Научная статья на тему 'Основные направления долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере'

Основные направления долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1059
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СНГ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СНГ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РЫНОК / ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / АНАЛИЗ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДОЛГОСРОЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаров Ю. Н., Снаплян О. О.

В статье проанализированы основные проблемы развития экономики Содружества Независимых Государств и обоснована необходимость перехода на инновационный путь развития. Определены основные факторы, препятствующие экономическому развитию и расширению интеграционных процессов. Выявлены приоритетные направления долгосрочного сотрудничества стран СНГ в инновационной сфере. Для повышения эффективности реализуемых программ сотрудничества осуществлена группировка стран СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере»

ПРИОРИТЕТЫРОССИИ

26 (167) - 2012

УДК 339.942

основные направления долгосрочного сотрудничества государств - участников снг в инновационном сфере*

ю. н. Макаров,

доктор экономических наук, профессор, начальник управления стратегического планирования и целевых программ E-mail: myn@roscosmos. ru Федеральное космическое агентство

О. О. СНАПЛЯН,

аспирант кафедры прикладной экономики экономического факультета E-mail: osnaplyan@gmail. com Российский университет дружбы народов

В статье проанализированы основные проблемы развития экономики Содружества Независимых Государств и обоснована необходимость перехода на инновационный путь развития. Определены основные факторы, препятствующие экономическому развитию и расширению интеграционных процессов. Выявлены приоритетные направления долгосрочного сотрудничества стран СНГ в инновационной сфере. Для повышения эффективности реализуемых программ сотрудничества осуществлена группировка стран СНГ.

Ключевые слова: конкурентоспособность государств - участников СНГ, проблемы развития СНГ, инновационное развитие, рынок, интеграция, экономика, анализ, эффективность, долгосрочное сотрудничество.

Широкое освоение инновационных технологий во всех сферах промышленного производства для

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Разработка теоретических основ и практических рекомендаций по созданию единого инновационного пространства стран СНГ» (проект № 12-02-00228).

большинства индустриально развитых стран мира является ключевым направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни людей. В современном мире инновации приобретают стратегическое значение для повышения конкурентоспособности и устойчивого роста национальной экономики. Государства, осуществляющие политику развития экономики знаний, демонстрируют высокие темпы экономического роста. Формирование перспективной политики, способной обеспечить инновационное развитие национальной экономики, является одним из наиболее сложных, но и жизненно важных вызовов для государств - участников СНГ в современных условиях [6, 7, 11].

Дальнейшее развитие мировой экономики будет определяться балансом между тенденциями глобализации и регионализации мировой экономики (реакция на рост напряженности между мировыми центрами силы и накоплением диспропорций в мировой торговле и финансовой системе). Немаловажно, что все это будет происходить в условиях дефицита природных ресурсов и глобальных природно-климатических изменений.

Для наращивания экономического потенциала и обеспечения защиты национальных интересов государств - участников СНГ необходимо определить свои роль и место в мировой хозяйственной системе, реальные перспективы развития с учетом складывающихся глобальных тенденций.

Современные преобразования возможны через инновационный путь развития. Но, несмотря на его безусловную приоритетность, что подтверждается опытом США, ЕС, Японии, а в последнее время и Китая, в государствах - участниках СНГ в этом отношении наблюдается определенная инертность, мало учитывается фактор времени, остается низким уровень стратегического планирования, отсутствует стремление выделять средства на внедрение инноваций. Эти упущения присущи как государственным структурам, так и бизнесу, причем как на центральном уровне, так и на региональном. В целом по СНГ затраты на инновации составляют всего 4,9 % общего объема затрат на производство продукции.

По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, в экспорте государств - участников СНГ наибольший объем приходится на сырьевые товары: нефть, газ, черные и цветные металлы, лес, руды и другие виды сырья и материалов с низким уровнем обработки и добавленной стоимости (рис. 1). Товарная структура взаимной торговли характеризуется преобладанием топлива, сырья и продовольствия. Из важных товаров, поставляемых на рынки СНГ, следует отметить нефть (Россия, Казахстан, Туркмения), газ (Россия, Туркмения), уголь (Казахстан), черные металлы (Украина, Россия), зерно (Казахстан, Украина), хлопок (Центральная Азия), вина (Молдова, Грузия). Отметим, что готовые изделия преобладают 5 только в экспорте Белоруссии.

