УДК 94(47).084.8
О. В. Козлов
Тактические десанты Ладожской военной флотилии
в июле 1941 г.
В статье рассматриваются десантные операции на острова Лункулансаари и Мантсинсаари, проведенные Ладожской военной флотилией в начальный период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Особое внимание уделяется процессу подготовки к операциям, их осуществлению, мероприятиям, последовавшим за неудачей десанта.
In article landing operations on islands Lunkulansaari and Mantsinsaari spent by the Ladoga military flotilla in an initial stage of the Great Patriotic War of 1941— 1945 Special attention are considered is given to process of preparation for operations, their realization, the actions which have followed failure of a landing.
Ключевые слова: Ладожская военная флотилия, морские десанты, оборона Ленинграда, острова Лункулансаари и Мантсинсаари.
Key words: the Ladoga military flotilla, sea landings, defense of Leningrad, islands Lunkulansaari and Mantsinsaari.
В июне 1941 г. на Ладожском озере была воссоздана военная флотилия. Основными боевыми задачами соединения на начальном этапе Великой Отечественной войны стало содействие флангам сухопутных армий. Помимо организации снабжения, доставки подкреплений, артиллерийской поддержки, важным направлением деятельности была высадка десантов. Десантные операции на Ладоге, сыгравшие важную роль, историками упоминаются вскользь.
Так, не проясненным остается вопрос о силах Ладожской военной флотилии (ЛВФ), привлекаемых к высадке. В.И. Ачкасов и Н.Б. Павлович приводят следующие данные корабельного состава: «2 канонерские лодки, 2 бронекатера, 2 сторожевых катера типа "МО-4" и несколько катеров типа "КМ" и "Р" [1]. «Боевая летопись военно-морского флота 1941-1942 гг.», изданная десятью годами позже, называет уже три канонерские лодки, сторожевой корабль и катера [2]. В статье В.А. Мосунова фигурирует еще и тральщик (ТЩ-100) [5]. Разнятся и точки зрения на итоги десантных операций. Адмирал флота И.С. Исаков, являвшийся инициатором высадки на острова, оценивает действия ЛВФ как успешные, способствующие стабилизации фронта [3]. Фельдмаршал К.Г. Маннергейм в своих мемуарах склонен недооценивать последствия десантной операции [4].
© Козлов О. В., 2012
Между тем способствовать изучению темы будут документы, найденные автором в фондах Центрального Военно-морского архива в городе Гатчина. Во-первых, речь идет о материалах, представленных в виде акта и систематизированной таблице на утраченное имущество 4-й Морской бригады, составленных комиссией соединения 10 августа 1941 г. Документы направлялись в Штаб Морской обороны Ленинграда и Озерного района (МОЛ, и ОР) - далее Штаб обороны, имели гриф «Совершенно секретно» и печатались в двух экземплярах [6]. Во-вторых, материалы военной флотилии: Отчет о боевой деятельности ЛВФ в кампанию 1941 г., направленный в апреле 1942 г. командующему КБФ В.Ф. Трибуцу, содержит структурированный по времени и выполняемым целям статистический материал. Этот документ визировался командующим, военным комиссаром, начальником штаба флотилии, печатался в двух экземплярах и также имел гриф «совершенно секретно» [7]. Особое место в изучении темы занимают нормативные документы, определяющие не только цели и задачи, но и состав, структуру, штаты ладожской военной флотилии. К ним отнесем приказы народного комиссара Военно-морского флота адмирала Н.Г. Кузнецова, направляемые из Москвы. Распоряжения заместителя наркома ВМФ адмирала И.С. Исакова, решения главнокомандующего войсками СевероЗападного направления маршала К.Е. Ворошилова, исходящие из Ленинграда. Адресованные командованию Ладожской военной флотилии, они охватывают период июнь - август 1941 г. Документация содержит грифы «Секретно» и «Совершенно секретно» [8].
