Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ДАГЕСТАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В ХУДОЖЕСТВЕННО ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ'

ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ДАГЕСТАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В ХУДОЖЕСТВЕННО ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ (ХГФ) / ИМИДЖ ФАКУЛЬТЕТА / ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ХГФ / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ИЗДАНИЕ / ФАКТОРЫ ИМИДЖА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омаров Хабибурахман Гаджиевич, Зубрилин Константин Михайлович, Раздобарина Лидия Александровна

В статье рассмотрена история и роль художественно-графического факультета Дагестанского государственного педагогического университета (ХГФ ДГПУ) для художественно-педагогического образования России. Актуальность темы состоит в рассмотрении ценности и значимости факультета для культуры и системы образования Дагестана и России. Цель заключается в анализе особенностей деятельности и традиций работы ХГФ ДГПУ. Репутация факультета накапливается годами и состоит из следующих факторов: сложившийся истории и традиции, материальной базы, уровня профессорско-преподавательского состава, перспективность и возможности непрерывного обучения, процент трудоустройства выпускников, культурные - социальные факторы, сотрудничества с региональными и федеральными органами, возможности для студентов в поступлении в профессиональные сообщества, организации и проведение различных мероприятий, проведения зарубежных стажировок и практики. В заключении отмечается, что сегодня ХГФ ДГПУ занимает достойное место в мировом образовательном пространстве - крупный научно-исследовательский центр, учебно-методический центр, образовательный центр, культурный центр Дагестана и России. Высокий уровень, который задают выпускники художественно-графического факультета Дагестанского государственного педагогического университета в области педагогического образования, изобразительного и декоративно-прикладного искусства вызывает уважение в научном сообществе России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Омаров Хабибурахман Гаджиевич, Зубрилин Константин Михайлович, Раздобарина Лидия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE ART AND GRAPHIC FACULTY OF THE DAGESTAN STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE IN THE ART AND PEDAGOGICAL EDUCATION OF RUSSIA

The article discusses the history and role of the Artistic and Graphic Faculty of the Dagestan State Pedagogical University (HGF DSPU) for the Artistic and Pedagogical Education of Russia. The relevance of the topic lies in its insufficient knowledge of the value and significance of the faculty for the culture and education system of Dagestan and Russia. The main purpose of the article is to identify and analyze the features of the traditions of the work of the HGF DSPU. The reputation of the faculty has been accumulating over the years and consists of the following factors: the established history and traditions, the material base, the level of the teaching staff, the prospects and opportunities for lifelong learning, the percentage of employment of graduates, cultural - social factors, cooperation with regional and federal authorities, opportunities for students in admission to professional communities, organizing and holding various events, conducting foreign internships and practice. The author comes to the conclusion that today the HGF DSPU occupies a worthy place in the world educational space - a major research center, educational and methodological center, educational center, cultural center of Dagestan and Russia. The high level set by the graduates of the Artistic and Graphic Faculty of the Dagestan State Pedagogical University in the field of pedagogical education, fine and decorative arts is respected in the scientific community of Russia.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ДАГЕСТАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В ХУДОЖЕСТВЕННО ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ»

10. Олешова, В.В. Надомное визитирование: история и современность / В.В. Олешова // Специальное образование. -2016. - № 2 (42). - С. 105-113

11. Щербакова, В.А. Институциализация социальных сетей / В.А. Щербакова // Коммуникология: электорнный научный журнал. - 2018. - Том 3. - № 3. - С. 57-62

Педагогика

УДК 378.4

кандидат педагогических наук, декан Омаров Хабибурахман Гаджиевич

Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, декан Зубрилин Константин Михайлович Московский педагогический государственный университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Раздобарина Лидия Александровна

Московский педагогический государственный университет (г. Москва)

ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ДАГЕСТАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В ХУДОЖЕСТВЕННО ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ

Аннотация. В статье рассмотрена история и роль художественно-графического факультета Дагестанского государственного педагогического университета (ХГФ ДГПУ) для художественно-педагогического образования России. Актуальность темы состоит в рассмотрении ценности и значимости факультета для культуры и системы образования Дагестана и России. Цель заключается в анализе особенностей деятельности и традиций работы ХГФ ДГПУ. Репутация факультета накапливается годами и состоит из следующих факторов: сложившийся истории и традиции, материальной базы, уровня профессорско-преподавательского состава, перспективность и возможности непрерывного обучения, процент трудоустройства выпускников, культурные - социальные факторы, сотрудничества с региональными и федеральными органами, возможности для студентов в поступлении в профессиональные сообщества, организации и проведение различных мероприятий, проведения зарубежных стажировок и практики. В заключении отмечается, что сегодня ХГФ ДГПУ занимает достойное место в мировом образовательном пространстве - крупный научно-исследовательский центр, учебно-методический центр, образовательный центр, культурный центр Дагестана и России. Высокий уровень, который задают выпускники художественно-графического факультета Дагестанского государственного педагогического университета в области педагогического образования, изобразительного и декоративно-прикладного искусства вызывает уважение в научном сообществе России.

