Научная статья на тему 'Комиссар Волжской флотилии'

Комиссар Волжской флотилии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
221
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЖСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ / ВООРУЖЁННЫЕ СУДА / АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ОГОНЬ / VOLGA MILITARY FLOTILLA / ARMED VESSELS / ARTILLERY FIRE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рычков Игорь Александрович

Статья посвящена боевой деятельности Волжской военной флотилии. Героический подвиг моряков навечно вписан в историю гражданской войны. Сформированная в короткие сроки, не имеющая опыта ведения боевых действий, волжская флотилия активно включилась в боевую работу по уничтожению судов и живой силы противника. Яркую роль в этом сыграл молодой комиссар флотилии Николай Маркин, о короткой, но яркой жизни которого мы практически ничего не знаем. Но знать о таких героях нужно. Пока мы помним прошлое у нас есть будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комиссар Волжской флотилии»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

КОМИССАР ВОЛЖСКОЙ ФЛОТИЛИИ Рынков И.А. Email: Rychkov633@scientifictext.ru

Рынков Игорь Александрович - аспирант, кафедра истории государства и права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Нижегородский институт управления (филиал) Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

г. Нижний Новгород

Аннотация: статья посвящена боевой деятельности Волжской военной флотилии. Героический подвиг моряков навечно вписан в историю гражданской войны. Сформированная в короткие сроки, не имеющая опыта ведения боевых действий, волжская флотилия активно включилась в боевую работу по уничтожению судов и живой силы противника. Яркую роль в этом сыграл молодой комиссар флотилии - Николай Маркин, о короткой, но яркой жизни которого мы практически ничего не знаем. Но знать о таких героях нужно. Пока мы помним прошлое - у нас есть будущее.

Ключевые слова: Волжская военная флотилия, вооружённые суда, артиллерийский огонь.

THE COMMISSIONER OF THE VOLGA FLOTALY Rychkov I.A.

Rychkov Igor Aleksandrovich - Postgraduate Student, DEPARTMENT OF HISTORY OF STATE AND LAW, FEDERAL STATE-FUNDED EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION MANAGEMENT INSTITUTE OF NIZHNY NOVGOROD (BRANCH) RUSSIAN PRESIDENTIAL ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION, NIZHNIY NOVGOROD

Abstract: the article is devoted to the combat activity of the Volga Military Flotilla. The heroic exploit of the sailors is forever inscribed in the history of the Civil War. Formed in a short time, without the experience of conducting military operations, the Volga Flotilla actively joined in the combat work to destroy ships and manpower of the enemy. A bright role in this was played by the young commissioner of the flotilla, Nikolai Markin, whose short, but bright life we hardly know anything about. But you need to know about such heroes. As long as we remember the past, we have a future. Keywords: Volga military flotilla, armed vessels, artillery fire.

УДК 09.93

1 октября 2017 г. исполнится 99 лет со дня героической гибели одного из замечательных героев гражданской войны - Николая Григорьевича Маркина. Человека, за четверть века своей жизни совершившего столько славных дел, каких иному не осилить за целую жизнь. Он жил и погиб самой достойной для мужчины смертью - в бою, прикрывая пулемётным огнём своих товарищей.

Николай Маркин родился в крестьянской семье в 1893 году. С детства часто вступал в конфликты, борясь с несправедливостью, поэтому в 16 лет уже был арестован. В 1914 г. был призван на флот, где дослужился до звания унтер-офицера. В 1916 вступил в партию большевиков, в 1917 стал одним из организаторов и членом

прославленного Центробалта. Работая во флоте, Маркин успевал работать и в Петроградском Совете, а также в печати, где он поставил на ноги газету «Рабочий солдат». А затем в его жизни произошел крутой поворот - он стал секретарем и контролером Народного комиссариата иностранных дел. Не привыкший к утончённой салонной жизни и казуистической дипломатической работе, синеблузый бунтарь попал в блестящую свиту родовитых и продажных дипломатов. Работая в Наркомате, он отбирал наиболее важные тайные документы и издавал их отдельными брошюрами [8, Ф.Р-29, оп. 2. Д. 162. Л. 2-6]. Так началась публикация «Сборника секретных документов из архива бывшего министерства иностранных дел». Сам Маркин об этом сказал: «Целью настоящего Сборника является ознакомление широких масс с содержанием документов, хранившихся в бронированных комнатах и несгораемых шкафах. Пусть знают трудящиеся, как за их спинами дипломаты в кабинетах аннексировали земли, бесцеремонно порабощали мелкие нации. Пусть знает всякий, как одним росчерком пера отхватывались целые области. Каждый открытый секретный документ есть острейшее оружие против буржуазии» [6].

