Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ПРОСТРАНСТВО ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ'

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ПРОСТРАНСТВО ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / (РЕ)АБИЛИТАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Олешова Варвара Васильевна

В современном мире социальные сети оказывают большое влияние на личность людей, являясь медиасредой, в которой они существуют параллельно с реальной жизнью. Интернет-пространство является не только площадкой для личного общения, но и платформой для педагогической коммуникации, обмена опытом. В виртуальном мире существует большое количество сообществ, в которые объединяются специалисты и родители детей с различными особенностями в развитии. Социальные сети являются значимым для родителей детей с нарушенным слухом медиапространством, в котором они черпают информацию по выстраиванию занятий и взаимодействия с ребенком. Все больше педагогов и родителей создают аккаунты, в котором делятся опытом развития и воспитания особого ребенка. В статье характеризуются функции социальных сетей. Автор анализирует возможности интернет-пространства для построения информационной поддержки родителей детей с нарушенным слухом. Приводятся данные опроса пользователей сетей Вконтакте, Telegram. Описываются основные инструменты, которые позволяют выстраивать педагогическую коммуникацию в интернет-пространстве. Иллюстрируются основные направления взаимодействия с родителями детей с нарушенным слухом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Олешова Варвара Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL NETWORKS AS A SPACE OF INFORMATION SUPPORT FOR PARENTS OF CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT

In the modern world, social networks have a great influence on people's personality, being a media environment in which they exist in parallel with real life. The Internet space is not only a platform for personal communication, but also a platform for pedagogical communication, exchange of experience. In the virtual world, there are a large number of communities in which specialists and parents of children with various developmental disabilities unite. Social networks are a significant media space for parents of children with hearing impairment, in which they draw information on building classes and interacting with the child. More and more teachers and parents are creating accounts in which they share their experience of developing and raising a special child. The article characterizes the functions of social networks. The author analyzes the possibilities of the Internet space for building information support for parents of children with hearing impairment. The data of the survey of users of the Vkontakte and Telegram networks are given. The main tools that allow to build pedagogical communication in the Internet space are described. The main directions of interaction with parents of children with hearing impairment are illustrated.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ПРОСТРАНСТВО ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ»

позволят студентам более эффективно освоить теоретические знания по дисциплинам профессионального блока и уверенно приступить к педагогической деятельности.

Литература:

1. Baisheva, M.I. Etnocultural traditions as sources of maintenance of spiritually-valuable bases of safety of the person / M.I. Baisheva // Man in India. - 2017.

2. Neustroev, N.D. Training a Tutor at College for an Underfilled and Nomad School of the North and East of Russia: Contents and Specifics / N.D. Neustroev, A.N. Neustroeva, T.A. Shergina, V.P. Marfusalova, N.V. Okonechnikova, T.M. Borisova, E.E. Sidorova // Indian Journal of Science and Technology, 2016. - 9(11). https://doi.org/10.17485/ijst/2016/v9i11/89421

3. Афанасьева, А.Б. Совершенствование этнокультурного образования современных педагогов / А.Б. Афанасьева // Человек и образование, 2008. - № 4 (17). - С. 34-38

4. Волков, Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: в 2 т. / Г.Н. Волков. - М.: Издательский Дом «МАГИСТР-ПРЕСС», 2002. - 460 с.

5. Неустроев, Н.Д. Тьюторство в начальной, основной малокомплектной и кочевой школе Севера: монография / Н.Д. Неустроев, А.Н. Неустроева, Т.А. Шергина, А.С. Сакердонова. - Якутск, 2017.

6. Сайфутдиярова, Е.Ф. Межэтническое восприятие как предмет научного исследования / Е.Ф. Сайдутдиярова // Филология и культура. Phibtogy and сЫШге. - 2012. - №3(29). - С. 305-308

7. Севрук, А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе / А.И. Севрук, Е.А. Юнина. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

8. Сластенин, В.А. Педагогика и психология инновационного образования / В.А. Сластенин. - М.: Прометей, 2009. - 164 с.