Военная флотилия на Ладожском озере была воссоздана приказом народного комиссара ВМФ от 25 июня 1941 г. К началу июля она вошла в оперативное подчинение штаба обороны, который определяет состав флотилии следующим образом: 6 канонерских лодок, 6 тральщиков, 28 различных катеров и береговые части [7. Л. 2-5, 7]. Задачи, поставленные перед лВф, сводились к обеспечению перевозок и поддержке сухопутных войск. 10 июля в связи с возможностью прорыва финских войск на побережье Ладоги флотилия поступила в оперативное подчинение командиру 19-го стрелкового корпуса. К 17 июля финны прорвали фронт на участке северо-восточнее Ладожского озера, связь с подразделениями 19-го стрелкового корпуса была нарушена. Для создания угрозы флангу наступающего противника было принято решение о высадке десантов на острова Лункулансаари и Мантсинсаари.
Десантную операцию 24-28 июля 1941 г. стоит разделить на несколько этапов: подготовка, проведение высадки, бой за острова, эмбаркация (вынужденная эвакуация десанта). Ввиду дробления десанта на две части необходимо рассматривать их действия как две отдельные операции.
Первый этап - подготовка и развертывание сил - осуществлялся с 7 часов 19 июля. В это время от заместителя наркома ВМФ адмирала И.С. Исакова был получен приказ об организации и проведении десанта. Руководство операцией было возложено на командующего МОЛ и ОР контр-адмирала Ф.И. Челпанова [7. Л. 12]. Уже на этапе подготовки выявляется спешный, порою импровизированный характер её претворения в жизнь. Так, задуманная операция должна была проходить при тесном взаимодействии ВМФ, ВВС и приданных сухопутных подразделений. Однако привлекаемая для перевозки и артиллерийской поддержки ЛВФ находилась в состоянии развертывания и доукомплектования. Командующий флотилией контр-адмирал П.А. Трайнин был назначен на этот пост 18 июля, а начальник штаба капитан 1 ранга В.П. Боголепов тремя днями спустя. В обстановке смены командования ЛВФ в составе трех канонерских лодок («Бира», «Олекма», «Селемджа»), сторожевого корабля («Пурга»), 11 различных катеров и 9 транспортов («Совет», «Республика», «Кремль», «Щорс», «Чапаев», «Илга», «Вилсанди», «Хан-си», «Стенсо») привлекается к операции. Процесс экстренной подготовки затронул все подразделения, участвовавшие в десанте. В частности, воздушное прикрытие обеспечивала авиагруппа, созданная позднее - лишь 19 июля. 5 МБР-2, 6 СБ и 6 И-15 бис, прибывшие с КБФ, сформировали ядро ВВС на Ладоге [8. Л. 217].
Особую роль в подготовке следует отвести силам десанта. Отсутствие частей для десантной операции побудило командование развернуть 4-ю бригаду морской пехоты. Четыре батальона бригады, по замыслу операции, и должны были совершить высадку. Однако формирование 1-го и 2-го батальонов началось 19 июля, 3-го и 4-го лишь 22 июля 1941 г., вследствие чего принять участие в десантировании они не смогли. По штату батальон состоял из 765 чел., причем комплектование личным составом 1-го батальона производилось из различных частей КБФ, а 2-го - из Краснознаменного учебного отряда подводного плавания имени С.М. Кирова (КУОПП). Существенное количество бойцов было призвано из запаса. Вооружение и обмундирование были получены из КУОППа, Военного порта и других подразделений флота. Командный и политический состав был набран из преподавателей Военноморских учебных заведений [6. Л. 307-310]. Отсутствие времени (менее четырех суток) не позволили провести обучение частей.
Во время подготовки наладить связь с сухопутными частями 7-й армии, в интересах которой проводилась операция, не удалось. Не проясненным остался также вопрос о силах противника на островах. Разведка проводилась лишь один раз (в ночь на 23 июля), выявить значительные силы финнов разведгруппы не смогли. Не вызвал беспокойства и факт исчезновения одной из разведгрупп. К началу операции командование было уверено в невозможности ока-
зать противодействие десанту, вопрос о переброске частей противника с материка всерьез не рассматривался.
