Научная статья на тему 'Советские флотилии Дона'

Советские флотилии Дона Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
259
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
советские донские флотилии / пароход / канонерская лодка / сторожевой катер / The Soviet Don fleet / steamship / battle-boat / motor gunboat

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Д. В. Ливенцев

Цель исследования: провести анализ формирования советских военно-речных флотилий. Исследование позволяет выделить причины организации и деятельности советских донских флотилий, что позволяет рассмотреть малоизвестные страницы истории вооруженных сил СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOVIET FLEET

The objective of this research is to analyse the formation of the Soviet military river fleet. The research outlines the causes of the Soviet Don fleet formation and activity, which allows to learn unknown historical facts of the USSR military forces.

Текст научной работы на тему «Советские флотилии Дона»

Д. В. ЛИВЕНЦЕВ,

доктор исторических наук, профессор (г. Воронеж)

СОВЕТСКИЕ ФЛОТИЛИИ ДОНА

Статья рекомендована к печати доктором исторических наук, профессором А.А. Лютых, доктором исторических наук, профессором П. В. Загоровским.

Аннотация. Цель исследования: провести анализ формирования советских военно-речных флотилий. Исследование позволяет выделить причины организации и деятельности советских донских флотилий, что позволяет рассмотреть малоизвестные страницы истории вооруженных сил СССР.

Ключевые слова: советские донские флотилии, пароход, канонерская лодка, сторожевой катер.

D.V. LIVENTSEV,

the doctor of the historical sciences, the professor (Voronezh)

THE SOVIET FLEET

Abstract. The objective of this research is to analyse the formation of the Soviet military river fleet. The research outlines the causes of the Soviet Don fleet formation and activity, which allows to learn unknown historical facts of the USSR military forces.

Key words: The Soviet Don fleet, steamship, battle-boat, motor gunboat.

Учитывая наступление белой армии на юге России весной - летом 1919 г., советское командование должно было создать какой-нибудь противовес Донским военным и транспортным флотилиям.

В 1918 г. из-за объективных трудностей советской власти на Дону не было сформировано военно-речных сил. Робкая попытка создания красной Донской военной флотилии была предпринята в марте 1919 г., когда контроль белых флотилий над бассейном реки Дон можно назвать тотальным.

На формирование советской Донской военной флотилии существенно повлияли два фактора: 1) отсутствие достаточного количества кораблей, вооружения и финансирования; 2) расположение красных частей в верховьях Дона, что не позволяло рассчитывать на военизацию качественных гражданских судов.

Советская Донская военная флотилия создавалась в полосе действий 9-й и 10-й армий Южного фронта для оказания поддержки сухо-

путным войскам, охраны судоходства и обеспечения военных перевозок. Решение о создании красной Донской флотилии было принято командованием 10-й армии еще в начале февраля 1919г. Согласно акту от 13 марта 1919г., можно было вооружить:

«4 парохода - «Воронеж», «Заря», «Луна» и «Грузовой» и пять моторных лодок, зимующие все, кроме одной моторной лодки, в гор. Коро-тояке, последняя - в Усть-Медведицкой. Кроме этих судов имеется в гор. Павловске нефтеналивная баржа. Из этих средств предложено создать флотилию следующего состава.

«Воронеж» - штаб и плавучая база. Вооружение - два пулемета.

«Заря» - буксир для баржи, вооружение то же; баржа - плавучая батарея, вооружение -три 75-мм. орудия;

одна моторная лодка для связи» [1]. Затем, 13 апреля 1919 г. определилась главная база флотилии - город Павловск. 7 мая воп-

Берегиня • 777 • Сова, 2009, /V® У

рос о формировании флотилии обсуждался Советом Рабочей и Крестьянской обороны во главе с В.И. Лениным. Кстати, В.И. Ленин лично принимал участие в судьбе становления и развития Донской военной флотилии, о чем свидетельствуют две телеграммы, направленные им «Воронежскому районному управлению водного транспорта». Вот содержание телеграммы от 25 мая 1919г.: «Постановлением Совета Обороны Республики было приказано передать Донской военной флотилии пароход «Воронеж». Если он до сих пор не передан, немедленно передайте его флотилии и об исполнении донесите» [2]. Следующее распоряжение, подписанное В.И. Лениным, последовало 4 июня 1919 г: «Немедленно передайте пароход «Павловск» с инвентарем и топливом Донфлотилии. Об исполнении донесите» [2].