Отставание государств - участников СНГ от развитых государств мира по доли экспорта высокотехнологичной продукции в общем объеме промышленного экспорта не сокращается. Во многом это вызвано тем, что товары высокотехнологичного уровня, производимые в СНГ (программные и технические средства, новые материалы, биотехнологии, информационные ресурсы и услу-

ги), остаются в основном неконкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

За последние 15 лет в странах с развитой экономикой доля затрат на научные исследования и разработки составляла 2,5-3 % ВВП, в то время как в государствах - участниках СНГ этот показатель в среднем снизился до 0,4-0,5 % ВВП.

Существующие структурные диспропорции и отсутствие инновационного финансирования негативно сказываются на конкурентоспособности государств -участников СНГ. В рейтинге конкурентоспособности государств мира (по данным Всемирного экономического форума в Давосе) за 2008-2009 гг. из 134 государств Азербайджанская Республика занимала 69-е место, Республика Армения - 97-е, Республика Казахстан - 66-е, Республика Молдова - 95-е, Российская Федерация - 51-е, Украина - 72-е место.

В связи с резким усилением кризисных явлений в мире ВВП в среднем по государствам - участникам СНГ в 2009 г. уменьшился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 7 % (при увеличении в 2008 г. на 5,3 %), производство промышленной продукции упало на 9 % (в 2008 г. прирост на 0,8 %). Во всех государствах снизились объемы экспортно-импортных операций (рис. 2 и 3). Потребительские цены в среднем по государствам -участникам СНГ возросли в первом полугодии 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 13 %.

7

1

43%

3

Источник: составлено авторами по данным: Содружество Независимых Государств: стат. ежегодник. М., 2011 [7].

Рис. 1. Структура экспорта государств - участников СНГ в 2010 г., %: 1 - минеральные продукты; 2 - продукция химической промышленности, пластмассы, каучук, резина и изделия из них; 3 - текстильные материалы и текстильные изделия; 4 - недрагоценные металлы и изделия из них; 5 - машины, оборудование и механизмы; 6 - товары, не включенные в другие разделы; 7 - живые животные, продукты растительного происхождения

- 3

300

250

200

150

100

Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статис тики и Межгосударственного статистического комитета СНГ [4, 5].

Рис. 2. Темпы роста ВВП (в постоянных ценах; уровень 2000 г. принят за 100 %), %: 1 - 2001 г.; 2 - 2005 г.; 3 - 2006 г.; 4 - 2007 г.; 5 - 2008 г.; 6 - 2009 г.; 7 - 2010 г.

£

/

ф!

/

/

У

Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики РФ и Межгосударственного статистического комитета СНГ [4, 5].

Рис. 3. Индексы промышленного производства (уровень 2000 г. принят за 100 %о), %о: 1 - 2001 г.; 2 - 2005 г.; 3 - 2006 г.; 4 - 2007 г.; 5 - 2008 г.; 6 - 2009 г.; 7 - 2010 г.

Старение и износ основных фондов и особенно технологического оборудования являются сдерживающим фактором экономического роста, снижают уровень

экономической безопасности и повышают вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Между тем предельный износ активной части основных фондов в среднем по государствам - участникам СНГ в реальном секторе экономики превышает 65 %. Доля современного оборудования катастрофически снижается. В первую очередь это относится к машиностроению и металлообработке. Для решения этой проблемы необходимо обеспечить ежегодный прирост инвестиций на уровне не ниже 25 % в год, а также направлять на долгосрочные вложения не менее 50 % инвестиций [1, 3-5, 9].

Инновационное развитие государств - участников СНГ сдерживает сложная ситуация в финансовой и денежно-кредитной сферах. Это связано со структурными диспропорциями в экономике, низким уровнем монетизации, дефицитом платежных средств, недостатком собственного капитала как у предприятий, так и у банков, высокими ставками рефинансирования и кредита, дисбалансом между сроками привлечения кредитных ресурсов и их размещения.

