережий Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии, многочисленными войнами, не раз нарушавшими целостность маршрута.

2 Выступление Председателя КНР Си Цзиньпина в Назарбаев университете. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. kz.chineseembassy.org>rus/zhgx/t1077192.htm

3 В Средние века Морской Шелковый путь связывал порты на побережье Китая с Персией и Аравийским полуостровом.

^ 30

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2015

Кавказа и Центральной Азии (ЦА), при поддержке США, достигли соглашения по созданию железнодорожного, морского, воздушного и автомобильного транспортного коридора из Китая и Монголии в Европу, в обход России. Но на протяжении последних 16 лет этот проект интеграции в мировую экономику государств ЦА и Кавказа через создание разветвленной транспортной и коммуникационной сети не получил своего развития. Летом 2011 г. администрация Б. Обамы обнародовала концепцию «Нового шелкового пути». Инициатива предполагает создание инфраструктуры, связывающей Центральную и Южную Азию через Афганистан и либерализацию региональной торговли. В рамках программы осуществлено строительство нескольких автодорог, мостов, электрических линий и железнодорожной ветки на Мазари-Шариф между Ираном и сопредельными центрально-азиатскими государствами. Предполагается реализовать, несмотря на существующие риски, сооружение газопровода Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) и высоковольтной ЛЭП из Киргизии и Таджикистана в Пакистан через территорию Афганистана (CASA-1000).

В отличие от американской программы китайский проект формирования экономической зоны «шелкового пути» является грандиозным. Он охватывает широкую горизонтальную полосу - от Тихого океана до Европы, включая в себя государства Южной и Центральной Азии, Закавказья. Построением зоны тесных отношений в экономической, политической и гуманитарной областях предполагается объединить 18 стран Евразии с населением в 3 млрд человек (свыше 40% населения Земли). Проект включает все страны-члены Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), но в плане региональной кооперации выходит далеко за рамки этой организации.

Известны общие контуры сухопутного проекта. Предполагается, что северный коридор «шелкового пути» (протяженностью 8,5 тыс. км) пройдет из Западного Китая в Европу через Казахстан и далее через Оренбург к Санкт-Петербургу и Балтийскому морю, от него западная ветвь пойдет через Белоруссию и далее Варшаву - к Берлину. Маршрут среднего коридора будет проложен в Европу через страны Закавказья (Азербайджан, Армения, Грузия, Абхазия и Южная Осетия) и Турцию. Южный коридор пройдет к Индийскому океану через Мьянму, Индию и Бангладеш в обход Индокитая.

ЭПВШП продвигается руководством КНР как мегапроект усиления своих геополитических и геоэкономических позиций на основе углубления многостороннего и комплексного взаимодействия со странами Евразии.

В основу концепции положен принцип «взаимной выгоды и совместного выигрыша». КНР, обладая большими индустриальными, товарными и финансовыми возможностями, предлагает сопредельным государствам расширить торгово-экономическое сотрудничество, «благодаря чему соседние государства смогут извлечь для себя пользу из экономического развития Китая», а Китай - получать выгоду и

2 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

31 ^

поддержку от совместного с ними развития. Директор Китайского института по изучению международных проблем Цюй Син изложил исходную точку построения «экономической полосы Великого шелкового пути» следующим образом: «На фоне глобализации экономики все страны планеты взаимно заинтересованы друг в друге - они наслаждаются совместным процветанием и сообща несут риски, можно сказать, что отдельной стране очень трудно развиваться вне зависимости от других стран мира, поэтому необходимо придерживаться принципа взаимной выгоды и совместного выигрыша»4.

