Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
функциональная грамотность / изобразительное искусство / компетентностный подход / педагогическое образование / проектная деятельность / творческая деятельность / functional literacy / fine arts / competence approach / pedagogical education / project activity / creative activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раздобарина Лидия Александровна, Зубрилин Константин Михайлович, Слюсарева Анастасия Евгеньевна

В современном стремительно развивающимся мире в российское общее образование под влиянием социальных факторов приходят изменения и возникают новые вопросы. Одним из таких вопросов является проектирование формирования функциональной грамотности школьника. В статье рассмотрены возможности формирования функциональной грамотности средствами учебного предмета «Изобразительное искусство» в школе. Выявлены и проанализированы особенности подходов к педагогическому проектированию уроков изобразительного искусства, рассмотрены возможности метода проектов и научно-исследовательской деятельности на уроке изобразительного искусства. В результате нашего исследования мы подтвердили, что урок изобразительного искусства в школе – один из главных учебных предметов, который имеет обширные межпредметные связи и творческий потенциал, который оптимально подходит для проектирования формирования функциональной грамотности школьников. Учитель-профессионал на уроках изобразительного искусства, работая с обучающимися, закладывает в них такие компетенции, которые необходимы во всех отраслях жизнедеятельности и помогут творчески решить различные задачи и проблемы в реальной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раздобарина Лидия Александровна, Зубрилин Константин Михайлович, Слюсарева Анастасия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF FINE ARTS

In today’s rapidly developing world, changes come to Russian general education under the influence of social factors, and new questions arise, one which is the design of the formation of a student’s functional literacy. The article considers the possibilities of forming functional literacy by means of Fine Art as a curriculum subject at school. The features of approaches to fine art lessons pedagogical design are identified and analyzed, the possibilities of the project method and research activities in the fine art lesson are considered. As a result of our research, we have confirmed that the art lesson at school is one of the main academic subjects, which has extensive interdisciplinary connections and creative potential, which is optimally suited for designing the functional literacy formation of schoolchildren. A professional teacher in fine art lessons, working with students, lays in them the foundations of the competencies that are necessary in all branches of life and will help creatively solve various tasks and problems in real life.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

УДК 372.874 ББК 74.268.51

DOI: 10.31862/1819-463X-2023-6-266-274

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

К. М. Зубрилин, Л. А. Раздобарина, А. Е. Слюсарева

Аннотация. В современном стремительно развивающимся мире в российское общее образование под влиянием социальных факторов приходят изменения и возникают новые вопросы. Одним из таких вопросов является проектирование формирования функциональной грамотности школьника. В статье рассмотрены возможности формирования функциональной грамотности средствами учебного предмета «Изобразительное искусство» в школе. Выявлены и проанализированы особенности подходов к педагогическому проектированию уроков изобразительного искусства, рассмотрены возможности метода проектов и научно-исследовательской деятельности на уроке изобразительного искусства. В результате нашего исследования мы подтвердили, что урок изобразительного искусства в школе - один из главных учебных предметов, который имеет обширные межпредметные связи и творческий потенциал, который оптимально подходит для проектирования формирования функциональной грамотности школьников. Учитель-профессионал на уроках изобразительного искусства, работая с обучающимися, закладывает в них такие компетенции, которые необходимы во всех отраслях жизнедеятельности и помогут творчески решить различные задачи и проблемы в реальной жизни.

Ключевые слова: функциональная грамотность, изобразительное искусство, компе-тентностный подход, педагогическое образование, проектная деятельность, творческая деятельность.

Для цитирования: Зубрилин К. М., Раздобарина Л. А., Слюсарева А. Е. Формирование функциональной грамотности школьников средствами изобразительного искусства // Наука и школа. 2023. № 6. С. 266-274. БОТ: 10.31862/1819-463Х-2023-6-266-274.

© Зубрилин К. М., Раздобарина Л. А., Слюсарева А. Е., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF FINE ARTS

K. M. Zubrilin, L. A. Razdobarina, A. E. Slyusareva

Abstract. In today's rapidly developing world, changes come to Russian general education under the influence of social factors, and new questions arise, one which is the design of the formation of a student's functional literacy. The article considers the possibilities of forming functional literacy by means of Fine Art as a curriculum subject at school. The features of approaches to fine art lessons pedagogical design are identified and analyzed, the possibilities of the project method and research activities in the fine art lesson are considered. As a result of our research, we have confirmed that the art lesson at school is one of the main academic subjects, which has extensive interdisciplinary connections and creative potential, which is optimally suited for designing the functional literacy formation of schoolchildren. A professional teacher in fine art lessons, working with students, lays in them the foundations of the competencies that are necessary in all branches of life and will help creatively solve various tasks and problems in real life.

