Научная статья на тему 'Уровневая модель профориентационной работы Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина'

Уровневая модель профориентационной работы Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / СОБЫТИЙНОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / АБИТУРИЕНТ / РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / UNIVERSITY / EVENT PROMOTION / EDUCATIONAL SERVICES / APPLICANT / EARLY CAREER GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохоров Андрей Васильевич

Статья посвящена проблеме новых подходов в профориентационной работе, факторам, стимулирующим поиск новых инструментов взаимодействия со школьниками, использование инструментов маркетингового комплекса. В статье характеризуется уровневая модель профориентационной работы на пример опыта ТГУ имени Г. Р. Державина. В рамках университета профориентационная работа охватывает следующие уровни: уровень образовательной программы; уровень кафедры; уровень института / факультета; уровень университета. Дается характеристика основным профориентационным проектам, реализуемым на уровне вуза: «Я выбираю Державинский!», «Образовательные экскурсии в Державинском университете», «Декада профессиональной грамотности» и др. В качестве инструмента поддержки специальностей и направлений подготовки, на которых отсутствуют бюджетные места, выступает Грант на обучение, учрежденный по инициативе ректора вуза. Ранняя профориентация (целевая аудитория учащиеся 5-8 классов) реализуется в рамках проекта «KIDS Университет» (Детский университет).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVEL MODEL OF VOCATIONAL GUIDANCE WORK OF DERZHAVIN TAMBOV STATE UNIVERSITY

The author devoted the article to the problem of new approaches in career guidance work, factors stimulating the search for new tools of interaction with schoolchildren, the use of marketing complex tools. The article describes the level model of career guidance work on the example of experience of Derzhavin Tambov state University. Within the framework of the university, vocational guidance covers the following levels: the level of the educational program; the level of the department; institute/faculty level; university level. The author characterized main vocational guidance projects implemented at the university level: «I choose Derzhavinsky!», «Educational excursions at the Derzhavin University », «Decade of professional literacy» etc. As a tool to support specialties and training areas where there are no budgetary places, the Grant for Training, established at the initiative of the Rector of the University, is a tool. Early career guidance (target audience students of grades 5-8) is within the framework of the project KIDS University (Children's University).

Текст научной работы на тему «Уровневая модель профориентационной работы Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина»

УДК 316.4 doi: 10.20310/1819-8813-2019-14-3(107)-13-17

УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ТАМБОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Г. Р. ДЕРЖАВИНА

ПРОХОРОВ АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: proh_and@rambler.ru

Статья посвящена проблеме новых подходов в профориентационной работе, факторам, стимулирующим поиск новых инструментов взаимодействия со школьниками, использование инструментов маркетингового комплекса. В статье характеризуется уровневая модель профориентационной работы на пример опыта I I У имени Г. Р. Державина. В рамках университета профориентационная работа охватывает следующие уровни: уровень образовательной программы; уровень кафедры; уровень института / факультета; уровень университета. Дается характеристика основным профориентационным проектам, реализуемым на уровне вуза: «Я выбираю Державинский!», «Образовательные экскурсии в Державин-ском университете», «Декада профессиональной грамотности» и др. В качестве инструмента поддержки специальностей и направлений подготовки, на которых отсутствуют бюджетные места, выступает Грант на обучение, учрежденный по инициативе ректора вуза. Ранняя профориентация (целевая аудитория -учащиеся 5-8 классов) реализуется в рамках проекта «KIDS Университет» (Детский университет).

Ключевые слова: профессиональная ориентация, университет, событийное продвижение, образовательные услуги, абитуриент, ранняя профориентация

Основными действующими лицами в сфере профориентации школьников выступают сами школы, вузы, а также работодатели, которые в последние годы демонстрируют заинтересованность в популяризации профессий и профессиональных сфер. Единое понимание процесса участниками профориентационной работы со школьниками призвано стать ответом на происходящие изменения, усложняющие профессиональный выбор учащихся. К подобным изменениям мы относим: трансформацию структуры подготовки кадров, появление новых профессиональных сфер, динамику конъюнктуры рынка труда, расширение спектра специальностей и направлений подготовки в вузах, «массификацией высшего образования и уплотнением конкуренции между вузами за абитуриентов» [1].

