Научная статья на тему 'КОНКУРСЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ'

КОНКУРСЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ШКОЛЬНИКИ / РИСУНОК С НАТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чивирёва Наталья Александровна, Зубрилин Константин Михайлович, Раздобарина Лидия Александровна

Данная статья рассматривает актуальность изобразительного искусства среди учащихся и выпускников школ, а также выделяет значение изобразительной деятельности в развитии творческих и личностных качеств ребёнка. Подчёркивается, что художественные конкурсы являются популярным способом визуального самовыражения, развития творческого потенциала и навыков. Статья содержит информацию о том, что конкурсы по изобразительному искусству не только дают возможность проявить свой талант, но и представляют важный шаг на пути профессионального самоопределения учащихся, а также проявлять свою фантазию и креативность. В качестве примера приводится ежегодный Всероссийский конкурс "Я - художник" на Художественно-графическом факультете Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета и служит прекрасным примером того, как дети и молодежь заинтересованы в творческих конкурсах. Рассказывается о его значении и организации данного конкурса на факультете. Заключение статьи описывает важность конкурса в профессиональном самоопределении учащихся в области изобразительного искусства. Участие в этом конкурсе дает возможность молодым художникам проявить свой творческий потенциал и оценить свой уровень подготовки. Очный тур конкурса позволяет участникам посетить Художественно-графический факультет МПГУ и познакомиться с учебными программами и условиями обучения в сфере изобразительного искусства. В процессе участия в конкурсе, учащиеся получают обратную связь от специалистов в области изобразительного искусства, а также могут определить свои профессиональные интересы и предпочтения. В целом, конкурс "Я - художник" помогает учащимся определить свой творческий потенциал, повышает понимание того, что требуется для работы в сфере изобразительного искусства, и способствует профессиональному самоопределению учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чивирёва Наталья Александровна, Зубрилин Константин Михайлович, Раздобарина Лидия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINE ART COMPETITIONS AS A MEANS OF STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

This article examines the relevance of fine arts among students and school graduates, and also highlights the importance of fine arts in the development of the creative and personal qualities of the child. It is emphasized that art competitions are a popular way of visual self-expression, development of creativity and skills. The article contains information that fine art competitions not only provide an opportunity to show their talent, but also represent an important step towards the professional self-determination of students, as well as to show their imagination and creativity. As an example, the annual All-Russian competition "I am an artist" at the Art and Graphic Faculty of the Institute of Fine Arts of the Moscow Pedagogical State University is given and serves as an excellent example of how children and youth are interested in creative competitions. It tells about its significance and the organization of this competition at the faculty. The conclusion of the article describes the importance of the competition in the professional self-determination of students in the field of fine arts. Participation in this competition gives young artists an opportunity to show their creative potential and assess their level of training. The face-to-face round of the competition allows participants to visit the Art and Graphic Faculty of the Moscow State Pedagogical University and get acquainted with the curricula and conditions of study in the field of fine arts. In the process of participating in the competition, students receive feedback from experts in the field of fine arts, and can also determine their professional interests and preferences. Overall, the «I am an Artist» competition helps students identify their own creativity, increases understanding of what it takes to work in the visual arts, and promotes student self-determination.

Текст научной работы на тему «КОНКУРСЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»

Выводы. Языку невозможно обучить в отрыве от социума, так же как невозможно усвоить ценности при отсутствии практики. По самой природе аудитория для иностранного языка является идеальным местом для развития гармоничной личности, открытой другим взглядам, мнениям, подходам. Преподаватели могут успешно прививать различные моральные ценности на своих занятиях. При тщательном планировании и применении различных методик, воспитательная сторона и усвоение языка непременно могут идти рука об руку.