Keywords: functional literacy, fine arts, competence approach, pedagogical education, project activity, creative activity.

Cite as: Zubrilin K. M., Razdobarina L. A., Slyusareva A. E. Formation of functional literacy of schoolchildren by means of fine arts. Nauka i shkola. 2023, No. 6, pp. 266-274. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-6-266-274.

Рисование как учебная дисциплина впервые появилось в XVIII в. В этот период рисование стало рассматриваться как средство приобретения навыков, которые можно было применить в любой профессии.

В современном быстро развивающемся мире технологий и информации наиболее важной и ответственной функцией общества является воспитание здоровых и высоконравственных личностей. Стране нужны специалисты, способные мыслить оригинально, находить выход из нестандартных ситуаций и демонстрировать свою независимость. Значительное действие на улучшение образовательной системы в России, социального устройства общества оказывает творческая, активная и воспитанная личность, способная проявить себя гибко и самостоятельно в нестандартных ус-

ловиях, используя полученные знания в различных жизненных ситуациях.

Обсуждаемая в настоящее время концепция функциональной грамотности возникла более полувека назад, после ликвидации безграмотности в 1957 г., когда ЮНЕСКО ввела концепции «минимальной грамотности» и «функциональной грамотности», первоначально разработанные для того, чтобы дать людям возможность жить и функционировать в обществе, а также в 1957 г., когда Программа отдавала приоритет основным навыкам чтения и письма для выполнения простых задач. Сегодня функциональная грамотность понимается как способность использовать знания и навыки, которыми обладают люди для выполнения различных жизненных задач. И чем больше этих задач и чем сложнее жизненная ситуация, тем больше разных навыков требуется для решения проблемы.

Эта тенденция характерна для родителей, бабушек и дедушек нынешнего поколения учащихся. Они обладают богатейшими школьными и университетскими знаниями, но не всегда знают, как использовать их на практике, как использовать знания, полученные в классе и в университетской аудитории, в своей профессиональной деятельности. И первые годы после получения сертификата или диплома всегда являются «переподготовкой», то есть «обучением» в условиях, когда они полностью погружены в свою профессию. Преодоление этого разрыва - одна из проблем функциональной грамотности. В области педагогического образования функциональная грамотность - важная тема, которая активно обсуждается в научном и профессиональном сообществе.

Современный мир интенсивно развивается и требует новых возможностей в этой области образования. Окружающий нас мир состоит из аналогово-тек-стового контекста, который ранее был преобразован в визуально-цифровой. В связи с этим изобразительному искусству в школе требуется повышенное внимание. Необходимо переосмыслить понятие «функциональная грамотность» в педагогическом образовании.

Исследователи определяют функциональную грамотность и связывают уровень формирования функциональной грамотности с уровнем благосостояния жителей страны в целом. Поэтому вопросам изучение процессов формирования и развития функциональной грамотности населения международные организации придают особое значение.

Исследователи концепции функциональной грамотности рассматривали ее с точки зрения обучения учащихся и образовательных результатов. В ходе анализа информации выявлены общие подходы в педагогике к формированию функциональной грамотности у школьников и учащихся. Результаты различных исследований показали,

что российская система общего образования закладывает у школьников высокий уровень знаний, умений и навыков, но не все они могут использовать свои умения и навыки в простых жизненных ситуациях, - данные PISA 2003, 2006, 2009 гг. это наглядно показывают [1].

Функциональная грамотность - способность личности использовать знания, полученные в течение жизни, для решения широкого спектра жизненных проблем в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Также ее значение заключается в метаисследовании, которое сознательно выходит за рамки конкретных тем или, точнее, объединяет знания по всем темам для решения конкретной проблемы.

В начальной школе у детей закладывается базовая функциональная грамотность, где интенсивно преподаются различные виды языковой деятельности, такие как письмо, чтение, развитие речи и рисование. Традиционно учитель изобразительного искусства проектирует учебный процесс для подачи новой информации в форме знаний, умений и навыков (рис. 1).

Современный учитель изобразительного искусства, опираясь на фундаментальные психолого-педагогические и методические исследования, понимает и принимает ценность знания действия (рис. 2).

