Научная статья на тему 'Создание и организация деятельности аварийно-спасательной службы в России'

Создание и организация деятельности аварийно-спасательной службы в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
156
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
чрезвычайные ситуации / противодействие / МЧС / спасательная служба / развитие / Штаб гражданской обороны.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шалькова В.А.

На сегодняшний день трудно переоценить роль и участие государства в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения, в частности, что касается предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Негативные результаты чрезвычайных ситуаций приводят к дестабилизации социально-экономической жизни и нарушению функционирования народного хозяйства в целом. Россия, являющаяся государством с высокоразвитой промышленностью, отличается достаточно высоким уровнем потенциальной опасности со стороны вредных производств и значительным уровнем техногенной нагрузки для граждан и окружающей среды. В данном контексте особую важность и критическую значимость играет создание и развитие эффективного, действенного и надежного органа, который будет формировать и реализовывать политику в области проведения аварийно-спасительных работ. С учетом вышеизложенного, цель статьи заключается в изучении основных вех и эволюционных сдвигов, связанных с созданием и организацией деятельности аварийно-спасательной службы в России. По результатам исследования было установлено, что аварийно-спасательная служба в России прошла путь от Спасательного корпуса, Штаба ГО и образовалась в результате в полноценное министерство, которому принадлежит ведущая роль в формировании и реализации государственной политики в сфере противодействия ЧС техногенного, природного и другого происхождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание и организация деятельности аварийно-спасательной службы в России»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -7-459-462 ШАЛЬКОВА Валерия Анатольевна,

NIION: 2018-0076-7/21-078 доцент кафедры истории и экономической теории,

MOSURED: 77/27-023-2021 -07-277 Академия Государственной противопожарной службы

МЧС России, г. Москва, e-mail: 7783704@mail.ru

СОЗДАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ

Аннотация. На сегодняшний день трудно переоценить роль и участие государства в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения, в частности, что касается предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Негативные результаты чрезвычайных ситуаций приводят к дестабилизации социально-экономической жизни и нарушению функционирования народного хозяйства в целом. Россия, являющаяся государством с высокоразвитой промышленностью, отличается достаточно высоким уровнем потенциальной опасности со стороны вредных производств и значительным уровнем техногенной нагрузки для граждан и окружающей среды. В данном контексте особую важность и критическую значимость играет создание и развитие эффективного, действенного и надежного органа, который будет формировать и реализовывать политику в области проведения аварийно-спасительных работ. С учетом вышеизложенного, цель статьи заключается в изучении основных вех и эволюционных сдвигов, связанных с созданием и организацией деятельности аварийно-спасательной службы в России. По результатам исследования было установлено, что аварийно-спасательная служба в России прошла путь от Спасательного корпуса, Штаба ГО и образовалась в результате в полноценное министерство, которому принадлежит ведущая роль в формировании и реализации государственной политики в сфере противодействия ЧС техногенного, природного и другого происхождения.

Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, противодействие, МЧС, спасательная служба, развитие, Штаб гражданской обороны.

SHALKOVA Valeria Anatolyevna,

Associate Professor of the Department of History and Economic Theory, Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Moscow

ESTABLISHMENT AND ORGANIZATION OF THE EMERGENCY RESCUE SERVICE IN RUSSIA

Аnnotation. Today, it is difficult to overestimate the role and participation of the state in ensuring the safety of the population, in particular with regard to the prevention and elimination of emergencies. Negative results of emergencies lead to destabilization of the socio-economic life of the population and disruption of the functioning of the national economy. Russia, as a country with a developed industry, maintains a high level of man-made load and the potential danger of harmful industries to the population and the environment. In this context, the creation and development of an effective, efficient and reliable body that will formulate and implement a policy in the field of rescue operations is of particular importance and critical importance. Given the above, the purpose of the article is to study the main milestones and evolutionary shifts associated with the creation and organization of emergency services in Russia. According to the results of the study, it was established that the rescue service in Russia passed from the Rescue Corps, Civil Defense Headquarters and was formed into a full-fledged ministry, which has a leading role in shaping and implementing state policy in countering emergencies of man-made, natural and other origins.

Key words: emergency situations, counteraction, Ministry of Emergency Situations, rescue service, development, Civil Defense Headquarters.

Вопросы обеспечения безопасной жизни жения устойчивого развития человечества [1]. и здоровья индивидуума тесно и непо- Перспективы развития и будущее положение средственно связаны задачами дости- любого социума и страны в целом значительным

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

образом определяются способностью органов государственной власти своевременно, эффективно и адекватно реагировать на актуальные запросы времени [2]. В соответствии с основополагающими принципами Конституции Российской Федерации деятельность российского государства должна быть направлена, в первую очередь, на защиту человека. Одним из государственных органов в стране, на который возложена обязанность защиты жизни человека, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которое непосредственно выполняет функции защиты территорий и населения страны от стихийных бедствий, предотвращает их возникновение, ликвидирует аварийные и чрезвычайные ситуации, ведет спасательное дело, обеспечивает тушение пожаров и др.