С точки зрения Си Цзиньпина, представленной в лекции в Назарбаев-университете в Астане, и последующих комментариев китайских экспертов формирование ЭПВШП предполагает:

□ разрушение политических барьеров между странами и нахождение точек соприкосновения интересов путем обмена мнениями, консультаций и согласований с целью продвижения регионального сотрудничества;

□ создание современной единой инфраструктуры (транспортной, телекоммуникационной), соединяющей Китай и Центральную Азию с Европой, - от Тихого океана до Балтийского моря;

□ увеличение торговых связей и масштабов взаимного сотрудничества на основе создания благоприятных условий для торговли и инвестиций: обсуждение и принятие соответствующего комплекса мер в целях постепенного снижения и затем полной ликвидации торговых и инвестиционных барьеров между участниками ЭПВШП и облегчения благодаря этому деятельности предпринимателей государств региона;

□ расширение использования национальных валют во взаимных расчетах для снижения валютных издержек, укрепления способности к обеспечению собственной финансовой безопасности и защите национальных экономических интересов на международной арене;

□ развитие культурных и гуманитарных связей, взаимопонимания и дружбы между народами как надежной основы развертывания регионального сотрудничества.

По утверждению Пекина, особенностью китайского проекта является абсолютное отсутствие политических требований к участникам («бизнес и никакой политики»).

Как объясняет в своем докладе Ван Лицзю, научный сотрудник Института по исследованию России Китайского института по исследованию современных международных отношений, экономическая зона будет формироваться по восьми направлениям («полосам»): транспорт, энергетика, торговля, сельское хозяйство,

4 Великая шелковая полоса и Евразийский союз [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www/news.putcorg/news/velikaja_shjolkovaja_polosa_i_evrazijskij_sojuz/2014-04-22-1703

^ 32

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2015

туризм, информационное и научно-техническое сотрудничество, безопасность и политическое взаимодействие5. Строительство этих специальных «полос» может продвигаться одновременно, а также поочередно, в зависимости от степени зрелости условий, активности и восприимчивости стран-участниц.

Отметим, что «специальные полосы» ЭПВШП соответствуют основным направлениям сотрудничества, отраженным в документах ШОС.

Китайская «шелковая» инициатива в значительной степени опирается на уже созданную в предыдущие годы экономическую базу сотрудничества с Россией и странами ЦА. Взаимный товарооборот партнеров по ШОС характеризуется высокими темпами роста: в 2013 г. его объем составил 288,1 млрд долларов по сравнению с 33,1 млрд долларов в 2001 г., то есть увеличился в 8,7 раза.6 Динамичное развитие взаимной торговли обусловлено преимущественно растущим спросом КНР на энергоносители и другие виды сырья, металлы, а также бурным ростом импортных закупок китайских товаров, во многих случаях более конкурентоспособных по соотношению цена-качество, чем европейские аналоги.

За последние годы КНР стал ведущим торговым партнером стран ШОС: занимает первое место во внешнеторговом обороте России и Казахстана, второе у Киргизии и Узбекистана и третье у Таджикистана. В 2013 г. Китай с долей 41% взаимного товарооборота лидировал в суммарном взаимном внешнеторговом обороте государств ШОС, Россия переместилась на вторую позицию (38%).

Стремительный рост масштабов китайского экономического присутствия в государствах-участницах стал возможен, в первую очередь, благодаря предоставлению партнерам целевых льготных кредитов (под 2-5%, с пятилетней отсрочкой платежа) для реализации проектов. Сегодня Китай - это ведущий кредитор го-

5 Китай выдвинул собственную программу переустройства Азии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.szef.ru/index.php/ru/politica-i-geopolitica/proect/416-china-and-its-role-in-a-new-world-order/

6 Рассчитано по данным: Статистика Межгосударственного статистического комитета СНГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cisstat.org; Федеральная таможенная служба Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.customs.ru; База данных статистики международной торговли ООН (UN COMTRADE) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.comtrade.un.org;

База данных статистики международной торговли Центра международной торговли (ITC) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.intracen.org; Национальный банк Таджикистана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nbt.tj; Агентство Республики Казахстан по статистике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.stat.gov.kz; Национальный статистический комитет Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. stat.kg; Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.stat.tj;Национальное управление статистики КНР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.stats.gov.cn.