В состав советской Донской флотилии также входили отряд Верхнего Дона, отряд Среднего Дона, Царицынский отряд (Волжский) и моторно-понтонная флотилия 10-й армии. Как утверждают официальная информация, всего Донская флотилия располагала 2 речными канонерскими лодками, 4 вооруженными пароходами, 1 плавбатареей, 6 сторожевыми катерами, 9 вспомогательными судами, 16 моторными понтонами и различными плавсредствами.

Однако вначале реально были вооружены и вели боевые действия только два отряда.

Отряд Верхнего Дона включал пароход «Заря» приспособленный под штаб флотилии и вооруженный двумя пулеметами; баржи, вооруженной двумя 75-мм. пушками; буксирами для баржи «Воронеж», катера «№ 1»(один пулемет) и посыльного катера «№ 2».

Отряд Среднего Дона состоял из буксира «Сокол»; пассажирского парохода «Венера», пассажирского парохода «Пустовойтов»; железной баржи «Кавказ» (на 35 тыс. пудов нефти); двух моторных лодок и двух паромов. Также в отряде имелось некоторое количество деревянных барж и лодок.

Кроме того, в распоряжении 10-й армии находились 15 моторных понтонов, 9 моторных шлюпок, 3 парохода, 2 моторных катера и 2 посыльных катера.

Боевые возможности красной Донской флотилии резко увеличились после прибытия с Волги речных канонерских лодок «№ 3» и «№ 6», построенных в июле 1918 г. акционерным обществом маталлургических, механических и судостроительных заводов «Беккер и К°» по заказу Главного военно-инженерного управления (ГВИУ). Обе канонерки были отправлены по железной дороге из Саратова 17 мая и через три дня прибыли на станцию Лиски. 25 мая туда же были доставлены 75/50-мм. пушки и 750 снарядов к ним. От зенитных 2,5-дюймовых пушек, которые имелись в Нижнем Новгороде, командование флотилии отказалось и потребовало 37-мм. автоматы Максима, но пока шла переписка с Обуховским заводом, флотилия была ликвидирована. Помимо этого на станцию Лиски доставили 100 речных мин типа «С».

Командующим флотилией были П.П. Дело (апрель - май 1919 г.) и Б.Ф. Корсак (май - август 1919 г.). Должность комиссаров занимали А.В. Бабкин (апрель - май 1919 г.) и П.П. Бакшук (май - июнь 1919 г.).

Флагманским артиллеристом Донской военной флотилии был назначен С. А. Благодарев (будущий заместитель начальника Ленинградского нахимовского училища). В 1915 г. он окончил Морской кадетский корпус. За отличную учебу его оставили преподавать при Морском корпусе. В 1916 г. по собственной просьбе С.А. Бла-годарев был направлен на Балтийский флот, где проходил службу на должностях вахтенного начальника эскадронного миноносца «Сибирский стрелок», артиллериста эсминца «Константин» и помощника командира дивизиона по охране реки Невы. В феврале 1917г. его избрали членом Ревельского исполкома [3].

Перейдя на сторону советской власти, С.А. Благодарев участвовал в Ледовом походе Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт весной 1918 г. Он был единственным офицером на флотилии, получившим военно-морское образование. Остальные лица комсостава являлись партийными выдвиженцами.

В исследовании говорилось о проблемах белых Донских флотилий, но надо признать, что у советской Донской флотилии их было намного больше. Ни по корабельному составу, ни по ос-

нащенности вооружением, ни по профессиональному качеству кадров красная Донская флотилия не могла превзойти белые флотилии. Речь может идти скорее о военно-речном формировании Красной Армии на реке Дон, а не о боеспособной флотилии. В такой ситуации советская Донская флотилия избегала возможных столкновений с белыми военно-речными силами и поспешно отступала с частями Красной Армии. Отсюда, ее короткий боевой путь не был богат столкновением с кораблями противника на реке Дон.

