Научная статья на тему 'Водники Южного региона в боях за Приазовье (1941-1942 гг. )'

Водники Южного региона в боях за Приазовье (1941-1942 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
367
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНОРОССИЙСКИЙ РЕГИОН / SOUTH RUSSIAN REGION / ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ / BLACK SEA FLEET / ВОЕННЫЕ МОРЯКИ / АЗОВСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ / AZOV FLOTILLA / ЭВАКУАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / EVACUATION PROCESS / СОВЕТСКИЕ ВОЙСКА / SOVIET TROOPS / МИУССКАЯ ОБОРОНА / MIUSSKAYA DEFENSE / NAVY / SHIPYARDS / INFANTRY BRIGADES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пантилеев Э.Ю.

В статье рассматривается участие Азовской военной флотилии в боевых операциях и содействие советским войскам при ведении оборонительных боевых действий на приморских направлениях и обеспечении перевозок на Азовском море.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the Azov Flotilla participated in fighting operations and the promotion of Soviet troops in defensive fighting in the seaside areas and providing shipping at the Azov Sea.

Текст научной работы на тему «Водники Южного региона в боях за Приазовье (1941-1942 гг. )»

бронепоезда и оригинальные системы, позволявшие в ситуации нехватки материалов, сил и времени надежно разрушать и восстанавливать железнодорожные пути, осуществлять постоянное обеспечение соединений и объединений действующей армии всем необходимым. Выполняя значительный объем работ по развитию сети железных дорог в тылу русских войск, военные железнодорожники способствовали сохранению ее боеспособности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бескровный, Л. Г. Армия и флот России в начале XX века: очерки военно-экономического потенциала. - М., 1986. - 240 с.

2. Железнодорожные войска с 1851 по 1941 год. / Сост. Н.В. Верёвкин, Ф.К. Годлевский, Г.Н. Караев, К.П.Терёхин. - М., 1957. [Электронный ресурс] URL: http://wiki.nashtгansportш/wiki/ЖелезнодорожньIе _войска_с_1851_по_1941_год_(книга,_часть_1). (Дата обращения 11.11.2015).

3. Зайончковский, А. М. Подготовка России к мировой войне. - М., 1926. - 440 с.

4. История железнодорожного транспорта России. Т.1: 1836 - 1917 гг. / Под общей ред. Е.Я. Красковского, М.М. Уздина. - СПб, 1994. - 336 с.

5. Колобов, М.В. На пути к усовершенствованию Железнодорожных войск. Заамурская железнодорожная бригада. Ее прошлое, настоящее и будущее. - Харбин, 1910. - 340 с.

6. Мартыненко, И.В. История возникновения службы военных сообщений в России. [Электронный ресурс]. URL: http://observer. materik.ru/observer/N07_ 98/7_14.HTM. (Дата обращения: 11.11.2015).

7. Мартыненко, И.В. Служба военных сообщений в ходе русско-японской войны. [Электронный ресурс] URL: http://observer.materik.ru /observer/N12 99/12 21.HTM. (Дата обращения: 11.11.2015).

8. Смирнов, И.Н. Меры административного воздействия на деятельность сословно-правовой группы донских мещан // Вестник Таганрогского института имени А.П.Чехова. 2015. № 2.

9. Старостенков, Н.В. Железнодорожные войска России. Кн. 1. На службе Российской империи: 18511917. / Под ред. Г.И. Когатько. - М., 2001. - 272 с.

10. Ушаков, К. Подготовка военных сообщений России к мировой войне. - М.-Л., 1928. - 195 с.

УДК 94(470) ББК 63.3

Э.Ю. Пантилеев

ВОДНИКИ ЮЖНОГО РЕГИОНА В БОЯХ ЗА ПРИАЗОВЬЕ (1941-1942 ГГ.)

Аннотация. В статье рассматривается участие Азовской военной флотилии в боевых операциях и содействие советским войскам при ведении оборонительных боевых действий на приморских направлениях и обеспечении перевозок на Азовском море.

Ключевые слова: Южнороссийский регион, Черноморский флот, военные моряки, Азовская военная флотилия, эвакуационный процесс, советские войска, миусская оборона.

E.Y. Panteleev

WATER TRANSPORT WORKERS OF SOUTHERN REGION IN BATTLES FOR THE

AZOV SEA (1941-1942). Annotation. The article discusses the Azov Flotilla participated in fighting operations and the promotion of Soviet troops in defensive fighting in the seaside areas and providing shipping at the Azov Sea.

Keywords: South Russian region, the Black Sea Fleet, Navy, Azov Flotilla, shipyards, evacuation process, infantry brigades, Soviet troops, Miusskaya defense.

