ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ И ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС МНОГОУРОВНЕВОЙ МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (В ОБЛАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ И ПОЖАРОТУШЕНИЯ)
Введение. Защита общества и государства от пожаров и иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является главной задачей Государственной противопожарной службы МЧС России. Образовательные учреждения системы МЧС России обеспечивают подготовку начальников караулов, которые непосредственно организуют выполнение пожарно-спасатель-ными караулами аварийно-спасательных работ и пожаротушения на различных объектах жилой, социально-бытовой и промышленной инфраструктуры. От качества подготовки выпускников зависят жизнь и здоровье людей, оказавшихся в условиях пожара, сохранность и защита материальных ценностей граждан и государства.
Цель статьи. Основной целью статьи является представление разработанной методики практической подготовки курсантов в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения и результатов ее апробации в образовательном процессе Ивановской пожар-но-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России.
Методология исследования и педагогические теории. Предложенная методика практической
Как цитировать статью: Булгаков В. В. Результаты апробации и внедрения в образовательный процесс многоуровневой модульной системы (в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 1 (65) С. 47-62.
В. В.Булгаков
Кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника Ивановской пожар-но-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России, начальник института профессиональной подготовки, Ивановская пожарно-спаса-тельная академия Государственной противопожарной службы МЧС России, г. Иваново E-mail: vbulgakov@ rambler.ru
Vladidslav V. Bulgakov
PhD (Engineering Sciences), Associate Professor, Deputy Chief, Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergencies of Russia, Head of the Institute of Professional Training, Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Ivanovo, Russia
подготовки разработана с учетом результатов практического обучения в образовательных учреждениях системы МЧС России. Для разработки методики практической подготовки выполнен анализ применяемых методологических подходов для обучения курсантов, с учетом которого подобраны педагогические теории, направленные на комплексное формирование физических, психологических качеств, практических умений и навыков, необходимых для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения. Для оценки эффективности предложенной методики практической подготовки применялись статистические методы оценки значимости полученных результатов.
Результаты исследования. Разработанная методика практической подготовки, которая получила наименование «многоуровневая модульная система практической подготовки», является составной частью контекстно-интеграционного обучения, реализуемого в Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России. Одним из основных элементов многоуровневой модульной системы практической подготовки является практический пожарный тест, который предназначен для комплексного формирования и контроля индивидуальных и групповых практических умений и навыков, физических и психологических качеств обучаемых в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения. Внедрение в учебный процесс многоуровневой модульной системы практической подготовки статистически значимо влияет на процесс практического обучения и способствует постепенному повышению уровня практической подготовки курсантов в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения по мере увеличения подготовки в предлагаемой системе.
Заключение. По результатам апробации многоуровневой модульной системы практической подготовки и подтверждения ее значимости для повышения качества обучения в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения разработаны рекомендации по ее внедрению и реализации в образовательном процессе образовательных учреждений системы МЧС России. Предложенная система практической подготовки может представлять практический интерес для образовательных учреждений силового блока, осуществляющих подготовку сотрудников, профессиональная деятельность которых носит экстремальный характер.
Ключевые слова: многоуровневая модульная система практической подготовки, аварийно-спасательные работы и пожаротушение, педагогический эксперимент, статистическая значимость результатов.
Введение
Подготовка курсантов в образовательных учреждениях Государственной противопожарной службы МЧС России к выполнению аварийно-спасательных работ и пожаротушения в должности начальника пожарно-спасательного караула является сложным и трудоемким процессом, включающим необходимость применения практико-ори-ентированных методик практического обучения и наличия развитой учебно-полигонной базы. Практическая подготовка должна сформировать у выпускника способность организовывать и выполнять широкий спектр аварийно-спасательных работ и действий по тушению пожаров на различных объектах жилого, социально-бытового, производственного и иного назначения.
Постановка проблемы и обзор научной литературы
Для организации проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения пожарно-спасательным караулом начальник караула должен совмещать знания и умения инженера, уметь организовывать работу и управлять коллективом, уметь решать сложные пожарно-тактические задачи, в экстремальных ситуациях быстро принимать правильные решения [16, с. 113; 9, с. 51; 10, с. 3]. Для проведения аварийно-спасательных работ, выполнения действий по тушению пожаров в условиях воздействия его опасных факторов выпускник должен обладать высокой физической подготовкой [14, с. 491; 4, с. 51] и психологической устойчивостью к стрессовым ситуациям [1, с. 5; 2, с. 117].
