Научная статья на тему 'Развитие художественно-творческих способностей студентов в процессе изучения композиции'

Развитие художественно-творческих способностей студентов в процессе изучения композиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
559
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / КОМПОЗИЦИЯ / КОМПОЗИЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пурик Эльза Эдуардовна, Шакирова Марина Геннадьевна, Ахмадуллин Марс Лиронович

В статье рассматриваются проблемы развития художественно-творческих способностей студентов в системе высшего художественного образования. Развитие творческих качеств личности одно из приоритетных требований современного общества к системе российского образования. В статье анализируются понятия «обучение» и «творчество», их соотношение в процессе профессиональной художественной подготовки в вузе, а также прослеживаются общность и различия между изобразительными и художественно-творческими способностями. Авторы раскрывают содержание учебной дисциплины «Композиция», основные законы, правила, приемы и средства композиции, изучаемые студентами. Композиция самый важный компонент художественного произведения, придающий ему единство и целостность, объединяющий все его элементы. Композиционное решение это выбор и расположение элементов изображения на плоскости или в пространстве, соотношение цветовых и тоновых пятен, выбор выразительных средств. Все это требует развито-го образного и пластического мышления. В статье даются обоснование принципов организации учебного процесса на занятиях по композиции и описание основных путей развития композиционного мышления студентов. Творчество рассматривается как создание нового, оригинального продукта, отмечаются субъективность и относительность новизны творческого продукта. Авторы рассматривают деятельность студентов на занятиях по ком-позиции как осознанное оперирование пластическими средствами, композиционными правилами и законами. В статье анализируются композиционные средства, используемые для передачи мыслей и чувств автора произведения: композиционные приемы (равновесие, ритм, симметрия, асимметрия, статика, динамика) и элементы языка искусства (линия, форма, цвет, пятно, фактура и т.д.). Прямым результатом является творческая работа, побочным развитое художественно-пластическое мышление студентов. Организация подобной работы требует использования активных методов обучения, таких как коллективный анализ натуры, обсуждение и дискуссия по поводу способов решения образно-пластических задач, взаимное консультирование студентов. Процесс обучения композиции, по мнению авторов статьи, должен носить творческий характер, строиться на решении проблем формального и содержательного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пурик Эльза Эдуардовна, Шакирова Марина Геннадьевна, Ахмадуллин Марс Лиронович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS IN COMPOSITION LEARNING

The article deals with the problems of students’ art and creative abilities and the process of their creative development through art studies. The personal creative development is one of the priority requirements of contemporary art education in Russia. The article analyzes the concepts of «learning» and «creativity», their correlation in the professional artistic training process at the university, and traces the commonality and differences between the depicting and creative abilities. The authors disclose the content of the subject «composition», the basic laws, rules, tech-niques and means of composition. Composition is the most important art work component, giving it unity and integrity, uniting all its elements. Composition is considered to be the choice of picture elements and their placing on the surface; the ratio of color and tone spots; choice of expressive means. Solving all these problems helps to develop students’ figurative and plastic thinking. The article suggests the principles of the educational process organization, the main ways to develop the compositional thinking of students. Creativity is considered to be the process of creation of some new, original product which isn’t definitely new. The authors consider the creative process as a deliberate operation with plastic means, compositional rules and laws.The article analyzes the compositional means used to convey the thoughts and feelings of the art: compositional techniques (balance, rhythm, symmetry, asymmetry, statics, dynamics) and elements of the art language (line, shape, color, stain, texture, etc.).The direct result of such studies is the picture, another result is the students’ art and plastic thinking. The organization of the educational process requires using of active teaching methods, such as collective analysis, discussions about how to solve figurative and plastic problems, and mutual counseling of students. The process of teaching the composition, in the opinion of the authors, should be creative, based on formal and substantive problems solving

Текст научной работы на тему «Развитие художественно-творческих способностей студентов в процессе изучения композиции»

Development of education

Пурик Э. Э. Purik E. E.

доктор педагогических

наук, профессор, заведующая кафедрой «Изобразительное искусство», ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», член Союза дизайнеров России, г. Уфа, Российская Федерация

Шакирова М. Г. Shakirova M. G.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры « Технологическое образование», Бирский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», член Союза дизайнеров России г. Бирск, Российская Федерация

Ахмадуллин М. Л. AkhmaduШn M. L.