Указанные выше проблемы развития СНГ можно объяснить как общими факторами для всех регионов мира, так и специфическими для СНГ, среди которых можно выделить следующие:

- сложившееся ранее в СССР разделение труда, которое за короткий срок невозможно полностью

/

с/

изменить. В большинстве случаев это и нецелесообразно, поскольку оно было экономически обусловленным;

- технологическая взаимозависимость предприятий, строившихся по общим стандартам, единые технические нормы и одинаковый характер подготовки персонала на этих предприятиях;

- место, отведенное бывшим республикам СССР в мире. Жесткая конкуренция на мировых рынках, особенно в секторе готовых изделий, оставляла странам СНГ мало шансов на успех, а явно недостаточный экономический, политический и военный вес этих стран (кроме России) не давал им дополнительных аргументов в борьбе за приемлемое место в мировой хозяйственной системе. В результате росла привлекательность рынков партнеров по Содружеству, прежде всего наиболее емкого - российского;

- постепенное осознание значительной частью политических и предпринимательских кругов России геополитического значения для страны отношений на пространстве СНГ. В 1990-е гг. эти круги были озабочены почти исключительно отношениями с Западом.

В то же время на инновационные и модерниза-ционные процессы в СНГ воздействовали и другие негативные факторы:

- стремление правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и соображения экономической целесообразности отступали на второй план, если интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета;

- недостаточно высокий уровень экономического развития бывших советских республик. Чем более развитой является экономика, тем шире база для международного разделения труда, тем больше объективных возможностей для углубления взаимных связей. Уровень экономического развития ставит определенные рамки масштабам интеграционных процессов. Свою прежнюю специализацию в рамках СССР многие страны СНГ считали для себя невыгодной и не хотели «возврата в прошлое», а поиск нового места в системе мировой экономики требовал времени и целенаправленных усилий, в том числе диверсификации внешнеэкономических связей. Все это тормозило интеграцию, а соответственно, и создание единого экономического и инновационного пространства внутри СНГ.

Необходимо учитывать огромную роль политических факторов в развитии Содружества. В последние несколько лет в СНГ по политическим причинам фактически произошел раскол на две группы стран. Украина и Грузия взяли курс на присоединение к НАТО и «вхождение в Европу». В этих странах установились недружественные по отношению к России режимы. Можно ожидать, что Украина и Грузия в недалеком будущем выйдут из всех структур СНГ. В то же время среди большей части стран СНГ (центрально-азиатских государств и Белоруссии) преимущественная ориентация на отношения с Россией сохраняется, а кое-где (Узбекистан) даже усиливается.

Необходимо отметить, что интеграция в рамках СНГ в большой степени зависит от позиции России. Для российских правящих кругов длительное время была характерна эйфория по отношению к Западу, в то время как регионы СНГ рассматривались как второстепенные, неперспективные и обременительные. Действительно, отношения со странами СНГ требовали от России определенных расходов. Они заключались прежде всего в предоставлении тарифных преференций на 1,2-1,4 млрд долл. в год и ценовых преференций - при поставках главным образом газа (Украине, Белоруссии, Молдавии, Армении и Грузии) и в меньшей степени нефти, которые колебались в пределах 1,5-3,5 млрд долл. в год.

Геополитическое и экономическое значение отношений со странами СНГ для России очень велико, особенно в перспективе. Страны СНГ - естественная зона взаимных интересов. Объединение усилий хотя бы в отдельных областях даже части этих стран существенно повысит их вес в мировой политике, а интенсивное расширение взаимных экономических связей может стать важным фактором экономического развития, в том числе роста российского экспорта машин и оборудования. Поэтому Россия начинает придавать все большее значение этим отношениям.

Следует учитывать, что странам СНГ в интеграционных процессах нет необходимости проходить все этапы и формы, присущие европейской интеграции - признанному «эталону» в этой области. В отличие от Европы страны СНГ в относительно недалеком прошлом представляли собой единое экономическое, политическое и культурное пространство, и значительные элементы этого наследства еще сохраняются. Поэтому речь фактически идет об экономической реинтеграции