Под профессиональной ориентацией принято понимать «процесс профессионального самоопределения молодого человека, выбора им оптимального вида занятости с учетом собственных потребностей и возможностей» [2]. Согласно другому определению, профориентация - это «сложный процесс, который направлен на развитие компетентности учеников при выборе карьеры, а именно на способность анализировать информацию о вы-

боре карьеры, возможность получить теоретически и практически знания и навыки, в результате чего повысить шансы правильно определить свой трудовой путь» [3].

Профессиональная ориентация при этом предполагает реализацию комплекса мероприятий, способствующих профессиональному самоопределению учащихся, формированию компетентностей, связанных с последующей адаптацией на рынке труда.

Профессиональное самоопределение школьников в последние годы связано с различными трудностями, в том числе вызванными наличием широкого спектра специальностей и направлений подготовки в вузах, сложностями прогнозирования конъюнктуры на рынке труда. В этих условиях особая роль, на наш взгляд, должна отводиться вузам, для которых многоуровневая профориента-ционная работа должна рассматриваться в ряду стратегических задач. Важно отметить, что профориентация в современных условиях все меньше ассоциируется с привычным Днем открытых дверей, а в большей степени - с профориентационны-ми проектами, позволяющими «примерить» на себя будущую профессию, а также событийным продвижением образовательных услуг [4].

Значимость проблемы профориентации школьников была отмечена на федеральном уровне. К числу ключевых задач в профессиональном самоопределении школьников относят раннюю профориентацию. Поводом для включения профориентации в актуальную повестку дня образовательных учреждений стали проведенные исследования, которые показали, что 84 % родителей учащихся не считают эффективной профессиональную ориентацию в российских школах [5]. В 2017 г. Министр образования и науки РФ О. Ю. Васильева в рамках Общероссийского родительского собрания заявила о необходимости введения занятий по профессиональной ориентации в школах. В феврале 2018 г. в рамках Всероссийского форума «Наставник» Президент В. В. Путин поручил правительству и Агентству стратегических инициатив по продвижению новых проектов начать реализацию проекта для профессиональной ориентации учащихся 6-10-х классов «Билет в будущее» с 2018 г.

В качестве проблемного момента профориен-тационной работы специалисты справедливо отмечают чрезмерную ориентацию на набор абитуриентов, в то время как профессиональная ориентация учащихся должна представлять собой непрерывный социальный процесс, предполагающий внимания во время обучения в школе, во время получения образования в вузе, в процессе первичной адаптации в трудовом коллективе. Подобный характер профориентационной работы предполагает цепочку взаимодействия «школа - вуз - работодатель» [2].

Система профориентации в современных условиях предполагает, по мнению Р. Г. Стронгина и Е. В. Чупрунова, решение следующих задач, в том числе, «способствовать повышению уровня реализации школьных программ, стимулировать школьников к любознательности, знакомить школьников с проблемами в разных отраслях знания, вызывать интерес к сложной самостоятельной деятельности, воспитывать способность к взаимодействию, работе в команде, способствовать к стремлению личности к позиционированию себя через полезные виды деятельности» [6]. Данные задачи должны найти реализацию в рамках системы на уровне региона, объединяющей учебные заведения, работодателей, органы власти. Функцию центра в данной системе на себя должен взять многопрофильный университет [6].

Профориентационная работа в Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина носит многоуровневый характер и охватывает:

- уровень образовательной программы;

- уровень кафедры;

- уровень института / факультета;

- уровень университета.