кандидат искусствоведения, доцент кафедры рисунка

и дизайна, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова», член Союза дизайнеров России г. Уфа, Российская Федерация

УДК 378:74

РРАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ

В статье рассматриваются проблемы развития художественно-творческих способностей студентов в системе высшего художественного образования. Развитие творческих качеств личности — одно из приоритетных требований современного общества к системе российского образования. В статье анализируются понятия «обучение» и «творчество», их соотношение в процессе профессиональной художественной подготовки в вузе, а также прослеживаются общность и различия между изобразительными и художественно-творческими способностями. Авторы раскрывают содержание учебной дисциплины «Композиция», основные законы, правила, приемы и средства композиции, изучаемые студентами. Композиция — самый важный компонент художественного произведения, придающий ему единство и целостность, объединяющий все его элементы. Композиционное решение — это выбор и расположение элементов изображения на плоскости или в пространстве, соотношение цветовых и тоновых пятен, выбор выразительных средств. Все это требует развитого образного и пластического мышления. В статье даются обоснование принципов организации учебного процесса на занятиях по композиции и описание основных путей развития композиционного мышления студентов. Творчество рассматривается как создание нового, оригинального продукта, отмечаются субъективность и относительность новизны творческого продукта. Авторы рассматривают деятельность студентов на занятиях по композиции как осознанное оперирование пластическими средствами, композиционными правилами и законами.

В статье анализируются композиционные средства, используемые для передачи мыслей и чувств автора произведения: композиционные приемы (равновесие, ритм, симметрия, асимметрия, статика, динамика) и элементы языка искусства (линия, форма, цвет, пятно, фактура и т.д.).

144-

Rulletin USPTU. Science, еducation, еconomy. Series еconomy. № 4 (26), 2018

Развитие образования

Прямым результатом является творческая работа, побочным — развитое художественно-пластическое мышление студентов. Организация подобной работы требует использования активных методов обучения, таких как коллективный анализ натуры, обсуждение и дискуссия по поводу способов решения образно-пластических задач, взаимное консультирование студентов. Процесс обучения композиции, по мнению авторов статьи, должен носить творческий характер, строиться на решении проблем формального и содержательного характера.

Ключевые слова: выразительные средства, изобразительные способности, композиция, композиционное мышление, художественно-творческие способности, художественное образование, художественный образ, художественно-пластическое мышление, язык изобразительного искусства, форма и содержание произведения искусства.

THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS IN COMPOSITION LEARNING

The article deals with the problems of students' art and creative abilities and the process of their creative development through art studies. The personal creative development is one of the priority requirements of contemporary art education in Russia. The article analyzes the concepts of «learning» and «creativity», their correlation in the professional artistic training process at the university, and traces the commonality and differences between the depicting and creative abilities. The authors disclose the content of the subject «composition», the basic laws, rules, techniques and means of composition. Composition is the most important art work component, giving it unity and integrity, uniting all its elements. Composition is considered to be the choice of picture elements and their placing on the surface; the ratio of color and tone spots; choice of expressive means. Solving all these problems helps to develop students' figurative and plastic thinking. The article suggests the principles of the educational process organization, the main ways to develop the compositional thinking of students. Creativity is considered to be the process of creation of some new, original product which isn't definitely new. The authors consider the creative process as a deliberate operation with plastic means, compositional rules and laws.

The article analyzes the compositional means used to convey the thoughts and feelings of the art: compositional techniques (balance, rhythm, symmetry, asymmetry, statics, dynamics) and elements of the art language (line, shape, color, stain, texture, etc.) .

The direct result of such studies is the picture, another result is the students' art and plastic thinking. The organization of the educational process requires using of active teaching methods, such as collective analysis, discussions about how to solve figurative and plastic problems, and mutual counseling of students. The process of teaching the composition, in the opinion of the authors, should be creative, based on formal and substantive problems solving.

Key words: expressive means, visual abilities, composition, compositional thinking, art and creative abilities, art education, art image, art and plastic thinking, fine art, form and content of art work.

Развитие творческих качеств личности — одно из приоритетных требований современного общества к системе российского образования, так как именно творческие личности определяют прогресс экономической и социальной жизни страны. Проблема развития творческих качеств личности рассматривается на протяжении многих десятилетий в теории и практике художественного образования, но пути ее решения не систематизированы и не обобщены на уровне конкретных технологий обучения различных категорий студентов.