В стратегии преподавания изобразительного искусства акцент делается на рост и плодотворное расширение познавательных интересов и систематизацию индивидуально значимого знания в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников, то есть практического применения знания. В современной школе главным становится не заучивание и повторение заданного учителем алгоритма усвоения информации, а осмысление самим обучающимся потребности приобрести информацию или способ деятельности, которые он может применить в жизни.

Знания (основы научных знаний) Подача информации

Умения (общеучебные и предметные) Усвоение материала

Навыки (общеучебные и предметные) Закрепление материала

Рис. 1. Традиционная форма подачи новой информации на уроке

Рис. 2. Современная форма подачи новой информации на уроке

Проектирование развития функциональной грамотности обучающихся исходит из идеи единства и целостности урочной и внеурочной формы образовательного процесса. На каждом уроке или внеурочном занятии по изобразительному искусству включены задания, которые способствуют развитию функциональной грамотности у школьников. В основной школе на первый план в жизни ребенка выходит линия смыслообразования, и образовательный процесс должен оказаться созвучен новой доминанте - личной инициативе и индивидуализации. Педагогу необходимо продумать, как он будет опираться в образовательном процессе на такую возрастную особенность подростка, как появление стремления к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя.

Основой изобразительной грамотности является активное развитие предмета изобразительного искусства посредством рисования с натуры, рисования на тему, беседы об искусстве, рисование предметов декоративно-прикладного

искусства, дизайна, проектирования -творческие виды деятельности. Учебная программа по изобразительному искусству подтверждает навыки и компетенции, необходимые для решения современных критических проблем: осмысленное чтение и понимание различных жанров - тексты (информационные, прикладные и художественные тексты), извлечение необходимой информации из разных источников. Он должен уметь идентифицировать и критически оценивать информацию, поступающую из СМИ и Интернета, уметь использовать ресурсы, ссылаться на них, уметь рисовать, анализировать изображения, понимать и использовать правила при создании собственных текстов.

Занятия живописью открывают ребенку мир гармонии, который существует на самом деле, мир, который заставляет его почувствовать красоту форм и цвета окружающей нас действительности, креативность, творческое мышление и воображение. Базовые профессиональные знания, необходимые для визуальной грамотности, не могут быть истинно

эстетическими без наслаждения искусством, поэтому детям следует предлагать курсы изобразительного искусства, прививая профессиональные знания и навыки вместе с эстетическим любованием. Визуальная грамотность должна преподаваться последовательно, это все равно что учиться читать и писать. Без такого целенаправленного обучения дети потеряют интерес к рисованию, когда станут старше [2].

Обучение основано на принципе все более сложных визуальных задач и грамотности, в зависимости от возраста ребенка. Цели обучения и конкретные цели устанавливаются на каждом уроке, критерием удобочитаемости детских рисунков должно быть то, насколько они реалистичны и близки к точным изображения.

На уроках изобразительного искусства у учащихся формируется функциональная грамотность, углубленное теоретическое освоение и методологические основы создания рисунка, живописи, композиции и черчения. В преподавании изобразительного искусства используется научный принцип, который в себя включает изучение основ изобразительной грамоты, законов линейной и воздушной перспективы, науке о тоне и цвете, графики, живописи, композиции и истории искусства. Принцип системности и последовательности обучения изобразительному искусству зависит в первую очередь от логики, содержания изучаемого материала. Каждое новое задание и упражнение необходимо логически правильно ставить, не основываясь не предыдущих результатах, в этом случае учебный материал будет тщательно изучен и понят.

Новый ФГОС ООО ставит четкие требования для формирования функциональной грамотности обучающегося. Средствами учебного предмета изобразительное искусство формируются следующие элементы функциональной грамотности у обучающихся:

изобразительная грамотность, пространственно-образное мышление, эмоционально-чувственная сфера, развитие мелкой моторики руки, проектная деятельность, графические навыки, живописные навыки [3]. Рассмотрим их подробнее:

• изобразительная грамотность - знание и умения рисования окружающего мира, развитие эстетической культуры личности, формирование художественного вкуса учащихся, приобретение знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей;

• пространственно-образное мышление - изобразительное искусство развивает способность человека представлять объект изображения во всех его деталях и проявлениях и каким-либо образом трансформировать этот объект;

• эмоционально-чувственная сфера -объекты изобразительного искусства задевают процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний;

• развитие мелкой моторики руки -во время рисования происходит движения кистей и пальцев рук, держа кисточку или карандаш;

• проектная деятельность - во время занятий изобразительным искусством происходит совокупность действий, направленных на решение конкретной задачи в рамках проекта, ограниченного временными затратами, целевой установкой и полученными результатами;

• графические навыки - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения, изображать предметы на листе бумаги.

