Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЖИВОПИСЬ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СМЕШАННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЖИВОПИСЬ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СМЕШАННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
самостоятельная работа студентов / методика преподавания живописи / компьютерные технологии / электронная образовательная среда / смешанный формат обучения / independent work of students / methods of teaching painting / computer technology / electronic educational environment / blended learning format

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубрилин Константин Михайлович, Подисов Юрий Владимирович, Слюсарева Анастасия Евгеньевна

Данная статья рассматривает возможности использования смешанного формата обучения при организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Живопись». Авторы описывают различные инструменты и методы в виде интерактивных изображений, игровой деятельности, заданий для развития памяти и глазомера студентов, которые позволяют расширить спектр возможностей и обогатить самостоятельную работу. Также описываются преимущества использования технических ресурсов при организации индивидуальной работы, таких как удобство и доступность ресурсов для студентов. Статья подчеркивает важность современных методов обучения, которые позволяют студентам получать знания в удобных форматах и в процессе самостоятельной работы, сокращая время на традиционные формы обучения и оптимизируя работу преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубрилин Константин Михайлович, Подисов Юрий Владимирович, Слюсарева Анастасия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE DISCIPLINE OF “PAINTING” USING BLENDED LEARNING FORMAT

This article examines the possibilities of using a blended learning format when organizing independent work of students in the discipline of “Painting”. The authors describe various tools and methods in the form of interactive images, game activities, tasks for the development of memory and the brain of students, which allow to expand the range of opportunities and enrich independent work. It also describes the advantages of using technical resources when organizing individual work, such as the convenience and accessibility of resources for students. The article emphasizes the importance of modern teaching methods that allow students to gain knowledge in convenient formats and in the process of independent work, reducing the time for traditional forms of education and optimizing the work of teachers.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЖИВОПИСЬ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СМЕШАННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ»

УДК 378 ББК 74.48

DOI: 10.31862/1819-463X-2023-4-247-256

организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «живопись» с использованием смешанного формата обучения

К. М. Зубрилин, Ю. В. Подисов, А. Е. Слюсарева

Аннотация. Данная статья рассматривает возможности использования смешанного формата обучения при организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Живопись». Авторы описывают различные инструменты и методы в виде интерактивных изображений, игровой деятельности, заданий для развития памяти и глазомера студентов, которые позволяют расширить спектр возможностей и обогатить самостоятельную работу. Также описываются преимущества использования технических ресурсов при организации индивидуальной работы, таких как удобство и доступность ресурсов для студентов. Статья подчеркивает важность современных методов обучения, которые позволяют студентам получать знания в удобных форматах и в процессе самостоятельной работы, сокращая время на традиционные формы обучения и оптимизируя работу преподавателей.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, методика преподавания живописи, компьютерные технологии, электронная образовательная среда, смешанный формат обучения.

Для цитирования: Зубрилин К. М., Подисов Ю. В., Слюсарева А. Е. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Живопись» с использованием смешанного формата обучения // Наука и школа. 2023. № 4. С. 247-256. БОТ: 10.31862/1819-463Х-2023-4-247-256.

© Зубрилин К. М., Подисов Ю. В., Слюсарева А. Е., 2023

вша

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE DISCIPLINE OF "PAINTING" USING BLENDED LEARNING FORMAT

K. M. Zubrilin, Yu. V. Podisov, A. E. Slyusareva

Abstract. This article examines the possibilities of using a blended learning format when organizing independent work of students in the discipline of "Painting". The authors describe various tools and methods in the form of interactive images, game activities, tasks for the development of memory and the brain of students, which allow to expand the range of opportunities and enrich independent work. It also describes the advantages of using technical resources when organizing individual work, such as the convenience and accessibility of resources for students. The article emphasizes the importance of modern teaching methods that allow students to gain knowledge in convenient formats and in the process of independent work, reducing the time for traditional forms of education and optimizing the work of teachers.

Keywords: independent work of students, methods of teaching painting, computer technology, electronic educational environment, blended learning format.