Исследование отечественных и зарубежных методик подготовки пожарных позволило сделать вывод о формировании в основном отдельных умений и навыков в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения без их комплексного развития и поддержания на необходимом уровне [3; 8; 18; 20]. Также многочисленные работы посвящены отдельному формированию физической [13; 17; 19; 21; 23] или психологической подготовленности к работе в условиях пожара [11; 15; 22].
Уровень подготовки выпускников, назначаемых после окончания образовательных учреждений на должность начальника пожарно-спаса-тельного караула, требует совершенствования. Оценка молодых специалистов со стороны руководителей пожарно-спасательных подразделений свидетельствует о необходимости совершенствования практической
подготовки в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения. К наиболее проблемным вопросам подготовки выпускников относятся [7, с. 170]:
- способность руководить действиями пожарно-спасательных подразделений по тушению пожаров и осуществлению аварийно-спасательных работ;
- способность оценивать (проводить анализ) оперативную обстановку в районе выезда пожарно-спасательного подразделения (на территории пожарно-спасательного гарнизона);
- способность принимать управленческие решения по организации и ведению оперативно-тактических действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;
- способность принимать нестандартные решения и разрешать проблемные ситуации.
Кроме того, у курсантов выпускных курсов снижаются практические умения и навыки выполнения базовых практических пожарно-строевых нормативов [12], необходимых при проведении аварийно-спасательных работ и пожаротушения. Так, например, курсанты, обучающиеся по специальности 20.05.01 — пожарная безопасность (91 чел.) и направлению подготовки 20.03.01 — техносферная безопасность (60 чел.), при выполнении на выпускном курсе контрольных пожарно-строевых нормативов показали следующие результаты (среднее время / средний балл):
- надевание боевой одежды и снаряжения пожарного — 36,1 с / 2,94;
- подъем по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни — 39,4 с / 2,92;
- подъем по выдвижной лестнице в 3-й этаж учебной башни — 10,4 с / 3,31;
- вязка двойной спасательной петли с надеванием ее на спасаемого — 31,2 с / 2,93.
Таким образом, общий средний балл по четырем пожарно-строевым нормативам на выпускном курсе составлял 3,03. Недостаточная практическая подготовка выпускников по специальности 20.05.01 — пожарная безопасность обусловлена постепенным утрачиванием курсантами к выпускному курсу практических умений и навыков после завершения на 2-м курсе дисциплины «пожарно-строевая подготовка», формирующей физические и психологические качества, умения и навыки выполнения базовых пожарно-строевых нормативов.
Обзор методик практической подготовки пожарных и недостатки, выявленные у выпускников, потребовали создания методики практической подготовки, направленной как на комплексное формирование физических, психологических качеств, практических умений и навыков в области организации и проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения, так и на их развитие, актуализацию и поддержание в процессе всего периода обучения на необходимом уровне.
Методология исследования и педагогические теории
Для разработки методики практической подготовки выполнен анализ применяемых методологических подходов в системе практического обучения курсантов в образовательных организациях МЧС России, подобран комплекс педагогических теорий, формирующих практические умения и навыки, применены методы моделирования профессиональной деятельности.
Методика практической подготовки в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения разработана на базе комплекса педагогических теорий и теории учебной мотивации. Предложенная методика реализует подходы и методы теории контекстного обучения, созданной А. А. Вербицким, ассоциативно-рефлекторной теории, разработанной В. В. Давыдовым, С. Л. Рубинштейном, А. А. Смирновым, Ю. А. Самариным, теории модульного обучения, развитой в работах П. А. Юцявичене, Б. Ф. Скиннера, М. А. Чошанова, теории проблемного обучения, развитием которой занимались А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, А. В. Брушлинский, и теории игрового обучения, созданной и получившей свое развитие благодаря российским ученым А. Н. Леонтьеву, Л. С. Выготскому, М. М. Бирштейну, И. Г. Абрамову, И. М. Сыроежину, Г. П. Щедровицкому и др.
Результаты исследования
Разработанная методика практической подготовки является составной частью контекстно-интеграционного обучения, сопряженного с традиционной системой обучения и интегрированного в нее, реализуемого в Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России (далее — академия).
Контекстно-интеграционное обучение (Комментарий 1) включает многоуровневую модульную систему теоретической подготовки [5, с. 15]
и рассматриваемую многоуровневую модульную систему практической подготовки, которые, дополняя друг друга, позволяют повысить качество теоретических знаний, практических умений и навыков выпускников, направляемых для прохождения дальнейшей службы в практические пожарно-спасательные подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России.