Несмотря на это можно выделить несколько боевых эпизодов. 13 апреля 1919 г., с открытием навигации, флотилия в составе штабного парохода «Заря», буксира «Воронеж» с нефтяной баржей и сторожевого катера «№ 1» была переведена в Павловск, где для окончания ремонта имелись более приспособленные мастерские Рупвода. 26 мая из-за невозможности установить прибывшие из Петрограда 75/50-мм. пушки (по причине отсутствия болтов), командование 9-й армии, которой оперативно подчинялась флотилия, приказало временно вооружить суда 76-мм. полевыми орудиями, что и было сделано. Однако через несколько дней удалось изготовить временные болты к 75/50-мм. пу шкам, и вы начале июня их установили на корабли.

К моменту открытия навигации, линия Южного фронта проходила через Георгиевскую (18 верст южнее Луганска), Каменское, Перовку. В районе станицы Качалинской красные перешли Северный Донец, далее линия фронта шла через хутора Золоторецкий, Хурный и Дальний. Таким образом, нижнее течение Дона было свободно до впадения Северного Донца. В среднем же течении Дона продолжалось восстание кулаков во всем районе от Богучара до устья Хопра.

С 17 мая по 2 июня 1919 г. отряд Верхнего Дона проводил операцию по подавлению мятежа казаков в тылу 8-й и 9-й армии, но не справился с поставленной перед ним задачей из-за приближения деникинских войск. 20 - 29 июня 1919 г. в связи с прорывом армий генерала А.И. Деникина канонерские лодки «№ 3» и «№ 6», вооруженный катер и баржа советской Донской флотилии были перебазированы в г. Лиски, ставший их основной базой [4]. 26 июня

ввиду угрозы захвата кораблей противником экипажи кораблей вывели из строя вооруженный пароход «Воронеж», сторожевой катер «Эльба» и 7 вспомогательных судов, а у хутора Белужинский были взорваны 16 моторных понтонов. 29 июня поступило указание расформировать Донскую военную флотилию в связи с отходом Красной Армии. 28 - 29 июня в Астрахано-Каспийскую военную флотилию были переданы 3 вооруженных парохода, 2 канонерские лодки, 7 сторожевых катеров, 2 вспомогательных судна и артиллерийские орудия с боезапасом. Окончательно советская Донская военная флотилия была расформирована в августе 1919 г. года из-за наступления армии генерала А.И. Деникина.

Собственно на этом и заканчивается история советских донских флотилий периода Гражданской войны. Полноценная военно-речная флотилия с главной базой в Ростове-на-Дону появилась у Красной Армии только 8 марта 1920 г. по распоряжению командующего Кавказским фронтом, когда белые войска практически оставили бассейн реки Дон, поэтому она могла выполнять только вспомогательные операции по ликвидации остатков белогвардейских отрядов, но не встречала никакого сопротивления на речном театре боевых действий. Даже название флотилии говорит об отдаленности района боевых действий от реки Дон - Доно-Азовкая военная флотилия. В ее состав входило 17 судов. Она обороняла устье Дона и Таганрогский залив, оказывала артиллерийскую поддержку войскам, перевозила и высаживала десанты, осуществляла разведку и перевозила продовольствие. 11 мая 1920 г. ее корабли были переданы Азовской военной флотилии (АВФ), возглавляемой Е.С. Гер-нетем, а из речных судов сформирована Донская флотилия Кавказского фронта, которую с сентября 1920 г. была подчинена командующему войсками Донской области. В состав Донского речного дивизиона (Донречдива) входили колесные пароходы «Беднота» (до апреля 1920 г. «Внучек»), «Тухачевский» (до 2 мая 1920 г. «Богатырь) и «Уборевич» (до 2 мая 1920 г. «Донец»), а также моторные лодки «Военмор», «Пылкий», «Стела», «Лебедь» и «Чайка». Позже были вооружены мобилизованные пароходы «Советский» и «Рошаль». Колесные пароходы имели на

Берегиня • 777 • Сова, 2009, № 1

__•-•■■•■■ ______________. :::;... ............ .'■■:■■ ...

вооружении одну или две 76-мм. полевые пушки обр. 1902 г. и два пулемета.

