Педагогика
УДК:378.2
кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии Прилепко Юлия Владимировна
Федеральное государственно автономное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии Калашникова Виктория Александровна
Федеральное государственно автономное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент Эм Елена Александровна
Федеральное государственно автономное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)
СИСТЕМА ПОМОЩИ НЕСЛЫШАЩИМ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ СЛЫШАЩЕГО
РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассматривается проблема отношения родителей имеющих нарушение слуха с детьми с сохранным слухом. Раскрывается механизм динамики чувств неслышащих родителей и детей, рассматриваются качественные изменения, происходящие в семьях, воспитывающих детей без нарушений слуха, предлагается ряд необходимых рекомендаций для нормального речевого развития и социализации ребенка без нарушений слуха в семье неслышащих родителей.
Ключевые слова: неслышащие родители, семья, ребенок без нарушений слуха, проблема, медицина, воспитание, помощь семье, забота о ребенке, дефект, эмоциональное состояние, межличностные отношения, общение ребенка с родителями, рекомендации, речевое развитие в семье неслышащих родителей.
Annotation. The article deals with the problem of the relationship of parents with hearing impairment with children without hearing defects. The author describes the mechanism of the dynamics of the feelings of deaf parents and children, examines the qualitative changes occurring in families raising children without hearing impairment, gives characteristics of adequate and inadequate parental attitudes, offers a number of necessary recommendations for the normal speech development and socialization of a child without hearing impairment in society.
Keywords: deaf parents, family, child without hearing impairment, problem, medicine, education, family assistance, child care, defect, emotional state, interpersonal relations, communication of the child with parents, recommendations, speech development in the family of deaf parents.
Введение. Статистика указывает на, что нарушения слуха имеют примерно 10% всего населения планеты. По оценкам здравоохранения, во всем мире насчитывается 500 миллионов человек имеющих глухоту или проблемы со слухом, при чем исходя из статистических данных, у глухих родителей в 90% случаев рождаются дети с сохранным слухом [8]. Зачастую, у неслышащих родителей рождаются дети без нарушений слуха а у нормально слышащих родителей рождаются дети с проблемами развития слуха. Сегодня, каждый родитель, еще на этапе планирования ребенка имеет возможность обратиться в медицинское учреждение для того, чтобы выявить риски возникновения нарушение слуха. На современном этапе развития медицины ранняя диагностика патологий развития плода позволяют еще в процессе планирования ребенка выявить будут ли у него нарушение слуха, и определить его этиологию, в частности наследственность, а именно установить степень генетического риска и дать прогноз слуховому здоровью будущего ребенка. Результаты медицинских исследований конкретной семьи позволяют дать им медико-генетические рекомендации, которые позволят неслышащим супругам осознанно планировать рождение слышащего ребенка [9].
Такой подход важен не только для неслышащих родителей, но и для развития слышащего ребенка. Так как именно семья является важным фактором его психического, а следовательно, и интеллектуального развития, в семье ребенок получает первые представления о мире, принципах функционирования общества, о принятых нормах поведения [7].
Учитывая, что люди с нарушением слуха относятся к культурному меньшинству, имеющим свой язык, традиции и нормы поведения, считаем важным отметить, что неслышащие родители слышащих детей, имея слуховые ограничения не всегда самостоятельно, без специального обучения, смогут достаточно хорошо организовать для своих детей необходимые семейные условия развития слышащего ребенка [4].
Следовательно, система ранней помощи неслышащим родителям в воспитание слышавшего ребенка является актуальной проблемой.
Изложение основного материала статьи. Решение неслышащих супругов стать родителями может быть обусловлено, во-первых, их готовностью к этому шагу. Во-вторых, в значительной мере оно зависит от имеющейся у родителей системы ценностей, приоритетов, конкретной жизненной ситуацией и референтного социального окружения. Как правило, родители с нарушением слуха ожидают появления подобного себе неслышащего ребенка. Появление на свет ребенка с нормальным слухом в семье неслышащих родителей, может явиться самым настоящим стрессом и доставить множество проблем, касающихся развития, обучения, воспитания и социализации ребенка. Когда родители узнают о том, что у них родился слышащий ребенок, они испытывают шок, проявляющийся в переживаниях о том как с ним общаться, как воспитать и растить слышащего ребенка, ибо опыты и знания слышащего мира у них нет. Также, неслышащие супруги не имеют представление о том, какие трудности могут возникнуть и как эти трудности преодолевать.