Cite as: Zubrilin K. M., Podisov Yu. V., Slyusareva A. E. Organization of independent work of students in the discipline of "Painting" using blended learning format. Nauka i shkola. 2023, No. 4, pp. 247-256. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-4-247-256.

Современное образовательное пространство сегодня представляет собой особый, динамичный мир, который не стоит на месте. Как мы расцениваем с позиции вузовского обучения, это активная, непрерывно развивающаяся гибкая система, нахождение в которой требует адаптации и развития.

В период пандемии особенности проектирования учебного процесса изменились, и традиционные формы обучения были заменены на дистанционные и смешанного формата. Опыт проведения занятий показал, что наиболее эффективной формой является смешанное обучение, то есть использование средств электронного обучения в комбинации с традиционными очными занятиями.

Каждый год человечество получает и создает огромные объемы информации, которые невозможно усвоить без помощи носителей информации. В связи с этим важно развивать у обучающихся

навыки работы с большими объемами данных, умения выбирать важное и отсеивать второстепенное, а также анализировать материалы при помощи критического мышления и использования более одного источника. Кроме того, необходимо соблюдать научные основы и дидактические принципы в своей профессиональной деятельности. Методика преподавания должна поддерживать эстетическую потребность в саморазвитии и самосовершенствовании, а также формировать мотивированность обучающихся в учебной и творческой деятельности, что является основой для развития общественного сознания. Понимание научных положений и методологии играет ключевую роль в развитии этих навыков и качеств.

Мы обнаружили тенденции, которые непосредственно влияют на процесс образования. Это приводит к последовательному переходу к цифровизации образовательного процесса.

Современное высшее образование становится все более открытым к циф-ровизации, это означает, что происходит трансформация учебно-образовательного процесса и управления, а также вызывает необходимость определения новых социальных практик. Внедрение технологий создания, обработки, обмена и передачи больших объемов информации на небумажных носителях становится неотъемлемой частью цифровизации высшего образования.

В эпоху цифровизации происходит постепенный переход от традиционной формы образования, где взаимодействие между студентами и учителями происходит лично, к онлайн-обучению с участием компьютера. В таких условиях важно помочь студентам сохранить интерес к обучению, развиваться, быть творческими и формировать умение планировать свой образовательный маршрут.

Использование электронных ресурсов должно стать помощью для педагога, а не дополнительной нагрузкой. Поэтому мы считаем важным и приоритетным очное обучение и взаимодействие с педагогом, а электронные ресурсы лишь как добавление - способ организации самостоятельной работы студентов и сопровождение образовательного процесса.

Самостоятельная работа студентов (СРС) - это метод познавательной деятельности, которая планируется, организуется и направляется методически преподавателем, но осуществляется студентами без прямого его участия. Эта деятельность выполняется во время обучения как в аудитории, так и вне ее, с целью достижения конкретных результатов. В состав СРС входит работа, которую студент выполняет самостоятельно, под руководством и контролем преподавателя. Обычно это делается за счет уменьшения количества обязательных занятий в аудитории, таких как лекции и т. д. Самостоятельная ра-

бота студентов является неотъемлемой частью учебного процесса и осуществляется в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами. Она позволяет студентам развивать навыки самообразования, управления временем и ресурсами, а также позволяет им углублять полученные знания и умения.

В организации занятий по профессиональным дисциплинам в художественных вузах самостоятельная работа студентов занимает особое место. Выделяют следующие виды самостоятельной работы учащихся:

1. Предварительная подготовка аудитории к занятиям.

2. Самостоятельное освоение теории и практики.

3. Подбор и самостоятельное конспектирование информации.

4. Самостоятельная работа на занятии (работа с живописным полотном).

5. Подготовка и написание экзамена, контрольной и проверочной работы.

6. Самостоятельная живопись вне рамок программы обучения.

7. Выполнение домашних живописных полотен.

8. Написание рефератов, курсовых и пр.

9. Посещение музеев и выставочных пространств.

10. Выполнение собственных научных исследований.