части постсоветского пространства при условии сохранения политической независимости бывших советских республик и установления между ними рыночных отношений. По мере становления собственной государственности у правящих кругов стран СНГ уменьшаются опасения, что интеграция может повлечь за собой подрыв их суверенитета. Возможности расширения поступлений в твердой валюте за счет переориентации топливно-сырье-вого экспорта на рынки третьих стран постепенно исчерпываются. Потенциал же увеличения экспорта готовых изделий за пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности стран СНГ и жесткой конкуренции на мировых рынках. В то же время резервы расширения торговли между странами СНГ, особенно готовыми изделиями, остаются значительными. Технологическое разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода, знакомство с продукцией друг друга, характер общей инженерной подготовки персонала создают для этого хорошие возможности. Конечно, региональная продукция по качеству и техническому уровню очень часто бывает ниже той, которая продается на мировых рынках, но зато она намного дешевле. Спрос существует не только на высококачественные (а значит, и более дорогие) изделия. Торговля в границах Содружества позволяет поддерживать часть производств гражданского и военного назначения, легкой, пищевой, а также добывающей промышленности.

Ряд экспертов убеждены, что существенные различия в уровнях социально-экономического развития и в характерах сложившихся хозяйственных механизмов в странах Содружества представляют труднопреодолимое препятствие для интеграции и формирования единого инновационного пространства. На взгляд авторов, это мнение необоснованно. Как свидетельствует мировая практика, большие различия (например, между Мексикой и США) не помеха интенсивному росту взаимных экономических связей. Конечно, чем более высокоразвитыми и диверсифицированными являются экономики взаимодействующих стран, чем ближе уровни их развития и однотипнее социально-экономические системы, тем большие возможности для интеграции и формирования единого инновационного пространства.

С целью преодоления вышеуказанных проблем Советом глав правительств Содружества Независи-

мых Государств 20 ноября 2009 г. в Ялте утверждены Основные направления долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере, одобренные Экономическим советом СНГ 11 сентября 2009 г. При разработке указанного документа использовались базовые положения Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств в части развития производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами, разработки межгосударственных программ по техническому перевооружению, инновационным технологиям взаимодействия в передовых направлениях научно-технического сотрудничества, а также Стратегии экономического развития Содружества на период до 2020 г., направленной на формирование к концу 2020 г. инновационной модели экономики государств - участников СНГ. Их реализация должна обеспечить переход государств - участников СНГ на принципиально новые технологии, позволить осуществить модернизацию национальной экономики на современной научно-технической базе, заменить морально и физически устаревшие основные фонды.

К приоритетным направлениям долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в сфере инновационного сотрудничества можно отнести обеспечение благоприятных условий для сотрудничества государств - участников СНГ и их эффективного участия на мировых рынках интеллектуальной продукции.

Для этого необходимо совершенствование межгосударственной нормативно-правовой базы сотрудничества, формирование правовых основ межгосударственного инновационного пространства Содружества, достижение передовых стандартов и методологии организации научных исследований, исключение их дублирования, наиболее полное использование имеющейся инфраструктуры и ресурсов. Важным здесь является формирование правовой базы в области коммерциализации технологий.

Потребуется также создание правовых механизмов межгосударственного инновационного сотрудничества в сфере трансфера технологий, регулирующих передачу объектов интеллектуальной собственности, в том числе созданной с привлечением средств государственного бюджета. Использование трансфера технологий из промышленно развитых стран и внедрение в национальную промышленность будут

способствовать развитию импортозамещающего производства, повышению конкурентоспособности экономики государств - участников СНГ.

Организация взаимодействия государственного и частного секторов экономики с партнерами из стран дальнего зарубежья позволит обеспечить эффективную поддержку продвижения наукоемкой продукции, произведенной в государствах - участниках СНГ, на мировой рынок [10]. Необходимо также решить задачу стимулирования участия зарубежных фирм и иностранных инвесторов в коммерциализации гражданских технологий разработчиков из государств - участников СНГ на мировом рынке технологий, наукоемких товаров и услуг.

Это предполагает создание равных с национальными фирмами льготных инвестиционных, налоговых и других условий в научно-технологической и инновационной областях, создание свободных экономических зон или зон коммерциализации технологий, формирование межгосударственных технопарков, технологических инкубаторов и научно-производственных комплексов в виде наукоградов, ориентированных на привлечение иностранных инвестиций, а также создание соответствующей мировому уровню рыночной экономики межгосударственной инфраструктуры инновационного сотрудничества.

Для этого следует активизировать контакты с аккредитованными в государствах - участниках СНГ зарубежными фирмами в целях выявления иностранных партнеров для организации совместных предприятий, консорциумов и других интеграционных структур в области науки, технологий и инноваций.