В агрессивных планах гитлеровцев юг России занимал одно из приоритетных мест. Их привлекала возможность лишить противника мощной региональной промышленно-сырьевой и продовольственной базы, энергетического потенциала, транспортных путей. Захват южнороссийского региона позволил бы нацистам использовать дополнительные ресурсы для снабжения войск всем необходимым.

Враг был хорошо информирован о высокой боеспособности Черноморского флота, поэтому им была предпринята попытка массированного авианалета на главную черноморскую базу -Севастополь в ночь на 22 июня 1941 года. Военные моряки достойно встретили врага, нанеся ему большой урон. Великая Отечественная война началась.

По указанию ГКО СССР Черноморский флот получил от торговых моряков в первые недели войны 30 кораблей с экипажами, мобилизованными на военную службу, а за весь период

войны - 81 судно, в том числе 3 ледокола и 5 буксиров [4, 36]. На основании приказа наркома ВМФ от 22 июня 1941г. в состав Черноморского флота была включена Азовская военная флотилия для содействия советским войскам при ведении оборонительных боевых действий на приморских направлениях и обеспечения перевозок на Азовском море.

Азовская флотилия была создана из речных судов, переоборудованных на судоремонтных предприятиях Доно-Кубанского пароходства, и базировалась сначала в Мариуполе, затем в Ейске и других портах. Членами экипажей были речники. Командование Азовской военной флотилии подчинялось приказам руководства Черноморского флота и находилось в оперативной зависимости от штаба Северокавказского военного округа. Основным районом боевого применения флотилии являлось Азовское море, а главной функцией - оказание огневой поддержки Красной Армии, ведущей бои с врагом на побережье.

Приказом наркома ВМФ от 20 августа 1941 г. в составе флотилии был сформирован Отдельный Донской отряд речных судов для оперативной деятельности от устья Дона до его верховьев.

Обострение фронтовой обстановки привело к прорыву войсками вермахта южного участка советско-германского фронта. Военная флотилия принимала участие не только в боях, но и в эвакуационном процессе. На ее судах в тыл вывозились раненые военнослужащие, старики, женщины, дети из Мариуполя, Таганрога и других приморских городов.

Уже 17 октября 1941 г. противник сумел захватить Таганрог и предпринял попытку развить наступление на столицу Дона, но оно захлебнулось благодаря стойкости войск, защищавших ее. В течение всего периода кровавых оборонительных боев водники мужественно дрались с превосходящими силами противника, помогали командованию Южного фронта быстро перебрасывать войска с одного участка на другой, организовали три переправы для эвакуации советских войск. Командиром 14 отряда катеров, защищавших подступы к Азову, был назначен Цезарь Ку-ников, позднее удостоенный звания Героя Советского Союза за мужество, проявленное в боях на «Малой земле». Его бойцы вместе с партизанами совершали диверсионные рейды по вражеским тылам, уничтожив сотни вражеских солдат и офицеров, 20 танков, более 100 автомашин с грузами, два железнодорожных моста. Флотилия выполняла фронтовые задания до начала ледостава, а затем сумела вывести боевые и гражданские плавсредства в Черноморский бассейн.

Фашисты захватили Ростов - на - Дону и неделю удерживали его. В результате советского контрнаступления немецкие войска были изгнаны из столицы Дона 29 ноября 1941 г., но им удалось закрепиться на реках Самбек и Миус, где вырос мощный оборонительный рубеж, ставший надолго непреодолимым барьером для Красной армии.

Советские войска не смогли продолжить эффективное преследование противника и с ходу прорвать мощную миусскую оборону. Фронт стабилизировался. Обе стороны начали накапливать ударный потенциал для дальнейших сражений.

Следующая попытка прорвать этот рубеж была сделана 8 марта 1942 г. В основную ударную группировку входили бойцы 68-й, 76-й и 81-й отдельных морских бригад 56-й армии. Моряки начали атаку ранним утром из поселка Матвеев Курган в направлении хуторов Степановского, Грунтовского, Новоселовского и высоты 101,а 76-я бригада захватила ее северо-западный гребень и вышла к балке Литвинова, продвинувшись на три километра. 68-я бригада овладела хутором Новоселовским и вышла на юго-западные склоны господствующей высоты. Днем противник подтянул танки и контратаковал моряков, которым пришлось отступить из-за отсутствия противотанковых орудий и гранат.

