Научная статья на тему 'ЖАНРОВОЕ И СТИЛЕВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РИСУНКОВ В.К. ФЕДОРОВА'

ЖАНРОВОЕ И СТИЛЕВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РИСУНКОВ В.К. ФЕДОРОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК / СТАНКОВЫЙ РИСУНОК / КНИЖНАЯ ГРАФИКА / ЭСКИЗ / ЭТЮД / ПОРТРЕТ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР / ОБНАЖЕННАЯ НАТУРА / Н.И. ФЕШИН / МАСТЕРСКАЯ А.А. МЫЛЬНИКОВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Улемнова О.Л.

Статья посвящена графике одного из ведущих художников Татарстана второй половины ХХ в., внесшего большой вклад в развитие монументально-декоративного искусства, исторической, портретной и пейзажной живописи республики. Автор впервые дает развернутый анализ рисунков В.К. Федорова, выявляя важнейшую роль, которую рисунок играл для него как основа других видов искусства и как самостоятельный вид творчества. В статье представлено многообразие видов и жанров графики, к которым обращался художник: станковая и книжная графика, портретный и исторический жанры и др. Автором выявлены истоки формирования В.К. Федорова как рисовальщика - традиции фешинской школы рисунка, особенности преподавания рисунка в мастерской А.А. Мыльникова, раскрыта стилистическая эволюция графических произведений художника, отражающая общие тенденции развития советского рисунка второй половины ХХ в. и индивидуальные особенности авторского почерка художника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRE AND STYLE ORIGINALITY OF DRAWINGS BY V.K.FEDOROV

The article is devoted to the drawings of the artist V.K.Fedorov, who made a great contribution to the development of monumental and decorative art, historical, portrait and landscape painting of Tatarstan in the second half of the 20th century. The author of the article for the first time gives a detailed analysis of V.K.Fedorov's drawings, revealing the most important role that drawing played for him as the basis of other types of art and as an independent form of creativity. The article presents the variety of types and genres of graphic art that the artist addressed: easel and book graphics, portrait and historical genres, etc. The author revealed the origins of V.K. Fedorov's formation as a draftsman - the traditions of the N.I. Feshin school of drawing, the features of teaching drawing in A.A. Mylnikov's workshop. The author revealed the stylistic evolution of V.K. Fedorov's drawings, reflecting the general trends in the development of Soviet drawing in the second half of the 20th century and individual features of the artist's handwriting.

Текст научной работы на тему «ЖАНРОВОЕ И СТИЛЕВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РИСУНКОВ В.К. ФЕДОРОВА»

УДК 741.021, 7.036.1

О.Л. Улемнова

ЖАНРОВОЕ И СТИЛЕВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РИСУНКОВ В.К. ФЕДОРОВА

Статья посвящена графике одного из ведущих художников Татарстана второй половины ХХ в., внесшего большой вклад в развитие монументально-декоративного искусства, исторической, портретной и пейзажной живописи республики. Автор впервые дает развернутый анализ рисунков В.К. Федорова, выявляя важнейшую роль, которую рисунок играл для него как основа других видов искусства и как самостоятельный вид творчества. В статье представлено многообразие видов и жанров графики, к которым обращался художник: станковая и книжная графика, портретный и исторический жанры и др. Автором выявлены истоки формирования В.К. Федорова как рисовальщика - традиции фешинской школы рисунка, особенности преподавания рисунка в мастерской А.А. Мыльникова, раскрыта стилистическая эволюция графических произведений художника, отражающая общие тенденции развития советского рисунка второй половины ХХ в. и индивидуальные особенности авторского почерка художника.

Ключевые слова: академический рисунок, станковый рисунок, книжная графика, эскиз, этюд, портрет, исторический жанр, обнаженная натура, Н.И. Фешин, мастерская А.А. Мыльникова Olga L. Ulemnova GENRE AND STYLE ORIGINALITY OF DRAWINGS BY V.K.FEDOROV The article is devoted to the drawings of the artist V.K.Fedorov, who made a great contribution to the development of monumental and decorative art, historical, portrait and landscape painting of Tatarstan in the second half of the 20th century. The author of the article for the first time gives a detailed analysis of V.K.Fedorov's drawings, revealing the most important role that drawing played for him as the basis of other types of art and as an independent form of creativity. The article presents the variety of types and genres of graphic art that the artist addressed: easel and book graphics, portrait and historical genres, etc. The author revealed the origins of V.K. Fedorov's formation as a draftsman - the traditions of the N.I. Feshin school of drawing, the features of teaching drawing in A.A. Mylnikov's workshop. The author revealed the stylistic evolution of V.K. Fedorov's drawings, reflecting the general trends in the development of Soviet drawing in the second half of the 20th century and individual features of the artist's handwriting.

