Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ'

СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
4
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детская художественная школа / художественный образ / образное видение / образное мышление / художественное творчество / методика преподавания изобразительного искусства / children’s art school / artistic image / imaginative vision / imaginative thinking / artistic creativity / methods of teaching fine arts

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С П. Ломов, К Ш. Фахрутдинова

В статье рассматривается проблема формирования художественного образного видения и мышления как ключевая задача детских художественных школ (далее – ДХШ). На основе анализа концепций ведущих отечественных педагогов (Н.Н. Ростовцев и др.) обосновывается, что обучение в ДХШ должно быть сфокусировано на развитии у обучающихся умения творчески осмысливать реальность, «правильно видеть» мир сквозь призму художественных образов. Центральным методическим принципом выдвигается работа с «пятном» как основополагающим композиционным элементом, позволяющим сконцентрироваться на эмоционально-образном содержании произведения, а не деталях воспроизведения. Любая практическая деятельность на занятиях (рисунок, живопись, композиция) должна быть направлена на «постановку глаза» – формирование целостного художественно-образного мировосприятия и мышления. Развивая это фундаментальное умение, ДХШ выполняет свою главную миссию – закладывает основы художественного творческого потенциала подрастающего поколения, воспитывает истинных ценителей и созидателей прекрасного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С П. Ломов, К Ш. Фахрутдинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.24412/1991-5497-2024-4107-300-302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING AN ARTISTIC IMAGE AS THE CENTRAL TASK OF ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF THE ACADEMIC ART SCHOOL

The article considers a problem of forming artistic imaginative vision and thinking as a key task of children’s art schools. Based on the analysis of the concepts of leading Russian teachers (N.N. Rostovtsev and others), it is substantiated that education at the Higher School of Economics should be focused on developing students’ ability to creatively comprehend reality, “correctly see” the world through the prism of artistic images. The central methodological principle is to work with the stain as a fundamental compositional element, which allows you to focus on the emotional and figurative content of the work, rather than the details of reproduction. Any practical activity in the classroom (drawing, painting, composition) should be aimed at “setting the eye”—the formation of a holistic artistic and imaginative worldview and thinking. By developing this fundamental skill, children’s art schools fulfill their main mission, i.e. lay the foundations for the artistic creative potential of the younger generation and educate true connoisseurs and creators of beauty.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ»

УДК 378.17

Lomov S.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Academician of RAO, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia), E-mail: sp.lomov@mpgu.su

Fakhrutdinova K.Sh., postgraduate, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia), E-mail: ksh_fakhrytdinova@student.moguls.edu

CREATING AN ARTISTIC IMAGE AS THE CENTRAL TASK OF ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF THE ACADEMIC ART SCHOOL.

The article considers a problem of forming artistic imaginative vision and thinking as a key task of children's art schools. Based on the analysis of the concepts of leading Russian teachers (N.N. Rostovtsev and others), it is substantiated that education at the Higher School of Economics should be focused on developing students' ability to creatively comprehend reality, "correctly see" the world through the prism of artistic images. The central methodological principle is to work with the stain as a fundamental compositional element, which allows you to focus on the emotional and figurative content of the work, rather than the details of reproduction. Any practical activity in the classroom (drawing, painting, composition) should be aimed at "setting the eye"—the formation of a holistic artistic and imaginative worldview and thinking. By developing this fundamental skill, children's art schools fulfill their main mission, i.e. lay the foundations for the artistic creative potential of the younger generation and educate true connoisseurs and creators of beauty.