Литература:

1. Гуро-Фролова, Ю.Р. Обучение будущих юристов иностранному языку в условиях нелингвистического вуза / Ю.Р. Гуро-Фролова // В сборнике: Государство и право в изменяющемся мире: конвергенция частных и публичных интересов. Материалы Всероссийской научно практической конференции. - Нижний Новгород, 2021. - С 345-349

2. Ланская, И.А. Влияние культуры речи на формирование положительного имиджа юриста / И.А. Ланская, Т.Б. Ворожцова // В сборнике: Государство и право в изменяющемся мире: новые векторы судебной реформы. Материалы III научно-практической конференции с международным участием. - 2018. - С. 454-458

3. Корнилова, Е.С. Повышение эффективности работы с лексикой на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе / Е.С. Корнилова, Л.Г. Орлова // В сборнике: Великие Реки' 2019. Труды научного конгресса 21-го Международного научно-промышленного форума: в 3-х томах. - 2019. - С. 259-261

4. Савина, А.А. Формирование речевой компетенции студентов - будущих юристов на занятиях по иностранному языку / А.А. Савина, О.Г. Коларькова // В сборнике: Профессиональное лингвообразование. Материалы одиннадцатой международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 259-263

5. Храмова, Ю.Н. Особенности преподавания английского языка для профессиональной деятельности студентов юристов / Ю.Н. Храмова, Р.Д. Хайруллин // В сборнике Профессиональное лингвообразования. Материалы шестнадцатой международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2022. - С. 104-106

6. Храмова, Ю.Н. Английский язык как одно из условий профессиональной подготовки студентов юристов в современном мире / Ю.Н. Храмова, Р.Д. Хайруллин // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. -№ 75-4. - С. 300-304

7. Храмова, Ю.Н. Работа в парах в обучении диалогической речи на занятиях по иностранному языку / Ю.Н. Храмова, И.С. Ипатова, Р.Д. Хайруллин // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-1. -С. 289-291

8. Brown, H.D. The place of moral and political issues in language pedagogy / H.D. Brown. - Asian Journal of English Language Teaching, 1997. - № 7(1). P. 21-33

9. Shaaban, K.A. Proposed framework for incorporating moral education into the ESL/EFL classroom / K.A. Shaaban. -Language Culture & Curriculum. - 2005. - № 18(2). - P. 201-217. - URL: https: // www. Tandf online. Com / doi / abs / 10.1080 / 07908310508668742 (Дата обращения: 22.03.2023).

10. Veugelers, W. Moral Values in Teacher Education / W. Veugelers - In First Symposium on Moral and Democratic Education in Florina. - Amsterdam: University of Amsterdam. 2008. - 650 p.

Педагогика

УДК 378.4

студент Чивирёва Наталья Александровна

Московский педагогический государственный университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, декан Зубрилин Константин Михайлович Московский педагогический государственный университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Раздобарина Лидия Александровна

Московский педагогический государственный университет (г. Москва)

КОНКУРСЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. Данная статья рассматривает актуальность изобразительного искусства среди учащихся и выпускников школ, а также выделяет значение изобразительной деятельности в развитии творческих и личностных качеств ребёнка. Подчёркивается, что художественные конкурсы являются популярным способом визуального самовыражения, развития творческого потенциала и навыков. Статья содержит информацию о том, что конкурсы по изобразительному искусству не только дают возможность проявить свой талант, но и представляют важный шаг на пути профессионального самоопределения учащихся, а также проявлять свою фантазию и креативность. В качестве примера приводится ежегодный Всероссийский конкурс "Я - художник" на Художественно-графическом факультете Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета и служит прекрасным примером того, как дети и молодежь заинтересованы в творческих конкурсах. Рассказывается о его значении и организации данного конкурса на факультете. Заключение статьи описывает важность конкурса в профессиональном самоопределении учащихся в области изобразительного искусства. Участие в этом конкурсе дает возможность молодым художникам проявить свой творческий потенциал и оценить свой уровень подготовки. Очный тур конкурса позволяет участникам посетить Художественно-графический факультет МШ У и познакомиться с учебными программами и условиями обучения в сфере изобразительного искусства. В процессе участия в конкурсе, учащиеся получают обратную связь от специалистов в области изобразительного искусства, а также могут определить свои профессиональные интересы и предпочтения. В целом, конкурс "Я - художник" помогает учащимся определить свой творческий потенциал, повышает понимание того, что требуется для работы в сфере изобразительного искусства, и способствует профессиональному самоопределению учащихся.

Ключевые слова: художественно-графический факультет, творческий конкурс, профессиональное самоопределение, школьники, рисунок с натуры.

