DOI: 10.31862/1819-463X^019-6-96-100
УДК 378.4 ББК 74.489
ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МОСКОВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВА
Л. А. Раздобарина, К. М. Зубрилин
Аннотация. В данной статье авторы рассматривают основные виды и направления профориентационной работы Художественно-графического факультета, возможности внедрения производственной практики студентов в профориентаци-онную работу Художественно-графического факультета. Приводится анализ эффективности каждого мероприятия. Актуальность. Вузы постоянно конкурируют между собой, проблема привлечения абитуриентов всегда актуальна, требуется внедрение новых форм и приемов профориентационной работы факультетов. Основная цель. Проанализировать основные направления и мероприятия, проводимые Художественно-графическим факультетом в рамках профориентационной работы. Проблема. Поиск наиболее эффективных средств привлечения абитуриентов для поступления в Московский педагогический государственный университет, используя потенциал Художественно-графического факультета.
Ключевые слова: профориентация, Художественно-графический факультет, фестивали, конкурсы, мастер-классы, выставки, производственная практика.
FEATURES OF CAREER GUIDANCE OF ART AND GRAPHICS FACULTY OF MOSCOW PEDAGOGICAL STATE UNIVERSITY. TRADITIONS AND PROSPECTS
L. A. Razdobarina, K. M. Zubrilin
Abstract. The article considers the main types and directions of career guidance of the Faculty of Art and Graphics, the possibility of introducing students' work experience into the career guidance of the Faculty of Art and Graphics and analyzes the effectiveness of each event. Relevance. Universities are constantly competing with each other, the problem of attracting applicants is always relevant, the introduction of new forms and methods of career guidance of faculties is required. The main goal. To analyze the main areas and activities of Art and Graphics Faculty as part of career guidance work. Problem. Search
for the most effective means of attracting applicants for admission to Moscow Pedagogical State University, using the potential of Art and Graphics Faculty
Keywords: career guidance, Graphic Arts Faculty, festivals, contests, master classes, exhibitions, industrial practice.
Профориентация - важнейший элемент жизни Художественно-графического факультета Московского педагогического государственной университета (далее - ХГФ МПГУ). Из чего складывается? С каких лет надо начинать? Какие могут быть дальнейшие перспективы развития? Попробуем ответить на вопросы, рассмотрев складывающуюся систему профориентации.
Профориентация на ХГФ строится из многих составляющих. Можно выделить следующие основные мероприятия:
1) творческие конкурсы, олимпиады;
2) выставки творческих работ студентов и преподавателей ХГФ;
3) дни открытых дверей МПГУ;
4) дополнительные образовательные программы ХГФ;
5) производственные практики студентов ХГФ;
6) проведение мастер-классов преподавателей и студентов ХГФ.
Самым действенным средством привлечения будущих студентов являются творческие конкурсы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Активно проводиться на ХГФ они стали с 2017 г.
В связи с необходимостью набора студентов с высокой художественной подготовкой мотивированных, понимающих, что они идут именно на ХГФ МПГУ, родилась идея о системе интернет-конкурсов для абитуриентов. Хорошо, если подрастающее поколение будет знать о ХГФ МПГУ, а педагоги детских художественных школ (далее -ДХШ) и детских школ искусств (далее -ДШИ) из разных уголков страны будут рекомендовать лучших выпускников для поступления на ХГФ. Поэтому разработана система различных творческих конкурсов и си-
стематически делается масштабная рассылка приглашений для участия ДХШ и ДШИ. Благодаря конкурсному движению и участию в них учеников из различных школ формируется база, в которую вошли Московские и подмосковные ДХШ и ДШИ. С этими школами и центрами после конкурса, при их согласии, заключаются договоры на производственную педагогическую практику. Всем участникам творческих конкурсов направляются дипломы и сертификаты. Авторам самых достойных работ были посланы приглашения к участию в очном этапе конкурсов, проходящих на базе ХГФ. Рассмотрим более подробно творческие конкурсы, проводимые на ХГФ МПГУ:
Творческая олимпиада МПГУ «Яхудож-ник» проводится в 2 этапа - заочный и очный туры.
В заочном туре в 2018-2019 гг. принимали участие более 100 ребят из 15 городов России. По решению жюри победители заочного тура были приглашены на ХГФ и участвовали в очном этапе олимпиады. 30 мая 2018 г. на ХГФ МПГУ и состоялось торжественное вручение дипломов победителям.
В 2019 г. в связи с усовершенствованием системы и введением личных кабинетов конкурсантов на сайте МПГУ дипломы были разосланы участникам сразу после выставления баллов очного тура. В 2018 г. победителями очного тура стали 10 человек, в 2019 г. - 8 юных художников, среди них и учащиеся художественного профиля Лицея МПГУ. Все призеры получили дополнительные баллы при поступлении в МПГУ (3 балла - победители, 2 балла - лауреаты 2-й степени, 1 балл - лауреаты 3-й степени).
