чит, что при организации лабораторных работ необходимо уделять внимание актуализации имеющихся у студентов знаний, а также стараться создавать для студентов ситуацию успеха.
Таким образом, можно сделать вывод, что, во-первых, есть необходимость развивать экспериментальные умения студентов медицинского вуза до уровня обобщенных; во-вторых, существует противоречие между этой необходимостью и предпочтением большинства работать по готовой инструкции; в-третьих, образовательный процесс в медицинском
вузе имеет ряд особенностей, которые важно учитывать при использовании уже существующих методик и образовательных технологий; в-четвертых, большое значение имеет мотивация студентов к изучению медицинской и биологической физики, чему следует уделять особое внимание (необходимо показать студентам возможности курса физики в их интеллектуальном развитии, деятельность студентов на занятиях по медицинской и биологической физике должна носить научно обоснованный характер).
Библиографический список
1. Усова, А.В. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики / А. В. Усова, А. А Бобров. - М.: Просвещение, 1988.
2. Усова, А.В. Формирование у учащихся учебных умений / А.В. Усова, А. А. Бобров. - М.: Знание, 1987.
3. Суровикина, С.А. Теория деятельностного развития естественнонаучного мышления учащихся в процессе обучения физике: Теоретический и практический аспекты: монография. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006.
4. Дзида, Г. А. Теоретические основы формирования и развития обобщенного умения решать задачи у учащихся средней школы: дис. ... д-ра. пед. наук. - Челябинск, 1997.
5. Бабин, С.В. Методика изучения закона сохранения и превращения энергии в курсе медицинской и биологической физики: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2003.
6. Акулич, О.Е. Методика реализации ценностно-смысловых ориентиров студентов при изучении медицинской и биологической физики: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск 2005.
7. Шамаева, Т.Н. Формирование понятий о структурных элементах системы научных знаний при обучении физике студентов медицинского вуза: дис. . канд. пед. наук. - Челябинск, 2007.
8. Старикова, Е.М. Адаптивная направленность методики обучения основам физики студентов медицинского вуза: дисс.. ..канд. пед. наук. -Челябинск, 2009.
9. Добровольская, Т.В. Практикум по медицинской и биологической физике: учеб. пособие / Т.В. Добровольская, Л.В. Кочережко. - Омск: Изд-во ОмГМА, 2007.
Статья поступила в редакцию 14.05.10
УДК 378
О. О. Пескова, асп. ГОУ ВПО МГПУ, учитель - логопед в ГОУ ЦППРиКБлаго, г. Москва, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
В статье исследуется проблема взаимодействия семей и образовательных учреждений для детей с нарушенным слухом. Рассматриваются две категории родителей - родители с нарушениями слуха и без нарушения и особенности работы в ними.
Ключевые слова: дети с нарушениями слуха, слышащие родители, глухие родители, взаимодействие между родителями и специалистами, образовательные учреждения, помощь семьям, консультации со специалистами.
В разных областях специальной педагогики и психологии сушествуют исследования, посвященные проблемам семей, воспитывающих ребенка с нарушенным слухом (Т.Г. Богданова, Р.М. Боскис, Л.А. Головчиц, Е.И. Исенина, Б.Д. Корсун-ская, Э.И. Леонгард, Н.В. Мазурова, Г .А. Мишина, Т.В. Пе-лымская, Н.А.Рау, Е.Ф. Рау, Е.Г. Самсонова, Н.Д. Шматко и др.)
При рассмотрении влияния внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с нарушенным слухом были выявлены особенности взаимоотношений глухих детей с членами их семей. Обнаружены различия между семьями, в которых родители имеют нарушения слуха и слышащими родителями. Выявлено, что в семьях, имеющих детей с нарушенным слухом преобладает негативное отношение глухих детей к слышащим отцам. Дети часто наиболее привязны к братьям и сестрам. Очевидно, это объясняется возможностью более тесных социальных контактов глухих детей с братьями и сестрами на предметно-практическом уровне, чего не происходит в общении с родителями. В тех семьях, где родители также имеют нарушения слуха, глухие дети относятся в целом одинаково положительно ко всем членам своей семьи. Исследователи предполагают, что это может быть связано с тем, что многие слышащие родители, имеющие глухих детей не умеют устанавливать с ними естественные родственные отношения [1].
Изучая различные варианты сотрудничества в детско-родительских парах, было установлено, что отклонения в психофизическом развитии детей раннего возраста могут быть не только следствием органических и функциональных нарушений, но и как вторичные проявления обусловлены дефицитом
общения и отсутствием адекватных способов сотрудничества родителей с детьми [2].