Key words: children's art school, artistic image, imaginative vision, imaginative thinking, artistic creativity, methods of teaching fine arts

С.П. Ломов, д-р пед. наук, проф., акад. РАО, Московский педагогический государственный университет (МПГУ), г. Москва, Е-mail: sp.lomov@mpgu.su

К.Ш. Фахрутдинова, аспирант, Московский педагогический государственный университет (МПГУ), г. Москва, Е-mail: ksh_fakhrytdinova@student.moguls.edu

СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

В статье рассматривается проблема формирования художественного образного видения и мышления как ключевая задача детских художественных школ (далее - ДХШ). На основе анализа концепций ведущих отечественных педагогов (Н.Н. Ростовцев и др.) обосновывается, что обучение в ДХШ должно быть сфокусировано на развитии у обучающихся умения творчески осмысливать реальность, «правильно видеть» мир сквозь призму художественных образов. Центральным методическим принципом выдвигается работа с «пятном» как основополагающим композиционным элементом, позволяющим сконцентрироваться на эмоционально-образном содержании произведения, а не деталях воспроизведения. Любая практическая деятельность на занятиях (рисунок, живопись, композиция) должна быть направлена на «постановку глаза» - формирование целостного художественно-образного мировосприятия и мышления. Развивая это фундаментальное умение, ДХШ выполняет свою главную миссию - закладывает основы художественного творческого потенциала подрастающего поколения, воспитывает истинных ценителей и созидателей прекрасного.

Ключевые слова: детская художественная школа, художественный образ, образное видение, образное мышление, художественное творчество, методика преподавания изобразительного искусства

Данная статья представляет собой демонстрацию фрагмента проведенного авторами комплексного исследования по обозначенной проблеме. В качестве основной в процессе художественно-творческой деятельности обучающихся художественной школы выдвигается задача развить в них умение создавать художественные образы, которые, в свою очередь, способствуют всестороннему развитию личности, эстетического вкуса и правильного мировосприятия.

Актуальность предлагаемой работы связана с тем, что в современной системе художественных школ и вузов по-прежнему ведущую роль играют академические традиции обучения, заложенные великими педагогами прошлого. Вместе с тем создание яркого, запоминающегося образа является квинтэссенцией академического метода преподавания. В связи со сказанным возникает необходимость интегрирования накопленного опыта с разработанными концептуальными современными методиками. Данный проблемный вопрос авторы представленной статьи решают на основе методического принципа работы с «пятном».

Цель статьи заключается в рассмотрении основных тенденций, связанных с созданием художественного образа на основе применения названного выше метода как главного принципа обучения живописи. Подчеркнем, что сказанное важно не только при обучении изобразительному искусству в ДХШ, но и в средней общеобразовательной школе при обучении дисциплины «Рисование».

Из сформулированной нами цели вытекают следующие задачи статьи: 1) рассмотреть основные направления и труды ученых-методистов, внесших вклад в изучение интересующей нас области педагогических знаний, 2) сравнить цели и задачи художественного образования в средней общеобразовательной школе и в ДХШ, 3) проанализировать принцип работы с «пятном», направленной на «постановку глаза» - формирование целостного художественно-образного мировосприятия и мышления обучающихся ДХШ.

Научная новизна связана с тем, что в статье продемонстрированы возможности применения методического принципа работы с «пятном» с целью «постановки глаза», создания, тем самым, целостного художественно-образного мировосприятия и формирования мышления.

Теоретическая значимость видится в том, что представленная статья вносит свой вклад в развитие методики, связанной с воспитанием истинных ценностей и формированием мировоззрения, образного видения окружающей действительности на основе применения методического принципа работы с «пятном».

Практическая ценность заключается в возможности применения представленного материала в процессе преподавания с использованием разработанного академического принципа работы с «пятном», направленной на формирование целостного художественно-образного мировосприятия и мышления у обучающихся ДХШ.

В данном исследовании применены теоретические методы, среди которых следует назвать анализ имеющейся литературы по интересующей нас проблеме, наблюдение, изучение имеющегося педагогического опыта с последующим обобщением и выводами.

Прежде чем приступить непосредственно к раскрытию темы нашей статьи, отметим, что исследование выделенного проблемного вопроса выходит за рамки продемонстрированного в работе материала, представляя собой законченное научное изыскание, в ходе реализации которого нами был применен комплексный методологический подход, включающий как теоретические, так и эмпирические методы научного познания.