Главное назначение Донречдива было связано с возникавшими в тылу в районе реки Дон беспорядками, преимущественно на почве мародерства и массового дезертирства. Банды держали в страхе целые округа, отдельные хутора, станицы. Второй задачей было снабжение сторожевых постов Красной Армии, стоявших по речным системам бассейна Дона, а иногда и в освобождении их от нападения вышеуказанных шаек.

Представить деятельность флотилии в хронологическом порядке довольно сложно, т.к. плавание судов Донречдива по водной системе Дона носило постоянный характер, прерываясь лишь необходимостью пополнять запасы топлива, смазочных материалов, провизии и большинство военных операций против банд являлось результатом разведки на месте или указаний ближайшего поста.

Все эти операции не носили характер настоящих военных действий, хотя при усмирении некоторых банд, вынуждая их к отступлению, нередко приходилось прибегать даже к артиллерийскому огню. Примерами подобных операций может служить подавление банд дезертиров в районе станиц по Северному Дону: Нижней Курдючинской - Верхней Курдючинской и по Дону в районе станиц Константиновской - Ли-стовской - Богаевской. Донречдив прекратил свое существование с окончанием навигации 1920 г.

Донской флотилией кавказского фронта командовали: В.В. Потемкин (март - май 1920 г.), С.П. Лосев (май 1920 г. - февраль 1921г.), М.Г. Степанов (февраль - август 1921 г.). Она имела разветвленную структуру - флотский полуэкипаж, дивизион канонерских лодок, группы разведывательных катеров и караульную роту. Вскоре в июне - августе 1921 г. Донская флотилия кавказского фронта также была расформирована.

Военные действия в низовьях реки Дон развернулись снова только во время Великой отечественной войны в октябре 1941г. [5]. 27 августа 1941 г. по приказу наркома военно-морского флота был сформирован Отдельный Донской отряд (ОДО) Азовской военной флотилии под

командованием капитана 1-го ранга С.Ф. Бело-усова, состоявший из дивизионов речных канонерских лодок и дивизион речных сторожевых катеров (4 и 8 единиц), 8 бронекатеров и 9 полуглиссеров, 40-го отдельного артдивизиона, береговой батареи № 661, бронепоезда № 10 «За Родину!» и пулеметной роты. Штаб ОДО располагался в Азове. Сам же город был обозначен как маневренная база № 3 АВФ.

Ситуация на фронте была сложной после захвата Мариуполя немцы продолжили наступление на Таганрог. В целях поддержки приморского фланга 9-й армии и прикрытия северо-восточного побережья Азовского моря командиру Отдельного Донского отряда было приказано развернуть несколько канонерских лодок в районе станицы Аксайская, 2 канонерские лодки и 4 речных сторожевых катера направить в порт Таганрог, а в восточной части Таганрогского залива выставить дозор из состава дивизиона сторожевых катеров и 14-го отряда водного заграждения. С образованием 12 октября 1941 г. Таганрогского боевого участка огневое содействие оборонявшимся войскам стало более эффективным. Первоначально в нем участвовали канонерские лодки «Дон», «№ 4» и сторожевой корабль-тральщик «Перванш», а во время штурма немецкими войсками Таганрога 16-17 октября особенно эффективно действовали канонерские лодки «Ростов-Дон» и «Кренкель», находившиеся в порту. Ведя артиллерийский огонь по скоплениям живой силы и боевой техники врага по целеуказаниям армейского командования, корабли подверглись сильным ответным ударам [6]. В результате полученных повреждений канонерская лодка «Кренкель» затонула, а потерявшую ход канонерскую лодку «Ростов-Дон» удалось отбуксировать в Ростов-на-Дону.