Методика практической подготовки, которая получила наименование «многоуровневая модульная система практической подготовки», является новым понятием в системе профессионального образования в области пожарной и техносферной безопасности. Понятие «многоуровневая модульная система практической подготовки» имеет следующее определение: контекстно-интеграционная модель практического обучения, реализуемая посредством практических занятий в форме модульной систематизации практических упражнений последовательно изучаемых дисциплин с целью комплексного формирования практических умений и навыков, получаемых на каждом курсе, и их системного повторения и актуализации на последующих курсах в течение всего периода обучения. Одним из основных элементов многоуровневой модульной системы практической подготовки является «практический пожарный тест», который представляет новую форму практического занятия, реализуемого в рамках многоуровневой модульной системы практической подготовки, предназначенного для комплексного формирования и контроля индивидуальных и групповых практических умений и навыков, физических и психологических качеств обучаемых для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения [6, с. 126]. Практический пожарный тест предназначен для последовательной подготовки курсантов (от должности пожарного до руководителя тушения пожаров) с целью формирования на выпускном курсе широкого спектра профессиональных компетенций, достаточных для выполнения профессиональных обязанностей начальника караула в пожарно-спа-сательных подразделениях ГПС МЧС России.
Для последовательной подготовки по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность» и формирования интереса курсантов к практическому пожарному тесту для каждого года обучения установлены уровни подготовки, которые определяют тематику практических пожарных тестов и соответствующие ей практические умения и навыки выполнения аварийно-спасательных работ и пожаротушения. Понятие
«уровень подготовки» получило следующее определение: элемент контекстно-интеграционного обучения, который реализует механизм постоянного формирования и актуализации практических умений и навыков через системное и постоянное изучение и повторение практических упражнений посредством созданных баз практических упражнений. Уровням подготовки, включающим базы практических упражнений, присвоены профессиональные наименования в соответствии со спецификой изучаемого практического материала и годом обучения. Например, для специальности 20.05.01 — пожарная безопасность установлены следующие наименования уровней подготовки:
1-й год обучения — пожарный-спасатель;
2-й год обучения — газодымозащитник;
3-й год обучения — командир отделения;
4-й год обучения — начальник караула;
5-й год обучения — руководитель тушения пожара.
Для оценки эффективности предложенной многоуровневой модульной системы практической подготовки проведен педагогический эксперимент, который реализован посредством практического пожарного теста, который применялся для практической подготовки в экспериментальных группах в течение 2017-2018 и 2018-2019 учебных годов.
Оценка результатов педагогического эксперимента по формированию у курсантов практических умений и навыков в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения осуществлялась при следующих условиях проведения практического пожарного теста:
- наличие в практическом пожарном тесте трех этапов: индивидуальный (четыре индивидуальных упражнения); групповой (четыре групповых упражнения, выполняемых в составе пожарно-спаса-тельного отделения); деловая игра (включает выполнение в составе пожарно-спасательного караула пожарно-тактической задачи, выбранной из трех вариантов случайным образом);
- использование для формирования практического пожарного теста практических упражнений из базы по уровню подготовки «руководитель тушения пожаров», предназначенного для оценки практических умений и навыков на выпускном курсе;
- включение в индивидуальный этап следующих нормативов по по-жарно-строевой и тактико-специальной подготовке: надевание боевой одежды и снаряжения пожарного; подъем по штурмовой
лестнице в 4-й этаж учебной башни; подъем по установленной выдвижной лестнице в 3-й этаж учебной башни; вязка двойной спасательной петли с надеванием ее на спасаемого;
- установление нормативного времени 60 минут на прохождение практического пожарного теста;
- установление критериев успешного прохождения практического пожарного теста: время прохождения теста—не более 60 минут; получение не более двух штрафных зон.