2 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

33 Q

сударств ЦА и крупный инвестор в их экономику - преимущественно в энергетический сектор, горнодобывающую отрасль и инфраструктуру (транспортную, энергетическую). По оценке, на начало 2014 года накопленные китайские прямые инвестиции в странах-участницах ШОС превысили 25 млрд долларов, из них порядка 18 млрд поступили в Казахстан и 4 млрд долларов в Россию.7

Разворачивается создание мощной региональной энергетической системы, сориентированной на Китай. При финансовом участии КНР осуществлены крупномасштабные инфраструктурные проекты, обеспечивающие транспортировку углеводородов. В частности, за последние годы построены казахстанско-китайский и российско-китайский нефтепроводы, две нитки магистрального газопровода «Центральная Азия-Китай», по которым поставляется природный газ из Туркмении, а также Казахстана и Узбекистана. С 2018 г. ОАО «Газпром» предполагает экспортировать в Китай 38 миллиардов кубических метров газа ежегодно по газопроводу «Сила Сибири», строительство которого началось в 2014 году. В ноябре 2014 г. подписано Рамочное соглашение между «Газпромом» и китайской нефтегазовой компанией CNPC о поставках еще 30 миллиардов кубических метров в год по трубопроводу «Алтай», который предстоит построить.

Активно идет формирование новой транспортной инфраструктуры, соединяющей Китай с регионом ШОС и зарубежными странами. Открыты новые железнодорожные линии, ведущие из КНР в Европу и Западную Азию по территории РФ и государств ЦА, сооружается автомагистраль Западный Китай - Западная Европа, проходящая через Казахстан и Россию, построены дороги между Китаем, с одной стороны, Киргизией, Казахстаном и Таджикистаном, с другой.

На территории всех участниц ШОС созданы совместные с КНР научные и индустриальные парки, сельскохозяйственные зоны, добывающие и обрабатывающие предприятия.

В обозримом будущем Китай, располагающий огромным инвестиционным потенциалом, займет еще более важное место в экономическом развитии стран ШОС на основе продолжения предоставления крупных финансовых средств, а также реализации планируемых крупномасштабных проектов. Государства Центральной Азии, прежде всего, Киргизия и Таджикистан, рассматривают продолжение кре-дитно-инвестиционного сотрудничества с КНР как важнейший фактор социально-экономического развития.

Появление инициативы «Экономический пояс Великого шелкового пути» продиктовано рядом взаимосвязанных внутренних и внешних причин. Проект направлен на реализацию экономических интересов стремительно наращивающего свою мощь Китая. Однако его часто называют проявлением не только экономических,

7 «Мониторинг прямых инвестиций - Евразия». Доклад. Евразийский банк развития. Центр интеграционных исследований. Санкт-Петербург. Декабрь 2013.

^ 34

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2015

но и внешнеполитических амбиций КНР - крупнейшей экономики мира. ЭПВШП логично связан со стратегией «Китайской мечты о возрождении величия Китая и китайской нации», сформулированной Си Цзиньпином вскоре после его избрания на пост генерального секретаря ЦК КПК (ноябрь 2012 года). В области экономики она нацелена на построение к 2021 г. (столетие образования КПК) «среднеза-житочного общества», а к 2049 г. (столетие образования КНР) - «процветающей, сильной, демократической, культурно развитой, гармоничной и современной социалистической страны».

Предполагается, что формирование экономической зоны Великого шелкового пути позволит Китаю:

□ более полно раскрыть потенциал менее экономически развитых северных и северо-западных территорий - Нинся-Хуэйского автономного и Синьцзян-Уйгур-ского автономного районов, провинций Шэньси, Ганьсу и Цинхай;

□ укрепить ресурсную базу, необходимую для дальнейшего подъема китайской экономики, за счет природных богатств России и географически близкого центрально-азиатского региона;

□ обеспечить условия (путем создания зон свободной торговли) для беспрепятственного продвижения китайских товаров на рынки стран, через которые проходит «шелковый» путь;

□ сформировать более короткие и безопасные маршруты доставки экспортных и импортных грузов, прежде всего углеводородов;

□ повысить региональную безопасность, необходимую для динамичного и стабильного социально-экономического роста, с учетом исходящих из соседних стран угроз (радикализация ислама, терроризм, высокий уровень социальной напряженности, др.);

□ улучшить имидж Китая в соседних государствах путем популяризации китайских морально-этических ценностей, продвижения образовательных проектов, финансирования различных культурных мероприятий.