На уроках изобразительного искусства достаточно часто используется проектная деятельность - это одно

из эффективных средств повышения функциональной грамотности школьников на уроке изобразительного искусства.

Сегодня проектный метод становится универсальным инструментом современной школы. Его содержание - стимулирование интереса и мотивации у обучающихся к различным задачам и проблемам, для решения которых необходимо владеть определенными компетенциями и через проектно-исследо-вательскую деятельность предполагает практическое применение полученного опыта. Проектный метод связывает теорию с практикой.

Принципы проектно-исследователь-ской деятельности заложены в методиках обучения изобразительному искусству. Обучение происходит во время изображения в реальности предметов быта, природы, людей, животных и т. Д., это помогает комплексному развитию творческих способностей школьников, их мыслительной деятельности, умению осуществлять поисковую и исследовательскую деятельность [1].

В системе образования на настоящий момент в приоритете компетентностный подход. Обозначим 7 самых важных образовательных компетенций: компетенция личностного совершенствования, ценностно-смысловая, информационная, общекультурная, социально-трудовая, учебно-познавательная, коммуникативная. Проектная деятельность без проблем позволяет формировать образовательные компетенции, необходимые для развития функциональной грамотности.

К показателям уровня функциональной грамотности школьников в изобразительном искусстве относятся:

1) постановка целей: осознание учащимся необходимости и способности к самореализации; самостоятельно проводить исследовать проблему, рассматривая ее с разных сторон; подбор наглядных ма-

териалов для формирования собственного замысла, сформулировать план творческого проекта;

2) планирование: знание приемов и технологий изобразительного искусства; выделение алгоритма поиска необходимой информации; выполнение эскизов и набросков основного замысла;

3) принятие решений: выбор из всех вариантов оптимального для реализации замысла, выбор техники и материалов для выразительного выполнения проекта;

4) исполнение: знания этапов выполнения творческой работы, знания и умения построения композиции, умение работать с эскизами и наглядными материалами, умение работать художественными материалами;

5) оценка результатов (он проходит по критериям): неудовлетворительный, удовлетворительный, хороший, отличный.

В процессе освоения изобразительной грамотности школьники усваивают графические, живописные и композиционные умения и навыки, учатся рисовать и наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира.

Изобразительное искусство - учебный предмет который является эффективным средством для познания школьниками окружающего мира, одновременно оно развивает и формирует зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, фантазию, память, чувства и другие психические процессы личности. Знания, умения и навыки, полученные в рамках учебного предмета изобразительного искусства, помогают школьникам в освоении других учебных предметах и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Умение рисовать, зрительно представлять различные объекты, проектировать, видеть красоту нашего мира, быть патриотами своей страны,

необходимо во всех профессиях. Занятия изобразительным искусством положительно влияют на качество развития обучающихся во всех сферах деятельности. Изобразительное искусство имеет большой и уникальный потенциал для развития функциональной грамотности обучающихся.

Ожидаемые результаты реализации концепции «Функциональной грамотности» на уроке изобразительное искусство:

• самоопределение школьника в выборе замысла и грамотных путей его реализации в проектной деятельности;

• самооценка и рефлексия процесса и результата собственной творческой деятельности, видеть красоту окружающего мира;

• развитие творческих способностей, креативного мышления, фантазии, обучающихся;

• повышение интереса и качества знаний и активности, обучающихся на уроке;

• сформирование умения высказывать свое мнение и выражать его на картине, умение выслушивать мнение других; самостоятельно критически мыслить,

• умение анализировать, видеть трудности и искать оптимальные пути их решения;

• овладение основами умения учиться, проявлять способность к организации собственной деятельности;

• изменение отношения учителя к участникам образовательного процесса, из авторитарного он станет демократическим, технология сотрудничества;

• обучение правильному мировосприятию современного ребенка, использовать наглядные материалы;

• установление индивидуального отношения взаимопонимания, взаимопомощи учителя каждому ученику;

• развитие потребности в общении с искусством, способности самостоятельно постигать художественный замы-

сел автора, особенности различных стилей и направлений; • развитие воображения, чувство прекрасного, эстетический вкус, образного мышления, пространственного представления, творческих способностей, навыков, которые необходимы школьнику для решения задач и проблем в повседневной жизни. Формирование функциональной грамотности школьников на уроках изобразительного искусства предполагает системное изучения материала с постепенным усложнением учебных задач. Для эффективного формирования функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства применяют творческие, наглядные, игровые методы: рисования с натуры, рисование на тему, беседы, лепка, декоративно-прикладное искусство, дизайн.