Результаты практической подготовки в экспериментальных и контрольных группах приведены в Таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Сопоставление результатов прохождения практического пожарного
теста в экспериментальных и контрольных группах курсантов, обучающихся по специальности 20.05.01 — пожарная безопасность и направлению подготовки 20.03.01 — техносферная безопасность
Учебные курсы / кол-во чел. Кол-во штрафных зон / (%) Кол-во курсантов, получивших более 2-х штрафных зон, чел. / (%) Временные параметры прохождения теста, мин Кол-во курсантов, прошедших тест за время более 60 минут, чел. / (%)
мин ^макс' мин ^мин* мин
Контрольные группы 2016-2017 учебный год
42 курс (выпуск) / 60 чел 65 (108%) 8 (13,3%) 63 мин 81 мин 38 мин 14 (23,3%)
51 курс (выпуск) / 91 чел. 73 (80%) 11 (18,3%) 68 мин 92 мин 50 мин 17 (18,7%)
Всего за выпускные курсы / 151 чел. 138 (91,4%) 19 (12,6%) 66 мин 87 мин 44 мин 31 (20,5%)
Экспериментальные группы 2017-2018 учебный год
42 курс (выпуск) / 84 чел. 23 (27,4%) 0 (0%) 38 мин 51 мин 25 мин 0 (0%)
51 курс (выпуск) / 101 чел. ) 2 (2%) 36 мин 63 мин 27 мин 3 (3%)
Всего за выпускные курсы / 185 чел. 41 (22,2%) 2 (1,1%) 37 мин 57 мин 26 мин 3 (1,6%)
Экспериментальные группы 2018-2019 учебный год
42 курс (выпуск) / 76 чел. 12 (15,8%) 0 (0%) 35 мин 56 мин 27 мин 0 (0%)
51 курс (выпуск) / 123 чел. 15 (12,2%) 0 (0%) 33 мин 59 мин 31 мин 0 (0%)
Всего за выпускные курсы / 199 чел. 27 (13,6%) 0 (0%) 34 мин 58 мин 29 мин 0 (0%)
Сопоставление результатов прохождения практического пожарного теста курсантами контрольных и экспериментальных групп показало снижение количества штрафных зон в экспериментальных группах выпускных курсов 2017-2018 учебного года до 22,2% и 2018-2019 учебного года до 13,6% по сравнению с контрольными группами, в которых количество штрафных зон достигало 91,4%. По сравнению с контрольными группами количество курсантов, получивших более двух штрафных зон и, соответственно, не сдавших тест, снизилось в экспериментальных группах выпускных курсов 2017-2018 учебного года с 12,6% до 1,1% и на выпускных курсах 2018-2019 учебного года — до 0%. В экспериментальных группах выпускных курсов 2018-2019 учебного года 100% курсантов, проходящих практический пожарный тест, укладывались в нормативное время 60 минут по сравнению с контрольными группами, в которых 20,5% курсантов не сдали тест ввиду превышения нормативного времени его прохождения.
Для оценки сформированности базовых практически умений и навыков в экспериментальных группах в рамках многоуровневой модульной системы практической подготовки использовались нормативы по пожар-но-строевой и тактико-специальной подготовке, результаты выполнения которых сопоставлялись с результатами контрольных групп (Таблица 2). Оценка статистической значимости результатов среднего балла за выполнение нормативов по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке, выполняемых на первом этапе практического пожарного теста, между экспериментальными и контрольными группами выполнена с помощью статистического критерия Стьюдента (1 — критерий). В статистической выборке учитывались результаты выполнения прак-
тических упражнений курсантами контрольных групп на выпускных курсах 2016-2017 учебного года и результаты экспериментальных групп на выпускных курсах 2017-2018 и 2018-2019 учебных годов, которые проходили обучение посредством многоуровневой модульной системы практической подготовки.