Существующие концепции и обучающие технологии направлены, прежде всего, на овладение студентами основами реалистической грамоты, при этом развитие творческих качеств личности видится как результат, который специально не планируется.

В современной педагогике искусства существуют различные подходы к построению процесса обучения, нередко противоречивые. Наиболее значительны расхождения в вопросе о том, какую группу задач следует считать приоритетной — задачи учебно-академического блока, обучающие, или художе-

Development of educaton

ственно-творческие, развивающие творческий потенциал личности.

Несмотря на изменение требований, предъявляемых к искусству, личности художника в современном мире и возникновение в связи с этим разнообразных инновационных обучающих технологий в области художественного образования, вопрос о соотношении обучающих и творческих задач в этой сфере до сих пор не решен. Разрешение противоречий возможно лишь при принципиально ином подходе к организации процесса обучения искусству, при переносе акцента с ремесленных проблем на вопросы развития образно-пластического мышления студентов.

Современное художественное образование как система профессиональной подготовки в современных условиях должно быть направлено на развитие творческого потенциала будущих художников, позволяющего успешно адаптироваться к процессам, происходящим в искусстве, вписываться в художественную реальность. Понимания художественной картины мира здесь недостаточно, поскольку картина меняется с невероятной быстротой, поэтому для профессионального художественного образования становится приоритетным процесс развития художественно-творческих способностей личности.

В психологической науке, как известно, способности традиционно рассматриваются как индивидуальные особенности личности, отличающие одного человека от другого и определяющие легкость, успешность выполнения какой-либо деятельности. Л.Г. Ковалёв считал, что под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающий относительную легкость овладения определенной деятельностью и высокое качество ее результата [1].

По мнению Л.А. Венгера, способности — это психологические качества, которые необходимы для выполнения деятельности, они в деятельности же и проявляются [2].

По определению Н.С. Лейтеса, способности — это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешной деятельности [3].

Б.М. Теплов рассматривал способности в плане индивидуально-психологических различий и выделил три их основных признака:

1) способности — индивидуально-психологические особенности ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций;

2) способности — не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих дея-тельностей;

3) под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к имеющимся навыкам, умениям или знаниям человека, но которые обеспечивают легкость и быстроту их приобретения

[4, с. 16].

Фундаментальную теоретическую разработку проблема развития способностей получила в трудах С.Л. Рубинштейна и его последователей, где под способностями понимается пригодность к определённой деятельности, высокий уровень достижений, лёгкость и быстрота усвоения. Способности не являются врожденными, но в их основе лежат наследственно закреплённые предпосылки их развития (задатки), которые понимаются как природные физиологические особенности индивида [5]. Способности зависят от задатков, но при этом всегда являются результатом обучения и развития.

Для изобразительного искусства особое значение имеют такие задатки, как особенности зрительного восприятия, пространственного мышления, мелкой моторики рук. Развитие способностей к изобразительной деятельности (изобразительных способностей) возможно только в результате овладения основами изобразительной грамоты, правилами и приемами, навыками изображения, планомерного практического опыта. Изобразительные способности связаны с умением выделить характерные визуальные признаки предмета (форма, пропорции, объем, цвет, тон, фактура поверхности), его геометрические и физические особенности,

Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy. № 4 (26), 2018

с одной стороны, с другой, — с умением воспроизвести их на плоскости или в объеме.

Развитие художественно-творческих способностей, понимаемых как способности к созданию оригинальных, социально значимых художественных образов, не происходит в процессе простого изображения, а требует решения образных, художественно-пластических задач. Чем разнообразнее и содержательнее осваиваемые виды и способы художественно-творческой деятельности, тем полнее могут проявляться и развиваться способности человека.

Таким образом, художественно-творческие способности — это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие возможность создания нового художественного продукта, новых, оригинальных художественных образов, обладающих определенной ценностью, общественной или индивидуальной. Они предполагают склонность или развитую в процессе обучения способность к переосмыслению и творческой переработке, интерпретации действительности, ее отражению в форме новых, оригинальных художественных образов.