На эмпирическом уровне незаменимыми в нашем исследовании оказались натурные наблюдения и зарисовки с целью глубокого изучения средств и приемов создания художественных образов. Отметим, что ключевую роль при этом играют длительные академические постановки для практической отработки учащимися заданий по созданию образа. Кроме того, в ходе работы нами был проведен педагогический эксперимент с апробацией специальных упражнений и методик по формированию образного мышления.

Важную часть проведенного нами комплексного исследования составили аналитические методы: анализ и сравнение работ студентов разных курсов, анализ собственного творческого процесса создания образа, семиотический разбор произведений для изучения их образной структуры. Применение количественных методов, экспертная оценка, тестирование способностей, статистический анализ эксперимента позволили получить объективные данные. А интерпретационные методы - сравнительный анализ академических трактовок сюжетов, выявление образного содержания - помогли раскрывать глубинную суть проблемы. Таким образом, еще раз подчеркнем, что представленная работа являет собой демонстрацию фрагмента проделанного научного труда, а представленный материал и сделанные выводы - результат кропотливой научной работы.

В ходе работы над данной статьей прежде всего нами был проведен фундаментальный анализ литературных источников, научных трудов по теории и истории искусства, педагогике художественного образования. Также изучены исторические архивные материалы и документы, в которых отражены академические традиции преподавания рисунка, живописи, композиции, а также представлены методики, разработанные выдающимися педагогами прошлого.

Отметим, что основоположником рассматриваемого нами метода в российской школе живописи считается Александр Козенс, разработавший его в конце XVIII столетия, который, в свою очередь, взял за основу теорию Леонардо да Винчи. Одним из основателей интересующего нас подхода (работа с «пятном») считается также и Павел Чистяков - создатель собственной педагогической системы обучения, объединившей лучшие традиции академической школы и авторский опыт, накопленный в процессе преподавательской деятельности в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге во второй половине XIX века. Именно он утвердил принцип создания художественного образа как базовый в преподавании живописи и рисунка.

Впоследствии идеи Чистякова развили его ученики и последователи: И.Е. Репин, В.А. Серов, М.А. Врубель, К.А. Коровин и другие мастера, чьи произведения вошли в сокровищницу русского изобразительного искусства.

В XX веке вопросам художественного образа и творческого воспитания учащихся большое внимание уделяли советские педагоги искусства: Н.Н. Ромадин, А.А. Дейнека, С.В. Герасимов, Б.В. Иогансон, А.М. Грицай, В.А. Фаворский и многие другие.

Изобразительное искусство занимает важное место в системе общего образования, выступая одним из ключевых компонентов художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Преподавание изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе преследует ряд фундаментальных целей и задач, направленных на гармоничное развитие личности учащихся. Цели и задачи художественного образования в школе были теоретически обоснованы и систематизированы в трудах советского ученого, доктора педагогических наук, профессора Н.Н. Ростовцева [1].

Н.Н. Ростовцев был основоположником научно-методической школы изобразительного искусства в СССР Его фундаментальные труды, такие как «Академический рисунок» (1984), «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» (2000) и другие, заложили прочную теоретическую базу, содействующую развитию этой области педагогики.

Н.Н. Ростовцев, будучи основоположником отечественной научно-методической школы изобразительного искусства, внёс весомый вклад в разработку теоретических и практических аспектов преподавания данной дисциплины.

Ученым были созданы первые отечественные учебные пособия и учебники по изобразительному искусству для учителей и учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы. Эти методические труды явились фундаментом для становления и развития системы преподавания рисования, живописи, композиции и других художественных дисциплин в советской средней школе.