Педагогика

УДК 376.3

кандидат педагогических наук Олешова Варвара Васильевна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ПРОСТРАНСТВО ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С

НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ

Аннотация. В современном мире социальные сети оказывают большое влияние на личность людей, являясь медиасредой, в которой они существуют параллельно с реальной жизнью. Интернет-пространство является не только площадкой для личного общения, но и платформой для педагогической коммуникации, обмена опытом. В виртуальном мире существует большое количество сообществ, в которые объединяются специалисты и родители детей с различными особенностями в развитии. Социальные сети являются значимым для родителей детей с нарушенным слухом медиапространством, в котором они черпают информацию по выстраиванию занятий и взаимодействия с ребенком. Все больше педагогов и родителей создают аккаунты, в котором делятся опытом развития и воспитания особого ребенка. В статье характеризуются функции социальных сетей. Автор анализирует возможности интернет-пространства для построения информационной поддержки родителей детей с нарушенным слухом. Приводятся данные опроса пользователей сетей Вконтакте, Telegram. Описываются основные инструменты, которые позволяют выстраивать педагогическую коммуникацию в интернет-пространстве. Иллюстрируются основные направления взаимодействия с родителями детей с нарушенным слухом.

Ключевые слова: социальные сети, (ре)абилитационная компетенция родителей, педагогическая коммуникация.

Annоtation. In the modern world, social networks have a great influence on people's personality, being a media environment in which they exist in parallel with real life. The Internet space is not only a platform for personal communication, but also a platform for pedagogical communication, exchange of experience. In the virtual world, there are a large number of communities in which specialists and parents of children with various developmental disabilities unite. Social networks are a significant media space for parents of children with hearing impairment, in which they draw information on building classes and interacting with the child. More and more teachers and parents are creating accounts in which they share their experience of developing and raising a special child. The article characterizes the functions of social networks. The author analyzes the possibilities of the Internet space for building information support for parents of children with hearing impairment. The data of the survey of users of the Vkontakte and Telegram networks are given. The main tools that allow to build pedagogical communication in the Internet space are described. The main directions of interaction with parents of children with hearing impairment are illustrated.

Key words: Social networks, (re)habilitation competence of parents, pedagogical communication.

Введение. В современном мире коммуникация посредством современных технологий занимает все большую часть жизни людей, которые взаимодействуют друг с другом с помощью электронной почты, социальных сетей, мессенджеров. Интернет рассматривается уже не как средство получения и обмена данными, а как важнейшее средство межличностного взаимодействия. Особое значение в жизни людей занимают социальные сети, которые приобретают черты формирующегося социального института, оказывая значительное влияние на пользователей, среди которых есть в том числе и родители детей с особенностями в развитии, использующие социальные сети для поиска информации по развитию и воспитанию ребенка, а также специалистов и родителей со схожими проблемами [11].

Для многих людей социальные сети из пространства, ориентированного на коммуникацию пользователей, превратились в медиасреду, в которой они существуют параллельно с реальной жизнью. Одной из главных функций социальных сетей в настоящее время является не только коммуникативная связь пользователей, но и распространение информации [5, 8, 9].

Исследователи социальных сетей отмечают, что ценностями виртуальной коммуникации является демократичность общения, доступность получения информации, стирание временных и пространственных границ [4]. В процессе публикации и распространения информации в Интернете, пользователи социальных сетей выступают одновременно как ее публикаторы, и как реципиенты, играя при этом различные роли в соответствии с собственными целями и задачами [3, 8].

Современные авторы выделяют следующие основные функции социальных сетей [7, 11]:

• Коммуникативная - социальные сети дают возможность людям взаимодействовать друг с другом, а также обмениваться информацией.

• Образовательная - пространство социальных сетей способствует обмену опытом и расширению образовательного

процесса.

• Экономическая - социальные сети позволяют специалистам монетизировать свои знания и выстраивать собственный бизнес.

• Социальная - в социальных сетях человек имеет большое количество инструментов для самопрезентации, выражения, а также получения уважения и признания.

• Рекреативная - социальные сети за счет разнообразия контента позволяют пользователям отдохнуть, переключиться от повседневных дел.

• Функция выражения и формирования общественного мнения - в социальных сетях появляются лидеры мнений, которые транслируют свои взгляды и опыт, постепенно переходя в «оффлайн» пространстве.

• Регулятивная - социальные сети с помощью «лайков», комментариев, репостов позволяют выражать положительное или отрицательное отношение к контенту, тем самым давая возможность отобрать актуальную и приемлемую для пользователя информацию.

Исследователи отмечают, что коммуникация в социальных сетях осуществляется на основании следующей трехкомпонентной модели социокультурного механизма информационного воздействия: отправитель информации -пользователь сети; информационный продукт - фотографии, выставленные в сети; потребитель (получатель) информации [1, 7].