Инициатива ЭПВШП является как бы ответом на существующие в интеграционные проекты без китайского участия. Это - создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который начнет действовать с января 2015 г.,8 и продвигаемое Соединенными Штатами Америки Транс-Тихоокеанское торговое партнерство9.

8 Полноправными членами Евразийского экономического союза являются Армения, Белоруссия, Казахстан и Россия.

9 Целью Соглашения о Транс-Тихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве (Trans-Pacific Strategic Economic Partnership Agreement) является создание огромной зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В переговорах по проекту участвуют 13 стран - Новая Зеландия, Сингапур, Чили, Бруней, США, Австралия, Вьетнам, Перу, Малайзия, Канада, Мексика, Япония, Тайвань.

2 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

35 Q

Реализация концепции построения экономической «шелковой» зоны рассчитана на длительный период времени - грядущие десятилетия. Успех грандиозного проекта не гарантирован: сегодня целый ряд политических и экономических факторов препятствуют достижению договоренностей между странами евразийского региона, между Китаем, с одной стороны, государствами Евразии и Россией, с другой. Трудно решаемыми вопросами, например, являются существенное облегчение таможенных процедур и создание зон свободной торговли, гармонизация тарифов на перевозки грузов и проч. Нестабильность в Центральной Азии, связанная с неурегулированными территориальными и этническими проблемами, использованием трансграничных водных ресурсов, или возобновление вооруженных конфликтов в Афганистане и проч. могут обрушить стройную логистику «шелкового» проекта.

Появление инициативы ЭПВШП требует ответа на ряд вопросов, прежде всего, об экономической целесообразности ее реализации для России и партнеров по ШОС. Совместное строительство и обустройство в опоре на огромные финансовые возможности КНР новых транспортных коммуникаций и объектов логистики на территории России и стран ЦА сулит серьезные выгоды. (В настоящее время из-за неразвитости российской транспортной инфраструктуры грузы из Японии или из торговых портов Китая поступают в Европу в основном по морю в обход территории РФ.) Транспортный коридор, соединяющий Балтийское море с Тихим океаном, а Центральную Азию с Индийским океаном и Персидским заливом, повысит транспортную связанность пространства ШОС, позволит развивать экономику и торговлю партнеров друг с другом и с третьими странами, максимально полно реализовывать транзитный потенциал и, соответственно, увеличить доходы от экспорта транспортных услуг. Как отметил Президент России на заседании Совета глав государств ШОС в сентябре 2014 г., идея формирования общей транспортной системы ШОС, в том числе с использованием транзитного потенциала российской Транссибирской железной дороги, Байкало-Амурской магистрали, сопряжённая с планами Китайской Народной Республики по развитию «Шелкового пути», имеет большие перспективы10.

Для России и партнеров по ШОС есть и риски реализации «шелкового» проекта, одной из целей которого является ускорение создания зон свободной торговли для обеспечения беспрепятственного взаимного обмена товарами, услугами и капиталами между Китаем и странами, расположенными на основных направлениях торговых коммуникаций Поднебесной. Полное таможенное разоружение участниц ШОС может поставить крест на планах создания современных производств

10 Путин предложил актуализировать Программу торгово-экономического сотрудничества ШОС. ИА REGNUM 12.09.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: /www. regnum.ru>

^ 36

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2015

с высокой добавленной стоимостью, ре-индустриализации постсоветских стран, ныне проигрывающих конкурентную борьбу с более дешевыми китайскими промышленными товарами на внутреннем и региональном рынке. Импорт китайских потребительских товаров и продовольствия по относительно низким ценам, как известно, сдерживает развитие (блокирует возрождение) аналогичных отраслей промышленности в России и участницах ШОС, в том числе на уровне малых и средних предприятий и, соответственно, увеличивает дефицит внутренних источников хозяйственного роста. В этой связи напомним, что одним из смыслов образования Таможенного союза Белоруссии, Казахстана, России и на его основе Евразийского экономического союза было противодействие продвижению китайских экономических интересов в странах-участницах в той их части, которая вступает в конкуренцию с собственными интересами.