Согласно Ростовцеву Н.Н., основными целями школьного курса изобразительного искусства являются следующие:

- подготовка всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принимать активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны;

- эстетическое воспитание детей, развитие их художественного вкуса;

- помощь в познании окружающего мира, развитие у детей наблюдательности, научение логически мыслить и осознавать увиденное;

- раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека, научить пользоваться рисунком в трудовой деятельности, в общественно полезной работе;

- формировать знание элементарных основ реалистического рисунка. Прививать навыки и умения в изобразительном искусстве, знакомить с основными техническими приемами работы. Прививать любовь к труду, воспитывать аккуратность и настойчивость в работе;

- развивать у учащихся творческие способности, пространственное мышление, образное представление и воображение, давать верное направление их эстетическому восприятию мира;

- знакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Прививать интерес и любовь к изобразительной деятельности.

В качестве сравнения важно отметить, что цели художественной школы, в свою очередь, содержат все 7 пунктов, выделенных Н.Н. Ростовцевым, но в дополнение к перечисленным, в качестве одной из ключевых целей следует назвать формирование навыков художественно-образного мышления как основы творческой деятельности.

Существенные задачи, по Ростовцеву, включали обучение основам художественной грамоты, знакомство с материалами и техниками, изучение законов композиции, перспективы, светотени и т. д. Большое значение отводилось развитию фантазии, эмоциональной сферы, художественного видения мира у детей через создание творческих работ.

Н.Н. Ростовцев разработал научно обоснованную методику преподавания, охватывающую все виды учебной деятельности на уроках изобразительного искусства, - наблюдение, восприятие, анализ произведений, практические упражнения и творческие задания [1].

К сожалению, в настоящее время в детских художественных школах наблюдаются определенные пробелы в формировании навыков художественно-образного мышления как фундаментальной основы творческой деятельности. Зачастую процесс обучения подменяется интуитивным, наивным рисованием творческих работ без четкой системы и целенаправленного развития визуально-аналитического восприятия. Или же наоборот - творческий аспект игнорируется ввиду отсутствия методической литературы, грамотных программ, возможно, недостаточной компетенции педагогического состава, вследствие чего отсутствует невозможность дать объективную оценку и проанализировать уровень "творческих работ".

Понятие "художественный образ" воспринимается как что-то мифическое, доступное только взрослым, опытным художникам, однако на уровне детской художественной школы уже можно и нужно ставить эту проблему, решая ее на доступном ученикам уровне, согласно возрастным и физиологическим особенностям.

Формирование образного восприятия окружающего мира и умений его вербальной и визуальной интерпретации выступает ключевым компонентом развития творческой личности. В рамках учебного процесса ДХШ основной акцент делается на овладении учащимися методами образного отображения объектов

действительности, то есть создании художественного образа. Это ни в коем случае не означает, что можно пренебречь академическим рисунком или базовыми законами композиции. В рамках подготовки в ДХШ необходим комплексный подход, интегрирующий изучение изобразительной грамоты и формирование способностей к образному мышлению. Необходим уровень овладения техническими приемами реалистического рисунка и живописи, законами композиции, перспективы и анатомии, а также историей и теорией искусства. Это создает основу для полноценной профессиональной подготовки. В то же время важно развивать навыки эмоционально-чувственного, а не только рационального восприятия окружающего мира [2].

Такая система обеспечивает сбалансированное сочетание овладения техническим мастерством и раскрытия индивидуального творческого потенциала личности. Это позволяет достичь целей как профессиональной подготовки художников, так и всестороннего развития творческой личности.

Стоит отметить, что к теме художественного образа не раз обращались отечественные художники, искусствоведы и педагоги. В частности, Николай Николаевич Третьяков - советский и российский искусствовед, педагог, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации - написал книгу «Образ в искусстве. Основы композиции» (2001), которая стала своеобразным итогом его педагогической деятельности, посвященной раскрытию студентам религиозной сути многих произведений русского искусства.

Согласно определению Н.Н. Третьякова, «образ - «вещь подлинная, истинная», то есть стремящаяся максимально приблизиться к отражению истины и сути изображаемого объекта", иными словами, отражающая объективную истину в художественной форме. Под объективной истиной автор понимает внутреннюю природу, эстетическую сущность изображаемого объекта [3].