Выделяют две группы ролей среди пользователей социальных сетей. Первая роль - публикатор, это может быть очевидец определенных событий, организатор, комментатор и т.д. Данная роль является активной, так как она способствует созданию и наполнению содержимого контента.

Вторая - представитель аудитории, который может быть реципиентом, коммуникатором или комбинатором. С точки зрения создания контента, это более пассивная роль, однако она представляют собой активного потребителя контента и оказывает влияние на массово-информационный процесс [3, 8].

Современные социокультурные коммуникации оказывают большое влияние на личность людей. Виртуальные социальные сети имеют четкий дидактический потенциал, создавая условия для практически беспрерывной педагогической коммуникации и являясь поддержкой в деятельности педагога. Социальные сети используются в качестве средства образовательной коммуникации между специалистами, педагогом и родителями, родителями [1, 6].

Изложение основного материала статьи. В России современные родители в качестве основного источника информации используют следующие социальные сети: Instagram, Facebook (*ныне запрещенные на территории РФ), Вконтакте, Tik-Tok, Одноклассники, Telegram, УоиТиЬе, Яндекс Дзен.

В марте 2023 года был проведен небольшой опрос пользователей Телеграм-канала «Surdo_Varvara», адресованного родителям детей с нарушенным слухом, в котором на вопрос «Где Вы ищете информацию и идеи для занятий с ребенком?», 80% ответило: «В социальных сетях педагогов», 46% - в книгах/ методических изданиях, 43% - покупают готовые тетради для занятий, 35% - придумывают сами, 22% - выполняют задания педагога, 19% - в социальных сетях на страничках родителей. Всего в опросе приняло участие 131 человек.

38% пользователей указало, что для поиска информации используют Телеграм-каналы, 34% - социальную сеть «Вконтакте», 15% - Instagram, 7% - YouTube, 7 % - другое.

Аналогичный опрос был проведен в марте 2019 года в социальной сети Instagram (*ныне запрещенная на территории РФ). Всего в опросе приняло участие 179 родителей. 90% родителей указало, что ищет информацию для занятий с ребенком дома в интернете, 10% - в различных литературных источниках. При этом 62% используют в качестве информационного ресурса социальные сети, 38% - различные сайты.

Таким образом, мы видим, что социальные сети являются значимым для родителей медиапространством, на котором они черпают информацию для занятий с детьми.

В социальных сетях существует большое количество сообществ, в которых объединяются родители детей с различными особенностями в развитии.

Например, одним из самых первых сообществ, поддерживающих родителей детей с нарушенным слухом, в социальной сети «Вконтакте» была группа «Дети слышат», которая в марте 2023 года насчитывала 8,6 тысяч подписчиков. Создана родителями имплантированного ребенка и адресована семьям, оказавшимся в такой же жизненной ситуации. В данной группе насчитывается 98 тем, в которых родители обсуждают фирмы-производители имплантов, особенности реабилитации, выбор специалистов, советуются друг с другом по тем или иным ситуациям. Также существуют следующие популярные сообщества, адресованные родителям детей с нарушенным слухом: ВОЛНС, Зайцев PRO Слух, Слушать интересно, Мелодия жизни и т.д.

Многие педагоги начинают создавать свои профессиональные странички в социальных сетях. Для родителей детей с нарушенным слухом наличие профессиональных страниц сурдопедагогов и родителей со схожими трудностями является большим подспорьем, так как в России не хватает сурдопедагогов, особенно в регионах.

Социальные сети позволяют родителям, которые живут в удаленных регионах и не имеют возможности получать регулярную психолого-педагогическую поддержку, повышать свою (ре)абилитационную компетенцию через изучение информации по занятиям и особенностям (ре)абилитации, которую выкладывают педагоги на своих страницах, а также смотреть короткие видео занятий с их описанием и разбором. Через страницу поиска можно быстро найти необходимых специалистов, однако социальные сети не страхуют от мошенников и непрофессионалов [10].

В 2018 году была создана страница «Surdo_Varvara» в социальной сети Инстаграм, которая была активна до февраля 2022 года. Всего за этот срок на страницу подписалось 6,5 тысяч пользователей. Весной 2022 года нами было создано сообщество с аналогичным названием в сети «Вконтакте», а также Телеграм-канал, информация в которых адресована родителям детей с нарушенным слухом и начинающим специалистам. В процессе ведения социальных сетей было отмечено, что они дают возможность не только транслировать свой опыт, но и изучать опыт коллег, а также быть частью некого медиапространства, которое постепенно переходит из онлайн в оффлайн формат. За время ведения социальных сетей мы познакомились с большим количеством родителей детей с нарушенным слухом и специалистов со всего мира, которые, как правило, очень благодарят за возможность познакомиться с нашим опытом, советуются по вопросам построения (ре)абилитационного маршрута ребенка.

