УДК 372.874 ББК 74.268.51
DOI: 10.31862/1819-463X-2024-3-251-264
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ГРАФИКИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ШКОЛЕ
А. И. Филимонов, Т. А. Канунникова
Аннотация. В статье обосновано первостепенное значение преподавания графики на уроках изобразительного искусства в школе. Рассмотрены методические аспекты организации учебно-творческой деятельности школьников на основе индивидуально-личностного подхода, метода проектной деятельности и с учетом особенностей возрастной психологии детей. Авторами предложены различные виды практических упражнений и учебно-творческих заданий в технике графики, направленных на развитие изобразительной грамотности и формирование духовной культуры школьников. Обосновано фундаментальное значение графики в школе для развития умений и навыков реалистического изображения действительности, а на этой основе развития художественной фантазии и образного мышления. Предложенная авторами система методов преподавания искусства графики с указанием ее необходимых компонентов может иметь практическую значимость для подготовки учителей изобразительного искусства и художников-педагогов.
Ключевые слова: искусство графики, печатная графика, изобразительная деятельность детей, уроки изобразительного искусства в школе, метод проектов, выразительные средства графика: линия, пятно.
Для цитирования: Филимонов А. И., Канунникова Т. А. Методические аспекты преподавания графики на уроках изобразительного искусства в школе // Наука и школа. 2024. № 3.
С. 251-264. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-3-251-264.
© Филимонов А. И., Канунникова Т. А., 2024
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
METHODOLOGICAL ASPECTS OF TEACHING GRAPHICS IN ART LESSONS AT SCHOOL
A. I. Filimonov, T. A. Kanunnikova
Abstract. The article substantiates the paramount importance of teaching graphics at school in the lessons of fine arts. The methodological aspects of the organization of educational and creative activity of schoolchildren on the basis of the individual approach, the method of project activity and taking into account the peculiarities of age psychology are considered. The authors propose various types of practical exercises and educational and creative tasks in the technique of graphics, aimed at the development of visual literacy and the formation of spiritual culture of students. The fundamental importance of graphics in school for the development of skills and abilities of realistic depiction of reality, and on this basis the development of artistic imagination and imaginative thinking, is substantiated. The system of methods of teaching the art of graphics proposed by the authors, indicating its necessary components, may have practical significance for the training of teachers of fine arts and artist teachers.
Keywords: graphic art, printed graphics, children's visual activities, art lessons at school, project method, graphic expressive means: line, spot.
Cite as: Filimonov A. I., Kanunnikova T. A. Methodological aspects of teaching graphics in art lessons at school. Nauka i shkola. 2024, No. 3, pp. 251-264. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-3-251-264.
В современной школе уроки изобразительного искусства воспринимаются участниками образовательного процесса как «разгрузочные занятия», позволяющие детям снять умственное напряжение от других учебных предметов, и вместе с тем, развить свой кругозор и эстетический вкус. Порой обучающее значение уроков изобразительного искусства в школе остается недооцененным, на первый план выступают воспитательные задачи образования. Такой подход нельзя назвать полностью верным, поскольку решение воспитательных, развивающих и обучающих задач неразделимо. Истоки подобного отношения к учебному предмету многообразны, в том числе это чисто организационные вопросы обеспечения образовательного процесса специализированным кабинетом или студией для занятий изобразительным искусством, наличие необходимого материально-технического фонда, а главное, квалифицированного педагога. Эти проблемы давно решены во многих школах Москвы, но сохраняются в регионах России и обострились в наши дни в связи с особыми требованиями Роспотребнадзора к использованию учебных кабинетов школ в условиях распространения коронавирусной инфекции.
Вместе с тем даже одночасовое изучение изобразительного искусства в школе способно не только дать ученикам яркие представления о красоте мира и его воплощении в художественных образах, но и научить изобразительной грамотности, развить композиционное мышление, сформировать «умение видеть» и потребность созидать красоту в жизни.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в современной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. Эта основополагающая цель может быть достигнута на уроках изобразительного искусства посредством решения ряда задач, среди которых: при-
обретение детьми изобразительной грамотности (прежде всего, на основе рисования с натуры); знакомство с многогранным наследием мировой художественной культуры; творческое познание окружающего мира и эмоционально-нравственное осмысление действительности. Именно на этом фундаменте происходит формирование художественно-образного мышления, воспитание школьника и становление духовной культуры личности.