Командование 56-й армии решило ввести в бой резервы: 81-ю отдельную морскую стрелковую бригаду и 13-ю курсантскую бригаду. Однако подавить огневую систему противника в очередной раз не удалось. По неполным данным за три дня наступления общие потери наших войск составили более 13 тысяч человек. Командир 76-й бригады Д.Н. Долганов дважды водил в атаку оставшихся в живых 80 человек, включая офицеров штаба, писарей, саперов, коноводов, но потеряв более 30 бойцов и командиров, вынужден был отойти на исходный рубеж. В третьем батальоне 76-й бригады осталось только 10 бойцов [5, 119]. В кровавых боях погибли отборные, хорошо обученные молодые люди. Обескровленные морские стрелковые бригады, потерявшие 60-70 процентов личного состава и большое количество стрелкового и тяжелого вооружения, были выведены в тыл. В том числе 102-я бригада, потерявшая за три дня боев 1571 бойца и командира.

Наступательная операция завершилась на тех же позициях, с которых она начиналась. Человеческие жертвы оказались напрасными. Впоследствии эти потери станут еще более трагичными.

Основными причинами провала наступательной операции были отсутствие у командования фронтом подлинной информации об оборонном потенциале гитлеровцев и неумение управлять военными действиями, острая нехватка авиации, тяжелой артиллерии, танков [2, 73]. Понеся

неоправданно большие потери, армии Южного фронта перешли к активной обороне и стали укреплять свои позиции.

Уже 5 апреля 1942 г. Гитлер подписал директиву, в которой указывалось, что для овладения Кавказом необходимо разбить и уничтожить русские силы, расположенные западнее и севернее реки Дон [3, 89-90]. Чтобы реализовать эту задачу, фюрер приказал командующему первой танковой армией генерал-полковнику Клейсту повернуть танки на запад, навстречу 17-й армии генерал-полковника Р. Руоффа, и встречными ударами окружить и уничтожить севернее Ростова главные силы шести советских армий Южного фронта.

В боях за Ростов и Новочеркасск моряки 68, 76, 81-й бригад и 14-го дивизиона «катюш» вывели из строя 120 танков, 86 автомашин, 32 мотоцикла с пулеметными колясками, свыше 6,5 тыс. солдат и офицеров. Потери самих моряков составили более 7,5 тыс. убитыми, ранеными и пропавшими без вести. Береговую оборону в устье Дона обеспечивали моряки Отдельного Донского отряда Азовской военной флотилии. Однако история повторилась - Ростов-на-Дону был вновь сдан гитлеровцам.

25 июля 1942 г. противнику удалось захватить селение Обуховка на правом берегу Дона, ставшее плацдармом для дальнейшего наступления и организации переправы. В течение суток продолжался бой за этот крохотный участок земли, в котором участвовали экипажи канонерских лодок и бронекатеров, поддерживавших наших десантников огнем. Враг бросил в атаку до полутора батальонов пехоты с артиллерией и минометами. Израсходовав весь боезапас, моряки оставили Обуховку.

В дальнейшем корабли Отдельного Донского отряда находились в устье Дона с целью не допустить подхода с моря вражеских судов к Азову. Но корабли отряда не имели воздушного прикрытия, и это позволяло противнику наносить по ним массированные удары с воздуха. Особенно жестокой бомбардировке подверглась канонерская лодка «Ростов-Дон». Командование группы армий «А» придавало большое значение захвату Азовского порта, крайне необходимого для организации снабжения немецко-фашистских войск морским путем через Таганрог. В этих боях успешно действовал и личный состав бронепоезда "За Родину", входивший в Отдельный Донской отряд. 26 июля бронепоезд вел артиллерийский обстрел занятого гитлеровцами населенного пункта Усть-Кайчук, выпустив по скоплению живой силы противника 300 снарядов.

Имея большое превосходство в силах и не считаясь с потерями, немецко-фашистские войска заняли 28 июля 1942 г. Азов, Отдельный Донской отряд был вынужден уйти в Ейск [2, 79]. Спустя полтора месяца Азовская военная флотилия была расформирована, а ее плавсредства и личный состав влились в Новороссийскую и Керченскую военно-морские базы.

Успешное окончание Сталинградской битвы стало переломным событием Великой Отечественной войны. Гитлеровцы в спешном порядке отступали с Северного Кавказа, а 3 февраля 1943 г. Азовская военная флотилия была сформирована вновь. В ее состав были включены 384-й и 369-й отдельные батальоны морской пехоты [1, 78].Одной из основных задач флотилии являлась высадка морских десантов для поддержки сухопутных войск.

Следует отметить, что противник создал мощную противодесантную оборону побережья и вновь основными узлами сопротивления являлись порты Ейск, Мариуполь, Таганрог. Созданные укрепления по своему характеру являлись инженерными сооружениями с развитой системой пулеметных дзотов и артиллерийских позиций.