Коррективы в планирование внесла быстро меняющаяся обстановка на восточном берегу Ладоги. Уже на этом этапе выявляются разногласия во взглядах командования. Так, распоряжением адмирала Исакова силы высадки были уменьшены до батальона. Непосредственное руководство в лице контр-адмирала Челпанова настаивало на отмене десанта и усилении его силами сухопутных частей, сражающихся под Видлицей. В результате переписки, обмена радиограмм 22-23 июля высадка на остров Лункуланссари трижды была подтверждена. Таким образом, единая операция 4-й бригады морской пехоты по высадке на Лункулансаари и Мант-синсаари была раздроблена на две отдельные операции, проводимые неоправданно ограниченными силами. Вечером 23 июля приказ о десантировании был направлен командирам транспортов, боевых кораблей, батальона и рот.
Второй этап - с 7 ч 48 мин 24 июля 1941 г. - это собственно начало высадки на Лункуланссари. Ошибки ответственных за навигацию и метеоусловия (туман) не позволили действовать в соответствии с планом. Опоздание на пять часов привело к проведению развертывания и высадки на глазах у противника. Сказалось и отсутствие разведданных: на подходе к острову артиллерийским огнем был потоплен катер «КМ-11», на канонерской лодке «Олекма» прямым попаданием убито 4 и ранено 11 чел. (в том числе командующий ЛВФ контр-адмирал Трайнин) [7. Л. 12-15, 17]. Начальник штаба флотилии капитан 1 ранга Боголепов продолжил руководить высадкой.
Высаживаемый 1-й батальон был разделен на три группы (рота с усилением в каждой) с различными участками десантирования. Артиллерийская поддержка каждой группы осуществлялась канонерской лодкой и катером. Для воздушного прикрытия использовались истребители авиагруппы, барражировавшие над островом. В целом высадка при сопротивлении незначительных сил противника проходила успешно и к 12 часам была закончена. Роты начали продвижение в глубь Лункуланссари.
Третий этап. Бой за остров проходил с полудня 24 до вечера 25 июля. Недооценка противника привела к распылению сил 1-го батальона. Действуя разрозненно, группы углубились на территорию острова и завязали бой. Отсутствие связи с командованием флотилией сделало невозможной артиллерийскую и авиационную поддержку. Переброска на остров подкреплений противника уже к 14 часам 24 июля, применение им авиации заставили десантные части отходить к берегу. Обстановка осложнялась отсутствием резервов и единого командования. В этих условиях крайне непродуманно выглядит решение контр-адмирала Челпанова лично отправиться за 2-м батальоном в Шлиссельбург [7. Л. 16]. Коман-
дующий операцией практически самоустранился от руководства силами десанта. Усугубляло положение и двойственность подчинения ЛВФ: одновременно МОЛ и ОР и 19-му стрелковому корпусу. В отсутствие контр-адмирала Челпанова командир корпуса приказал выделить канонерские лодки для артподдержки флангов, что и было сделано в ущерб десантной операции. Штаб флотилии и лично Боголепов не смогли организовать взаимодействие с десантными частями. Эвакуация раненых, доставка боезапаса и продовольствия не могли оказать серьезного влияния на исход боя. К утру 25 июля бой переместился на побережье. Артиллерийское воздействие противника привело к уничтожению катера «БКА-98», выведению из строя канонерской лодки «Олекма».
К полудню 25 июля остатки десантных частей на острове, по сути, остались без какой-либо поддержки. В этих условиях штаб ЛВФ направил донесение о положении 1-го батальона адмиралу Исакову, но, несмотря на сложившуюся ситуацию, приказ о захвате острова оставался в силе. К исходу 25 июля остатки десантных групп были уничтожены. Кораблями ЛВФ было подобрано 109 чел., из них 50 раненых [7. Л. 25].
Провал десанта на Лункуланссари привел к изменению планирования операцией. Силами 2-го батальона следовало захватить соседний остров Мантсинсаари. Таким образом, десантная операция, проводимая без учета сложившейся обстановки, переросла в отдельную операцию, состоявшую так же из четырех этапов.