Учитель изобразительного искусства, кроме хорошо известных дидактических принципов, руководствуется в своей работе со школьниками принципом системной целостности развития: художественного восприятия, художественно-образной памяти, художественного воображения и художественного мышления. Эти процессы протекают с опорой на деятельностный метод и личностный подход в обучении, через взаимодополнение индивидуальной и коллективной форм детского изобразительного творчества.
К. Д. Ушинский писал о том, что успех поддерживает интерес к учению. В этом смысле сложно переоценить благоприятную почву уроков изобразительного искусства в школе для развития познавательных интересов учеников, для создания таких ситуаций на уроке и во внеурочной деятельности, когда ребенок ощущает радость от процесса и результатов своего труда, укрепляя веру в свои творческие силы, желание учиться и мотивацию к познавательной деятельности в целом.
Какова же в этом контексте роль учителя? Он выступает как мастер, наставник, проводник и вдохновитель новых творческих идей: пишет и рисует на доске в формате мастер-класса, обучая ребят приемам работы с натуры; использует разные организационные формы занятий (урок-игра, конкурс, викторина, выставка, виртуальная экскурсия); стимулирует активное участие детей в конкурсах, выставках, фестивалях; организует разнообразные виды изобразительной деятельности; знакомит с техникой работы новыми для детей художественными материалами.
Особым потенциалом на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе обладают занятия графикой, поскольку они позволяют ученику любого возраста, малыми изобразительными средствами создавать выразительные образы в композициях. Графика обладает сильнейшим эмоциональным воздействием на детей. Первое детское впечатление от произведений художников-графиков, выполненных карандашом или тушью, в технике ксилографии или линогравюры, можно емко охарактеризовать, как удивление. Знакомит ли учитель ребят с рисунками В. Серова, И. Шишкина, М. Врубеля, работами Ю. Ракши, гравюрами В. Фаворского или графическими иллюзиями - «матамарфозами пространства» в творчестве художника Эшера, дети чувствуют удивительную выразительность лаконичного художественного языка графики и учатся думать над тем, как влияют свойства материала на выбор художественных средств.
Потенциал искусства графики в школе используется авторами известных учебных программ по изобразительному искусству. Так, в программе под редакцией Б. М. Не-менского с основными выразительными средствами графики - линией и пятном -учащиеся знакомятся уже во 2-м классе, причем акцент делается на восприятии эмоциональной выразительности этих «скупых средств». Дети учатся изображать «колючие и острые», «плавные и нежные» линии, выполнять ассоциативные изображения на основе тонального пятна, искать ритмы линий и пятен в природе. Изобразительные возможности графических средств авторами данной программы рассматриваются подробнее только в 6-м классе общеобразовательной школы, когда речь заходит о возможностях создания иллюзии объема и пространства на плоскости листа при изображении натюрморта в графике.
Программа под редакцией В. С. Кузина и линия УМК С. П. Ломова, С. Е. Игнатьева, М. В. Кармазиной заостряют внимание школьников на изобразительных и выразительных возможностях графики в их единстве, обучая «азбуке изобразительного искусства»: основам линейного и тонового рисунка, принципам работы тушью и пером, возможностям передачи фактуры, движения и настроения с помощью ритма линий и пятен (рис. 1).
Рис. 1. Линия и штрих. Учебник ИЗО 5-й класс. С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина
Страницы учебника содержат «памятки», отображающие приемы работы разными графическими материалами и последовательность ведения рисунка.
Рассмотрим на конкретных примерах детских работ, как обучение искусству графики в школе позволяет решить ряд задач: от приобретения детьми изобразительной грамотности до развития чувства материала, умения отбирать выразительные средства для создания образа в композиции.