Итак, неслышащие родители, воспитывающие слышащего ребенка могут столкнуться с такими проблемами, как:
1. Правильная забота о ребенке, умение оценить его психологическое и физическое состояние.
Неслышащие родители могут абсолютно не реагировать на нужды слышащего ребенка: плачь; писки: крики; вопли; кашель и др.
Также, могут возникнуть трудности в понимании ребенка. Родители могут ошибочно судить о многих реакциях ребенка, но это может быть и дискомфортом психологического характера. Обычно такое родители судят о состоянии ребенка, взяв во внимание: движения ребенка; мимику, которая в их сознании может
говорить о том, что он голоден, болен и т. д; жесты; поведение и др. Случается, что родители чересчур мнительны, и напрасно опекают ребенка, ложно выявляя у него какую-либо потребность или дискомфорт [9].
Исходя из этого, родителям с ограниченными возможностями здоровья необходимо прислушиваться к ряду рекомендаций:
a) чтобы преодолеть эти трудности необходимо, чтобы ребенок находился в поле зрения неслышащих родителей.
b) родителям важно знать возрастные нормы развития ребенка. Зная их, будет гораздо легче отследить состояние ребенка, уровень его эмоционального, физического и интеллектуального развития.
^ также необходимо постоянно консультироваться со специалистами по раннему развитию и с детским врачом. Эти специалисты помогут отследить степень физического, интеллектуального и психологического развития ребенка и в случае выявленных нарушений дать какие-либо рекомендации родителям [5].
2. Формирование речевого развития, процесс коммуникации родителей с ребенком. Общение — это одно из важных условий социализации человека, умение коммуницировать в обществе. В норме для ребенка раннего возраста общение с родителями является источником полноценного развития. Однако, нормотипичный ребенок, оказавшись в окружении родителей, имеющих дефекты слуха, не может усвоить устную речь, поскольку в большинстве случаев глухие люди являются немыми, а если и не утратили полностью способность говорить, то их речь косноязычна и неразборчива [2].
Возникают трудности взаимопонимания в связи с отсутствием всестороннего общения родителей с ребенком. Неслышащие родители слышащего ребенка имеют меньше возможностей организовать для своего ребенка получение вербальной информации, так как они не обладают большим многообразием вариантов для всестороннего изучения окружающей среды [1].
В таком случае, рекомендуется приглашать в семью людей, владеющих устной речью. Это могут быть: родственники; друзья; знакомые; коррекционный педагог; одноклассники и т. д. Крайне важно, чтобы именно семья занималась развитием ребенка, проводила не только учебные занятия, но и культурные вечера, встречи [2].
Для того, чтобы у неслышащих родителей вырос ребенок с развитым уровнем речевого общения необходимо применять разные вариации технических средств и пользоваться всевозможными услугами, которые бы позволили вывести речь ребенка на нужный уровень развития: посещение детского сада; включить в режим ребенка занятия с логопедом; использовать развивающие игры, в том числе сенсорные и сенсомоторные игровые пособия, позволяющие задействовать все анализаторы одновременно.
Одним из вариантов для установления необходимого общения слышащего ребенка с неслыщашими родителями является обучение слышащих детей языку жестов. Это позволит установить необходимое для ребенка взаимодействие с родителями, а также у родителей сформируется более адекватное представление о потребностях своего ребенка.
3. Проблемы психологического характера, обусловленные эмоциональным расстройством ребенка.
Такие трудности могут возникать из-за принуждения ребенка быть переводчиком для своих
неслышащих родителей, в связи, с чем ребенок погружается в проблемы взрослых, что непозволительно для нормального психологического развития человека. Происходит процесс, который можно обозначить как «раннее взросление». В таком случаем исчезают границы между ребенком и взрослым. Ребенок чувствует себя «на равных» со своим родителем. В таком случае родители часто теряют авторитет в глазах своего ребенка.
Еще немаловажной проблемой становится игнорирование родительского контроля [4]. Ребенок может пользоваться отсутствием слуха у родителей и тем самым избегать контроля над собой и своей деятельностью. Жизнедеятельность ребенка остается бесконтрольной.