Художественный образ стремится передать не столько внешние детали и признаки объекта, сколько его глубинный смысл и духовное значение. При этом суть объекта раскрывается через индивидуальное, творческое осмысление художником. Именно такой подход к изображению, базирующийся на глубоком понимании внутренней природы вещей, лежит в основе формирования творческой личности. Несмотря на сложность и глубину данного подхода, необходимо закладывать фундамент понимания уже в детской художественной школе, в связи с чем возникает вопрос о том, как это сделать.

В соответствии с концепцией Третьякова прежде всего важно позаботиться о «постановке глаза» - художественный образ должен формироваться через творческое осмысление реальности. В свою очередь, в картине этот образ воплощается посредством абстрактных художественных элементов - пятен на плоскости. Именно они выступают посредником между внешней формой полотна и отражаемой в нем действительностью [3].

"Образ, воплощенный художником в картине, есть связка - третье между картиной как реальной плоскостью и изображенной реальностью: это третье дано посредством пятен на плоскости" (Волков Н.Н. "Композиция в живописи" (2012)).

Следовательно, работа «с пятном», как основополагающим композиционным элементом, предстает наиболее эффективным способом создания художественного образа в соответствии с принципами «постановки глаза». Именно такой подход к рисованию «от пятна» позволяет абстрагироваться от детального воспроизведения формы и сосредоточиться на ее внутренней эмоционально-образной сути. Следовательно, он является целесообразным при обучении в ДХШ.

Третьяков говорил: "Глаз может быть "поставлен" на всю жизнь, как голос, а может быть искалечен". В детской художественной школе необходимо "поставить глаз", то есть, по П.П. Чистякову, научить "правильно видеть", а «видеть - значит понимать», согласно утверждению Н.Н. Ге [3].

При перцепции объекта зрительная система последовательно анализирует поступающую информацию. На первом этапе, при обзорном сканировании в течение доли секунды обрабатывается глобальная информация: контур и очертания объекта, определяющие его пространственную локализацию, а также доминирующая область интенсивной окраски (пятно), позволяющая оценить местоположение объекта и основные параметры его формы. Этот этап нужен для предварительной классификации объекта. При последующем, более подробном сканировании происходит извлечение детальной информации: выделение вспомогательных контуров и деталей, определение текстуры и структуры поверхности, выявление цветовой гаммы. Мозг интегрирует всю полученную информацию, формируя целостное структурированное представление об объекте. При этом сохраняется иллюзия единого зрительного восприятия объекта как целостной картины, то есть, бросив короткий взгляд на предмет, мы фиксируем пятно, основную массу, форму и только при более длительном рассмотрении выделяем детали. Когда мы смотрим на окружающий мир, то видим целостную картину. Таким же образом необходимо вести рисунок от общего, от "пятна".

Эта, казалось бы, очевидная задача решается через любое взаимодействие с бумагой и карандашом. Неважно, что конкретно рисует ученик: изображение ключа или портрет человека, натюрморт или пейзаж, любая работа начинается композиции, то есть с образа, с пятна.

Важную роль в процессе применения данного метода играет композиция как важнейший принцип построения произведения. Именно она обеспечивает внутреннюю упорядоченность и взаимосвязь его элементов. Композиция (от лат. сот^Шо - составление, сочинение) - построение художественного произве-

дения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Она является важнейшим организующим компонентом художественного произведения, связывающим его отдельные элементы в единое целое, определяющим гармоничное и выразительное построение художественной формы. Композиция определяет их расположение в формате, взаимодействие друг с другом и подчинение единому замыслу художника, придавая произведению гармоничность, целостность и завершенность. В современном осмыслении под композицией понимается не только расположение изобразительных элементов, но и комплексный подход к построению произведения с учетом его функционального назначения, идейно-тематической направленности, особенностей художественного стиля и выбранной техники. Композиция охватывает произведение в целом и не может рассматриваться отдельно от его содержания, структуры или технологии создания. Произведение искусства представляет собой сложный интегративный образ, а не простое суммирование его элементов [4].