Однако реализация китайского проекта еще не началась, рассчитана на десятилетия, которые страны-партнеры по ШОС и ЕАЭС могут использовать для модернизации экономик на основе проведения эффективной национальной и общей согласованной промышленной и сельскохозяйственной политики в условиях обеспечения умеренного уровня протекционизма.

Вопросом является и то, как международная организация региональной экономической интеграции - Евразийский Экономический Союз будет сочетаться с ЭПВШП? Противопоставление этих двух проектов представляется необоснованным в силу существующих отличий. «Шелковая» инициатива не преследует цель интеграционного сближения, не направлена на проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ряде отраслей экономики, или создание международной организации. Китайское руководство рассматривает ЭПВШП как открытый формат экономического взаимодействия с использованием существующих механизмов и организаций. То есть предлагается механизм экономической координации с учетом интересов, пожеланий и потребностей всех партнеров со своими национальными центрами принятия решений. Учреждение наднациональной управляющей структуры, которая существует в рамках ЕАЭС, проект не предусматривает.

Си Цзиньпин в своем выступлении в Казахстане (сентябрь 2013 г.) подчеркнул, что Китай собирается реализовывать концепцию формирования сухопутного «шелкового» пути совместно с Россией, соединив потенциалы ЕАЭС и ШОС. Эксперты КНР рассматривают Евразийский экономический союз как неотъемлемую часть и надежное звено будущего «экономического пояса», но при этом России и членам ЕАЭС отводится роль младших партнеров с учетом ограниченных экономических возможностей.11 В соответствии с «шелковым» проектом создание

11 Дергачев Владимир. Кто будет владеть Евразией? Суперпроект века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.dergachev.ru/analit/The_Great_Silk_Road/

2 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

37 0

«нового образца» региональной экономической кооперации будет проходить под эгидой ее инициатора - Китая, опираясь на огромные финансовые и технологические возможности страны. Следствием реализации ЭПВШП явится упрочение положения КНР как ведущей экономической силы в регионе Евразия. Расширение объемов взаимной торговли в национальных валютах (одна из целей инициативы) делает вполне возможной перспективу превращения юаня в региональную резервную валюту, которая будет способна потеснить позиции доллара и евро.

Это реалии, которым современной России мало что есть противопоставить в экономическом плане. Наша страна не в состоянии выдвинуть альтернативу предлагаемым центрально-азиатским странам на выгодных условиях капиталам и товарам Китая. Введенные западными странами санкции в отношении ряда секторов российской экономики уменьшают экономические и политические возможности РФ по оказанию поддержки странам-партнерам по ШОС.

Учитывая объявление Западом по существу «холодной войны» нашей стране и усиление потребности в китайской поддержке, России необходимо совместно (в том числе используя платформу ШОС) искать точки соприкосновения китайских «шелковых» планов с проектом создания ЕАЭС, делить ответственность и сферы влияния в географически близком регионе Евразии. Необходимо максимально эффективно использовать преимущества китайской инициативы, с одной стороны, и минимизировать существующие риски (превращение РФ и стран ЦА в сырьевой придаток КНР, консервация однобокой сырьевой структуры, снижение стимулов к модернизации национальной промышленности), с другой.

Ежегодные встречи глав государств ШОС, двусторонние контакты на высшем уровне демонстрируют стремление российской и китайской сторон к взаимодействию в ряде ключевых сфер политики и экономики. Один из пунктов Совместного заявления Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, принятого 20-го мая 2014 года в Шанхае, гласит: «Россия считает важной инициативу Китая по формированию «Экономического пояса Шелкового пути» и высоко оценивает готовность Китайской Стороны учитывать российские интересы в ходе ее разработки и реализации. Стороны продолжат поиск путей возможного сопряжения проекта «Экономического пояса Шелкового пути» и создаваемого Евразийского экономического союза. В этих целях они намерены и дальше углублять сотрудничество между компетентными ведомствами двух стран, в том числе для осуществления совместных проектов по развитию транспортного сообщения и инфраструктуры в регионе.»12

12 Совместное заявление РФ и КНР о новом этапе отношений партнерства и взаимодействия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www//russiapost.su/archives/24766