Анализируя ситуацию в социальных сетях, можно сказать, что педагог выступает в роли консультанта и/ или наставника.

Социальные сети дают возможность проведения следующих обучающих мероприятий:

• Прямые эфиры - длятся один час и являются некоторым подобием лекций с возможностью получить обратную связь от слушателей в виде комментариев и вопросов. В процессе взаимодействия с аудиторией было отмечено, что такой жанр важен и для специалистов. Например, был получен следующий отзыв от учителя-логопеда: «С удовольствием прослушала прямой эфир!!! Спасибо за важную информацию! Я работаю логопедом. Дети с КИ все чаще появляются в

массовых садах (инклюзия). Вы отлично рассказали о методиках, натолкнули на нужную литературу, дали о многом задуматься! Буду ждать еще эфиров! Спасибо за труд».

• Обучающие марафоны - представляют собой сбор концентрированной мотивационной информации по определенной теме. Как правило, длятся около 7-10 дней.

Например, в период с 2018 по 2023 год нами были проведены следующие марафоны «Взаимодействие родителей с ребенком с нарушенным слухом в режимных моментах», «Игры с ребенком с нарушенным слухом на прогулке», «Кулинарный марафон», которые длились 7-10 дней и были посвящены выстраиванию режимных моментов родителей с детьми с нарушенным слухом как базы всего (ре)абилитационного процесса. Также был проведены марафоны «Игры с подручными материалами» и «Неделя сказок», последний был проведен совместно с сурдопедагогом Рассоловой О. и логопедом Калиногорской О. Всего в марафонах приняло участие 211 человек.

Родители отмечали, что подобные мероприятия являются для них большим подспорьем и помощью в развитии ребенка. Например, мы получили следующие отзывы от родителей детей с нарушенным слухом на «Кулинарный марафон»: «Очень благодарна этому марафону, так как раньше я не так представляла процесс приготовления пищи и особо в готовку ребенка не включала, только просила подать то, что он знал. Теперь же я наглядно поняла, как это легко и как многое можно проиграть, обговорить, поручить и просто обсудить!» и на марафон «Взаимодействие родителей с ребенком с нарушенным слухом в режимных моментах»: «...я поняла, что у меня было внутреннее напряжение от ответственности, которое не шло на пользу никому, от вас я поймала нужный настрой, как мне кажется. Кроме того, я поняла, что у меня больше был акцент на занятии дома, а не на ежеминутном общении, хотя я вроде знала, как это важно. Спасибо за вашу работу».

• Истории - дают возможность выкладывать неограниченное количество коротких видео (15 сек) занятий, делиться видео и фотообзором пособий, игрушек и т.д. Хранятся на странице сутки, но при необходимости их можно сохранить в профиле.

• Посты - позволяют выкладывать абсолютно любую информацию с визуальным фото и/или видео подкреплением. Для педагогов это возможность заявить о себе, своих взглядах на процесс обучения, поделиться теоретическим и практическим опытом. За время существования аккаунта «Surdo_Varvara», было опубликовано около 500 постов с различной информацией, посвященной детям с нарушенным слухом. Наиболее востребованы среди родителей оказались видео-посты с подробным разбором игр и занятий для детей с нарушенным слухом.

• Курсы - в последнее время все больше педагогов создает свои авторские курсы, которые продвигают через социальные сети. Для родителей детей с нарушенным слухом подобные курсы являются большой помощью, так как многие родители, столкнувшись с тугоухостью или глухотой ребенка пребывают в растерянности, а также не могут получить своевременно сурдопедагогическую помощь из-за отсутствия или нехватки специалистов необходимого профиля в регионе.

В сентября 2021 через социальные сети был запущен проект фонда «Мелодия жизни» «Онлайн школа для родителей детей с нарушенным слухом «Мелодия жизни», который являлся победителем конкурса грантов «Москва - добрый город» в 2019 году. В данном проекте мы с командой сурдопедагогов в коротких видео уроках рассказывали про особенности (ре)абилитации ребенка с тяжелыми нарушениями слуха с момента постановки диагноза до поступления в школу. Всего на прохождение уроков онлайн школы с сентября 2020 г. до марта 2023 г. было направлено 2504 заявки.