Key words: academic drawing, easel drawing, book graphics, sketch, study, portrait, historical genre, nude, N.I.Feshin, A.A.Mylnikov's workshop

Введение

В современном художественном образовании все больше осознается важность и необходимость академического рисунка как основы любого вида изобразительного искусства и дизайна [2; 6] в противовес распространявшейся в последнее время тенденции к отказу от обучения технике и предоставления студентам полной свободы действий [2, с. 14]. В связи с этим наблюдается усиление интереса к русской академической школе рисунка, в том числе советского периода, к опыту наиболее значимых мастеров, соединявших личное творчество с педагогической деятельностью. Например, большой интерес исследователей в последнее время вызывает творческое наследие и педагогическая практика Н.И. Фешина в Казани [7], а также мастерская А.А. Мыльникова в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (ИЖСА им. И.Е. Репина), в том числе опыт преподавания рисунка [5], роль выпускников мастерской в развитии разных жанров изобразительного искусства Ленинграда/Петербурга [3; 4]. Между тем выпускники мастерской играли важную роль в художественной жизни не только второй столицы, но и разных реги-

онов России, в том числе Татарстана, а региональный аспект проблемы до сих пор не получил должного внимания, что усиливает актуальность выбранной темы.

Казанский художник Виктор Кронидович Федоров (1940-2001), внесший большой вклад в развитие изобразительного искусства Татарстана как художник-монументалист и живописец, в своем творчестве всегда опирался на серьезную академическую школу рисунка, полученную им в Казанском художественном училище (КХУ), где чтут традиции Н.И. Фешина, и в ИЖСА им. И.Е. Репина, который он окончил по мастерской А.А. Мыльникова. В нашей статье мы впервые представим общую картину развития графики В.К. Федорова, выявим ее истоки, отразим многообразие видов и жанров, к которым обращался художник, стилистическую эволюцию его графики, покажем, какую роль рисунок играл в его творчестве.

Материалы и методы

Статья является результатом самостоятельного исследования автором графического наследия В.К. Федорова, представленного в собрании Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан

(ГМИИ РТ), Национального музея Республики Татарстан (НМ РТ), в музее истории Казанского федерального университета (КФУ) в семье художника. Было просмотрено, описано и проанализировано более 300 рисунков В.К. Федорова, выполненных разнообразными материалами и инструментами. Применялись сравнительно-сопоставительный и культурно-исторический методы, формально-стилистический и иконографический методы искусствоведческого анализа.

Литературный обзор

В статье мы опираемся на труды наших предшественников, Д.К. Валеевой, В.А. Цой, которые были сосредоточены на изучении преимущественно живописных и монументально-декоративных произведений В.К. Федорова. Д.К. Валеева отмечает, что, если на раннем этапе В.К. Федоров реализовы-вал себя в монументальных формах, то «подлинным призванием, определившим дальнейшее творчество художника, явилась станковая живопись, отчасти в идее своей продолжившая замыслы его монументальных произведений» [1, с. 7]. Как человек, лично знавший В.К. Федорова, она отмечает интересную особенность работы художника, который иногда «просто беседуя с кем-то, неожиданно брал в руки карандаш и, как бы между прочим, легко набрасывал рисунок, улавливая в лице человека главное, что составляло его характер» [1, с. 9]. В.А. Цой, выстраивая иерархию жанров в живописи В.К. Федорова, ставит на первое место исторический, который давал возможность художнику выполнять свой гражданский и нравственный долг - создавать «живописную летопись Татарии», «обращаясь к исторической памяти русского и татарского народов, на основе конкретного исторического материала, передавая собственное ощущение истории» [8, с. 11]. Вписать творчество В.К. Федорова в контекст русского и советского искусства помогают труды ведущих отечественных искусствоведов -Н.С. Кутейниковой, Г.П. Тулузаковой и др., посвященные выдающимся русским мастерам академического рисунка - Н.И. Фешину, А.А. Мыльникову и его школе. Г.П. Тулузакова определяет Н.И. Фешина как «одного из самых выдающихся мастеров натурного рисунка начала ХХ века» [7, с. 5], подчеркивая, что рисунок составляет фундамент всего его творчества [7, с. 14]. В.А. Леднев раскрывает «феномен школы Мыльникова», рассматривая основные методы преподавания мастера и его коллег-педагогов в 1960-1980-е гг., в т.ч. пе-

