4. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления. Новое педагогическое мышление. Москва, 1989.
5. Лукашевич О.Н. Научно-исследовательская деятельность как средство развития творчества студентов в образовательной системе педагогического вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Карачаевск, 2002.
6. Ганцен Н.Ф. Опережающая профессиональная подготовка будущих учителей в процессе научно-исследовательской деятельности в период обучения в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Магнитогорск, 2002.
7. Вострокнутов Е.В., Разуваев С.Г. Сущность понятия «творческие компетенции» в спектре категориально-понятийного поля педагогики. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012; 2 (117).
8. Вострокнутов Е.В. Содержание и структура творческих компетенций студента технического вуза. Вестник высшей школы «Alma Mater». 2012; 3.
9. Вострокнутов Е.В. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческих компетенций у студентов технического вуза во внеучебной научно-исследовательской деятельности. XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013; Т. 1, № 11(15). Серия: Социально-гуманитарные науки.
10. Lyussev V.N., Yasarevskaya O.N., Vostroknutov E.V., Kuliamin O.V. The organization of students' research and know-how activity in a regional engineering higher school. Life Science Journal. 2014; 11(12s). Available at: http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1112s/102_2653 7life1112s14_474_477.pdf
References
1. Korchagina M.V. Formirovanie gotovnosti buduschih pedagogov professional'nogo obucheniya k nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tol'yatti, 2013.
2. Belyh S.L. Upravlenie issledovatel'skoj aktivnost'yu studenta. Izhevsk, 2008.
3. Zimnyaya I.A. Issledovatel'skaya deyatel'nost' studentov v vuze kak ob'ekt proektirovaniya v kompetentnostno-orientirovannoj OOP VPO. Moskva, 2010.
4. Davydov V.V. Nauchnoe obespechenie obrazovaniya v svete novogo pedagogicheskogo myshleniya. Novoe pedagogicheskoe myshlenie. Moskva, 1989.
5. Lukashevich O.N. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' kak sredstvo razvitiya tvorchestva studentov v obrazovatel'noj sisteme pedagogicheskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Karachaevsk, 2002.
6. Gancen N.F. Operezhayuschaya professional'naya podgotovka buduschih uchitelej v processe nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti v period obucheniya v vuze. Dissertaciya . kandidata pedagogicheskih nauk. Magnitogorsk, 2002.
7. Vostroknutov E.V., Razuvaev S.G. Suschnost' ponyatiya «tvorcheskie kompetencii» v spektre kategorial'no-ponyatijnogo polya pedagogiki. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012; 2 (117).
8. Vostroknutov E.V. Soderzhanie i struktura tvorcheskih kompetencij studenta tehnicheskogo vuza. Vestnik vysshej shkoly «Alma Mater». 2012; 3.
9. Vostroknutov E.V. Soderzhanie i rezul'taty opytno-'eksperimental'noj raboty po formirovaniyu tvorcheskih kompetencij u studentov tehnicheskogo vuza vo vneuchebnoj nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti. XXI vek: itogiproshlogo iproblemy nastoyaschego plyus. 2013; T. 1, № 11(15). Seriya: Social'no-gumanitarnye nauki.
10. Lyussev V.N., Yasarevskaya O.N., Vostroknutov E.V., Kuliamin O.V. The organization of students' research and know-how activity in a regional engineering higher school. Life Science Journal. 2014; 11(12s). Available at: http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1112s/102_2653 7life1112s14_474_477.pdf
Статья поступила в редакцию 29.01.15
УДК 378
Andreyev N.V., postgraduate, Far East State Humanities University (Habarovsk, Russia), E-mail: [email protected]
ARTISTIC DRAWING AS AN INDICATOR OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS OF ARCHITECTURE AND ARTISTIC PROFILE: UNDERSTANDING ITS BASICS AND EVALUATION CRITERIA. In the research paper in connection with the introduction of new educational standards of the higher educational school the author raises a problem of rethinking of the role of artistic drawing as an indicator of personal and professional development of students' artistic and architectural profile. The researcher justifies the criteria and indicators based on the nature of the pattern of artistic activity and specificity of its performance as a creative work in the educational process. The author also considers such criteria as being interested in the drawing process and professionalism of the performance, the indicators of which are defined to be a line, surface (sense of form, texture), composition through the prism of shaped vision of the themes, possession of drawing skills in expression of images by figurative means. The suggested criteria in organization of artistic activity of students in a university are a useful and clear mechanism to assess students' achievements.