11. Работа в ЭОР.

12. Подготовка портфолио.

13. Подготовка к просмотру.

Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, которая включает в себя повторение и углубление знаний и практики. Это может включать анализ и конспектирование дополнительной литературы, выполнение домашних заданий и творческих работ, которые помогают расширить знания

и умения студентов за пределами программы по дисциплине «Живопись».

В контексте обучения изобразительному искусству, самостоятельная работа - это уникальный ресурс, неразрывно связанный с образовательным процессом. Рассматривая данный компонент образовательного процесса в контексте изучения дисциплины «Живопись», стоит разделить СРС на два типа: аудиторная самостоятельная работа, выполняемая студентами во время занятия под руководством педагога с его непосредственным вмешательством в процесс (студент рисует самостоятельно, но педагог корректирует и рекомендует внести правки), и внеаудиторная самостоятельная работа (чаще всего к ней относятся домашние работы, выполнение этюдов и длительных живописных постановок).

Многие ученые-педагоги, включая С. П. Ломова, Н. Н. Ростовцева, В. С. Кузина, Е. И. Корзинову, Н. В. Савкину и других, изучали самостоятельную работу студентов по дисциплине «Изобразительное искусство», и сделали вывод, что их опыт позволяет развивать уже существующие педагогические системы, а также рассматривать их с точки зрения инновационных подходов в образовании и сопровождении образовательного процесса.

Методика преподавания живописи включает как теоретические, так и практические элементы программы, что позволяет учащимся лучше усвоить материал.

Теоретические элементы курса представлены в виде лекций, которые могут быть в текстовом или видео формате. Это позволяет студентам еще раз изучить теорию и убедиться, что они правильно понимают основные концепции.

Практические элементы курса включают описание домашних заданий, упражнения для развития практических навыков (таких как композиция, тоновое видение и т. д.), знакомство с профессиональной терминологией и многое другое.

Эта комбинация теории и практики помогает студентам лучше понимать и применять изученную теорию в практической деятельности. Также это значительно повышает эффективность учебного процесса в целом.

Примером организации работы с электронной образовательной средой является Московский педагогический государственный университет (МПГУ). Он использует различное программное обеспечение, такое как виртуальное пространство Инфода Moodle, конференции в BigBlueButton и MS Teams.

Инфраструктура виртуального пространства Инфода Moodle включает в себя множество различных функций, таких как онлайн-уроки, дискуссионные форумы, возможность проведения тестирования и оценки студентов. MS Teams используется для организации видеоконференций, общения в чатах и совместной работы над документами, а BigBlueButton - для проведения он-лайн-вебинаров.

Виртуальное пространство Moodle отличается высокой интерактивностью и гибкостью. Оно позволяет организовывать содержательную часть курса в соответствии с потребностями и мнениями наставника путем разбиения его на блоки. Кроме того, Moodle обладает широким спектром инструментов для разнообразия процесса обучения и самостоятельной работы и предоставляет обратную связь от преподавателя.

Рассмотрим некоторые инструменты более подробно в контексте дисциплины «Живопись»:

1. Интерактивные лекции.

2. Видеоуроки.

3. Задания, с возможностью загрузки различных файлов (pptx, PDF, word, jpeg и пр.).

4. Интерактивный контент H5S.

5. Словарь.

6. Тестирование.

7. Работа со сторонними внешними приложениями.

Давайте рассмотрим более подробно каждый из элементов, которые помогают в организации самостоятельной работы студентов.

Интерактивные лекции - более сложный с технической точки зрения вариант организации лекций - это отдельный инструментарий, позволяющий разбить лекцию на блоки, между которыми добавляется задание-опросник, позволяющий студенту проверить полученные знания, ответив на вопрос. Подобная система позволяет отойти от традиционной «линейной» подачи материала, а в зависимости от ответа на вопрос переадресовать учащегося к актуальному для него блоку. В то же время стоит отметить, что разработка и организация подобной нелинейной системы требует большего вклада и времени со стороны организатора электронного курса.