Заключение

Взгляды на содержание понятия «грамотность» исторически менялись в зависимости от запросов времени. И сегодня под влиянием социальных факторов и тенденций развития современного образования появилась необходимость рассматривать возможности формирования функциональной грамотности у школьников в общении как важное личностное качество, определяющее вероятность успешного функционирования человека в современном обществе.

Потенциал курсов гуманитарных наук, на которые приходится около 30% успеваемости детей, определяет развитие функциональной коммуникативной грамотности молодежи как приоритетную цель обучения на данном этапе, а также раскрывает организационную и содержательную сложность этого процесса. Общение становится важным в подростковом возрасте, поскольку подростки готовы к новым формам общения, подростковый возраст рассматривается

в литературе по взаимодействию и сотрудничеству и педагогической психологии как важный период для развития функциональной коммуникативной грамотности.

Один из методов, используемых для развития функциональной коммуникативной грамотности, состоит из последовательного постепенного решения более сложных проблем обучения на основе диагностики коммуникативных трудностей учащегося. Эта методология обеспечивает целостность

обучения, процесса, направленного на повышение уровня функциональной коммуникативной грамотности молодежи - формирование ее включает в себя традиционные методы оценки знаний и навыков учителя, а также оценку личных достижений учащихся-подростков. Изучение концепции функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства требует непрерывного изучения и несет большой потенциал в повышении уровня обучения и развития детей в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зубрилин К. М., Раздобарина Л. А., Якимов И. А. Особенности этапов профориентационной работы с дошкольниками и школьниками в процессе освоения творческих специальностей // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-3. С. 164-167.

2. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989. 192 с.

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".

4. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. Избранные произведения. Киев: Радянська школа, 1984. 254 с.

5. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Агар, 2000. 252 с.

REFERENCES

1. Zubrilin K. M., Razdobarina L. A., Yakimov I. A. Osobennosti etapov proforientatsionnoy raboty s doshkolnikami i shkolnikami v protsesse osvoeniya tvorcheskikh spetsialnostey. Problemy sovre-mennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022, No. 75-3, pp. 164-167.

2. Beda G. V. Osnovy izobrazitelnoy gramoty. Moscow: Prosveshchenie, 1989. 192 p.

3. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 31.05.2021 No. 287 "Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya".

4. Sukhomlinskiy V. A. Sto sovetov uchitelyu. Izbrannye proizvedeniya. Kiev: Radyanska shkola, 1984. 254 p.

5. Rostovtsev N. N. Metodika prepodavaniya izobrazitelnogo iskusstva v shkole. Agar, 2000. 252 p.

Раздобарина Лидия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Методики преподавания изобразительного искусства имени Н. Н. Ростовцева Художественно-графического факультета Института изящных искусств, Московский педагогический государственный университет e-mail: lidia.ra@mail.ru

Razdobarina Lidiya A., PhD in Education, Assistant Professor, Methods of Teaching Fine Arts Department, named after N. N. Rostovtsev, Art and Graphics Faculty, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University

e-mail: lidia.ra@mail.ru

Зубрилин Константин Михайлович, кандидат педагогических наук, декан Художественно-графического факультета Института изящных искусств, Московский педагогический государственный университет

e-mail: km.zubrilin@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zubrilin Konstantin M., PhD in Education, Dean, Art and Graphics Faculty, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University

e-mail: km.zubrilin@mail.ru

Слюсарева Анастасия Евгеньевна, аспирант 3-го года обучения, ассистент кафедры живописи Художественно-графического факультета, Института изящных искусств, Московский педагогический государственный университет

e-mail: ae.slusareva@mpgu.su

Slyusareva Anastasia E., PhD post-graduate student, Year 3, Assistant, Painting Department, Art and Graphics Faculty, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University

e-mail: ae.slusareva@mpgu.su

Статья поступила в редакцию 11.02.2023 The article was received on 11.02.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.