Целью творческого процесса является выражение себя, своей индивидуальности в образной форме, самовыражение художника средствами языка искусства. По результатам творческой деятельности всегда можно многое сказать об эмоциональном состоянии художника, его мировосприятии, убеждениях, вкусовых предпочтениях. Произведение искусства демонстрирует уровень овладения ремеслом искусства, с одной стороны, степень, его художественной одаренности, с другой.

Творческая одаренность во многом определяется таким качеством, как гибкость мышления — умение художника быстро реагировать, легко находить новые, отличные друг от друга варианты решения творческой задачи. Гибкость художественного мышления предполагает умение свободно распоряжаться имеющимися зрительными образами и впечатлениями, выстраивать новые ассоциативные связи, уметь мыслить и создавать новое, воплощая свой замысел художе-

Развитие образования

ственно-пластическими средствами, средствами языка искусства.

Учебной дисциплиной, позволяющей студентам выразить себя, свое понимание формы и содержания в искусстве, воплотить собственные художественные замыслы, является композиция. Композиция изучает универсальные законы искусства, способы, правила, приемы создания художественного произведения. Теория композиции включает законы формообразования, правила использования выразительных средств и приемов.

В современном художественном образовании учебная дисциплина «Композиция» направлена на создание художественного образа студентами, воплощения собственного замысла через изучение закономерностей построения, создания и восприятия художественного произведения.

Композиция — самый важный компонент художественного произведения, придающий ему единство и целостность, объединяющий и взаимоподчиняющий его элементы. Понятие «композиционное решение» содержит в себе принципы расположения элементов изображения на плоскости и в пространстве, соотношение пятен цвета, света, тени и объемов и т.п. [6].

Композиционное построение — основа, «конструкция» любого художественного произведения, которая подразумевает приведение к цельности и гармонии всех его частей. Под композицией понимается построение целого, каждая часть которого имеет определенное место, обусловленное смыслом и содержанием. Любое законченное произведение также называют композицией.

Создавать композицию значит находить гармонию в пропорциях, пространственных, цветовых и тоновых отношениях. Это позволяет грамотно и гармонично подбирать элементы изображения, компоненты, составляющие целое, добиваясь глубины эмоционального воздействия на зрителя, делая содержание ясным и доступным для него.

Содержание произведения несет в себе замысел автора, его идею. В процессе композиционного построения ставится задача подобрать и расположить детали так, чтобы

Development of educaton

более точно раскрыть смысл, идею произведения, не утратив при этом гармоничности художественной формы.

Форма — это способ подбора и организации элементов изображения с учетом законов, правил и приемов композиции.

Для создания условий цельности и гармоничности восприятия художественного образа важно соблюдать основные композиционные законы:

— закон целостности;

— закон аналогии и контрастов;

— закон новизны;

— закон подчиненности всех элементов замыслу.

Закон целостности — самый главный закон композиции. Согласно этому закону, композиция должна быть неделимой — настолько совершенной, чтобы невозможно было убрать даже самую незначительную деталь без ущерба для нее. Для этого в произведении должна присутствовать конструктивная идея, а все элементы композиции должны быть строго согласованы между собой — второстепенное должно подчиняться главному (композиционному центру).

Закон новизны требует оригинальности и своеобразия как сюжета, так и композиционных средств и приемов.

Закон аналогии и контрастов отвечает за выявление характерных признаков предметов и явлений путем их сопоставления по форме, цвету, размеру, тону, смыслу и т.д.

Закон подчиненности всех композиционных средств идейному замыслу ставит идею произведения во главу угла, не допуская использования случайных средств и приемов.

В процессе обучения композиции студенты осваивают такие правила композиции, как:

— соответствие деталей изображения формату;

— уравновешенность;

— единство и согласованность элементов, цельность;

— пропорциональность.

Для воплощения содержания в конкретную форму используются композиционные

(художественно-выразительные) средства. К содержательным композиционным средствам относятся содержание, тема, сюжет, способы создания образов, символы, аллегории; к формальным относятся правила и приемы композиции, элементы построения, стиль и манера изображения [7].

Композиционные средства — средства передачи эмоционального состояния, чувств и мыслей автора. К ним относят композиционные приемы (равновесие, ритм, симметрия, асимметрия, статика, динамика) и элементы языка искусства (линия, форма, цвет, пятно, фактура и т.д.).

Ритм — разнообразное движение равномерно чередующихся элементов. Ритм используется в композиции для придания изображению динамичности, организует плоскость изображения, облегчая его восприятие.