4. Дискомфорт, испытываемый неслышащими родителями, зарожденный особым вниманием со стороны окружающих людей.
Такие родители часто сами создают ситуации дискомфорта: стесняются; испытывают страх; чрезмерно волнуются; пытаются избегать общества; не имеют желания заявить о себе и т.п.
Жестовый язык в семье осваивают спонтанно, как слышащие осваивают родной язык. Но существуют семьи, в которых родители категорически отказываются общаться с помощью жестов из-за стеснения или желания не афишировать имеющийся у них дефект, тем самым, внушая ребенку, что быть неслышимом постыдно, плохо и ущербно. В связи с этим, ребенок начинает стесняться своих родителей, очень тяжело переносит насмешки и плохое отношение к ним со стороны незнакомых и знакомых недоброжелательных людей.
Родители, имеющие дефекты слуха, могут иметь более низкий уровень образования, занимать менее статусные должности, а иногда и вовсе остаются безработными, но также могут быть более интеллектуально развиты по сравнению со слышащими людьми. Из-за этого неслышащие родители избегают обращения за помощью к специалистам, неадекватно реагируют на помощь окружающих людей. Такая реакция может быть еще вызвана и недостаточной осведомленностью родителей о необходимой помощи и поддержке, которую они могут получить [9].
5. Неадекватное отношение детей к неслышащим родителям.
В большинстве своем в семьях такого типа главенствующую роль воспитания занимают слышащие родственники, зачастую, это бабушки и дедушки, которые оказывают большое влияние на жизнь ребенка. В следствие этого роль родителей уходит на второстепенный план, они теряют авторитет в глазах своего ребенка [7].
Из вышесказанного можно выделить следующие существенные проблемы, встречаемые в неслышащей семье, воспитывающей слышащего ребенка:
1. Коммуникативные проблемы - трудности в понимании ребенка. Нарушен процесс коммуникации родителей с ребенком: коммуникация неслышащих родителей со своим ребенком менее эффективна, чем такое же общение в семьях, где дети и родители глухие или, где родители и дети не имеют проблем со слухом.
2. Формирование речевого развития слышащего ребенка - жестовый язык упрощает жизнь семьи и не позволяет развиваться звуковой речи слышащего ребенка.
3. Проблемы психологического характера, обусловленные эмоциональным расстройством ребенка.
4. Неадекватное отношение детей к неслышащим родителям - дискомфорт, испытываемый неслышащими родителями, зарожденный особым вниманием со стороны окружающих людей, особенно, давление родственников, близких.
В связи с этим можно констатировать настоятельную необходимость в организации помощи неслышащим родителям в воспитании слышащего ребенка раннего возраста. Ранняя помощь - это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования [5]. Функционирующая система ранней помощи сегодня предлагает обширный спектр долгосрочных услуг, ориентированных на всю семью, оказываемый командой специалистов разного профиля. Существенно важным условием системы ранней помощи является раннее включение родителей ребенка с отклонениями в развитии в коррекционно-развивающий процесс. В системе ранней помощи на ответственности родителей лежит результат работы с ребенком, так как он играет ключевую роль. Оказание необходимой помощи родителям на ранних этапах развития ребенка в значительной мере предупреждает развитие вышеуказанных проблем, позволяет более эффективно скоррегировать и компенсировать уже имеющиеся отклонения, достичь более высокого когнитивного, эмоционального и социального развития слышащего ребенка, воспитывающегося в семье неслышащих родителей.
Система помощи неслышащим родителям, воспитывающим слышащего ребёнка раннего возраста включает:
- раннюю диагностику слуховой способности ребёнка;
- предупреждение отклонений, связанных с дефицитом речевого общения;
- обязательное включение в коррекционный процесс слышащих родственников в роли параспециалистов;
- предупреждение эмоциональных и поведенческих проблем ребенка;
- своевременную целенаправленную психолого-педагогическую и логопедическую помощь [5].