Ключевые слова: художественно-графический факультет (ХГФ), имидж факультета, особенности формирования имиджа ХГФ, целевая аудитория, информационное издание, факторы имиджа.

Annotation. The article discusses the history and role of the Artistic and Graphic Faculty of the Dagestan State Pedagogical University (HGF DSPU) for the Artistic and Pedagogical Education of Russia. The relevance of the topic lies in its insufficient knowledge of the value and significance of the faculty for the culture and education system of Dagestan and Russia. The main purpose of the article is to identify and analyze the features of the traditions of the work of the HGF DSPU. The reputation of the faculty has been accumulating over the years and consists of the following factors: the established history and traditions, the material base, the level of the teaching staff, the prospects and opportunities for lifelong learning, the percentage of employment of graduates, cultural - social factors, cooperation with regional and federal authorities, opportunities for students in admission to professional communities, organizing and holding various events, conducting foreign internships and practice. The author comes to the conclusion that today the HGF DSPU occupies a worthy place in the world educational space - a major research center, educational and methodological center, educational center, cultural center of Dagestan and Russia. The high level set by the graduates of the Artistic and Graphic Faculty of the Dagestan State Pedagogical University in the field of pedagogical education, fine and decorative arts is respected in the scientific community of Russia.

Key words: art-graphic faculty (kgf), image of faculty, features of formation of image of kgf, target audience, information publication, factors of image.

Введение. Художественно-графический факультет Дагестанского государственного педагогического института открылся в 1971 году. Не так давно он отмечал свое пятидесятилетие. Это особый факультет, не во всех Вузах он есть -материалоёмкий, требующий особого подхода, у него своя специфика подготовки специалистов. Он не сравним с другими, это изюминка ВУЗа.

С самого начала руководство ДГПИ ставило перед коллективом ХГФ не только традиционные задачи, но и одна из целей занять главенствующие позиции в регионе, призванным с помощью творчества и креативных и научных исследований студентов и преподавателей поддерживать сохранение и развитие национального искусства и народных ремесел страны.

Изложение основного материала статьи. У истоков создания ХГФ стояли такие творцы и ученые, как Алирза Абдулгашимович Эмирбеков, Эдуард Измайлович Акуваев, Шариф Шахмарданович Шахмарданов, Райханат Шихабутдиновна Микаилова, Вадим Константинович Скугарев, Гимбат Шапиевич Гимбатов.

Эмирбеков Алирза Абдулгашимович (1934-2005) - художник-монументалист, член Союза художников СССР, видный деятель Дагестана. 1971 год - первый декан ХГФ, руководство худфондом СХ РД, он принимал деятельное участие в региональных и всесоюзных выставках в Грозном, Каунасе, Москве, Ставрополе, Риге, Махачкале, Вильнюсе и др.

Акуваев Эдуард Измайлович (1945-2015) - российский и израильский художник, учёный, педагог. Член Союз художников СССР и Израиля, Заслуженный деятель искусств Дагестана, является лауреатом республиканской премии им. Халилбека Мусаясул. В 1973 году его пригласили работать на ХГФ - он работал на должности старшего преподавателя, а затем доцентом кафедры живописи. Вёл активную выставочную деятельность на Всероссийских и республиканских экспозициях.

Эдуард Измайлович Акуваев родился 24 января 1945 года в интеллигентной семье в Махачкале. Уже в Дагестанском художественном училище имени М.А. Джемала началось его серьезное влечение к творчеству.