дагога по рисунку А.Л. Королева, который внушал студентам, что «умение рисовать дает художнику крылья для полета фантазии и выполнения любого задуманного творческого произведения - картины, пейзажа, портрета, росписи» [5, с. 200]. Н.С. Кутейникова отмечает, что в мастерской А.А. Мыльникова и в 1990-е гг. рисунок, уже под руководством

A.К. Быстрова, продолжал оставаться основой образовательного процесса, и у студентов формировался «интерес к рисунку, его различным техникам, конструктивным особенностям, постижению сути форм» [3, с. 292].

Результаты

Рисунок составляет важнейшую часть творчества В.К. Федорова, играя, в первую очередь, роль подготовительного этапа при создании живописных и монументальных произведений, т.е. этюда, эскиза, наброска, в которых намечаются контуры и детали будущих картин и панно. Так, этюд к портрету -это изучение модели, ее внешнего облика, характера, психологических особенностей, выбор позы, ракурса, жестов, проработка деталей и аксессуаров. Эскиз к картине - это поиск композиционных решений, цветовых взаимоотношений, построение пространственных планов. В эскизах к монументальным произведениям автор прорабатывает соотношение основных масс, декоративную структуру плоскости будущей росписи, мозаики, витража. Многочисленные эскизы и наброски

B.К. Федорова раскрывают процесс творческой работы, отражая движение мысли художника от замысла к воплощению. Особого внимания заслуживают эскизы тех монументальных произведений советского периода, которые не сохранились до наших дней, в них идеи автора зафиксированы непосредственно и живо (эскиз фрески «1918 год. Огонь!». 1972. Бумага (Б.), графитный карандаш (граф. кар.); эскиз витража «Наука». 1977. Б., гуашь. Оба в собственности семьи художника (собст. семьи худож.)). А в ряде эскизов остались запечатленными проекты нереализованных живописных полотен, в которых художник намеревался воплотить разнообразные вехи истории России (эскизы и этюды к картине «Петр I в Казани». 1989. Б., граф. кар.; эскизы картины «Царская охота (Елизавета Петровна и Петр II)». 2000. Б., граф. кар., акварель (акв.); эскиз картины «Шла война». 1979. Б., граф. кар. Все - собст. семьи худож.).

Многие из подготовительных рисунков В.К. Федорова имеют самостоятельную художественную ценность благодаря чуткому от-

ношению художника к графической фактуре, свойствам того или иного графического материала - будь то карандаш, фломастер, тушь, акварель, пастель и др., умению использовать все их особенности для наилучшего воплощения своей художественной мысли. Особенно В.К. Федоров любил графитный карандаш повышенной мягкости, обладающий широчайшим спектром возможностей - проводить разнообразные линии и штрихи от самых тонких и нежных до широких и мощных, передавать тональные переходы от легкого серого до глубокого темного. Очевидно, что художника привлекал серебристый цвет грифеля, который придает рисункам особенную изысканность, рождающую ассоциации с рисунками мастеров Возрождения, пользовавшихся серебряным штифтом.