Первоклассник легко и уверенно рисует линией. В его рисунке линия как основное выразительное средство графики обладает и изобразительностью, и эмоциональной выразительностью, передавая отношение ребенка к изображенному объекту. Столь же естественным для ученика начальной школы является ассоциативная работа с пятном - еще одним элементом графического языка: от угадывания образа «спрятанного в пятне туши на листе или отвалившейся штукатурки на стене» до работы силуэтом в рисунке. Постепенно, от урока к уроку, ребенок приобретает знание о контрасте черного и белого, о характере линии, о возможности зрительно приближать или удалять изображение, варьируя нажим на карандаш, прибегая к контрастам или нюансам, а главное - к возможности скромными графическими средствами создавать в рисунке богатый эмоциональными характеристиками и выразительный образ.
Учащиеся начальной школы с увлечением создают графические композиции в жанре анималистики: птицы в полете или сидящие на ветках зимних деревьев; совы, жирафы и черепахи - реалистичные и декоративные изображения. Школьники работают на белой и тонированной бума-
Рис. 2. Свиристель. Работа ученика 3-го класса, 10 лет. Тонированная бумага, маркер, простой карандаш, белая гуашь
Рис. 3. Полет кукушки. Работа ученика 3-го класса, 10 лет. Бумага, маркер, корректор, простой карандаш
ге, используют, кроме простого графитного карандаша, черный маркер и гелевую ручку, белила и даже замазку-корректор. Простота и доступность графических материалов вместе с лаконичностью графического языка активизируют работу детской фантазии, приближая ребят к пониманию образной выразительности «искусства черного и белого» (рис. 2).
Детский рисунок «Полет кукушки», выполненный в графической технике, в сочетании черного маркера, белого корректора и простого карандаша, выглядит удивительно динамично и пространственно (рис. 3). Такого впечатления автору рисунка удается достичь благодаря диагональному построению композиции, подчеркивающему идею движения. Кроме того, изображение кукушки, пространство неба и плоскость земли
вписываются в три треугольника, развернутых под разными углами к краю картинной плоскости, что также усиливает иллюзию движения в рисунке. Рисунок богат деталями: юная художница со вниманием прорисовывает оперение птицы, волнистое кружево облаков, кроны деревьев и деревенские домики, над которыми пролетает, раскинув крылья, кукушка.
Графическая техника, с ее скупыми выразительными средствами, требует от рисовальщика любого возраста точности рисунка, зоркости глаза, умения видеть натуру и запечатлевать самые важные и характерные особенности изображаемого объекта. В этом смысле интересны учебно-творческие работы школьников в жанре портрет, а также тематические рисунки в технике графики. Рассмотрим некоторые из них.
В графических композициях о Великой Отечественной войне ученики начальной школы 3-го и 4-го класса постарались воплотить образ блокадного Ленинграда. Трудная в эмоционально-нравственном смысле тема потребовала от детей большой духовной работы: осмысления кадров фото- и кинохроники военных лет, прочтения рассказов о подвиге жителей и защитников блокадного Ленинграда. Для решения образной задачи учащимися была выбрана скупая графическая техника: работа на сером картоне белой и черной гуашью. В результате созданы графические композиции, полные сострадания и уважения к людям, пережившим войну, победившим фашизм (рис. 4).
Стоит отметить работу в графике на уроках изобразительного искусства над портретными
I
Рис. 4. Память. Работа ученика 4-го класса, 10 лет. Картон, белая и черная гуашь
образами ветеранов Великой Отечественной войны. Простой графитный карандаш и бумага оказались достаточными материалами для решения композиционных и образных задач в детском рисунке (рис. 5). Десятилетний автор на высоком для своего возраста уровне изобразительной грамотности передает пропорции головы, лица и фигуры человека. Особенно важно, что через пластику движения, поворот головы, мимику создаются в рисунке неповторимый характер и настроение героя. С удивительным вниманием проработаны в рисунке детали военного кителя и боевые награды ветерана. Портрет, несмотря на свою незавершенность, получился содержательным и эмоционально выразительным.