Если до 2016 г. профориентационная работа в ТГУ имени Г. Р. Державина в основном концентрировалась на уровне кафедры и уровне института, то последние два года она сбалансировано распределена по указанным уровням. Это связано, прежде всего, с развитием в университете института РООПов - руководителей основных образовательных программ, а также с появлением в структуре университета Центра маркетинга образовательных услуг, курирующего профориентацион-ную работу на уровне учебного заведения.

Далее мы рассмотрим основные профориента-ционные проекты, реализуемые на уровне университета.

1. Профессиональные пробы в рамках элективного курса «Профессии в деталях» С 2016 г. Державинский университет принимает участие в реализации проекта «Профессии в деталях», инициированного Управлением образования и науки Тамбовской области. Целевая аудитория проекта - учащиеся 9-х классов, которые в рамках элективного курса должны выбрать 3 профессиональные пробы по непересекающимся направлениям. К настоящему времени Державинский университет предлагает 28 программ профессиональных проб. Так, в 2016-2017 уч. году более 500 школьников посетили университет для прохождения профессиональных проб. В 2017-2018 уч. году в двух потоках вуз принял 1378 школьников. В 2018-2019 уч. году университет принял более 1500 учащихся по программам профессиональных проб. В 2019-2020 уч. году планируется расширения линейки предлагаемых программ.

2. Образовательные экскурсии в Державинском университете В начале 2017 г. в ТГУ имени Г. Р. Державина был дан старт проекту «Образовательные экскурсии в Державинском университете». Образовательные экскурсии дают возможность обучающимся познакомиться с историей Тамбовского государственного университета, многообразием профессий и направлений подготовки, предлагаемых в стенах Державинского университета. Маршруты проложены по залам, входящим в Музейно-выставочный комплекс ТГУ. Молодые люди также могут посетить Музей истории университета, Музей медицины, Музей геологии, Музей зоологии, Музей спорта, Литературный салон. Экскурсии в рамках естественнонаучного блока в рамках проекта проходят на базах Научно-исследовательского института «Нанотехнологии и наноматериалы» и естественнонаучных лабораторий университета. В проекте уже приняли участие учащиеся школ Тамбова и Кирсановского района.

SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

3. Декада профессиональной грамотности

Осенью 2016 г. Студенческий научный совет университета выступил с инициативой проведения Декады профессиональной грамотности для учащихся средних общеобразовательных школ г. Тамбова и области. Периодичность Декады - два раза в год. Каждый день Декады посвящен одной из сфер повседневной жизни человека, в которой современный гражданин страны должен хорошо разбираться (например, в рамках Декады выделяются «День правовой грамотности», «День медицинской грамотности», «День исторической грамотности», «День психологической грамотности», «День экономической грамотности» и т. п.). Программа каждого дня включает несколько этапов творческих мастерских длительностью 40 минут. Студенты в интерактивной форме рассказывают учащимся о том, как достижения науки оказывают влияние на повседневную жизнь. В качестве мест проведения выбираются площадки партнеров Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина - будущих работодателей. Проект «Декада профессиональной грамотности» ориентирован на популяризацию высшего образования среди учащихся школ [7-8].

4. Зимние /летние школы

Университетская база отдыха «Галдым» стала

традиционной площадкой для проведения профильных зимних и летних школ, активное участие в которых наряду со студентами принимают учащиеся школ Тамбова и области. Популярностью пользуются следующие сезонные школы: Международная школа-семинар по лингвистике, Языковая школа, Любимые экономические встречи, Школа права, Медиашкола, Социологическая школа. В рамках школы участники имеют возможность посетить тренинги и мастер-классы от ведущих преподавателей университета и специалистов-практиков, мероприятия по командообразованию, психологические тренинги и т. д.