Целесообразно уделить внимание созданию условий, обеспечивающих заинтересованность участников межгосударственного инновационного сотрудничества в эффективном партнерстве с государственными структурами.

Необходимо учитывать широкую дифференциацию уровня инновационного потенциала регионов, а также наблюдаемое в мире усиление роли регионального фактора, территориальных научно-производственных кластеров в формировании национальных конкурентных преимуществ. Следует создать эффективную систему межгосударственной экспертизы и отбора инновационных программ и проектов.

В дальнейшем целесообразно осуществлять межгосударственный мониторинг научного и инно-

вационного сотрудничества, выявлять возможности подключения региональных структур к межгосударственным инновационным программам и проектам.

Особую роль в реализации инновационных программ и проектов, в их управлении играет разработка механизмов, позволяющих определить наиболее эффективные формы партнерства государства и предпринимательского сообщества. Необходимо развивать и широко использовать сотрудничество государства и бизнеса в форме государственно-частного партнерства, улучшать инвестиционный климат, создавать условия для привлечения инвесторов в наукоемкий сектор, в разработку инновационных технологий.

Для улучшения инвестиционного климата целесообразно в государствах - участниках СНГ и на межгосударственном уровне решать задачи:

1) эффективного использования средств, направляемых в науку, путем оптимизации пропорций между сметным и проектным финансированием при обязательном повышении финансовой обеспеченности научных организаций в расчете на одного занятого исследованиями и разработками;

2) формирования межгосударственной нормативно-правовой базы, обеспечивающей «стыковки» национального законодательства государств -участников СНГ в интересах создания межгосударственной экономической системы, в которой при высокой степени риска инновационная деятельность станет привлекательной, а доходность высокотехнологичных отраслей будет превышать доходность сырьевых секторов;

3) создания механизмов финансирования межгосударственных инновационных программ и проектов.

Низкая заинтересованность в инновациях со стороны предприятий, организаций и компаний государств - участников СНГ объясняется не только ограниченностью необходимых для этого финансовых ресурсов, но в значительной мере отсутствием понятных и приемлемых механизмов (адаптированных к межгосударственному сотрудничеству) реализации инновационных программ и проектов. В связи со сложившимся положением дел необходимо:

• формирование межгосударственной системы подготовки и переподготовки кадров, обеспечивающей подготовку достаточного количества персонала, способного квалифицированно управлять инновационным процессом, в том числе

реализацией конкретных межгосударственных инновационных программ и проектов; • развитие региональной инновационной политики, которая во многом определяет конкурентоспособность национального бизнеса на современном мировом рынке. Региональная инновационная политика представляется важным шагом на пути создания национальной инновационной системы государств -участников СНГ, в которой могут участвовать приграничные регионы государств - участников СНГ, где инновационная политика в основном строится в зависимости от экспортной ориентации на близлежащие внешние рынки, а также отдаленные от центра и депрессивные регионы, где возникает потребность в преодолении кризиса отставания за счет новых технологических решений по снижению затрат или созданию принципиально новых товаров и появлению новых компаний по их производству.

Это предполагает первоочередное создание системы экспертизы и отбора на конкурсной основе научных и инновационных проектов.

При этом особое место следует уделять осуществлению совместных исследований в области фундаментальной науки, которая является базой инновационной деятельности и основой технологий в долгосрочной перспективе

Помимо указанных выше направлений, государства - участники СНГ в своем инновационном развитии могут осуществлять сотрудничество в различных сферах, в частности:

1) в топливно-энергетической сфере;

2) в формировании новых транспортных магистралей, транс- и евроазиатских транспортных коридоров, разработке и реализации комплекса мер по созданию системы технологического, таможенного, информационно-логистического и сервисного обеспечения перевозок грузов на участках международных транспортных коридоров;

3) в формировании рынка экологически чистых продуктов питания на базе сельскохозяйственных предприятий по производству и переработке продукции по инновационным технологиям «замкнутого» цикла, по единым международным стандартам безопасного питания, опираясь при этом на идеологию бережного и осознанного отношения к здоровью человека и сохранению биосферы Земли;

4) в создании в сфере ресурсо- и энергосбережения таких правовых условий, при которых максималь-

но возможно замещение природного сырья;

5) в формировании полноценного рынка нанопро-дукции;

6) в сфере информатизации, в обеспечении доступности современных информационно-коммуникационных услуг для населения;

7) в углублении и расширении сотрудничества в космической сфере.