Основным выразительным средством В.К. Федорова в рисунке является линия, которая подводит итог его аналитической работы над формой. Линия у него упругая, динамичная, энергичная, которая не только выполняет чисто изобразительную функцию, но несет в себе мощный эмоциональный заряд. Линия В.К. Федорова ложилась на бумагу практически сразу без исправлений, что наряду с природной одаренностью художника являлось результатом его упорной профессиональной подготовки. На начальном этапе важную роль в становлении В.К. Федорова как рисовальщика сыграло КХУ, учебный процесс в котором строился в соответствии с академической системой, и большое внимание уделялось рисунку как основе любого вида искусства. Здесь сказывалось влияние знаменитого казанского художника Н.И. Фешина, которое первоначально проявлялось опосредованно через его прямых учеников таких, как В.К. Тимофеев и др., преподававших в училище вплоть до 1960-х гг. и транслировавших заветы своего учителя молодым поколениям. Позднее, когда В.К. Федоров вернулся в Казань после учебы в Ленинграде, непосредственное знакомство с творчеством Н.И. Фешина произошло на выставках мастера в 1960-е гг. (первые персональные выставки в России прошли в Казани в 1963 г., в Москве в 1964 г.), когда появилась возможность вернуть родине имя художника-эмигранта и свободно выставлять его творческое наследие. Обучение В.К. Федорова в ИЖСА им. И.Е. Репина на факультете монументальной живописи способствовало выработке качеств и навыков, свойственных художнику-монументалисту, - логического мышления,

умения обобщать форму, выявлять в ней конструктивную основу, отсекать лишнее, выбирая детали необходимые для раскрытия образа и превращая их в знаки-символы.

A. А. Мыльников, в чьей мастерской учился

B.К. Федоров, а также педагоги этой мастерской такие, как А.Л. Королев и др., помимо академической основы давали импульс к экспериментам с художественной формой и графической фактурой. А.Л. Королев направлял студентов на «глубокое изучение того, что изображалось в работе: от простых предметов - в натюрморте до сложнейшего создания природы - человеческой фигуры» [5, с. 200].

Обнаженная натура - одна из основных форм учебного рисунка, необходимый этап академического образования, - оставалась в зоне внимания В.К. Федорова и после завершения художественного образования. Молодой художник справедливо полагал, что это является залогом не только поддержания соответствующего профессионального уровня, но и профессионального роста. В Художественном фонде ТАССР, где В.К. Федоров работал с 1967 г., регулярно проводились студии обнаженной натуры, что нашло отражение в одном из рисунков В.К. Федорова, запечатлевшем атмосферу этих занятий (На студии. 1973. Бумага, карандаш. Собственность семьи художника). А федоровские «ню» 1970-х гг. демонстрируют блестящее знание анатомии, умение передать самые сложные ракурсы, способность тонко стилизовать натуру, наделяя ее разнообразными настроениями и эмоциями (этюды обнаженной натуры в технике графитного карандаша начала 1970-х гг. в собраниях ГМИИ РТ, семьи художника).

Обсуждение

В стилистической эволюции рисунков В.К. Федорова отражается сложный, извилистый путь развития отечественного искусства второй половины ХХ в. - от миметического подчинения натуре 1950-х к стилизациям «сурового стиля» 1960-х, от романтических и лирических вариаций 1970-х к разнообразию приемов и эклектичности 1980-х, к декоративности и сближению с орнаментальностью, идущих от погружения в национальную тему и влияния традиций татарского народного искусства, что проявилось в некоторых живописных работах и цветной графике В.К. Федорова (Автопортрет в тюбетейке. 1982. Бумага, пастель, акварель. Собственность семьи художника). Особенно наглядно эта эволюция раскрывается в портрете, который стал для В. К. Федорова «вторым (после

исторического - О.У..) по значимости жанром, где живописец смог раскрыть еще одну грань своей творческой личности» [8, с. 11], а рисованные этюды, будучи органичной частью процесса работы над картиной, превращались в самостоятельные произведения. В портретных образах, создаваемых В.К. Федоровым на протяжении полувека, запечатлено огромное количество людей, с которыми сводила его жизнь, - от членов семьи до случайных знакомых, от передовиков производства до представителей творческих профессий (портреты художников Е. Киселевой, В. Маликова, К. Максимова, скрипача Р. Бренинга, певца Р. Ибрагимова, фотографа Г. Ткаченко, поэта М. Зарецкого и др. из собраний ГМИИ РТ и семьи художника). Все эти мужчины и женщины, старики и дети, знаменитости и обычные люди представляли для художника равный интерес. Каждый из них был для него еще одной возможностью познания мира, погружения в глубины человеческой природы, освоения новых художественных приемов, демонстрации своего профессионального мастерства, позволяющего росчерком карандаша передавать разнообразие человеческих типов, отношений и эмоций.