Другой вариант представления учебного материала - это видеоуроки, которые также можно добавить в курс в Инфода МоосИе. Видеоуроки могут дополнять текст лекций большим количеством наглядного материала или служить самостоятельным источником информации. Например, для учебной дисциплины «Живопись» можно предложить студентам серию мастер-классов по работе с живописными материалами, упражнениям, а также сравнительный анализ смешивания красок различных цветов и их свойств на разных поверхностях.

В дополнение к лекциям и мастер-классам от ведущего преподавателя можно использовать сторонние ресурсы, соблюдая авторское право. Таким образом, можно очень многогранно представить материал в процессе обучения, задействовав не только преподавателей-лекторов, но и видеоизображения из ведущих музеев мира, виртуальные экскурсии или работы на конкретном полотне. Такой подход помогает раскрыть смысл, композицию и работу с материалом в более широком диапазоне.

Инструмент «Задание» позволяет также предложить студентам сопроводительный материал (мини-лекцию), с иллюстративным сопровождением, прочитав который и выполнив необходимые упражнения учащийся может загрузить необходимый ответ на задание.

Несмотря на то, что домашние задания могут быть проверены во время очных встреч, использование фотохроники поможет отслеживать прогресс учащегося и развивать его культуру представления собственных работ. Кроме того, такой подход дает возможность студентам освоить умения работы с электронными ресурсами, например, форматирование живописных полотен для онлайн-выста-вок, а также получать советы от преподавателей с помощью графических редакторов в режиме онлайн.

Инструментарий в данном случае является очень многообразным. Он может включать не только подачу полноценных длительных живописных работ, но и добавление серии этюдных зарисовок, посвященных конкретному заданию. Такой подход не только помогает студентам лучше раскрыть свой творческий потенциал, но и позволяет им более глубоко понять и освоить это искусство.

В зависимости от выбранного формата задания студент может прикреплять не только фотографии, но и презентации МБ PowerPoint, которые могут стать основой его итогового портфолио. В целом необходимо отметить сохранение фотохроники и ее важность в том числе и для студентов: выпускные экзамены из университета предполагают сбор в портфолио лучших работ, выполненных на разных курсах обучения. Формирование культуры подачи работ и их подбор, в том числе и для онлайн-выставок, важно начинать с первых курсов.

Использование интерактивного контента Н5Р позволяет не только расширить спектр дополнительных заданий, но и делать их более интегративными и привлекательными для учащихся. Это

позволяет включать студентов в процесс обучения, используя игровые формы для организации самостоятельной работы. Такой подход способствует знакомству с профессиональной терминологией, развитию пространственного мышления и композиционного чутья.

Среди инструментов интерактивного контента можно выделить такие, как игры на запоминание, «филворды», интерактивные картинки и видео. Игры на запоминание дают возможность познакомить учащихся с разными картинами и подбирать соответствующие им задания. Фото натюрмортов из мастерских, репродукции известных картин, примеры определенной временной эпохи и многое другое могут использоваться в играх на запоминание. Этот метод не требует много времени от преподавателя, но отлично дополняет образовательный процесс.

Филворды - это игра с целью поиска указанных слов в поле, заполненном буквами, является разновидностью скан-ворда, но без полей, которые нужно заполнить. Игра представляет собой поле, заполненное буквами, среди которых есть искомые слова. Подобный инструмент можно применить в обучении. Мы считаем, что знакомство с профессиональной терминологией является важным для студентов первого курса и может быть осуществлено в игровой форме. Такой подход помогает разнообразить процесс обучения и заинтересовать студентов в освоении новых знаний, умений и навыков. Например, можно предложить студентам игру, в которой нужно найти профессиональные термины, соответствующие их возрасту и уровню знаний. В процессе игры студенты осознают необходимость обращения к словарю, чтобы заполнить пробелы в своих знаниях - это позволяет внести разнообразие в процесс обучения, заинтересовать студентов и сменить вид деятельности во время самостоятельной работы. Важно отметить, что студенты не всегда задают вопросы о значении терминов во время

практических занятий, чтобы не показаться некомпетентными, или могут забыть о необходимости узнать значение слова после занятия. В игре студентам предоставляется возможность напомнить о важности понимания профессиональной терминологии и удовлетворить свою потребность в знании значений слов.