В ноябре 2020 года был выпущен курс «Учусь слушать и понимать речь вместе с мамой», целью которого было познакомить родителей и специалистов с практическими приемами работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с нарушенным слухом, находящимися в самом начале (ре)абилитационного пути после слухопротезирования и/или проведения операции по кохлеарной имплантации. За период с ноября 2020 года по март 2023 года курс повторялся 5 раз, за это время в нем приняло участие 123 родителя.

Родители отмечают большую поддержку для них от подобных курсов.

Например, вот что пишут мамы детей с нарушенным слухом: «.теперь я не так сильно переживаю, что в наших краях нет сурдопедагога и я могу принести пользу своему ребенку, занимаясь с ним сама» или «Впервые есть ощущение, что в голове сложился пазл и стало понятно, как помочь дочке в долгом пути к «слышать и понимать».

Таким образом, согласно проведенному опросу и взаимодействию с публикаторами и реципиентами в социальных сетях, мы увидели высокую востребованность информации, касающейся развития, воспитания и обучения детей с нарушенным слухом среди родителей и специалистов.

Выводы. Социальная медиасреда позволяет повышать (ре)абилитационную компетенцию родителей через взаимодействие со специалистами и другими родителями, создавая условия для их обучения и взаимообучения. Опираясь на технологию обучения взрослых, сурдопедагог выступает как консультант, наставник, направляющий родителей в их развивающем взаимодействии с ребенком в привычной для него каждодневной деятельности и занятиях.

Литература:

1. Антипов, М.А. Виртуальные социальные сети как современное средство обучения студентов / М.А. Антипов // Сборник конференций НИЦ Социосфера. - 2016. - № 38. - С. 9-11

2. Арташкина, Т.А. Специфика информационного продукта социальной сети Instagram (Инстаграм) / Т.А. Арташкина,

B.А. Киселева // Философия образования. - 2016. - № 5 (68). - С. 41-58

3. Браславец, Л.А. «Гражданская журналистика» и типичные роли пользователей социальных сетей / Л.А. Браславец // Relga. - 2010. - No 13 (211). - С. 14.

4. Жарова, О.С. Интернет-фольклор как воплощение тенденций современного общества / О.С. Жарова // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2015. - Т. 2. - №6 (28). - С. 50-53

5. Клименко, О.А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса [Электронный ресурс] / О.А. Клименко // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 405-407. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1799/ (дата обращения: 13.03.2023)

6. Корниенко, А.А. Об использовании социальных сетей для сопровождения и (ре)абилитации детей с нарушениями слуха и их семей / А.А. Корниенко, В.В. Олешова // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение). Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2020. - С. 203-207

7. Лазуткина, Е.В. Основные формы манипуляции информацией в социальных медиа Рунета / Е.В. Лазуткина // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 2 (24). - С. 221-225

8. Морозова, А.А. Типология пользователей социальной сети / А.А. Морозова // Мультимедийная журналистика. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции / Под ред. В.П. Воробьева. - 2018. -

C. 225-229

9. Морозова, А.А. Социальная сеть: к вопросу о безопасности пользователя / А.А. Морозова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 3 (25). - С. 201-205

10. Олешова, В.В. Надомное визитирование: история и современность / В.В. Олешова // Специальное образование. -2016. - № 2 (42). - С. 105-113

11. Щербакова, В.А. Институциализация социальных сетей / В.А. Щербакова // Коммуникология: электорнный научный журнал. - 2018. - Том 3. - № 3. - С. 57-62

Педагогика

УДК 378.4

кандидат педагогических наук, декан Омаров Хабибурахман Гаджиевич

Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, декан Зубрилин Константин Михайлович Московский педагогический государственный университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Раздобарина Лидия Александровна

Московский педагогический государственный университет (г. Москва)

ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ДАГЕСТАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В ХУДОЖЕСТВЕННО ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ

Аннотация. В статье рассмотрена история и роль художественно-графического факультета Дагестанского государственного педагогического университета (ХГФ ДГПУ) для художественно-педагогического образования России. Актуальность темы состоит в рассмотрении ценности и значимости факультета для культуры и системы образования Дагестана и России. Цель заключается в анализе особенностей деятельности и традиций работы ХГФ ДГПУ. Репутация факультета накапливается годами и состоит из следующих факторов: сложившийся истории и традиции, материальной базы, уровня профессорско-преподавательского состава, перспективность и возможности непрерывного обучения, процент трудоустройства выпускников, культурные - социальные факторы, сотрудничества с региональными и федеральными органами, возможности для студентов в поступлении в профессиональные сообщества, организации и проведение различных мероприятий, проведения зарубежных стажировок и практики. В заключении отмечается, что сегодня ХГФ ДГПУ занимает достойное место в мировом образовательном пространстве - крупный научно-исследовательский центр, учебно-методический центр, образовательный центр, культурный центр Дагестана и России. Высокий уровень, который задают выпускники художественно-графического факультета Дагестанского государственного педагогического университета в области педагогического образования, изобразительного и декоративно-прикладного искусства вызывает уважение в научном сообществе России.