Подготовка к высадке на Мантсинсаари носила еще более поспешный характер. В 17 часов 25 июля контр-адмиралом Челпано-вым было проведено совещание, где и были поставлены задачи десанту. Уже в 4 часа 26 июля отряд транспортов «Щорс», «Чапаев», «Илга» подошел к острову. Метеорологические условия (туман) вновь не благоприятствовали высадке. Канонерские лодки «Бира» и «Селемджа» вследствие посадки на мель не смогли участвовать в артподготовке. Её осуществлял лишь флагманский сторожевой корабль «Пурга». К тому же эффект внезапности был утрачен вследствие появления разведсамолета противника. Второй батальон, усиленный шестью 45-мм орудиями, высаживался двумя группами. Не встретив сопротивления во время высадки, десант продвигается в глубь острова. Как и в случае с первым десантом, связь отсутствовала. Лишь через сутки в 7 часов 30 минут 27 июля связь удалось восстановить [7. Л. 16-20, 27].
Бой на острове велся неорганизованно, противник в ночь на 27 июля перебросил дополнительные силы и начал теснить части десанта. Уже утром 27 июля командование батальона и 130 бойцов на плотах попытались эвакуироваться с острова. Ввиду невозможности дальнейшего управления войсками контр-адмирал Челпанов приказал снимать оставшиеся части с острова. Катерами и шлюпка-
ми было эвакуировано 548 чел., из них 40 раненых. Операция по захвату Мантсинсаари, проведенная без должной организации и напора, также провалилась.
По итогам десантов, 24-28 июля потери ЛВФ состояли в следующем: катера «БКА-98», «КМ-11», повреждена канонерская лодка «Олекма». Потери в людях: убито пять, пропало без вести - пять, ранено - 13 чел. [7. Л. 25].
Что касается потерь собственно десанта, то здесь данные разнятся. Подобрано с берега и на воде: из 1 батальона - здоровых 59, раненых 50; из 2-го батальона здоровых 548, раненых 40. Итого 697 чел. Учитывая штатную численность двух батальонов в 1530 бойцов и командиров, безвозвратные потери составили 830 чел. Иллюстрацией спешности эвакуации служат потери снаряжения: утрачены все шесть орудий, 52 ручных и станковых пулеметов, все химическое имущество и многое другое [6. Л. 307-310].
Думается, что основными причинами разгрома десантов на Лун-кулансаари и Мантсинсаари являются: поспешный, порою лихорадочный характер подготовки и проведения операций, отсутствие единого слаженного руководства, неподготовленность подразделений на всех уровнях (начиная от рядового состава, заканчивая штабами). Командования ЛВФ, понимая всю сложность дальнейших действий, стремилось ликвидировать недостатки, так, уже 5-6 августа 1941 г. было проведено учение по высадке десанта на остров Валаам. Хотя определенный эффект был, но последующие десанты в сентябре 1941 г. закончились так же плачевно. Выводы пытались сделать, и несмотря на поражение под Шлиссельбургом, опыт накапливался.
Десантные операции июля 1941 г. имели далеко идущие последствия для Ладожской военной флотилии. Неудача десантов привела в повышенному вниманию к проблемам Ладоги командования Северо-Западного направления. Уже в начале августа 1941 г. ЛВФ была усилина 7 боевыми самолетами, 28 катерами, сторожевым кораблем, 2 канонерскими лодками и другими частями, что, безусловно, повысило боеспособность флотилии [8. Л. 56-58, 68, 100].
Список литературы
1. Ачкасов В.И., Павлович Н.Б. Советское военно-морское искусство в Великой Отечественной войне. - М., 1973.
2. Боевая летопись Военно-морского флота (1941-1942). - М., 1982.
3. Исаков И.С. Военно-морской флот СССР в Отечественной войне. -2-е изд. - М.-Л., 1945.
4. Маннергейм К. Г. Мемуары. М.: Вагриус, 1999. - 508 с.
5. Мосунов В.А. Формирование и первые боевые операции 4-й бригады морской пехоты // Северо-западный регион в первый год Великой Отечественной войны. - СПб., 2006. - С. 120-126.
6. Центральный Военно-морской архив (ЦВМА). Ф. 580. Оп. 1. Д. 4.
7. ЦВМА. Ф. 505. Оп. 028603. Д. 1.
8. ЦВМА. Ф. 505. Оп. 0017868. Д. 3.