Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / СТУДЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК / ЖИВОПИСЬ / КОМПОЗИЦИЯ / АRTISTIC AND FIGURATIVE THINKING / ARTISTIC LANGUAGE / VISUAL ARTS / STUDENTS / PEDAGOGICAL PROCESS / ACADEMIC DRAWING / PAINTING / COMPOSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полынская Ирина Николаевна, Сезенина Надежда Владимировна

В статье рассматриваются стратегические ориентиры овладения студентами художественно-образным языком в процессе учебной и художественно-творческой деятельности. Творческая работа студентов должна преследовать цель развития художественно-образного мышления, быть органически вплетена в учебный процесс, составлять его неотъемлемую часть и представлять собой систему этапов, внутри которых студенты решают посильные творческие задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING ARTISTIC AND FIGURATIVE THINKING OF FUTURE FINE ART TEACHERS

The article discusses the strategic guidelines for students to master the artistic-figurative language in the process of educational and artistic-creative activities. Students' creative work should pursue the goal of developing artistic-figurative thinking, be organically woven into the educational process, make up its integral part and represent a system of stages within which students solve feasible creative tasks.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

И.Н. Полынская, Н.В. Сезенина

(г. Нижневартовск)

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

DEVELOPING ARTISTIC AND FIGURATIVE THINKING OF FUTURE FINE ART TEACHERS

В статье рассматриваются стратегические ориентиры овладения студентами художественно-образным языком в процессе учебной и художественно-творческой деятельности. Творческая работа студентов должна преследовать цель развития художественно-образного мышления, быть органически вплетена в учебный процесс, составлять его неотъемлемую часть и представлять собой систему этапов, внутри которых студенты решают посильные творческие задачи. Ключевые слова: художественно-образное мышление, художественный язык, изобразительное искусство, студенты, педагогический процесс, академический рисунок, живопись, композиция.

The article discusses the strategic guidelines for students to master the artistic-figurative language in the process of educational and artistic-creative activities. Students' creative work should pursue the goal of developing artistic-figurative thinking, be organically woven into the educational process, make up its integral part and represent a system of stages within which students solve feasible creative tasks. Key words: а^^ and figurative thinking, artistic language, visual arts, students, pedagogical process, academic drawing, painting, composition.

Одним из важнейших условий формирования личности является развитие творческих способностей. Современное общество заинтересовано в стремительном движении вперед всех сфер человеческой деятельности. Одним из механизмов творческого развития личности в области изобразительного искусства является художественно-образное мышление, которое наиболее полно раскрывается в процессе художественной деятельности [8].

Художественно-образное мышление предполагает высокий уровень восприятия эстетических ценностей как в произведениях искусств, так и в окружающей действительности. Именно эти два аспекта художественно-образного мышления - создание новых художественных образов и эстетическое восприятие мира - могут и должны найти свое отражение в процессе подготовки учителя изобразительного искусства.

Выделив в сложной структуре художественно-образного мышления два отправных момента, как две сферы приложения творческих сил учителя изобразительного искусства, необходимо сделать попытку их развития на протяжении всех лет обучения на художественных факультетах педагогических университетов. «В ходе подготовки художников и учителей изобразительного искусства эта проблема должна решаться в тесной связи с учебным процессом, с формированием творческой направленности учебной деятельности и развитием способностей» [4, с.44].

Специфика художественных факультетов вуза, где должны развиваться художественные дарования и педагогические способности студентов, создает благоприятные условия для формирования у них художественно-образного мышления как неотъемлемого признака творческой личности. Известно,

что способности формируются в деятельности, следовательно, поставив перед собой цель сформировать и развить художественно-образное мышление у студентов, нужно так направлять учебно-творческую деятельность, чтобы результаты её прежде всего проявлялись в создании студентами художественных произведений, а также в эмоционально-оценочном отношении к искусству и действительности. Этого можно достигнуть, вовлекая студентов в творческую деятельность по созданию собственных произведений в живописи, графике, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. «Для развития такого умения можно выполнять упражнения, направленные на развитие зрительных представлений посредством мысленно выполняемых графических действий» [4, с.369].