Особое место в творчестве В.К. Федорова занимал исторический портрет, связанный с работой над историческими полотнами. Прорабатывая образы исторических личностей разных эпох - Петра Первого, А.С. Пушкина, Ш. Марджани, В. Маяковского, А. Кутуя, Г. Тукая и др. - художник много работал с историческими документами, визуальными свидетельствами прошлого (портретами, гравюрами, фотографиями, описаниями и пр.), соединяя их с собственным видением характера и сущности этих персонажей. В них художник решал иные задачи - создавал портрет-тип, искал символическое воплощение образов народных героев, трибунов, вождей, ведущих народ за собой. Подчас художник находил соответствующие прототипы среди своих современников, воплощая в образе революционера Ефима Табейкина собственные черты [8, с. 11], в образе Емельяна Пугачева -художника Евгения Голубцова (Этюд к картине «Пугачев и Канкаев». 1982. Б., граф. кар. Собст. семьи худож.).

На протяжении практически всей своей творческой деятельности Виктор Федоров занимался книжной графикой. С конца 1950-х гг. он активно сотрудничал с Татарским книжным издательством, по заказу которого оформил целый ряд книг писателей Татар-

стана, издаваемых на русском и татарском языках. Среди работ художника - книги разных жанров: детская литература Ю. Малевинского, С. Радзиевской,

З. Туфайловой, поэтические сборники Р. Хариса, А. Салахутдинова, Р. Гатауллина, проза Г. Губая, Д. Валеева, исторические романы А. Расиха и др. Почти с первых своих шагов на этом поприще В.К. Федоров выступал не только иллюстратором, но художником книги, постепенно вырабатывая взгляд на книгу как на единый ансамбль, все составные части которого - текст и иллюстрации - элементы оформления (обложка, форзац, титул, буквицы и прочее) должны составлять органичную целостность, отражать содержание книги и дух времени, которому она посвящена.

Оформляя переплет сборника повестей З. Бигиева (1959), Федоров отдавал дань уходящей эпохе «большого стиля»: тканый корешок, торжественное и лаконичное решение переплетной крышки, выдержанной в двух цветах (разных оттенках зеленого, подчеркивающего национальный характер издания), изящные шрифтовые надписи золотом, изысканные виньетки. Уже в следующих книгах (Ю. Малевинского, Г. Александрова, 1959), молодой художник применял иные принципы оформления, которые порождала эпоха «оттепели»: рисованную обложку, раскрывающую смысл и содержание книги ярко и образно, живые иллюстрации, передающие психологию персонажей, динамику развития сюжетной линии. Работая над оформлением книги С. Радзиевской «За золотом» (1960), В.К. Федоров уже в полной мере реализовал ансамблевый подход, передавая динамичными линиями рисунков и буквиц приключенческий характер повести.

Одна из лучших работ В.К. Федорова в жанре детской книги - оформление поэмы М. Джалиля «Джим» (1968), затрагивающей трагические страницы революционного движения в Германии, пропущенные сквозь призму детского восприятия. Художник, точно следуя литературной канве, создает параллельную ей художественную действительность, наполненную архитектурной средой, бытовыми и социальными деталями, разнообразной палитрой эмоций. Оригиналы книжных разворотов (собрание ГМИИ РТ) позволяют воочию увидеть всю маэстрию художественной манеры В.К. Федорова, далеко не в полной мере переданной полиграфией тех лет.

Работая в 1970-е гг. над оформлением

сборников молодых татарских поэтов (Р. Хариса, Р. Гатауллина), В.К. Федоров стремился выразить поэтическую сущность произведений - лирические откровения, гражданский пафос - в символических образах, обретающих в его интерпретациях не столько индивидуальные авторские черты, сколько дух своего времени и своего поколения.

В.К. Федоров иллюстрировал и собственные сочинения - прозаические и поэтические. Одна из таких работ - книжка «Мишин колосок» (1986), посвященная детскому восприятию событий военной поры. Два варианта макета книги (собст. семьи худож.) показывают поиски автором художественного решения: в первом варианте проявляется очень личная нота - в свободном движении кисти, в прозрачности и нежных переливах акварели, в портретности образов, в узнаваемом казанском ландшафте. Второй вариант, принятый к печати, более условен, ярок, пронизан жизнеутверждающим энтузиазмом, таким же, что и в книге З. Туфайловой «Мы - внуки Ленина» (1986. Б., тушь, перо, акв. Собст. семьи худож.).