К середине 1918 г. страна со всех концов была охвачена контрреволюционными восстаниями и наступлениями империалистов. Волга была перерезана восставшими белочехами. Помимо этого, передвижение грузов находилось под постоянной угрозой разграбления со стороны хлынувшей массы мешочников и спекулянтов. Существовавшая охрана водных путей Волжского бассейна представляла собой различный сброд, вплоть до чинов бывшей речной полиции [8, Ф. Р-29, оп. 2. Д. 165. Л. 3]. На Нижней Волге ощущался острый недостаток пассажирских судов, хлынувший с Северного Кавказа поток беженцев приходилось перевозить на небольших баржах. Положение было крайне сложным [1, с. 21].

Для содействия войскам Восточного фронта принимается решение создать Волжскую военную флотилию. Нижний Новгород был избран основной базой для формирования Волжской военной флотилии, которая ценой любых жертв должна была остановить дальнейшее продвижение белочехов и перейти от обороны к наступлению [8, Ф.Р-29, оп. 2. Д. 165. Л. 5]. Руководство созданием флотилии было возложено на Николая Маркина. Всем советским, военным и военно-морским властям было предписано всякое возможное содействие к выполнению данного поручения [9, с. 21]. Флотилия создавалась из мобилизованных судов и плавучих средств гражданских ведомств и частных судовладельцев. Успешно вооружать суда могли два предприятия - «Сормово» и «Теплоход». Вооружение и оборудование доставлялись из Петрограда, Кронштадта, а также использовалось имевшееся на месте.

2 июля в Нижний Новгород прибыли 300 матросов с Черноморского флота, ставшие костяком будущей флотилии [9, с. 6]. Были мобилизованы 8 пароходов, которые стали канонерскими лодками. Одной из них под номером 5 стал буксир «Ваня», получивший прозвище «Ваня-коммунист» и сыгравший важную роль в жизни нашего героя.

Маркину пришлось решать труднейший вопрос о формировании флотилии путём перестройки, бронирования и вооружения речных судов. При монтировании вооружения полуголодные рабочие по нескольку дней не покидали места работы [3, с. 196]. Несмотря на трудности, Маркин выполнил сложнейшую задачу по вооружению судов. К августу 1918 года коллектив завода отремонтировал и вооружил для флотилии 12 судов. Всего в годы Гражданской войны на заводе было построено и перевооружено свыше двух десятков кораблей [7, с. 63]. Прибывший в Нижний Новгород из штаба Восточного фронта комиссар по морским делам Раскольников Ф.Ф. 18 августа 1918г. докладывал по телеграфу В.И. Ленину: «Для нас сейчас самое важное дело - создание сильной флотилии. Только такая сила сможет воспрепятствовать быстрому, авантюристическому продвижению неприятеля вверх по реке» [8, Ф. 342, оп. 1. Д. 2. Л. 16].

26 августа был издан приказ по флотилии с напоминанием о необходимости поддержания славной традиции моряков и революционеров [8, Ф. Р-29, оп. 2. Д. 165. Л. 30]. Одновременно с этим, продолжали действовать карательные меры в отношении всех, кто позволял себе нарушить установленный порядок. Так, в газете «Гражданская война» № 6 от 20 сентября 1918 г был опубликован приговор трибунала от 27 августа 1918 г., рассмотревшего дело Павла Афонского, который две ночи подряд уходил со своего судна к жене. С учётом молодости и неопытности обвиняемого, к нему было применено минимальное наказание - исключение из рядов Красной Армии и 5 лет заключения под стражу [8, Ф. 143, оп. 1. Д. 212. Л. 545].

К концу августа белогвардейцы окончательно укрепились на обоих берегах Волги, усилив свою флотилию, состоявшую из семи вооружённых пароходов и одной вооружённой баржи, представляя значительную силу, которую требовалось сокрушить [8, Ф.Р-29, оп. 2. Д. 165. Л. 26].

27 августа в состав красной флотилии вступили миноносцы «Прыткий», «Прочный» и «Ретивый». В этот же день был зажжён караван барж с военным имуществом белых, стоявший у казанских пристаней. 28 августа в 10 утра новый обстрел, но противник ответил мощным огнём тяжёлой артиллерии. В ответ баржа-форт «Сережа» произвела 6 выстрелов по Казани, в результате чего на казанских пристанях возник пожар.