Эта государственная структура (вместе с подчиненными ей органами управления) в процессе создания в существующем правовом статусе и с соответствующим наименованием претерпела ряд серьезных структурных преобразований [3]. В то же время процесс развития аварийно-спасательной службы в России еще не окончен, что связано с глобальными изменениями и кардинальными сдвигами в мировой экономике, появлением абсолютно новых видов угроз и опасностей, таких, например, как международная преступность и терроризм, отдельного внимания заслуживает значительное ухудшение состояние биосферной среды, перманентно возникающие природные катаклизмы, для борьбы с которыми, как мировое сообщество в целом, так и отдельные государства, а также их объединения пока еще разработали гарантированных и результативных механизмов предупреждения и противодействия.

Поэтому рассмотрение ключевых этапов становления и развития аварийно-спасательной службы в России в исторической ретроспективе приобретает особую актуальность и значимость, что обуславливает выбор темы данной статьи.

В основу методологического инструментария работы положены научной строгости и объективности, всесторонности и системности. В работе использовался ряд общенаучных и специально-исторических методов (сравнительный анализ, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, историческая периодизация, историко-срав-нительный, классификация, библиографическая и архивная эвристика, историческая герменевтика).

В новейшей истории России, после распада СССР, первым центральным органом исполнительной власти, который был уполномочен обеспечивать реализацию мероприятий по защите

населения страны и территорий от последствий чрезвычайных, аварийных ситуаций техногенного, экологического и военного происхождения; организовывать готовность органов управления, войск и специализированных формирований Гражданской обороны России для проведения спасательных, а также прочих обязательных работ в районах бедствия и очагах поражения, был Российский спасательный корпус. Корпус был создан Постановлением Совета Министров РСФСР № 606 27 декабря 1990 г. [4] Также этим постановлением были заложены первые основы единой государственной и социальной системы предупреждения, прогнозирования, своевременного реагирования и ликвидации возникающих чрезвычайных ситуаций.

В данном контексте необходимо отметить, что Россия была первой страной мире, которая создала специальную службу спасения, ее задача заключалась в борьбе со стихийными бедствиями, авариями техногенного эпидемиологического и природного характера. Свою деятельность служба организует совместно с аварийно-спасательными службами на местах, противопожарными отрядами субъектов РФ, а также другими службами [5]. В апреле 1991 года на должность руководителя Спасательного корпуса был назначен генерал-майор Сергей Шойгу, который пробыл на этой должности до 2012. Действующим министром является генерал-полковник внутренней службы Чуприян А.П.

Главными задачами Российского спасательного корпуса были следующие:

- организация выполнения функций, возложенных на систему гражданской защиты в мирное и военное время;

- руководство штабами, учреждениями, службами, войсками и специализированными формированиями, содержание их в постоянной готовности к действиям по ликвидации ЧС в мирное время и мобилизационной готовности на военное время;

- систематическое информирование органов исполнительной власти, предприятий, общественных объединений, граждан, средств массовой информации об угрозе и возникновении ЧС в мирное время, возможного применение противником современных средств поражения и об сложившейся обстановке [6].

Летом 1991 года Российский спасательный корпус коснулись преобразования в результате чего на его основе был создан Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям. Через некоторое время он был преобразован в Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (МЧС РСФСР) [7]. В конце 1991 года Указом Президента России «О Государственном комитете при Президенте РСФСР по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» был создан Штаб Сил гражданской обороны РСФСР и девять региональных центров Госдепартамента для чрезвычайных ситуаций.

В отличие от абсолютного большинства центральных органов исполнительной власти РФ, которые составляли соответствующую систему в начале 90-х гг. ХХ в., Штаб Сил гражданской обороны России был специфическим органом не только учитывая содержание и характер выполняемых им задач и функций, а еще и потому, что руководящие должности в штабе и его территориальных органах укомплектовались исключительно военнослужащими старшего и высшего офицерского состава [8]. Специальный статус Штаба также подчеркивался использованием в его названии слова «Штаб», что свидетельствовало об оборонной направленности его функций и интегриро-ванности в качестве структурного элемента в систему общей обороны России [9].

10 января 1994 года МЧС России было реорганизовано в Министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации [10].

Резюмируя проведенный анализ можно отметить, что в процессе своего становления и развития аварийно-спасательная служба в России прошла путь от Спасательного корпуса, Штаба ГО и образовалась в результате в полноценное министерство. В ходе развития состоялось несколько преобразований организационно-правового статуса службы и на сегодняшний день можно утверждать, что МЧС РФ выполняет важную субъектную роль в процессах формирования и реализации государственной политики в сфере противодействия ЧС техногенного, природного и другого происхождения.