После окончания училища Эдуард поступил в Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова, а затем вернулся в родной город и начал преподавательскую деятельность в Дагестанском педагогическом институте. Он смог успешно совмещать свою преподавательскую работу с самостоятельным творчеством, которое было значительной частью его жизни. В 1998 году он получил докторскую степень. Он создал множество произведений в различных техниках (живопись, графика, скульптура), которые отличаются яркой цветовой гаммой и

сильной экспрессией. Тематика работ художника в основном связана с культурой дагестанского народа, его обычаями и традициями. В 2015 году Акуваев скончался, оставив после себя множество произведений и воспоминаний коллег и учеников о его творческом наследии. Работы художника в Национальном музее Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, г. Махачкала, Дагестанском музее изобразительных искусств и Дербентском государственном музее-заповеднике.

Шариф Шахмарданович Шахмарданов (родился в 1947 году) - российский и советский художник и скульптор. Он является академиком Российской академии художеств и Народным художником Республики Дагестан. С 1972 года преподает на факультете художественно-графического искусства Дагестанского педагогического института.

Райханат Шихабудтиновна Микаилова (1938-1989) была основателем Музея изобразительного и декоративно-прикладного искусства, научным руководителем одного из пяти кружков СНО (научного студенческого общества) и заведующей кафедрой декоративно-прикладного искусства в ХГФ Дербентского государственного педагогического института.

Вадим Константинович Скугарев (1928-1987) был советским архитектором и кандидатом наук, автором более 30 реализованных проектов. В 1969 году он был приглашен на преподавательскую работу на ХГФ Дербентского государственного педагогического университета, а с 1973 года возглавлял кафедру декоративно-прикладного искусства.

Гимбат Шапиевич Гимбатов (1934) - народный художник Дагестана, скульптор, его работы размещены в знаковых местах Дагестана.

Караханов Мурад Нуруллахович (1951) - доктор экономических наук, профессор кафедры социогуманитарных дисциплин. С 1983 по 2009 гг. - проработал деканом ХГФ ДГПИ, а затем и ДГПУ. За 24 года работы в должности декана приложил много усилий в организационной, педагогической и воспитательной деятельности для развития факультета и поднятия его имиджа. Им созданы многие научные труды в области экономического образования и развития рынка труда.

Исмаил Магомедович Раджабов (1951-2021) оставил свой след в истории Дербентского государственного педагогического университета. Он был деканом ХГФ с 2009 по 2013 гг., а затем заведовал кафедрой методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства до 2018 г. Исмаил Магомедович был основателем и руководителем научной школы «Гуманизация художественно-педагогического образования: Региональный подход», профессором, доктором педагогических наук и заслуженным учителем Республики Дагестан. Он опубликовал более 180 научно-методических работ, посвященных проблематике регионально-национальных традиций в контексте художественно-педагогического образования. Исмаил Магомедович являлся победителем различных конкурсов, включая «Преподаватель года ДГПУ» и «Грант Президента РД», а также удостоен премии ДГПУ «За достижения в научной работе» за период 2003-2007 гг. Он также был членом-корреспондентом Российской академии естествознания.

Абдулзагир Бозгиитович Мусаев родился в 1951 году. Он закончил Ленинградский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина и с 1971 года стал членом Союза художников СССР, России. С 2002 года Абдулзагир Бозгиитович является членом Союза театральных деятелей России. Он занимал должность заведующего кафедрой живописи Дагестанского государственного педагогического университета уже с 1983 года, а также является профессором живописи. Он был избран членом-корреспондентом Российской академии художеств от Южного регионального отделения в 2012 году. Он автор проектов, включая 12 гобеленов для Кумыкского музыкального драматического театра и росписи в фойе Аварского музыкально-драматического театра, а также является соавтором Государственного герба Республики Дагестан. Абдулзагир Бозгиитович также создал роспись Свято-Успенского кафедрального собора в городе Махачкале и множество живописных работ, которые были представлены на международных, всероссийских, республиканских и академических выставках. Творческие произведения А.Б. Мусаева находятся в частных коллекциях в России и за рубежом. Например, некоторые его картины были представлены на выставке "Салон де л'Авангард" в Париже и на выставке в Музее Модерного Искусства в Вашингтоне (США). Часть работ хранятся в музеях, в министерстве культуры Республики Дагестан и в Дагестанском государственном объединенном музее.

С великим трудом и огромной любовью к изобразительному и декоративно-прикладному искусству и народным промыслам, все эти учёные по крупицам создавали и собирали то, что сегодня составляет гордость факультета - его традиции.

За 50 лет на факультете, сложились собственные принципы и методы, свои традиции в области художественно-педагогического образования. Наиболее важная из традиций - это слаженная работа коллектива профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала, который имеет безупречную репутацию, высокий профессионализм, большой творческий потенциал, любовь к своему делу и Родине.