Командующий 56-й армией генерал-лейтенант Ф.Н. Ремизов, войска которого входили в Приморскую оперативную группу, понимая, какую эффективную поддержку оборонявшимся войскам могут оказать корабли и части морской пехоты Азовской военной флотилии, особенно в плавнях устья Дона, установил с командованием флотилии тесный контакт. Совместно были разработаны конкретные планы взаимодействия. Особое внимание уделялось усилению

Отдельного Донского отряда АВФ за счет бронекатеров и вооруженных катеров-глиссеров, успешно действовавших в мелководных ериках устья Дона и пресекавших попытки мелких групп противника просочиться в этих местах. Дивизион канонерских лодок и отряд бронекатеров, прибывшие 31 октября в состав ОДО, оказывали поддержку частям 56-й Отдельной армии в низовьях Дона. Однако противник в этот раз недолго хозяйничал в Ростове-на-Дону. 29 ноября войска 56-й Отдельной и 9-й армий, а также народные ополченцы освободили город.

В апреле - мае 1942 г. Отдельный Донской отряд АВФ кораблей под командованием контрадмирала С. Ф. Белоусова, оперативно подчиненный Южному фронту оказывал огневую поддержку 56-й армии, осуществлял переправу войск и боевой техники у Таганрога и в устье Дона.

Напряженность обстановки на Азовском море резко возросла после поражения наших войск на Керченском полуострове, и особенно после завершения обороны Севастополя. С прорывом немецко-фашистских войск в донские степи командование группы армий «А» приступило к выполнению плана по захвату Кавказа под кодовым названием «Эдельвейс». К числу основных задач, определенных этим планом, относилось и уничтожение Черноморского флота путем захвата его баз. Азовская флотилия оказалась в гуще ожесточенной борьбы на южном фланге советско-германского фронта; 21 апреля она была включена в состав сил Северо-Кавказского направления, а 19 мая подчинена Северо-Кавказскому фронту. Ставка Верховного Главнокомандования, определяя задачи по обороне Дона, 12 июля 1942 г. подчинила фронту в оперативном отношении и Отдельный Донской отряд АВФ. Все это обязывало командование флотилии и командование соответствующих армейских формирований постоянно заботиться об организации четкого взаимодействия сил флотилии и сухопутных войск, об установлении надежного контакта между командованием и штабами сухопутных соединений и соединений АВФ.

Исходя из обстановки, складывавшейся на правом берегу Дона, 17 июля командование фронта поставило перед флотилией следующие задачи: силами Отдельного Донского отряда обо-

ронять устье Дона, заблокировать его гирла, оставив фарватеры для прохода кораблей флотилии, оказывающих огневую поддержку Ростовскому укрепленному району; содействовать войскам 56-й армии на таганрогском направлении.

Выполняя распоряжение командования фронта, штаб флотилии разработал подробные указания командиру ОД О по действиям в устье Дона. Силы отряда к тому времени в основном были сконцентрированы в районе Азова. Здесь находились 3 канонерские лодки, 1 монитор, 4 бронекатера, 2 дивизиона сторожевых катеров, бронепоезд № 10 «За Родину!». Решая поставленные задачи, 14 июля отряд бронекатеров («№ 201», «№ 202», «№ 205») под командованием капитан-лейтенанта С. П. Шулика вышел в район станиц Константиновская и Курмоярская.

Эти силы флотилии через несколько дней оказались в центре интенсивных боевых действий, так как противник, развивая наступление, 21 июля вышел к Дону, а через два дня прорвал фронт 56-й армии.

В эти дни 3 бронекатера и 4 сторожевых корабля ОДО обеспечивали переправу советских войск у станицы Константиновской и уход гражданских судов из Северного Донца [7].

Под давлением вражеских войск части армии отошли на левый берег реки, а 24 июля были вынуждены вновь оставить Ростов. Отдельный Донской отряд прикрывал переправу войск Южного фронта на левый берег Дона. По требованию командующего 56-й армией суда отря-да-3 бронекатера и 4 сторожевых корабля были направлены в районы мостов и пунктов переправ, расположенных у Нижнегниловской, Обу-ховки, Елизаветинской и Задонья.