Филворды просты в использовании, требуют небольших временных затрат, но могут сопровождать любое задание, позволяя повторить теорию, актуальную для решения живописных задач.

Для создания интерактивных изображений педагогам необходимо использовать дополнительные ресурсы, однако это является важным инструментом для обучения, который помогает студентам разрабатывать ритм и тон изображений, анализировать их в режиме реального времени. С его помощью можно расположить цветовые пятна на плоскости, что позволяет использовать данное упражнение для анализа живописных полотен или разработки эскизов к конкретному натюрморту. Учащиеся могут задействовать различные модели, размеры и масштаб, чтобы повторять и закреплять понятия соразмерности, центра композиции, тоновой разницы и т. д.

Существует инструмент «Словарь», который позволяет педагогам собрать нужный глоссарий курса, к которому студенты могут обращаться в ходе своей работы. Использование глоссария в курсе также позволяет концентрировать внимание студента на поставленной задаче и избежать необходимости поиска информации в сторонних источниках, что может привести к путанице. Более того, студенты могут лучше понять не только термин, но и то, какое значение вкладывает в него преподаватель, учитывая несколько значений и трактовок, которые могут быть применен.

Тестирование в процессе обучения живописи помогает студентам сфокусироваться на теоретических вопросах, которые имеют ценность для их уровня

обучения. Кроме того, тестирование дает возможность выявить уровень усвоения материала и определить потребности студентов в дополнительной информации. Однако создание тестов может потребовать больше усилий, чем составление теоретического материала, чтобы не превратить тестирование в формальный выбор варианта исходя из логики. Поэтому тестирование является дополнительным инструментом, который помогает студентам оценить уровень усвоения материала и выявить необходимость повторения.

Вместо тестирования, которое может не давать полной картины уровня теоретических знаний студентов, их можно оценивать в форме устного диалога или написания эссе на заданную тему. Эта оценка лучше всего проходит в очном формате, например, на зачете или экзамене. Важно отметить, что при оценке за семестр должна быть объективная связь между теорией и практикой. Если студент не предоставляет практические работы, то оценка его уровня может быть затруднительной. Живописные работы являются важным показателем того, что студент усвоил и закрепил теоретические знания в живописи. Поэтому использование живописных работ в процессе оценки является необходимым.

Платформа Инфода МооШе имеет широкий спектр приложений и возможность обращения к внешним источникам,

таким как сайты музеев или интерактивные выставки. Эти механизмы значительно расширяют инструментарий преподавателя и позволяют ему творчески подходить к организации курса, поддерживая творческий потенциал студентов.

Организация дистанционных конференций по дисциплине «Живопись» мало подходит для практических занятий, так как подразумевает прямое взаимодействие между людьми. Однако проведение лекционных занятий с презентациями в дистанционном формате может быть удобным. Вводная лекция в таком формате требует меньших технических ресурсов учебного заведения. Для участия в лекции студентам потребуется только компьютер и доступ в Интернет. Это позволяет им подключаться к лекциям с различных устройств, включая смартфоны. Также лекция может быть записана и использоваться как дополнительный материал на курсе. Дистанционные конференции удобны для студентов заочной формы обучения и для организации внеучебных лекций.

В ходе исследования был проведен опрос, в котором приняли участие 212 студентов из различных групп и курсов художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ, которые изучают дисциплину «Живопись». Результаты опроса показали следующие результаты (рис. 1-5).

Вопрос № 1. Вы участвуете в самостоятельной работе по дисциплине «Живопись»?

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос № 1 Наука и Школа / Science and School № 4'2023

Вопрос № 2. Каким образом проводите самостоятельную работу по дисциплине «Живопись»?