Симметрия и асимметрия — приемы композиции, использующиеся для создания равновесия. Симметричные композиции проще в восприятии, они создают ощущение покоя и устойчивости, статичности. Равновесия в композиции можно добиться и с помощью асимметрии, возникающей при переходе от статичного изображения к динамичному. Асимметрия несет собой большее разнообразие, динамику, непринужденность и естественность [7].

Выделение композиционного центра подразумевает наличие смыслового центра — главного элемента. Композиционный центр выделяется различными средствами (светом, цветом, контрастом, масштабом).

Формат (горизонтальный, вертикальный, диагональный) задает направление композиции, несет различную смысловую нагрузку. Горизонтальное направление передает состояние спокойствия; вертикальное — величие, парадность, а диагональное — динамику, усиление или ослабление движения.

В современном искусстве правила, приемы и средства композиции совершенствуются, меняются, доходя до полного отрицания, в художественной практике существуют «неправильные» способы решения, нарочитые «ошибки», позволяющие внести в про-

ВШИт USPTU. Science, education, economy. Series economy. № 4 (26), 2018

цесс создания и восприятия картины элементы игры. Классические правила и приемы приобретают новое значение в ходе развития изобразительного искусства.

Таким образом, композиция — многозначное, сложное понятие, охватывающее широкий спектр знаний, составляющих основу практической творческой деятельности.

Если ставить во главу угла в художественном образовании развитие художественно-творческих способностей, то процесс обучения композиции должен носить творческий характер, строиться на решении проблем формального и содержательного характера.

Обучение правилам и приемам композиции, направленное на развитие творческий способностей студентов, основано на следующих принципах:

1. при построении учебного процесса следует учитывать наличие задатков — ана-томо-физиологических особенностей студентов, особенностей зрительного восприятия, пространственного мышления, владения художественно-изобразительными навыками, подходить индивидуально к постановке задач работы;

2. включение в содержание обучения разнообразных видов художественно-творческой деятельности (работа на плоскости и в объеме с натуры, по представлению, по

Развитие образования

памяти, декоративная деятельность, формальная или абстрактная композиция), различных способов и приемов, техник, материалов;

3. обеспечение на занятии зрительного ряда, разнообразных зрительных впечатлений, образов и стимулов. Обеспечение студентов достаточным количеством зрительной информации, предоставление зрительного ряда необходимо для успешной работы воображения.

Вывод

Творчество заключается в создании нового, оригинального продукта, причем новизна творческого продукта характеризуется субъективностью и относительностью. Деятельность студентов на занятиях по композиции состоит в осознанном оперировании языком искусства, пластическими средствами, композиционными правилами и законами. Результатом такой работы является как творческая работа, прямой продукт, так и побочный результат — развитое художественно-пластическое мышление студентов. Организация подобной работы требует использования активных методов обучения, таких как коллективный анализ натуры, обсуждение и дискуссия по поводу способов решения образно-пластических задач, взаимное консультирование студентов.

Список литературы

1. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. 96 с.

2. Ковалев Л.Г. Психология личности. М.: Владос, 1997. 322 с.

3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избр. тр. М.Воронеж: МОДЭК, 1997. 448 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000. 712 с. С. 227-228.

5. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. М., 1985. Т. 1: 457 с.

6. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве. М.: АСТ: Астрель, 2007. 234 с.

7. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. Мн.: Харвест, 1999. 312 с.

References

1. Venger L.A. The pedagogy of abilities. M.: Znanie, 1973. 96 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kovalev L.G. The psychology of personality. M.: Vlados, 1997. 322 p.

3. Lejtes N.S. Age talent and individual differences: Selected works. M.-Voronezh: MODEHK, 1997. 448 p.

4. Teplov B.M. Izbrannye trudy:[Selected works]. V 2 t. -M., 1985. (T.1). — 457.

5. Rubinshtejn S.L. Fundamentals of general psychology. SPb: Izdatel'stvo «Piter», 2000. 712 p. P. 227-228.

6. Ustin V.B. Composition in design. Methodological foundations of composite art of shaping in the design field. M.: AST: Astrel, 2007. 234 p.

7. Chernyshev O.V. The formal composition. Creative workshop. Mn.: Kharvest, 1999. 312 p.

-149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.