К перевозке войск и боевой техники было дополнительно привлечено более 250 различных плавсредств, собранных повсюду вдоль нижнего течения реки Дон.

26 июля 1942 г. морские пехотинцы при поддержке кораблей Отдельного Донского отряда выбили врага из сел Обуховка и Елизаветов-ка. В то же время корабли ОДО и части 30-й стрелковой дивизии обороняли берег Малого Дона у населенного пункта Кагальник. Бронекатера по приказу командира отряда перешли на реку Маныч и совместно с частями 4-й пехотной

Берегиня • 777 • Сова, 2009, № 1

дивизии 12-й армии заняли оборону у станции Манычская. После оставления нашими войсками Манычской экипажи взорвали свои катера и 29 июля с боями прорвались в Сальск. Благодаря инициативным и энергичным действиям моряков под руководством капитан-лейтенанта С. П. Шулика и политрука А.И. Кондрашкина всего лишь за несколько часов до захвата города противником в Краснодар были отправлены бронепоезд и несколько железнодорожных составов с грузами и ранеными (всего было вывезено 470 человек). 2 августа личный состав отряда прибыл в Краснодар и влился в Отдельный Кубанский отряд.

После оставления нашими войсками Азова 28 июля корабли Отдельного Донского отряда (1 миноносец, 2 канонерские лодки, 4 бронекатера и 16 сторожевых корабля) перебазировались в Ейск, они вывели с Дона два парохода, два бензовоза, три буксира, караван землечерпалок и 33 других плавсредства, остальные суда были уничтожены.

Отдельный Донской отряд Азовской военной флотилии, внесший свой вклад в бои на Южном фронте во время Великой Отечественной войны, был последним соединением военно-речных сил в бассейне Дона.

Примечания:

1. Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озерных системах. Л., 1925. - Т. 3. - 215 с.

2. Ленинский сборник. М., 1942.-Т. 34.-315 с.

3. Российский Государственный архив Военно-Морско-

го Флота (РГА ВМФ). Ф. 2235. On. 1. Д. 10. Л. 39.

4. Боевая летопись ВМФ 1917- 1941гг. М., 1993.-720 с.

5. Вьюненко, Н.П., Мордвинов, PH. Военные флотилии в Великой Отечественной войне. М., 1957.-323 с.

6. Центральный Военно-Морской архив (ЦВМА). Ф. 10. Д. 18 503. Лл. 58,92,100.

7. Великая Отечественная день за днём // Морской сбор-

ник. - 1992. - № 7. - С. 28 - 32.

References

1. Civil War. Sea, river and lake military actions.-L., 1925. — УЫ.З.-Р.Р. 215.

2. Lenin book. - М., 1942. - Vol. 34. - P.P. 315.

3. Russian State Archive of Navy.

4. Navy battle chronicles 1917- 1941. - M, 1993. - P.P. 720.

5. Vjunenko N.P., Mordvinov R.N. Military Fleet during the 2nd WW.- М., 1957.-P.P. 323

6. Central Archive of Navy.

7. Great Patriotic War: day by day // Marine book. - 1992. -Vol. 7.-P. 28-32.

А.А. СЛЕЗИН,

доктор исторических наук, профессор (г. Тамбов)

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМСОМОЛОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ДУХОВНОЙ СФЕРЕ (1923-1926 ГГ.).

Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором А.Ю. Салом а тиным, доктором исторических наук, профессором П.П. Щербининым.

Аннотация. В статье проанализирован опыт участия коммунистического союза молодёжи в реализации государственной политики в отношении религии и политического контроля в данной сфере. Сделан вывод, что политический контроль со стороны коммунистических организаций в середине 1920-х годов был направлен против проявлений экстремизма в антирелигиозной деятельности.

Ключевые слова и фразы: государство, политический контроль, религия, церковь, комсомол, безбожники, компартия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.