Однако в сложившихся условиях двуху-ровнего образования (бакалавриат и магистратура) на художественных факультетах именно этим важным вопросам уделяется очень мало внимания. Программы по художественным дисциплинам в основном предусматривают работу студентов по приобретению практических умений и навыков в изображении с натуры и, в меньшей степени, по памяти и воображению. В программе по академической живописи и учебному рисунку почти нет заданий, специально направленных на развитие творческих способностей студентов. Конечно, задания, формирующие реалистическое восприятие и отражение действительности так или иначе ориентируют студентов на творческие поиски, в какой-то мере развивают их художественно-образное мышление, но процесс этот происходит стихийно, неуправляемо, он не получил достаточного освещения в учебном процессе; исключение составляет программа по композиции - здесь предполагается непосредственная творческая деятельность студентов. Но на одном предмете невозможно решить все проблемы формирования творческих способностей будущего учителя. Необходим комплексный подход.

Учебный рисунок и академическая живопись в педагогических университетах - это не только средство и база для приоб-

ретения навыков, это и важное звено в общеэстетическом и нравственном развитии будущих учителей изобразительного искусства, их профессиональных компетенций [9]. Собирая материал для будущих композиций, делая наброски, зарисовки, студент учится трансформировать образы действительности в образы художественные. На художественных факультетах ведется большая работа по «контакту» студентов с окружающей средой, основным ценностным результатом данной работы является количество и изобразительное качество собранного материала. Однако эмоциональная оценка окружающей действительности, ее эстетическая ценность, выразительность остаются чаще всего за пределами круга внимания студентов и не находят отражения в их художественной деятельности. Студенты выполняют сугубо академические задания, без выявления собственного отношения художника к изображаемому объекту.

Получив в педагогическом университете такую подготовку, учитель изобразительного искусства готов формировать у школьников только узкоспециальные навыки, знания, умения. Основная же цель преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе как предмета эстетического цикла - развитие эстетических чувств и художественно-творческих способностей школьников - остается вне компетенции учителя.

Поэтому творческая работа студентов, преследующая цель развития художественно-образного мышления, должна быть органически вплетена в учебный процесс, составлять его неотъемлемую часть. Многочисленные психологические исследования говорят о том, что творческое мышление развивается тем свободнее, чем меньше оно сковано различными схемами и инструкциями [1]. Специалист должен еще иметь определенный уровень знаний в области, в которой он собирается творить. Применительно к художественному творчеству это прежде всего знание образного языка изобразительного искусства, с помощью которого художник выражает свои мысли и чувства на холсте. Необходимо, сохраняя и развивая

то, что уже достигнуто в области грамотности изображения, ввести в учебный процесс также и освоение образного языка.

Художественный язык - важнейшее средство общения, обмена мыслями и взаимопонимания художника и зрителя. Он представляет собой специфическое явление, развивающееся по внутренним законам данного вида искусства, и обусловливает своеобразие последнего; художественный язык непосредственно связан с художественно-образным мышлением, развивается вместе с ним, служит ему формой проявления и является его специфической функцией, так же как язык вербальный является функцией мышления вообще.

Взаимосвязь художественно-образного мышления и художественного языка двусторонняя. Художественно-образное мышление, проявляясь в художественном языке и в эмоционально-эстетическом отношении к искусству и окружающему миру, влияет на развитие художественного языка, совершенствует, оттачивает, делает его более выразительным. Чем совершеннее владение языком, тем богаче, разнообразнее будет художественный образ, так как в образе отбирается и получает жизнь только то, что художник может воплотить на холсте. Недостаточный запас языковых возможностей обедняет образ, приводит к художественному косноязычью. Чем богаче выразительные возможности художественного языка, тем полнее и ярче будет художественный образ, что свидетельствует о высоком уровне художественно-образного мышления. Овладение художественным языком позволяет также полнее чувствовать, а значит, и воспринимать произведения искусства [3]. Начинающему художнику владение художественным языком дает возможность выражать свои чувства и мысли без боязни быть непонятым, рождает уверенность в собственных силах, активизирует художественно-образное мышление и позволяет находить более емкие и многогранные образы.

Обучение художественному языку изобразительного искусства на примере произведений мастеров необходимо сочетать с работой студентов над собственными компо-

зициями, причем обязательно с первых дней обучения. Учебно-творческая деятельность, имеющая своей целью развитие художественно-образного мышления, должна представлять собой систему этапов, внутри которых студенты решают посильные творческие задачи.