Таблица 2
Сопоставление результатов выполнения нормативов по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке в экспериментальных и контрольных группах курсантов, обучающихся по специальности 20.05.01 — пожарная безопасность и направлению подготовки 20.03.01 — техносферная безопасность
Группы Критерии Наименование практического упражнения (норматива) / установленные критерии оценки
оценки Надевание Подъем по Подъем Вязкадвой-
ре- боевой штурмовой по вы- ной спа-
зульта- одежды лестнице движной сательной
тов и снаряже- в 4-й этаж лестнице петли с на-
ния пожарного/крите- учебной башни в 3-й этаж учебной деванием ее на спаса-
рии: «5» — 21 с «4» — 24 с /критерии: «5» — 28 с «4» — 32 с башни /критерии: емого /критерии: «5» — 21 с
«3» — 27 с «3» — 36 с «5» — 8 с «4» — 25 с
«2» — менее «2» — менее «4» — 10 с «3» — 29 с
27 с 36 с «3» — 12 с «2» — менее 12 с «2» — менее 29 с
Контрольные группы 2016-2017 учебный год
42 курс (выпуск) / 60 Средний 2,8 2,85 3,26 2,7
чел. балл
Среднее 33,6 с 38,5 с 11,04 с 32,6 с
время
51 курс (выпуск) / 91 Средний 3,04 2,97 3,34 3,09
чел. балл
Среднее 38,9 с 40,8 с 10,03 с 30,3 с
время
Средний балл по 3 03
всем нормативам
Среднее время по всем нормативам 30 с
Экспериментальные группы 2017-2018 учебный год
42 курс (выпуск) / 84 чел. Средний балл 3,87 3,18 3,8 3,37
Среднее время 23,1 с 35,4 с 9,6 с 22,7 с
51 курс (выпуск) / 101 чел Средний балл 4,06 3,13 3,21 3,09
Среднее время 22,5 с 37,4 с 11,5 с 31,9 с
Средний балл по всем нормативам 3,46
Среднее время по всем нормативам 25 с
Экспериментальные группы 2018-2019 учебный год
42 курс (выпуск) / 76 чел. Средний балл 3,83 3,41 3,84 3,72
Среднее время 23,4 с 32,8 с 9,5 с 25,6 с
51 курс (выпуск) / 123 чел. Средний балл 3,96 3,38 3,5 3,74
Среднее время 23,5 с 34,7 с 10,4 с 25,2 с
Средний балл по всем нормативам 3,67
Среднее время по всем нормативам 23,1 с
Эффективность предложенной системы практической подготовки по сравнению с традиционной подтверждается эмпирическими значениями критерия Стьюдента, который составил 1эмп = 3 в случае эксперимен-
тальной группы выпускных курсов 2017-2018 учебного года и 1эмп = 6,6 в случае экспериментальной группы 2018-2019 учебного года, при его критическом значении 1 = 2,14 на уровне значимости р = 0,05. Таким образом, внедрение в учебный процесс многоуровневой модульной системы практической подготовки статистически значимо влияет на процесс практического обучения и способствует постепенному повышению уровня практической подготовки курсантов в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения по мере увеличения подготовки в предлагаемой системе, что подтверждается увеличением значимости критерия Стьюдента с 1эмп = 3 до 1эмп = 6,6 соответственно у выпускников 2017-2018 и 2018-2019 учебных годов. Возможная относительная погрешность такого вывода составляет не более 5%.
Заключение
По итогам результирующего этапа исследования разработаны рекомендации по внедрению многоуровневой модульной системы практической подготовки в практику образовательных учреждений ГПС МЧС России. Предложенная многоуровневая модульная система практической подготовки, реализованная в образовательном процессе в форме практического пожарного теста, представляет практический интерес для образовательных учреждений силового блока, осуществляющих подготовку сотрудников, профессиональная деятельность которых носит экстремальный характер, связанный с угрозой для жизни и здоровья, характеризуется высокими физическими и психологическими нагрузками и ответственностью за жизнь граждан и подчиненного личного состава.
Комментарии
1. Контекстно-интеграционное обучение — система профессиональной подготовки, сопряженная с традиционной системой обучения и интегрированная в нее, объединяющая и комплексно формирующая теоретические знания, практические умения и навыки, полученные при изучении отдельных профессиональных дисциплин и актуализирующая их уровень на протяжении всего периода обучения.
Литература
1. Абрамов А. В., Ермилов А. В. Развитие психологических качеств начальника караула пожарной части у курсантов вузов МЧС России // Научный поиск. 2015. № 2.4. С. 5-6.
2. Асоцкий В. В. Диагностика уровня эмоционально-волевых качеств начальника карау-
ла оперативно-спасательной службы гражданской защиты государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям // Вестник Командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь. 201S. № 2 (22). С. 113-122.
3. Белорожев О. Н. Деловая игра как метод подготовки курсантов вузов МЧС России к активному взаимодействию в чрезвычайных ситуациях // Педагогическое образование в России. 2016. № 2. С. 98-102.
4. Бондин В. И., Смирнов А. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников пожарной безопасности // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности: сб. мат-лов III междунар. науч. конф. (г. Ростов-на-Дону, 21-24 мая 2016 г.). Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2016. С. S1-S7.
5. Булгаков В. В. Многоуровневая модульная система теоретического обучения // Вестник НЦБЖД. 2018. № 2 (36). С. 14-19.
6. Булгаков В. В. Практический пожарный тест: новая форма подготовки в области пожаротушения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 3 (31). С. 124-131.
7. Булгаков В. В., Самойлов Д. Б., Маслов А. В. Мониторинг качества подготовки выпускников ведомственных образовательных организаций МЧС России // Проблемы современного образования. 2019. № 2. С. 162-174.