На взгляд авторов очевидно, что развивать одинаково интенсивно все направления приоритетного развития в каждом государстве СНГ было бы нецелесообразно ввиду большого дисбаланса в уровнях социально-экономического развития государств -участников СНГ. Здесь существует опасность неэффективного вложения ограниченных бюджетных ресурсов в развитие межгосударственных проектов, направленных на развитие инновационных технологий, но не имеющих для этого достаточной базы.

В связи с этим видится целесообразным для повышения эффективности реализуемых программ в рамках вышеуказанных направлений сотрудничества провести группировку стран СНГ согласно рейтингу глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума.

Анализируя показатели конкурентоспособности (см. таблицу), можно выделить три группы стран по уровню инновационного потенциала:

1-я группа. Соответствует среднемировому уровню (Азербайджан, Россия, Казахстан).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2-я группа. Отстает от первой группы, но имеет хороший человеческий потенциал, макроэкономическую стабильность, а также высокий технологический уровень (Украина, Молдавия, Армения).

3-я группа. Страны значительно ниже среднего уровня, с низким уровнем развития потребительского рынка и технологий, страны-аутсайдеры (Киргизия, Таджикистан).

Очевидно, в государствах - участниках СНГ 1-й и 2-й группы, имеющих необходимую базу для разработки и внедрения инновационных технологий, целесообразно развивать:

а) авиационно-космические и транспортные системы:

- интеллектуальные системы навигации и управления, управление новыми видами транспортных систем;

- технологии создания новых поколений ракетно-космической и авиационной техники;

- создание транспортных средств нового поколения;

Рейтинг стран СНГ по индексу глобальной конкурентоспособности в 2010-2011 гг. *

Страна** Показатели индекса глобальной конкурентоспособности Общий индекс конкурентоспособности Место в рейтинге СНГ

Качество институтов Инфраструктура Макроэкономическая стабильность Здоровье и начальное образование Высшее образование и профессиональная подготовка Эффективность рынка товаров и услуг Эффективностьрынка труда Развитость финансового рынка Технологический уровень Размер рынка Конкурентоспособность компаний Инновационный потенциал

Азербайджан 71 (3,86) 76 (3,69) 13 (5,62) 83 (5,50) 77 (3,96) 93 (3,92) 25 (4,82) 71 (4,12) 70 (3,55) 76 (3,46) 72 (3,84) 61 (3,16) 57 (4,29) 1-е

Армения 97 (3,50) 90 (3,46) 99 (4,23) 93 (5,37) 91 (3,66) 113 (3,72) 47 (4,61) 110 (3,60) 108 (2,96) 116 (2,50) 109 (3,33) 116 (2,63) 98 (3,76) 6-е

Казахстан 91 (3,58) 81 (3,57) 26 (5,27) 85 (5,48) 65 (4,20) 86 (3,98) 21 (4,86) 117 (3,39) 82 (3,40) 55 (4,16) 102 (3,47) 101 (2,81) 72 (4,12) 3-е

Киргизия 131 (3,01) 124 (2,47) 119 (3,66) 101 (5,21) 86 (3,83) 121 (3,58) 65 (4,42) 111 (3,54) 119 (2,75) 115 (2,53) 130 (3,05) 139 (2,12) 121 (3,49) 8-е

Молдавия 102 (3,43) 97 (3,18) 90 (4,31) 84 (5,50) 78 (3,95) 104 (3,83) 68 (4,41) 103 (3,68) 89 (3,28) 121 (2,40) 113 (3,28) 129 (2,49) 94 (3,86) 5-е

Российская Федерация 118 (3,22) 47 (4,46) 79 (4,49) 53 (5,92) 50 (4,55) 123 (3,58) 57 (4,51) 125 (3,18) 69 (3,56) 8 (5,74) 101 (3,47) 57 (3,25) 63 (4,24) 2-е

Таджикистан 77 (3,76) 116 (2,63) 131 (3,25) 97 (5,32) 105 (3,41) 128 (3,54) 73 (4,38) 127 (3,14) 120 (2,74) 126 (2,30) 126 (3,13) 103 (2,79) 116 (3,53) 7-е