Несомненно, в процессе обучения графике на уроках изобразительного искусства в школе необходимы серии графических упражнений на отработку владения материалом и техникой, понимание единства изобразительно-выразительных характеристик графического языка. Основные средства графики - линия и пятно - изучаются в процессе наблюдения натуры, рисования с натуры, рассмотрения композиций мастеров графического искусства. Выполняя наброски и натурные зарисовки трав и листьев, ученики используют разные по характеру линии (плавные, отрывистые, мягкие, жесткие) для передачи особенностей изображаемого объекта (рис. 6, рис. 7).
Рис. 5. Дедушка. Работа ученика 4-го класса, 10 лет. Бумага, графитный карандаш
Рис. 6. Листья
Рис. 7. Травы
Рисунки с натуры учеников 5-6-го класса, 11-12 лет. Тонированная бумага, пастель. Бумага,
графитный карандаш
Рис. 8. Гроза. Работа ученика 7-го класса, Рис. 9. Над озером. Работа ученика
14 лет. Бумага, мягкий графитный карандаш 7-го класса, 14 лет. Бумага, тушь
В графических зарисовках пейзажа тональная характеристика мотива, использование выразительности пятна, характера линии, направления штриха позволяют передать различные состояния природы (рис. 8, рис. 9).
Ученики 5-7-х классов общеобразовательной школы, работая по программе под редакцией С. П. Ломова, С. Е. Игнатьева, М. В. Кармазиной, системно и поэтапно изучают основы академического рисунка с натуры: линейно-конструктивное построение объемной формы предметов, теорию теней [1, с. 10-15].
Выполняя рисунки с натуры, школьники учатся графическими средствами - линией и тоном - создавать иллюзию объема и трехмерного пространства на двухмерной плоскости листа, грамотно работать штрихом и растушевкой, достигая точности и выразительности изображения.
Изучение основ академического рисунка на основе рисования с натуры необходимо в школе. По определению профессора Н. Н. Ростовцева, академический рисунок раскрывает «принципы построения реалистического изображения на плоскости и дает художественную культуру, знания и навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы» [2, с. 17]. В процессе создания тональных рисунков школьники учатся давать в изображении более полную характеристику предмета и среды, потому что передают объемность, освещенность, материальность и пространственные отношения предметов (рис. 10). Работа мягким графическим материалом на занятиях графикой в формате урока изобразительного искусства в школе помогает учащимся почувствовать целостность композиции, уяснить, что такое «большой свет» и «большая тень», увидеть выразительность тонального пятна (рис. 11).
Выполняя декоративные творческие изображения натюрмортов, школьники учатся графическими средствами - контрастом черного и белого, линией и пятном - создавать яркие и эмоционально окрашенные образы (рис. 12). Подобные
Рис. 10. Учебный натюрморт с вороной. Работа
выполнена с натуры учеником 7-го класса, 13 лет. Бумага, простой графитный карандаш
Рис. 11. Натюрморт. Работа ученика 7-го класса, 13 лет. Тонированная бумага, сепия, белый мел
Рис. 12. Декоративный натюрморт. Работа ученика 6-го класса, 12 лет. Бумага, маркер, гелевая ручка
учебно-творческие задания выполняются после рисования с натуры, когда у школьников сложилось понимание конструктивных особенностей формы и пространственного расположения предметов, и служат развитию творческой фантазии в процессе декоративной переработки и трансформации изображения хорошо изученных с натуры предметов.
Знания, сформированные в процессе натурного рисования, и навыки творческого преобразования формы, стилизации и трансформации изображения пригодятся ученикам при работе над сюжетными композициями и образами на тему сказок и мифов [3, с. 151170]. Выполнение таких учебно-творческих заданий развивает образное мышление школьников, формирует композиционные навыки и оттачивает умение работать в материале, используя выразительные особенности графического языка (рис. 13).