Международный конкурс "World of young creators" проходит в Институте изящных ис-
кусств на ХГФ с 2018 г. На первый конкурс было прислано более 150 работ из 20 городов, на конкурс 2019 г. прислано более 250 работ, интересно, что в конкурсе приняли участие и ребята из Китая (было представлено более 30 работ). Международный конкурс "World of young creators" помог выявить талантливых абитуриентов, которые в этом году собираются поступать на факультет. Инициатива проведения подобных конкурсов горячо поддержана педагогами ХГФ и положительными отзывами преподавателей ДХШ.
22 декабря 2018 г. прошел Межрегиональный творческий конкурс учебного наброска для учащихся ДХШ и ДШИ. На конкурс съехались более 80 учащихся художественных школ Москвы и Подмосковья. Со-организаторами конкурса стали: Московский академический художественный лицей при Российской академии художеств и МБУ ДО "Школа искусств им. А. Д. Кившен-ко". Конкурс проводился для трех возрастных категорий: в программе - исполнение участниками конкурса программных заданий по наброску фигуры человека в двух возрастных категориях: 2-я возрастная категория - 13-14 лет, 3-я возрастная категория - 15-17 лет. В 1-й возрастной категории (11-12 лет) выполнялся набросок бытовых предметов. Всем конкурсантам были вручены сертификаты участников, авторам лучших работ - дипломы победителей.
С 2017 г. ХГФ активно выступает площадкой для проведения очного этапа Московской олимпиады школьников по изобразительному искусству. На базе ХГФ в 2017 г. участвовало 120 человек, а в 2018 г. -уже 285 человек.
В целом конкурсами и олимпиадами за год было охвачено более 1000 участников (5-11-й классы) из 54 городов и поселений России и зарубежья.
Одно из важнейших направлений профориентации - очень насыщенная выставочная деятельность ХГФ. Особенностью профориентационной работы на ХГФ является его специфика, направленная на экспозиционные технологии. Факультет орга-
низовывает выставки студентов и преподавателей в выставочных залах Москвы и Подмосковья, во время всего срока работы выставки в выставочном зале студенты и преподаватели проводят мастер-классы для гостей выставки.
Традиционно сложилась возможность реализации передвижной выставки выпускных квалификационных работ кафедр рисунка и живописи. Учащиеся ДШИ и ДХШ видят работы студентов на выставке в стенах своего заведения и имеют представление о ХГФ МПГУ. Также проходит торжественное открытие выставки, где представители с ХГФ рассказывают об образовательных программах и возможности поступления.
Только с января 2019 г. за 4 месяца работы выставлялись в ДШИ им. С. Т. Рихтера, ДШИ им. М. А. Балакирева, в студиях дополнительного образования при ХГФ, в ДХШ им. В. А. Серова. Безусловно, дети и родители смотрят на уровень работ, анализируют их, мотивируя желание поступить и научиться так же, а может и лучше. Преподавателям ДХШ также важно понимать требования факультета для подготовки к поступлению обучающихся.
Дни открытых дверей проводятся традиционно осенью и весной, общеуниверситетские - в корпусе гуманитарных факультетов по адресу: г. Москва, проспект Вернадского, д. 88, где представлены все факультеты и учебные подразделения, каждый факультет имеет свое определенное выставочное пространство. Дни открытых дверей на факультете проходят в учебном корпусе ХГФ МПГУ по адресу: Москва, Рязанский проспект, д. 9. Традиционно всех гостей вначале собирают в актовом зале, где дается общая информация о ХГФ МПГУ и поступлении на образовательные программы. Далее абитуриентов делят на группы и проводят экскурсию по мастерским и лабораториям для более подробного ознакомления с образовательными программами и особенностью обучения.
Производственная педагогическая практика на ХГФ является очень эффективным средством профориентации:
Во время проведения успешных мастер-классов к студентам подходят родители, интересуются учреждением и содержанием образования, таким образом, студенты становятся «живой рекламой» ХГФ.
Во время прохождения производственной практики в образовательных учреждениях студенты знакомят обучающихся с ХГФ.
В рамках педагогической практики проходит подготовка студентами школьников к внутренним конкурсам МПГУ («Конкурс на лучшую новогоднюю елку», «Конкурс на лучший дизайнерский проект «Масленица 2018» и др.).