В архиве художника сохранились не только оригиналы иллюстраций, но и макеты самих книг, которые демонстрируют сложный процесс подготовки книги в прошлом веке, когда не было компьютерных технологий. В те времена прежде, чем отдать книгу в печать, художник вручную соединял все элементы книжного оформления, выполненные им в разных техниках (акв., гуашь, граф. кар., тушь и пр.), вырезая и склеивая их вместе. При оформлении переплетов книг в 1980-е гг. (Д. Валеева, М. Хабибуллина, Г. Гобая) Федоров активно использовал прием контрастного противопоставления линейного рисунка и больших плоскостей локального цвета, соединяя формальное композиционное решение плоскости с реалистическим изображением (все в собст. семьи худож.).

В последние годы жизни в жанре книжной графики художник работал уже не по заказу, а по «велению» собственной души, создавая большую серию иллюстраций к своим стихам, объединенных одним форматом, одинаковой рамочкой, напоминающей палитру художника, и стилистикой изящного очеркового рисунка пером тушью. Уже после ухода художника из жизни его семья издала два небольших томика его стихов, сопроводив их иллюстрациями автора: «Птицы памяти» (Казань, 2002), «Осенние костры» (Казань, 2010).

Особой частью творческой деятельности В.К. Федорова, связанной одновременно с ли-

тературой и историческим жанром, было сотрудничество с литературно-мемориальными музеями Казани - Музеем Максима Горького (ныне Музей Максима Горького и Федора Шаляпина) и Музеем Габдуллы Тукая, для которых он исполнил целый ряд графических серий. В них раскрываются эпизоды жизни и деятельности выдающихся писателей, связанных с Казанью - С.Т. Аксакова, Н.Г. Чернышевского, Максима Горького, Г. Тукая. Эти серии, часто основанные на биографических романах или автобиографических произведениях, по сути, являются иллюстрациями (в собрании НМ РТ, собст. семьи худож.). Но следуя литературной канве В.К. Федоров создавал станковые листы, предназначенные для экспонирования в залах музея. Эти рисунки в большинстве своем выполнены акварелью, которая положена подчас достаточно плотным слоем, заполняя практически всю поверхность листа, что сближает их с живописью, придает «картинный» характер. Предшественниками этих акварельных листов, заказанных музеями, служат карандашные эскизы и этюды, сохранившиеся в семье художника, в которых графическая природа выражена более ярко - резкие, динамичные линии образуют напряженное пространство, пронизанное эмоциональными взаимоотношениями героев, густая штриховка передает плотность, вещественность фигур, белый цвет бумаги играет активную роль, формируя противовес темным массам.

Заключение

Таким образом, графика - одна из важнейших составляющих творчества В.К. Федорова, воплощенная в многообразии видов и жанров: рисунок подготовительный, рисунок станковый, книжная графика, портрет, бытовой и исторический жанр, обнаженная натура. Рисунок был для В.К. Федорова непременным подготовительным этапом в создании живописных и монументальных произведений в качестве эскиза, этюда, наброска, в которых художник искал общие композиционные и пространственные решения, изучал натуру, прорабатывал детали. Рисунок является конструктивной основой всех его произведений, выражает мировоззрение художника, стоявшего на позиции реалистического восприятия и интерпретации окружающего мира, в то же время стремившегося к индивидуализации своего художественного языка, находившегося в поиске новых форм, отвечающих духу меняющегося мира. Этому способствовало академическое образование художника, в кото-

ром соединились традиции русской школы позволявшими очень живо и непосредственно

рисунка, сохранявшиеся в форме пиетета к передавать на бумаге свои эмоции, свое виде-

творчеству Н.И. Фешина в Казани, где ние натуры, экспериментировать с формой,

B.К. Федоров начинал учебу и работал всю цветом, ритмом. Стилистическая эволюция свою жизнь, и советской школы рисунка, по- рисунков В.К. Федорова отражает трансфор-лучившей свое преломление в мастерской мацию реалистических форм отечественного A.A. Мыльникова, в которой художник завер- искусства второй половины XX в., стремивше-шал учебу. Рисунок для В.К. Федорова со вре- гося освободиться от довлеющих форм соцре-менем стал самостоятельным и самоценным ализма сталинской эпохи, переосмыслить видом творчества, обладающим своими соб- наследие русской классики и авангарда, ственными выразительными средствами, национальной художественной культуры.