5. Конкурсы, олимпиады, дополнительные баллы при поступлении

ТГУ имени Г. Р. Державина заинтересован в поиске талантливой молодежи и предоставлении им дополнительных возможностей при поступлении в вуз. В качестве инструментов поиска одаренных детей выступают олимпиады и конкурсы, проводимые университетом. Например, уже 20 лет Держа-винский университет проводит Межрегиональную многопрофильную олимпиаду школьников, которая дает возможность победителям и призерам получить дополнительные баллы к сумме ЕГЭ при по-

ступлении в вуз. Обращают на себя внимание и новые конкурсы для школьников: конкурс научных работ «Постигай науку» и конкурс научных работ «Выдающиеся юристы России», которые также прописаны в Правилах приема в вуз.

6. Державинский грант на обучение В 2017 г. по инициативе ректора ТГУ В. Ю. Стромова был учрежден «Державинский грант», который дает право поступления за средства вуза или право скидки на отдельные направления подготовки, не получивших поддержку в рамках контрольных цифр приема. В 2017 г. в качестве таких направлений были определены «Актерское искусство», «Хореографическое искусство», «Физическая культура», 2018 г. - «Вокальное искусство», «Актерское искусство» и «Лингвистика», в 2019 г. - «Вокальное искусство», «Актерское искусство» и «Социально-культурная деятельность».

7. Хочу быть студентом Державинского университета В 2016 и 2017 гг. в рамках Неформальных встреч абитуриентов с ректором Державинского университета проходил розыгрыш «студенческих билетов на один день», который давал право школьникам 9-11 классов провести «тест-драйв» интересующих их учебных подразделений вуза. В дальнейшем, многие из участников этого проекта стали студентами университета.

8. KIDS Университет (Детский университет) Идея ранней профориентации реализуется вузом в рамках проекта «KIDS Университет», старт которому был дан в 2018 г. Он рассчитан на учащихся 5-7-х классов. «KIDS Университет» призван познакомить школьников с современными научными достижениями, дать возможность выйти за рамки школьной программы, реализовать свой творческий потенциал. Занятия на бесплатной основе проводятся как в стенах вуза в формате лекций и мастер-классов, а также в выездном формате [1].

В статье рассмотрена уровневая модель профориентационной работы в университете, предполагающая уровни образовательной программы; кафедры; института / факультета; университета. Следует отметить значение именно университетского уровня профессиональной ориентации [9], от которого во многом зависит как успех приемной компании, так и состояние имиджа университета. ТГУ имени Г. Р. Державина постоянно работает над расширением проф-ориентационного инструментария, ориентированного на разные целевые аудитории.

Литература

1. Прохоров А. В. Детский университет как инструмент ранней профориентации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2018. Т. 4. № 13. С. 25-30.

2. Заливанский Б. В., Самохвалова Е. В. Проблемы организации профориентационной работы в университете // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 64-70.

3. Фирсова И. А. Профориентационная работа в системе развития образования: опыт работы финансового университета // Управленческие науки в современном мире. 2015. Т. П. № 1. С. 4-7.

4. Прохоров А. В. Специальное событие как инструмент продвижения образовательных услуг // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 4 (132). С. 49-53.

5. Школьникам помогут выбрать профессию. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3579766

6. Стронгин Р. Г., Чупрунов Е. В. Университет как центр сети профориентации и социализации личности // Высшее образование в России. 2017. № 2. С. 5-14.

7. Стромов В. Ю., Сысоев П. В. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Высшее образование в России. 2017. № 10. С. 75-82.

8. Стромов В. Ю., Сысоев П. В. Основные векторы развития студенческой науки в Тамбовском государственном университете им. Г. Р. Державина на современном этапе // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. Вып. 5 (169). С. 7-17.

9. Прохоров А. В., Жмырева Н. А. Профориента-ционная работа в университете: традиционные и новые формы взаимодействия со школьниками // Социально-экономические явления и процессы. 2018. Т. 13. № 103. С. 73-76.

References

1. Prokhorov А. V. Detskij universitet kak instrument rannej proforientatsii [Children's University as a tool of early vocational guidance] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Obshchestvennye nauki. - Tambov University Review. Series: Social Sciences. 2018, vol. 4, no. 13, pp. 25-30. (In Russian).