Annotation. This article examines the relevance of fine arts among students and school graduates, and also highlights the importance of fine arts in the development of the creative and personal qualities of the child. It is emphasized that art competitions are a popular way of visual self-expression, development of creativity and skills. The article contains information that fine art competitions not only provide an opportunity to show their talent, but also represent an important step towards the professional self-determination of students, as well as to show their imagination and creativity. As an example, the annual All-Russian competition "I am an artist" at the Art and Graphic Faculty of the Institute of Fine Arts of the Moscow Pedagogical State University is given and serves as an excellent example of how children and youth are interested in creative competitions. It tells about its significance and the organization of this competition at the faculty. The conclusion of the article describes the importance of the competition in the

professional self-determination of students in the field of fine arts. Participation in this competition gives young artists an opportunity to show their creative potential and assess their level of training. The face-to-face round of the competition allows participants to visit the Art and Graphic Faculty of the Moscow State Pedagogical University and get acquainted with the curricula and conditions of study in the field of fine arts. In the process of participating in the competition, students receive feedback from experts in the field of fine arts, and can also determine their professional interests and preferences. Overall, the «I am an Artist» competition helps students identify their own creativity, increases understanding of what it takes to work in the visual arts, and promotes student self-determination.

Key words: faculty of arts and graphics, creative competition, professional self-determination, schoolchildren, drawing from nature.

Введение. Изобразительное искусство является одним из самых привлекательных отраслей искусства для многих учащихся, а художественные конкурсы представляют собой один из наиболее популярных способов визуального самовыражения, который позволяет молодым людям проявлять свой творческий потенциал и развивать свои умения и навыки. Конкурсы по изобразительному искусству являются не только возможностью проявить свой талант, но это и важный шаг на пути самоопределения в профессии художника, дизайнера, архитектора и даже педагога и, конечно, прекрасная возможность применить свои знания и навыки на практике, экспериментировать с разными техниками и материалами, проявлять фантазию и креативность, а победа в конкурсе может стать не только признанием таланта, но и публичной оценкой профессиональных навыков.

На Художественно-графическом факультете Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета проводится ежегодный конкурс «Я - художник», который является прекрасным показателем необходимости и высокой заинтересованности детей и молодёжи в творческих конкурсах.

Изложение основного материала статьи. Ни для кого не секрет, что изобразительная деятельность всегда привлекала и будет привлекать к себе внимание, особенно внимание детей, поэтому изобразительная деятельность имеет высокую актуальность среди учащихся школ и выпускников.

Изобразительное искусство имеет большое значение в развитии творческих и личностных качеств ребёнка, является средством самовыражения, ведь рисунки могут показать чувства и мысли, которые словами не могут быть выражены. Изображения позволяют поделиться своими мыслями и идеями в более доступной и эффективной форме. Изобразительная деятельность также помогает учащимся развивать визуальное мышление и восприятие, дизайнерские навыки, способность к абстрактному мышлению. Ещё важно отметить, что изобразительное искусство может быть также использовано в социальных проектах, использовано как средство самовыражения, выражения своих мыслей, чувств и взглядов на мир. Для старших школьников это ещё и обогащение культурно-исторического наследия. Изучение изобразительного искусства прошлого и настоящего может помочь старшеклассникам и учащимся среднего профессионального образования узнать об истории и культуре, а также помочь им лучше понимать современное искусство.

Многолетний опыт конкурсной деятельности художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета показывает, что но не только дети младшего и среднего возраста интересуются творческими конкурсами, но и учащихся старших классов привлекают конкурсы по изобразительной деятельности по нескольким причинам: это творческая свобода - конкурсы по изобразительной деятельности предоставляют участникам возможность проявить свою креативность и творчество, воплотить свои идеи и фантазии в реальность. Это также возможность проявить себя - участие в конкурсах даёт возможность учащимся показать свои лучшие качества: талант, умение работать в команде, настойчивость, стремление к лучшему. Безусловно, это и получение знаний и опыта - участие в конкурсах может способствовать расширению кругозора, дать возможность приобрести новые знания и опыт в области изобразительного искусства. А для детей участие в конкурсе - это ещё и развлечение, ведь конкурсы по изобразительной деятельности могут быть интересным, увлекательным приключением и способом отдыха от учебы. Ещё один важный аспект участия в конкурсе - это поддержка со стороны, так как участие в конкурсе может приносить удовлетворение за успешное выполнение задания и поддержку со стороны педагогов, родителей и своих сверстников.