Key words: artistic activity, evaluation criteria of artistic drawing, personal and professional development.
Н.В. Андреев, соискатель Дальневосточного государственного гуманитарного университета, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РИСУНОК КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОФИЛЯ: ОСМЫСЛЕНИЕ ЕГО СУТИ И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ
В статье в связи с введением новых образовательных стандартов высшей школы поднимается проблема переосмысления роли художественного рисунка как одного из показателя личностно-профессионального развития студентов художественно-архитектурного профиля. Обосновываются критерии и показатели рисунка исходя из сущности художественной деятельности и специфики его выполнения как творческого задания в учебном процессе на факультете архитектуры и дизайна Тихоокеанского государственного университета. Рассматриваются такие критерии рисунка, как заинтересованность, профессионализм исполнения, в которых показателями определяются линия, поверхность (чувство формы, фактуры), композиция сквозь призму образного видения темы рисунка, владение навыками образных средств изображения и выражения.
Ключевые слова: художественная деятельность, критерии оценки художественного рисунка, личностно-профес-сиональное развитие.
Стремление к конкурентоспособности на рынке труда, обусловившее введение федеральных образовательных стандартов третьего поколения, накладывает особый отпечаток на проблему личностного развития человека и его профессионального образования, что в свою очередь определяет актуальность переосмысления содержания личностно-профессиональной подготовки студентов в вузе.
Необходимость эта обусловлена самой сутью конкурентоспособности, которая, как отмечает М.И. Вари, с позиции американских специалистов состоит из двух частей: поддержки жизненных стандартов, постоянно повышающихся в обществе, и сохранения позиций лидера в мировой экономике. На этой основе конкурентоспособная личность определяется как «личность, способная быстро и безболезненно адаптироваться к постоянным изменениям общественных условий, научно-технического прогресса и новых видов деятельности и форм общения при условии сохранения позитивного внутреннего психоэнергетического потенциала и гармонии» [1, с. 932]. Данная трактовка позволяет выделить как минимум три сферы развития конкурентоспособной личности: сферу деятельности, сферу общения и сферу личности и её самосознания, что в профессиональном образовании и актуализирует проблему рассматривать всецело и личностное развитие, и профессиональную подготовку будущего специалиста.
Профессиональная подготовка бакалавров архитектурно-художественного профиля строится исходя из специфики художественной деятельности, суть которой согласно позиций, изложенных В.Н. Андреевым в своей монографии [2, с. 8 - 12] на основе исследований А.М. Новикова, С.Л. Рубинштейна, В. Гесс, Л.С. Выготского, В.С. Кузина и других, тезисно можно обозначить так: художественная деятельность
- формируется четырьмя видами деятельности: познавательной, ценностно-ориентировочной, преобразовательной, коммуникативной, являясь интегративным (синкретичным) видом [3, с. 376];
- неразрывно связана с формированием и развитием эмоциональной сферы человека. Обусловлено это тем, что «целостный акт познания всегда включает в себя синтез двух компонентов - знания и отношения, когнитивного и эмоционального», производными которых являются чувства (С.Л. Рубинштейн, В. Гесс) [4, с. 16];
- неразрывно связана с актом творения, состоящего из двух взаимосвязанных процессов: креативного и творческого (В.Н. Андреев) [5];
- основана на теургической (богоподобной) природе творчества (Н.А. Бердяев) [6], изменении мира, оперирующем двумя понятиями: первым - «объективная действительность», вторым - «реальность».
- требует от воспринимающего произведения искусства специальной подготовки в прочтении художественного образа, связанного с адекватностью его восприятия - прочтение его сути (концептуального видения) в русле «силовых линий» автора с определённой долей его домысливания (Е.П. Крупник) [7, с. 190191];
- требует от автора наличия ярко выраженных способностей в создании художественного образа - перерабатывать абрис, форму, цвет изображаемой натуры, использование изобразительных и композиционных средств [7];
- является сугубо персонифицированной, так как каждое произведение творчества неотделимо от автора, его создавшего, и имеет индивидуальную и общественную значимость [8, с. 73];
- неразрывно связана с критерием «новизны» как в получаемом продукте творчества, так и в результате деятельности (происходящие изменения (новообразования), формирующие компетенции творящего) [8], [9];
- характеризуется свободой в выборе изобразительно-выразительных средств, которая предоставляет право рисующему самому выбирать, какими способами будут решены задачи в рисовании или создан художественный образ;
- неотделима от вдохновения - состояния высшего напряжения духовных и физических сил рисующего, благодаря которому создаётся художественный образ (Б.М. Теплов, Е.С. Громов [10, с. 40], В.С. Кузин [11]).