Для школьников 12-13 лет наибольшие затруднения и вместе с тем интерес вызывает изображение человека
Рис. 13. Птица Сирин. Работа ученицы 6-го класса, 12 лет. Крафт, маркер, гелевая ручка, белая гуашь
в покое и движении. В научной литературе по возрастной психологии и методике художественного образования детей всесторонне изучен факт отрицания рисования, характерный для подростков [3-6].
Школьники 6-7-х классов стараются избегать рисования человека, так как, критически оценивая свои учебно-творческие рисунки, не находят в них отражения действительности. Дети остро чувствуют свою «неумелость», беспомощность выразить интересующие их объекты и явления на должном изобразительном уровне. Такой критический подход к своему творчеству свойственен для подростков. Именно ощущение своей «неумелости» и «неуспешности» в изобразительной деятельности, как отмечал Л. С. Выготский, толкает ребят к отказу от рисования в пользу иных увлечений [4, с. 19].
Помочь школьнику по возможности преодолеть подростковый кризис «отрицания рисования» - задача учителя изобразительного искусства. Один из наиболее важных моментов на этом пути - приобретение детьми изобразительной грамотности в процессе ежеурочной практики рисования с натуры, в частности, в процессе выполнения набросков фигуры человека в покое и движении различными графическими материалами [1, с. 45-55]. Моделями для краткосрочных набросков могут являться одноклассники, тем более что образ сверстника, портрет современника и автопортрет - это наиболее острые и актуальные для подростков творческие темы (рис. 14, рис. 15).
Рис. 14 Рис. 15
Наброски с натуры. Работы учеников 7-го класса, 13 лет. Бумага белая и цветная, маркер, гелевая ручка, простой карандаш
Велика роль графики на уроках изобразительного искусства в школе в процессе закрепления межпредметных связей с уроками литературы. Выполняя графические иллюстрации к стихотворениям и прозе, школьники яснее осмысливают художественный образ, «проживают» идейно-нравственное и духовное
содержание произведения, воплощают свое представление о добре и зле, красоте и правде в авторских творческих работах.
Примером сказанному могут служить иллюстрации к стихотворениям Б. Пастернака и М. Лермонтова, выполненные учениками подросткового возраста. В графических композициях ребятам удалось создать удивительно красивые и выразительные образы картин природы - снегопада и лунной ночи, одухотворенные восприятием и настроением человека, лирического героя произведения (рис. 16, рис. 17).
Рис. 16 Рис. 17
Иллюстрации к поэтическим произведениям. Работы учеников 7-го класса, 13 лет. Цветная бумага, маркер, гелевая ручка, белая гуашь
Уроки изобразительного искусства становятся богаче и разнообразнее, если включать в них знакомство с особенностями выразительных средств печатной графики: ксилографии, линогравюры, офорта. Отметим, что программа под редакцией С. П. Ломова, С. Е. Игнатьева, М. В. Кармазиной предусматривает знакомство с разными видами печатной графики, при этом изобразительность и выразительность графического языка рассматривается в единстве, необходимом для создания художественного образ в графической композиции [1, с. 79].
Безусловно, техническое оснащение не во всех школах позволяет заниматься на практике линогравюрой или офортом, кроме того, процесс подготовки форм для печатной графики предполагает работу с инструментами, потенциально опасными для занятий в условиях школьного урока. Тем не менее, не стоит отказываться от изучения печатной графики в школе, обедняя изобразительную деятельность, кругозор и творческое развитие учеников. Выразительные средства графики можно изучать на примере техники граттажа, монотипии, а также заранее готовить к урокам печатные формы, например, для линогравюры, с помощью которых школьники смогут создавать неповторимые образы-фантазии в смешанной технике (рис. 18, рис. 19).
Рис. 18 Рис. 19
Образы-фантазии на тему сказок и мифов. Дорисовка оттисков формы «листок» в линогравюре: смешанная графическая техника. Работы учеников 6-го класса, 12-13 лет. Цветная бумага, крафт, формы для линогравюры, маркер, гелевая ручка, черная и белая гуашь
Следует отметить, что при выполнении учебно-творческих заданий в смешанной графической технике разными художественными материалами ученики младшего подросткового возраста проявляют фантазию, развивают композиционно-образное мышление, на практике применяя различные способы выделения центра композиции, достигая равновесия и целостности рисунка, создавая выразительные графические образы.