Список литературы:

[1] Багдасарян А.О. Перспективные направления исторических исследований по гражданской обороне // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2018. № 1 (794). С. 120-131.

[2] Лебедев А.В. Из истории создания, развития и совершенствования спасательных воинских формирований МЧС России // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2017. Т. 7. № 2 (13). С. 2-14.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

[3] Федорук В.С. Развитие поисково-спасательной службы МЧС России как одной из основных составляющих сил гражданской обороны // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2016. № 2 (29). С. 27-31.

[4] Войцеховский В.Ф., Климова Н.В., Петров Р.А. Исторический аспект развития систем оповещения // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2019. № 2 (28). С. 77-80.

[5] Скипский Г.А. К вопросу об истории создания и развития спасательной службы России // Техносферная безопасность. 2016. № 2 (11). С. 75-82.

[6] лександрой В.И., Курочкин Б.Н., Шипов О.В. Анализ деятельности работы МЧС России Федерации // Мир Инноваций. 2018. № 3. С. 18-24.

[7] Фирсов А.Г., Арсланов А.М., Сибирко В.И., Малёмина Е.Н., Загуменнова М.В. Оперативная работа пожарно-спасательных подразделений в российской федерации и за рубежом // Пожарная и техносферная безопасность: проблемы и пути совершенствования. 2020. № 1. С. 584-591.

[8] Немченко С.Б. Анализ законов субъектов российской федерации в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Правовая политика и правовая жизнь. 2017. № 3. С. 77-86.

[9] Перенджиев А.Н., Пителин Ж.М. Анализ участия органов государственной власти на примере МЧС России в развитии институтов безопасности в обществе // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2019. № 1 (27). С. 32-42.

[10] Васильченко Н.Н., Дашковская Н.А., Ольшанская С.А. Гражданская оборона России: вчера, сегодня, завтра // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. 2018. № 1 (33). С. 7-18.

Spisok literatury:

[1] Bagdasarjan A.O. Perspektivnye naprav-lenija istoricheskih issledovanij po grazhdanskoj obo-rone // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo ling-visticheskogo universiteta. Obshhestvennye nauki. 2018. № 1 (794). S. 120-131.

[2] Lebedev A.V. Iz istorii sozdanija, razvitija i sovershenstvovanija spasatel'nyh voinskih formirovanij MChS Rossii // Strategija grazhdanskoj zashhity: problemy i issledovanija. 2017. T. 7. № 2 (13). S. 2-14.

[3] Fedoruk V.S. Razvitie poiskovo-spasatel'noj sluzhby MChS Rossii kak odnoj iz osnovnyh sostavl-jajushhih sil grazhdanskoj oborony // Nauchnye i obrazovatel'nye problemy grazhdanskoj zashhity. 2016. № 2 (29). S. 27-31.

[4] Vojcehovskij V.F., Klimova N.V., Petrov R.A. Istoricheskij aspekt razvitija sistem opoveshhenija // GosReg: gosudarstvennoe regulirovanie obshhest-vennyh otnoshenij. 2019. № 2 (28). S. 77-80.

[5] Skipskij G.A. K voprosu ob istorii sozdanija i razvitija spasatel'noj sluzhby Rossii // Tehnosfernaja bezopasnost'. 2016. № 2 (11). S. 75-82.

[6] Aleksandroj V.l., Kurochkin B.N., Shipov O.V. Analiz dejatel'nosti raboty MChS Rossii Feder-acii // Mir Innovacij. 2018. № 3. S. 18-24.

[7] Firsov A.G., Arslanov A.M., Sibirko V.l., Mal-jomina E.N., Zagumennova M.V. Operativnaja rabota pozharno-spasatel'nyh podrazdelenij v rossijskoj fed-eracii i za rubezhom // Pozharnaja i tehnosfernaja bezopasnost': problemy i puti sovershenstvovanija. 2020. № 1 (5). S. 584-591.

[8] Nemchenko S.B. Analiz zakonov sub#ektov rossijskoj federacii v sfere preduprezhdenija i likvi-dacii chrezvychajnyh situacij // Pravovaja politika i pravovaja zhizn'. 2017. № 3. S. 77-86.

[9] Perendzhiev A.N., Pitelin Zh.M. Analiz uchastija organov gosudarstvennoj vlasti na primere MChS Rossii v razvitii institutov bezopasnosti v obsh-hestve // GosReg: gosudarstvennoe regulirovanie obshhestvennyh otnoshenij. 2019. № 1 (27). S. 32-42.

[10] Vasil'chenko N.N., Dashkovskaja N.A., Ol'shanskaja S.A. Grazhdanskaja oborona Rossii: vchera, segodnja, zavtra // Chrezvychajnye situacii: promyshlennaja i jekologicheskaja bezopasnost'. 2018. № 1 (33). S. 7-18.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.