Исследование детско-родительского взаимодействия
в семьях глухих и слышащих родителей и оценка его эффективности показала, что общение слышащих родителей со своими глухими детьми менее эффективно, чем такое общение в семьях, где все члены семьи глухие. Это связано с тем, что глухие родители говорят со своим ребенком на одном (жестовом) языке, и этот язык - единственный, который глухой ребенок может освоить спонтанно, подобно тому, как слышащий ребенок овладевает родным языком. Глухие родители чаще всего общаются с ребенком жестовой речью, дактилируя некоторые слова, реже - жестовой речью, сопровождаемой проговариванием без голоса и дактилированием ряда слов. Только некоторые семьи общаются исключительно при помощи жестового языка. Процесс общения глухих родителей со своими детьми протекает более эффективно, чем у слышащих родителей, с точки зрения обмена информацией и поэтому вопросы общения для глухих родителей являются менее актуальными [3]. Эти результаты подтверждают данные Э.И. Леонгард (1977) [4], о том, что глухие родители, как правило, удовлетворены общением со своим глухим ребенком. Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, что на данный момент сохранились те же тенденции в коммуникации, что и тридцать лет назад. Другие исследователи отмечают, что глухие дети глухих родителей имеют более высокий уровень социальной зрелости и независимости, чем глухие дети слышащих родителей. Это отставание связано с гиперопекой, которая характерна для слышащих родителей по отношению к своим детям с нарушенным слухом [5, с. 133].
При изучении проблемы взаимодействия семей и образовательных учреждений выявлено, что достаточно часто семья и персонал специальных образовательных учреждений не объединяют своих усилий для достижения общих целей - обучения, воспитания и социализации ребенка. Осуществляемое в коррекционных образовательных учреждениях взаимодействие с семьями воспитанников не всегда реализуется гармонично, несмотря на значительные усилия специалистов.
Основным недостатком работы с родителями является невключение родителей и проблем семьи в коррекционную работу учреждений. До сих пор специалисты чаще видят в родителях лиц, которых необходимо лишь ознакомить с некоторыми приемами и методами обучения детей с недостатками слуха. Существует достаточное количество работ для родителей таких детей, где они могут ознакомиться с этапами коррекционной работы, конкретными играми и упражнениями (н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, 2003; Э.И. Леонгард, Е.Г.Самсонова, 1991).
Ознакомительно-методический подход к организа-
ции работы с родителями не позволяет охватить проблемы, которые встают перед семьей ребенка. Для оказания комплексной помощи семьям, воспитывающим ребенка с нарушенным слухом, необходимо тщательное изучение их проблем (диагностика) и более широкое включение новых технологий и специалистов в коррекционную работу [6, 69].
Родители дошкольников с нарушенным слухом часто демонстрируют либо полное незнание особенностей своего ребенка, либо противоречия в выборе воспитательных средств. Это обуславливает необходимость включения родителей в спектр мероприятий, которые проводятся в специальном образовательном учреждении для семей.
Целью нашего исследования является изучение проблем взаимодействия семьи и образовательных учреждениях для детей с нарушенным слухом.
В соответствии с целью выделены следующие задачи: изучение взаимодействия родителей и образовательных учреждений; выяление удовлетворенности родителей оказываемой им педагогической помощью; мотивированность родителей; определение запросов по отношению к содержанию, формам и методам, к специалистам, которые проводят занятия.
Для реализации этих задач нами была разработана анкета, направленная на выявление особенностей взаимодействия родителей, имеющих детей с нарушенным слухом, с дошкольными образовательными учреждениями. В анкете выделены три блока вопросов: в первом блоке вопросы направлены на уточнение социально-демографической ситуации в семьях; с помощью второго блока мы выясняем потребности родителей в консультациях специалистов; последний раздел дает возможность выявить удовлетворенность родителей оказываемой семье педагогической помощью.
Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушенным слухом города Москвы.
В исследовании принимали участие 90 семей, имеющих детей с нарушенным слухом. В 39 семьях (43%) отмечались нарушения слуха у родителей, в 51 семье (57%) нарушений слуха у родителей и ближайших родственников не имелось. На время обследования возраст детей составлял от 3-х до 7 лет. Нарушение слуха у 71% детей было установлено в раннем возрасте и у 29% детей в дошкольном возрасте.
Анализ ответов на вопросы первого блока показал, что в семьях глухих и слышащих родителей отмечаются различия в социально-демографической ситуации. В семьях слышащих родителей выявлены следующие особенности: 86% семей являются полными, 24% - неполными. 45% родителей имеют высшее образование и 65% родителей - среднее образование. В 30% семей у детей есть братья или сестры.