Работа в технике графики на уроках изобразительного искусства в школе может осуществляться по методу проектной деятельности. Создание рукописных иллюстрированных книг или серий линогравюр может быть реализовано в групповом творческом проекте. Проектная деятельность - один из ведущих методов при изучении изобразительного искусства в школе, поскольку работа над проектом актуализирует межпредметные связи с уроками литературы, музыки и истории, систематизирует научные знания, и что очень важно, формирует духовную культуру и воспитывает учеников.
Рис. 20. Композиции из серии линогравюр «Слово о полку Игореве». Работы учеников 8-го класса, 14-15 лет. Линогравюра на картоне
¡•»i LMIM Omni W-l №1,
At апчцчи
HUH Hl№( И» ПА4 МП1Ц
1ЛДИ limn Г'НЪР Чл'1.1 П1 MIL'
Nim мм ll IUIHI jtwi ^
Рис. 21. «Слово о полку Игореве». Работы учеников 8-го класса, 14-15 лет.
Линогравюра на картоне
В качестве примера приведем реализованный в общеобразовательной школе проект: серию линогравюр по мотивам «Слова о полку Игореве». Творческая работа была выполнена учениками 8-го класса на занятиях графикой во внеурочной деятельности под руководством учителя изобразительного искусства Калинина Бориса Петровича и многие годы украшала фойе Гимназии № 11 города Железнодорожный Московской области (рис. 20, рис. 21).
Подводя итог сказанному, отметим, что учебная и художественно-творческая деятельность детей в процессе изучения графики на уроках изобразительного искусства в школе приучает наблюдать за предметами и явлениями действительности, сравнивать, анализировать, рассуждать, а затем емко и точно выражать в своем творчестве чувства, мысли и впечатления.
Практическое изучение графики в процессе изобразительной деятельности непосредственно влияет на становление духовно-нравственных убеждений и ценностей личности, воспитывает в детях душевную красоту [1; 7].
Искусство графики в школе - это возможность воспитать у детей культуру восприятия окружающего мира, приблизиться к формированию художественной культуры личности учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Искусство: Изобразительное искусство. 5-7 класс: в 2 ч.: учебник / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. М.: Дрофа, 2020. (Российский учебник).
2. Ростовцев Н. Н. Учебный рисунок: учеб. пособие для пед. училищ. М.: Просвещение, 1976.
3. Игнатьев С. Е. Теория и практика развития изобразительной деятельности детей: дис. д-ра пед. наук. М.: МПГУ, 2007. 344 с. С. 236.
4. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 576 с.
5. Игнатьев Е. И., Громов М. Д., Лукин Н. С. Психология. М.: Просвещение, 1965. 344 с.
6. Канунникова Т. А. Методика развития композиционно-образного мышления подростков средствами изобразительного искусства: дис. канд. пед. наук. М.: МПГУ, 2016. С. 289.
7. Ломов С. П. Дидактика художественного образования: моногр. М.: Педагогическая академия, 2010. 104 с.
8. Барциц Р. Ч. Рисунок как основа целостного видения графической композиции // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: сб. науч. ст. Вып. 3. М.: Прометей, 1999. С. 67.
9. Грабарь И. Э. О преподавании рисунка // Вопросы художественного образования. Л.: Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, 1976. Вып. XV. С. 79-81.
10. Зинченко В. П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком. Ростов н/Д.: РГПУ, 1996. 126 с.
11. Кардовский Д. Н. Пособие по рисованию / под общ. ред. проф. Д. Н. Кардовского, проф. В. Н. Яковлева, доц. К. Н. Корнилова. М.: В. Шевчук, 2006. 162 с.
12. Кузин В. С. Психология: учебник. М.: Высшая школа, 1974. 280 с.
13. Лебёдко В. К. Научно-методический опыт Н. Н. Ростовцева. Краткий очерк // Рисунок вчера, сегодня, завтра. М.: Прометей, 2013. С. 43-49.