^ 38

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2015

Предложение Китая о создании «экономического пояса на Великом шелковом пути» было принято и поддержано Шанхайской организацией сотрудничества, о чем свидетельствует резолюция Форума ШОС (Бишкек, июнь 2014 г.).13

В настоящее время китайская сторона активно работает над конкретизацией «шелковой» концепции с привлечением большого количества экспертов: в КНР и заинтересованных государствах проводятся конференции, симпозиумы и научные форумы. С целью формирования условий для реализации проектов «Экономический пояс Великого шелкового пути» и «Морской шелковый путь XXI века» учреждается Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) с уставным фондом 100 млрд долларов. Крупнейшим его акционером выступает Китай с долей в капитале до 50%. Банк, штаб-квартира которого расположится в Пекине, предполагается официально открыть до конца 2015 года. Меморандумы о взаимопонимании по созданию АБИИ подписали (на середину декабря т. г.) 22 азиатские государства14. (Азиатский банк инфраструктурных инвестиций может в перспективе составить конкуренцию Азиатскому банку развития, капитал которого составляет 165 млрд долларов, а 31% акций принадлежит США и Японии.)

В ноябре 2014 г. Китай объявил о создании Фонда развития Великого шелкового пути в размере 40 млрд долларов. Средства Фонда будут использованы для финансирования проектов в сфере инфраструктуры, освоения природных ресурсов, индустриального сотрудничества и проч. на территории стран Центральной и Южной Азии, расположенных вдоль сухопутного и морского «шелкового пути».15 Выделение Китаем больших финансовых ресурсов свидетельствует о серьезности намерений реализовать идею возрождения Великого шелкового пути. В кратчайшие сроки предполагается составить планы действий на ближайшие несколько лет с конкретными целями и сроками строительства объектов инфраструктуры, разработать дорожные карты.

13 ШОС одобряет создание Экономического пояса Великого Шелкового пути. ИА REGNUM 23.06.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.regnum.ru/news/ pobit71817174.html

14 Соучредителями Банка являются: Казахстан, Бангладеш, Бруней-Даруссалам, Камбоджа, Китай, Индия, Кувейт, Лаос, Малайзия, Монголия, Мьянма, Непал, Оман, Пакистан, Филиппины, Катар, Сингапур, Шри-Ланка, Таиланд, Узбекистан, Вьетнам, Индонезия.

15 Китай решил учредить Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Фонд развития Всемирного Шелкового пути [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tazabek. kg/news:382856/

2 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

39 0

БИБЛИОГРАФИЯ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Китай выдвинул собственную программу переустройства Азии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.szef.ru/index.php/ru/politica-i-geopolitica/proect/416-china-and-its-role-in-a-new-world-order/ (Kitaj vydvinul sobstvennuju programmu pereustrojstva Azii [Jelektronnyj resurs])

Великая шелковая полоса и Евразийский союз [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www/news.putcorg/news/velikaja_shjolkovaja_polosa_i_evrazijskij_sojuz/2014-04-22-1703 (Velikaja shelkovaja polosa i Evrazijskij sojuz [Jelektronnyj resurs])

Дергачев Владимир. Кто будет владеть Евразией? Суперпроект века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: /www.dergachev.ru/analit/The_Great_Silk_Road/ (Dergachev Vladimir. Kto budet vladet' Evraziej? Superproekt veka [Jelektronnyj resurs]

Сыроежкин Константин. «Концепция формирования «Экономического пояса на Шелковом пути»: Проблемы и перспективы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //www. ipp.kg/ru/news/2768/ (Syroezhkin Konstantin. «Koncepcija formirovanija «Jekonomicheskogo pojasa na Shelkovom puti»: Problemy i perspektivy» [Jelektronnyj resurs])

IX Форум ШОС: «Современные вызовы экономическому развитию региона» (июнь 2014 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www//nisi.kg/uploads/jornal/ Сборник%020ШОС- Final.pdf (IX Forum ShOS: «Sovremennye vyzovy jekonomicheskomu razvitiju regiona» (ijun' 2014 g.) [Jelektronnyj resurs])

^ 40

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.