Исходя из того, что художественная деятельность, в частности, на факультете архитектуры и дизайна Тихоокеанского государственного университета состоит в основном из изобразительной деятельности, представленной академическим и архитектурным рисунком, включающим и курсовое проектирование, позволяет утверждать, что рисунок (равно как архитектурный и дизайнерский проект) является показателем (инструментарием) личностно-профессионального развития студентов архитектурно-художественного профиля. И тому есть обоснование.
Во-первых, рисунок, выявляя специфику художественно-проектной деятельности в области изобразительного искусства, сам представляется как учебно-творческий проект. Ибо понятия во-ображ-ение, во-образ-ить можно рассматривать как изображать, изобразить - творить образ, мыслить образами, как способность переводить в архитектурно-художественный образ своё внутреннее видение, свою идею, мысль, мечту, впечатление от определённого события. Это делает очевидным, что итогом творческой проектной деятельности в рисунке является архитектурно-художественный образ, продуктом - сам рисунок как художественное произведение, результатом - те новообразования (творческие, проектные и др. компетенции), которые развились в ходе художественной деятельности.
Во-вторых, художественный рисунок в своём создании:
- опирается на специфику образовательной области «Искусство», а именно отражает не только видимые явления, но и фантазирует, приукрашивает существующую среду;
- отражает реалии Высшего мира, при образном восприятии, созерцании и воспроизведении которого требуется тонкая информационная «настройка», оперирующая своей символически-знаковой системой;
- оперирует образами, основанными на переработке природных форм и явлений окружающего мира, что составляет основу творчества и интерпретации;
- имеет заранее выработанные представления об этапах проектирования художественного образа (выработки субъективного видения изображаемой идеи темы - концепции, определения цели и задач создаваемого проекта, выбора средств, организации деятельности по его реализации, осмысление и рефлексию результатов деятельности).
Признание художественного рисунка показателем (инструментарием) личностно-профессионального развития студентов архитектурно-художественного профиля актуализирует проблему определения критериев его оценки, решение которой, в частности, нами найдено следующем образом. Так как результатом рисунка являются новообразования (разного рода и вида изменения в психических процессах, компетенциях), то его критериями и показателями оценки определены: увлечённость, заинтересованность (объём выполненной учебной и самостоятельной работы); профессионализм исполнения формы (способы творческих действий со средствами изображения); качество образного видения.
Первый критерий рисунка - заинтересованность - являет собой компонент отношения к выполняемой деятельности. Он проявляется в мотивированной увлечённости выполнением рисунка (связан либо с реализацией внутренней потребности -желанием делать для своего развития, либо внешней - работой за оценку потому, что так надо для диплома, получения стипендии и др.) и отражает суть личностно-эмоционального развития студента, а именно такой его показатель, как приобщённость студентов к художественной деятельности, то есть уровень сформированности интереса и интенсивности обращений к ней. Определяется с помощью волевых свойств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов -объёмом выполненной аудиторной и самостоятельной работы; упорством и настойчивостью в завершении изображаемого (корректировки работы, стремлением улучшить качество выполняемой работы); отношением к воспринимаемому и изображаемому явлению (мотивами деятельности (их изменением, если есть), доставляющим удовольствие от работы и удовлетворённостью своими результатами).