Произведение искусства в принципе нельзя делить на рисунок, композицию, живопись, понимая под термином «композиция» только размещение элементов изображения.

Композиционные закономерности, такие как равновесие, ритм, контраст, симметрия/асимметрия, служат важнейшими средствами организации художественного пространства и формирования целостного образа произведения [5].

Среди основных элементов композиции центральное место как раз и занимает пятно. Именно пятно, его размер, форма, тональные и цветовые характеристики во многом обусловливают восприятие зрителем всей композиции.

Пятно является первичным композиционным элементом, на основе которого выстраивается вся структура произведения: начиная от характера пятна, его расположения, соотношения с другими пятнами зависят такие ключевые композиционные качества, как равновесие, ритм, контраст.

Равновесие композиции во многом определяется распределением и соотношением пятен. Симметричное, уравновешенное расположение пятен создает ощущение статики и устойчивости, в то время как асимметричное, динамичное их размещение придает композиции напряженность и движение [6].

Ритмическая организация композиции также тесно связана с характером пятен. Повторение и чередование пятен различной величины, формы, тональности или цвета рождает определенный ритмический рисунок, задающий динамику всей композиции.

Контрастные соотношения пятен по размеру, светотени, цвету являются средством создания выразительности и эмоциональной насыщенности художественного образа. Сильные контрасты привносят в композицию драматизм и напряжение, в то время как мягкие нюансные переходы между пятнами способствуют ощущению спокойствия и гармонии.

Таким образом, пятно выступает основополагающим элементом композиции, от характера и взаимодействия которого зависит реализация ключевых

композиционных принципов. Именно пятно во многом определяет восприятие и художественную выразительность произведения в целом.

Пятно является основополагающим элементом композиции, определяющим ее целостность и художественную выразительность в любой работе, будь то многофигурная композиция, натюрморт, пейзаж или портрет. Работа художника над композицией начинается с эмоционального восприятия и осмысления пластической идеи на уровне пятна-силуэта. Именно характер и взаимодействие пятен - их размер, форма, расположение, тональные и цветовые соотношения -задают ритм, равновесие и контрастность композиции, тем самым формируя художественный образ произведения. Анализ и глубокое понимание роли пятна позволяет художнику выстроить цельную, гармоничную и выразительную композицию независимо от жанра или количества изображаемых объектов. Таким образом, творческий процесс в изобразительном искусстве неразрывно связан с осмыслением основополагающей композиционной категории - пятна. Именно работа над пластической идеей на уровне пятна-силуэта является отправной точкой в создании любого художественного произведения.

Таким образом, задачи детской художественной школы схожи с задачами уроков по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, описанными Н.Н. Ростовцевым, но в ДХШ основной задачей выступает формирование у учащихся навыка художественного, образного видения и создания художественного образа [7].

Цели и ДХШ и уроков по изобразительному искусству в массовой школе общие - выработка у детей основ ориентации в мире эстетических и художественных ценностей, представлений об их назначении и характере, что в целом и должно привести к целенаправленному формированию у детей и молодежи эстетического отношения к явлениям действительности. Кроме того, в процессе художественно-эстетического воспитания происходит приобщение детей к ценностям общества, что затем непременно перейдет во внутреннее духовное содержание и в структуру сознания маленького гражданина [8]. А, как известно, на этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале [9].

В заключение отметим, что, согласно концепциям ведущих отечественных педагогов, применение данной методики способствует развитию умения «правильно видеть» через творческое осмысление реальности. Ключевым инструментом создания художественного образа выступает работа с «пятном» как основополагающим композиционным элементом. Это позволяет сосредоточиться на эмоционально-образном содержании произведения, а не деталях воспроизведения. Таким образом, любая деятельность учащихся с бумагой и карандашом должна способствовать «постановке глаза» - формированию целостного художественно-образного мышления, что выступает в качестве приоритетной задачи не только ДХШ, но и общеобразовательной школы в процессе преподавания дисциплины «Рисование».