В связи с активным формированием вторичной сигнальной системы - речи, наличие нормальной слуховой функции важно в детском возрасте еще в большей степени, чем у взрослого. В первые 3 года жизни ребенка происходит активное становление всех высших психических функций ребенка, в том числе, благодаря полноценно сформированной слуховой системы происходит формирование его когнитивных навыков, адекватного психо-эмоционального и психо-речевого развития, на основе которых осуществляется нормальная социальная адаптация ребенка [2].
Как известно, нарушение слуха - это наследственная патология: у 35-50% новорожденных тугоухость и глухота имеют наследственное происхождение, причем у 1/3 из них носят синдромальный характер, т.е. сочетаются с другими аномалиями, представляют собой сложный дефект. В связи с этим очевидна актуальность ранней диагностики слуховых расстройств в детском возрасте с целью их дальнейшей адекватной реабилитации, способствующей нормальному формированию высших корковых функций, в том числе второй сигнальной системы, следовательно, речи [8].
Создание слухоречевой среды для слышащего ребенка, воспитывающегося неслышащими родителями — является важным условием. В раннем возрасте для детей с сохранным слухом особенно важно внимание говорящих. Дети вслушиваются в речь и таким образом учатся говорить. Важно обогащать речевую и слуховую сферы ребенка, помещая его в богатые общением ситуации, будь то поход в парк, магазин, пикник, заповедник и пр. Полезно дарить звучащие игрушки, обращать внимание на разные звуки, поощрять случаи звукоподражания [3].
Очень важно, чтобы ребенок как можно чаще виделся и контактировал с слышащими людьми: ходил на прогулку, за покупками, а также обучался в детском саду, интернате, ведь очень важно, чтобы он был окружен звуковой речью в сензитивный период развития второй сигнальной системы. Особенно нужно обеспечить посещение ребенка слышащими в домашних условиях, при чем не обязательно, чтобы это были родственники, достаточно, чтобы ребенок имел к этим людям дружественные отношения.
Для наиболее удобного общения с родителями, ребенка, находящегося в такой семье, необходимо научить навыку чтения. Для этого родителям необходимо получить качественную консультацию сурдопедагога, чтобы отследить уровень готовности ребенка к чтению.
Случается, когда родители, желая обеспечить своим слышащим детям достойную жизнь, жертвуют своим благополучием и комфортом, а именно: ограждают слышащего ребёнка от овладения системой жестов. Они отказываются от жестов в общении с ребёнком ради развития его звуковой речи. Часто такое происходит под влиянием запрета со стороны слышащих родственников, логопедов, учителей. Ребёнку важно научится понимать речь, не важно, какую в первую очередь: жестовую или звуковую. Поскольку в семье ребёнок учится жестовой речи, общение с родителями для него имеет очень большое значение. В практике с говорящими же он будет учить звуковой речи. Задача неслышащих родителей слышащего ребенка заключается в применении жестов для того, чтобы дать обозначение просьбы, желания и мысли ребенка. Нужно приучить ребенка смотреть в лицо родителя, когда тот хочет что-либо выразить ему [11].
Нередко ребенку приходиться решать возникающие у него или родителей проблемы самостоятельно. Обычно эти дети для родителей выполняют роль переводчика и «проводника» в мире слышащих. Бывают ситуации, когда ребёнку необходимо переводить информацию, не соответствующую его возрасту. В такие моменты не стоит допускать, чтобы ребенок стал на тот же уровень, что и родитель, родителям важно быть авторитетной личностью перед ребёнком, избирательно подходить к выбору ситуаций для перевода ребёнком.
Психолого-педагогической и логопедическая помощь ребенку направлена на предупреждение и разрешение проблем в развитии, обучении, поведении, на создание условий для развития личности ребенка, ее самосовершенствования и самореализации.
В такой семье необходим более тщательный педагогический подход к обучению ребенка. Занятия с ребенком должны быть направлены: на изучение окружающего мира; развитие зрительного восприятия; формирование элементарных математических представлений; развитие игровой деятельности ребенка. Обязательным компонентом обучения такого ребенка выступает воспитание и обучение родителями, которое должно реализовываться на протяжении всего дня, во время: гигиенических процедур; приема пищи; прогулок; игр; бытового труда; свободной деятельности, в том числе игровой [10].