Второй критерий рисунка - профессионализм исполнения -являет собой компонент преобразовательной деятельности, включающий способы действий на картинной плоскости с изображаемым объектом, которые состоят в работе с линией, штри-
хом, пятном, цветом, формой как изобразительно-выразительными средствами, а также выделении главного, использовании ритма, динамики и других приёмов как композиционных средств. Профессионализм исполнения напрямую связан с владением формой в искусстве и обусловлен спецификой художественной деятельности, которая, исходя из структурных составляющих художественного творчества, проявляется в рисунке, прежде всего, в отборе обобщений тех или иных жизненных явлений в их индивидуально-неповторимой форме воплощения. Это делает форму существенной принадлежностью творчества и обосновывает утверждение П.Л. Лаврова, согласно которому творчество по сути и есть процесс формообразования. «Там, где наша мысль, чувство, решимость находит себе форму, там присутствует творчество...» [12, с. 534]. Однако к форме существуют определённые требования - она должна быть совершенной («стройной», гармоничной и легко воспринимаемой глазом), иначе, как ни священны и значимы для нас будут изображения, но если их форма будет уродлива, то искусство эти изображения «не признает». Отсюда совершенная форма есть необходимое требование раскрытия профессионализма в исполнении художественного рисунка, что позволяет показателями данного критерия вычленить элементы владения изобразительной грамотой. Связано это с тем, что форма не есть сама по себе. «Линия и поверхность, по выражению К. Юона, являются техническими слагаемыми художественной формы» [13, с. 167].
Поэтому первым показателем оценки владения формы в художественно-творческом рисунке определена линия, ибо как отмечает И.Е. Игнатьев [14], линия и линейные элементы руководят взглядом зрителя больше, чем что-либо другое в рисунке. Согласно ему, линия, являясь тончайшим и ответственным элементом рисунка, выражает самую высшую ступень художественной культуры. При этом качество приёмов работы с линией нами не рассматривается в отрыве от анализа изображения в целом, так как линия может быть как индивидуальным (присущим именно этому предмету, объекту), так и обобщённым выражением изображаемого (стилизованным, геометризованным и др.).
Вторым показателем формы определена поверхность (чувство формы и фактуры), ибо «все промежуточные этапы техники рисунка и сочетания формы, включая сюда светотень и объём, заключены между этими двумя полюсами - линией примитива и синтетического абриса совершенной формы» [14, с. 146]. На этом основании к данному показателю нами отнесены: особенности передачи светотеневого объёма; цветового решения и эмоционального использования цвета, гармоничного цветового строя; особенности в создании единства строя изображения, гармонии колорита.
Исходя из точек зрения А.П. Ершовой, Е.А. Захаровой, Т.Г. Пеня, что главным признаком искусства является художественный образ [15, с. 51], и именно в нём таинственным образом соединяются «портрет» самой жизни и «портрет» художника-творца, мы определили третий критерий - качество образного
Библиографический список
видения. Оно в рисунке выходит за рамки оценивания созданного по «правильности» изображения формы и соотносимо с передачей её выразительности (эмоционального отношения в создаваемой эстетической реальности), где композиция является её важнейшим средством решения и сама основывается на идее (концептуальном видении проблемы, поставленной в рисунке). Отсюда выделены два таких показателя как образное видение темы рисунка, предполагающее наличие идеи (субъективного видения решаемой проблемы) и её композиционное решение, соотносимое с представленной идеей в нём и изображённой формой, т.е. владение навыками образных средств выражения.
Первый показатель - образное видение темы рисунка определяет уровень отбора главного, наиболее существенного и характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, что включает в себя: наличие идеи в рисунке; индивидуальность, оригинальность замысла, отражающая либо его неповторимость в искусстве, либо свой «новый» взгляд на известные изображаемые действия, явления мира; адекватность выбранного композиционного решения идеи, соотносимое с представленной идеей в нём и изображённой формой; индивидуальную и общественную значимость рисунка.
Второй показатель - композитное решение (владение навыками образных средств изображения и выражения) - определяет уровень предварительной продуманности в их использовании. Он включает: соответствие содержания рисунка художественным элементарным требованиям (где качества рисунка, как мы отмечали, оцениваются не только по правильности изображения, но и по выразительности образа); композиционное расположение (сложность размещения) - масштаб изображения; перспективное и конструктивное построение; объёмное и пространственное изображение; применение различных техник и приёмов изображения.
Второй и третий критерий в художественном рисунке взаимообусловлены. Связано это с тем, что создание ярких художественных образов всегда требует от автора в акте создания произведения наличия определённого мастерства, т.е. владения конкретными изобразительными и композиционными навыками. В свою очередь, результат художественного творчества зависит от качества художественных образов. На этом основании, показателем подлинного творчества и служит качество художественных образов.
Как показывает практика, использование разработанных критериев оценки в организации художественной деятельности в высшей школе становятся не только «прозрачным» инструментарием оценки определенных достижений студентов, которые понимают как их оценивают, но и важным принципом в составлении тем заданий и определения их содержательной основы, что повышает мотивацию значения каждого задания в общей системе личностно-профессиональной подготовки студентов и придаёт создаваемому рисунку как художественному проекту личностно-общественную значимость в его выполнении.