Факультет объединяет ученых, профессоров, народных художников и заслуженных деятелей Республики Дагестан, заслуженных учителей, членов союзов художников и мастеров, искусствоведов, а также талантливых выпускников ХГФ Дагестанского государственного педагогического университета. В 1972 году были внесены коррективы в учебные планы подразделения, включены новые дисциплины, посвященные теоретическому изучению и практическому освоению традиционных видов дагестанских народных ремесел. Эта особенность стала главной чертой факультета среди других Художественно-графических факультетов России.

В развитии национальной традиционной художественной культуры Дагестана важное место занимает ХГФ Дагестанского государственного педагогического университета, что было отмечено руководителями республики. В 1970-е годы при факультете был создан Музей изобразительного и ДПИ Дагестана, который стал хранить лучшие образцы художественной самобытной культуры, собранных со всей страны. Кроме того, были организованы научно-исследовательские экспедиции студентов в центры уникальных традиционных промыслов, таких как Балхар, Гоцатль, Кубачи, Унцукуль и другие. Собранные материалы из поездок, тщательно исследуется и помогает в создании студенческих творческих и научно-исследовательских работ. Пленэрная практика также сыграла немаловажную роль -выезды в горные районы Дагестана помогли созданию новых оригинальных работ для музея факультета.

На факультете все студенты получают базовую подготовку грамотного освоения реалистического изображения на практических занятиях по рисунку, живописи и композиции.

Художественно-графический факультет Дагестанского государственного педагогического университета известен своей выставочной деятельностью. Студенты и преподаватели регулярно представляют свои творческие работы на выставках в России и за рубежом. Участие в различных фестивалях, конкурсах и выставках позволяет участникам получать призовые места, а также сертификаты, дипломы и грамоты, подтверждающие их высокий уровень обучения. Таким образом, ХГФ является важным культурным центром, способствующим развитию национального традиционного творчества Дагестана и продвижению его за пределы региона.

Эта деятельность благоприятно влияет на положительный имидж ХГФ ДГПУ и придает необходимый потенциал Вузу в различных рейтингах и запросах Учредителей.

Во всех учебных планах, реализуемых на ХГФ включена уникальная для других факультетов, учебная пленэрная практика. Во время этой практики студенты выезжают на природу рисуют и пишут ее, закрепляя знания, умения и навыки,

полученные в мастерских во время аудиторных занятий по рисунку и живописи. География Дагестана позволяет организовать и провести пленэрную практику разнообразно и всегда интересно: городские пейзажи, горные ландшафты, архитектура высокогорных аулов, реки, море и т.д. Диапазон творчества студентов ХГФ разнообразен. Но основной целью выездной практики является грамотное освоение реалистического изображения природы и решение учебно-творческих задач с учётом законов линейной, воздушной и цветовой перспективы. По завершению пленэров проводится просмотр (выставка), где комиссия из ведущих преподавателей оценивает результаты практики.

После завершения обучения на ХГФ студенты выполняют выпускную квалификационную работу, которая состоит из двух частей: теоретической (пояснительная записка) и практической (проект в области изобразительного или ДПИ). Каждый год защита выпускных квалификационных работ на ХГФ ДГПУ привлекает внимание публики. Студенты представляют оригинальные и уникальные творческие работы, выполненные в различных материалах и стилях на высоком профессиональном уровне. Эти работы вызывают большой интерес и уважение у зрителей.

Можно увидеть художественную обработку металла, ковроделие, керамику, резьбу по дереву, практически все основные виды народных промыслов страны. Во многих работах рассматриваются проблемы сохранения и развития традиций и народных ремесел Дагестана. Исследования, проведенные в настоящее время, не утратили своей актуальности и раскрыты в более серьезных научных работах. Начиная с 1980-х годов, благодаря молодым педагогам, выпускникам Ленинградского художественного академического института имени И.Е. Репина и Московского художественного академического института имени Сурикова, улучшилось качество преподавания ИЗО. Это касается не только ДПИ, но и других его направлений. Опытные и профессиональные педагоги в настоящее время обучают студентов по нескольким образовательным программам: педагогическому образованию (двух профильный бакалавриат) с профилями «Изобразительное искусство» и «Дополнительное образование», «Дизайну» (с профилем «Дизайн костюма»), «Декоративно-прикладному искусству и народным промыслам» (с направлением на художественный металл), «Живописи» (с квалификацией «Художник-живописец»), «Графике» (с квалификацией «Художник-график») и «Скульптуре» (с квалификацией «Художник-скульптор»).