9 сентября 1918 года под прикрытием артиллерийского огня четыре канонерские лодки Волжской флотилии высадили на пристани десант из 60 человек под командованием Н.Г. Маркина, который внезапным ударом отбросил силы противника в город, удерживал пристань в течение часа [4, с. 97], но когда из городского кремля был открыт сильный артиллерийский огонь, десантники вернулись на корабли. В ночь с 9 на 10 сентября 1918 года миноносцы «Прыткий» и «Ретивый» высадили более крупный десант - сводный батальон солдат и матросов. 10 сентября Казань была взята преследуя противника, флотилия оказывала огневую поддержку наступлению своих войск [5, с. 131].

1 октября корабли флотилии подошли к Пьяному Бору. Корабли флотилии - три канонерки и миноносец «Прыткий» - встали на якоря в ожидании основных сил флотилии Старка. Утром 1 октября разведка флотилии донесла, что у Пьяного Бора стоят пять вооружённых судов противника. В дозоре находился «Ретивый». В 11 часов к нему присоединился «Ваня - коммунист», вместе они начали медленное продвижение вперёд с целью выяснения сил противника и обследования плеса. Вскоре суда попали под огонь хорошо укрытой батареи противника, которая двумя попаданиями вызвала сильный пожар на канонерской лодке. Подошедшие на поддержку «Ольга» и «Прыткий» попытались подойти и вывести «Ваню» из-под огня, нов это время из-за поворота, образуемого рекой, появилось шесть неприятельских судов, которые открыли по скучившейся группе сильный огонь, не давший возможности оказать помощь гибнущему судну. Отдав приказ покинуть судно и спасаться вплавь, комиссар встал за пулемёт, прикрывая отход членов команды. Береговая батарея колчаковцев и шесть кораблей флотилии адмирала Старка методично расстреливали плавающих в воде моряков и гибнущую канонерку. Во время гибели судна Николай Маркин проявил чрезвычайное мужество, до последней минуты продолжал отдавать распоряжения о принятии мер к спасению корабля. Когда стало ясно, что корабль не спасти, Маркин отдал приказ всем покинуть корабль, после чего бросил гранату в пороховой погреб [8, Ф. Р-29, оп. 2. Д. 165. Л. 124]. Более половины команды «Вани-коммуниста» - 40 человек, погибло в этом бою. Потерпев столь серьезный урон, корабли флотилии начали отход с боем [8, Ф. 342, оп. 1. Д. 2. Л. 53-54].

Командующий Волжской военной флотилией Ф.Ф. Раскольников в своей телеграмме от 2 октября 1918 г. сообщал: «1 -го октября под Пьяным Бором в ожесточенном бою с судами противника погиб вооруженный пароход Ваня-коммунист», на нем нашел себе преждевременную кончину помощник командующего флотилии. Его смерть является

незаменимой утратой как для флотилии, так и для всей Советской республики. Вечная память отважному революционеру [8, Ф. 342, оп. 1. Д. 2. Л. 62].

Родное село героя в 1960 году переименовано в Маркино, его имя носят улицы в Санкт-Петербурге, Астрахани, Казани. Самый известный памятник героям-краснофлотцам установлен в Нижнем Новгороде на площади имени Маркина. Три каменных исполина с винтовками за спиной, перепоясанные пулемётными лентами, гордо подняв головы, идут вперёд. Их вёл в бой молодой и бесстрашный моряк балтийского флота Николай Григорьевич Маркин, все яркие моменты работы которого на благо страны трудно передать, вся его короткая жизнь стала яркой страницей истории русского речного флота.

Список литературы /References

1. Водный транспорт, 1918 г. № 1.

2. Водный транспорт, 1927 г. № 11.

3. Вспоминая былые походы: Сборник воспоминаний ветеранов Волжской военной флотилии / Сост. В.Ф. Аржанова, А.Н. Лобызов. Горький, 1968.

4. Гражданская война в Поволжье, 1918-1920. / ред. М.К. Мухарямов. Казань, 1974.

5. Гражданская война в России: Борьба за Поволжье. М.: ACT: Транзиткнига; СПб.: Terra Fantastica, 2005.

6. Елизаров М.А. Левый экстремизм на флоте в период революции 1917 года и гражданской войны: февраль 1917 - март 1921 гг. СПб., 2007.

7. Завод «Нижегородский теплоход»: Время строить флот. История и современность.

8. РГА ВМФ (Российский государственный архив военно-морского флота).

9. Ульянов Н.И. Хроника действий Волжско-Каспийской военной флотилии за 1918 - 1920 гг.

10. Фёдорова Т.С. Волжская военная флотилия в борьбе за власть Советов (1918 - 1919).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.