14. Филимонов А. И. Анатомический рисунок фигуры человека как учебный предмет // Рисунок вчера, сегодня, завтра. М.: Прометей, 2013. С. 179-186.
REFERENCES
1. Lomov S. P., Ignatyev S. E., Karmazina M. V. Iskusstvo: Izobrazitelnoe iskusstvo. 5-7 klass. In 2 vols. Textbook. Moscow: Drofa, 2020. (Rossiyskiy uchebnik).
2. Rostovtsev N. N. Uchebnyy risunok: ucheb. posobie dlya ped. uchilishch. Moscow: Prosveshchenie, 1976.
3. Ignatyev S. E. Teoriya i praktika razvitiya izobrazitelnoy deyatelnosti detey. ScD dissertation (Education). Moscow: MPGU, 2007. 344 p. P. 236.
4. Vygotskiy L. S. Psikhologiya iskusstva. Moscow: Iskusstvo, 1968. 576 p.
5. Ignatyev E. I., Gromov M. D., Lukin N. S. Psikhologiya. Moscow: Prosveshchenie, 1965. 344 p.
6. Kanunnikova T. A. Metodika razvitiya kompozitsionno-obraznogo myshleniya podrostkov sredstvami izobrazitelnogo iskusstva. PhD dissertation (Education). Moscow: MPGU, 2016. P. 289.
7. Lomov S. P. Didaktika khudozhestvennogo obrazovaniya: monogr. Moscow: Pedagogicheskaya akademiya, 2010. 104 p.
8. Bartsits R. Ch. Risunok kak osnova tselostnogo videniya graficheskoy kompozitsii. In: Voprosy istorii, teorii i metodiki prepodavaniya izobrazitelnogo iskusstva. Iss. 3. Moscow: Prometey, 1999. P. 67.
9. Grabar I. E. O prepodavanii risunka. In: Voprosy khudozhestvennogo obrazovaniya. Leningrad: In-t zhivopisi, skulptury i arkhitektury im. I. E. Repina, 1976. Iss. XV, pp. 79-81.
10. Zinchenko V. P. Razvitie tvorcheskikh sposobnostey na zanyatiyakh akademicheskim risunkom. Rostov-on-Don: RGPU, 1996. 126 p.
11. Kardovskiy D. N. Posobie po risovaniyu. Ed. by D. N. Kardovsky, V. N. Yakovlev, K. N. Kornilov. Moscow: V. Shevchuk, 2006. 162 p.
12. Kuzin V. S. Psikhologiya. Textbook. Moscow: Vysshaya shkola, 1974. 280 p.
13. Lebedko V. K. Nauchno-metodicheskiy opyt N. N. Rostovtseva. Kratkiy ocherk. In: Risunok vchera, segodnya, zavtra. Moscow: Prometey, 2013. Pp. 43-49.
14. Filimonov A. I. Anatomicheskiy risunok figury cheloveka kak uchebnyy predmet. In: Risunok vchera, segodnya, zavtra. Moscow: Prometey, 2013. Pp. 179-186.
Филимонов Александр Иванович, доцент кафедры рисунка Института изящных искусств художественно-графического факультета, Московский педагогический государственный университет
e-mail: alexfil31@mail.ru
Filimonov Alexander I., Assistant Professor, Drawing Department, Institute of Fine Arts, Art and Graphics Faculty, Moscow Pedagogical State University e-mail: alexfil31@mail.ru
Канунникова Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка и кафедры методики преподавания изобразительного искусства Института изящных искусств художественно-графического факультета, Московский педагогический государственный университет
e-mail: earlfantasy@gmail.com
Kanunnikova Tatyana A., PhD in Education, Assistant Professor, Drawing Department, Methods of Teaching Fine Arts Department, Institute of Fine Arts, Art and Graphics Faculty, Moscow Pedagogical State University
e-mail: earlfantasy@gmail.com
Статья поступила в редакцию 09.04.2024 The article was received on 09.04.2024