8. Вахлеев А. В., Стельмах А. А., Зубарев А. Н. Практическое использование учебно-тренировочных комплексов для подготовки пожарных и спасателей // Сибирский пожарно-спасатель-ный вестник. 2018. № 4 (11). С. S0-SS.
9. Врублевский А. В., Лепешинский Н. Н. Процесс принятия решения офицером-спасателем при ликвидации чрезвычайной ситуации // Весшк Магшёускага дзяржаунага ушвератэта iмя А. А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя навую: педагопка, пахалопя, методыка. 2016. № 1 (47). С. S0-S9.
10. Вяткин Б. А., Ковтун Е. В. Стиль деятельности в экстремальных условиях как эмерджентное свойство интегральной индивидуальности руководителей тушением пожаров // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 1. С. 3-7.
11. Карапузиков А. А. Результаты экспериментальной работы по реализации системы подготовки курсантов специального вуза к деятельности в экстремальных ситуациях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019. № 2 (37). С. 9-14.
12. Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федеральной противопожарной службы // Справочная система Консультант Плюс: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= EXP&n=690152#09025567531287868 (дата обращения: 14.09.2019).
13. Осокин Д. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка как один из основных предметов, обеспечивающих формирование необходимых навыков и умений курсантов СПСА — филиала СПБУ ГПС МЧС России // Science Time. 201S. № 1 (13). С. 347-3SS.
14. Осокин Д. А., Кимяева С. И. Тренировка выносливости в обучении курсантов высших учебных заведений МЧС с учетом специфики профессии пожарного и спасателя // Science Time. 2016. № S (29). С. 491-49S.
15. Седова К. Ю. Психологический тренинг как способ преодоления стресса у пожарных // Инновационное развитие. 2018. № S (22). С. 234-23S.
16. Теслюк П. В. Влияние уровня интеллекта, эмоционально-волевых свойств и склонности к риску на процесс принятия решений // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. 2016. № 1 (23). С. 113-119.
17. Шипилов Р. М., Легошин М. Ю., Ишухина Е. В. и др. Разработка комплекса упражнений для развития силовой выносливости в модифицированной боевой одежде пожарного // Пожарная и аварийная безопасность. 2018. № 1 (8). С. 46-63.
18. Carvalho P., Righi A., Huber G., et al. Reflections on work as done (WAD) and work as imagined (WAI) in an emergency response organization: A study on firefighters training exercises // Applied Ergonomics. 2018. Vol. 68. P. 28-41. DOI: 10.1016/j.apergo.2017.10.016.
19. Gnacinski S., Ebersole K., Cornell D., et al. Firefighters' cardiovascular health and fitness: An observation of adaptations that occur during firefighter training academies // Work. 2016. Vol. S4 (1).
P. 43-50. DOI: 10.3233/WOR-162266.
20. Hollerbach B., Jahnke S., Poston W., et al. Examining a novel firefighter exercise training program on simulated fire ground test performance, cardiorespiratory endurance, and strength: A pilot investigation // Journal of Occupational Medicine and Toxicology. 2019. Vol. 14 (1). DOI: 10.1186/ s12995-019-0232-2.
21. Pawlak R., Clasey J., Palmer T., et al. The effect of a novel tactical training program on physical fitness and occupational performance in firefighters // Journal of Strength and Conditioning Research. 2015. Vol. 29 (3). P. 578-588. DOI: 10.1519/JSC.0000000000000663.
22. Sawhney G., Jennings K, Britt T., et al. Occupational stress and mental health symptoms: Examining the moderating effect of work recovery strategies in firefighters // Journal of Occupational Health Psychology. 2018. Vol. 23 (3). P. 443-456. DOI: 10.1037/ocp0000091.
23. Stanek J., Dodd D., Kelly A. et al. Active duty firefighters can improve Functional Movement Screen (FMS) scores following an 8-week individualized client workout program // Work. 2017. Vol. 56 (2). P. 213-220. DOI: 10.3233/WOR-172493.
MULTILEVEL MODULAR SYSTEM OF PRACTICAL TRAINING
IN THE FIELD OF RESCUE AND FIREFIGHTING: THE RESULTS OF TESTING AND IMPLEMENTATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS
Protection of society and the state from fires and other emergencies of natural and man-made character is the main task of The state fire service of EMERCOM of Russia. Educational institutions of the Ministry of Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters (EMERCOM of Russia) provide training for the heads of the guards, who directly organize the performance of fire and rescue guards rescue and firefighting on various objects of residential, social and industrial infrastructure. The quality of training of graduates depends on the life and health of people caught in a fire, safety and protection of wealth of citizens and the state.