Украина 134 (2,96) 68 (3,83) 132 (3,20) 67 (5,70) 46 (4,61) 129 (3,53) 54 (4,54) 119 (3,31) 83 (3,37) 38 (4,53) 100 (3,48) 63 (3,11) 89 (3,90) 4-е

Средний показатель СНГ*** 99 (3,47) 86 (3,45) 91 (4,14) 82 (5,52) 76 (3,99) 107 (3,76) 49 (4,59) 110 (3,51) 93 (3,19) 85 (3,38) 107 (3,37) 99 (2,76) 89 (3,89)

Источник: The Global Competitiveness Report 2010-2011 // World Economic Forum. URL: http://www. gcr. weforum. org [11]. * В таблице цифры показывают место в рейтинге, цифры в скобках - значение индекса.

** Всего в рейтинге ВЭФ участвовало 139 стран. Белоруссия, Узбекистан и Туркменистан в рейтинге не учитывались. *** Средний показатель рассчитан как среднеарифметический.

- создание энергоэффективных двигателей и движителей для транспортных систем;

б) безопасность:

- обеспечение информационной безопасности;

- обеспечение безопасности функционирования объектов инфраструктуры;

- безопасность продуктов питания;

- биобезопасность;

в) живые системы:

- биомедицинские и ветеринарные технологии;

- биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии;

- геномные, протеомные и постгеномные технологии;

- клеточные технологии;

- технологии биоинженерии;

г) индустрия наносистем:

- компьютерное моделирование наноматериа-лов, наноустройств и нанотехнологий;

- технологии диагностики наноматериалов и наноустройств;

- технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов;

- технологии получения и обработки функциональных наноматериалов;

- технологии наноустройств и микросистемной техники;

д) информационно-телекоммуникационные системы:

- технологии передачи, обработки и защиты информации;

- технологии распределенных вычислений и систем;

- технологии производства программного обеспечения;

- технологии создания электронной компонентной базы;

- технологии создания интеллектуальных систем управления и навигации;

- биоинформационные технологии;

е) энергетика, энергоэффективность и энергосбережение:

- технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом;

- технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику;

- технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии;

- технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе.

Для государств - участников СНГ, относящихся к 3-й группе, целесообразно развивать следующие направления:

а) социальная инфраструктура:

- строительство и реконструкция жилья;

- повышение надежности инженерных систем и коммуникаций;

- информационные технологии для социальной сферы;

- обеспечение комфортных условий жизни;

б) медицина и здравоохранение:

- диагностика заболеваний;

- лечение заболеваний;

- профилактика заболеваний;

- инновационные технологии общего назначения;

- оптимизация медицинского обслуживания и обучения;

в) рациональное природопользование:

- технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнений;

- технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- технологии поиска, разведки и разработки месторождений, добычи полезных ископаемых;

- экологически безопасное ресурсосберегающее производство и переработка сельскохозяйственного сырья и продуктов питания.

Список литературы

1. Лебедев С. СНГ - 20 лет. Приоритет - экономика // Международная жизнь. 2011. № 12. C. 1-9.

2. Межгосударственный статистический комитет СНГ. URL: www. cisstat. com.

3. Молчанов А. СНГ: потенциал роста // Свободная мысль. 2010. № 9. C. 28-38.

4. Материалы статкомитета СНГ // Общество и экономика. 2012. № 1. C. 148-161.

5. Наука и инновации - приоритетные направления деятельности Содружества Независимых Государств // Исполком СНГ. URL: http://e-cis. info/index. php?id=138.

6. Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года: утверждена решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 14.11.2008.

7. Содружество Независимых Государств: стат. ежегодник. М., 2011.

8. Федеральная служба государственной статистики. URL: www. gks. ru.

9. Хрусталёв Е. Ю., Ларин С. Н. Использование информационных ресурсов и технологий для стимулирования инновационного развития экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011.№ 32.

10. Хрусталёв Е. Ю., Ларин С. Н. Новые тенденции в организации партнерских отношений государства и бизнеса в инновационной сфере // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 34.

11. The Global Competitiveness Report 2010-2011 // World Economic Forum. URL: http://www. gcr. weforum. org.

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.