На Художественно-графическом факультете уже много лет успешно реализуется магистерская программа 44.04.01, которая посвящена педагогическому сопровождению художественной деятельности детей. Большинство выпускников этой программы успешно трудоустраиваются в школах и других образовательных учреждениях республики и других регионов России. Кроме того, важное место занимает аспирантура, где занимаются научно-исследовательской деятельностью аспиранты очной формы обучения. Реализация этих образовательных программ позволяет сохранять и развивать традиции национального изобразительного и ДПИ, а также народных ремесел страны.

В структуру ХГФ входит библиотека, собраны и хранятся печатные издания отечественного и зарубежного книгоиздания за сто лет. В библиотеке имеется богатый фонд разнообразной литературы, включающей научно-творческие, учебно-методические, научно-исследовательские, искусствоведческие и учебные книги, а также литературу по педагогике и методике преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Фонд посвящен ученым и художникам, а также проблемам искусствоведения, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Особое внимание уделяется подготовке педагогических кадров высшего образования на базе среднего специального -художественного образования страны. Это позволяет учителям ИЗО, окончившим училища и работающим в общеобразовательных школах сел и городов республики, получить высшее профессиональное образование по своей специальности без необходимости выезда из Дагестана или отрыва от работы. Таким образом, на создана система обучения, способствующая развитию профессиональных навыков и поддержанию качественного образования в регионе. Основательный потенциал художественно-педагогических, эстетических, методических, искусствоведческих знаний, основ изобразительной грамоты и практических умений и навыков дает выпускникам быть востребованными и иметь конкурентоспособность на рынке труда.

В процессе обучения студентов закладываются базовые фундаментальные знания и профессиональные компетенции, основанные на сложившихся культурных традициях страны. Выпускники оправдывают высокие ожидания работодателей.

Весьма заметный резонанс в жизни республики вызывает защита выпускных квалификационных работ, которая проходит в присутствии многочисленных гостей, специалистов в ИЗО т ДПИ, журналистов и родителей. Процесс защиты ВКР раскрывает в полной мере экспериментальные творческие и научно-исследовательские, методические разработки в области художественно-педагогического образования и культуры Дагестана, университет, и Республика Дагестан в целом гордятся этим. В составе членов дагестанского отделения ВТОО СХ России более 80 процентов состава членов составляют выпускники ХКФ.

Важной особенностью репутации факультета является высокопрофессиональная подготовка студентов, высокий процент трудоустройства выпускников, выставочная деятельность, возможность непрерывного обучения.

Выводы. Сегодня Художественно-графический факультет Дагестанского государственного педагогического университета занимает почетное место в мировом образовательном пространстве и является крупным научно-исследовательским, учебно-методическим, образовательным и культурным центром Дагестана и России. Уровень образования, который гарантируют выпускники факультета в области педагогического образования, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, вызывает уважение в научном сообществе России. Культурный потенциал Художественно-графического факультета проявляется в организации учебного процесса в специализированных оборудованных мастерских, под руководством самых опытных и заслуженных мастеров-художников. Они сохраняют и развивают народные традиции и промыслы Дагестана, что является важным не только для региона, но и для всей России. Все это делает факультет значимым учреждением, которое способствует развитию научной и культурной сферы в России.

Литература:

1. Зубрилин, К.М. Особенности формирования имиджа художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета / К.М. Зубрилин // Преподаватель XXI век. - 2019. - № 4-1. - С. 170-177

2. Иванова, Н.С. Художественно-творческий потенциал школьников / Н.С. Иванова // Научно-исследовательский институт истории, экономики и права. - Москва: Издательство НИИ ИЭП, 2018. - 148 с.: ил.; 21 см. - Библиогр.: С. 139-145. - 500 экз.

3. Раздобарина, Л.А. Особенности профориентационной работы художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета. Традиции и перспектива / Л.А. Раздобарина, К.М. Зубрилин // Наука и школа. - 2019. - № 6. - С. 96-100

4. Фатюхина, Н.А. Формирование имиджа образовательного учреждения / Н.А. Фатюхина // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электрон. сб. ст. по мат. XXIX международ. студ. науч.-практическ. конференции. - URL: https://nauchforum.m/archive/MNF_sotial/10(29).pdf (дата обращения: 16.08.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.