Дети, участвуя в конкурсе, преодолевают многие трудности, связанные с созданием художественных работ. Во-первых, они должны развить свою творческую мысль и проявить свой индивидуальный подход к созданию произведения искусства в соответствии с темой конкурса. Во-вторых, они должны использовать свой талант и умения в области изобразительного искусства, чтобы создать оригинальную и выразительную работу. В-третьих, участники конкурса должны иногда преодолеть свой страх и неуверенность в своих возможностях, чтобы реализовать свою творческую задумку и представить свою работу на суд жюри и широкой публике.

Кроме того, участие в конкурсе также помогает детям развить свои коммуникативные и организационные навыки, творческие и личностные качества, а также преодолевать трудности и увереннее чувствовать себя в области изобразительного искусства.

Участие в конкурсе - это прекрасная возможность получения высокой профессиональной оценки, это может стать мотивацией для участника развивать свои творческие навыки и продолжать заниматься изобразительной деятельностью, помочь ему получить больше уверенности в своих способностях и повысить мотивацию продолжать работу в данной области. Для учащихся старших классов и выпускников средних профессиональных учреждений, участие и победа - это ещё и важный элемент резюме для поступления в учебные заведения и получения работы в креативных профессиях.

Профессиональное самоопределение учащихся в школе является важнейшим элементом их будущей карьеры и жизни в целом. В процессе самоопределения ученики определяют свои интересы, склонности, таланты и предпочтения в выборе будущей профессии. Это позволяет им принимать осознанные решения и избежать ошибок в будущем, помогает определить свои сильные и слабые стороны, чему они могут научиться и как развивать свои навыки. Всё это поможет им выбрать подходящую профессию, которая будет соответствовать их личности, и позволит им реализовать свой потенциал. Также надо отметить, что профессиональное самоопределение способствует осознанию значения образования и учебы в достижении успеха в жизни, ведь когда ученики понимают, какие навыки и знания им нужны для достижения своих жизненных целей, они становятся более мотивированными и усиленно работают над своим образованием.

В целом, профессиональное самоопределение учащихся помогает им стать более уверенными и целеустремленными в достижении своих личных и профессиональных целей.

Ежегодный Всероссийский конкурс «Я - художник», который проходит на Художественно-графическом факультете Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета, существует с 2018 года и направлен на выявление талантливых подростков и молодежи в области изобразительного творчества. Конкурс ставит перед собой такие задачи как: профориентировать молодых художников, создать базу одаренной молодежи с возможностью дальнейшего обучения на Художественно-графическом факультете Института изящных искусств МПГУ, а также привлечь к сотрудничеству преподавателей из других образовательных учреждений. Этот конкурс был создан на основе традиций

реалистичного рисунка, академической школы рисования и рисования с натуры. Важным аспектом на очном этапе этого конкурса является обязательное рисование с натуры. Имея возможность рисовать предметы «вживую», участники могут лучше понять пропорции, формы, свет и тень, а также другие элементы, необходимые для создания высококачественных художественных работ. Рисование с натуры является ключевым моментом в обучении художественному рисунку и является чрезвычайно полезным инструментом в развитии художественного мастерства.

К участию в конкурсе приглашаются учащиеся от 12 до 19 лет, это школьники с 5 по 11 класс и учащиеся средних профессиональных учреждений. Во всероссийском конкурсе принимают участие конкурсанты и разных уголков России, география не ограничена. Состоит конкурс из двух туров - заочного и очного. В рамках заочного тура работы принимаются путём приёма через регистрацию в личном кабинете на сайте конкурса. Там конкурсанты прикрепляют свои работы и по завершению этапа, их работы оценивает жюри. Участники, набравшие достаточное кол-во баллов, приглашаются на очный тур, где ещё раз показывают свои способности и навыки владения средствами изобразительной деятельности, уже в очном формате, в стенах факультета. Работы конкурсантов оценивают эксперты жюри, в лице педагогов факультета (это профессора и доценты кафедр живописи, рисунка, ДПИ, а также декан факультета, который принимает непосредственное участие в организации конкурса), определяются победители и призеры в нескольких номинациях. Работы победителей и призеров размещаются на официальном сайте МПГУ, всем участникам и призёрам заочного тура направляются дипломы, педагогам благодарственные письма за подготовку участников, а победителям и призёрам очного тура вручается наградная продукция и благодарственные письма педагогам очно. Особенность конкурса ещё и в том, что победители конкурса получают дополнительные баллы при поступлении в МПГУ на некоторые направления бакалавриата, что является дополнительным стимулом участия заинтересованных в поступлении в университет.