Библиографический список

1. Игнатьев С.Е., Зубрилин К.М. Научная школа Н.Н. Ростовцева. Наука и школа. 2022; № 1: 90-96.

2. Волков Н.Н. Композиция в живописи. Москва: Книга по требованию, 2012.

3. Третьяков Н.Н. Образ в искусстве (основы композиции). Свято-Введенская Оптина Пустынь. Москва, 2001.

4. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. Москва: Изобразительное искусство, 1983.

5. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. Москва: Искусство, 1953.

6. Гинзбург И.В. П.П. Чистяков и его педагогическая система. Ленинград; Москва: Искусство, 1940.

7. Зубрилин К.М., Ломов С.П. Научная школа Н.Н. Ростовцева «Рисование с натуры как учебный предмет» (история, теория и методика). Научные школы Московского педагогического государственного университета. Очерки. Москва, 2023: 165-171.

8. Ломов С.П. Научная школа «Идейно-эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в школе (теория и история педагогики)». Научные школы Московского педагогического государственного университета. Очерки. Москва, 2023: 172-176.

9. Художественно-эстетическое воспитание младших школьников: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов факультета педагогики и методики начального образования. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010.

References

1. Ignat'ev S.E., Zubrilin K.M. Nauchnaya shkola N.N. Rostovceva. Nauka ishkola. 2022; № 1: 90-96.

2. Volkov N.N. Kompoziciya vzhivopisi. Moskva: Kniga po trebovaniyu, 2012.

3. Tret'yakov N.N. Obraz v iskusstve (osnovy kompozicii). Svyato-Vvedenskaya Optina Pustyn'. Moskva, 2001.

4. Rostovcev N.N. Ocherkipo istoriimetodovprepodavaniya risunka. Moskva: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1983.

5. Chistyakov P.P. Pis'ma, zapisnye knizhki, vospominaniya. Moskva: Iskusstvo, 1953.

6. Ginzburg I.V. P.P. Chistyakov i ego pedagogicheskaya sistema. Leningrad; Moskva: Iskusstvo, 1940.

7. Zubrilin K.M., Lomov S.P. Nauchnaya shkola N.N. Rostovceva «Risovanie s natury kak uchebnyj predmet» (istoriya, teoriya i metodika). Nauchnye shkoly Moskovskogo pedagogicheskogo gosudarstvennogo universiteta. Ocherki. Moskva, 2023: 165-171.

8. Lomov S.P. Nauchnaya shkola «Idejno-'esteticheskoe vospitanie uchaschihsya na urokah izobrazitel'nogo iskusstva v shkole (teoriya i istoriya pedagogiki)». Nauchnye shkoly Moskovskogo pedagogicheskogo gosudarstvennogo universiteta. Ocherki. Moskva, 2023: 172-176.

9. Hudozhestvenno-'esteticheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov: uchebno-metodicheskoe posobie dlya samostoyatel'noj raboty studentov fakul'teta pedagogiki i metodiki nachal'nogo obrazovaniya. Krasnoyarsk: Sibirskij federal'nyj universitet, 2010.

Статья поступила в редакцию 21.06.24

УДК 378

Filippova M.A., Deputy Director, Department of Education, Saint Petersburg State Educational Institution "Zvezdny College" (Saint Petersburg, Russia), E-mail: fma0909@mail.ru

EXPERIENCE IN APPLYING INNOVATIVE COLLEGE LEARNING MODELS. The author of the article describes the experience of working in the system of secondary vocational education during the transition to innovative technologies of organizational format. Such technologies include experimental work of colleges in the field of professionalism. Given the great attention to the practical independent work of students, it is necessary to review the organizational and substantive condi-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.