Одним из мероприятий в рамках производственной практики стал проект по созданию оформления учебного корпуса Лицея МПГУ. Студенты бакалавриата ХГФ совместно с обучающимися создали эскиз росписи стен 1-го этажа учебного корпуса Лицея. Далее, после процесса согласования, началась исполнительская работа. У каждого студента (3-й и 4-й курс направления 44.03.05 Педагогическое образование «Изобразительное искусство и дополнительное образование») был подшефный учащийся лицея. Работали увлеченно: студенты делали разметку карандашом, обучающиеся - заливку красками, после чего студенты уже дописывали детали, исправляли недочеты. Самым важным оказался даже не результат работы, а просьба учащихся в последний день учебы перед летними каникулами: «Можно в июне приходить красить стены?». После этого многие из участвующих в проекте стали рассматривать продолжение своего обучения на ХГФ МПГУ.
Традиционно, с 2017 гг., ХГФ совместно с Государственным музейно-выставочным центром РОСИЗО проводит всероссийский проект «Место встречи с искусством». Студенты ХГФ в рамках производственной педагогической практики участвовали в реализации проекта, ездили по городам России, рассказывая об искусстве, проводили
экскурсии по экспозиции, организовывали мастер-классы и рисовали с детьми картины. Каждый детский рисунок сопровождается сочинением - пояснением автора к своей работе. В конкурсе приняли участие более 660 детей из разных регионов России, авторы лучших работ награждаются путевками в международный детский центр «Артек». Очень важно, что студенты ХГФ, активно участвуя в проекте, выполняют значимую просветительскую миссию и помогают детям раскрыть свой творческий потенциал. Итогом проекта является уникальная выставка победителей межрегионального конкурса рисунка «Моя картина говорит», которая проводится в учебном корпусе ХГФ МПГУ. В ходе проекта студенты рассказывали гостям о ХГФ и рекламировали профессию учителя изобразительного искусства. Возраст участников был 10-16 лет, соответственно, результат работы в виде привлечения абитуриентов можно будет проследить через несколько лет.
Мастер-классы - это необходимый для студента ХГФ вид профориентации, и применение его имеет много возможностей. Почти все общеуниверситетские мероприятия, связанные с культурно-просветительской работой, сопровождаются мастер-классами. Также студенты активно проводят мастер-классы на различных внешних площадках и днях открытых дверей.
На основании исследования можно сделать вывод о необходимости дальнейшего развития конкурсного движения на ХГФ, а также более эффективного использования студентов для профориентационной работы посредством производственной практики.
С каждым годом профориентация занимает все более важное место на ХГФ и становится все более разнообразной и продуманной. Проблема поиска наиболее эффективных путей профориентации очень актуальна и требует постоянного мониторинга и анализа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Столяренко Л. Д. Детская психодиагностика и профориентация: учеб. пособие. М.: РГ-Пресс, 2018.
2. Ломов С. П., Ломова Н. Ф. История и теория методов обучения рисованию в школах России: моногр. М.: НИИ истории, экономики и права, 2018. 169 с.
3. Комарова Т. С. Детское художественное творчество: для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2017. 174, 1 с., 4 л. цв. ил.: ил.
4. Гончарук А. Ю. Социально-педагогическая культура, искусство и религия регионов России (Народное художественное творчество): науч.-метод. пособие. М. - Берлин: Директ-Медиа, 2017. 249 с.
REFERENCES
1. Stolyarenko L. D. Detskaya psikhodiagnostika i proforientatsiya: ucheb. posobie. Moscow: RG-Press, 2018.
2. Lomov S. P., Lomova N. F. Istoriya i teoriya metodov obucheniya risovaniyu v shkolakh Rossii: monogr. Moscow: NII istorii, ekonomiki i prava, 2018. 169 p.
3. Komarova T. S. Detskoe khudozhestvennoe tvorchestvo: dlya raboty s det'mi 2-7 let. Moscow: Mozaika-Sintez, 2017. 174 p.: il.
4. Goncharuk A. Yu. Sotsialno-pedagogicheskaya kultura, iskusstvo i religiya regionov Rossii (Narodnoe khudozhestvennoe tvorchestvo): nauch.-metod. posobie. Moscow - Berlin: Direkt-Media, 2017. 249 p.
Раздобарина Лидия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории художественной культуры и методики преподавания изобразительного искусства Художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Razdobarina Lydia A., PhD in Education, Associate Professor, History of art culture and methods of teaching Fine arts Department, Art and graphic faculty, Institute of Fine arts, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]
Зубрилин Константин Михайлович, кандидат педагогических наук, и. о. декана Художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Zubrilin Konstantin M., PhD in Education, acting Dean, Art and graphics Faculty, Institute of Fine arts, Moscow Pedagogical State University
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.07.2019 The article was received on 24.07.2019