Литература:

1. Валеева Д.К. «Я ведал свет небесной высоты» // Виктор Федоров (1940-2001). Живопись. Рисунок : каталог выставки произведений к 70-летию со дня рождения. - Казань: Заман, 2010. - С. 7-9.

2. Василенко Е.В., Василенко П.Г., Фурсов A.M. Aкадемический рисунок - основа образования в сфере дизайна и изобразительного рисунка // Modern science. - 2019. - № 9-2. - С. 14-16.

3. Кутейникова Н.С. Aлександр Кривонос : материалы к истории мастерской монументальной живописи Института имени И. Е. Репина, творчеству ее выпускников // Научные труды. - 2015. - № 32. -

C. 291-301.

4. Кутейникова Н.С., Елизарова Е.М. «Пейзажная школа» A.Мыльникова // Научные труды. - 2014. -№ 30. - С. 133-153.

5. Леднев ВА Школа A.A. Мыльникова: воспитание мастерства // Известия Российского государственного педагогического университета им. A.И.Герцена. - 2019. - № 191. - С. 199-204.

6. Терентьев A.T. Современные тенденции в художественном образовании, на примере дополнительного курса по академическому рисунку // Современные наукоемкие технологии. - 2020. -№ 12-1. - С. 232-236.

7. Тулузакова Г.П. Николай Фешин. Натурный рисунок. - Казань: Информа, 2009. -162 с.

8. Цой ВА Неоконченный автопортрет // Виктор Федоров (1940-2001). Живопись. Рисунок : каталог выставки произведений к 70-летию со дня рождения. - Казань: Заман, 2010. - С. 10-11.

References:

1. Valeeva D.K. «YA vedal svet nebesnoj vysoty» // Viktor Fedorov (1940-2001). ZHivopis'. Risunok : katalog vystavki proizvedenij k 70-letiyu so dnya rozhdeniya. - Kazan': Zaman, 2010. - S. 7-9.

2. Vasilenko E.V., Vasilenko P.G., Fursov A.I. Akademicheskij risunok - osnova obrazovaniya v sfere dizajna i izobrazitel'nogo risunka / / Modern science. - 2019. - № 9-2. - S. 14-16.

3. Kutejnikova N.S. Aleksandr Krivonos : materialy k istorii masterskoj monumental'noj zhivopisi Instituta imeni I. E. Repina, tvorchestvu ee vypusknikov // Nauchnye trudy. - 2015. - № 32. - S. 291-301.

4. Kutejnikova N.S., Elizarova E.M. «Pejzazhnaya shkola» A.Myl'nikova // Nauchnye trudy. - 2014. - № 30. -S. 133-153.

5. Lednev V.A. SHkola A.A. Myl'nikova: vospitanie masterstva // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I.Gercena. - 2019. - № 191. - S. 199-204.

6. Terent'ev A.G. Sovremennye tendencii v hudozhestvennom obrazovanii, na primere dopolnitel'nogo kursa po akademicheskomu risunku // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. - 2020. - № 12-1. - S. 232-236.

7. Tuluzakova G.P. Nikolaj Feshin. Naturnyj risunok. - Kazan': Informa, 2009. -162 s.

8. Coj V.A. Neokonchennyj avtoportret // Viktor Fedorov (1940-2001). ZHivopis'. Risunok : katalog vystavki proizvedenij k 70-letiyu so dnya rozhdeniya. - Kazan': Zaman, 2010. - S. 10-11.

УДК 75.071.1 +75.041.5

О.Н. Попко

ПОРТРЕТЫ КНЯГИНИ МАРИИ ЛЬВОВНЫ ГОГЕНЛОЭ КАК ПРИМЕР ЭВОЛЮЦИИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

Статья посвящена изучению иконографии внучки российского фельдмаршала кн. П.Х. Витгенштейна, кн. Марии Гогенлоэ, коллекция портретов которой хранится у её потомков во дворце Шиллингсфюрст в Германии и почти не известны специалистам. Через призму воспоминаний современников о княгине автор представляет анализ произведений западноевропейских и руских художников: карандашного портрета, миниатюры, парадного портрета кисти немецкого художника Ф. фон Каульбаха, а также работы венгерского художника Э. Бало.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.