Для разработки рабочих программ занятий можно наметить три основных этапа: установочный; учебно-творческий; творческий этап.

В установочном этапе на материале изобразительного искусства важно учить студентов воспринимать главную эмоцию, заложенную в произведении и выявляющую мировоззренческую концепцию автора. Затем студентам необходимо проанализировать, на какое из выразительных средств или их совокупность падает основная эмоционально-смысловая нагрузка.

На учебно-творческом этапе перед студентами ставится задача интерпретации натуры сквозь призму определенного эмоционального задания - на передачу лирического, трагического, монументального, метафорического строя, с опорой на тот или иной комплекс выразительных средств. «Она характеризует прежде всего определенное психологическое состояние субъекта (учащегося), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний и способов деятельности» [6, с.66]. Заключительный, собственно творческий этап предусматривает задачи самостоятельного отбора выразительных средств художественного языка, наиболее полно отвечающих идее произведения.

Ни один из этих этапов не должен быть пассивным для студента. И особенно установочный этап, так как именно в нем создаются благоприятные предпосылки для бездеятельного созерцания. Уже на первом курсе при выполнении набросков, зарисовок и кратковременных этюдов с натуры необходимо ставить перед студентами конкретные творческие задачи, например, выполнить зарисовки растений с передачей определенных эмоциональных состояний: «страдание», «воинственность», «нежность» и т.д. При работе над натюрмортом

можно ввести задание на выполнение двух композиций, противоположных по эмоциональной окраске: радостное, трагическое. Поставленные педагогом задания на творческую интерпретацию натуры будут той целью, которая активизирует мышление, создает предпосылки целенаправленного и качественного восприятия учебного материала при анализе художественно-выразительных средств языка в произведениях мастеров.

На учебно-творческом и творческом этапах создание собственного художественного образа выступает на первый план по отношению к освоению художественного языка по произведениям выдающихся мастеров. Педагогу здесь отводится роль катализатора замысла, он помогает студенту найти тему произведения, направляет в поиске выразительных средств, подводя его к самостоятельному решению художественных задач. «Предоставление студенту свободы выбора при выполнении определенных заданий, стимулирование к само-

стоятельности - это наиболее действенные способы изучения учебного материала по предмету» [2, с.14].

Поэтому основным постулатом обучения студентов на художественно-педагогических факультетах должна стать ярко выраженная профессионально-педагогическая направленность спецдисциплин. «Изучаемые специальные дисциплины хоть и сложные для освоения, понимания и воспроизведения, но это делает их еще интересней и вызывает желание разобраться в сложном, зачастую, с участием преподавателей кафедры изобразительного искусства» [5, с.293].

Овладение художественным языком как функцией художественно-образного мышления позволит будущему учителю изобразительного искусства не только создавать собственные художественно ценные произведения искусства, но и полнее отвечать требованиям, предъявляемым к учителю как воспитателю эстетических чувств и художественно-творческих способностей учащихся общеобразовательных школ.

Литература

1. Боно Э. Серьезное творческое мышление. - Мн.: ООО «Попурри», 2005.

2. Еремина С.Р. Взаимосвязь личностно-ориентированного и разноуровневого обучения студентов в условиях СПО //Образовательный потенциал. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2019.- С. 12-15.

3. Кузин В.С. Психология: учебник. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: АГАР, 1997.- 307 с., ил.

4. Полынская И.Н., Голосай А.В. Формирование художественного восприятия студентов на занятиях академическим рисунком и живописью //Высшее образование сегодня. -2019.- № 5.- С. 44-48.

5. Полынская И.Н. Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов факультета искусств и дизайна // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы VI международной научно-практической конференции.- 2017.- С. 292294.

6. Полынская И.Н. Проблемная ситуация как средство активизации художественно-творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства //Человек и образование.- 2016.- № 2 (47).- С. 64-67.

7. Савинов А.М., Полынская И.Н. Освоение методических принципов работы над академическим рисунком при обучении студентов-дизайнеров //Перспективы науки и образования.- 2019.- № 2 (38).- С. 361-384.

8. Рибо Т. Творческое воображение. - М.: КПТ, 2013. - 328 с.

9. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учеб-ник.-М.: Агар, 2000.- 251 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.