Purpose of the article. The main purpose of the article is to present the developed methodology of practical training of cadets in the field of rescue and firefighting and the results of its testing in the educational process of the Ivanovo fire and rescue Academy Of the state fire service of the Ministry of emergency situations of Russia.
Methodology of research and pedagogical theories. The offered technique of practical training is developed taking into account results of practical training in educational institutions of system of EMERCOM of Russia. To develop the methodology of practical training, the analysis of the applied methodological approaches for training of cadets is carried out, taking into account which pedagogical theories are selected, aimed at the complex formation of physical, psychological qualities, practical skills necessary for emergency rescue and fire-fighting. To assess the effectiveness of the proposed methodology of practical training used statistical methods to assess the significance of the results.
Results of the study. The developed methodology of practical training, which received the name "multilevel modular system of practical training", is an integral part of the context-integration training implemented in the Ivanovo fire and rescue Academy of The state fire service of the Ministry of emergency situations of Russia. One of the main elements of the multilevel modular system of practical training is a practical fire test, which is designed for the integrated formation and control of individual and group practical skills, physical and psychological qualities of students in the field of rescue and firefighting. The introduction of a multilevel modular system of practical training in the educational process has a statistically significant impact on the process of practical training and contributes to the gradual increase in the level of practical training of cadets in the field of rescue and firefighting as training in the proposed system increases.
Conclusion. The results of testing multi-tiered modular system of practical training and confirmation of its significance to enhance the quality of teaching in the field of rescue works and fire extinguishing recommendations for its implementation and realization in educational process of educational institutions of EMERCOM of Russia. The proposed system of practical training may be of practical interest for educational institutions of the power unit, providing training for employees whose professional activities are of extreme nature.
Keywords: multilevel modular system of practical training, rescue and firefighting, pedagogical experiment, statistical significance of the results.
References
• Abramov A. V., Ermilov A. V. Razvitie psihologicheskih kachestv nachal'nika karaula pozharnoj chasti u kursantov VUZov MCHS Rossii // Nauchnyj poisk. 2015. № 2.4. S. 5-6. [In Rus].
• Asockij V. V. Diagnostika urovnya emocional'no-volevyh kachestv nachal'nika karaula operativno-spasatel'noj sluzhby grazhdanskoj zashchity gosudarstvennoj sluzhby Ukrainy po chrezvychajnym situaciyam // Vestnik Komandno-inzhenernogo instituta MCHS Respubliki Belarus'. 2015. № 2 (22). S. 113-122. [In Rus].
• Belorozhev O. N. Delovaya igra kak metod podgotovki kursantov vuzov MCHS Rossii k aktivnomu vzaimodejstviyu v chrezvychajnyh situaciyah // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016. № 2. S. 98-102. [In Rus].
• Bondin V. I., Smirnov A. A. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka sotrudnikov pozharnoj bezopasnosti / Psihologo-pedagogicheskie i fiziologicheskie aspekty postroeniya fizkul'turno-ozdorovitel'nyh programm i obespechenie ih bezopasnosti: Sb. materialov III mezhdunar. nauch. konf. (g. Rostov-na-Donu, 21-24 maya 2016 g.). Rostov-na-Donu: Yuzhnyj federal'nyj universitet, 2016. S. 51-57. [In Rus].
• Bulgakov V. V. Mnogourovnevaya modul'naya sistema teoreticheskogo obucheniya // Vestnik NCBZHD. 2018. № 2 (36). S. 14-19. [In Rus].
• Bulgakov V. V. Prakticheskij pozharnyj test: novaya forma podgotovki v oblasti pozharotusheniya // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2018. № 3 (31). S. 124-131. [In Rus].
• Bulgakov V. V., Samojlov D. B., Maslov A. V. Monitoring kachestva podgotovki vypusknikov vedom-stvennyh obrazovatel'nyh organizacij MCHS Rossii // Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2019. № 2. S. 162-174. [In Rus].
• Carvalho P., Righi A., Huber G., et al. Reflections on work as done (WAD) and work as imagined (WAI) in an emergency response organization: A study on firefighters training exercises // Applied Ergonomics. 2018. Vol. 68. P. 28-41. DOI: 10.1016/j.apergo.2017.10.016.