Таким образом, экипажи кораблей и части морской пехоты Азовской военной флотилии в 1941 - 1942 гг. нанесли значительный урон немецко-фашистским соединениям, действовавшим в районе побережья Азовского моря. На воде и суше противник потерял значительное количество техники, солдат и офицеров. Боевые задачи, поставленные командованием личному составу Азовской военной флотилии, были выполнены. Бойцы и командиры честно выполнили свой долг перед Родиной, до последней капли крови борясь против агрессоров.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Корольченко, А.Ф. Миусские рубежи / Корольченко А.Ф. - Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1980. - 156 с.

2. Матишов, Г. Г., Афанасенко, В. И., Кринко, Е. Ф. Миус-фронт в Великой Отечественной войне. 1941/1942 гг., 1943 г. / Матишов Г. Г., Афанасенко В. И., Кринко Е. Ф. - Ростов-на-Дону: ЮНЦ РАН, 2010. - 214 с.

3. Селюнина, Н.В. Водный транспорт Юга России в 1941 - 1945 гг./ Селюнина Н.В. - Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 2004. - 236 с.

4. Государственный архив Одесской области, ф.92, оп.2, д.59.

5. Центр документации новейшей истории Краснодарского края, ф. 1774 «А», оп. 1, д.3379.

УДК 93 ББК 63.3(2)6

Е. В. Скитецкая

ЗНАЧЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ОТКРЫТОГО ИНТЕРНЕТ-ДОСТУПА КАК ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

Аннотация. В статье затронуты возможности использования документов открытого интернет-доступа как исторических источников на примере наиболее известных проектов, посвященных участию наших соотечественников в мировых войнах минувшего столетия. Также рассматриваются практические возможности использования таких документов при реконструкции исторических событий.

Ключевые слова: источник, исторический источник, документ, архив, электронный ресурс, архивная ссылка, электронная архивная ссылка, электронный источник.

E.V. Skitetskaya

VALUE DOCUMENTS PUBLIC INTERNET ACCESS AS A HISTORICAL SOURCE

Annotation. The article raised the possibility of using open Internet access documents as a historical source on the example of the most famous projects dedicated to participation of our compatriots in the world wars of the last century. It also discusses the posibility of their use in the reconstruction of historical events.

Key words: power, historical sources, documents, archives, electronic resource, archive link, electronic archival reference, electronic source.

Как известно, понимание разнообразных и разноплановых процессов, составляющих наше историческое прошлое, невозможно без привлечения широкого по объёму и составу круга исторических источников. Как отмечал А.Ю. Володин: «<.. ,>в задачи большинства исторических исследований входит введение в научный оборот новых исторических источников. Учитывая, что публикация книги с документами, на основе которых было проведено исследование, не всегда возможна, а ознакомление научной общественности с ключевыми источниками исследования - необходимо, принципиально важным и достаточно реалистичным для реализации такой задачи решением можно считать организацию историко-документального электронного ресурса» [3].

Полномасштабное развитие компьютерных технологий в последние десятилетия позволяет совершенно по-иному взглянуть на проблему получения доступа к историческим документам, до недавнего времени требовавшего непосредственного физического присутствия исследователя в архиве. Как сказал в этой связи В.Н. Владимиров: «<...>если на первом этапе развития преобладающим был вопрос: "Так что же все-таки такое Интернет?", на втором мы в основном спрашивали друг друга: "Насколько нужен Интернет историку?", то на третьем, современном этапе развития, основным становится вопрос "Где можно найти необходимые ресурсы?"» [2].

В рамках данной публикации мы не ставим целью рассмотрение вопросов «терминологически правильного» использования исторических источников, полученных в интернет пространстве, а также проблем фиксации и воспроизведения документа [2, 3, 20]. Обратимся к уровням доступа и к возможностям, предоставляемым при обращении к электронным ресурсам, в осмыслении узловых событий прошлого столетия. И в первую очередь - мировых войн прошлого столетия, участие в которых выпало на судьбы наших предков. На сегодняшний день в интернете существует огромное количество ресурсов, предоставляющих исследователю возможность получить доступ к первоисточникам как необходимой основе исторического поиска. Например, если обратиться к возможностям ресурса «Хронос» [18], то можно получить весьма разнообразную информацию по различным аспектам как всемирной, так и отечественной истории, в том числе и посредством обращения к историческим документам.

Значительный интерес, на наш взгляд, представляет информация, полученная за счёт обращения к ресурсам федеральных архивов, весьма активно проявляющих себя в интернете, что делает более реалистичным обращение к ним. Они предоставляют возможность исследователю через удалённый доступ получить практически полное представление о составе и количестве документов, являющихся основой фондов самого архива [4, 12, 13, 14, 16, 19]. Однако следует учитывать, что оцифровка и публикация документов обусловлена ограничениями в российском законодательстве, в области защиты как права интеллектуальной собственности, так и тайны личной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.