руководителя... оперативную [и] организационную... работу поведем вместе. Военный руководитель будет, главным образом, сидеть в центре и ведать преимущественно вопросами снабжения и пополнением вооруженными силами (курсив мой. — С.В.)». См.: Обожда В.А. Указ. соч. С. 64.
12 Каганович Л.М. Памятные записки. М., 1997. С. 215.
13 Молодцыгин М.А. 120 дней Наркомвоена... № 8. С. 51.
14 Об этом свидетельствует опубликованная в «Известиях Наркомвоена» статья о первых шагах В.А.Антонова на Украине: Кожевников И.С. К организации народной войны (опыт прошлого) // Известия Наркомвоена. 1918. 24 июля. Об отношении В.А.Антонова к укомплектованию военного аппарата профессиональными кадрами свидетельствует и более поздняя (от 5 августа 1918 г.) служебная записка Л.Д.Троцкому. В ней Антонов предлагал Троцкому направить военным советам телеграмму с предостережением от «травли» военных специалистов и вмешательства политических комиссаров в оперативные вопросы. См.: Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 1. Оп.1. Д. 142. Л. 32.
15 РГВА. Ф. 33221. Оп. 2. Д. 198. Из россыпи. АМУСИН Борис Михайлович —
заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры «Тактика ВМФ и военная история» Балтийского ВМИ имени адмирала Ф.Ф.Ушакова, капитан 1 ранга в отставке, доктор военных наук (г.Калининград)
Создание и развёртывание военных речных и озёрных флотилий в боевой обстановке. 1941—1944 гг.
Представляя собой мощные водные рубежи, а также являясь важными прифронтовыми коммуникациями и путями сообщения общегосударственного значения, многие реки и озёра в ходе боевых действий превращались в арену ряда операций Красной армии. Овладение расположенными на их берегах крупнейшими военно-промышленными центрами и узлами железнодорожных, водных и автодорожных линий (Киев, Ленинград, Ростов, Сталинград, Харбин и др.) нередко становилось конечной целью этих операций, что предопределяло широкое и разностороннее использование боевых кораблей в бассейнах Днепра, Дона, Кубани, Волги, Дуная, Амура, Ладоги и других прифронтовых рек и озёр.
Перед войной в составе советского ВМФ находились Дунайская, Пинская и Краснознамённая Амурская военные речные флотилии. С началом нападения фашистской Германии на СССР они были отмобилизованы и развёрнуты по военному времени, однако в ходе боевых действий возникла необходимость в создании на прифронтовых реках и озёрах новых соответствующих воинских формирований. В результате к уже имевшимся прибавились Ладожская, Онежская, Чудская, Ильменская, Волжская флотилии и отдельные Донской и Кубанский отряды кораблей, основным боевым ядром которых стали задействованные суда транспортного флота.
С целью упорядочить, узаконить и облегчить мобилизацию средств водного транспорта Президиум Верховного Совета СССР принял 14июля 1941года Указ «Об утверждении Положения об использовании для военных нужд СССР гражданских судов, портов,
пристаней и других сооружений водного транспорта»1, что сыграло важную роль в развёртывании и усилении различных формирований, в том числе дислоцировавшихся в глубине страны, где военные действия не предполагались.
В ходе военных действий первой крупной водной преградой на пути фашистских захватчиков стал Днепр, в бассейне которого были сосредоточены силы Пинской военной флотилии. Её отмобилизование началось с первого же дня войны, а точнее с 00ч 23июня 1941года, когда по приказу наркома ВМФ подлежало вооружить и привести в боевую готовность 49судов Днепровского и Днепро-Двинского речных пароходств, определив им роль канонерских лодок (КЛ), сторожевых кораблей (СКР), сторожевых катеров (СКА), тральщиков (ТЩ). Несколькими днями позднее разрешалось переоборудовать под плавучие артиллерийские батареи, госпитали и вспомогательные суда флотилии ещё 54 невоенные единицы2. Осуществлять как эти, так и иные соответствующие меры помогало то, что значительная мобилизационная работа была проведена в предвоенные годы. В результате в течение 8—10суток удалось принять большинство мобилизованных судов, поставить на них вооружение и укомплектовать личным составом. Всего же на Днепровском бассейне были введены в строй 45 новых боевых кораблейЗ. Правда, техническое состояние некоторых из них оставалось неудовлетворительным, из-за чего не все их удалось подготовить к боевым действиям. Не имели достаточной подготовки в обслуживании и боевом использовании оружия и технических средств и призывавшиеся специалисты4. В целом же Пинская военная флотилия, пополнившись значительным количеством кораблей и вспомогательных судов, а также личным составом, оказывала эффективную поддержку сухопутным войскам на рубежах рек Днепровского бассейна.
К осени 1941года возникла острая необходимость в наличии военной флотилии на Волге. Начало её организации с последующим отбором и мобилизацией судов речного флота было положено решением Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 16июля 1941года о создании учебного отряда кораблей (УОК), дислоцируемого в бассейне этой реки, но готовившего кадры для всех действующих флотов и флотилий ВМФ СССР5. В соответствии с данным решением, а также последующим приказом наркома ВМФ из состава Средне-Волжского речного пароходства военным морякам были переданы семь буксирных пароходов: «С.Киров», «Громов», «Руднев», «Усыскин», «Чапаев» и «Щорс»6. На их переоборудование под канонерские лодки на заводах Народного комиссариата речного флота СССР (НКРФ) отводился всего месяц: 15августа они должны были вступить в строй, но из-за задержки с подачей вооружения и недостаточной подготовленности вновь формируемых экипажей произошло это только в последних числах сентября. Правда, в течение этого времени к семи названным судам прибавились ещё 13плавсредств, предназначенных для органов управления тыла УОК7. <...>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала»
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Центральный военно-морской архив (ЦВМА). Ф. 2. Оп.16. Д.6. Л. 112—121.
2 Там же. Ф. 14. Д. 27684. Л. 128; Д. 36937. Л. 33, 34, 39.
3 Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф.9469. Оп. 12. Д. 195. Л. 6.
4 ЦВМА. Ф. 14. Д. 14. Л. 4.
5 Там же. Ф. 20. Оп. 1. Д. 5. Л. 1.