2. Zalivanskij B. V., Samokhvalova E. V. Problemy organizatsii proforientatsionnoj raboty v universitete [Prob-

lems of organization of vocational guidance work at the university] // Vyssheye obrazovaniye v Rossii. - Higher education in Russia. 2014, no. 7, pp. 64-70. (In Russian).

3. Firsova I. A. Proforientatsionnaya rabota v sisteme razvitiya obrazovaniya: opyt raboty finansovogo universiteta [Career Guidance in the Educational Development System: Experience of the Financial University] // Upravlencheskiye nauki v sovremennom mire. - Management Sciences in the Modern World. 2015, vol. II, no. 1, pp. 4-7. (In Russian).

4. Prokhorov A. V. Spetsial'noye sobytiye kak instrument prodvizheniya obrazovatel'nykh uslug [Special event as a tool to promote educational services] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. - Tambov University Review. Series: Humanities. 2014, no. 4 (132), pp. 49-53. (In Russian).

5. Shkol'nikam pomogut vybrat' professiyu [Students will be helped to choose a profession]. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3579766

6. Strongin R. G., Chuprunov E. V. Universitet kak tsentr seti proforientatsii i sotsializatsii lichnosti [University as the center of the network of career guidance and socialization of the individual] // Vyssheye obrazovaniye v Rossii. - Higher education in Russia. 2017, no. 2, pp. 5-14. (In Russian).

7. Stromov V. Yu., Sysoev P. V. Model' organizatsii nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov v vuze [Model of organization of research activities of students in higher education institution] // Vyssheye obrazovaniye v Rossii. - Higher education in Russia. 2017, no. 10, pp. 75-82. (In Russian).

8. Stromov V. Yu., Sysoev P. V. Osnovnye vektory razvitiya studencheskoj nauki v Tambovskom gosudar-stvennom universitete im. G. R. Derzhavina na sovremennom etape [The main vectors of student science development at Derzhavin Tambov State University at the modern stage] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. - Tambov University Review. Series: Humanities.

2017, vol. 22, issue 5 (169), pp. 7-17. (In Russian).

9. Prokhorov A. V., Zhmyreva N. A. Proforientatsionnaya rabota v universitete: traditsionnye i novye formy vzaimodejstviya so shkol'nikami [Vocational guidance work at the university: traditional and new forms of interaction with schoolchildren] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. - Social-economic phenomena and processes.

2018, vol. 13, no. 103, pp. 73-76. (In Russian).

* * *

LEVEL MODEL OF VOCATIONAL GUIDANCE WORK OF DERZHAVIN TAMBOV STATE UNIVERSITY

PROKHOROV ANDREY VASILYEVICH

Derzhavin Tambov State University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: proh_and@rambler.ru

The author devoted the article to the problem of new approaches in career guidance work, factors stimulating the search for new tools of interaction with schoolchildren, the use of marketing complex tools. The article describes

SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

the level model of career guidance work on the example of experience of Derzhavin Tambov state University. Within the framework of the university, vocational guidance covers the following levels: the level of the educational program; the level of the department; institute/faculty level; university level. The author characterized main vocational guidance projects implemented at the university level: «I choose Derzhavinsky!», «Educational excursions at the Derzhavin University », «Decade of professional literacy» etc. As a tool to support specialties and training areas where there are no budgetary places, the Grant for Training, established at the initiative of the Rector of the University, is a tool. Early career guidance (target audience - students of grades 5-8) is within the framework of the project KIDS University (Children's University).

Key words: professional orientation, university, event promotion, educational services, applicant, early career guidance

Об авторе:

Прохоров Андрей Васильевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной социологии, директор Центра маркетинга образовательных услуг Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

About the author:

Prokhorov Andrey Vasilyevich, Candidate of Philology, Associate Professor of the Theoretical and Applied Sociology Department, Director of the Center for Marketing of Educational Services, Derzhavin Tambov State University, Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.