В семьях глухих родителей отмечается следующая ситуация: 67.5% семей являются полными и 32.5% - неполными семьями. Высшее образование имеют 6% родителей, 94% имеют среднее образование. В 26 % семей у детей есть братья и сестры. Эти данные отражают ситуацию в семьях
глухих и слышащих родителей. Слышащие родители имеют более высокий уровеь образования, больший процент семей является полными. Наличие братьев и сестер в семье является для обоих категорий практически одинаковым.
Результаты анкетирования позволили выделить проблемы взаимодействия со специалистами разного профиля. Родители отметили, что они нуждаются не только в консультациях специалистов учреждения, но и в консультациях узкопрофи-линых специалистов.
Консультации врачей заинтересовали 18% слышащих и 7% глухих родителей. 12% родителей с нормальным слухом и 9% глухих родителей отмечают потребность в консультации психоневролога. 17% родителей без нарушения слуха и 12% с нарушением видят необходимость в консультации врачей -отоларинголога. 3% слышащих родителей - необходима консультация сурдолога. Родители без нарушения слуха чаще, чем глухие родители отмечают необходимость в консультациях специалистов - медиков.
Консультации педагогов хотели бы получать 42% родителей. 26% слышащих и 16% глухих родителей отмечают необходимость в получении рекомендаций от педагога начальных классов. Родителей чаще всего волнуют вопросы дальнейшего образования их детей. Вопросы, связанные с обеспечением условий обучения детей на следующих этапах психического развития, беспокоят родителей без нарушения слуха почти в два раза чаще, чем с нарушением. Это может свидетельствовать о повышенном уровне осознания проблем, связанных с дальнейшим обучение ребенка, слышащими родителями. Их волнует выбор образовательного маршрута для ребенка, часть родителей желают интегрировать ребенка в массовую школу. Глухие родители готовы к обучению своего ребенка в специальной школе и, поэтому этот вопрос для них менее актуален.
Потребность в консультации психолога отмечают 55% родителей, среди них 35% слышащих и 20% родителей с нарушенным слухом. Они озабочены вопросом, как играть и/или заниматься с ребенком дома. Это отмечают 33% слышащих и 23% неслышащих родителей. Родителям нужна помощь в организации взаимодействия с ребенком дома. Особенно этот вопрос является актуальным для семей без нарушения слуха, воспитывающих ребенка с нарушенным слухом, так как взаимодействие с таким ребенком резко отличается от общения с нормально слышащим ребенком.
Консультации юристов интересуют 15% слышащих и 13% глухих родителей. Их волнуют вопросы оформления инвалидности, повышения своей правовой грамотности с целью отстаивания собственных прав и прав своего ребенка с нарушенным слухом. Эти вопросы в равной степени интересуют обе категории родителей.
Интерес к консультациям социального педагога проявили 5% глухих и 6% слышащих родителей.
Многие родители 50% (30% из них - без нарушения слуха, 20% с нарушением) проявили желание поделиться своим опытом и знаниями о воспитании ребенка с нарушенным слухом. Этот опыт может стать полезным для молодых родителей, которые только начинают воспитывать своего ребенка. Для них важно знать, что они не одиноки, что есть и другие семьи, в которых решаются похожие проблемы.
Анализ ответов третьего блока, призванных отражать удовлетворенность родителей оказываемой педагогической помощью показал, что не все родители довольны получаемой информацией. 47% родителей говорят о том, что им достаточно предоставляемой информации. к 32% родителей отмечают, что не всегда довольны полученными ответами на свои вопросы. 21% родителей не ответили на этот вопрос. На вопрос о посещении всреч, 66% родителей ответили утвердительно, это говорит о том, что, возможно, именно для них актуальны обсуждаемые темы. 20% отметили, что занятия проходят в неудобное для них время и это является препятствием для посещения занятий. Недостаточная удовлетворенность родителей оказываемой помощью может быть обусловлена рядом причин: во-первых, низкой заинтересованностью родителей, во-
вторых, тем, что родители, не видят в привычных для них формах взаимодействия с учреждениями, таких как родительские собрания или ежедневные консультации, источника помощи и поддержки, в-третьих причиной может являться недостаточное информирование родителей о мероприятиях или их проведение в не удобное для родителей время. Возможно, на консультациях уделяется внимание не всем вопросам, интересующим родителей. Есть вероятность того, что родители не заинтересованы во встречах, а только декларируют заинтересованность.