• Gnacinski S., Ebersole K., Cornell D., et al. Firefighters' cardiovascular health and fitness: An observation of adaptations that occur during firefighter training academies // Work. 2016. Vol. 54 (1). P. 43-50. DOI: 10.3233/W0R-162266.
• Hollerbach B., Jahnke S., Poston W., et al. Examining a novel firefighter exercise training program on simulated fire ground test performance, cardiorespiratory endurance, and strength: A pilot investigation // Journal of Occupational Medicine and Toxicology. 2019. Vol. 14 (1). DOI: 10.1186/ s12995-019-0232-2.
• Karapuzikov A. A. Rezul'taty eksperimental'noj raboty po realizacii sistemy podgotovki kursantov special'nogo vuza k deyatel'nosti v ekstremal'nyh situaciyah // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarst-vennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2019. № 2 (37). S. 9-14. [In Rus].
• Normativy po pozharno-stroevoj i taktiko-special'noj podgotovke dlya lichnogo sostava federal'noj protivopozharnoj sluzhby // Spravochnaya sistema Konsul'tant Plyus: oficial'nyj sajt [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP &n=690152#09025567531287868 (data obrashcheniya: 14.09.2019). [In Rus].
• Osokin D. A. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka kak odin iz osnovnyh predmetov obespechivayushchih formirovanie neobhodimyh navykov i umenij kursantov SPSA — filiala SPBU GPS MCHS Rossii // Science Time. 2015. № 1 (13). S. 347-355. [In Rus].
• Osokin D. A., Kimyaeva S. I. Trenirovka vynoslivosti v obuchenii kursantov vysshih uchebnyh zave-denij MCHS s uchetom specifiki professii pozharnogo i spasatelya // Science Time. 2016. № 5 (29). S. 491-495. [In Rus].
• Pawlak R., Clasey J., Palmer T. et al.The effect of a novel tactical training program on physical fitness and occupational performance in firefighters // Journal of Strength and Conditioning Research. 2015. Vol. 29 (3). P. 578-588. DOI: 10.1519/JSC.0000000000000663.
• Sawhney G., Jennings K., Britt T. et al. Occupational stress and mental health symptoms: Examining the moderating effect of work recovery strategies in firefighters // Journal of Occupational Health Psychology. 2018. Vol. 23 (3). P. 443-456. DOI: 10.1037/ocp0000091.
• Sedova K. Yu. Psihologicheskij trening kak sposob preodoleniya stressa u pozharnyh // Innovacionnoe razvitie. 2018. № 5 (22). S. 234-235. [In Rus].
• Shipilov R. M., Legoshin M. Yu., Ishuhina E. V. i dr. Razrabotka kompleksa uprazhnenij dlya razvitiya silovoj vynoslivosti v modificirovannoj boevoj odezhde pozharnogo // Pozharnaya i avarijnaya bezo-pasnost'. 2018. № 1 (8). S. 46-63. [In Rus].
• Stanek J., Dodd D., Kelly A. et al. Active duty firefighters can improve Functional Movement Screen (FMS) scores following an 8-week individualized client workout program // Work. 2017. Vol. 56 (2). P. 213-220. DOI: 10.3233/WOR-172493.
• Teslyuk P. V. Vliyanie urovnya intellekta, emocional'no-volevyh svojstv i sklonnosti k risku na process prinyatiya reshenij // Vestnik Universiteta grazhdanskoj zashchity MCHS Belarusi. 2016. № 1 (23). S. 113-119. [In Rus].
• Vahleev A. V., Stel'mah A. A., Zubarev A. N. Prakticheskoe ispol'zovanie uchebno-trenirovochnyh kom-pleksov dlya podgotovki pozharnyh i spasatelej // Sibirskij pozharno-spasatel'nyj vestnik. 2018. № 4 (11). S. 50-55. [In Rus].
• Vrublevskij A. V., Lepeshinskij N. N. Process prinyatiya resheniya oficerom-spasatelem pri likvidacii chrezvychajnoj situacii // Vesnik Magilyoyskaga dzyarzhaynaga yniversiteta imya A. A. Kulyashova. Seryya C. Psiholaga-pedagagichnyya navuki: pedagogika, psihalogiya, metodyka. 2016. № 1 (47). S. 50-59. [In Rus].
• Vyatkin B. A., Kovtun E. V. Stil' deyatel'nosti v ekstremal'nyh usloviyah kak emerdzhentnoe svojstvo integral'noj individual'nosti rukovoditelej tusheniem pozharov // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2013. № 1. S. 3-7. [In Rus].