Готовлю художественные материалы к следующим занятиям 29%

Закрепляю пройденный материал (пишу этюды) 22%

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос № 2

Вопрос № 3. Как вы оцениваете эффективность использования смешанного формата обучения при организации самостоятельной работы по дисциплине

«Живопись»?

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос № 3

Вопрос № 4.Чувствуете ли вы, что смешанный формат обучения помог вам более полно раскрыть спектр возможностей для самостоятельной работы?

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос № 4 254 Наука и Школа / Science and School № 4'2023

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос № 5

Вопрос № 5. Хотели бы вы продолжать использовать смешанный формат обучения в образовательном процессе?

Подводя итог: современная образовательная среда университетов позволяет значительно расширить самостоятельную работу студентов, не ограничивая ее текстовым материалом. Игровая деятельность, интерактивные изображения и задания для развития зрительной памяти студентов позволяют более полно раскрыть весь спектр возможностей. Использование технических ресурсов позволяет выполнять такие задания

в свободное время, что удобно для студентов. Игровой формат упражнений способствует обращению к ним после занятий, что соответствует психофизиологическим особенностям человеческого восприятия. Общаясь с дистанционными ресурсами, студенты могут получать знания в удобном формате и процессе самостоятельной работы, что позволяет оптимизировать работу преподавателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М.: АСТ; Минск: Харвест, 1998. 976 с.

2. Краткий толковый психолого-психиатрический словарь / под ред. К. Игишева. М., 2008.

3. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2005. 1050 с.

4. Минина В. Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты // Вестн. С.-Петербургского ун-та. Социология. 2020. Т. 13, Вып. 1. С. 84-101. DOI: https://doi.org/10.21638/ spbu12.2020.106.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Зубрилин К. М., Раздобарина Л. А., Якимов И. А. Дистанционные выставки, как средство профориентации среди школьников и студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73-1. С. 147-149.

REFERENCES

1. Golovin S. Yu. Slovar prakticheskogo psikhologa. Moscow: AST; Minsk: Kharvest, 1998. 976 p.

2. Kratkiy tolkovyy psikhologo-psikhiatricheskiy slovar. Ed. by K. Igishev. Moscow, 2008.

3. Stepanov S. S. Populyarnaya psikhologicheskaya entsiklopediya. Moscow: Eksmo, 2005. 1050 c.

4. Minina V. N. Tsifrovizatsiya vysshego obrazovaniya i ee sotsialnye rezultaty. Vestn. S.-Peterburgskogo un-ta. Sotsiologiya. 2020, Vol. 13, Iss. 1, pp. 84-101. DOI: https://doi.org/10.21638/ spbu12.2020.106.

5. Zubrilin K. M., Razdobarina L. A., Yakimov I. A. Distantsionnye vystavki, kak sredstvo proforientatsii sredi shkolnikov i studentov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021, No. 73-1, pp. 147-149.

Зубрилин Константин Михайлович, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой живописи Художественно-графического факультета Института изящных искусств, Московский педагогический государственный университет e-mail: km.zubrilin@mpgu.su

Zubrilin Konstantin M., PhD in Education, Head, Painting Department, Art and Graphic Faculty, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University e-mail: km.zubrilin@mpgu.su

Подисов Юрий Владимирович, доцент кафедры живописи Художественно-графического факультета Института изящных искусств, Московский педагогический государственный университет e-mail: uv.podisov@mpgu.su

Podisov Yury V., Assistant Professor, Painting Department, Art and Graphic Faculty, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University e-mail: uv.podisov@mpgu.su

Слюсарева Анастасия Евгеньевна, Аспирант 3 года обучения, ассистент кафедры живописи Художественно-графического факультета Института изящных искусств, Московский педагогический государственный университет e-mail: ae.slusareva@mpgu.su

Slyusareva Anastasia E., PhD Post-graduate student, Year 3, Assistant lecturer, Painting Department, Art and Graphic Faculty, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University

e-mail: ae.slusareva@mpgu.su

Статья поступила в редакцию 23.01.2023 The article was received on 23.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.