За 5 лет существования конкурс стал не только популярным, но и поистине значимым для будущих художников. Ежегодно на заочный тур присылают более двухсот работ. География участников растет из года в год, что свидетельствует о все более широкой известности конкурса. Уровень работ также постоянно повышается, что говорит о том, что участники серьезно относятся к своему творчеству и стремятся к профессиональному развитию. Одно из главных достижений конкурса - участники показывают высокий уровень подготовки и проявляют постоянную активность, многие из них принимают участие в конкурсе несколько лет подряд. Также отмечается, что нередко на конкурсе представлены работы учеников одних и тех же школ, и образовательных учреждений, что свидетельствует о продуктивных контактах между участниками и организаторами. Одно из существенных достижений мероприятия - многие участники, получившие призовые места, поступают на Художественно-графический факультет МПГУ, что говорит о том, что конкурс является успешным способом представления своих талантов и профессионального развития.

Важным аспектом конкурса "Я - художник" является возможность для участников, в рамках очного тура, познакомиться с Художественно-графическим факультетом МПГУ. Участники видят всё своими глазами: работу педагогов, рисование живых натюрмортов в аудиториях и другие процессы обучения. Это важная часть профессионального ориентирования - участники могут уже на этом этапе знакомиться с условиями, в которых могут работать в будущем. Видя реальные условия обучения, участники лучше понимают, какую профессию они могут получить в области изобразительного искусства, и это помогает им принимать важные и взвешенные решения о своем дальнейшем образовании и карьере. Таким образом, очный тур является важным и полезным этапом для участников конкурса "Я - художник!" и помогает им найти свое место в мире искусства.

Ежегодная растущая популярность конкурса также свидетельствует о том, что изобразительное искусство привлекает большой интерес учащихся всех возрастов, особенно учащихся выпускных классов. Это свидетельствует о значительном уровне творческого потенциала и возможностей для развития в данной области.

Выводы. Конкурс по изобразительному искусству оказывает положительное влияние на профессиональное самоопределение учащихся. Участие в этом мероприятии позволяет молодым художникам проявить свой творческий потенциал и оценить свой уровень подготовки в области изобразительного искусства. Это важно для того, чтобы учащиеся могли определиться, насколько готовы они для продолжения обучения в данной сфере искусства.

В рамках конкурса участники получают опыт создания искусства в условиях, которые максимально приближены к реальной работе в этой области, что позволяет им осознать свои профессиональные возможности и предпочтения. Что очень важно, конкурсанты получают обратную связь от специалистов из области изобразительного искусства, которая помогает им лучше понять свои сильные стороны и области, которые нужно развивать. Важно, что очный тур конкурса позволяет участникам посетить Художественно-графический факультет МПГУ и познакомиться с учебными программами, преподавателями, условиями обучения и профессиональной деятельности. Это позволяет учащимся получить более глубокое представление о том, чем является работа в этой сфере, и что нужно делать, чтобы достичь определенных профессиональных целей.

Таким образом, конкурс помогает учащимся определить свой творческий потенциал, профессиональные интересы и предпочтения, повышает понимание того, что требуется для работы в сфере изобразительного искусства, и способствует профессиональному самоопределению учащихся.

Литература:

1. Зубрилин, К.М. Специфика профориентационной работы в области искусства / К.М. Зубрилин, Л.А. Раздобарина, И.А. Якимов // Проблемы современного педагогического образования. - №74-3. - 2022. - С. 96-99

2. Раздобарина, Л.А. Особенности профориентационной работы художественно-графического факультета московского педагогического государственного университета. Традиции и перспектива / Л.А. Раздобарина, К.М. Зубрилин // Наука и Школа. - №6. - 2019. - С. 96-100

3. Раздобарина, Л.А. Специфика профориентационной работы с одаренными детьми / Л.А. Раздобарина, Н.А. Чивирёва, И.А. Якимов // Наука и Школа. - №4. - 2022. - С. 128-134

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.