Результаты проведенного исследования показали, что проблемы взаимодействия родителей и образовательных уч-реджений для детей с нарушенным слухом очень разнообразны и потребность в консультациях специалистов различного профиля достаточно велика. При организации работы с родителями без нарушения слуха и с нарушением необходимо учитывать разницу в их запросах. Дифференцированный подход в работе с родителями позволит более эффективно взаимодействовать с различными категориями родителей. При работе с
Библиографический список
родителями с сохранным слухом необходимо как можно раньше проводить работу по повышению их коммуникативной компетентности, обучать родителей эффективным средствам общения со своими детьми. Нам кажется целесообразным время от времени разделять родителей на группы по наличию/отсутствию нарушения слуха, чтобы иметь возможность обсуждать вопросы, актуальные для каждой категории родителей. В учреждении необходимо осуществлять комплексную помощь родителям, проводить занятия в удобное для родителей время. Родителям необходимо предоставлять справочную информацию и заблаговременно информировать их о проведении того или иного мероприятия со специалистами. В тоже время, важно включать родителей в коррекционную работу, давать им возможность делится своим опытом, поскольку это может быть чрезвычайно полезно для других родителей.
При организации взаимодействия между родителями и образовательными учреждениями необходимо учитывать запросы родителей, а также различия в проблемах, с которыми сталкиваются слышащие и неслышащие родители.
1. Богданова, Т.Г. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников / Т.Г. Богданова, Н.В. Мазурова // Дефектология. - 1998. - №5.
2. Мишина, Г. А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии: автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1998.
3. Хохлова, А.Ю. Изучение особенностей детско - родительского взаимодействия в семьях глухих и слышащих родителей, воспитывающих глухих детей // Дефектология. - 2007. - №3.
4. Леонгард, Э.И. Основные принципы работы по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников // Дефектология. -1977.
5. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология. - М.: Изд. Академия, 2002.
6.Ткачева, В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. - М.: АСТ; Астрель, 2007.
Статья поступила в редакцию 26.06.2010
УДК 378
И. С. Николаева, асп. ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected] ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
В статье представлен раздел диссертационного исследования, посвященного разработке теоретических основ формирования профессиональной компетентности социального педагога, обоснована актуальность проблемы, изложены структурные компоненты.
Ключевые слова: компетентность, структура профессиональной компетентности социального педагога, формирование профессиональной компетентности.
Формирование и развитие профессиональной компетентности социального педагога составляет приоритетное направление в теории и практике современного образования и воспитания. Актуальность выбранной проблемы прослеживается на социальном, научно-теоретическом и практическом уровнях. На социальном уровне актуальность проблемы обусловлена изменениями социально-экономической и духовной жизни российского общества. В современных социально-
экономических условиях все большую роль играют интеграция труда, совмещение профессий и специальностей, появление профессий широкого профиля. Принципиальной особенностью социальной работы как деятельности является ее пограничный характер. Социальный педагог - в некотором смысле универсал, хотя его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые квалификационной характеристикой, содержанием проблем связанных с воспитанием подрастающих поколений и возможными путями их решения. Инструментальное и смысловое содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессиональных областей (психологии, социологии, юриспруденции, педагогики и др.) на основе взаимообмена информацией и технологиями. В связи с этим компетентность в различных областях человеческой деятельности -главное, что характеризует готовность социального педагога к выполнению профессиональных функций в современном обществе. Однако изучение практики социальной работы позволило выделить ряд противоречий, основное из которых заклю-
чается в том, что, несмотря на востребованность обществом специалистов социальной сферы, реальную деятельность нередко осуществляют работники, не имеющие должной подготовки и, в связи с этим, не обладающие необходимым уровнем профессиональной компетентности.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловливается недостаточной теоретической разработанностью организации формирования профессиональной компетентности социального педагога. Исследованию проблемы подготовки профессиональных кадров в системе высшего образования, изучение понятий «компетенция», «компетентность» большое внимание уделялось в работах психологов, педагогов. Общеметодологические и теоретические проблемы подготовки профессиональных кадров в системе высшего образования освещаются в работах - С.Я. Батышева, В.А. Полякова, В.А. Сластенина и др. Различные аспекты профессиональной деятельности социальных работников, в том числе и социальных педагогов, и перспективы развития различного рода социальных служб раскрываются в трудах H.A. Аминова, А.И. Арнольда, П.Д. Павленка и др.; проблемы профессиональной подготовки социальных работников представлены в работах Л.Г. Гусляковой, И.А. Зимней, Е.И. Холостовой, М.В. Фирсова и др.; методологические и теоретические аспекты развития профессиональной компетентности отражены в работах К.Я. Вазиной, А.К. Марковой, Ю.Н. Петровой, Н.Л. Со-лянкиной и др. Следует отметить возрастание интереса ученых к проблеме профессиональной компетентности как к та-