Психолог работает с ребёнком в направлении формирования навыков конструктивного взаимодействия, развития познавательных процессов, интуиции, уверенности; проводит коррекцию тревожных состояний, не
успешности. По возможности предотвращает проблемы, своевременно выявив и устранив причины, порождающие их, обеспечивает превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т.п. плана), отклонений в поведении. Дети, имеющие нарушения речи, занимаются с учителем - логопедом. Основными задачами учителя-логопеда являются: организация работы по диагностике уровня развития речевой деятельности и реализация индивидуально-ориентированных программ развития с учетом структуры речевого дефекта.
Выводы. Проведенное исследование позволило определить наличие следующих трудностей, встречаемых в неслышащей семье, воспитывающей слышащего ребенка: нарушен процесс коммуникации родителей с ребенком; процесс формирование речевого развития слышащего ребенка затруднен; отмечаются проблемы психологического характера, обусловленные эмоциональным расстройством ребенка; неадекватное отношение детей к неслышащим родителям.
Следовательно, с целью правильного развития слышащего ребенка необходимо как можно раньше включаться специалистам, а особенно родителям, в работу. Сегодня эта помощь предлагается в рамках системы ранней помощи неслышащим родителям, воспитывающим слышащего ребёнка, которая включает: раннюю диагностику слуховой способности ребёнка; предупреждение отклонений, связанных с дефицитом речевого общения; обязательное включение в коррекционный процесс слышащих родственников в роли параспециалистов; предупреждение эмоциональных и поведенческих проблем ребенка; своевременную целенаправленную психолого-педагогическую и логопедическую помощь.
Неслышащим родителям необходима постоянная консультация со специалистами, которые будут:
• контролировать развитие ребенка и результаты обучения;
• смогут выявить сложные для родителей направления работы;
• дать необходимые советы по коррекционно-педагогической работе с ребенком в домашних условиях.
Итак, сегодня, коррекционная педагогика вышла на тот уровень, когда специалисты могут решить вопросы социализации человека с нарушениями слуха, его интеллектуального и физического развития, но к большому сожалению, проблемы межличностного общения в семьях, где есть слышащий ребенок у неслышащих родителей, решить крайне тяжело и по сей день.
Литература:
1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений, М.: Академия, 2002. - 203 с.
2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 2008. - 375 с.
3. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 240 с.
4. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого ребенка в семье. - М.: Педагогика, 1970. - 192 с.
5. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии. - М.: Изд. «Просвещение», 2008 г. - 240 с.
6. Семакина И. Занятия с детьми глухих родителей: // Проза. 2017. URL: https://www.proza.ru/2017/07/08/1119 (Дата обращения: 09.10.2019).
7. Тюрина Н.Ш. Абилитационная компетентность родителей: Монография. - М.: Полиграф-сервис, 2011 г. - 162 с.
8. Ухо. Статистика, 2007-20019. URL: http://www.uho.com.ua/ru/statistics. (Дата обращения: 17.10.2019).
9. Хохлова А.Ю. Изучение особенностей детско-родительского взаимодействия в семьях глухих и слышащих родителей, воспитывающих глухих детей // Дефектология, 2007, № 3. - С. 40-48.
10. Фромм А. Азбука для родителей, или Как помочь ребенку в трудной ситуации. - Екатеринбург, 1996. - 188 с.
11. Kaufman A.S., Kaufman N.T. Kaufman Assessment Battery for Children: Interpretive Manual. MN, 1983.
Педагогика
УДК 377.44
кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат технических наук, доцент Булганина Светлана Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); студент Солодова Полина Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА НА СОВРЕМЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЯХ
Аннотация. В статье дано описание педагогических средств, используемых ля реализации программ наставничества в современных компаниях. Педагогические средства наставничества классифицированы на методы, преимущественно используемые для адаптации и обучения новых работников, и метода, преимущественно используемые для профессионального развития и продвижения сотрудников. Сделаны выводы о широком наборе педагогических средств наставничества в современных компаниях.
Ключевые слова: наставничество, педагогические средства, компания, обучение, развитие, персонал. Annotation. The article describes the pedagogical tools used to implement mentoring programs in modern companies. The pedagogical means of mentoring are classified into methods mainly used for adaptation and training of new employees, and methods mainly used for professional development and promotion of employees. Conclusions are drawn about a wide range of pedagogical tools of mentoring in modern companies.