Ключевые слова: художественно-графический факультет (ХГФ), имидж факультета, особенности формирования имиджа ХГФ, целевая аудитория, информационное издание, факторы имиджа.

Annotation. The article discusses the history and role of the Artistic and Graphic Faculty of the Dagestan State Pedagogical University (HGF DSPU) for the Artistic and Pedagogical Education of Russia. The relevance of the topic lies in its insufficient knowledge of the value and significance of the faculty for the culture and education system of Dagestan and Russia. The main purpose of the article is to identify and analyze the features of the traditions of the work of the HGF DSPU. The reputation of the faculty has been accumulating over the years and consists of the following factors: the established history and traditions, the material base, the level of the teaching staff, the prospects and opportunities for lifelong learning, the percentage of employment of graduates, cultural - social factors, cooperation with regional and federal authorities, opportunities for students in admission to professional communities, organizing and holding various events, conducting foreign internships and practice. The author comes to the conclusion that today the HGF DSPU occupies a worthy place in the world educational space - a major research center, educational and methodological center, educational center, cultural center of Dagestan and Russia. The high level set by the graduates of the Artistic and Graphic Faculty of the Dagestan State Pedagogical University in the field of pedagogical education, fine and decorative arts is respected in the scientific community of Russia.

Key words: art-graphic faculty (kgf), image of faculty, features of formation of image of kgf, target audience, information publication, factors of image.

Введение. Художественно-графический факультет Дагестанского государственного педагогического института открылся в 1971 году. Не так давно он отмечал свое пятидесятилетие. Это особый факультет, не во всех Вузах он есть -материалоёмкий, требующий особого подхода, у него своя специфика подготовки специалистов. Он не сравним с другими, это изюминка ВУЗа.

С самого начала руководство ДГПИ ставило перед коллективом ХГФ не только традиционные задачи, но и одна из целей занять главенствующие позиции в регионе, призванным с помощью творчества и креативных и научных исследований студентов и преподавателей поддерживать сохранение и развитие национального искусства и народных ремесел страны.

Изложение основного материала статьи. У истоков создания ХГФ стояли такие творцы и ученые, как Алирза Абдулгашимович Эмирбеков, Эдуард Измайлович Акуваев, Шариф Шахмарданович Шахмарданов, Райханат Шихабутдиновна Микаилова, Вадим Константинович Скугарев, Гимбат Шапиевич Гимбатов.

Эмирбеков Алирза Абдулгашимович (1934-2005) - художник-монументалист, член Союза художников СССР, видный деятель Дагестана. 1971 год - первый декан ХГФ, руководство худфондом СХ РД, он принимал деятельное участие в региональных и всесоюзных выставках в Грозном, Каунасе, Москве, Ставрополе, Риге, Махачкале, Вильнюсе и др.

Акуваев Эдуард Измайлович (1945-2015) - российский и израильский художник, учёный, педагог. Член Союз художников СССР и Израиля, Заслуженный деятель искусств Дагестана, является лауреатом республиканской премии им. Халилбека Мусаясул. В 1973 году его пригласили работать на ХГФ - он работал на должности старшего преподавателя, а затем доцентом кафедры живописи. Вёл активную выставочную деятельность на Всероссийских и республиканских экспозициях.

Эдуард Измайлович Акуваев родился 24 января 1945 года в интеллигентной семье в Махачкале. Уже в Дагестанском художественном училище имени М.А. Джемала началось его серьезное влечение к творчеству.

После окончания училища Эдуард поступил в Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова, а затем вернулся в родной город и начал преподавательскую деятельность в Дагестанском педагогическом институте. Он смог успешно совмещать свою преподавательскую работу с самостоятельным творчеством, которое было значительной частью его жизни. В 1998 году он получил докторскую степень. Он создал множество произведений в различных техниках (живопись, графика, скульптура), которые отличаются яркой цветовой гаммой и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.