1. Вари М.И. Общая психология. 2-е издание исправленное. и дополненное. К.: Центр учебной литературы, 2007.
2. Андреев В.Н. Методики прочтения и создания художественного образа в архитектуре, изобразительном искусстве и декоративно-прикладном искусстве: 3-е издание, дополненное. Хабаровск: Тихоокеанский государственный. университет, 2013.
3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. Москва: СИНТЕГ, 2007.
4. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. Москва: Академия, 2004.
5. Андреев В.Н. Проблема соотношения понятий креативности и творчества в художественной деятельности. Современное искусство: проблемы, тенденции, перспективы. Материалы международного фестиваля современного искусства «Увидеть невидимое». Хабаровск: ДВГГУ, 2011.
6. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. Москва: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: Фолио, 2004.
7. Хрестоматия по психологии художественного творчества. Москва: Магистр, 1998.
8. Паранюшкин РВ. Композиция: теория и практика изобразительного искусства. Ростов на Дону: Феникс, 2005.
9. Выготский Л.С. Психология искусства. Москва: Искусство, 1965.
10. Громов Е.С. Природа художественного творчества. Москва: Просвещение, 1986.
11. Кузин В.С. Психология живописи: учебное пособие для вузов. Москва: ОНИКС 21 век, 2005.
12. Панксенов Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение. Москва: Академия, 2007.
13. Паранюшкин РВ. Техника рисунка. Ростов на Дону: Феникс, 2006.
14. Лавров П.Л. Что такое философия в творчестве? - Философия и социология. Избранные произведения: в 2-х т. Москва, 1965; Т.1.
15. Ершова А.П., Захарова Е.А., Пеня Т.Г. и др. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий изобразительным искусством. Москва, 1991.
References
1. Vari M.I. Obschaya psihologiya. 2-e izdanie ispravlennoe. i dopolnennoe. K.: Centr uchebnoj literatury, 2007.
2. Andreev V.N. Metodiki prochteniya i sozdaniya hudozhestvennogo obraza v arhitekture, izobrazitel'nom iskusstve i dekorativno-prikladnom iskusstve: 3-e izdanie, dopolnennoe. Habarovsk: Tihookeanskij gosudarstvennyj. universitet, 2013.
3. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya. Moskva: SINTEG, 2007.
4. Izotova E.I., Nikiforova E.V. 'Emocional'naya sfera rebenka: Teoriya ipraktika. Moskva: Akademiya, 2004.
5. Andreev V.N. Problema sootnosheniya ponyatij kreativnosti i tvorchestva v hudozhestvennoj deyatel'nosti. Sovremennoe iskusstvo: problemy, tendencii, perspektivy. Materialy mezhdunarodnogo festivalya sovremennogo iskusstva «Uvidet'nevidimoe». Habarovsk: DVGGU, 2011.
6. Berdyaev N.A. Smysl tvorchestva: Opyt opravdaniya cheloveka. Moskva: OOO «Izdatel'stvo AST»; Har'kov: Folio, 2004.
7. Hrestomatiya po psihologiihudozhestvennogo tvorchestva. Moskva: Magistr, 1998.
8. Paranyushkin R.V. Kompoziciya: teoriya ipraktika izobrazitel'nogo iskusstva. Rostov na Donu: Feniks, 2005.
9. Vygotskij L.S. Psihologiya iskusstva. Moskva: Iskusstvo, 1965.
10. Gromov E.S. Priroda hudozhestvennogo tvorchestva. Moskva: Prosveschenie, 1986.
11. Kuzin V.S. Psihologiya zhivopisi: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: ONIKS 21 vek, 2005.
12. Panksenov G.I. Zhivopis'. Forma, cvet, izobrazhenie. Moskva: Akademiya, 2007.
13. Paranyushkin R.V. Tehnika risunka. Rostov na Donu: Feniks, 2006.
14. Lavrov P.L. Chto takoe filosofiya v tvorchestve? - Filosofiya i sociologiya. Izbrannye proizvedeniya: v 2-h t. Moskva, 1965; T.1.
15. Ershova A.P., Zaharova E.A., Penya T.G. i dr. Iskusstvo v zhizni detej: Opyt hudozhestvennyh zanyatij izobrazitel'nym iskusstvom. Moskva, 1991.
Статья поступила в редакцию 28.01.15.
УДК 378
Andreyev N.V., postgraduate, Far East State Humanities University (Habarovsk, Russia), E-mail: [email protected]
WAYS OF PERCEPTION OF THE WORLD AND SPECFIC FEATURES OF ARTISTIC ACTIVITY IN HIGHER EDUCATION SCHOOL. The condition of improving of personal training of a student of architectural and artistic profile, as well as the condition of his or her development as a person and as a professional is the artistic and educational environment due to the leading type of activity - professional studies. The professional studies are associated with two ways of learning about the world: on the scientific and artistic levels. In this context, the author conducts the research, based on the comparative performance of these two ways of learning about the world, and discusses the features of artistic activity in higher education that allow highlighting the artistic aspect of the educational environment in the education of undergraduates of architectural and artistic profile and thus considered as an artistic and educational medium. Its main components are distinguished sociocultural, software and training and activity, natural, man-made, creative and competitive components.
Key words: scientific and artistic way of perception of the world, basics of artistic activity.
Н.В. Андреев, соискатель Дальневосточного государственного гуманитарного университета, г. Хабаровск,
E-mail: [email protected]
ПУТИ ПОЗНАНИЯ МИРА И ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Условием совершенствования личностно-профессиональной подготовки студента архитектурно-художественного профиля, его развития как личности и как профессионала является художественно-образовательная среда, обусловленная ведущим видом деятельности - профессиональной учёбы, которая связана с двумя путями познания мира: научным и художественным. В этой связи автором на основе сравнительной характеристики этих двух путей познания мира рассматриваются особенности художественной деятельности в высшей школе, позволяющие выделить художественный аспект образовательной среды в подготовке бакалавров архитектурно-художественного профиля и соответственно рассматривать среду как художественно-образовательную, основными компонентами которой выделяются социокультурный, программно-учебно-де-ятельностный, природный, антропогенный, творчески-конкурсный.
Ключевые слова: научный и художественный путь познания мира, сущность художественной деятельности.
Следуя мысли Л.С. Выготского в отношении целостного пути развития всей личности, т.е. становления человеческого в человеке, сопряжённого с приобретением новых знаний, интериори-зацией культурных ценностей, овладением неординарными способами действий, применительно к высшей школе действенным источником (условиями) его развития как личности и как профессионала в художественном творчестве является образовательная среда, обусловленная, согласно А.Н. Леонтьеву ведущим видом деятельности данного возрастного периода - профессиональной учёбой, которая связана с двумя путями познания мира: научным и художественным при доминанте последнего.
В художественной педагогике, как и в философии образования, [1] существует утверждение, что научному пути познания присущи, прежде всего, такие качества как рациональность, доказательность, проверяемость, системность, подтверждаемость, которые на практике сопряжены с необходимостью расчленённого восприятия мира при использовании доказательной базы. Тогда как специфика художественного пути познания кроется в целостном, а не расчленённом отображении окружающего мира и особенного видения человека в нём, возникающем на основе образности, обращённости к чувственно-эмоциональной сфере; творческого замысла, интуитивного проникновения в суть явле-
ний, духовному миру личности, осмысления социальной действительности, постижения духовной сути эпохи [1, с. 141-143]. Кроме того, как отмечает А.М. Солженицын, именно исходя из сущности художественного пути познания, создаётся художественное произведение, которое строится на образе, а не на понятии. В нём мысль облекается в «живые лица» и воспринимается в виде зримых событий. И далее, следуя его мысли: там, где научному исследованию надо преодолеть перевал, там художественное исследование тоннелем интуиции проходит иногда короче и вернее [2, с. 8].
Применительно к образовательному процессу, не противопоставляя, а сопоставляя художественный путь познания мира с научным, ибо они, как две стороны одной медали, являют собой целостный процесс познания окружающего, приведём ряд выделенных Б.М. Неменским [3] характерных отличительных особенностей в отношении предмета и инструмента познания, пути освоения опыта и итогов познания. Так, согласно ему, если предметом научного пути познания является реальность, то художественного - отношение к этой реальности. Если в научном пути познания инструментом является понятие (объективная форма), то в художественном (познании через искусство) - художественный образ как его субъективная форма. Если познание